Муниципальное образование «Иволгинский район»
«Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа Поселья»
«Рассмотрено» Руководитель МО Дармаева И.К. (рук.МО) Протокол № __ от «_____»__________202__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ Поселья»: Цыдыпова Г.Р. «____» __________ 202___г. | «Утверждено» Директор МОУ «СОШ Поселья» Ширапов Б.К. Приказ №____ от «____» ________ 202__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Химия»
Класс: 9-А, 9-Б, 9-В
Уровень образования – основное общее образование
Уровень изучения предмета – базовый уровень
Срок реализации программы – 2021/2022 учебный год
Количество часов по учебному предмету: 2 ч./неделю, всего – 68 ч/год
Рабочую программу составила:
Э.Б.Бальчинова, учитель химии
Поселье,
2021 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральным государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней учитываются основные идеи положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Преподавание учебного курса «Химии» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно методическими материалами:
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644)
Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, С. А. Сладков — М.: Просвещение, 2020.
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ Поселья».
Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять.
Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).
Рабочая программа учебного курса по химии для 9 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, на базе программы основного общего образования по химии (базовый уровень).
Программа основного общего образования по химии. 9 класс. М: Дрофа, 2020 г.
Учебник:
Габриелян О.С. Химия 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/О.С. Габриелян. И.Г. Остроумов, С.А.Сладков. – М.: Просвещение, 2020.
В основу курса положены следующие идеи:
Ведущая роль теоретических знаний для объяснения и прогнозирования химических явлений, оценки их практической значимости;
Развитие химической науки и производство химических веществ и материалов для удовлетворения насущных потребностей человека и общества, решения глобальных проблем современности;
Эти идеи реализуются путем достижения следующих целей:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения химической науки и ее вклада в современный научно-технический прогресс; формирование важнейших логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теории о составе, строении, свойствах и применении химических веществ.
Воспитание убежденности в том, что применение полученных знаний и умений по химии является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве.
Овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные УУД
Понимание необходимости образования, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Определение личной позиции, личного мнения по теме обсуждения, по решению задачи, по информационному материалу.
Умение идти на компромисс, уступки в разных ситуациях.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Проявление инициативности, находчивости в решении поставленных задач.
Формирование способности эмоционального восприятия учебной задачи, ситуации, решений, обсуждений.
Развитие учебно-познавательной мотивации - самостоятельные действия по поиску разных способов решения, вопросы к учителю о сравнении разных способов решения, о сравнении разных способов работы.
Объединение учебных действий в целостный акт учебной деятельности, устойчивость познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Система учебной деятельности, обобщенность, устойчивость и избирательность познавательных интересов, доминирование познавательных интересов в иерархии мотивационной системы, принятие познавательным мотивом функций побуждения и смыслообразования.
Формирование навыков самообразования - обращение к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в вопросах о дополнительных источниках информации – самообразование.
Регулятивные УУД
целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Получит возможность научиться:
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный при поддержке учителя;
овладеть основами осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
Коммуникативные УУД
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии, аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные УУД
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять поиск и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• самостоятельно или в паре осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• в паре или индивидуально самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• в паре или самостоятельно делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметные результаты
Учащийся должен уметь:
- использовать при характеристике металлов и их соединений понятия: «металлы», «ряд активности металлов», «щелочные металлы», «щелочноземельные металлы», использовать их при характеристике металлов; давать характеристику химических элементов-металлов (щелочных металлов, магния, кальция, алюминия, железа) по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям), простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида); называть соединения металлов и составлять их формулы по названию; характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-металлов; объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов-металлов (радиус, металлические свойства элементов, окислительно-восстановительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно-основные свойства высших оксидов и гидроксидов, окислительно-восстановительные свойства) от положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; описывать общие химические свойства металлов; составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления-восстановления; уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов; устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки металлов и их соединений, их общими физическими и химическими свойствами; описывать химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов, а также алюминия и железа и их соединений; выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию важнейших катионов металлов, гидроксид-ионов; экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Металлы»; описывать химический; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием металлов и их соединений.
- использовать при характеристике металлов и их соединений понятия: «неметаллы», «галогены», «аллотропные видоизменения», «жесткость воды», «временная жесткость воды», «постоянная жесткость воды», «общая жесткость воды»;
- давать характеристику химических элементов-неметаллов (водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям), простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида, формула и характер летучего водородного соединения); называть соединения неметаллов и составлять их формулы по названию; характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-неметаллов; объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов-неметаллов (радиус, неметаллические свойства элементов, окислительно-восстановительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно-основные свойства высших оксидов и гидроксидов, летучих водородных соединений, окислительно-восстановительные свойства) от положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; описывать общие химические свойства неметаллов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства неметаллов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления-восстановления; уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов; устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки неметаллов и их соединений, их общими физическими и химическими свойствами; описывать химические свойства водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, графита, алмаза, кремния и их соединений с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; описывать способы устранения жесткости воды и выполнять соответствующий им химический эксперимент; выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию ионов водорода и аммония, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-, хлорид-, бромид-, иодид-ионов; экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Неметаллы»; описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием неметаллов и их соединений.
Выпускник научится:
описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;
изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;
характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;
объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;
прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов
определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
составлять формулы веществ по их названиям;
определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных;
называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;
приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;
проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
Содержание учебного курса
Строение атома. Периодическая система и периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева. ОВР. 14 ч
Строение атома. Элементарные частицы. Изотопы. Электронные оболочки. Атомные орбитали. Периодическая система химических элементов. Периодический закон. Валентность. Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Электроотрицательность.
Химические реакции. 6ч
Бинарные соединения. Оксиды солеобразующие и несолеобразующие. Гидроксиды: основания, амфотерные гидроксиды, кислородсодержащие кислоты. Средние, кислые, основные и комплексные соли.
Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: составу и числу реагирующих и образующихся веществ, тепловому эффекту, обратимости, изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества, агрегатному состоянию реагирующих веществ, использованию катализатора.
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, их концентрация, температура, площадь соприкосновения, наличие катализатора. Катализ.
Демонстрации
Ознакомление с коллекциями оксидов, кислот и солей.
Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»).
Лабораторные опыты
• Взаимодействие аммиака и хлороводорода.
• Реакция нейтрализации.
• Наблюдение теплового эффекта реакции нейтрализации.
• Взаимодействие серной кислоты с оксидом меди(II).
• Разложение пероксида водорода с помощью каталазы картофеля.
• Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия растворов тиосульфата натрия и хлорида бария, тиосульфата натрия и соляной кислоты.
• Зависимость скорости химической реакции от природы металлов при их взаимодействии с соляной кислотой.
• Зависимость скорости химической реакции от природы кислот при их взаимодействии с железом.
• Зависимость скорости химической реакции от температуры.
• Зависимость скорости химической реакции от концентрации.
• Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ.
• Зависимость скорости химической реакции от катализатора.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциаций электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, основания и соли как электролиты. Их классификация и диссоциация.
Общие химические свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами и гидроксидами металлов и солями. Молекулярные и ионные (полные и сокращённые) уравнения реакций. Химический смысл сокращённых уравнений. Условия протекания реакций между электролитами до конца. Ряд активности металлов.
Общие химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, оксидами неметаллов, солями. Общие химические свойства нерастворимых оснований: взаимодействие с кислотами, разложение при нагревании.
Общие химические свойства средних солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, солями и металлами. Взаимодействие кислых солей со щелочами.
Гидролиз как обменное взаимодействие солей с водой. Гидролиз соли сильного основания и слабой кислоты. Гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты. Водородный показатель (pH).
Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете теории электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстановительных реакциях.
Демонстрации
Лабораторные опыты
• Диссоциация слабых электролитов на примере уксусной кислоты.
• Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
• Реакция нейтрализации раствора щёлочи различными кислотами.
• Получение гидроксида меди(II) и его взаимодействие с различными кислотами.
• Взаимодействие сильных кислот с оксидом меди(II).
• Взаимодействие кислот с металлами.
• Качественная реакция на карбонат-ион.
• Получение студня кремниевой кислоты.
• Качественная реакция на хлорид- или сульфат-ионы.
• Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
• Взаимодействие щелочей с углекислым газом.
• Качественная реакция на катион аммония.
• Получение гидроксида меди(II) и его разложение.
• Взаимодействие карбонатов с кислотами.
• Получение гидроксида железа(III).
• Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II).
Практические работы
1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Неметаллы и их соединения. 29 ч
Строение атомов неметаллов и их положение в периодической системе. Ряд электроотрицательности. Кристаллические решётки неметаллов — простых веществ. Физические свойства неметаллов. Общие химические свойства неметаллов: окислительные и восстановительные.
Галогены, строение их атомов и молекул. Физические и химические свойства галогенов. Закономерности изменения свойств галогенов в зависимости от их положения в периодической системе. Нахождение галогенов в природе и их получение. Биологическое значение и применение галогенов.
Галогеноводороды и соответствующие им кислоты: плавиковая, соляная, бромоводородная, иодоводородная. Галогениды. Качественные реакции на галогенид-ионы. Применение соединений галогенов.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Сера в природе и её получение. Аллотропные модификации серы и их свойства. Химические свойства серы и её применение.
Сероводород: строение молекулы, физические и химические свойства, получение и значение. Сероводородная кислота. Сульфиды и их значение. Люминофоры.
Оксид серы(IV), сернистая кислота, сульфиты. Качественная реакция на сульфит-ион.
Оксид серы(VI), серная кислота, сульфаты. Кристаллогидраты.
Серная кислота как сильный электролит. Свойства разбавленной серной кислоты как типичной кислоты: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями и амфотерными гидроксидами, солями. Качественная реакция на сульфат-ион.
Общая характеристика элементов VA-группы. Азот, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства и применение азота. Азот в природе и его биологическая роль.
Аммиак, строение молекулы и физические свойства. Аммиачная вода, нашатырный спирт, гидрат аммиака. Донорно-акцепторный механизм образования связи в катионе аммония. Восстановительные свойства аммиака. Соли аммония и их применение. Качественная реакция на катион аммония.
Оксиды азота: несолеобразующие и кислотные. Азотистая кислота и нитриты. Азотная кислота, её получение и свойства. Нитраты.
Фосфор, строение атома и аллотропия. Фосфиды. Фосфин. Оксид фосфора(V) и фосфорная (ортофосфорная) кислота. Фосфаты.
Общая характеристика элементов IVА-группы: особенности строения атомов, простых веществ и соединений в зависимости от положения элементов в периодической системе. Углерод. Аллотропные модификации: алмаз, графит. Аморфный углерод: сажа, активированный уголь. Адсорбция. Химические свойства углерода. Коксохимическое производство и его продукция. Карбиды.
Оксид углерода(II): строение молекулы, получение и свойства. Оксид углерода(IV): строение молекулы, получение и свойства. Угольная кислота. Соли угольной кислоты: карбонаты и гидрокарбонаты. Техническая и пищевая сода.
Органическая химия. Углеводороды.
Метан, этан и пропан как предельные (насыщенные) углеводороды. Этилен и ацетилен как непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Структурные формулы веществ. Горение углеводородов. Реакции дегидрирования предельных углеводородов.
Спирты. Этиловый спирт, его получение, применение и физиологическое действие. Трёхатомный спирт глицерин. Уксусная кислота как представитель карбоновых кислот.
Кремний: строение атома и нахождение в природе. Силициды и силан. Свойства кремния. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и её соли.
Производство стекла и цемента. Продукция силикатной промышленности: оптическое волокно, керамика, фарфор, фаянс. Оптическое волокно.
Неметаллы в природе. Фракционная перегонка жидкого воздуха как способ получения кислорода, азота и аргона. Получение фосфора, кремния, хлора, иода. Электролиз растворов.
Получение серной кислоты: сырьё, химизм, технологическая схема, метод кипящего слоя, принципы теплообмена, противотока и циркуляции. Олеум. Производство аммиака: сырьё, химизм, технологическая схема.
Демонстрации
Горение неметаллов — простых веществ: серы, фосфора, древесного угля.
Получение, собирание и распознавание аммиака.
Модели молекул метана, этана, этилена и ацетилена.
Коллекция стекла, керамики, цемента и изделий из них.
Видеофрагменты и слайды «Получение водорода, кислорода и галогенов электролитическим способом».
Лабораторные опыты
• Распознавание галогенид-ионов.
• Качественные реакции на сульфат-ионы.
• Качественная реакция на катион аммония.
• Химические свойства азотной кислоты, как электролита.
• Качественные реакции на фосфат-ион.
• Получение и свойства угольной кислоты.
• Качественная реакция на карбонат-ион.
• Пропускание углекислого газа через раствор силиката натрия.
Практические работы
2. Изучение свойств соляной кислоты.
3. Изучение свойств серной кислоты.
4. Получение аммиака и изучение его свойств.
5. Получение углекислого газа. Качественная реакция на карбонат-ионы.
Металлы и их соединения. 13 ч
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение атомов и кристаллов металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Физические свойства металлов: электро- и теплопроводность, отражающая способность, пластичность. Чёрные и цветные металлы.
Металлы как восстановители. Электрохимический ряд напряжений. Взаимодействие металлов с неметаллами, оксидами, кислотами, солями. Алюминотермия.
Общая характеристика элементов IА-группы. Оксиды и гидроксиды щелочных металлов, их получение, свойства, применение. Важнейшие соли щелочных металлов, их значение в природе и жизни человека.
Общая характеристика элементов IIА-группы. Оксиды и гидроксиды щелочноземельных металлов, их получение, свойства и применение. Важнейшие соли щелочноземельных металлов, их значение в природе и жизни человека. Карбонаты и гидрокарбонаты кальция.
Временная и постоянная жёсткость воды. Способы устранения временной жёсткости. Способы устранения постоянной жёсткости.
Соединения алюминия в природе. Химические свойства алюминия. Особенности оксида и гидроксида алюминия как амфотерных соединений. Важнейшие соли алюминия (хлорид, сульфат).
Особенности строения атома железа. Железо в природе. Важнейшие руды железа. Получение чугуна и стали. Оксиды и гидроксиды железа(II) и (III). Соли железа(II) и (III). Обнаружение катионов железа в растворе. Значение соединений железа.
Коррозия газовая (химическая) и электрохимическая. Защита металлов от коррозии. Металлы в природе. Понятие о металлургии. Чёрная и цветная металлургия. Пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия. Доменный процесс. Переработка чугуна в сталь. Электролиз расплавов.
Демонстрации
Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой.
Горение натрия, магния и железа в кислороде.
Взаимодействие смеси порошков серы и железа, цинка и серы.
Взаимодействие алюминия с кислотами, щелочами и водой.
Взаимодействие меди с концентрированной серной кислотой и азотной кислотой (разбавленной и концентрированной).
Результаты длительного эксперимента по изучению коррозии стальных изделий в зависимости от условий процессов.
Лабораторные опыты
• Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II).
• Получение известковой воды и опыты с ней.
• Получение гидроксидов железа(II) и (III).
• Качественные реакции на катионы железа.
Практические работы
6. Жёсткость воды и способы её устранения.
7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
Химия и окружающая среда. Обобщение знаний по химии курса основной школы.
Подготовка к Основному государственному экзамену. 6 ч.
Строение Земли: ядро, мантия, земная кора, литосфера, гидросфера, атмосфера. Химический состав Земли. Горные породы. Минералы. Руды. Осадочные горные породы. Полезные ископаемые.
Источники химического загрязнения окружающей среды. Глобальные экологические проблемы человечества: нарушение биогеохимических круговоротов химических элементов, потепление климата, кислотные дожди и др. Озоновые дыры. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды от химического загрязнения. «Зелёная химия».
Демонстрации
Лабораторные опыты
• Изучение гранита.
• Изучение маркировок различных видов промышленных и продовольственных товаров.
Строение атома в соответствии с положением химического элемента в периодической системе. Строение вещества: химическая связь и кристаллическая решётка. Зависимость свойств образованных элементами простых веществ (металлов, неметаллов, благородных газов) от положения элементов в периодической системе. Типология неорганических веществ, разделение их на классы и группы. Представители.
Признаки и условия протекания химических реакций. Типология химических реакций по различным признакам. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.
Химические свойства простых веществ. Характерные химические свойства солеобразующих оксидов, гидроксидов (оснований, кислородсодержащих кислот и амфотерных гидроксидов), солей.
Календарно-тематическое планирование в 9 классе (2 ч в неделю, всего 68, из них 2 ч — резервное время)
№п/п | Тема урока | К/ч | Дата проведения |
| | | 9а | 9б | 9в |
| | | план | факт | план | факт | план | факт |
Раздел | Строение атома. Периодическая система и периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева. ОВР. (14 ч) | | | | | | | |
1 | Атом- сложная система. Строение атома. Элементарные частицы. | 1 | 02.09 | | 02.09 | | 02.09 | |
2 | Естественные семейства химических элементов. Амфотерность. | 1 | 06.09 | | 06.09 | | 06.09 | |
3 | Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделева. Периоды, группы. | 1 | 09.09 | | 09.09 | | 09.09 | |
4 | Периодический закон химических элементов Д.И.Менделеева. | 1 | 13.09 | | 13.09 | | 13.09 | |
5 | Состояние электронов в атоме. Электронные орбитали. (s,p,d, f – орбитали). | 1 | 16.09 | | 16.09 | | 16.09 | |
6 | Строение электронных оболочек атомов. Правила заполнения электронных орбиталей. | 1 | 20.09 | | 20.09 | | 20.09 | |
7 | Валентность и валентные возможности атомов химических элементов. | 1 | 23.09 | | 23.09 | | 23.09 | |
8 | Характеристика элемента по его положению в периодической системе. | 1 | 27.09 | | 27.09 | | 27.09 | |
9 | Электроотрицательность химических элементов. | 1 | 3.09 | | 3.09 | | 3.09 | |
10-11 | Виды химической связи. | 2 | 04.10 07.10 | | 04.10 07.10 | | 04.10 07.10 | |
12 | Степень окисления. | 1 | 11.10 | | 11.10 | | 11.10 | |
13 | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | 14.10 | | 14.10 | | 14.10 | |
14 | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | 18.10 | | 18.10 | | 18.10 | |
Раздел | Химические реакции (6 ч) | | | | | | | |
15 | Основные классы неорганических соединений. Оксиды, кислоты, основания, соли. | 1 | 21.10 | | 21.10 | | 21.10 | |
16 | Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД). Степень диссоциации. | 1 | 25.10 | | 25.10 | | 25.10 | |
17 | Кислоты, основания, соли в свете ТЭД. | 1 | 28.10 | | 28.10 | | 28.10 | |
18 | Гидролиз. | 1 | 08.11 | | 08.11 | | 08.11 | |
19 | Скорость химической реакции. Катализ. | 1 | 11.11 | | 11.11 | | 11.11 | |
20 | Контрольная работа 1 по темам «Строение атома. Периодическая система и периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева. ОВР. Химические реакции. | 1 | 15.11 | | 15.11 | | 15.11 | |
Раздел | Неметаллы и их соединения (29 ч) | | | | | | | |
21 | Общая характеристика неметаллов. | 1 | 18.11 | | 18.11 | | 18.11 | |
22 | Общая характеристика элементов VIIA-группы - галогенов. Физические, химические свойства галогенов. | 1 | 22.11 | | 22.11 | | 22.11 | |
23 | Хлор. Свойства и применение хлора | 1 | 25.11 | | 25.11 | | 25.11 | |
24 | Соединения хлора. Соляная кислота и ее соли. | 1 | 29.11 | | 29.11 | | 29.11 | |
25 | Практическая работа 3. Получение соляной кислоты и изучение её свойств. | 1 | 02.12 | | 02.12 | | 02.12 | |
26 | Общая характеристика элементов VIA-группы-халькогенов. Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия серы | 1 | 06.12 | | 06.12 | | 06.12 | |
27 | Свойства и применение серы. Сероводород. Сульфиды. | 1 | 09.12 | | 09.12 | | 09.12 | |
28 | Оксид серы(IV). Сернистая кислота и её соли | 1 | 13.12 | | 13.12 | | 13.12 | |
29 | Оксид серы(VI). Серная кислота и её соли | 1 | 16.12 | | 16.12 | | 16.12 | |
30 | Окислительные свойства концентрированной серной кислоты | 1 | 20.12 | | 20.12 | | 20.12 | |
31 | Практическая работа 4. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера» | 1 | 23.12 | | 23.12 | | 23.12 | |
32 | Решение расчётных задач | 1 | 27.12 | | 27.12 | | 27.12 | |
33 | Общая характеристика элементов VA-группы. Положение азота и фосфора в периодической таблице химических элементов, строение их атомов. Азот: свойства и применение | 1 | 10.01 | | 10.01 | | 10.01 | |
34 | Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение | 1 | 13.01 | | 13.01 | | 13.01 | |
35 | Практическая работа 5.Получение аммиака и изучение его свойств | 1 | 17.01 | | 17.01 | | 17.01 | |
36 | Соли аммония | 1 | 20.01 | | 20.01 | | 20.01 | |
37 | Азотная кислота: строение молекулы, получение. Общие свойства азотной кислоты | 1 | 24.01 | | 24.01 | | 24.01 | |
38 | Окислительные свойства азотной кислоты | 1 | 27.01 | | 27.01 | | 27.01 | |
39 | Соли азотной кислоты. Азотные удобрения | 1 | 3.01 | | 3.01 | | 3.01 | |
40 | Фосфор: аллотропия и свойства | 1 | 03.02 | | 03.02 | | 03.02 | |
41 | Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения | 1 | 07.02 | | 07.02 | | 07.02 | |
42 | Общая характеристика элементов IVA-группы. Положение углерода и кремния в периодической таблице химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода | 1 | 10.02 | | 10.02 | | 10.02 | |
43 | Химические свойства углерода. Адсорбция | 1 | 14.02 | | 14.02 | | 14.02 | |
44 | Угарный газ и углекислый газ: свойства и физиологическое действие | 1 | 17.02 | | 17.02 | | 17.02 | |
45 | Угольная кислота и её соли | 1 | 21.02 | | 21.02 | | 21.02 | |
46 | Практическая работа 6. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов | 1 | 24.02 | | 24.02 | | 24.02 | |
47 | Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и её соли. Стекло. Цемент. Промышленность в РБ. | 1 | 28.0203.03 | | 28.0203.03 | | 28.0203.03 | |
48 | Обобщение по теме «Неметаллы» | 1 | 07.03 | | 07.03 | | 07.03 | |
49 | Контрольная работа по теме "Неметаллы и их соединения". | 1 | 10.03 | | 10.03 | | 10.03 | |
Раздел | Металлы (13ч) | | | | | | | |
50 | Общая характеристика металлов. Металлическая связь. Сплавы металлов | 1 | 14.03 | | 14.03 | | 14.03 | |
51 | Нахождение металлов в природе и общие способы их получения | 1 | 17.03 | | 17.03 | | 17.03 | |
52 | Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений Металлов | 1 | 21.03 | | 21.03 | | 21.03 | |
53 | Щелочные металлы: нахождение в природе, свойства | 1 | 24.03 | | 24.03 | | 24.03 | |
54 | Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение щелочных металлов | 1 | 04.04 | | 04.04 | | 04.04 | |
55 | Магний. Щелочноземельные металлы. Кальций и его соединения | 1 | 07.04 | | 07.04 | | 07.04 | |
56 | Жёсткость воды и способы её устранения | 1 | 11.04 | | 11.04 | | 11.04 | |
57 | Алюминий: физические и химические свойства | 1 | 14.04 | | 14.04 | | 14.04 | |
58 | Амфотерность оксида и гидроксида Алюминия | 1 | 18.04 | | 18.04 | | 18.04 | |
59 | Железо: нахождение в природе и свойства | 1 | 21.04 | | 21.04 | | 21.04 | |
60 | Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III) | 1 | 25.04 | | 25.04 | | 25.04 | |
61 | Практическая работа 7.Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» | 1 | 28.04 | | 28.04 | | 28.04 | |
62 | Контрольная работа по теме "Металлы и их соединения". | 1 | 02.05 | | 02.05 | | 02.05 | |
Раздел | Химия и окружающая среда. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к основному государственному экзамену (ОГЭ) (6 ч) | | | | | | | |
63 | Химический состав планеты Земля. Охрана окружающей среды от химического загрязнения. | 1 | 05.05 | | 05.05 | | 05.05 | |
64 | Обобщение курса неорганической химии. | 1 | 12.05 | | 12.05 | | 12.05 | |
65 | Резерв | 1 | 16.05 | | 16.05 | | 16.05 | |
66 | Резерв | 1 | 19.05 | | 19.05 | | 19.05 | |
67 | Резерв | 1 | 23.05 | | 23.05 | | 23.05 | |
68 | Резерв | 1 | 26.05 | | 26.05 | | 26.05 | |
15