СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии для 7 класса созданная по конструктору рабочих программ

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии для 7 класса созданная по конструктору рабочих программ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для 7 класса созданная по конструктору рабочих программ»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Дагестан

ОАНО "Ватан"



 

 

УТВЕРЖЕНО
__________ должность

______________ ФИО

Приказ №

от " " _____________ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1546900)

учебного предмета

«Химия»

для 7 класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год










Составитель: ______________________

Учитель химии












г._______________2021г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральным государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по химии. В ней учитываются основные идеи положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования. Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом метапредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»

Вклад учебного предмета «Химия» в достижение целей основного общего образования обусловлен во многом значением химической науки в познании законов природы, в развитии производительных сил общества и создании новой базы материальной культуры.

Химия как элемент системы естественных наук распространила своё влияние на все области человеческого существования, задала новое видение мира, стала неотъемлемым компонентом мировой культуры, необходимым условием жизни общества: знание химии служит основой для формирования мировоззрения человека, его представлений о материальном единстве мира; важную роль играют формируемые химией представления о взаимопревращениях энергии и об эволюции веществ в природе; современная химия направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития человечества — сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения.

В условиях возрастающего значения химии в жизни общества существенно повысилась роль химического образования. В плане социализации оно является одним из условий формирования интеллекта личности и гармоничного её развития.

Современному человеку химические знания необходимы для приобретения общекультурного уровня, позволяющего уверенно трудиться в социуме и ответственно участвовать в многообразной жизни общества, для осознания важности разумного отношения к своему здоровью и здоровью других, к окружающей природной среде, для грамотного поведения при использовании различных материалов и химических веществ в повседневной жизни.

Химическое образование в основной школе является базовым по отношению к системе общего химического образования. Поэтому на соответствующем ему уровне оно реализует присущие общему химическому образованию ключевые ценности, которые отражают государственные, общественные и индивидуальные потребности. Этим определяется сущность общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Химия».

Изучение предмета: 1) способствует реализации возможностей для саморазвития и формирования культуры личности, её общей и функциональной грамотности; 2) вносит вклад в формирование мышления и творческих способностей подростков, навыков их самостоятельной учебной деятельности, экспериментальных и исследовательских умений, необходимых как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности; 3) знакомит со спецификой научного мышления, закладывает основы целостного взгляда на единство природы и человека, является ответственным этапом в формировании естественно-научной грамотности подростков; 4) способствует формированию ценностного отношения к естественно-научным знаниям, к природе, к человеку, вносит свой вклад в экологическое образование школьников.

Названные направления в обучении химии обеспечиваются спецификой содержания предмета, который является педагогически адаптированным отражением базовой науки химии на определённом этапе её развития.

Курс химии основной школы ориентирован на освоение обучающимися основ неорганической химии и некоторых понятий и сведений об отдельных объектах органической химии.

Структура содержания предмета сформирована на основе системного подхода к его изучению. Содержание складывается из системы понятий о химическом элементе и веществе и системы понятий о химической реакции. Обе эти системы структурно организованы по принципу последовательного развития знаний на основе теоретических представлений разного уровня: атомно-молекулярного учения как основы всего естествознания, уровня Периодического закона Д. И. Менделеева как основного закона химии, учения о строении атома и химической связи, представлений об электролитической диссоциации веществ в растворах. Теоретические знания рассматриваются на основе эмпирически полученных и осмысленных фактов, развиваются последовательно от одного уровня к другому, выполняя функции объяснения и прогнозирования свойств, строения и возможностей практического применения и получения изучаемых веществ.

Такая организация содержания курса способствует представлению химической составляющей научной картины мира в логике её системной природы. Тем самым обеспечивается возможность формирования у обучающихся ценностного отношения к научному знанию и методам познания в науке. Важно также заметить, что освоение содержания курса происходит с привлечением знаний из ранее изученных курсов: «Окружающий мир», «Биология. 5—7 классы» и «Физика. 7 класс».



ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»

К направлению первостепенной значимости при реализации образовательных функций предмета «Химия» традиционно относят формирование знаний основ химической науки как области современного естествознания, практической деятельности человека и как одного из компонентов мировой культуры. Задача предмета состоит в формировании системы химических знаний — важнейших фактов, понятий, законов и теоретических положений, доступных обобщений мировоззренческого характера, языка науки, знаний о научных методах изучения веществ и химических реакций, а также в формировании и развитии умений и способов деятельности, связанных с планированием, наблюдением и проведением химического эксперимента, соблюдением правил безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Наряду с этим цели изучения предмета в программе уточнены и скорректированы с учётом новых приоритетов в системе основного общего образования. Сегодня в образовании особо значимой признаётся направленность обучения на развитие и саморазвитие личности, формирование её интеллекта и общей культуры. Обучение умению учиться и продолжать своё образование самостоятельно становится одной из важнейших функций учебных предметов.

В связи с этим при изучении предмета в основной школе доминирующее значение приобрели такие цели, как:

формирование интеллектуально развитой личности, готовой к самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному принятию решений, способной адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни;

направленность обучения на систематическое приобщение учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, научным методам познания, формирующим мотивацию и развитие способностей к химии;

обеспечение условий, способствующих приобретению обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, ключевых навыков (ключевых компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности;

формирование умений объяснять и оценивать явления окружающего мира на основании знаний и опыта, полученных при изучении химии;

формирование у обучающихся гуманистических отношений, понимания ценности химических знаний для выработки экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды;

развитие мотивации к обучению, способностей к самоконтролю и самовоспитанию на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности к осознанному выбору профиля и направленности дальнейшего обучения.





ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение химии в 7 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:

Патриотического воспитания

1) ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;

Гражданского воспитания

2) представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; готовности к разно­образной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

Ценности научного познания

3) мировоззренческих представлений о веществе и химической реакции, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей;

4) познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по химии, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;

5) познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;

6) интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;

Формирования культуры здоровья

7) осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни;

Трудового воспитания

8) интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения предметных знаний по химии, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к химии, общественных интересов и потребностей; успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений; готовность адаптироваться в профессиональной среде;

Экологического воспитания

9) экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;

10) способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов химии;

11) экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система, процесс, эксперимент и др.), которые используются в естественно-научных учебных предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о целостной научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности.

Метапредметные результаты освоения образовательной программы по химии отражают овладение универсальными познавательными действиями, в том числе:

Базовыми логическими действиями

1) умением использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимо­связь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений; выбирать основания и критерии для классификации химических веществ и химических реакций; устанавливать причинно-следственные связи между объектами изучения; строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии); делать выводы и заключения;

2) умением применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления — химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение химической реакции — при решении учебно-познавательных задач; с учётом этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых объектов — химических веществ и химических реакций; выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и противоречия в изучаемых процессах и явлениях; предлагать критерии для выявления этих закономерностей и противоречий; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев);

Базовыми исследовательскими действиями

3) умением использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;

4) приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических экспериментов: умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе;

Работой с информацией

5) умением выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета); критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию;

6) умением применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и соответствующих данных, необхо­димых для выполнения учебных и познавательных задач опре­делённого типа; приобретение опыта в области использования информационно-коммуникативных технологий, овладение куль­турой активного использования различных поисковых систем; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, другими формами графики и их комбинациями;

7) умением использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской деятельности информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей природной среды;

Универсальными коммуникативными действиями

8) умением задавать вопросы (в ходе диалога и/или дискуссии) по существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи;

9) приобретение опыта презентации результатов выполнения химического эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств веществ, учебного прое­к­та);

10) заинтересованность в совместной со сверстниками познавательной и исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согла­сования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация совместных действий, определение критериев по оценке качества выполненной работы и др.); 

Универсальными регулятивными действиями

11) умением самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах — веществах и реакциях; оценивать соответствие полученного результата заявленной цели;

12) умением использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Выпускник научится:

  • описывать свойства веществ, выделяя их существенные признаки;

  • характеризовать вещества по составу и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», используя знаковую систему химии;

  • изображать состав простейших веществ с помощью химических формул;

  • вычислять относительную молекулярную массу веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;

  • объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

  • называть признаки и условия протекания химических реакций;

  • выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

  • приготовлять растворы с определённой массовой долей растворенного вещества;

  • проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);

  • использовать компьютерные технологии для обработки информации.


Выпускник получит возможность научиться:

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

  • осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

  • использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении творческих проектов посвященных открытию и применению веществ;

  • развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов

  • выполненной работы;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ;

  • сознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

  • развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, ее основных понятий, а также о современных достижениях науки и техники.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





п/п



Тема раздела

Количество часов


По программе О. С. Габриеляна

По рабочей программе

Контрольных, практических работ


1

Химия в центре естествознания.

11

13

Пр/р №1, №2

К/р №1


2

Математика в химии.

9

9

П/р №3

К/р №2


3

Явления, происходящие с веществами.

9

9

Пр/р №4

К/р №3


4

Рассказы по химии.

4

3

-


5

Резервное время

2

-

-



Итого:

35

34

К/р – 3, Пр/р – 4






Поурочное планирование



№ п\п

Тема урока

Д\з

Элементы содержания образования

Эксперимент

Виды деятельности обучающихся

Форма контроля

Дата




Глава I Химия в центре естествознания (13 ч.).



1/1

Вводный инструктаж по ТБ. Химия как часть естествознания.

Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств.

§ 1, соста­вить прос­той план.

Химия — часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств.

Д №1. Коллекция различных предметов и фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства применение».

Описание и сравнение предметов изучения естественнонаучных дисциплин, в том числе химии.

Различение тела и вещества.

Определения понятий: «свойства веществ».

Описание свойств веществ.






2\2

Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование.


§ 2. Подготовка

к ПР № 1(с. 14).

Нарисовать знаки правил техники безопасности при выполнении хим. опытов (с.20-21).

Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование.


Д2. Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии.

ДЭ 1. Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени.


Характеристика основных методов изучения естественнонаучных дисциплин.

Выполнение непосредственных наблюдений и анализ свойств веществ и явлений, происходящих с веществами,

с соблюдением правил техники безопасности.

Оформление отчета, включающего описание наблюдения, его результатов, выводов.






3\3

Практическая работа № 1

«Правила техники

безопасности при работе в кабинете химии. Знакомство

с лабораторным

оборудованием: устройство, назначение, приемы

обращения». Инструктаж по ТБ.

Подготовка

к ПР № 2 (с. 22).

Правила техники безопасности

при работе в химическом кабинете.

Лабораторное оборудование:

устройство, назначение, приемы

обращения.

Практическая работа №1

Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.

Выполнение простейших приемов обращения с лабораторным оборудованием: с лабораторным штативом.






4\4

Практическая работа № 2

«Наблюдение за

горящей свечой.

Устройство и работа спиртовки».

Инструктаж по ТБ.

Подготовка сообщений по темам: «Из истории изобретения электрофорной машины»,

«История появления глобуса».

Наблюдение. Устройство спиртовки и правила обращения с нагревательными приборами

Практическая работа №2

Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.

Выполнение простейших приемов обращения с лабораторным оборудованием: со спиртовкой.






5/5

Моделирование.

§ 3.

Выучить символы и названия

химических элементов: Н, C, N, O, Na, Mg, Al, Si, P, S (с. 29).

Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Модели в биологии. Муляжи. Модели в физике. Электрофорная машина. Географические модели. Химические модели: предметные (модели атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковые, или символьные (символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций).

Д №3. Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и кристаллических решеток.


Знакомство с моделями, используемых на уроках естественнонаучных дисциплин.

Примеры разных видов химических моделей.

Использование знакового моделирования.






6\6

Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение. Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества.

§4.

Домашний опыт «Изготовление моделей молекул

веществ из пластили­на».

Вы­учить символы и названия элементов: Fe, Au, К, Са, Си, Hg, Pb, Ag, CI, Cr, Zn (с.29).

Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение. Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества.

Д №4. Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана.



ДО №1 «Изготовление моделей молекул

веществ из пластили­на».


Определения понятий: «химический элемент», «химический знак, или символ», «коэффициенты», «индексы», «вещество», «простое вещество», «сложное вещество».

Классификация веществ по составу: простые и сложные.

Использование знакового моделирования.






7\7

Химия и физика.

§ 5. Домашний опыт: «Диффузия сахара в воде».

Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», «ион». Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения

Д №5 Образцы твердых

веществ кристаллического

строения. Модели кристаллических решеток.

Д №6 Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии.

ДЭ №2 Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом.

ДО №2 Диффузия сахара в воде.

Л-1 Инструктаж по ТБ. Диффузия перманганата калия в желатине.


Определение понятий: «атом», «молекула», «ион», «кристаллическая решётка».

Составление на основе текста таблицы, в том числе с применением средств ИКТ.

Выполнение непосредственных наблюдений.

Оформление отчета, включающего описание наблюдения, его результатов, выводов.






8\8

Агрегатные состояния веществ.

§ 6, № 8.


Понятие об агрегатном состоянии вещества. Физические и химические явления. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Аморфные вещества.


Д №7 Вода в трех агрегатных состояниях. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них.

ДЭ №3 «Переливание» углекислого газа в стакан на

уравновешенных весах.

ДО №3 Опыт с пустой закрытой пластиковой бутылкой

Определения понятий: «аморфные вещества», «кристаллические вещества», «кристаллическая решетка»,

Установление причинно-следственных связей между свойствами вещества

и типом кристаллической решетки. Характеристика атомных, молекулярных, ионных, металлических кристаллических решеток.

Приведение примеров веществ с разными типами кристаллической решетки.






9\9

Химия и география.

§ 7.

Найти в сказках

П. П. Бажова

«Малахитовая шкатулка» и «Каменный

цветок» описание

минералов.

Строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (неорганические и органические, в том числе и горючие) породы.


Д №8 Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит).

Д №9 Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор, известняк).

Д №10 Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф).

Л-2. Инструктаж по ТБ. "Изучение гранита с помощью увеличительного стекла"

Определения понятий: «ядро», «мантия», «кора», «литосфера», «минералы», «горные породы».

Классификация горных пород.

Выполнение непосредственных наблюдений.

Оформление отчета, включающего описание наблюдения, его результатов, выводов.






10\10

Химия и биология.

§ 8.

Домашний опыт: «Обнаружение крахмала в продуктах питания, яблоках».

Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.


ДЭ №4 Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений.

Л-3 Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке.

Л-6 Определение содержания воды в растении.

Л-4 Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха.

Л-5 Обнаружение крахмала в пшеничной муке.

Л-6 Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (определение витамина С в различных соках).

Л-7 Обнаружение крахмала в продуктах питания; яблоках. ИТБ

Определения понятий: «химический состав клетки», «фотосинтез», «хлорофилл».

Описание химического эксперимента с помощью естественного (русского или родного) языка.

Выполнение непосредственных наблюдений.

Составление выводов по результатам проведенного эксперимента.






11\11

Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных реакций. Аналитический сигнал. Определяемое вещество и реактив на него.


§ 9, №6.

Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных реакций. Аналитический сигнал. Определяемое вещество и реактив на него.


ДЭ №5 Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ.

Л-8 "Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду".

Л-9 "Обнаружение известковой воды среди различных веществ".

ДО №4 Обнаружение крахмала в продуктах питания, яблоках.

Определения понятий: «качественные реакции», «аналитический сигнал».

Распознавание кислорода, углекислого газа, известковой воды.

Описание химического эксперимента с помощью естественного (русского или родного) языка.

Выполнение непосредственных наблюдений.

Составление выводов по результатам проведенного эксперимента.






12/12

Обобщение и систематизация знаний по теме «Химия в центре естествознания».

Задание в тетради, повторить §1-9.









13/13

Контрольная работа №1 «Химия в центре естествознания».



Контрольная работа №1.







Глава II Математика в химии (9 ч.).



1\14

Относительная атомная и молекулярная масса.

§ 10.

Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов.


Определения понятий: «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса».

Нахождение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева.

Вычисление относительной молекулярной массы вещества.









2\15

Массовая доля химического элемента в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества.

§11, № 4, 5 с. 65.

Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества.


Определения понятий: «массовая доля элемента».

Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.






3\16

Чистые вещества и смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и синтетические моющие средства).

§ 12.

Домашний опыт:

«Изучение состава СМС».

Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и синтетические моющие средства).

Д №11 Коллекция различных видов мрамора и изделий из него.

Коллекция нефти и нефтепродуктов.

Коллекция бытовых смесей.

Смесь речного и сахарного песка и их разделение.

ДО №5 Изучение состава СМС.

Определения понятий: «чистые вещества, «смеси».

Классификация смесей.

Составление на основе текста таблицы, в том числе с применением средств ИКТ.

Выполнение непосредственных наблюдений.







4\17

Объемная доля газа в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему и наоборот.

§ 13.

Определение объемной доли газа (ϕ) в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему и наоборот.

Д №12 Диаграмма состава атмосферного воздуха. Диаграмма состава природного газа

Определения понятий: «объёмная доля газа».

Решение задач с использованием понятия

«объемная доля газообразного вещества».






5\18

Массовая доля вещества в растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества.

§ 14.

Подготовиться к

практической работе №3 с. 77

Массовая доля вещества (w) в растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества.


Определения понятий: «раствор», «растворитель», «растворённое вещество», «массовая доля растворенного вещества».

Решение задач с использованием понятия «массовая доля растворенного

вещества».






6\19

Практическая работа №3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества». Инструктаж по ТБ.

Расчетные задачи с использованием понятия «массовая доля».

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

Практическая работа №3

Работа с лабораторным оборудованием в соответствии с правилами техники безопасности. Выполнение простейших приемов обращения с лабораторным оборудованием.

Наблюдение за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами.

Описание химического эксперимента с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.

Составление выводов по результатам проведенного эксперимента.






7\20

Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.

§ 15.

Домашний опыт: «Изучение

состава некоторых

бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определённую долю примесей».

Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (w) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.

Д №13 Коллекция «Минералы и горные породы».

ДО №6 Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей.


Определения понятий: «примеси», «массовая доля вещества в смеси».

Проведение наблюдений.

Решение задач с использованием понятий «массовая доля основного компонента или примеси».






8\21

Обобщение и систематизация знаний, решение задач и упражнений по теме «Математика в химии».

Подготовиться к контр. работе, повт. §10-15.

Расчеты, связанные с использованием

понятия «доля».



Решение задач с использованием понятий «массовая доля элемента в веществе», «массовая доля растворенного

вещества», «объемная доля газообразного вещества», «массовая доля вещества в смеси».






9\22

Контрольная работа №2 «Математика в химии».

-


Контрольная работа №2







Глава III Явления, происходящие с веществами (11 ч.).



1\23

Разделение смесей.

§ 16 (с. 83 - 85).

Практическая работа № 4 «Выращивание кристаллов соли» (с. 94 домашний

эксперимент).

Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки, фильтрование.

ДЭ №6 Разделение смеси порошка серы и железных опилок.

Разделение смеси порошка серы и песка.

Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки.

ДО №7 Разделение смеси сухого молока и речного песка

Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация.

ПР№ 4 «Выращивание кристаллов соли» (домашний

эксперимент)

Определения понятий: «разделение», «очистка», «просеивание», «отстаивание», «декантация», «центрифугирование».

Описание химического эксперимента с помощью естественного (русского или родного) языка.

Выполнение непосредственных наблюдений.

Составление выводов по результатам проведенного эксперимента.






2\24

Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате.

§ 16 (с. 86 - 87).


Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате.


Д №14 Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под вакуумом.

ДЭ №7 Респираторные маски и марлевые повязки.


Определения понятий: «фильтр», «фильтрование».

Выполнение непосредственных наблюдений.







3\25

Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный

уголь как важнейший адсорбент. Устройство противогаза.

§ 16 (с. 87— 89).

Домашний опыт:

«Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы. Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ».

Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный

уголь как важнейший адсорбент. Устройство противогаза.

Д №15 Противогаз и его устройство.

ДО №8 Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.

Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы.

Определения понятий: «адсорбция», «адсорбенты».

Выполнение непосредственных наблюдений.

Описание химического эксперимента с помощью естественного (русского или родного) языка.

Составление выводов по результатам проведенного эксперимента.






4\26

Дистилляция (перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха.

§ 17, подготовиться к практической работе №5 «Очист­ка поварен­ной соли» с. 96.

Дистилляция (перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха.

Д №16 Коллекция «Нефть и нефтепродукты».

ДЭ №8 Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей.

Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации.

Определения понятий: «дистилляция», «кристаллизация».

Составление на основе текста схемы, в том числе с применением средств ИКТ.

Выполнение непосредственных наблюдений и анализ свойств веществ. Оформление отчета, включающего описание наблюдения, его результатов, выводов.






5\27

Практиче­ская работа № 4 «Очист­ка поварен­ной соли». Инструктаж по ТБ.

Практическая работа №6

«Изуче­ние процес­са корро­зии железа»

(домашний опыт с.107).

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами

Практическая работа №5



ПР №6 «Изуче­ние процес­са корро­зии железа» (домашний опыт).

Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Выполнение простейших приемов обращения с лабораторным оборудованием: с лабораторным штативом, со спиртовкой.

Наблюдение за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами.

Описание химического эксперимента с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.

Составление выводов по результатам проведенного эксперимента.






6\28

Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания и прекращения химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения.

§ 18.

Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания и прекращения химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения.

ДЭ №9 Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании.

Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды.

Д №17 Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор — диоксид марганца (IV)).

Определение понятий: «химическая реакция», «катализатор».

Установление причинно-следственных связей для различения физических и химических явлений.

Описание условий течения химических реакций с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии:

Составление выводов по результатам проведенного эксперимента.






7\29

Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадка, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты.

§ 19, №1-3,5.


Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадка, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты.

ДЭ №10 Обнаружение раствора щелочи с помощью индикатора.

Взаимодействие раствора перманганата калия и раствора дихромата калия с раствором сульфита натрия.

Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой.

Взаимодействие хлорида железа с желтой кровяной солью и гидроксидом натрия.

Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором соляной кислоты.

Л-11 Изучение устройства зажигалки и пламени.

ДО №9 Растворение в воде таблетки аспирина УПСА.

Приготовление известковой воды и опыты с ней.

Определение понятий: « признаки химических реакций».

Описание признаков химических реакций с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.

Выполнение непосредственных наблюдений.

Составление выводов по результатам проведенного эксперимента.









8\30

Обобщение и систематиза­ция знаний по теме «Явления, происходящие с веществами».

Подготовиться к контрольной работе, повт. §16-19. Составить 5 предложений, начинающихся со слова "смеси".



Представление информации по теме «Явления, про исходящие с веществами» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.







9\31

Контроль­ная работа № 3 по теме «Явления, происходя­щие с веще­ствами».

-


Контрольная работа №3







Глава Iv Рассказы по химии (3 ч.).



1\32

Выдающиеся русские ученые-химики. Жизнь и деятельность М. В. Ломо­носова, Д. И. Менде­леева,

А. М. Бутле­рова.

с. 111-122

Вклад, внесенный русскими учеными – химиками в развитие химии. Жизнь и деятельность М. В. Ломо­носова, Д. И. Менде­леева,

А. М. Бутле­рова.

Портреты ученых М. В. Ломо­носова, Д.И. Менделеева,

А.М. Бутле­рова.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации из различных источников, в том числе с применением средств ИКТ.

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.






2\33

Многообразие химических веществ.

с. 123 – 145

Многообразие химических веществ.


Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации из различных источников, в том числе с применением средств ИКТ.

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.






3\34

Многообразие химических реакций.

с. 146-154

Многообразие химических реакций.


Самостоятельное выделение и формулирование познават. цели; поиск и выделение необходимой инф-ции из различных источников, в том числе с прим. средств ИКТ. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка










Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

  • Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Ахлебинин А. К. «Химия. Ввод­ный курс. 7 класс» .- учебное пособие для учащихся. - М.: Дрофа.

  • Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия: Методическое пособие к пропедевтическому курсу «Химия. Вводный курс. 7 класс». - М.: Дрофа (программа, тематическое планирование, рекомендации

  • https://resh.edu.ru/subject/8/5/

  • https://multiurok.ru/id15621787/

  • https://педагогический-ресурс.рф/id54280


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


  1. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  2. Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Полезная химия: за­дачи и истории. — М.: Дрофа, 2005.

  3. Булычева Н. В. В мире колб, или Потомство одного пузыря. // Химия в школе. — 1997. — № 3. — с. 70 —72.

  1. Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика. Химия. 5—6 кл. Методическое пособие. — М.: Дрофа, 1995.

  2. Краузер Б., Фримантл М. - Химия. Лабораторный практикум. — М.: Химия, 1995.

  3. Кузнецова Н. Е., Шаталов М. А. Обучение на основе межпредметной интеграции. 8—9 кл. – М.: Вентана-Граф, 2005.


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ


  • http://him.1september.ru/ Газета "Химия" и сайт для учителя "Я иду на урок химии"

  • http://www.openclass.ru/ сайт образовательный Открытый класс

  • http://pedsovet.su/ сайт Педсовет.ру ( презентации, разработки)

  • http://www.zavuch.info/ сайт Завуч.инфо

  • http://www.uroki.net/ все для учителя на сайте Уроки.нет

  • http://www.rusedu.ru/subcat_37.html архив учебных программ и презентаций РусЕду

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница Википедия на русском языке

  • http://window.edu.ru/ Единое окно Доступ к образовательным ресурсам

  • http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!