СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 9 класс. Г.Е. Рудзитис

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа. Календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 9 класс. Г.Е. Рудзитис»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»

671843, Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Рукавишникова, 6

тел. 8(30142) 91963











Рабочая программа

по химии



2018-2019 учебный год

(68 часов – 2 ч. в неделю)



УМК Химия 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений

Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман М.: Просвещение



Составлена: Корнетовой Ю.И.

учителем химии


Кяхта

2018 г.







I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  2. Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». (с изменениями на 31 января 2012 года)

  3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

  4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 "О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047"

  5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 2 июня 2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 н. № 1312»; и базисного учебного плана СОШ № 1.

  6. Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой по химии на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программой курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, автор Н.Н.Гара.

Роль и место дисциплины:

Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для общеобразовательных учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности, приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Особенности содержания курса «Химия» являются главной причиной того, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду естественнонаучных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как биология, геология, физика, математика, экология. Рабочая программа предназначена для изучения химии в 9 классе средней общеобразовательной школы по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 9 класс».М. «Просвещение».


Актуальность уроков химии

В настоящее время к числу важных вопросов образования относится проблема обучения химии. Химия является междисциплинарной наукой и играет ключевую роль среди естественных наук. Она дает фундаментальные знания, необходимые для прикладных наук, таких как астрономия, материаловедение, химическая технология, медицина и фармакология. Курс химии в школе в настоящее время находится в связи с другими дисциплинами (физикой, математикой, биологией, геологией, экологией). Преподавание химии развивается в направлении все большего соответствия учебной дисциплины химической науке – ее системе и характеру проявляемой научной деятельности. В связи этим в химическом образовании значительно повышается статус предмета «Химия».

Актуальность уроков химии проявляется на двух уровнях:

Очевидном — полученные знания необходимы для поступления в высшее учебное заведение.

Бытовом — информация, полученная из школьного курса химии поможет быть компетентным в ряде жизненных ситуаций.

Химия является довольно сложной дисциплиной, требующей от ребенка таких навыков, как умение концентрироваться, аналитически мыслить, целостно воспринимать изучаемое явление, самостоятельно делать выводы, брать на себя ответственность за безопасность окружающих. При этом химия должна стать любимым предметом для тех, кто хочет реализовать себя в следующих специальностях: ученый-химик, медицинский работник, ветеринар, зоолог, биолог, агроном, садовод, эколог, строитель, дизайнер-оформитель, художник, технологи пищевой, химической, металлургической промышленности, эксперт-криминалист.

Применение знаний по химии в обыденной жизни о кислотах, феноле, фенолформальдегидных смолах, спиртах, ферментах, солях, жесткости воды, нуклеиновых кислотах, витаминах, щелочах, мылах, СМС.

Учащиеся впитывают азы химической науки, которые впоследствии позволят им хорошо ориентироваться в обыденной жизни и не совершать необдуманных поступков! Ведь знания о том, как нейтрализовать химический ожог, могут спасти здоровье, а то и жизнь человека! Где же ещё ребёнок сможет их получить, как не на уроках химии?

Старшеклассники на уроках химии готовятся войти во взрослую жизнь и реализовать себя в определённой профессии. Актуальность изучения химии в этом контексте абсолютно бесспорна! Ведь практически каждая деятельность современных людей связана с химией. Даже формирование влюблённости подчиняется законам этой науки. Химия – это жизнь, которую стоит постичь!

Возрастные особенности учащихся:

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых сложившихся форм взаимоотношений с людьми.

В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям личности.

Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях). Поэтому при однообразии, односторонности или ограниченности наглядного опыта тормозится вычисление абстрактных существенных признаков объекта.

Значение конкретно - образных компонентов мышления сказывается и в то, что в ряде случаев воздействие непосредственных чувственных впечатлений оказывается сильнее воздействия слов (текста учебника, объяснения учителя). В результате происходит неправомерное сужение или расширение того ил иного понятия, когда в его состав привносится яркие, но несущественные признаки. Случайно запечатлевшиеся иллюстрации в учебнике, наглядном пособии, кадры учебного кинофильма.

В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Подросток может смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным.

Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание. С другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, и его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на одном уроке («нелюбимом»), ученик может собранно, сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь. Работать на другом («любимом») уроке.

Общее направление развития мышления происходит в плане постепенного перехода от преобладания наглядно- образного мышления (у младших школьников) к преобладанию отвлеченного мышления в понятиях (у старших подростков).

Многие учебные предметы нравятся подросткам потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Надо поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их отношение к учению. Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное закрепляется отрицательное отношение к предмету.

Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.

Особенности программного материала:

Современные требования к организации учебного процесса:

На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей. Таким образом, в программе обозначено целеполагание курса химии на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий. Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Данный курс ориентирован на реализацию развивающего обучения, в частности прогностической направленности изучаемого химического материала. Учащимся предлагается не запоминать набор химических фактов, а генерировать эти знания на основе общих принципов, теорий и законов химии.

Особое внимание уделяется связи изучаемого материала с жизнью. Особый акцент в программе сделан на использование коллективных дискуссий, проектную, групповую и парную работу учащихся, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Характеристика УМК:

Программа включает в себя основы неорганической химии. Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся. Важно не только добиться усвоения учащимися основных понятий, но и обучить их на этом материале приемам умственной работы, что составляет важнейший компонент развивающего обучения.

В содержании курса химии 9 класса раскрыты сведения о Теории электролитической диссоциации, о свойствах классов веществ — металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства: а) металлов главных подгрупп I, II, III групп, железа и их соединений. Предусмотрено изучение окислительно-восстановительных реакций, периодического закона, Периодической системы химических элементов (ПСХЭ) Д.И. Менделеева, что является основой для дальнейшего изучения и предсказания свойств металлов и неметаллов — простых веществ и сложных, или образуемых, веществ. Наряду с этим раскрывается их значение в природе и народном хозяйстве. Курс оканчивается кратким знакомством с органическими соединениями, в основе которого лежит идея генетического развития органических веществ от углеродов до полимеров. Значительное место в содержании данного курса отводится химическому эксперименту, который формирует у учащихся не только навыки правильного обращения с веществами, но и исследовательские умения. Изучение тем сопровождается проведением практических работ, так как теорию необходимо подтверждать практикой. Также предусмотрено изучение правил техники безопасности и охраны труда, вопросов охраны окружающей среды, бережного отношения к природе и здоровью человека

Программа предназначена для работы по новым учебникам химии авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана, прошедшим экспертизу РАН и РАО и вошедшим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательной процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017 – 2018 учебный год.

Главная особенность учебников по химии – их традиционность и фундаментальность. Они обладают четко выраженной структурой, соответствующей программе по химии для общеобразовательных школ.

Доступность – одна из основных особенностей учебников. Методология химии раскрывается путем ознакомления учащихся с историей развития химического знания. Нет никаких специальных методологических терминов и понятий, которые трудны для понимания учениками данного возраста.

Основное содержание учебников приведено в полное соответствие с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по химии.

Система знаний готовит учащихся к промежуточной аттестации. Кроме того к традиционным вопросам и заданиям добавлены задания, соответствующие ЕГЭ, что дает гарантию качественной подготовки к аттестации, в том числе в форме Единого государственного экзамена.

Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение ее для человечества.

Целевая установка 1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого   химические знания;

3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
На основе требований Государственного образовательного стандарта предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи предмета химии. Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. Они предусматривают воспроизведение учащимися определенных сведений о неорганических веществах и химических процессах, применение теоретических знаний (понятий, законов, теорий химии)-это обеспечивает развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Использование различных способов деятельности (составление формул и уравнений, решение расчетных задач и др.), а также проверку практических умений проводить химический эксперимент, соблюдая при этом правила техники безопасности- это обеспечивает развитие коммуникативной компетенции учащихся. Оригинально подобранный материал по химии элементов позволяет отвечать на вопросы «почему?» и «как?», что развивает творческий потенциал учащихся. Таким образом, планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития химических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего, что происходит вокруг. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Учебно-воспитательные задачи курса химии решаются в процессе усвоения учащимися основных понятий химии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения.

В соответствии с типовым учебным планом в школе изучаются основы неорганической химии в VIII—IX классах,

Учебно-воспитательные задачи предмета:

изучение основ науки: важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, химической символики, доступных обобщений мировоззренческого характера;

ознакомление с технологическим применением законов химии, с научными основами химического производства, с трудом людей на химическом и смежных производствах;

воспитание нравственности, гуманизма, бережного отношения к природе и собственности;

воспитание осознанной потребности в труде, совершенствование трудовых умений и навыков, подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества;

формирование умений сравнивать, вычленять в изученном существенное; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщения; связно и доказательно излагать учебный материал; самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания;

формирование умений обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; учитывать химическую природу вещества для предупреждения опасных для человека явлений (пожаров, взрывов, отравлений и т. п.); наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, на производстве и в повседневной жизни; фиксировать результаты опытов; делать соответствующие обобщения;

формирование умений организовывать свой учебный труд; пользоваться учебником, справочной литературой; соблюдать правила работы в классе, коллективе, на рабочем месте.

Изучение химии в школе направлено на достижение следующих целей:

освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями,

воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа по химии позволяет раскрыть ведущие идеи и отдельные положения, важные в познавательном и мировоззренческом отношении:

зависимость свойств веществ от состава и строения;

обусловленность применения веществ их свойствами;

материальное единство неорганических и органических веществ;

движение познания к все более глубокой сущности;

обусловленность превращений веществ действием законов природы;

переход количественных изменений в качественные и разрешение противоречий;

развитие химии под влиянием требований научно-технического прогресса;

возрастающая роль химии в создании новых материалов, в решении энергетической и продовольственной проблем, в выполнении задач химизации народного хозяйства, экономии сырья, охраны окружающей среды.

В целях политехнической подготовки программа дает возможность знакомить учащихся с химическими производствами и основными направлениями их развития:

освоение новых источников сырья;

внедрение прогрессивных технологических процессов (мало стадийных, безотходных), аппаратов оптимально большой единичной мощности;

использование автоматизированных средств управления и микропроцессорной техники. Учащиеся получают сведения о конкретных мерах по защите окружающей среды. В целях профориентации учащихся дается характеристика профессий аппаратчика, оператора, лаборанта химических производств.

Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся:

Предусмотрено 6 практических работ и 4 контрольных работы.

Контроль: фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.

Содержание учебной дисциплины

9 класс

68 часов (2 урока в неделю)

В 9 классе учащиеся изучают;

Методы познания веществ и химических явлений Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ. Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. 
Вещество Природные смеси: природный газ, нефть. 
Химическая реакция Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях. 
Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. 
Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. 
Элементарные основы неорганической химии Сера. Оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. 
Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод. Алмаз, графит. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли. Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты. Щелочные и щелочно-земельные металлы и их соединения. Алюминий. АМФОТЕРНОСТЬ ОКСИДА И ГИДРОКСИДА. Железо. Оксиды, ГИДРОКСИДЫ И СОЛИ железа. 
Первоначальные представления об органических веществах Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен. Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений. Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки. Представления о полимерах на примере полиэтилена. 
Экспериментальные основы химии Правила работы в школьной лаборатории. Проведение химических реакций в растворах. 
Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы. 
Получение газообразных веществ. 
Химия и жизнь Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота). Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент). Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. 
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Распределение часов по темам:

Тема раздела

Количество часов


9 класс



Повторение основных вопросов 8 класса

4

1

Электролитическая диссоциация

14

2

Кислород и сера

5

3

Основные закономерности химических реакций

6

4

Азот и фосфор

13

5

Углерод и кремний

5

6

Общие свойства металлов

3

7

Металлы главных подгрупп I –III групп ПСХЭ Д.И. Менделеева

5

8

Железо – элемент побочной подгруппы VIII группы ПСХЭ Д.И. Менделеева

3

9

Промышленные способы получения металлов

2

10

Органические соединения

6

11

Решение задач

2



Всего: 68


Повторение основных вопросов 8 класса (4 часа)

Периодический закон и Периодическая система Химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома.

Химическая связь. Строение вещества. Типы кристаллических решеток.

Химические свойства основных классов неорганических веществ. Расчеты по химическим уравнениям.

Демонстрации.

Таблица «Виды связей»

Таблица «Типы кристаллических решеток»

Тема 1. Электролитическая диссоциация (14 часов)

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы.

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.

Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.

Демонстрации.

Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.

Таблица «Электролиты»

Таблица «Количественные отношения в химии».

Таблицы «ОВР», «Многообразие ОВР».

Некоторые химические свойства кислот, солей, оснований.

Таблица «Гидролиз водных растворов солей»

Лабораторные опыты.

Реакции обмена между растворами электролитов.

Качественные реакции на ионы.

Практическая работа.

Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая

диссоциация».

Расчетные задачи

Расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Тема 2. Кислород и сера (5 ч)

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы(VI).

Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Закон Авогадро. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Демонстрации.

Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.

Получение пластической серы.

Лабораторные опыты.

Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.

Практические работы

«Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»

Расчетные задачи.

Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Расчеты по уравнениям с использованием закона объемных отношений.

Тема 3: Основные закономерности химических реакций (6 ч)

Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения, расчеты по ним.

Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных условий: от природы реагирующих веществ, площади поверхности соприкосновения, концентрации реагирующих веществ, температуры, катализатора. Химическое равновесие, условия его смещения. Решение задач.

Демонстрации.

Демонстрация опытов, выясняющих зависимость скорости химических реакций от различных факторов.

Таблицы «Обратимые реакции», «Химическое равновесие», «Скорость химической реакции».

Расчетные задачи.

Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 4. Азот и фосфор (13 ч)

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов.

Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Минеральные удобрения.

Демонстрации.

Получение аммиака и его растворение в воде. Обнаружение аммиака.

Качественные реакции на соли аммония, нитраты.

Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.

Видеофильм «Фосфор».

Лабораторные опыты.

Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с

азотными и фосфорными удобрениями.

Горение фосфора, взаимодействие оксида фосфора с водой.

Качественная реакция на фосфат – ион.

Практические работы

Получение аммиака и изучение его свойств.

Определение минеральных удобрений.

Тема 5. Углерод и кремний (5 ч)

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов.

Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Демонстрации.

Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.

Получение оксида углерода (IV) и его взаимодействие со щелочью.

Лабораторные опыты.

Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов

и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.

Практическая работа.

Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Расчетные задачи.

Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Тема 6. Общие свойства металлов (3 ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Демонстрации.

Образцы металлов, взаимодействие металлов с неметаллами.

Тема 7: Металлы главных подгрупп I –III групп ПСХЭ Д.И. Менделеева (6 ч)

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Демонстрации.

Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия.

Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой.

Тема 8: Железо – элемент побочной подгруппы VIII группы ПСХЭ Д.И. Менделеева (2 ч)

Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III).

Демонстрации.

Знакомство с рудами железа.

Получение гидроксидов железа и их взаимодействие с кислотами.

Качественные реакции на ионы железа.

Практические работы

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Тема 9: Промышленные способы получения металлов (2 ч)

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. Понятие о коррозии металлов и способах защиты от нее (обзорно).

Тема 10: Органические соединения (6 ч)

Первоначальные представления об органических веществах. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.

Предельные углеводороды. Метан, этан. Состав, строение, физические и химические свойства. Применение. Понятие о гомологах и гомологических рядах.

Непредельные углеводороды. Состав, строение, физические и химические свойства. Применение.

Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

Кислородсодержащие органические вещества: спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы (общие сведения).

Общие понятия об аминокислотах и белках.

Демонстрации.

Модели молекул органических соединений, схемы, таблицы.

Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Образцы нефти и продуктов их переработки.

Видеоопыты по свойствам основных классов веществ.

Расчетные задачи.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям

элементов.

Тема 11: Решение задач по курсу химии (2 часа)

Технологическая карта


Раздел программы


Тема урока

Количество часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Информационное сопровождение

Д/З

общеучебные

специальные


Повторение основных вопросов курса 8 класса

4 часа







1

Техника безопасности в кабинете химии. Строение атома. Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева в свете строения атома.


Правила работы в школьной лаборатории.

Правила безопасности.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева






Информационно-коммуникативная деятельность Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).


Знать правила работы в школьной лаборатории, безопасного обращения с реактивами и приборами;

уметь:

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами

Знать особенности строения периодической системы Д.И.Менделеева;

уметь объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп



Фронтальный опрос.

сам. работа.


Таблица 1»Основные приемы работы в химической лаборатории»

д/з по тетради

2

Химическая связь. Строение вещества.


Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого.

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям


Знать важнейшие химические понятия: электроотрицательность химических элементов, химическая связь, ион


Фронтальный опрос.

Сам. работа по уроку 1


Таблицы по видам связей, типам кристаллической решетки 13а, 17

д/з по тетради

3

Основные классы неорганических веществ, их связь между собой.


Основные классы неорганических веществ.

Классификация веществ по количеству исходных и получившихся веществ.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

Уметь:

характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять принадлежность веществ к определенному классу соединений

составлять формулы неорганических соединений изученных классов

Фронтальный опрос.

Письменная работа по урокам 1-3


Таблица «Неорганические вещества»

д/з по тетради

4

Расчеты по химическим уравнениям.


Расчетные задачи

Вычисления по химическим уравнениям

Познавательная деятельность Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них

уметь вычислять: количество вещества или массу по количеству вещества или массе реагентов или продуктов реакции


Текущий опрос.



д/з по тетради


Теория электролитической диссоциации

14 часов







5


Электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.


Электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

Уметь:

характеризовать Электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты

Фронтальный опрос.

Письменная работа


» Демонстрации:

- образцы кристаллогидратов

- испытание веществ и их растворов на электропроводность 1 с.23

Таблица 5 «Электролиты

§1,2,3

Упр.1,2,3,7,8

Задача 2 с.13

6-7


Реакции ионного обмена.


Реакции ионного обмена, Химические свойства основных классов неорганических соединений

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

Уметь:

характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ в свете ТЭД;

составлять реакции ионного обмена.

Текущий опрос.


Лабораторные опыты:

- реакции обмена между электролитами;качественные реакции на ионы 2 стр.23

Таблица 10 «Реакции ионного обмена»

§4

Упр.1,4

Задачи 1,2 с. 22

8


Расчеты по уравнениям хим. Реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.


Расчетные задачи

Вычисления по химическим уравнениям

Познавательная деятельность Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них

уметь вычислять: количество вещества или массу по количеству вещества или массе реагентов или продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке.


Текущий опрос.


Таблица «Количественные отношения в химии»

д/з по тетради

9-10


Окислительно-восстановительные реакции.


Окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, переход электронов, метод электронного баланса

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

Знать важнейшие химические понятия: электроотрицательность химических элементов, химическая связь, ион, окислитель, восстановитель, О/В реакции, уметь составлять О/В уравнения по методу электронного баланса


Текущий опрос.


Таблицы:

12 «ОВР»,

13 «Многообразие ОВР»

§5

Упр. 6,7,8(а)

Стр. 22

11-13


Химические свойства кислот, оснований, солей в свете ТЭД. Гидролиз солей.


Химические свойства кислот, оснований, солей в свете ТЭД. Гидролиз солей.

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

Знать:

определение понятий: химические уравнения, реагенты, продукты реакции, коэффициент;

химическую символику: уравнения химических реакций в свете ТЭД;

уметь:

определять реагенты и продукты реакции;

расставлять коэффициенты в уравнениях реакций на основе закона сохранения массы веществ и ТЭД

Текущий опрос.


Демонстрации:

-некоторые хим.свойства кислот, оснований, солей;

- гидролиз некоторых солей

Таблица 11 «Гидролиз водных растворов солей»

§6

Упр.9,10 с.22

14


Обобщающий урок по теме: ТЭД.


Химические свойства кислот, оснований, солей в свете ТЭД. Гидролиз солей. Окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, переход электронов, метод электронного баланса Вычисления по химическим уравнениям

Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

Знать:

состав, химические свойства основных классов неорганических веществ в свете ТЭД;

уметь называть соединения изученных классов;

характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ в свете ТЭД;

применять полученные знания для решения практических задач

Фронтальный опрос.


CD-ROM диски Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 кл

§6

15


ПЗ № 1: «Решение экспериментальных задач по теме «Электролиты».



Практические занятия:

Выполнение опытов, демонстрирующих ТЭД по теме «Электролиты»


Познавательная деятельность Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них

Знать:

характерные химические свойства основных классов неорганических веществ;

уметь применять полученные знания для решения практических задач, соблюдая правила безопасного обращения с веществами

.

Практическая работа № 1

Стр. 24

Подготовить-ся к контрольной работе

16


К.Р. № 1: «Электролитическая диссоциация».


Химические свойства кислот, оснований, солей в свете ТЭД. Гидролиз солей. Окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, переход электронов, метод электронного баланса Вычисления по химическим уравнениям

Рефлексивная деятельность Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений

Знать:

состав, химические свойства основных классов неорганических веществ в свете ТЭД;

уметь называть соединения изученных классов;

характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ в свете ТЭД;

применять полученные знания для решения практических задач

Контрольная работа



17-18

Резервное время










Подгруппа кислорода

5 часов







19

Общая характеристика подгруппы кислорода. Сера. Строение молекулы, физические и химические свойства. ИКТ


Общая характеристика подгруппы кислорода. Сера. Строение молекулы, физические и химические свойства. ИКТ

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей.


Рефлексивная деятельность

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности

Знать план характеристики химического элемента и простого вещества, способы получения и свойств элементов подгруппы кислорода;

уметь характеризовать химические элементы распознавать опытным путем


Фронтальный опрос.


Демонстрацц:

- взаимодействие серы с металлами, водородом, кислородом;

- получение пластической серы;

- ознакомление с образцами серы и ее природными соединениями 4,5,6 стр.43.

§7,8,9,10

Упр. 5,6 с.31

20-22

Соединения серы. Серная кислота и ее соли


Соединения серы: оксиды, сероводород, сернистая и серная кислота, их соли

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

Знать определение понятия сульфиды, сульфиты, сульфаты, классификацию веществ

уметь называть соединения изученных классов

определять принадлежность веществ к определенному классу соединений ;

характеризовать химические свойства соединений серы, составлять формулы и уравнения неорганических соединений изученных классов

Текущий опрос.


Лабораторные опыты:

- некоторые хим. свойства серной кислоты;

- качественная реакция на сульфат-ион. CD-ROM диски Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 кл

§11,12,13

Упр.1,3,4(б) с.34

Упр.2 задача 2 с.38

23

ПР №2 «Экспериментальные

Задачи по теме «Подгруппа кислорода»


Практические занятия:

Выполнение опытов, по теме «подгруппа кислорода»


Познавательная деятельность Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них

Знать:

характерные химические свойства основных классов неорганических веществ по теме «Подгруппа кислорода»;

уметь применять полученные знания для решения практических задач, соблюдая правила безопасного обращения с веществами

Текущий опрос.



По тетради задача 1 с.38



Основные закономерности химических реакций

6 часов







24

Тепловой эффект хим. реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям.


Тепловой эффект хим. реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

Знать:

определение понятий: по темеТепловой эффект хим. реакции.;

уметь вычислять: количество вещества или массу по количеству вещества или массе реагентов или продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке.


Текущий опрос.


Таблица 2 «Тепловой эффект хим. реакции»

По тетради, задача 2 с.31

25



Скорость химических реакций.


Скорость химических реакций.

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

Знать:

определение понятий: скорость химической реакции

определять реагенты и продукты реакции;

расставлять коэффициенты в уравнениях реакций

Текущий опрос.


Демонстрация опытов, выясняющих зависимость скорости хим. реакции от различных факторов.

Таблица 5, 6 «Скорость хим. реакций», «Зависимость скорости реакции от условий»

§14 до с.41

Упр.13 с.42

26


Химическое равновесие. Условия его смещения.


Химическое равновесие. Условия его смещения.

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

Знать:

определение понятий: химические уравнения, реагенты, продукты реакции, коэффициент;

уметь:

определять химическое равновесие, способы его смещения


Текущий опрос.


Таблицы 7,8,9 «Обратимые реакции», «Химическое равновесие«Смещение хим. равновесия

§14

Упр. 4,5 с.42

27


Обобщение и систематизация знаний. Решение задач


Обобщение и систематизация знаний по теме: «.Основные закономерности химических реакций» Решение задач

Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

Знать:

Тепловой эффект хим. реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям Скорость химических реакций Химическое равновесие. Условия его смещения. Общая характеристика подгруппы кислорода. Сера. Строение молекулы, физические и химические свойства. Соединения серы. Серная кислота и ее соли

Текущий опрос.


CD-ROM диски Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 кл

. Пов- торить §11-14

28


КР №2 по темам 2 и 3


Проверка знаний по теме: «.Основные закономерности химических реакций»

Рефлексивная деятельность Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений

Знать:

Тепловой эффект хим. реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям Скорость химических реакций Химическое равновесие. Условия его смещения. Общая характеристика подгруппы кислорода. Сера. Строение молекулы, физические и химические свойства. Соединения серы. Серная кислота и ее соли

Контрольная работа



29

Резервное время









Подгруппа азота

13 часов







30


Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Свойства азота.( ИКТ)


Положение азота и фосфора в ПСХЭ,строение атомов, строение молекулы азота, свойства, получение

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

Знать: Положение азота и фосфора в ПСХЭ,строение атомов, строение молекулы азота, свойства, получение

уметь:

характеризовать химические свойства , составлять формулы и уравнения неорганических соединений изученных классов

Фронтальный опрос


ПСХЭ

Презентация «Азот и его соединения»

§15-16

Упр.1,5 с.52

31-32


Аммиак, его свойства. Производство аммиака.

ПР № 3 «Получение аммиака и опыты с ним»


Строение молекулы, получение, свойства и применение аммиака.

Практические занятия:

Выполнение опытов, по теме «Получение аммиака и опыты с ним»

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них

Знать: Строение молекулы, получение, свойства и применение аммиака.


уметь: уметь:

характеризовать химические свойства , составлять формулы и уравнения неорганических соединений изученных классов

применять полученные знания для решения практических задач, соблюдая правила безопасного обращения с веществами


Текущий опрос

Демонстрации:

- получение аммиака;

- взаимодействие аммиака с водой;

- получение хлорида аммония.

.

§17

Упр.7,8

Задача 2 с.52

33


Решение задач на определение массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.


Расчетные задачи

Вычисления по химическим уравнениям и формулам веществ

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

уметь вычислять: определение массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

Текущий опрос


.

По тетради повторить свойства кислот.

34


Азотная кислота.



Строение молекулы, получение, свойства и применение азотной кислоты


Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

Знать: Строение молекулы, получение, свойства и применение азотной кислоты


уметь:

характеризовать химические свойства , составлять формулы и уравнения неорганических соединений изученных классов


Текущий опрос

Демонстрация некоторых хим. свойств азотной кислоты.

§19

Упр.1,4 с.59

Задача 2 с.60

35-36


Соли аммония. Нитраты.


Строение молекулы, получение, свойства и применение солей аммония и нитратов


Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

Знать: Строение молекулы, получение, свойства и применение солей аммония и нитратов


уметь:

характеризовать химические свойства , составлять формулы и уравнения неорганических соединений изученных классов


Текущий опрос

Лабораторный опыт:

- взаимодействие солей аммония со щелочью 7 с.71.

Демонстрации:

- качественные реакции

8 стр.71

§18,22 Упр.12, 13 Зад.1 с.52 уп8 с.59

37-38


Фосфор и его соединения. Минеральные удобрения.


Строение молекулы, получение, свойства и применение фосфора и его соединений

Понятие о макро- и микро- элементах, минеральных удобрениях.


Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

Знать: Строение молекулы, получение, свойства и применение фосфора и его соединений

Понятие о макро- и микро- элементах, минеральных удобрениях.


уметь:

характеризовать химические свойства , составлять формулы и уравнения неорганических соединений изученных классов

Текущий опрос.


Демонстрации:

- горение фосфора;

взаимодействие оксида фосфора с водой;

хим.свойства ортофосфорной к-ты;

- кач. реакция на фосфат-ион.

§21,22,23

Упр.4,5,6,7

Задача 4 с.70

39


Обобщение и систематизация знаний по теме 4.



Строение молекулы, получение, свойства и применение азота, аммиака, азотной кислоты и ее солей,фосфора и его соединений

Понятие о макро- и микро- элементах, минеральных удобрениях.


Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).


Знать:

Строение молекулы, получение, свойства и применение азота, аммиака, азотной кислоты и ее солей, фосфора и его соединений

Понятие о макро- и микро- элементах, минеральных удобрениях.

уметь вычислять: определение массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически


Тематический опрос

Коллекции минеральных удобрений CD-ROM диски Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 кл

.

Повторить главу 3, подготовиться к п/р с.73

40


ПЗ № 4 : «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота».


Практические занятия:

Выполнение опытов, по теме «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота».

Познавательная деятельность Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них

Знать:

характерные химические свойства основных классов неорганических веществ по теме «Подгруппа азота»;

уметь применять полученные знания для решения практических задач, соблюдая правила безопасного обращения с веществами


Практическая работа № 3,4 стр.72

Подготовиться к к/р

41


КР №3 по теме 4.


Проверка знаний по теме: «Подгруппа азота»

Рефлексивная деятельность Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений

Знать:

Строение молекулы, получение, свойства и применение азота, аммиака, азотной кислоты и ее солей, фосфора и его соединений

Понятие о макро- и микро- элементах, минеральных удобрениях.

уметь вычислять: определение массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически

Контрольная работа



42

Резервное время









Подгруппа углерода

5 часов







43


Общая характеристика подгруппы углерода.

Углерод и кремний. Оксиды углерода и кремния.



Строение молекулы, получение, свойства и применение углерода и кремния и их оксидов

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

Знать: Строение молекулы, получение, свойства и применение углерода и кремния


уметь:

характеризовать строение атома по ПСХЭ, химические свойства ,

Фронтальный опрос

Таблица «Строение атома углерода»

- 9 стр.101

.

§24,25,30

Упр.18, 20 с.90

Упр.5 с.101

44


ПР №5 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»


Строение молекулы, получение, свойства и применение оксидов углерода

Практические занятия:

Выполнение опытов, по теме «Решение экспериментальных задач по теме «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей


Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них

Знать: Строение молекулы, получение, свойства и применение оксидов углерода


уметь применять полученные знания для решения практических задач, соблюдая правила безопасного обращения с веществами


Текущий опрос

Демонстрации:

- получение оксида углерода (IV) и взаимодействие его с водой и раствором щелочи п/р 5 стр.102. CD-ROM диски Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 кл

§26,27,31

Упр.15,16,17 с.90

Упр.4 с.101

45


Угольная и кремниевая кислоты.

Карбонаты. Силикаты.


Строение молекулы, получение, свойства и применение угольной, кремниевой кислот и их солей

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

Знать: Строение молекулы, получение, свойства и применение угольной, кремниевой кислот и их солей

уметь:

характеризовать химические свойства , составлять формулы и уравнения неорганических соединений изученных классов


Текущий опрос

Демонстрации:

- получение и некоторые свойства угольной кислоты;

- получение кремниевой кислоты;

- кач. реакция на карбонат-ион.

§28,32

Упр. 18,20 с.90

Упр.5 с.101

46


Решение задач на вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси


Расчетные задачи

Вычисления по химическим уравнениям и формулам веществ

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

уметь вычислять: массу или объем продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси

Текущий опрос


.

Задача 1 с.70

Задача 1 с.90

47


Обобщение и повторение темы 5. Силикатная промышленность (обзорно).


Строение молекулы, получение, свойства и применение углерода, кремния и их соединений

Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).


Знать:

Строение молекулы, получение, свойства и применение углерода, кремния и их соединений

уметь вычислять: массу или объем продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси

Текущий опрос

Демонстрация:

- презентация «Стекло»

с.

§29,33

Повторить гл.4

Упр.7,8 с.101


Общие свойства металлов

9 часов







48-49


Общая характеристика металлов. Химические свойства.


Положение металлов в ПСХЭ, нахождение металлов и способы их получения, физические и химические свойства металлов, ряд напряжений металлов, сплавы.

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

Знать: Положение металлов в ПСХЭ, нахождение металлов и способы их получения, физические и химические свойства металлов, ряд напряжений металлов, сплавы.

уметь:

характеризовать химические свойства, работать по ПСХЭ, ряду напряжении, при составлении уравнений

Текущий опрос.


Демонстрации:

- образцы металлов 13,14 стр.113;

- взаимодействие металлов с неметаллами.

§34,35,36,37,38 прочитать

Упр.2,3,7,12 задача 1 с.112

50


Коррозия металлов


Химическая и электрохимическая коррозия, способы защиты от коррозии

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

Знать: Химическая и электрохимическая коррозия, способы защиты от коррозии

уметь:

характеризовать виды коррозии и способы защиты от нее

Текущий опрос.


CD-ROM диски Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 кл

д/з по тетради

51


Общая характеристика металлов I-III групп.


Строение получение, свойства и применение , положение в ПСХЭ, нахождение в природе металлов

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

Знать: Строение получение, свойства и применение , положение в ПСХЭ, нахождение в природе металлов

уметь:

характеризовать Строение получение, свойства и применение , положение в ПСХЭ, нахождение в природе металлов

Текущий опрос.


Демонстрации:

- ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия, кальция, алюминия 15,16,17 стр.131;

- применение некоторых свойств алюминия.

§39 до с.117

§40,41 до с.121

§42 до с. 128

Упр.8 с. 118

Упр.7 с.125

52-54


Соединения металлов (оксиды, гидроксиды, соли). Жесткость воды (обзорно). Амфотерность.


Строение получение, свойства и применение , нахождение в природе соединений металлов

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

Знать: Строение получение, свойства и применение , нахождение в природе соединений металлов

уметь:

характеризовать свойства и применение , нахождение в природе соединений металлов

Текущий опрос.


Демонстрации:

п\р 6 стр.131

§39,41,42

Упр.9,14 с.125

Упр.8 задача 1 с.130-131

55


Обобщение и систематизация знаний. (ИКТ)


Положение металлов в ПСХЭ, нахождение металлов и способы их получения, физические и химические свойства металлов, ряд напряжений металлов, сплавы. Строение получение, свойства и применение , нахождение в природе соединений металлов

Рефлексивная деятельность Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).


Знать: Строение получение, свойства и применение , нахождение в природе соединений металлов Положение металлов в ПСХЭ, нахождение металлов и способы их получения, физические и химические свойства металлов, ряд напряжений металлов, сплавы.


уметь:

характеризовать свойства и применение , нахождение в природе металлов,соединений металлов

Текущий опрос.


ИКТ CD-ROM диски Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 кл

Повторить гл.5,6

56


КР № 4 по темам 6,7.


Положение металлов в ПСХЭ, нахождение металлов и способы их получения, физические и химические свойства металлов, ряд напряжений металлов, сплавы. Строение получение, свойства и применение , нахождение в природе соединений металлов

Рефлексивная деятельность Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений

Знать: Строение получение, свойства и применение , нахождение в природе соединений металлов Положение металлов в ПСХЭ, нахождение металлов и способы их получения, физические и химические свойства металлов, ряд напряжений металлов, сплавы.


уметь:

характеризовать свойства и применение , нахождение в природе металлов,соединений металлов

Контрольная работа




Железо – элемент побочной подгруппы ПСХЭ

2 часа







57


Железо и его соединения.


Строение получение, свойства и применение , нахождение в природе железа и его соединений

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

Знать: Строение свойства и применение , положение в ПСХЭ, нахождение в природе железа и его соединений

уметь:

характеризовать Строение, свойства и применение , положение в ПСХЭ, нахождение в природе железа и его соединени

Текущий опрос.


Демонстрации:

- получение гидроксидов железа; 18,19 стр.136

- взаимодействие гидроксидов железа с кислотами;

- качественные реакции на ионы железа.

§43-44

Упр.4,5 с.135

Подготовиться к п/р

58


ПР № 6 «Решение экспериментальных задач по теме: металлы»


Практические занятия:

Выполнение опытов, по теме «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

Познавательная деятельность Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них

Знать:

характерные химические свойства металлов

уметь применять полученные знания для решения практических задач, соблюдая правила безопасного обращения с веществами

Практическая работа

П\Р 7 стр.136



Промышленные способы получения металлов

2 часа







59-60


Понятие о металлургии. Способы промышленного получения металлов.

Электролиз (обзорно).



Понятие о металлургии, чугун, сталь, доменный процесс, кислородно-конвекторный способ производства стали, мартен, введение понятия об электролизе

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

Знать: Понятие о металлургии, чугун, сталь, доменный процесс, кислородно-конвекторный способ производства стали, мартен, введение понятия об электролизе

уметь:

характеризовать основный процессы производства металлов

Текущий опрос

ИКТ CD-ROM диски Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 кл

.

§35, 45 прочит.

§46,47

Упр.3 задачи 2,3 с.147


Органические соединения

8 часов







61


Многообразие органических веществ.


Понятие об органической химии, положения теории химического строения, классификация органических соединений,

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

Знать: положения теории химического строения, классификация органических соединений,



Упр. К §48,49

§48,49,50 прочитать

Упр.1,2 с.163

62-63


Углеводороды. Природные источники углеводородов.


Алканы, алкены, алкины,циклопарафины, природные источники углеводородов, арены, гомологи, изомеры, названия углеводородов

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

Знать: классы углеводородов, понятия – изомеры, гомологи

уметь:

давать названия, строить формулы,

Текущий опрос

Демонстрации:

- модели молекул

Таблицы: «Метан», «Этан», «Бутан», «Ацетилен»

Лаб.опыт: 18,19 стр.178

. Упр.к §51-54

Упр.4,8 с.163

64-65


Кислородсодержащие органические вещества.


Спирты,кислоты, углеводы, сложные эфиры, жиры – строение, названия.

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

Знать: классы кислородосодержащих органических соединений,

уметь:

давать названия, строить формулы,

Текущий опрос

Демонстрации:

- разные виды кислородсодержащих соединений

Таблица «Спирты и альдегиды»

. Упр. к §55,56,57

§55_57

Упр.2,3,12 с.173


66


Белки. Обобщение и систематизация знаний по теме «Органические соед.»


Аминокислоты, белки, полимеры, ферменты, гормоны, лекарства.

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

Знать:

Понятия аминокислоты, белки, ферменты, гормоны, полимеры.

уметь: отличать классы органических соединений, давать названия, строить зомеры.


ИКТ

Презентация «Белки»

Таблица «Структура молекулы белка»

§58-60

67-68

Решение задач по курсу химии


Расчетные задачи

Вычисления по химическим уравнениям и формулам веществ

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей

уметь вычислять: массу или объем продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси, определение массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного





Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать:

• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и

восстановление;

• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

• называть химические элементы, соединения изученных классов;

• объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

• характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

• определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, вид химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

• составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы

Д. И.Менделеева; уравнения химических реакций;

• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

• распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей; хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;

• вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

- безопасного обращения с веществами и материалами;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

- приготовления растворов заданной концентрации.

В курсе 9 класса учащиеся изучают теорию электролитической диссоциации, окислительно-восстановительные реакции, некоторые вопросы общей химии (закономерности протекания химических реакций), углубляют знания по теме «Строение атома и Периодический закон Д.И. Менделеева» на примере характеристик подгрупп некоторых элементов. Продолжается изучение основных законов химии, отрабатываются навыки в выполнении практических работ и решении качественных и расчетных задач.

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Оценка теоретических знаний

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя. Отметка «1»: отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»: работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах. Отметка «1»: задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении. Отметка «1»: задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»: работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок. Отметка «1»: работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.

Учебно-методический комплект:

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9 класс. М.: Просвещение, 2009

Н.Н.Гара. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 2009.

Гара Н.Н. Химия. Уроки в 9 классе. М.: Просвещение, 2009.

Список основной и дополнительной литературы
Литература для учителя

- основная:

1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9 класс. М.: Просвещение, 2010

2. Брейгер Л.М., Баженова А.Е. Тематическое планирование. Химия 8-11 классы по учебникам Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. Волгоград: Учитель, 2009.

3.Гара Н.Н. Химия. Уроки в 9 классе. М.: Просвещение, 2009.

4.Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии.

- дополнительная:

5.Буцкус П.Ф. Книга для  чтения по неорганической химии – М.: Просвещение, 2009

6.Павлова Н.С. Химия. 9 классы. Дидактические материалы (Решение задач). – М.: Дрофа,2005.

Зайцев О.С. . Разноуровневые задания по курсу химии для 9 класса  (Тесты и проверочные задания). – Москва  1998.

7.CD-ROM диски Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 кл

8.Химические Интернет-ресурсы (химоза, занимательная химия ,ЕГЭ сеть творческих учителей, открытый класс , сайт М.А.Ахметова)

Литература для учащихся

- основная:

1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9 класс. М.: Просвещение, 2010

2.Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии.

- дополнительная:

1.Химические Интернет-ресурсы (Химия для школьников, химоза, занимательная химия ЕГЭ)

«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).

http://him.1september.ru/index.php– журнал «Химия».

http://him.1september.ru/urok/-Материалы к уроку. 

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека приложения к программе.































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!