СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии в 8-9 классе (УМК Г.Е. Рудзитис)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии в 8-9 классе (УМК Г.Е. Рудзитис)»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №17»








Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования









Рабочая программа

по учебному предмету «Химия»









Составлено на основе требований

Федерального государственного образовательного стандарта












Нижневартовск, 2022



Содержание рабочей программы:




  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия».

  2. Содержание учебного предмета «Химия».

  3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

































  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия»


1. Личностные результаты

A. У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школь­ника на уровне положительно­го отношения к урокам химии;

  • понимание роли химических веществ и явлений в жизни чело­века;

  • интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;

  • ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;

  • понимание причин успеха в учебе;

  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

  • установление доверительных отношений с учителем;

Б. Выпускник получит возможность для формирования:

  • интереса к познанию химических веществ, количественных отношений, химических явлений в окружающем мире;

  • ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;

  • общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;

  • самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

  • первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

  • понимания чувств одноклассников, учителей;

  • представления о значении химии как науки для познания окружающего мира.

2. Метапредметные результаты

А. Выпускник научится:

  • понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;

  • выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

  • воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;

  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

  • на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.

  • работать с дополнительными текстами и заданиями;

  • моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;

  • строить рассуждения о химических явлениях;

  • пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения качественных и расчетных химических задач.

  • строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;

  • использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;

  • корректно формулировать свою точку зрения;

  • контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.

Б. Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;

  • выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

  • воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;

  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

  • на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых веществ, явлений;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.

  • под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;

  • работать с дополнительными текстами и заданиями;

  • строить рассуждения о химических явлениях;

  • строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;

  • использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

  • корректно формулировать свою точку зрения;

  • контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.

3. Предметные результаты

Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

Выпускник научится:

  • описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;

  • изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;

  • сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли; классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли — по составу;

  • описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;

  • давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;

  • пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

  • проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами;

  • осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

  • осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

  • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

  • использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  • развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества

Выпускник научится:

  • классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;

  • раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

  • описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

  • характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

  • различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

  • изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

  • выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решётки (ионной, атомной, молекулярной, металлической);

  • характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

  • описывать основные предпосылки открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность учёного;

  • характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;

  • осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

  • описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

  • применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

  • развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

Многообразие химических реакций

Выпускник научится:

  • объяснять суть химических процессов;

  • называть признаки и условия протекания химических реакций;

  • устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков:

1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена);

2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (окислительно-восстановительные реакции);

4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

  • называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;

  • называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;

  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно- восстановительных реакций;

  • прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ;

  • определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;

  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

  • выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

  • готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

  • определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

  • проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

  • приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ; прогнозировать результаты воздействия различных факторов на скорость химической реакции;

  • прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

Многообразие веществ

Выпускник научится:

  • определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

  • составлять формулы веществ по их названиям;

  • определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

  • составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

  • объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов

  • называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных, амфотерных;

  • называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ (кислот, оснований, солей);

  • приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

  • определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно- восстановительных реакциях;

  • составлять электронный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;

  • проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.

Выпускник получит возможность научиться:

  • прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

  • выявлять существование генетической связи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — кислота/ гидроксид — соль;

  • характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;

  • приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;

  • описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;

  • организовывать и осуществлять проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.

Краткий обзор важнейших органических веществ

Выпускник научится;

  • записывать молекулярные и структурные формулы органических веществ, формулы структурных изомеров;

  • составлять шаростержневые модели молекул веществ;

  • составлять молекулярные и структурные формулы метана и его гомологов, изомерных алканов;

  • характеризовать основные химические свойства алканов на примере метана;

  • составлять молекулярные и структурные формулы этилена и его гомологов, изомерных алкенов;

  • характеризовать основные химические свойства алкенов на примере этилена;

  • составлять молекулярные и структурные формулы ацетилена и его гомологов, изомерных алкинов;

  • характеризовать основные химические свойства алкинов на примере ацетилена;

  • составлять формулы простейших спиртов, давать им характеристики;

  • составлять формулы простейших карбоновых кислот, сложных эфиров, общую формулу жиров, характеризовать их важнейшие свойства;

  • характеризовать важнейшие углеводы;

  • характеризовать биологическое значение и свойства аминокислот и белков.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

  • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

  • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.










  1. Содержание учебного предмета «Химия»

8 класс

Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасно работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.

Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.

Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.

Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.

Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.

Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.

Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

Анализ воды. Синтез воды.

Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакции. Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом.

Ознакомление с образцами оксидов.

Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).

Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.

Практические работы:

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.

Очистка загрязнённой поваренной соли.

Получение и свойства кислорода

Получение водорода и изучение его свойств.

Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.

Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

Расчетные задачи:

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.

Объёмные отношения газов при химических реакциях.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева. Строение атома

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система как естественно – научное классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).

Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».

Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.

Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

Демонстрации:

Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и йодом.




Раздел 3. Строение вещества. Химическая связь

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.

Демонстрации:

Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.


9 класс

Раздел 1. Многообразие химических реакций

Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительно -восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса.

Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальное представление о катализе.

Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.

Химические реакции в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Понятие о гидролизе солей.

Демонстрации:

Примеры экзо- и эндотермических реакций.

Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотой. Взаимодействие гранулированного цинка и цинковой пыли с соляной кислотой.

Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой разной концентрации при разных температурах.

Горение угля в концентрированной азотной кислоте.

Горение серы в расплавленной селитре.

Испытание растворов веществ на электрическую проводимость.

Движение ионов в электрическом поле.

Практические работы:

Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость.

Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, солей и оснований как электролитов»

Лабораторные опыты: Реакции обмена между растворами электролитов.

Расчетные задачи: Вычисления по термохимическим уравнениям реакций.

Раздел 2. Многообразие веществ

Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная кислота и её соли. Качественная реакция на хлорид-ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.

Кислород и сера. Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфид-ионы. Оксид серы (IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфит-ионы. Оксид серы (VI). Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.

Азот и фосфор. Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение азотной кислоты. Соли азотной кислоты и их применение. Азотные удобрения.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Фосфорные удобрения.

Углерод и кремний. Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Углерод. Аллотропия углерода. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Качественные реакции на карбонат-ионы. Круговорот углерода в природе. Органические соединения углерода.

Кремний. Оксид кремния (4). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Металлы. Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева, строение их атомов. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Ряд активности металлов. Химические свойства металлов. Общие способы получения металлов. Сплавы металлов. Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Магний и кальций, их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III). Качественные реакции на ионы.

Демонстрации:

Физические свойства галогенов.

Получение хлороводорода и растворение его в воде.

Аллотропные модификации серы. Образцы природных сульфидов и сульфатов.

Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов

Модели кристаллических решёток алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов

Знакомство с образцами важнейших соединений натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Практические работы:

Получение соляной кислоты и изучение её свойств.

Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»

Получение аммиака и изучение его свойств.

Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Лабораторные опыты:

Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений.

Качественные реакции сульфид-, сульфит- и сульфат- ионов в растворе.

Ознакомление с образцами серы и её природными соединениями.

Взаимодействие солей аммония со щелочами.

Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.

Качественная реакция на углекислый газ.

Изучение образцов металлов. Взаимодействие металлов с растворами солей. Ознакомление со свойствами и превращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+

Расчетные задачи:

Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.

Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ

Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод – основа жизни на Земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.

Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан – простейшие представители предельных углеводородов. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горения и замещения. Нахождение в природе предельных углеводородов. Применение метана.

Непредельные углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена.

Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение ацетилена.

Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы, аминокислоты, белки. Роль белков в организме.

Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.

Демонстрации:

Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественная реакция на этилен. Получение этилена.

Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде.

Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.



















3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ урока п/п

№ урока раздела



Раздел, тема урока

Количество часов

Домашнее задание

Дата

Примечание

по

плану

по

факту

8 класс

1

Первоначальные химические понятия

23





1

1

Предмет химии. Вещества и их свойства

1

§1, рубрика «Подумай, ответь, выполни»: задание 5, с.7




2

2

Методы познания в химии

1

§2, тестовые задания, с.11




3

3

Практическая работа №1 «Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени»

1

§3




4

4

Чистые вещества и смеси

1

§4, тестовые задания, с.18




5

5

Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли»

1

§5




6

6

Физические и химические явления. Химические явления

1

§6, рубрика «Подумай, ответь, выполни»: задание 2, с.24




7

7

Атомы, молекулы и ионы

1

§7, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 5, с.28




8

8

Вещества молекулярного и немолекулярного строения

1

§8, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 4, с.32




9

9

Простые и сложные вещества

1

§9, тестовые задания, с.36




10

10

Химические элементы

1

§10, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 3, с.39




11

11

Относительная атомная масса химических элементов

1

§11, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 3, с.41




12

12

Знаки химических элементов

1

§12, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 3, с.44, выучить таблицу в тетради




13

13

Закон постоянства состава вещества

1

13, рубрика задание в тетради




14

14

Химические формулы. Относительная молекулярная масса

1

§14, тестовые задания, с.50




15

15

Вычисления по химическим формулам. Массовая доля элемента в соединении

1

§15, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 3, с.53




16

16

Валентность химических элементов, определение валентности элементов по формулам их соединений

1

§16, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 5, с.58




17

17

Составление химических формул по валентности

1

§17, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задания 4, 7, с.60




18

18

Атомно-молекулярное учение

1

§18, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 3, с.62




19

19

Закон сохранения массы веществ

1

§19, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 2, с.65




20

22

Химические уравнения

1

§20, тестовое задание 1, с.68




21

21

Типы химических реакций

1

§21, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 3, с.71




22

22

Повторение и обобщение по теме "Первоначальные химические понятия"

1

Инд. задания




23

23

Контрольная работа №1 по теме "Первоначальные химические понятия"

1

§§ 1-21




2

Кислород. Водород

9





24

1

Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение

1

§22, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задания 4, 6 (б), с.75




25

2

Свойства кислорода. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе

1

§23, 24, рубрика «Подумай, ответь, выпол-ни»: задание 6, с.80




26

3

Практическая работа №3 «Получение и свойства кислорода»

1

§25




27

4

Озон. Аллотропия кислорода

1

§26, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 1, с.87




28

5

Воздух и его состав

1

§27, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 5, с.91




29

6

Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение

1

§28, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 5, с.96




30

7

Свойства и применение водорода

1

§29, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 4, с.101




31

8

Практическая работа №4 «Получение водорода и исследование его свойств»

1

§30




32

9

Контрольная работа №2 по теме "Кислород. Водород"

1

§§ 22-30




3

Вода. Растворы

12





33

1

Вода

1

§31, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 5, с.106




34

2

Химические свойства и применение воды

1

§32, рубрика тестовые задания, с.109




35

3

Вода - растворитель. Растворы

1

§33, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 5, с.113




36

4

Массовая доля растворенного вещества

1

§34, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 5, с.116




37

5

Практическая работа № 5 «Приготовление раствора с массовой долей растворенного вещества (соли)»

1

§35




38

6

Количество вещества. Моль. Молярная масса

1

§36, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 5, с.122




39

7

Вычисления с использованием понятий "количество вещества" и "молярная масса"

1

§37, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 1, с.125




40

8

Вычисления с использованием понятий "количество вещества" и "молярная масса"

1

§37, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 2, с.125




41

9

Закон Авогадро. Молярный объем газов

1

§38, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 4, с.128




42

10

Объемные отношения газов при химических реакциях

1

§39, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 3, с.130




43

11

Повторение. Решение задач

1

Инд. задания




44

12

Контрольная работа №3 по теме «Вода. Растворы»

1

§§31-39




4

Основные классы неорганических соединений

12





45

1

Оксиды

1

§40, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 2, с.135




46

2

Гидроксиды. Основания

1

§41, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 2, с.139




47

3

Химические свойства оснований

1

§42, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 2(1), с.144




48

4

Амфотерные оксиды и гидроксиды

1

§43, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 4, с.148




49

5

Кислоты

1

§44, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 3, с.152




50

6

Химические свойства кислот

1

§45, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 4, с.155




51

7

Соли

1

§46, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 2, с.159




52

8

Химические свойства солей

1

§47, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 1, с.164




53

9

Практическая работа №6 «Решение эксперимен-тальных задач по теме "Важнейшие классы неорганических соединений"

1

§48




54

10

Повторение и обобщение по теме "Важнейшие классы неорганических соединений"

1

§§40-48




55

11

Повторение и обобщение по теме "Важнейшие классы неорганических соединений"

1

§§40-48




56

12

Контрольная работа №4 по теме "Важнейшие классы неорганических соединений"

1

§§40-48




5

Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

6





57

1

Классификация химических элементов

1

§49, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 6, с.171




58

2

Периодический закон Д.И. Менделеева

1

§50, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 3, с.176




59

3

Периодическая таблица химических элементов

1

§51, тестовые задания, с.180




60

4

Строение атома

1

§52, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 1, с.184




61

5

Распределение электронов по энергетическим уровням

1

§53, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 1, с.188




62

6

Значение Периодического закона

1

§54, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 3, с.190




6

Строение веществ. Химическая связь

8





63

1

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи

1

§55,56, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 1, с.193




64

2

Степень окисления

1

§57, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 3, с.202




65

3

Степень окисления. Окислительно - восстановительные реакции

1

§57, рубрика «Подумай, от-веть, выпол-ни»: задание 2 (в), с.202




66

4

Повторение по темам «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение веществ. Химическая связь»

1

§§49-57




67

5

Контрольная работа №4 по темам «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение веществ. Хими

ческая связь»

1

§§49-57




68

6

Повторение и обобщение изученного в 8 классе.

1

Кроссворд




9 класс

1

Классификация химических реакций

5





1

1

Окислительно-восстановительные реакции

1

§ 1, упр. 2, 4(а), с.7




2

2

Тепловые эффекты химических реакций

1

§ 2, упр. 4, с.11




3

3

Скорость химических реакций

1

§ 3, упр. 2, с.15




4

4

Практическая работа №1 «Изучение влияния условий проведения химических реакций на ее скорость»

1

§ 4




5

5

Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии

1

§ 5, упр. 2, с.19




2

Химические реакции в водных растворах

8





6

1

Сущность процесса электролитической диссоциации. Степень диссоциации

1

§ 6




7

2

Диссоциация кислот, оснований и солей

1

§ 7, упр. 3, с.29




8

3

Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации

1

§ 8, тестовые задания, с.32




9

4

Реакции ионного обмена

1

§ 9, упр. 3, с.36




10

5

Гидролиз солей

1

§ 10, упр. 2, с.40




11

6

Практическая работа №2 «Решение эксперимен-тальных задач по теме "Свойства кислот оснований и солей как электролитов"

1

§ 11




12

7

Повторение и обобщение по темам "Классификация химических реакций", "Химические реакции в водных растворах"

1

§ 1-11




13

8

Контрольная работа №1 по темам "Классификация химических реакций", "Химические реакции в водных растворах"

1

§ 1-11




3

Неметаллы IV – VII групп и их соединения

30





14

1

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов

1

Конспект




15

2

Общая характеристика галогенов

1

§ 12, упр. 2, с.48




16

3

Хлор

1

§ 13 упр. 5, с.53




17

4

Хлороводород: получение и свойства

1

§ 14, упр. 3, с.55




18

5

Соляная кислота и ее соли

1

§ 15, упр. 3, с.58




19

6

Практическая работа №3 «Получение соляной кислоты и изучение ее свойств»

1

§ 16




20

7

Характеристика кислорода и серы.

1

§ 17, упр. 4, с.64




21

8

Свойства и применение серы

1

§ 18, упр. 3, с.67




22

9

Сероводород. Сульфиды

1

§ 19, упр. 2, с.70




23

10

Оксид серы (IV). Сернистая кислота

1

§ 20, упр. 2, с.73




24

11

Оксид серы (VI). Серная кислота

1

§ 21, упр. 2, с.78




25

12

Практическая работа №4 «Решение эксперимен-тальных задач по теме "Кислород и сера"

1

§ 22




26

13

Характеристика азота и фосфора. Физические и химические свойства азота

1

§ 23, упр. 3, с.82




27

14

Аммиак

1

§ 24, упр. 3, с.86




28

15

Практическая работа №5 «Получение аммиака и изучение его свойств»

1

§ 25




29

16

Соли аммония

1

§ 26, упр. 2, с.91




30

17

Азотная кислота

1

§ 27, упр. 3, с.96




31

18

Соли азотной кислоты

1

§ 28, упр. 3, с.101




32

19

Фосфор

1

§ 29, упр. 3, с.105




33

20

Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота и ее соли

1

§ 30, упр. 4, с.110




34

21

Характеристика углерода и кремния. Аллотропия углерода

1

§ 31, упр. 4, с.114




35

22

Химические свойства углерода. Адсорбция

1

§ 32, упр. 7, с.117




36

23

Оксид углерода (II) - угарный газ

1

§ 33




37

24

Оксид углерода (IV) - углекислый газ

1

§ 34, упр. 3, с.123




38

25

Угольная кислота и ее соли, Круговорот углерода в природе

1

§ 35, упр. 8, с.129




39

26

Практическая работа №6 «Получение оксид углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»

1

§ 36




40

27

Кремний. Оксид кремния (IV)

1

§ 37, упр. 3, с.134




41

28

Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент

1

§ 38, упр. 4, с.137




42

29

Повторение и обобщение по теме «Неметаллы IV – VII групп и их соединения»

1

§ 12-38




43

30

Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы IV – VII групп и их соединения»

1

§ 12-38




4

Металлы и их соединения

14





44

1

Общая характеристика металлов

1

§ 39, упр. 5, с.141




45

2

Нахождение металлов в природе и общие способы их получения

1

§ 40




46

3

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов

1

§ 41, упр. 3, с.148




47

4

Сплавы

1

§ 42, упр. 3, с.150




48

5

Щелочные металлы

1

§ 43, упр. 4, с.155




49

6

Магний. Щелочноземельные металлы

1

§ 44, упр. 4, с.158




50

7

Важнейшие соединения кальция. Жесткость воды

1

§ 45, упр. 5, с.163




51

8

Алюминий

1

§ 46, упр. 8, с.167




52

9

Важнейшие соединения алюминия.

1

§ 47, упр. 4, с.170




53

10

Железо

1

§ 48, упр. 2,

3, с.173




54

11

Соединения железа

1

§ 49, упр. 3, с.176




55

12

Практическая работа №7 «Решение экспериментальных задач по теме "Металлы"

1

§ 50




56

13

Повторение и обобщение по теме «Металлы и их соединения»

1

§ 39-50




57

14

Контрольная работа №3 по теме «Металлы и их соединения»

1

§ 39-50




5

Первоначальные сведения об органических веществах

8





58

1

Предмет органической химии

1

§ 51, упр. 6, с.180




59

2

Предельные углеводороды

1

§ 52, упр. 6, с.183




60

3

Непредельные углеводороды. Полимеры

1

§ 53, 54, упр. 4, с.186, упр. 2, с. 188




61

4

Производные углеводородов. Спирты

1

§ 55, упр. 3, с.191




62

5

Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры

1

§ 56, упр. 7, с.195




63

6

Углеводы

1

§ 57, упр. 3, с.197




64

7

Аминокислоты. Белки. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия

1

§ 58, упр. 4, с.199




65

8

Контрольная работа №4 по теме «Первоначальные сведения об органических веществах»

1

§ 51-58




8

Повторение

3





66

1

Повторение и обобщение знаний за курс химии 8-9 классов

1

Инд. задания




67

2

Контрольная работа №5 за курс химии 8-9 классов

1

Творч. задания




68

3

Повторение

1

Кроссворд