СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа к учебнику Рудзитиса 2 часа в неделю, всего 68 часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 9 класс»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по химии ориентирована на обучающихся 9 класса, разработана на основе следующих документов:


  1. Основной образовательной программы ООО МБОУ «Доманичская ООШ», утверждённой приказом №55 от 30.08.2015 (с изменениями и дополнениями, утверждёнными приказом по МБОУ «Доманичская ООШ» от 29.08.2018г. №65).

2. Примерной программы основного общего образования по химии

3. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. - М.: Просвещение, 2008.

полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

4. Учебника «Химия 8 класс» / Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2010.




Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:



  1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"


  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 с изменениями от 29 декабря 2014 г. №1644


  1. Приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»


  1. СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993)


5. Федерального перечня учебников, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях на 2018/19 учебный год. Введен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26.01.2017 г. N 15 (с изменениями от 05.06.2017 № 629) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего".

6. Приказа Департамента образовании и науки Брянской области от 27.04.18 г. №4118-04-О «О примерном учебном плане 5 – 9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2018-2019 учебный год»



7. Устава МБОУ «Доманичская ООШ», утверждённым Постановлением администрации Почепского района от 21.12.2015 г. №80, изменениями и дополнениями от 12.10.2017 г. №787 и от 22.03.2018 г. №189.


8. Учебного плана МБОУ «Доманичская ООШ» на 2018-2019 учебный год, утвержденного приказом № 63 от 29 августа 2018 г.

9. Календарного учебного графика МБОУ «Доманичская ООШ», утвержденного приказом №64 от 29 августа 2018 г.


В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение химии в 9 классе выделяется 68 часов из федерального компонента (2 ч в неделю)

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент,
производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; •

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с
возникающими жизненными потребностями;

воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов
естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной
жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Задачи:

- освоить теоретические знания;

- уметь применять теоретические знания при выполнении практических заданий;

- уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы;

- уметь находить, в процессе работы, рациональные способы решения

Общая характеристика учебного предмета

Весь теоретический материал курса химии для основной школы структурирован по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков в авторских программах направлено на достижение целей химического образования.

В курсе 9 класса учащиеся изучают теорию электролитической диссоциации, окислительно-восстановительные реакции, некоторые вопросы общей химии (закономерности протекания химических реакций), углубляют знания по теме «Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева» на примере характеристик подгрупп некоторых элементов. Продолжается изучение основных законов химии (закон Авогадро), отрабатываются навыки в выполнении практических работ и решении качественных и расчетных задач. Фактологическая часть программы включает первоначальные сведения об органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в органическом мире.


Рабочая программа рассчитана на 68 часов в 9 классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 5 часов, практических работ - 7 часов.


Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля.

Промежуточная аттестация и итоговая контрольная работа проводится согласно локальному акту образовательного учреждения в форме текстовых письменных работ, а стартовая и контрольная работа №5 - в форме теста.

При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных форм.

Распределение часов по темам составлено по авторской программе.

Формулировка названий разделов и тем - соответствует авторской программе.



Включены элементы содержания (авторская программа):

  1. Гидролиз солей.

  2. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы.

  3. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

  4. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III)

  1. Полимеры - высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливиншхлорид. Применение полимеров.

  1. Минеральные удобрения

  2. Сероводородная и сернистая кислоты и их соли.

  3. Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятия о циклических углеводородах


Тема урока совпадает с названием параграфа учебника, кроме уроков:


  • «Сущность процесса электролитической диссоциации» - в учебнике, «Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы» - в авторской программе.

  • «Диссоциация кислот, щелочей и солей» - в учебнике, «Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей» - в авторской программе.

  • «Соединения железа» - в учебнике, «Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III)» - в авторской программе.

  • «Органическая химия» - в учебнике, «Первоначальные сведения о строении органических веществ» - в авторской программе.

  • «Жиры» - в учебнике, «Жиры - продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот»

  • «Аминокислоты. Белки» - в учебнике, «Белки - биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах»

«Лекарства» - в учебнике, «Химия и здоровье. Лекарства»

Все демонстрации, лабораторные опыты и практические занятия взяты из Примерной программы.


Кроме того, увеличена практическая часть (по сравнению с Примерной программой): лабораторные опыты и демонстрации № 1,2,3,7,8,11,12,18,19 соответствуют авторской программе.

На основании того, что рабочая программа была составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской, были внесены следующие изменения:

в примерную: включены (взяты из авторской программы):

  1. Гидролиз солей.

  2. Минеральные удобрения

  3. Стекло. Цемент.

  4. Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятия о циклических углеводородах

  5. Природные источники углеводородов, их значимость. Защита атмосферного воздуха от загрязнений

Расширена практическая часть за счет увеличения лабораторных опытов:

2.Реакции обмена между растворами электролитов

  1. Взаимодействие солей аммония со щелочами (распознавание солей аммония).

  2. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

  3. Этилен, его получение, свойства

Демонстраций:

1. Испытание веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.

1.Аллотропия кислорода - озон.

  1. Ознакомление с образцами природных силикатов.

  1. Ознакомление с видами стекла.

и практических работ:


  1. Практическая работа №4 «Определение минеральных удобрений» отсутствует в Примерной программе, но является очень важной с практической точки зрения, особенно для сельских школьников.

  2. В Примерной программе определены практические занятия «Изготовление моделей углеводородов», в авторской они заменены на демонстрации моделей молекул органических веществ.

3. Практические занятия «Знакомство с образцами лекарственных препаратов» и «Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены» в авторской программе отсутствуют, в рабочей программе - демонстрация.

Все изменения, внесенные при составлении рабочей программы, выделены курсивом с подчеркиванием.


Тематика и количество лабораторных и практических работ соответствуют Примерной программе по химии основного общего образования (базовый уровень).

В рабочей программе курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме текущего, рубежного и итогового контроля.

Учет межпредметных связей в преподавании неорганической химии позволяет более рационально использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием. Межпредметные связи прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) между химией и другими курсами. Курс неорганической химии 8 и 9 класса опирается в большей степени на знание курса алгебры, физики, биологии.

Перечисленные науки дают для химии следующие понятия:

Алгебра:

Расчетные задачи (вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле; вычисление массовой доли элемента в химическом соединении; составление формул соединений по валентности;

вычисления по химическим уравнениям массы и количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и другие вычисления). Изучение данных тем предполагает наличие математических знаний у учащихся. Физика:

Вещества и их свойства. Закон Авогадро. Закон сохранения массы веществ.

Физические свойства веществ, агрегатное состояние изучаются в темах: «Кислород и сера»; «Азот и фосфор»; «Углерод и кремний».

Тепловой эффект химических реакций (эндо- и экзотермические реакции). Физические явления. Молекулы и атомы. Атомно-молекулярное учение. Строение атома. Кристаллические решетки. Биология:

Физические и химические явления.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Круговорот углерода, азота в природе.

Жиры.

Белки.

Углеводы.

Химия и здоровье.

Химия и жизнь.

Гормоны.

История:

Вклад ученых разных стран в становление химии как науки.














Содержание учебной программы


Неорганическая химия

Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 ч)

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.

Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение Ионов в электрическом поле.

Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

Тема 2. Кислород и сера (9 ч)

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы(1У). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы(У 1). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.

Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе. Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.


Тема 3. Азот и фосфор (10 ч)

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(П) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты. Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(У). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения.

Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.

Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями

Практические работы

  • Получение аммиака и изучение его свойств.

  • Определение минеральных удобрений.


Тема 4. Углерод и кремний (7 ч)


Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе. Кремний. Оксид кремния(ГУ). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.

Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат-ионы.

Практическая работа. Получение оксида углерода(1У) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.


Тема 5. Общие свойства металлов (14 ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений. Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в пер'иодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость йоды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(П) и железа(Ш).

Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа(П) и железа(Ш) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.

Практические работы

  • Решение экспериментальных задач по теме «Элементы 1А—Ш А-групп периодической таблицы химических элементов».

  • Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.


ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (2 ч)

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.


Тема 7. Углеводороды (4 ч)


Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение. Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.

Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки.

Лабораторные опыты. Этилен, его получение, свойства. Ацетилен, его получение, свойства. Расчетная задача. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.


Тема 8. Спирты (2 ч)

Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.

Демонстрации. Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты.


Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (3 ч)

Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение. Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.

Жиры — продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.

Демонстрации. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.


Тема 10. Углеводы (2ч)

Глюкоза, сахароза — важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.

Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.

Демонстрации. Качественные реакции на глюкозу и крахмал.


Тема 11. Белки. Полимеры (5 ч)

Белки — биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятия о ферментах и гормонах.

Полимеры — высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров. Химия и здоровье. Лекарства.

Демонстрация. Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ


В результате изучения химии в 9 классе ученик должен

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; уметь

называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.

Тема 1. Электролитическая диссоциация

Учащиеся должны знать:

  1. определение электролитов и неэлектролитов, электролитической диссоциации;

  2. определения «основание», «кислота», «соль» - в свете теории электролитической диссоциации;

  3. определение «степень ЭЛД»;

  4. определение реакций ионного обмена, условий осуществления данных реакций;

  5. определение окислительно - восстановительных реакций, окислителя, восстановителя;

6. определение гидролиза солей.
Уметь:

1. объяснять механизм электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью;

  1. записывать уравнения диссоциации кислот, оснований и солей;

  2. сравнивать по строению и свойствам ионы и атомы;

  3. составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций;

  4. выполнять опыты по проведению реакций ионного обмена, делать выводы;

  1. определять с помощью расчетов вещество, данное в избытке, и проводить вычисления массы, объема или количества вещества продукта реакции по данному исходному веществу;

  2. определять окислительно - восстановительные реакции, составлять схему электронного баланса, расставлять коэффициенты, используя метод электронного баланса;

  3. применять полученные знания, умения и навыки при решении тренировочных заданий и упражнений.

Тема 2. Кислород и сера

Учащиеся должны знать:

  1. определение аллотропии и аллотропных видоизменений, причины аллотропии;

  2. физические свойства серы и области ее применения;

  1. строение и свойства оксидов серы, сероводорода, сернистой и серной кислот, области их применения;

  1. качественную реакцию на сульфат - ион;

  2. определение скорости химических реакций;

6. зависимости скорости реакции от различных условий.
Уметь:

  1. давать характеристику главной подгруппы по плану;

  2. сравнивать простые вещества, образованные элементами главной подгруппы 6 группы;

  3. указывать причины их сходства и отличия;

  1. доказывать химические свойства серы и ее важнейших соединений, записывая уравнения реакций в молекулярном, ионном и окислительно - восстановительном видах;

  1. объяснять влияние различных факторов на скорость химической реакции;

  2. решать задачи;

  1. применять полученные знания, умения и навыки при решении тренировочных заданий и упражнений.


Тема 3. Азот и фосфор

Учащиеся должны знать:

  1. физические и химические свойства азота;

  2. строение молекулы аммиака, физические и химические свойства, производство;

  3. строение, свойства и применение азотной кислоты, особые свойства, химизм производства;

  4. состав, строение, свойства и применение солей аммония и нитратов;

  1. характеристику фосфора как химического элемента и простого вещества, строение и свойства соединений фосфора, применение минеральных удобрений.

Уметь:

  1. давать характеристику подгруппы азота, исходя из положения в ПС и строения атома, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, учитывая закономерности протекания окислительно - восстановительных реакций;

  2. доказывать химические свойства аммиака;

  3. определять массовую (объемную) долю выхода продукта реакции от теоретически возможного (решать задачи).

4. доказывать общие и особенные свойства солей на примере солей аммония и нитратов


Тема 4. Углерод и кремний

Учащиеся должны знать:

  1. общую характеристику элементов подгруппы углерода, исходя из положения в ПС и строения атома; понятие адсорбции, применение углерода и кремния;

  1. состав, строение, свойства, применение оксидов углерода и оксида кремния;

3. состав, строение, свойства, применение угольной и кремниевой кислоты, их солей.
Уметь:

  1. сравнивать по строению и свойствам углерод и кремний, исходя из положения в ПС и строения атома, записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства углерода в молекулярном и окислительно - восстановительном виде;

  2. сравнивать строение и свойства оксидов углерода и кремния, указывать причины сходства и отличия;

  3. доказывать химические свойства угольной и кремниевой кислот и их солей, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде;

  4. решать расчетные задачи на вычисление массы (объема) продукта реакции по указанной массе (объему) исходного вещества, одно из которых содержит примеси.


Тема 5. Общие свойства металлов Учащиеся должны знать:

  1. понятие металлической связи и металлической кристаллической решетки, физические свойства и способы получения металлов;

  2. состав, строение, свойства простых веществ, а также оксидов, оснований, солей металлов главных подгрупп 1-3 групп, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде;

  3. определение металлургии, способы промышленного получения металлов, роль русских ученых в развитии металлургии, понятия руды и пустой породы, основные стадии получения металлов.

Уметь:

  1. записывать уравнения реакций получения металлов с точки зрения ТЭД и учения об окислительно - восстановительных процессах;

  2. характеризовать металл по его положению в ПС и строению атома, химические свойства простого вещества и важнейших его соединений, записывая уравнения реакций в молекулярном и ионном виде;

  3. доказывать химические свойства оксидов, оснований и солей металлов главных подгрупп у железа, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.


Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах

Учащиеся должны знать:

1. определение органической химии, различия между органическими и неорганическими веществами,
особенности строения и свойств органических веществ;

2. основные положения теории А.М.Бутлерова (кратко).
Уметь:

  1. записывать структурные формулы органических веществ;

  2. определять изомеры, давать им названия.


Тема 7. Углеводороды

Учащиеся должны знать:

  1. определение углеводородов, их классификацию;

  2. некоторые свойства углеводородов;

3. иметь представление о природных источниках углеводородов.
Уметь:

  1. записывать структурные формулы органических веществ;

  2. определять изомеры, давать им названия;

  3. записывать некоторые уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства углеводородов (предельных и непредельных).


Тема 8. Спирты

Учащиеся должны знать:

1. определение одноатомных и многоатомных спиртов;

2. свойства и применение спиртов.
Уметь:

  1. записывать структурные формулы спиртов;

  2. называть некоторые спирты по систематической номенклатуре.


Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры

Учащиеся должны знать:

1. определение карбоновых кислот и жиров;

2. свойства и применение карбоновых кислот и жиров.
Уметь:

  1. записывать структурные формулы карбоновых кислот и жиров;

  2. называть некоторые карбоновые кислоты по систематической номенклатуре.


Тема 10. Углеводы

Учащиеся должны знать:

1. иметь общие понятия о глюкозе и сахарозе как важнейших представителях углеводов;

2. иметь общие понятия о свойствах и применении углеводов.
Уметь:

1. выполнять тренировочные упражнения по теме.


Тема 11. Белки Полимеры

Учащиеся должны знать:

  1. иметь общие понятия о белках;

  2. иметь общие понятия о полимерах на примере полиэтилена;

  3. иметь общие понятия о свойствах и применении белков и полимеров;'

4. общее представление о лекарствах и лекарственных препаратах.
Уметь:

1. выполнять тренировочные упражнения по теме.



7

Углеводороды

4

4


-

8

Спирты

2

2

-

-

9

Карбоновые кислоты. Жиры.

3

3

-

-

10

Углеводы.

2

2

-

-

11

Белки. Полимеры.

5

5

-

2


Итого

68

68

7

7



УМК


Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2010.-176 с.

а также методических пособий для учителя:

Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008. -56с.

Дополнительная литература для учителя

Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.

Рябов М. А. сборник задач и упражнений по химии. 9 класс. – М.: Экзамен, 2010. –285 с.


Дополнительная литература для учащихся

Габрусева Н.И. Химия: 9 кл.: рабочая тетр.: пособие для учащихся/ Н.И.Габрусева. – М.: Просвещение, 2008. – 95 с.


MULTIMEDIA – поддержка предмета

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2010 год

  2. Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория.

  3. CD-диски:

- Уроки химии с применением информационных технологий. Металлы. 9 класс.

Издательство «Планета», 2014 год

- Уроки химии. Неметаллы. 9 класс

Издательство «Планета», 2014 год

- Мастер-класс учителя химии. Выпуск 2. Химия элементов.

Издательство «Планета», 2014 год

- Мастер-класс учителя химии. 8-11 классы

Издательство «Планета», 2014 год

- Мастер-класс учителя химии. Выпуск 3.

Издательство «Планета», 2014 год

- Электронное приложение к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. Химия 9 класс.

Издательство «Просвещение», 2011 год




















Тематическое планирование



П\П

Наименование раздела. Тема урока




Вид учебной деятельности

Количество часов

Содержание и форма контроля знаний ОУУН и СД, УУД


Дата

1.

Электролитическая диссоциация. Сущность процесса электролитической диссоциации

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Вид контроля: выборочный Метод контроля: УО, беседа Измерители: §1, упр. 1-6, с. 13



2.

Диссоциация кислот, щелочей, солей

Комбинированный

1

Вид контроля: текущий, массовый Метод контроля: письменная CP Измерители: §2; упр.7 стр.13



3.

Сильные и слабые электролиты.

Степень

диссоциации

Комбинированный

1

Вид контроля: выборочный Метод контроля: УО, беседа



4.

Реакции ионного обмена

Урок изучения и первичного закрепления полученных знаний

1

Вид контроля: массовый Метод контроля: CP

Измерители: §4; упр.З стр.22



5.

Реакции ионного обмена

урок закрепления знаний

1

Вид контроля: выборочный Метод контроля: УО, беседа, письменная CP




6.

Окислительно-восстановительные реакции

Урок изучения и первичного закрепления полученных знаний






1

Вид контроля: текущий выборочный Метод контроля: УО, фронтальная беседа Измерители: упр. 9,10, с. 13 l


7.

Окислительно-восстановительные реакции

Комбинированный

1

Вид контроля:

Тематический

массовый

Метод контроля:

письменная

самостоятельная

работа

Измерители:

§5, упр. 6-8, стр. 22




8.

Гидролиз солей

Комбинированный

1

Вид контроля: текущий выборочный Метод контроля: УО



9.

Практическая работа № 1 «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»

Практическая работа

1

Отчет о выполнении практической работы



10.

Контрольная работа

по теме «Электролитическая

диссоциация»

Контрольно-проверочный

1

Вид контроля: тематический массовый Метод контроля: письменная контрольная работа



11.

Положение кислорода и серы в периодической системе элементов, строение их атомов. Озон -аллотропная модификация кислорода

Урок изучения и первичного закрепления полученных знаний

1

Вид контроля: выборочный Метод контроля: устный опрос, работа с таблицей

Измерители: упр. 1,2, с.31



12.

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение.

урок комплексного применения ЗУН

1

Вид контроля: текущий, выборочный Метод контроля: фронтальный опрос Измерители: упр.5,6, с. 31



13.

Сероводород. Сульфиды.

комбинированный

1


Вид контроля: текущий Метод контроля: CP, работа с учебником Измерители: упр. 1,2, с.34



14.

Сернистый газ. Сернистая кислота и ее соли.

урок комплексного применения ЗУН

1

Вид контроля: текущий, выборочный Метод контроля: устный опрос, работа с таблицей Измерители: упр.3-5, с.34



15.

Оксид серы (VI). Серная кислота

комбинированный

1

Вид контроля: текущий, выборочный Метод контроля: устный опрос



16.

Окислительные свойства концентрированной серной кислоты

урок закрепления знаний

1

Вид контроля: тематический массовый Метод контроля: письменная CP Измерители: упр. 1-4, с. 38



17.

Практическая работа № 2 «Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»

Практическая работа

1

Отчет о выполнении практической работы



18.

Понятие о скорости химических

реакций .

Катализаторы

комбинированный

1

Вид контроля: текущий Метод контроля: УО, беседа Измерители: упр.4,5, с. 42



19.

Решение расчетных задач Вычисление по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по известной массе , количеству вещества или объему одного из вступивших или получающихся в реакции веществ

урок комплексного применения ЗУН

1

Вид контроля: массовый тематический Метод контроля: письменное оформление работы Измерители: з.1,2. с. 38



20.

Тема урока:

Положение азота и фосфора в периодической таблице химических элементов. Азот. Физические и химические свойства азота. Применение.

урок комплексного применения ЗУН

1


Вид контроля: выборочный Метод контроля: устный опрос, работа с таблицей Измерители: упр.1, с. 52



21.

Тема урока:

Аммиак. Физические и химические свойства. Получение, применение.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Вид контроля: текущий Метод контроля: УО, беседа Измерители: упр.6-8., с. 52



22.

Практическая работа № 3 «Получение аммиака и изучение его свойств»

Практическая работа

1

Отчет о выполнении практической работы



23.




Соли аммония

Комбинированный

1

Вид контроля: выборочный Метод контроля: устный опрос, работа с таблицей Измерители: упр.9-11,с. 52



24.

Тема урока: Оксиды азота (II, IV)

комбинированный

1

Вид контроля: выборочный, текущий Метод контроля: ответы на вопросы Измерители:













































































































































































































































































































































25.


Азотная кислота и ее соли.


комбинированный


1


Вид контроля: выборочный, текущий Метод контроля: УО

Измерители: упр.7-9, с.59


26.

Окислительные свойства азотной кислоты

урок комплексного применения ЗУН

1

Вид контроля: массовый, тематический Метод контроля: CP


27.

Тема урока: Фосфор

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Вид контроля: выборочный, текущий Метод контроля: УО

Измерители: упр. 1-4, с.70


28.

Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения.

комбинированный

1

Вид контроля: выборочный, текущий Метод контроля: УО

Измерители: упр.5,6, с. 70


29.

Тема урока:

Практическая работа № 4 «Определение минеральных удобрений»

Практическая работа

1


Отчет о выполнении практической работы


30.

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода.

Урок комплексного применения ЗУН

1

Вид контроля:

тематический

массовый

Метод контроля:

письменная

контрольная работа

Измерители:


31.

Химические свойства углерода. Адсорбция.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Вид контроля: выборочный Метод контроля: фронтальная беседа Измерители: упр. 7-8, с.90


32.

Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм.

Комбинированный урок

1

Вид контроля: массовый, тематический Метод контроля: CP

Измерители: Упр.12-14 с.90


33.

Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли.

Комбинированный урок

1

Вид контроля: текущий Метод контроля: УО

Измерители: упр.22-23, с. 90


34.

Практическая работа № 3 «Получение оксида углерода(1У) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.»

Урок комплексного применения ЗУН

1

Вид контроля: тематический массовый Метод контроля: письменное оформление работы Измерители: с.102


35.

Кремний и его соединения. Стекло. Цемент.

Комбинированный урок

1

Вид контроля: текущий Метод контроля: УО

Измерители: упр.3,4, с. 100









36.

Контрольная работа № 2 по темам «Кислород и сера», «Азот и фосфор», «Углерод и кремний».

Контрольно-

проверочный

1

Вид контроля: тематический массовый Метод контроля: письменная контрольная работа Измерители: РТ с.45-46


37.

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Вид контроля: текущий Метод контроля: УО


38.

Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов

Комбинированный урок

1

Вид контроля: текущий Метод контроля: УО

Измерители: упр.5-9, с. 112


39.

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.

Комбинированный урок

1

Вид контроля: массовый, тематический Метод контроля: CP

Измерители: упр.10-12,с. 112


40.

Сплавы.

Комбинированный урок

1

Вид контроля: текущий Метод контроля: УО


41.

Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Вид контроля: текущий Метод контроля: тест

Измерители: упр.5,6,8, с.118


42.

Щелочноземельные металлы. Нахождение в природе. Кальций и его соединения.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Вид контроля: массовый, тематический Метод контроля: CP

Измерители: упр.13,14,с. 125


43.

Жесткость воды и способы ее устранения.

Урок комплексного применения ЗУН

1

Вид контроля: текущий Метод контроля:

УО -

Измерители:






упр.8,9с. 130


44.

Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Вид контроля:

массовый,

тематический

Метод контроля:

диктант

Измерители:

упр.7,8, с. 135


45.

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Комбинированный урок

1

Вид контроля: текущий Метод контроля: УО


46.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IA—ША-групп периодической таблицы химических элементов».

Урок комплексного применения ЗУН

1

Вид контроля: тематический массовый Метод контроля: письменное оформление работы Измерители: с.136-137


47.

Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Вид контроля: массовый Метод контроля: УО, CP Измерители: РТ с.48-49


48.

Оксиды, гидроксиды и соли железа(Н) и железа(Ш).

Комбинированный урок

1

Вид контроля: текущий, выборочный Метод контроля: УО

Измерители:

РТс. 65 упр. 156-158


49.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Урок комплексного применения ЗУН

1

Вид контроля: тематический массовый Метод контроля: письменное оформление работы


50.

Контрольная работа № 3 по теме «Общие свойства металлов».

Контрольно-проверочный

1

Вид контроля: тематический массовый Метод контроля: письменная контрольная работа


51.

Тема урока: Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Вид контроля: текущий, выборочный Метод контроля: фронтальная беседа Измерители: упр.6-8, с. 163


52.

Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Вид контроля: текущий Метод контроля: фронтальная беседа Измерители: РТ,упр. 161, 167 с. 66-69


53.

Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.

Комбинированный урок

1

Вид контроля: текущий Метод контроля: фронтальная беседа Измерители: упр.4-7, с. 173


54.

Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение.

Комбинированный урок

1

Вид контроля: текущий Метод контроля: УО

Измерители: упр. 11-13, с.173


55.

Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятие о циклических углеводородах.

Комбинированный урок

1

Вид контроля: текущий Метод контроля: УО

Измерители: упр. 11-13, с.173


56.

Природные источники углеводородов. Природный газ. Нефть. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

Комбинированный урок

1

Вид контроля: текущий Метод контроля: фронтальная беседа Измерители: упр.14-15, с.173


57.

Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.

Комбинированный урок

1

Вид контроля: текущий, массовый ,Метод контроля: фронтальная беседа Измерители: РТ:№ 170-171 с. 69


58.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.

Комбинированный урок

1

Вид контроля: массовый, тематический Метод контроля: CP

Измерители: РТ с. 75-76


59.

Муравьиная и уксусная кислоты. Применение.

Комбинированный урок

1

Вид контроля: текущий Метод контроля: УО








60.

Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота

Комбинированный урок

1

Вид контроля: текущий, массовый Метод контроля: фронтальная беседа


61.

Жиры. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме

Комбинированный урок

1

Вид контроля: текущий, массовый Метод контроля: фронтальная беседа


62.

. Глюкоза, сахароза. Нахождение в природе. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.

Комбинированный урок

1

Вид контроля: текущий, массовый Метод контроля: фронтальная беседа


63.

Крахмал, целлюлоза - природные полимеры. Применение.

Комбинированный урок

1

Вид контроля: текущий, массовый Метод контроля: фронтальная беседа


64.

Белки — биополимеры. Состав белков. Роль белков в питании.

Понятие о ферментах и гормонах.

Комбинированный урок

1

Вид контроля: текущий, массовый Метод контроля: фронтальная беседа


65.

Полимеры - высокомолекулярные соединения. Полиэтилен Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение

Комбинированный урок

1

Вид контроля: текущий, массовый Метод контроля: фронтальная беседа


66.

Химия и здоровье. Лекарства.

Урок обобщения и

систематизации

знаний

1

Вид контроля: текущий, массовый Метод контроля: фронтальная беседа


67.

Контрольная работа по теме «Органическая химия»

Контрольно-проверочный

1

1



68.

Анализ контрольной работы.

Повторение изученного материала.

Урок обобщения и

систематизации

знаний

1





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!