СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

програииа разработана с учетом  требований ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 9 класс»

Рабочая программа по химии реализуется в МКОУ СОШ №105 г.Купино,Купинского района Новосибирской области

2018-2019 учебный год

9 класс

Планируемые результаты освоение учебного предмета


Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

1) сформированность чувства гордости за российскую химическую науку на основе сведений о достижениях современной отечественной науки, истории великих научных открытий, совершенных российскими учеными – М.В. Ломоносовым, Д.И. Менделеевым, Н.Н. Бекетовым и др. (Л1)1

2) сформированность ответственного отношения к учению, значению саморазвития и самосовершенствования в собственном профессиональном и личностном становлении на примере характеристики личностных качеств и деятельности выдающихся ученых химиков; (Л2)

  1. сформированность ответственного отношения к осознанному выбору индивидуальной образовательной и профессиональной траектории на основе сведений о значении и перспективах развития химической науки и востребованности профессий, связанных с химией; (Л2)

  2. сформированность целостного мировоззрения в результате оперирования общенаучными понятиями и методами научного познания, интерпретации химических объектов и процессов на основе многочисленных межпредметных связей, установления взаимосвязи между теоретическими положениями науки химии и ее достижениями, обеспечивающими существование современной цивилизации; (Л3)

  3. сформированность уважительного отношения к другому человеку, иному мнению на примере становления научных теорий и учений в истории химии, сведений о научных спорах известных ученых химиков; (Л4)

  4. готовность к решению творческих задач, оцениванию ситуации, собственных поступков и оперативного принятия решения, нахождения адекватных способов поведения и взаимодействия со сверстниками и учителем во время учебной, игровой и проектной деятельности; (Л5, Л6, Л7)

  5. осознанность ценности здорового и безопасного образа жизни, разрушительных последствий воздействия физиологически активных веществ на организм, осознание необходимости индивидуального и коллективного безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, соблюдения техники безопасности при работе в химической лаборатории; (Л8)

  6. формирование основ экологической и потребительской культуры на основе экологически ориентированной рефлексивно-оценочной деятельности в процессе выполнения контекстных заданий с химическим содержанием; (Л9)

  7. осознание значения и ценности семьи на примере роли семейных взаимоотношений в становлении творческой личности выдающихся ученых химиков и результативности их научной деятельности; (Л10)

  8. развитие эстетического восприятия окружающего мира через осознание роли химии в создании произведений искусства, понимания прекрасного (химия цвета, запаха, вкуса и т.д.) (Л11).


Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) овладение навыками самостоятельного целеполагания к организации учебной деятельности; (М1)2

2) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; (М2, М3, М4)

3) умение объективно осуществлять рефлексию собственной учебной деятельности; (М5)

4) понимание проблемы, умение формулировать вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, формулировать выводы и заключения; (М6)

5) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.; (М6)

6) умение воспринимать, систематизировать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными учебными задачами; (М7)

7) владение смысловым чтением, умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; (М8)

8) умение работать в группе и индивидуально, осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками и учителем; (М9)

9) умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; (М10)

10) умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Всемирной сети Интернет; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики; (М11)


Предметными результатами по химии являются :

Тема :Введение.

Общая характеристика химических элементов и химических реакций

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Учащийся научиться:

• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

• составлять формулы веществ по их названиям;

• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами 2 и 3 периодов;

  • называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных, амфотерных;

  • называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;

• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

  • определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

  • составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;

  • проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;

• объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

  • называть признаки и условия протекания химических реакций;

  • устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена; 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

• называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;

• называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;

Записывать схему строения атомов элементов, сравнивать свойства простых веществ, образованных элементами одного периода, одной главной подгруппы.

Составлять генетический ряд для переходных элементов, определять степень окисления элемента в соединении, характеризовать свойства оксидов и гидроксидов цинка или алюминия

Сравнивать свойства химических элементов по положению в ПСХЭ и строению атома.

записывать уравнения химических реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде, составлять электронный баланс для окислительно-восстановительных реакций.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

• применять знания о закономерностях Периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

• проявлять информационную компетентность через углубление знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

Тема .Металлы

Учащийся научиться:

Объяснять положение металлов в П.С.;    металлическая связь, металлическая  кристаллическая решетка;

физические свойства металлов.

общие химические свойства Ме: взаимодействие с НеМе, водой, кислотами, солями.

классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов, характеристику физических свойств металлов.

основные способы получения Ме в промышленности.

 важнейшие соединения щелочноземельных металлов

химические свойства алюминия,  железа.

объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;

характеризовать строение и общие свойства металлов;

описывать свойства высших оксидов элементов-металлов и соответствующих им оснований;

описывать реакции восстановления металлов из их  оксидов;

 характеризовать условия и способы предупреждения   коррозии металлов;

характеризовать свойства и области применения металлических сплавов;

 составлять схемы строения атомов элементов-металлов лития, натрия, магния, алюминия, калия, кальция);

 объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;

характеризовать химические свойства металлов и их соединений;

описывать связь между составом, строением, свойствами  веществ-металлов и их  применением;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с Ме, экологически грамотного поведения в окружающей среде, критической оценки информации о веществах, используемых в быту

записывать уравнения реакций взаимодействия с НеМе, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения Ме для характеристики химических свойств

 описывать свойства и области применения различных металлов и сплавов

составлять схему строения атома железа;

записывать уравнения реакций химических свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления;

определять соединения, содержащие ионы Fe2+  и  Fe3+ с помощью качественных реакций

Уметь вычислять массовую и объемную доли выхода продукта реакции, практический объем или практическую массу по заданной доле выхода продукта

Составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства металлов, решать расчетные задачи по теме «Металлы»

давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;

проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

применять знания о закономерностях Периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

  • выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду простое вещество — оксид — гидроксид соль;

  • характеризовать особые свойства концентрированных серной азотной и кислот;

  • приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе производства аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;

  • описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;

Тема. Неметаллы

Учащийся научиться:

Объяснять положение неметаллов в П.С. Д.И.Менделеева;

атомные характеристики  элементов-неметаллов, причины  и закономерности их изменения в периодах и группах;

особенности кристаллического строения неметаллов;

строение атомов-неметаллов, физические свойства.

строение атомов галогенов, степени окисления, физические и химические свойства.

  • -свойства серной кислоты в свете представлений ТЭД;

  • -окислительные свойства конц. серной кислоты в свете ОВР;

  • -качественную реакцию на сульфат-ион.

  • -физические и химические свойства азота;

  • -круговорот азота в природе.

  • - строение молекулы аммиака;

  • -донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония;

  • -свойства аммиака;

  • -способы получения и распознавания аммиака

  • - свойства кислородных соединений азота и азотной кислоты как окислителя.

  • - характеризовать свойства углерода и элементов подгруппы углерода

  • - свойства, значение соединений углерода и кремния в живой и неживой природе.

  • -составлять схемы строения атомов химических элементов -неметаллов; 

  • -давать характеристику элементам-неметаллам на основе их положения в ПСХЭ;

  • -объяснять сходство и различие в строении атомов элементов-неметаллов;

  • объяснять закономерности  изменения свойств химических элементов-неметаллов;

  • - характеризовать химические элементы-неметаллы малых периодов;

  • описывать свойства высших оксидов химических элементов-неметаллов малых периодов, а также  общие свойства  соответствующих им кислот;

  • -сравнивать неметаллы с металлами

  • - составлять схемы строения атомов галогенов;

  • -на основании строения атомов объяснять изменение свойств галогенов в группе;

  • -записывать уравнения реакций с точки зрения ОВР

  • -характеризовать химические элементы подгруппы серы;

  • -записывать уравнения химических реакций в молекулярном и с точки зрения ОВР

  • - описывать свойства аммиака с точки зрения ОВР и его физиологическое воздействие на организм

  • - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • -получать и собирать аммиак;

  • -распознавать опытным путем аммиак

  • -  составлять схемы строения атомов элементов подгруппы углерода

  • - составлять формулы соединений углерода и кремния, иллюстрирующие свойства карбонатов и силикатов

  • -распознавать растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы и ионы аммония;

  • описывать химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов, способы защиты от загрязнений

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Проводить расчеты питательной ценности удобрений.

Составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства неметаллов, решать расчетные задачи.

Выпускник получит возможность научиться:

характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;

приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе производства аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;

описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе

следовать правилам пользования химической посудой, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению опытов;

выявлять при выполнении химического опыта признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

  • проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций;

осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

применять знания о закономерностях Периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

проявлять информационную компетентность через углубление знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

Тема. Органические вещества.

Учащийся научиться:

Объяснять причину многообразия органических веществ, составлять структурные формулы

Составлять формулы гомологов и изомеров алканов, алкенов, алкинов, спиртов(одноатомных, многоатомных) записывать уравнения реакций, характеризующих их свойства

Называть изученные вещества, записывать уравнения предельных одноосновных кислот, жиров, сложных эфиров.

Определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характеризовать химические свойства изученных органических соединений.

Записывать уравнения реакции поликонденсации, обнаруживать белки по цветным реакциям.

Выделять углеводы среди изученных органических веществ

Отличать реакции полимеризации от реакций поликонденсации

Выпускник получит возможность научиться:

прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

применять знания о закономерностях Периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

проявлять информационную компетентность через углубление знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

Тема.Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА)

Учащийся научится:

1.В познавательной сфере:

  • давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «валентность», «степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «амфотерность», «индикатор», «периодический закон», «периодическая таблица», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «химическая реакция», «химическое уравнение», «генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация», «скорость химической реакции»;

  • описать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;

  • описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

  • классифицировать изученные объекты и явления;

  • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

  • моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых молекул;

2. В ценностно - ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с

переработкой веществ;

  1. В трудовой сфере:

• проводить химический эксперимент;

  1. В сфере безопасности жизнедеятельности:

• оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

• химической символики: знаков химических элементов, формул химических веществ и уравнений химических реакций;

• важнейших химических понятий: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вешество. классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

• основных законов химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

• называть: химические элементы, соединения изученных классов;

• объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

•характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; химические свойства основных классов неорганических веществ;

• определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций

ионного обмена;

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

* вычислять: массовую долю химического элемента но формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.

  • положение металлов в П.С.;    металлическая связь, металлическая  кристаллическая решетка;

  • физические свойства металлов.

  •  общие химические свойства Ме: взаимодействие с НеМе, водой, кислотами, солями.

  • классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов, характеристику физических свойств металлов.

  • основные способы получения Ме в промышленности.

  •  важнейшие соединения щелочноземельных металлов

  • химические свойства алюминия,  железа.

  • объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;

  • характеризовать строение и общие свойства металлов;

  • описывать свойства высших оксидов элементов-металлов и соответствующих им оснований;

  • описывать реакции восстановления металлов из их  оксидов;

  •  характеризовать условия и способы предупреждения   коррозии металлов;

  • характеризовать свойства и области применения металлических сплавов;

  •  составлять схемы строения атомов элементов-металлов лития, натрия, магния, алюминия, калия, кальция);

  • объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;

  • характеризовать химические свойства металлов и их соединений;

  • описывать связь между составом, строением, свойствами  веществ-металлов и их  применением;

  • -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с Ме, экологически грамотного поведения в окружающей среде, критической оценки информации о веществах, используемых в быту

  • записывать уравнения реакций взаимодействия с НеМе, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения Ме для характеристики химических свойств

  •  описывать свойства и области применения различных металлов и сплавов

  • составлять схему строения атома железа;

  • записывать уравнения реакций химических свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления;

  • определять соединения, содержащие ионы Fe2+  и  Fe3+ с помощью качественных реакций

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем соединения металл.

  • положение неметаллов в П.С. Д.И.Менделеева;

  • атомные характеристики  элементов-неметаллов, причины  и закономерности их изменения в периодах и группах;

  • -особенности кристаллического строения неметаллов;

  • -строение атомов-неметаллов, физические свойства.

  • - строение атомов галогенов, степени окисления, физические и химические свойства.

  • -свойства серной кислоты в свете представлений ТЭД;

  • -окислительные свойства конц. серной кислоты в свете ОВР;

  • -качественную реакцию на сульфат-ион.

  • -физические и химические свойства азота;

  • -круговорот азота в природе.

  • - строение молекулы аммиака;

  • -донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония;

  • -свойства аммиака;

  • -способы получения и распознавания аммиака

  • - свойства кислородных соединений азота и азотной кислоты как окислителя.

  • - характеризовать свойства углерода и элементов подгруппы углерода

  • - свойства, значение соединений углерода и кремния в живой и неживой природе.

  • -составлять схемы строения атомов химических элементов -неметаллов; 

  • -давать характеристику элементам-неметаллам на основе их положения в ПСХЭ;

  • -объяснять сходство и различие в строении атомов элементов-неметаллов;

  • объяснять закономерности  изменения свойств химических элементов-неметаллов;

  • - характеризовать химические элементы-неметаллы малых периодов;

  • описывать свойства высших оксидов химических элементов-неметаллов малых периодов, а также  общие свойства  соответствующих им кислот;

  • -сравнивать неметаллы с металлами

  • - составлять схемы строения атомов галогенов;

  • -на основании строения атомов объяснять изменение свойств галогенов в группе;

  • -записывать уравнения реакций с точки зрения ОВР

  • -характеризовать химические элементы подгруппы серы;

  • -записывать уравнения химических реакций в молекулярном и с точки зрения ОВР

  • - описывать свойства аммиака с точки зрения ОВР и его физиологическое воздействие на организм

  • - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • -получать и собирать аммиак;

  • -распознавать опытным путем аммиак

  • -  составлять схемы строения атомов элементов подгруппы углерода

  • - составлять формулы соединений углерода и кремния, иллюстрирующие свойства карбонатов и силикатов

  • -распознавать растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы и ионы аммония;

  • описывать химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов, способы защиты от загрязнений

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Выпускник получит возможность научиться:


  • прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

  • выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду простое вещество — оксид — гидроксид соль;

  • характеризовать особые свойства концентрированных серной азотной и кислот;

  • приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе производства аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;

  • описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;

• следовать правилам пользования химической посудой, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению опытов;

  • выявлять при выполнении химического опыта признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

  • проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций;

  • приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

  • проводить опыты по распознаванию водных растворов кислот и щелочей с помощью индикатора;

проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ

осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

применять знания о закономерностях Периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

проявлять информационную компетентность через углубление знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

  • приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

  • прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия

Количество часов:

всего - 66, в неделю -2 часа.


Плановых контрольных уроков - 4, практических работ - 5


Планирование составлено на основе программы О.С. Габриеляна


Содержание учебного предмета.



Тема.Введение.

Общая характеристика химических элементов и химических реакций

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы.

Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.

Демонстрации. Различные формы таблицы Д. И.Менделеева. Модели атомов элементов 1—-го периодов. Модель строения земного шара (поперечный разрез). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»).

Лабораторные опыты 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2. Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И.Менделеева

Входной контроль

Тема .Металлы

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов.

Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов —оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. Взаимодействие железа с соляной кислотой. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.

Практические работы. 1. Осуществление цепочки химических превращений. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов.

Контрольная работа №1 по теме : Металлы»

Тема. Неметаллы

Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И.Менделеева,

особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».

Водород. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Получение и распознавание водорода. Качественная реакция на галогенид-ионы..  Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Лабораторные опыты.  Ознакомление с составом минеральной воды.  Свойства разбавленной серной кислоты. Изучение свойств аммиака. Распознавание солей аммония.  Горение фосфора на воздухе и в кислороде.  Распознавание фосфатов. Горение угля в кислороде. Переход карбонатов в гидрокарбонаты.  

Практические работы. 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5. Получение, собирание и распознавание газов.

Контрольная работа №2 по теме : Неметаллы»

Тема:Органические соединения (11часов)

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул углеводородов. Свойства глицерина. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. Взаимодействие крахмала с иодом.


Тема.Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА)

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона.

Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.

Итоговая контрольная работа за курс химии 9 класса

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тема

Кол-во

часов

Формы контроля

1.Введение

9

Входной контроль

2.Металлы

19

Контрольных работ -1

Практических работ -3

3.Неметаллы

23

Контрольных работ-1

Практических работ-2

4.Органические соединения

10


5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы

5

Контрольных работ-1







Календарно- тематическое планирование 9 класс

№ урока

Дата проведения урока

Тема

 урока

1


Тема:Введение.(9ч)

Общая характеристика химических элементов и химических реакций

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Инструктаж по технике безопасности.

2


Генетические ряды металлов и неметаллов

3


Переходные элементы

4


Периодический закон и система химических элементов Д. И. Менделеева

5


Входной контроль


6


Скорость химических реакций.

7


 Факторы, влияющие на скорость химической реакции

8


Обратимые необратимые реакции

9


Химическое равновесие и способы его смещения

10


Тема: Металлы(19ч) 

Положение металлов в Периодической   системе Д. И. Менделеева  особенности строения их атомов. Физические свойства металлов.

11


Сплавы

12


Химические  свойства металлов

13


Металлы в природе. Общие способы их получения.

14


Общее    понятие    о коррозии металлов

15


Общая характеристика элементов I A группы
Щелочные металлы.            

16


Соединения щелочных металлов.                              

17


Общая характеристика элементов IIA группы.        

18


Соединения 
металлов IIA группы.        

19


Алюминий, его физические и химические свойства

20


Соединения алюминия.    

21


Железо, его физические и химические свойства.          

22


Соединения Fe2+, Fe3+.                                    

23


Практическая работа №1

Осуществление цепочки химических превращений металлов                      

24


Решение задач на определение выхода продукта

25


Практическая  работа №2 Получение и свойства соединений металлов

26


Практическая  работа № 3 Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов

27


Обобщение систематизация и коррекция знаний, умений, навыков уч-ся по теме «Химия металлов».

28


Контрольная работа 1 по теме «Металлы»

29


Тема: Неметаллы (23ч)

Общая характеристика неметаллов.                        

30


Водород.                              

31


Общая характеристика галогенов.                              

32


Соединение галогенов.  Биологическое значение и применение галогенов и их соединений.                          

33


Кислород.                              

34


Сера, её  физические и химические  свойства.        

35


Оксиды серы. Серная кислота. Соли серной кислоты

36


Практическая  работа №4

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

37


Азот и его свойства.            

38


Аммиак

39


. Соли аммония.    

40


Азотная кислота и её соли. Оксиды азота.                      

41


Фосфор и его соединения.                    

42


Соединения фосфора

43


Углерод, его физические и химические свойства.          

44


Оксиды углерода. Физические и хим. свойства в сравнении. Топливо.                             

45


Угольная кислота и её соли.                                      

46


Соли угольной кислоты

47


Кремний и его соединения.

48


Силикатная промышленность

49


Практическая  работа №5. Получение, собирание и распознавание газов.

50


Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме: «Химия неметаллов».      

51


Контрольная работа №2 по теме « Неметаллы»

51


Тема:Органических соединение(10ч)

Предмет органической химии. Многообразие органических соединение.                    

52,53


Предельные углеводороды

54


Непредельные  углеводороды: этилен.              

55 - 56


Кислородсодержащие соединения.                        

57


Понятие  об  аминокислотах и белках.

58


Углеводы.                            

59


Полимеры

60


Обобщение знаний по курсу органической химии.

61 - 62


Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы(5ч)

Периодический закон и система химических элементов Д. И. Менделеева(повторение)

63


Строение веществ

64


Итоговая контрольная работа

65


Классификация веществ. Химические реакции

66


Итоговое повторение по курсу химии 9 класса





1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. Просвещение, 2011, с. 7 – 9.


2 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. Просвещение, 2011, с. 9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!