МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании | Согласовано | Утверждаю. |
методического объединения | с зам. директора школы по УВР | Директор школы |
учителей предметов | _______________________ | ______________________ |
Протокол №____________ | | |
от «_____» _______ 20____г. | «______» __________20____ г. | Приказ № _____________ |
Руководитель МО | | |
________________________ | | от «___» _____________20____ г. |
| | |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
для 11 класса
(ГОС СОО)
профильный уровень
Разработана
учителем химии
Зайчиковым В.В.
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе следующих документов:
1. Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями и дополнениями от 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24, 31 января 2012 г., 23 июня 2015 г., 7 июня 2017 г.);
2. ООП СОО МКОУ «Бодеевская СОШ»;
3.Авторской программы курса химии для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. Еремин В. В. Методическое пособие к учебникам В.В. Еремина, Н.Е. Кузьменко и др. «Химия. Углубленный уровень». 10-11кл./ В.В. Еремин, А.А. Дроздов, И.В. Варганова. – М.: Дрофа, 2013; — 154, [6] с.
в соответствии с « Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бодеевская средняя общеобразовательная школа»;
УМК: Химия. 10 класс. Углубленный уровень / В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.И. Теренин, А.А. Дроздов, В.В. Лунин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 446 с.
Объем часов: - В неделю 3
Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
•освоение знаний о химической составляющей естественно - научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
• овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
•развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
•воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
•применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи обучения: Ведущими задачами предлагаемого курса являются:
Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;
Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений.
Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Формы организации образовательного процесса
Процесс обучения реализуется только через конкретные формы организации образовательного процесса. Среди конкретных форм организации работы с обучающимися в процессе обучения можно выделить: урочные и внеурочные.
К урочным относятся: урок, лекция, семинар, практикум, зачет, экзамен.
Внеурочные включают: регулярные (домашняя работа; факультативные, групповые, индивидуальные занятия; работа с научно-популярной литературой; телевизионные передачи; дополнительные занятия), эпизодические (реферативные работы, тематические конференции).
Технологии обучения
Используются технологии обучения:
Активное (контекстное) обучение: Цель: Организация активности обучаемых. Сущность: Моделирование предметного и социального содержания учебной деятельности. Механизм: Методы активного обучения.
Проблемное обучение Цель которой: Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. Сущность: Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания. Механизм: Поисковые методы; постановка познавательных задач.
Развивающее обучение: Цель которой: Развитие личности и ее способностей. Сущность: Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Механизм: Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности.
Дифференцированное обучение: Цель которой: Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей. Сущность: Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт). Механизм: Методы индивидуального обучения.
Концентрированное обучение: Цель: Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса. Сущность: Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки (повторение). Механизм: Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся.
Компьютерные технологии. Цель: Обеспечение поиска информации через систему Интернет. Сущность: Достижение расширенных знаний о животном мире. Механизм: компьютерные методы вовлечения обучаемых в образовательный процесс.
Игровое обучение: Цель: Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений. Сущность: Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации. Механизм: Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность.
Обучение развитию критического мышления. Цель: Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс. Сущность: Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Механизм: Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.
Здоровьесберегающие технологии
Виды и формы контроля
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке обучающихся. Для контроля уровня достижений обучающихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: выборочный контроль, фронтальный опрос, задание со свободным ответом по выбору учителя, задание по рисунку, ответы на вопросы в учебнике, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д., анализ творческих, исследовательских работу результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия..
Контроль уровня знаний обучающихся предусматривает проведение практических, самостоятельных и контрольных работ.
Срок реализации рабочей учебной программы 2020-2021 год.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
природные источники углеводородов и способы их переработки;
вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Содержание учебного предмета.
11 класс (3 ч в неделю, всего 102 ч, из них 3 ч — резервное время)
Тема 1
Строение атома (9 ч)
Атом — сложная частица. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира.
Состояние электронов в атоме. Электронное облако и орбиталь. Квантовые числа. Форма орбиталей (s, p, d, f). Энергетические уровни и подуровни. Строение электронных оболочек атомов. Электронные конфигурации атомов элементов. Принцип Паули и правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов: s-,p-, d- и f-семейства.
Валентные возможности атомов химических элементов. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов в нормальном и возбужденном состояниях. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбиталей. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления».
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома. Предпосылки открытия периодического закона: накопление фактологического материала, работы предшественников (И. Я. Берцелиуса, И. В. Деберейнера, А. Э. Шанкуртуа, Дж. А. Ньюлендса, Л. Ю. Мейера); съезд химиков в Карлсруэ. Личностные качества Д. И. Менделеева.
Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Первая формулировка периодического закона. Горизонтальная, вертикальная и диагональная периодические зависимости.
Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современная трактовка понятия «химический элемент». Закономерность Ван-ден-Брука — Мозли. Вторая формулировка периодического закона. Периодическая система Д. И. Менделеева и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Третья формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Расчетные задачи
1.Вычисление массовой доли химического элемента в соединении.
2.Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.
Тема 2
Строение вещества (10 ч)
Химическая связь. Единая природа химической связи. Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь и ее классификация: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (σ и π), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная). Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью: атомная и молекулярная. Металлическая химическая связь и металлические кристаллические решетки. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Механизм образования этой связи, ее значение.
Межмолекулярные взаимодействия.
Единая природа химических связей: ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи; переход одного вида связи в другой; разные виды связи в одном веществе и т. д.
Свойства ковалентной химической связи. Насыщаемость, поляризуемость, направленность. Геометрия молекул.
Гибридизация орбиталей и геометрия молекул. sр3-гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза; sр2-гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов и графита; sp-гибридизация у соединений бериллия, алкинов и карбина. Геометрия молекул названных веществ.
Дисперсные системы (6ч). Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Типы дисперсных систем и их значение в природе и жизни человека. Дисперсные системы с жидкой средой: взвеси, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Эффект Тиндаля. Коагуляция. Синерезис. Молекулярные и истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов.
Расчетные задачи.
3. Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная доля» компонентов смеси; способы количественного выражения состава вещества: массовая доля, молярная концентрация и моляльная концентрация объемная доля растворенного вещества
4.Расчет объемных отношений газов при химических реакциях.
5.Вычисление массы веществ или объема газов по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ.
Демонстрации. Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связей. Модели молекул различной геометрии. Модели кристаллических решеток алмаза и графита..Получение аллотропных модификаций серы и фосфора. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного, кварца и др.
Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (II), перманганата калия, хлоридажелеза (III)).
Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.
Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты
Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора.
Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.
Практические работы
Приготовление раствора заданной молярной концентрации.
Химические реакции (22ч)
Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Понятие о химической реакции; ее отличие от ядерной реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ: аллотропизация, изомеризация и полимеризация. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и составу реагирующих и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по изменению степеней окисления элементов (окислительно-восстановительные реакции и неокислительно-восстановительные реакции); Ряд стандартных электродных потенциалов по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные и ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию (фотохимические, радиационные, электрохимические, термохимические). Особенности классификации реакций в органической химии.
Вероятность протекания химических реакций. Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия и экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Теплота образования. Понятие об энтальпии. Закон Г.И. Гесса и следствия из него. Энтропия. Энергия Гиббса. Возможность протекания реакций в зависимости от изменения энергии и энтропии.
Скорость химических реакций. Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Энергия активации. Элементарные и сложные реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ; температура (закон Вант-Гоффа); концентрация (основной закон химической кинетики); катализаторы. Катализ: гомо- и гетерогенный; механизм действия катализаторов. Ферменты. Их сравнение с неорганическими катализаторами. Ферментативный катализ, его механизм. Ингибиторы и каталитические яды. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ.
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление и температура. Принцип Ле Шателье.
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации веществ с различным типом химической связи. Свойства ионов. Катионы и анионы. Кислоты, соли, основания в свете электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, ее зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электролитов. Реакции, протекающие в растворах электролитов. Произведение растворимости.
Водородный показатель. Диссоциация воды. Константа диссоциации воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель рН. Среды водных растворов электролитов. Значение водородного показателя для химических и биологических процессов.
Гидролиз. Понятие «гидролиз». Гидролиз органических соединений (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов, белков, АТФ) и его значение. Гидролиз неорганических веществ. Гидролиз солей — три случая. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза.
Расчетные задачи.
6. Расчеты по термохимическим уравнениям.
7. Вычисление теплового эффекта реакции по теплотам образования реагирующих веществ и продуктов реакции.
8. Определение рН раствора заданной молярной концентрации.
9. Расчет средней скорости реакции по концентрациям реагирующих веществ.
10. Вычисления с использованием понятия «температурный коэффициент скорости реакции».
11. Нахождение константы равновесия реакции по равновесным концентрациям и определение исходных концентраций веществ. Расчет энтальпии реакции.
12.Расчет изменения энтропии в химическом процессе.
13.Расчет изменения энергии Гиббса реакции.
Демонстрации. Получение кислорода из пероксида водорода и воды; реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды; свойства металлов;. Реакции горения; реакции эндотермические на примере реакции разложения (, калийной селитры, известняка или мела) и экзотермические на примере реакции гашение извести и растворения концентрированной серной кислоты в воде.). Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, при разных концентрациях соляной кислоты; разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV), катал азы сырого мяса и сырого картофеля. Взаимодействие цинка с различной поверхностью (порошка, пыли, гранул) с кислотой. Модель «кипящего слоя». Смещение равновесия в системе Fe3+ + 3CNS- ↔ Fe(CNS)3; Индикаторы и изменение их окраски в различных средах. Гидролиз карбонатов, сульфатов, силикатов щелочных металлов; нитратов цинка или свинца (II). Гидролиз карбида кальция.
Лабораторные опыты.
1. Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора.
2.Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов
Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды для органических и неорганических кислот.
Практическая работа №2 «Идентификация неорганических соединений»
Тема 4
Вещества и их свойства (52ч)
Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные и комплексные.
Металлы. Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева и строение их атомов. Простые вещества — металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Аллотропия. Общие физические свойства металлов. Ряд стандартных электродных потенциалов. Общие химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами и солями в растворах, органическими соединениями (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами. Значение металлов в природе и в жизни организмов.
Коррозия металлов. Понятие «коррозия металлов». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии.
Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Металлургия и ее виды: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение.
Щелочные металлы. Общая характеристика подгруппы. Физические и химические свойства лития, натрия и калия. Их получение и применение, нахождение в природе. Оксиды и пероксиды натрия и калия. Едкие щелочи, их свойства, получение и применение. Соли щелочных металлов. Распознавание катионов натрия и калия.
Щелочно-земельные металлы. Общая характеристика подгруппы. Физические и химические свойства магния и кальция, их получение и применение, нахождение в природе. Соли кальция и магния, их значение в природе и жизни человека.
Алюминий, его физические и химические свойства, получение и применение, нахождение в природе. Алюмосиликаты. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Соли алюминия.
Переходные металлы. Железо. Медь, серебро; цинк, ртуть; хром, марганец (нахождение в природе; получение и применение простых веществ; свойства простых веществ; важнейшие соединения).
Неметаллы. Положение неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева, строение их атомов. Электроотрицательность. Инертные газы. Благородные газы. Соединения благородных газов. Применение.
Двойственное положение водорода в периодической системе. Неметаллы — простые вещества. Их атомное и молекулярное строение. Аллотропия и ее причины. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями (азотной и серной кислотами и др.).
Водородные соединения неметаллов. Получение их синтезом и косвенно. Строение молекул и кристаллов этих соединений. Физические свойства. Отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах.
Водород. Положение водорода в Периодической системе. Изотопы водорода. Соединения водорода с металлами и неметаллами. Вода. Жесткость воды и способы ее устранения. Тяжелая вода.
Галогены. Общая характеристика подгруппы галогенов. Особенности химии фтора. Галогеноводороды. Получение галогеноводородов. Понятие о цепных реакциях. Галогеноводородные кислоты и их соли – галогениды. Качественная реакция на галогенид-ионы. Кислородсодержащие соединения хлора.
Применение галогенов и их важнейших соединений.
Кислород, его физические и химические свойства, получение и применение, нахождение в природе. Аллотропия. Озон, его свойства, получение и применение. Оксиды и пероксиды. Пероксид водорода, его окислительные свойства и применение.
Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы, ее получение и применение, нахождение в природе. Сероводород, его физические и химические свойства, получение и применение, нахождение в природе. Сульфиды. Оксид серы (IV), его физические и химические свойства, получение и применение. Оксид серы (VI), его физические и химические свойства, получение и применение. Сернистая кислота и сульфиты. Серная кислота, свойства разбавленной и концентрированной серной кислот. Серная кислота как окислитель, сульфаты. Качественные реакции на сульфид-, сульфит- и сульфат-ионы.
Азот, его физические и химические свойства, получение и применение, нахождение в природе. Нитриды. Аммиак, его физические и химические свойства, получение и применение. Аммиачная вода. Образование иона аммония. Соли аммония, их свойства, получение и применение. Качественная реакция на ион аммония. Оксид азота (II), его физические и химические свойства, получение и применение. Оксид азота (IV), его физические и химические свойства, получение и применение. Оксид азота (III) и азотистая кислота, оксид азота (V) и азотная кислота. Свойства азотной кислоты, ее получение и применение. Нитраты, их физические и химические свойства, применение.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства, получение и применение белого и красного фосфора. Фосфин. Оксиды фосфора (III и V). Фосфорные кислоты. Ортофосфаты.
Углерод. Аллотропия углерода (алмаз, графит, карбин, фуллерен). Активированный уголь. Адсорбция. Свойства, получение и применение угля. Карбиды кальция, алюминия и железа. Угарный и углекислый газы, их физические и химические свойства, получение и применение. Угольная кислота и ее соли (карбонаты и гидрокарбонаты). Качественная реакция на карбонат-ион.
Кремний, аллотропия, физические и химические свойства кремния, получение и применение, нахождение в природе. Силаны. Оксид кремния (IV). Кремниевые кислоты, силикаты. Силикатная промышленность.
Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (на примере серы и кремния), переходного элемента (на примере цинка). Генетические ряды и генетическая связь в органической химии (для соединений, содержащих два атома углерода в молекуле). Единство мира веществ.
Расчетные задачи.
14. Вычисление массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. 2. Вычисление массы исходного вещества, если известен практический выход и массовая доля его от теоретически возможного.
15. Вычисления по химическим уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
16. Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов.
17. Определение молекулярной формулы газообразного вещества по известной относительной плотности и массовым долям элементов. 6. Нахождение молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания.
18. Комбинированные задачи.
Демонстрации. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой.
Опыты по коррозии и защите металлов от коррозии.
Взаимодействие оксида кальция с водой.
Взаимодействие а) щелочных металлов с водой, б) цинка с растворами соляной и серной кислот; в) железа с раствором медного купороса; ж) алюминия с раствором едкого натра.
Устранение жесткости воды.
Качественная реакция на ионы кальция и бария.
Доказательство механической прочности оксидной пленки алюминия.
Отношение алюминия к концентрированной азотной кислоте.
Образцы металлов, их оксидов и некоторых солей.
Получение и свойства гидроксида хрома (III).
Окислительные свойства дихроматов.
Горение железа в кислороде и хлоре.
Опыты, выясняющие отношение железа к концентрированным кислотам.
Получение гидроксидов железа (II) и (III), их свойства
Модели кристаллических решеток иода, алмаза, графита. Аллотропия фосфора, серы, кислорода. Получение и свойства хлороводорода, соляной кислоты и аммиака. Взаимодействие аммиака с хлороводородом и водой. Термическое разложение солей аммония. Свойства соляной, разбавленной серной кислот. Взаимодействие концентрированных серной, азотной кислот и разбавленной азотной кислоты с медью. Взаимное вытеснение галогенов из их соединений. Взаимодействие серы с водородом и кислородом. Получение кремниевой кислоты. Ознакомление с образцами стекла, керамических материалов.
Получение углекислого газа, Взаимодействие его с водой и твердым гидроксидом натрия
Лабораторные опыты.
Ознакомление с образцами металлов и сплавов.
Превращение карбоната кальция в гидрокарбонат и гидрокарбоната в карбонат.
Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств.
Гидролиз солей алюминия.
Окисление соли хрома (III) пероксидом водорода.
Окислительные свойства перманганата калия и дихромата калия в разных средах.
Взаимодействие гидроксидов железа с кислотами.
Взаимодействие соли железа (II) с перманганатом калия.
Качественные реакции на соли железа (II) и (III).
Ознакомление с образцами чугуна и стали.
Решение экспериментальных задач на распознавание соединений металлов.
Изучение свойств соляной кислоты.
Ознакомление с серой и ее природными соединениями.
Распознавание хлорид-, сульфат- и карбонат-ионов в растворе.
Взаимодействие солей аммония со щелочью.
Ознакомление с различными видами удобрений. Качественные реакции на соли аммония и нитраты.
Решение экспериментальных задач на распознавание веществ.
Ознакомление с различными видами топлива.
Ознакомление со свойствами карбонатов и гидрокарбонатов.
Тематическое планирование.
Химия. 11 класс (профильный уровень)
Раздел | Наименование разделов | Кол-во часов | Количество работ (опытов) |
практических | контрольных |
1 | Строение атома | 9 | | |
2 | Строение вещества. | 10 | | 1 |
3 | Дисперсные системы | 6 | 1 | 2 |
4 | Химические реакции | 22 | 1 |
5 | Вещества и их свойства: | 52 | 6 | 3 |
| Резервные уроки | 3 | | |
| Всего | 102 | 8 | 6 |
Календарно – тематический план
11КЛАСС
(3 ЧАСА В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 102 ЧАСА, ИЗ НИХ 3 ЧАСА – РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ)
№ урока | Наименование раздела программы и количество часов. Темы, входящие в раздел программы. | Сроки выполнения | Приме чание |
план | факт | |
Строение атома ( 9 часов) |
1 | Строение атома. Атом – сложная частица. Изотопы. | 02.09. | | |
2 | Состояние электронов в атоме. Электронная конфигурация атомов химических элементов | 07.09. | | |
3 | Валентные возможности атомов химических элемент.Расчетные задачи. Вычисление массовой доли химического элемента в соединении. | 08.09. | | |
4 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома. | 09.09 | | |
5 | Предпосылки открытия периодического закона. Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона Д.И.Менделеева. | 14.09. | | |
6 | Периодический закон и строение атома. | 15.09. | | |
7 | Периодическая система химических элементов и строение атома. | 16.09. | | |
8 | Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Расчетные задачи Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов. | 21.09. | | |
9 | Обобщение и систематизация пройденного материала. Тестирование. | 22.09. | | |
Строение вещества (10 часов) |
10 | Химическая связь. | 23.09. | | |
11 | Ковалентная химическая связь, ее виды, механизмы образования, характеристики. | 28.09. | | |
12 | Гибридизация атомных орбиталей и геометрия молекул. | 29.09. | | |
13 | Ионная химическая связь. Металлическая связь. Водородная связь. | 30.09. | | |
14 | Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения Кристаллические решетки. | 05.10. | | |
15 | Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия. | 06.10. | | |
16 | Единая природа химических связей. | 07.10. | | |
17 | Комплексные соединения. | 12.10. | | |
18 | Обобщение знаний по теме: Химическая связь. | 13.10. | | |
19 | Контрольная работа №1 по теме: «Периодический закон и ПСХЭ. Химическая связь» | 14.10. | | |
|
Дисперсные системы (6 ч) |
20 | Дисперсные системы. Классификация дисперсных систем. Гидратная теория растворов Д.И. Менделеева. | 19.10. | | |
21 | Коллоидные растворы, их значение в природе и на производстве. Истинные растворы. Растворимость. | 20.10. | | |
22 | Способы количественного выражения состава вещества: массовая доля, молярная концентрация и моляльная концентрация объемная доля растворенного вещества. | 21.10. | | |
23 | Семинар «Решение расчетных задач по теме растворы» | 26.10. | | |
24 | Практическая работа №1.Приготовление раствора заданной молярной концентрации. | 27.10. | | |
25 | Обобщение знаний. Проверочная работа | 28.10. | | |
Химические реакции (22 часа) |
26 | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. | 09.11. | | |
27,28 | Тепловые эффекты реакции. Термохимические уравнения. Понятие об энтальпии и энтропии. Энергия Гибса. Закон Гесса и следствия из него. Расчеты по термохимическим уравнениям. | 10.11.-11.11. | | |
29,30 | Скорость химической реакции. Закон действующих масс. Катализаторы и катализ. Решение задач на определение скорости химической реакции. | 16.11.-17.11. | | |
31,32 | Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. Принцип Ле –Шателье. | 18.11-23.11. | | |
33,34 | Электролитическая диссоциация. Степень и константа диссоциации. Факторы, от которых они зависят | 24.11.-25.11. | | |
35 | Реакции ионного обмена в водных растворах. | 30.11. | | |
36 | Произведение растворимости Ионное произведение воды. Водородный показатель (рН) раствора. | 01.12. | | |
37 | Практическая работа №2 «Идентификация неорганических соединений» | 02.12. | | |
38 | Контрольная работа №2 по теме: «Многообразие химических реакций 1 часть» | 07.12 | | |
39,40 | Гидролиз органических и неорганических соединений. Применение гидролиза в промышленности. | 08.12.-09.12. | | |
41 | Окислительно-восстановительные реакции. Методы электронного и электронно – ионного баланса. Направление ОВР. | 14.12. | | |
42 | Окислительные свойства азотной кислоты по отношению к некоторым металлам. Окислительные свойства серной кислоты по отношению к некоторым металлам. | 15.12. | | |
43 | Перманганата калия в разных средах (щелочной, кислой, нейтральной). Пероксид водорода, его окислительные свойства. | 16.12. | | |
44,45 | Электролиз растворов и расплавов. Применение. | 21.12.-22.12. | | |
46 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Химические реакции». | 23.12. | | |
47 | Контрольная работа №3 по теме: «Многообразие химических реакций 2 часть» | 28.12. | | |
Вещества и их свойства (52 час) |
48 | Классификация неорганических веществ. | 29.12. | | |
49 | Металлы. Положение в ПС. Общие физические и химические свойства. | 30.12. | | |
50 | Общие способы получения металлов. Коррозия металлов | 11.01. | | |
51 | Щелочные металлы. Общая характеристика подгруппы. Физические и химические свойства лития, натрия и калия. Их получение и применение, нахождение в природе. | 12.01. | | |
52 | Оксиды и пероксиды натрия и калия. Едкие щелочи, их свойства, получение и применение. Соли щелочных металлов. Распознавание катионов натрия и калия. | 13.01. | | |
53 | Щелочно-земельные металлы. Общая характеристика подгруппы. Физические и химические свойства магния и кальция, их получение и применение, нахождение в природе. | 18.01. | | |
54 | Соли кальция и магния, их значение в природе и жизни человека. Жесткость воды и способы ее устранения | 19.01. | | |
55 | Алюминий, его физические и химические свойства, получение и применение, нахождение в природе. Алюмосиликаты. | 20.01. | | |
56 | Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Соли алюминия. | 25.01. | | |
57 | Обобщение и систематизация пройденного материала. Тестирование. | 26.01. | | |
58 | Переходные металлы. Медь, серебро, цинк. Особенности строения их атомов. | 27.01. | | |
59 | Переходные металлы: ртуть, хром, марганец, железо (нахождение в природе; получение и применение простых веществ; свойства простых веществ) | 01.02. | | |
60 | Оксиды, гидроксиды и соли переходных элементов | 02.02. | | |
61 | Окислительные свойства солей хрома и марганца в высшей степени окисления. Комплексные соединения переходных элементов. | 03.02. | | |
62 | Понятие металлургии. Сплавы. Производство чугуна и стали. | 08.02. | | |
63 | Практическая работа №3 «Исследование восстановительных свойств металлов» | 09.02. | | |
64 | Практическая работа №4 «Опыты, характеризующие свойства соединений металлов» | 10.02. | | |
65 | Решение задач. Вычисление массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. | 15.02. | | |
66 | Решение задач. Вычисление массы исходного вещества, если известен практический выход и массовая доля его от теоретически возможного | 16.02. | | |
67 | Контрольная работа № 4 по теме «Металлы и их соединения» | 17.02. | | |
68 | Неметаллы. Положение неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева, строение их атомов. Электроотрицательность. Инертные газы. Двойственное положение водорода в периодической системе | 01.03. | | |
69 | Неметаллы — простые вещества. Их атомное и молекулярное строение. Химические свойства неметаллов. Водородные соединения неметаллов. Получение их синтезом и косвенно. Строение молекул и кристаллов этих соединений. Физические свойства. Отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах. | 02.03. | | |
70 | Водород. Положение водорода в Периодической системе. Изотопы водорода. Соединения водорода с металлами и неметаллами. Вода. Тяжелая вода. | 03.03. | | |
71 | Галогены. Общая характеристика подгруппы галогенов. Особенности химии фтора. Галогеноводороды. Получение галогеноводородов. Понятие о цепных реакциях. Галогеноводородные кислоты и их соли – галогениды. Качественная реакция на галогенид-ионы. | 09.03. | | |
72 | Кислородсодержащие соединения хлора. Применение галогенов и их важнейших соединений. | 10.03. | | |
73 | Кислород, его физические и химические свойства, получение и применение, нахождение в природе. Аллотропия. Озон, его свойства, получение и применение | 15.03. | | |
74 | Оксиды и пероксиды. Пероксид водорода, его окислительные свойства и применение. | 16.03. | | |
75 | Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы, ее получение и применение, нахождение в природе. | 17.03. | | |
76 | Сероводород, его физические и химические свойства, получение и применение, нахождение в природе. Сульфиды. | 22.03. | | |
77 | Оксид серы (IV), его физические и химические свойства, получение и применение. Оксид серы (VI), его физические и химические свойства, получение и применение. | 23.03. | | |
78 | Сернистая кислота и сульфиты. | 24.03. | | |
79 | Серная кислота, свойства разбавленной и концентрированной серной кислот. Серная кислота как окислитель. сульфаты. Качественные реакции на сульфид-, сульфит- и сульфат-ионы. | 05.04. | | |
80 | Обобщение и систематизация пройденного материала. Тестирование. | 06.04. | | |
81 | Контрольная работа № 5 по теме: «Галогены, кислород, сера». | 07.04. | | |
82,83 | Азот, его физические и химические свойства, получение и применение, нахождение в природе. Нитриды. | 12.04.-13.04. | | |
84 | Аммиак, его физические и химические свойства, получение и применение. Аммиачная вода. Образование иона аммония. Соли аммония, их свойства, получение и применение. Качественная реакция на ион аммония | 14.04. | | |
85 | Оксид азота (II), его физические и химические свойства, получение и применение. Оксид азота (IV), его физические и химические свойства, получение и применение Оксид азота (III) и азотистая кислота, оксид азота (V) и азотная кислота. | 19.04. | | |
86 | Свойства азотной кислоты, ее получение и применение | 20.04. | | |
87 | Нитраты, их физические и химические свойства, применение | 21.04. | | |
88 | Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства, получение и применение белого и красного фосфора. Фосфин. Оксиды фосфора (III и V). Фосфорные кислоты. Ортофосфаты | 26.04. | | |
89 | Углерод. Аллотропия углерода (алмаз, графит, карбин, фуллерен). Активированный уголь. Адсорбция. Свойства, получение и применение угля. Карбиды кальция, алюминия и железа. | 27.04. | | |
90 | Угарный и углекислый газы, их физические и химические свойства, получение и применение. Угольная кислота и ее соли (карбонаты и гидрокарбонаты). Качественная реакция на карбонат-ион. | 28.04. | | |
91 | Практическая работа №5 «Получение и собирание газов (кислород, аммиак, оксид углерода (IV) и др.), опыты с ними» | 03.05. | | |
92 | Практическая работа №6 «Определение содержания карбонатов в известняке. Устранение временной жесткости воды» | 04.05. | | |
93 | Кремний, аллотропия, физические и химические свойства кремния, получение и применение, нахождение в природе. Силаны. Оксид кремния (IV). Кремниевые кислоты, силикаты. Силикатная промышленность | 05.05. | | |
94 | Практическая работа №7 «Экспериментальные задачи на получение и распознавание веществ» | 10.05. | | |
95 | Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. | 11.05. | | |
96 | Практическая работа №8 «Экспериментальные задачи на получение и распознавание веществ» | 12.05. | | |
97 | Решение задач | 17.05. | | |
98 | Обобщение по теме «Неметаллы» | 18.05. | | |
99 | Контрольная работа №6 по теме «Неметаллы» | 19.05. | | |
100-102 | Резервные уроки | 24.05.-26.05. | | |