СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочие программы по химии 9 класс автор учебника Габриелян О.С. Соответствует стандарту 2004 года

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 9 класс»

Ростовская область, Егорлыкский район, х. Украинский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ново – Украинская основная общеобразовательная школа №1

«Утверждаю»

Приказ от «__» 20___г. №_____

Директор МБОУ Н-У ООШ№14

_________(Кривоносова С.И.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По ХИМИИ

Основное общее образование 9 класс

Количество часов 65 часов

Учитель: Рябухина Елена Владимировна

Программа разработана на основе

Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Автор О.С. Габриелян. Дрофа 2013 г.

Х. Украинский

2018-2019 учебный год

    1. Пояснительная записка.


Рабочая программа предмета химии для 9 класса составлена на основе:

- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

- приказа Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвежденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федеральнеого базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312;

- программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, автор О.С.Габриелян «Дрофа» 2001 год.

Рабочая программа по химии конкретизирует положения фундаментального ядра содержания обучения химии с учетом межпредметных связей учебных предметов естественно-научного цикла; определяет последовательность изучения единиц содержания обучения химии и формирования (развития) общих учебных и специфических предметных умений.


Целиобучения:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент , проводить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;


  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Общая характеристика предмета «Химия».

Предлагаемая программа по химии раскрывает вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования и определяет важнейшие содержательные линии предмета:

- вещество – знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;

- химическая реакция – знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;

- применение веществ – знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

- язык химии – система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.


Место учебного предмета в учебном плане.

Особенностью содержания курса «Химия» является то, что в базисном учебном плане этот предмет появляется последним в ряду изучения естественнонаучных дисциплин. Данная необходимость освоения объясняется тем. Что школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Учащимися уже накоплены знания по смежным дисциплинам цикла: биологии, физики, математики, географии, сформировались умения анализировать, вести наблюдения, сравнивать объекты наблюдения.

В соответствии с учебным планом на изучение химии в 9 классе отводиться 2 часа в неделю, 68 часов в год, при нормативной продолжительности учебного года 34 учебных недели.

В соответствии с образовательной программой школы, годовым календарным графиком МБОУ Н-У ООШ№14 на 2018-2019 учебный год, наличии выходных и праздничных дней в 2018-2019 учебном году (5.11.18., 8.03.19, 1.05.19, 2.05.19, 3.05.19, 9.05.19, 10.05.19) и расписанием учебных занятий МБОУ Н-У ООШ№14 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа по химии 9 класс в 2018-2019 учебном году будет реализована в объеме 65 часов.


2.Планируемые результаты освоения предмета Химии 9 класс.

В результате изучения неорганической и органической химии ученик должен:

Знать

- положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева;

- общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;

- основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов;

- алюминия;

- качественные реакции на важнейшие катионы и анионы;

- причины многообразия углеродных соединений (изомерию);

- виды связей (одинарную, двойную, тройную);

- важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

- строение, свойства и практическое значение метана. Этилена. Ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;

- понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах;

- реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.


Уметь

- давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

- характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изученных теорий;

- распознавать важнейшие катионы и анионы;

- решать расчетные задачи с использованием изученных понятий;

- разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

- составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

- выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.





3.Содержание тем учебного предмета.


Тема 1. Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса 12 часов.

Характеристика элемента по его положению в периодической системе Д.И.Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Лабораторная работа.

1.Получение и взаимодействие гидроксида цинка с соляной кислотой и гидроксидом натрия.


Тема 2. Металлы 17 часов.

Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Сплавы, их свойства и значение.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гедроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Прменение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe+² и Fe+³. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Лабораторные работы.

2.Рассмотрение образцов металлов.

3.Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

4.Ознакомление с природными образцами натрия и кальция.Качественные реакции на ионы Fe+² и ионы Fe+³.

Практические работы.

1.Соединения металлов IА — IIIА подгрупп.

Тема 3. Неметаллы 25 часов.

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе. Особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» - «неметалл».

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома. Аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV и VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний. Его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Лабораторные работы.

5.Качественная реакция на сульфат-ион.

6.Распознавание солей аммония.

7.Распознавание карбонат — иона.

8.Ознакомление с природными образцами кремния.

9.Ознакомление с продуктами силикатной промышленности.

Практические работы.

2.Получение водорода и его свойства.

3.Получение и свойства кислорода.

4.Соединения галогенов и серы.

5.Получение аммиака и изучение его свойств.

6.Получение, собирание и распознавание оксида углерода (IV).



Тема 4. Органические веществ 12 часов.

Вещества органические и неорганические, относительность этого понятия. Причины многообразия углеродных соединений. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.

Алканы. Строение молекулы метана. Понятие о гомологическом ряде. Изомерия углеродного скелета. Химические свойства алканов: реакция горения, замещения, разложения и изомеризации. Применение метана.

Алкены. Этилен как родоначальник гомологического ряда алкенов. Двойная связь в молекуле этилена. Свойства этилена: реакции присоединения (водорода, галогена, галогеноводорода, воды) и окисления. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере этанола и двухатомных — на примере этиленгликоля. Трехатомный спирт — глицерин. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Ацетилен. Тройная связь в молекуле ацетилена. Применение ацетилена на основе свойств: реакция горения, присоединения хлороводорода и дальнейшая полимеризация в поливинилхлорид, реакция гидратации ацетилена. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида.

Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах как амфотерных органических веществах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их биологическая роль.

Лабораторные работы.

10.Изготовление моделей углеводородов.

11.Свойства глицерина.

12.Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II).

13.Взаимодействие крахмала с иодом.





  1. Календарно — тематическоепланирование.

урока

Темауроков

Кол-во часов

Дата проведения



план

факт


Тема 1. Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса 12 часов.



1

Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

1

5.09




2

Формы существования химического элемента – простые и сложные вещества.

1

7.09




3

Виды химической связи, типы кристаллических решеток. Степень окисления.

1

12.09




4

Характеристика химического элемента-металла на основании его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

1

14.09




5

Характеристика химического элемента-неметалла на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

1

19.09




6

Переходные элементы. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Л.р.№1 «Получение и взаимодействие гидроксида цинка с соляной кислотой и гидроксидом натрия».

1

21.09




7

Свойства оксидов и оснований в свете теории электролитической диссоциации.

1


26.09




8

Свойства кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации.

1

28.09




9

Генетический ряд металла и неметалла. Генетическая связь классов неорганических соединений.


1

3.10




10

Окислительно-восстановительные реакции.

1

5.10




11

Решение расчетных задач по формулам и уравнениям реакций.


1

10.10




12

Контрольная работа №1 «Общая характеристика химических элементов».

1

12.10




Тема 2. Металлы 17 часов.



13

Положение металлов в периодической системе. Строение атомов, кристаллических решеток. Физические свойства металлов. Л.р.№2 «Рассмотрениеобразцовметаллов».

1

17.10




14

Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Л.р. №3 «Взаимодействиеметаллов с растворамикислот и солей».

1

19.10




15

Коррозияметаллов.

1

24.10




16

Металлы в природе. Общие способы получения. Сплавы.

1


26.10




17

Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы.

1

7.11




18

Соединения щелочных металлов. Л.р.№4 «Ознакомление с природными образцами натрия и кальция».

1

9.11




19

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.

1

14.11




20

Соединеия щелочноземельных металлов и магния.

1

16.11




21

Алюминий: его физические и химические свойства.

1

21.11



22

Соединения алюминия.

1

23.11




23

Решение задач на расчет выхода продукта от теоретически возможного.

1

28.11




24

Решение задач на расчет выхода продукта от теоретически возможного.

1

30.11




25

Практическое занятие №1 «Соединения металлов I А— III А подгрупп.

1

5.12




26

Железо. Физические и химические свойства.

1

7.12




27

Соединения железа +2 и +3. Л.р.№5 «Качественные реакции на ионы Fe+² и ионы Fe+³».

1

12.12




28

Подготовка к контрольной работе.

1

14.12




29

Контрольная работа №2 по теме «Металлы и их соединения».

1

19.12




Тема 3. Неметаллы 25 часов.



30

Общая характеристика неметаллов.

1

21.12




31

Водород. 1

26.12




32

Практическое занятие №2 «Получение водорода и его свойства».

1

28.12




33

Галогены. Соединения галогенов.

1

11.01




34

Кислород. Вода.

1

16.01




35

Практическое значение №3 «Получение и свойства кислорода».

1

18.01




36

Сера, ее физические и химические свойства.

1

23.01




37

Соединения серы. Л.р. №6 «Качественная реакция на сульфат — ион».Производство серной кислоты.

1

25.01




38

Практическое занятие №4 «Соединения галогенов и серы».

1

30.12




39

Азот и его свойства.

1

1.02




40

Аммиак. Соли аммония. Л.р.№7 «Распознавание солей аммония».

1

6.02




41

Азотная кислота. Соли азотной кислоты

1

8.02




42

Практическое занятие №5 «Получение аммиака и изучение его свойств».

1

13.02




43

Фосфор.

1

15.02




44

Фосфорная кислота и ее соли.

1

20.02




45

Азотные и фосфорные удобрения.

1

22.02




46

Углерод.

1

27.02




47

Оксиды углерода II и IV.

1

1.03




48

Карбонаты. Л.р. №8 «Распознавание карбонат — иона».

1

6.03




49

Практическое занятие №6 «Получение, собирание и распознавание оксида углерода (IV)».

1

13.03




50

Кремний и его соединения. Л.р. №9 «Ознакомление с природными образцами кремния».

1

15.03




51

Силикатная промышленность. Л.р. №10 «Ознакомление с продуктами силикатной промышленности».

1

20.03




52

Обобщение знаний по теме «Неметаллы».

1

22.03




53

Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы».

1

3.04





Тема 4 Органические вещества 12 часов




54

Общие представления об органических веществах. Л.р.№11 «Изготовление моделей углеводородов».

1

5.04




55

Углеводороды. Предельные углеводороды.

1

10.04




56

Непредельные углеводороды.

1

12.04




57

Спирты. Л.р.№12 «Свойства глицерина».

1

17.04




58

Альдегиды.

1

19.04




59

Карбоновые кислоты.

1

24.04




60

Жиры. Углеводы. Л.р.№13 «Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II)», л.р. №14 «Взаимодействие крахмала с иодом».

1

26.05




61

Аминокислоты. Белки.

1

8.05




62

Понятие о полимерах.

1

15.05




63

Обобщение сведений об органических веществах.

1

17.05




64

Контрольная работа №4 по теме «Органические вещества».

1

22.05


65

Заключительный урок за курс Химия 9 класс

1

24.05



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УСТНЫХ ОТВЕТОВ И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО ХИМИИ.


Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по пятибальной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

- полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик

неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ,неправильно

сформулировал закон, правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические знания для

объяснения и предсказания явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации

явлений и т.п.).

несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарак-

терного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по

невнимательности (например, на два и более уравнений реакции в полном ионном виде допущена одна ошибка в

обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими

химического эксперимента.


Оценка устного ответа

Оценка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.


Оценка «4»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные

ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3»:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.


Оценка «2»:

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.


Оценка письменных работ.

Оценка экспериментальных умений.

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Оценка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).


Оценка «4»:

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен

не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.


Оценка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента,

в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и обору-

дованием, которая исправляется по требованию учителя.


Оценка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в

соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которое учащийся не

может исправить даже по требованию учителя.



Оценка умений решать экспериментальные задачи

Оценка «5»:

- план решения составлен правильно;

- правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

- дано полное объяснение и сделаны выводы.


Оценка «4»:

- план решения составлен правильно;

- правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.


Оценка «3»:

- план решения составлен правильно;

- правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в

объяснении и выводах.


Оценка «2»:

- допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в

объяснении и выводах.


Оценка умений решать расчетные задачи

Оценка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок. Задача решена рациональным способом.


Оценка «4»:

- в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.


Оценка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок. Но допущена существенная ошибка в математических расчетах.


Оценка «2»:

- имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.


Оценка письменных контрольных работ

Оценка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.


Оценка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.


Оценка»3»:

- работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.


Оценка «2»:

- работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок.


При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического

режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть.полугодие, год.










Согласовано Согласовано

Протокол заседания заместитель директора по УВР

Методического совета МБОУ Н-У ООШ№14

МБОУ Н-У ООШ№14 ______ _____________

№___от____________20____г. подпись Ф.И.О.

_______ __________ _______ 20____г.

Подпись Ф.И.О.

Руководителя МС






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!