СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии СОО

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа расчитана на 10-11 класс. содержит КТП

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии СОО»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Тополево

Хабаровского муниципального района


УТВЕРЖДЕНА

приказом № 46 а от 30.08.2018г

___________________

Директор О. С. Кирилкина

ПРИНЯТА

на заседании протоколом ШМО

№1 от 29.08.2018г

руководитель ШМО

__________________________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу химия

Уровень среднее общее образование (СОО)

Класс 10 – 11

Количество часов 69




Учитель Царенкова Наталья Александровна


Квалификационная категория первая






Рабочая программа составлена на основе ООП ООО МБОУ СОШ с.Тополево в 2018 год


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА


ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ХИМИЯ


Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

  1. класс

в ценностно-ориентационной сфере: чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

в трудовой сфере: готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории;

в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере: умение управлять своей познавательной деятельностью.


использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ХИМИЯ


Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

  1. класс

раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;

демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;

раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;

понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;

объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;

применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;

составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;

характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;

прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;

использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;

приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);

проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;

владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;

устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;

приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;

приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;

приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;

проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;

владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;

осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;

критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;

представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.


иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;

использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;

объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;

устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;

устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.










  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Название раздела

Содержание раздела

1

Введение


Методы научного познания.

Наблюдение, предположение, гипотеза. Поиск закономерностей. Научный эксперимент. Вывод.

2

Теория строения органических соединений

Теория строения органических соединений.

Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Валентность. Химическое строение. Основные положения теории строения органических соединений. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Изомерия и изомеры.

3

Углеводороды и их природные источники

Алканы.

Природный газ, его состав и применение как источника энергии и химического сырья. Гомологический ряд предельных углеводородов. Изомерия и номенклатура алканов. Метан и этан как представители алканов. Свойства, горение, реакции замещения, пиролиз, дегидрирование.
Применение. Крекинг и изомеризация алканов. Алкильные радикалы. Механизм свободнорадикального галогенирования алканов.

Алкены.

Этилен как представитель алкенов. Получение этилена в промышленности (дегидрирование этана) и в лаборатории (дегидратация этанола). Свойства (горение, бромирование, гидратация, полимеризация, окисление раствором KМnO4) и применение этилена. Полиэтилен. Пропилен. Стереорегулярность полимера. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений. Реакции полимеризации.

Диены.

Бутадиен и изопрен как представители диенов. Реакции присоединения с участием сопряженных диенов (бромирование, полимеризация, гидрогалогенирование, гидрирование). Натуральный и синтетический каучуки. Резина.

Алкины.

Ацетилен как представитель алкинов. Получение ацетилена карбидным и метановым способами. Получение карбида кальция. Свойства (горение, бромирование, гидратация, тримеризация) и применение ацетилена.

Арены.

Бензол как представитель аренов. Современные представления о строении бензола. Свойства бензола (горение, нитрование, бромирование) и его применение.

Нефть и способы ее переработки.

Состав нефти. Переработка нефти: перегонка, крекинг. Риформинг низкосортных нефтепродуктов. Понятие об октановом числе.

4

Кислородсодержащие органические соединения

Спирты.

Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов. Свойства этанола (горение, окисление в альдегид, дегидратация). Получение (брожением глюкозы и гидратацией этилена) и применение этанола. Этиленгликоль. Глицерин как еще один представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.

Фенол.

Получение фенола из каменного угля. Каменный уголь и его использование. Коксование каменного угля, важнейшие продукты коксохимического производства. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола (взаимодействие с бромной водой и гидроксидом натрия). Получение и применение фенола.

Альдегиды.

Формальдегид и ацетальдегид как представители альдегидов. Понятие о кетонах. Свойства (реакция окисления в кислоту и восстановления в спирт, реакция поликонденсации формальдегида с фенолом). Получение (окислением спиртов) и применение формальдегида и ацетальдегида. Фенолоформальдегидные пластмассы. Термопластичность и термореактивность.

Карбоновые кислоты.

Уксусная кислота как представитель предельных одноосно́вных карбоновых кислот. Свойства уксусной кислоты (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов и солями; реакция этерификации). Применение уксусной кислоты.

Сложные эфиры и жиры.

Сложные эфиры как продукты взаимодействия кислот со спиртами. Значение сложных эфиров в природе и жизни человека. Отдельные представители кислот иного строения: олеиновая, линолевая, линоленовая, акриловая, щавелевая, бензойная. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Гидролиз, или омыление жиров. Мылa. Синтетические моющие средства (СМС). Применение жиров. Замена жиров в технике непищевым сырьем.

Углеводы.

Понятие об углеводах. Глюкоза как представитель моносахаридов. Понятие о двойственной функции органического соединения на примере свойств глюкозы как альдегида и многоатомного спирта – альдегидоспирта. Брожение глюкозы. Значение и применение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы. Сахароза как представитель дисахаридов. Производство сахара. Крахмал и целлюлоза как представители полисахаридов. Сравнение их свойств и биологическая роль. Применение этих полисахаридов.

5

Азотсодержащие органические соединения

Амины.

Метиламин как представитель алифатических аминов и анилин – как ароматических. Осно́вность аминов в сравнении с основными свойствами аммиака. Анилин и его свойства (взаимодействие с соляной кислотой и бромной водой). Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений на примере анилина. Получение анилина по реакции Н. Н. Зинина. Применение анилина.

Аминокислоты.

Глицин и аланин как представители природных аминокислот. Свойства аминокислот как амфотерных органических соединений (взаимодействие со щелочами, кислотами). Особенности диссоциации аминокислот в водных растворах. Биполярные ионы. Образование полипептидов. Аминокапроновая кислота как представитель синтетических аминокислот. Понятие о синтетических волокнах на примере капрона. Аминокислоты в природе, их биологическая роль. Незаменимые аминокислоты.

Белки.

Белки как полипептиды. Структура белковых молекул. Свойства белков (горение, гидролиз, цветные реакции). Биологическая роль белков.

Нуклеиновые кислоты.

Нуклеиновые кислоты как полинуклеотиды. Строение нуклеотида. РНК и ДНК в сравнении, их роль в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о генной инженерии и биотехнологии.

Генетическая связь между классами органических соединений.

Понятие о генетической связи и генетических рядах.

6

Биологически активные вещества.


Ферменты.

Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Понятие о рН среды. Особенности строения и свойств (селективность и эффективность, зависимость действия от температуры и рН среды раствора) ферментов по сравнению с неорганическими катализаторами. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и производстве.

Витамины.

Понятие о витаминах. Виды витаминной недостаточности. Классификация витаминов. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Гормоны.

Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Важнейшие свойства гормонов: высокая физиологическая активность, дистанционное действие, быстрое разрушение в тканях. Отдельные представители гормонов: инсулин и адреналин. Профилактика сахарного диабета. Понятие о стероидных гормонах на примере половых гормонов.

Лекарства.

Лекарственная химия: от ятрохимии и фармакотерапии до химиотерапии. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

7

Искусственные и синтетические органические соединения.


Пластмассы и волокна.

Полимеризация и поликонденсация как способы получения синтетических высокомолекулярных соединений. Получение искусственных высокомолекулярных соединений химической модификацией природных полимеров. Строение полимеров: линейное, пространственное, сетчатое. Понятие о пластмассах. Термопластичные и термореактивные полимеры. Отдельные представители синтетических и искусственных полимеров: фенолоформальдегидные смолы, поливинилхлорид, тефлон, целлулоид. Понятие о химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. Классификация и отдельные представители химических волокон: ацетатное (триацетатный шелк) и вискозное волокна, винилхлоридные (хлорин), полинитрильные (нитрон), полиамидные (капрон, найлон), полиэфирные (лавсан).

Решение задач по органической химии.

Решение задач на вывод формулы органических веществ по продуктам сгорания и массовым долям элементов.



  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ХИМИИ

Название темы

Количество часов

Планируемые образовательные результаты по каждой теме

Практические и лабораторные работы

Контрольные работы

Региональный компонент

10 класс

1

Введение

1

Предметные результаты обучения:

Знакомятся с понятиями органическая химия, природные, искусственные и синтетические органические соединения. Понимают особенности, характеризующие органические соединения

Метапредметные результаты обучения:

Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Строят логические цепи рассуждений

Составляют план и последовательность действий.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Планируют общие способы работы

Л. 1. Определение
элементного состава органических

соединений



2

Строение и классификация органических соединений. Реакции в органической химии

7

Предметные результаты обучения:

Знакомятся с основными положениями ТХС Бутлерова.

Знакомятся

с принципами классификации по строению углеродного скелета и функциональным группам на основе первоначального обзора основных классов органических соединений

Называют изучаемые вещества по «тривиальной» номенклатуре и номенклатуре

ИЮПАК

Метапредметные результаты обучения:

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.

Строят логические цепи рассуждений. Структурируют знания

Осознают качество и уровень усвоения знаний. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет
результат?)

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

Л. 2. Изготовление моделей молекул

органических соединений

Контрольная работа № 1 по теме «Строение и классификация органических соединений»



3

Углеводороды

6

Предметные результаты обучения:

Знакомятся с важнейшими химическими понятиями: гомологический ряд, пространственное строение УВ. Называют правила составления названий УВ.

Называют УВ по международной номенклатуре.

Знакомятся с важнейшими физическими и химическими свойствами УВ

Метапредметные результаты обучения:

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы проверки. Устанавливают причинно-следственные связи

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Л. 3. Обнаружение
непредельных соединений в жидких нефтепродуктах Л. 4. Получение и свойства ацетилена Л. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»

Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды»


Знакомство с 10 крупнейшими месторождениями природного газа Хабаровского края

4

Кислородсодержащие органические соединения

10

Предметные результаты обучения:

Знакомятся со строением, гомологическими рядами кислородосодержащих соединений. Сравнивают и обобщают, характеризуют свойства на основе анализа строения молекул. Знакомятся с основными способами получения и применениями важнейших представителей классов кислородосодержащих соединений.

Метапредметные результаты обучения:

Определяют основную и второстепенную информацию. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи, заменять термины определениями

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Л. 6. Свойства этилового спирта.

Л. 7. Свойства глицерина Л. 8. Свойства формальдегида Л. 9. Свойства уксусной кислоты

Л. 10. Свойства жиров.

Л. 11. Сравнение свойств растворов

мыла и стирального порошка

Л. 12. Свойства глюкозы.

Л. 13. Свойства крахмала


Контрольная работа № 3 по теме «Кислородсодержащие органические соединения»



5

Азотсодержащие органические соединения

6

Предметные результаты обучения:

Знакомятся с классификацией, видами изомерии аминов, аминокислот и основами их номенклатуры.

Проводят сравнение свойств аминов и аммиака.

Знакомятся с основными способами получения и их применением

Метапредметные результаты обучения:

Анализируют условия и требования задачи. Выполняют операции со знаками и символами. Устанавливают причинно-следственные

связи

Составляют план и последовательность действий. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы

Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Учатся разрешать конфликты: выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта,

Л. 14. Свойства белков

Контрольная работа № 4 по теме «Азотсодержащие органические соединения

Контрольная работа № 5

«Курс органической химии»


6

Биологически активные вещества

2

Предметные результаты обучения:

Раскрывают биологическую роль БАДов и их значение для сохранения здоровья человека на основе межпредметных связей с биологией

Метапредметные результаты обучения:

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений

Сличают свой способ действия с эталоном.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней



Знакомство со структурой и работой Химфарзавада г. Хабаровска

7

Искусственные и синтетические органические соединения

2

Предметные результаты обучения:

Знакомятся с важнейшими веществами и материалами (искусственные пластмассы, каучуки и волокна)

Метапредметные результаты обучения:

Умеют заменять термины определениями. Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно

Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Умеют слушать и слышать друг друга

Л. 15. Знакомство
с образцами пластмасс, волокон и каучуков Практическая работа № 1 по теме «Распознавание пластмасс и волокон»


Знакомство с производством полимеров в г. Хабаровске





























Календарно-тематическое планирование
(базовый уровень)


п/п

Дата

Тема, вид/
тип урока

Характеристика
основных видов

деятельности (предметный результат)

ИКТ/ подготовка к ГИА

П

Ф

Введение (1 ч)

1



Предмет
органической химии

(вводный)

Л. 1.

Знакомятся с понятиями органическая химия, природные, искусственные и синтетические органические соединения. Понимают особенности, характеризующие органические соединения

А 12

Строение и классификация органических соединений. Реакции в органической химии (7 ч)

2/1



Теория химического строения органических соединений

А. М. Бутлерова (комбинированный) Л. 2.

Знакомятся с основными положениями ТХС Бутлерова. Понимают значение ТХС

в современной химии. Знакомятся с понятиями гомолог, гомологический ряд, изомерия. Составляют структурные формулы изомеров предложенных угле-

водородов, а также находят изомеры среди нескольких структурных формул соединений

Электронное приложение к учебнику

А 12

3/2



Классификация органических соединений

(комбинированный)

Знакомятся с понятиями органическая химия, природные, искусственные и синтетические органические соединения. Понимают особенности, характеризующие органические соединения


Электронное приложение к учебнику

А 11

4/3



Классификация органических соединений

(повторение и закрепление материала)

Умеют классифицировать органические вещества. Понимают особенности, характеризующие органические соединения


Электронное приложение к учебнику

А 11

5/4



Номенклатура органических соединений

(комбинированный)

Называют изучаемые вещества по «тривиальной» номенклатуре и номенклатуре

ИЮПАК


Электронное приложение к учебнику

А 11

6/5



Номенклатура органических соединений

(повторение и закрепление материала)

Называют изучаемые вещества по «тривиальной» номенклатуре и номенклатуре

ИЮПАК


Электронное приложение к учебнику

А 11

7/6



Реакции органических соединений (комбинированный)

Определяют принадлежность реакции, уравнение

(схема) которой предложено к тому или иному типу реакций в органической химии

Электронное приложение к учебнику

А 11

8/7



Контрольная работа № 1 «Строение и классификация органических соединений»

(повторение и закрепление материала)

Вычисляют массовые доли элементов в соединении по предложенной формуле; по массовым долям элементов находят простейшие формулы органических соединений

А 11

Углеводороды (6 ч)

9/1



Алканы

(комбинированный) Л. 3,4

Знакомятся с важнейшими химическими понятиями: гомологический ряд, пространственное строение алканов. Называют правила составления названий УВ.

Называют УВ по международной номенклатуре.

Знакомятся с важнейшими физическими и химическими свойствами УВ

Электронное приложение к учебнику

А 13

10/2



Алкены

(поисковый) Л. 5.

Знакомятся с правилами составления названий алкенов. Называют алкены

по международной номенклатуре. Знакомятся с важнейшими физическими и химическими свойствами как основного представителя непредельных углеводородов. Называют качественные реакции на кратную связь

Электронное приложение к учебнику

А 13

11/3



Алкадиены (комбинированный)

Называют гомологический ряд алкадиенов. Знакомятся с правилами составления названий алкадиенов. Называют алкадиены по международной номенклатуре. Знакомятся со свойствами каучука, областями его применения.


Электронное приложение к учебнику

А 13

12/4



Алкины

(усвоение
навыков
и умений)

Знакомятся с правилами составления названий алкинов. Называют алкины по международной номенклатуре.

Знакомятся со способами образования сигма и символом, то есть

π-связями, важнейшими физическими и химическими свойствами этина как основного представителя алкинов

Электронное приложение к учебнику

А 13

13/5



Арены

(комбинированный)

Знакомятся с важнейшими физическими и химическими свойствами бензола как основного представителя аренов. Выделяют главное при рассмотрении бензола в сравнении с предельными и непредельными углеводородами, взаимное влияние атомов в молекуле

Электронное приложение к учебнику

А 13

14/6



Контрольная работа № 2 «Углеводороды»

(контроль,
оценка и коррекция знаний)

Демонстрируют умение определять типы химических связей. Уверенно пользуются химической терминологией

и символикой

А 13

Кислородсодержащие органические соединения (10 ч)

15/1



Спирты
(изучение нового материала) Л. 6,7

Знакомятся со строением, гомологическими рядами спиртов различных типов, основами номенклатуры спиртов и типами изомерии у них. Сравнивают и обобщают, характеризуют свойства спиртов на основе анализа строения молекул спиртов. Знакомятся с основными способами получения и применениями важнейших представителей класса спиртов

Электронное приложение к учебнику

А 14

16/2



Фенол

(комбинированный)

Знакомятся с особенностями строения молекулы фенола и на основе этого предсказывают и называют по учебнику его свойства. Называют основные способы получения и применения фенола

Электронное приложение к учебнику

А 14

17/3



Альдегиды (усвоение навыков
и умений)
Л. 8.

Знакомятся с гомологическими рядами и основой номенклатуры альдегидов.

Определяют строение карбонильной группы и на этой основе усваивают отличие и сходство альдегидов и кетонов. Знакомятся с важнейшими свойствами основных представителей этих классов, их значениями в природе и повседневной жизни человека

Электронное приложение к учебнику

А 14

18/4



Обобщение и систематизация знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях (комплексное

применение знаний, умений, навыков)

Выполнение упражнений. Решение задач.

Составление цепей превращений

Электронное приложение к учебнику

А 14

19/5



Карбоновые кислоты (комбинированный)

Л. 9.

Знакомятся с гомологическими рядами и основой номенклатуры карбоновых кислот. Определяют строение карбоксильной группы. Знакомятся с общими свойствами карбоновых кислот. Проводят сравнение со свойствами минеральных кислот, их значением в природе и повседневной жизни человека

Электронное приложение к учебнику

А 14

20/6



Сложные эфиры. Жиры (комбинированный) Л. 10,11

Знакомятся и называют строение, получение, свойства и использование в быту сложных эфиров и жиров

Электронное приложение к учебнику

А 14

21/7



Углеводы

(урок-лекция)


Называют классификацию углеводов по различным признакам. Знакомятся с химическими свойствами. Объясняют химические свойства на основании строения молекулы. Знакомятся со значениями углеводов в природе и жизни человека и всех живых организмов на Земле. Называют важнейшие свойства крахмала и целлюлозы на основании различий в строении. Пользуясь приобретенными знаниями, объясняют явления, происходящие в быту

Электронное приложение к учебнику

А 14

22/8



Углеводы. Моносахариды (комбинированный)

Л. 12,13

Знакомятся с особенностями строения глюкозы как альдегидоспирта. Называют свойства, применение.

Прогнозируют свойства веществ на основе их строения

Электронное приложение к учебнику

А 14

23/9



Обобщение и систематизация знаний

по теме

«Кислородсодержащие органические соединения»

(комплексное применение знаний, умений, навыков)

Знакомятся с важнейшими реакциями спиртов

(в том числе с качественной реакцией многоатомных спиртов), фенола, альдегидов, карбоновых кислот, глюкозы. Называют основные способы их получения и области их применения. Определяют возможности протекания химических превращений

Электронное приложение к учебнику

А 14

24/10



Контрольная работа № 3 «Кислородсодержащие органические соединения»

(контроль, оценка и коррекция знаний)

Демонстрируют умение определять типы химических связей. Уверенно пользуются химической терминологией и символикой

А 14

Азотсодержащие органические соединения (6 ч)

25/1



Амины. Анилин

(урок-лекция)

Знакомятся с классификацией, видами изомерии аминов и основами их номенклатуры. Проводят сравнение свойств аминов и аммиака. Знакомятся с основными способами получения аминов и их применением

Электронное приложение к учебнику

А 15

26/2



Аминокислоты (усвоение навыков и умений)

Знакомятся и называют классификацию аминокислот, виды их изомерии и основы номенклатуры. Предсказывают химические свойства аминокислот на основе полученных знаний об их химической двойственности. Объясняют применение и биологическую функцию аминокислот

Электронное приложение к учебнику

А 15

27/3



Белки

(комбинированный)

Л. 14.

Знакомятся со строением и важнейшими свойствами белков. Используют межпредметные связи с биологией, валеологией. Дают характеристику белкам как важнейшим составным частям пищи. Практически осуществляют качественные цветные реакции на белки

Электронное приложение к учебнику

А 15

28/4



Нуклеиновые кислоты (изучение нового материала)

Знакомятся с составными частями нуклеотидов ДНК и РНК. Проводят сравнение этих соединений, их биологических функций. Определяют последовательность нуклеотидов на комплементарном участке другой цепи по известной последовательности нуклеотидов на одной цепи ДНК

Электронное приложение к учебнику

А 15

29/5



Обобщение и систематизация знаний по теме «Азотсодержащие органические соединения»

(комплексное применение знаний, умений, навыков)

Знакомятся со строением, классификацией, важнейшими свойствами изученных азотсодержащих соединений, их биологическими функциями

Электронное приложение к учебнику

А 15

30/6



Контрольная работа № 4 «Азотсодержащие органические соединения»

(контроль, оценка и коррекция знаний)

Демонстрируют
знания по теме азотосодержащие органические вещества. Уверенно пользуются химической терминологией и символикой

А 15

Химия и жизнь. Биологически активные вещества (2 ч)

31/1



Ферменты

(урок-лекция)

Знакомятся с понятием ферменты, с их физическими и химическими свойствами. Используют полученные знания для безопасного применения лекарственных

веществ

Электронное приложение к учебнику


32/2



Витамины, гормоны, лекарства, минеральные воды

(урок-лекция)

Раскрывают биологическую роль витаминов и их значение для сохранения здоровья человека на основе межпредметных связей с биологией

Электронное приложение к учебнику


33



Контрольная работа № 5

«Курс органической химии»

Демонстрируют знания классификации и свойств органических веществ. Уверенно пользуются химической терминологией и символикой


Искусственные и синтетические органические соединения (2 ч)

34/1



Искусственные и синтетические органические вещества (комбинированный,
с использованием ИКТ)

Знакомятся с важнейшими веществами и материалами (искусственные пластмассы, каучуки и волокна)

Электронное приложение к учебнику

26

35/2



Практическая работа № 1 «Распознавание пластмасс и волокон» (исследование
и рефлексия)

Знают основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Грамотно обращаются с химической посудой и лабораторным оборудованием. Знают и называют наиболее широко распространенные полимеры и их свойства

26





  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Знать / понимать:

Уметь:

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, химическая связь, моль, молярная масса, молярный объем, органическая химия, углеродный скелет, радикал, функциональная группа, изомерия, гомология, гомологический ряд;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;

важнейшие вещества и материалы: природные, искусственные и синтетические органические соединения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, уксусная кислота, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки

называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

характеризовать общие химические свойства основных классов органических соединений, строение и химические свойства изученных органических соединений;

объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи ;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах



  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема

Содержание

Тема 1. Современные представления о строении атома

Атом. Изотопы. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов ( s- и р - элементы). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, их мировоззренческое и научное значение.

Тема 2. Химическая связь


Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь, ее роль в формировании структур биополимеров. Единая природа химических связей.

Тема 3. Вещество

Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки.

Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.

Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.

Понятие о коллоидах и их значение (золи и гели).

Тема 4. Химические реакции (8 ч.).

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. Особенности реакций в органической химии.

Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.

Тепловой эффект химической реакции.

Окислительно – восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Практическое применение электролиза.

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах, как биологических катализаторах белковой природы.

Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.

Тема 5. Вещества и их свойства

Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Неметаллы. Окислительно – восстановительные свойства типичных неметаллов (на примере водорода, кислорода, галогенов и серы). Общая характеристика подгруппы галогенов (от фтора до йода). Благородные газы.









  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во

часов

Требования к уровню подготовки выпускников

Практические работы

Контрольные

работы

Региональный компонент

1.

Современные представления о строении атома.

3

Знать/понимать

основные законы химии:

периодический закон Д.И.Менделеева.

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, изотопы.

Уметь

характеризовать:

элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева.

Л. 1

Периодический закон и строение атома



2

Вещество.

14

Знать/понимать

понятия вещества молекулярного и немолекулярного строения; аллотропия, гомология, изомерия; закон постоянства состава вещества; растворы, электролит, неэлектролит.

Уметь

объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве,

для определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий.

Л. 2.Ионная химическая связь Л.3.Полимеры органические и Практическая работа № 1: Получение, собирание и распознавание газов. Л.4.Жидкие вещества.

Л. 5Твердые вещества.

Л. 6.Дисперсные системы


Контрольная работа № 1 по теме «Строение вещества»


3

Химическая реакция.

8

Знать/понимать

-понятия химическое равновесие, скорость химической реакции, катализ, электролитическая диссоциация, электролит, неэлектролит, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.

-теорию электролитической диссоциации.

Уметь

-объяснять зависимость положения химического равновесия от различных факторов, зависимость скорости химической реакции от различных факторов.

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий.

- определять характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель

Л.7.

Классификация химических реакций.

Л.8.

Скорость химической реакции.

Л.9

.Обратимость химической реакции.

Л. 10.Гидролиз в органической и неорганической химии.

Л.11

Окислительно-восстановительные реакции.

Контрольная работа № 2 «Химические реакции»


4

Вещества и их свойства

9+1

Знать/понимать

основные металлы и неметаллы, их общие свойства, суть металлургических процессов. причины коррозии, основные ее типы и способы защиты от коррозии, области применения благородных газов, галогенов, их важнейшие соединения;

классификацию, номенклатуру кислот, оснований и солей.

основные способы получения, собирания и распознания газов в лаборатории.

качественные реакции на хлориды, сульфаты, ацетат – ион и ион аммония.

Уметь

характеризовать свойства металлов и неметаллов, опираясь на их положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строение их атомов;

характеризовать важнейшие свойства изученных классов неорганических соединений

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ.

определять по характерным свойствам белки, глюкозу, глицерин.

Л.12.

Л.13Кислоты. Л. 14 Л.15

Основания.

Л. 16 Л. 17. Л.18.Соли. Практическая работа № 2.Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.

Контрольная работа № 3 «Вещества и их свойства»

Знакомство с месторождениями горных пород Хабаровского края

























Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема урока


Основные характеристики деятельности

ИКТ/ ЕГЭ

кодификатора

П

Ф

Тема 1. Строение атома и периодический закон

(3 ч)

1/1



Атом – сложная частица.

Состояние электронов в атоме.

Знать: современные представления о строение атомов; сущность понятия «электронная орбиталь», формы орбиталей, взаимосвязь номера уровня и энергии электрона.

Уметь: составлять электронные формулы атомов.

Электронное приложение к учебнику

А 1

2/2



Периодический закон и строение атома

Л. 1

Знать: смысл и значение Периодического закона, горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины.

Уметь: давать характеристику элемента на основании его положения в ПС

Электронное приложение к учебнику

А 2

3/3



Положение водорода в Периодической системе Д.И.Менделеева

Знать: смысл и значение Периодического закона, горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины.

Уметь: давать характеристику элемента на основании его положения в ПС

Электронное приложение к учебнику

А 1

Т е м а 2 С т р о е н е в е щ е с т в а (1 4 ч )

4/1



Ионная химическая связь Л. 2.

Знать: классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них.

Уметь: характеризовать свойства вещества по типу химической связи.


Электронное приложение к учебнику

А 4

5/2



Ковалентная химическая связь.

Электронное приложение к учебнику

А 4

6/3



Металлическая химическая связь

Водородная химическая связь

Электронное приложение к учебнику

А 4

7/4



Полимеры органические и неорганические Л.3.

Знать: характеристики веществ молекулярного и немолекулярного строения.

Электронное приложение к учебнику

А 4

8/5



Газообразные вещества.

Электронное приложение к учебнику

А 26

9/6



Практическая работа № 1: Получение, собирание и распознавание газов.

Электронное приложение к учебнику

А 28

10/7



Жидкие вещества. Л.4.

Электронное приложение к учебнику

А 28

11/8



Твердые вещества. Л. 5

Электронное приложение к учебнику

А 27

12/9



Решение задач.

Электронное приложение к учебнику

13/10



Дисперсные системы Л. 6.

Знать: определение и классификацию дисперсных систем; понятие истинные и коллоидные растворы.

Электронное приложение к учебнику

14/11



Состав вещества. Смеси.

Знать: понятия массовая доля вещества в растворе.

Электронное приложение к учебнику

С 5

15/12



Решение расчетных задач с использованием понятия доля.

Электронное приложение к учебнику

С 5

16/13



Подготовка к контрольной работе

17/14



Контрольная работа № 1 по теме «Строение вещества»

А1,2,4,26,27,28

С5

Тема 3. Химические реакции (8 ч)

18/1



Понятие о химической реакции.

Знать: какие процессы называются химическими реакциями и в чем их суть.

Уметь: устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным признакам классификации.


19/2



Классификация химических реакций. Л. 7.

Электронное приложение к учебнику

А 19,24

20/3



Скорость химической реакции. Л.8.

Знать: понятия «электролиты» и «неэлектролиты», примеры слабых и сильных электролитов, роль воды в химических реакциях, сущность механизма диссоциации, основные положения ТЭД.

Электронное приложение к учебнику

А 20,24

21/4



Обратимость химической реакции. Л.9.

Знать: классификацию химических реакций, понятие «химическое равновесие» и условия его смещения.

Электронное приложение к учебнику

А 24

22/5



Роль воды в химических реакциях. Гидролиз в органической и неорганической химии. Л. 10.

Знать: типы гидролиза солей и органических соединений.

Уметь: составлять уравнения гидролиза солей (1 ступень), определять характер среды.

Электронное приложение к учебнику

А 23

23/6



Окислительно-восстановительные реакции.

Л. 11.

Знать: понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление», отличие ОВР от реакций ионного обмена.

Уметь: составлять уравнения ОВР методом электронного баланса

Электронное приложение к учебнику

А 21

С1

24/7



Электролиз.

Знать: понятия «электролиты» и «неэлектролиты», примеры слабых и сильных электролитов, роль воды в химических реакциях, сущность механизма диссоциации, основные положения ТЭД.

Электронное приложение к учебнику

А 22

25/8



Контрольная работа № 2 «Химические реакции»

Тема 4. Вещества и их свойства (9 ч)

26/1



Металлы.

Знать: основные металлы, их общие свойства.

Уметь: характеризовать свойства металлов, опираясь на их положение в ПСХЭ и строение атомов.

Электронное приложение к учебнику

А 5,6,26

27/2



Неметаллы.

Знать: основные неметаллы, их общие свойства.

Уметь: характеризовать свойства неметаллов, опираясь на их положение в ПСХЭ и строение атомов.

Электронное приложение к учебнику

А 5,6

28/3



Кислоты. Л.12. Л. 13

Знать: классификацию и свойства кислот.

Уметь: характеризовать их свойства.

Электронное приложение к учебнику

А 5,6,7,8

29/4



Основания. Л. 14 Л.15

Знать: классификацию и свойства оснований.

Уметь: характеризовать их свойства

Электронное приложение к учебнику

А 5,6,7,8

30/5



Соли. Л. 16 Л. 17. Л.18.

Знать: классификацию и свойства солей

Уметь: характеризовать их свойства

Электронное приложение к учебнику

А 5,6,7,8

31/6



Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ.

Знать: важнейшие свойства изученных классов неорганических соединений.

Электронное приложение к учебнику

А 10

32/7



Практическая работа № 2.Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.

33/8



Обобщение и систематизация знаний по теме «Вещества и их свойства», подготовка к контрольной работе

34/9



Контрольная работа № 3 «Вещества и их свойства»









Скачать

© 2018, 227 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!