СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии в 9 классе

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП по химии в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии в 9 классе»

Муниципальное образование «Иволгинский район»

«Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа Поселья»


«Рассмотрено»

Руководитель МО

Дармаева И.К. (рук.МО)

Протокол № __

от «_____»__________202__г.


«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР

МОУ «СОШ Поселья»:

Цыдыпова Г.Р.

«____» __________ 202___г.


«Утверждено»

Директор МОУ «СОШ Поселья»

Ширапов Б.К.

Приказ №____

от «____» ________ 202__г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Химия»



Класс: 9-А, 9-Б, 9-В

Уровень образованияосновное общее образование

Уровень изучения предмета базовый уровень

Срок реализации программы2021/2022 учебный год

Количество часов по учебному предмету: 2 ч./неделю, всего – 68 ч/год

Рабочую программу составила:

Э.Б.Бальчинова, учитель химии









Поселье,

2021 г.

  1. Пояснительная записка.


Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральным государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней учитываются основные идеи положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Преподавание учебного курса «Химии» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно методическими материалами:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

  • Федеральный государ­ственный образовательный стандарт основного общего обра­зования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644)

  • Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, С. А. Сладков — М.: Просвещение, 2020.

  • В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ Поселья».


Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять.

Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).

Рабочая программа учебного курса по химии для 9 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, на базе программы основного общего образования по химии (базовый уровень).

Программа основного общего образования по химии. 9 класс. М: Дрофа, 2020 г.

Учебник:

Габриелян О.С. Химия 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/О.С. Габриелян. И.Г. Остроумов, С.А.Сладков. – М.: Просвещение, 2020.

В основу курса положены следующие идеи:

  • Материальное единство и взаимосвязь объектов и явлений природы;

  • Ведущая роль теоретических знаний для объяснения и прогнозирования химических явлений, оценки их практической значимости;

  • Взаимосвязь качественной и количественной сторон химических объектов материального мира;

  • Развитие химической науки и производство химических веществ и материалов для удовлетворения насущных потребностей человека и общества, решения глобальных проблем современности;


  • Генетическая связь между веществами.

Эти идеи реализуются путем достижения следующих целей:

  • Формирование у учащихся целостной естественно-научной картины мира.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения химической науки и ее вклада в современный научно-технический прогресс; формирование важнейших логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теории о составе, строении, свойствах и применении химических веществ.

  • Воспитание убежденности в том, что применение полученных знаний и умений по химии является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве.

  • Проектирование и реализация выпускниками основной школы личной образовательной траектории.

  • Овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные УУД

  • Понимание необходимости образования, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

  • Определение личной позиции, личного мнения по теме обсуждения, по решению задачи, по информационному материалу.

  • Умение идти на компромисс, уступки в разных ситуациях.

  • Оценивание важности образования и познания нового.

  • Уважительное и доброжелательное отношение к людям.

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

  • Проявление инициативности, находчивости в решении поставленных задач.

  • Умение контролировать и корректировать образовательный процесс и результаты деятельности.

  • Формирование способности эмоционального восприятия учебной задачи, ситуации, решений, обсуждений.

  • Развитие учебно-познавательной мотивации - самостоятельные действия по поиску разных способов решения, вопросы к учителю о сравнении разных способов решения, о сравнении разных способов работы.

  • Объединение учебных действий в целостный акт учебной деятельности, устойчивость познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

  • Система учебной деятельности, обобщенность, устойчивость и избирательность познавательных интересов, доминирование познавательных интересов в иерархии мотивационной системы, принятие познавательным мотивом функций побуждения и смыслообразования.

  • Формирование навыков самообразования - обращение к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в вопросах о дополнительных источниках информации – самообразование.

Регулятивные УУД

  • целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • планировать пути достижения целей;

  • устанавливать целевые приоритеты;

  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • овладеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Получит возможность научиться:

  • при поддержке учителя самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный при поддержке учителя;

  • овладеть основами осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

  • овладению основами саморегуляции эмоциональных состояний;

Коммуникативные УУД

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;


• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии, аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные УУД

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• осуществлять поиск и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• самостоятельно или в паре осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить проблему, аргументировать её актуальность;

•  в паре или индивидуально самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• в паре или самостоятельно делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Предметные результаты

Учащийся должен уметь:

- использовать при характеристике металлов и их соединений понятия: «металлы», «ряд активности металлов», «щелочные металлы», «щелочноземельные металлы», использовать их при характеристике металлов; давать характеристику химических элементов-металлов (щелочных металлов, магния, кальция, алюминия, железа) по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям), простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида); называть соединения металлов и составлять их формулы по названию; характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-металлов; объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов-металлов (радиус, металлические свойства элементов, окислительно-восстановительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно-основные свойства высших оксидов и гидроксидов, окислительно-восстановительные свойства) от положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; описывать общие химические свойства металлов; составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления-восстановления; уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов; устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки металлов и их соединений, их общими физическими и химическими свойствами; описывать химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов, а также алюминия и железа и их соединений; выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию важнейших катионов металлов, гидроксид-ионов; экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Металлы»; описывать химический; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием металлов и их соединений.

- использовать при характеристике металлов и их соединений понятия: «неметаллы», «галогены», «аллотропные видоизменения», «жесткость воды», «временная жесткость воды», «постоянная жесткость воды», «общая жесткость воды»;


- давать характеристику химических элементов-неметаллов (водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям), простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида, формула и характер летучего водородного соединения); называть соединения неметаллов и составлять их формулы по названию; характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-неметаллов; объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов-неметаллов (радиус, неметаллические свойства элементов, окислительно-восстановительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно-основные свойства высших оксидов и гидроксидов, летучих водородных соединений, окислительно-восстановительные свойства) от положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; описывать общие химические свойства неметаллов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства неметаллов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления-восстановления; уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов; устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки неметаллов и их соединений, их общими физическими и химическими свойствами; описывать химические свойства водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, графита, алмаза, кремния и их соединений с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; описывать способы устранения жесткости воды и выполнять соответствующий им химический эксперимент; выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию ионов водорода и аммония, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-, хлорид-, бромид-, иодид-ионов; экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Неметаллы»; описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием неметаллов и их соединений.


Выпускник научится:

  • описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

  • изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;

  • сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

  • классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;

  • пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

  • проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

  • раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

  • описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

  • характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

  • различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

  • изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

  • выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;

  • характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

  • характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;

  • объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

  • называть признаки и условия протекания химических реакций;

  • устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;



  • прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;

  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

  • выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

  • приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

  • определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

  • проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов

  • определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

  • составлять формулы веществ по их названиям;

  • определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

  • составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

  • объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

  • называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных;

  • называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;

  • приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

  • определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

  • составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;

  • проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;


  1. Содержание учебного курса


Строение атома. Периодическая система и периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева. ОВР. 14 ч


Строение атома. Элементарные частицы. Изотопы. Электронные оболочки. Атомные орбитали. Периодическая система химических элементов. Периодический закон. Валентность. Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Электроотрицательность.


Химические реакции. 6ч

Бинарные соединения. Оксиды солеобразующие и несолеобразующие. Гидроксиды: основания, амфотерные гидроксиды, кислородсодержащие кислоты. Средние, кислые, основные и комплексные соли.

Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: составу и числу реагирующих и образующихся веществ, тепловому эффекту, обратимости, изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества, агрегатному состоянию реагирующих веществ, использованию катализатора.


Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, их концентрация, температура, площадь соприкосновения, наличие катализатора. Катализ.

Демонстрации

  • Ознакомление с коллекциями металлов и неметаллов.

  • Ознакомление с коллекциями оксидов, кислот и солей.

  • Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ.

  • Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ.

  • Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»).

  • Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ.

Лабораторные опыты

• Взаимодействие аммиака и хлороводорода.

• Реакция нейтрализации.

• Наблюдение теплового эффекта реакции нейтрализации.

• Взаимодействие серной кислоты с оксидом меди(II).

• Разложение пероксида водорода с помощью каталазы картофеля.

• Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия растворов тиосульфата натрия и хлорида бария, тиосульфата натрия и соляной кислоты.

• Зависимость скорости химической реакции от природы металлов при их взаимодействии с соляной кислотой.

• Зависимость скорости химической реакции от природы кислот при их взаимодействии с железом.

• Зависимость скорости химической реакции от температуры.

• Зависимость скорости химической реакции от концентрации.

• Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ.

• Зависимость скорости химической реакции от катализатора.


Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциаций электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, основания и соли как электролиты. Их классификация и диссоциация.

Общие химические свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами и гидроксидами металлов и солями. Молекулярные и ионные (полные и сокращённые) уравнения реакций. Химический смысл сокращённых уравнений. Условия протекания реакций между электролитами до конца. Ряд активности металлов.

Общие химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, оксидами неметаллов, солями. Общие химические свойства нерастворимых оснований: взаимодействие с кислотами, разложение при нагревании.

Общие химические свойства средних солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, солями и металлами. Взаимодействие кислых солей со щелочами.

Гидролиз как обменное взаимодействие солей с водой. Гидролиз соли сильного основания и слабой кислоты. Гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты. Водородный показатель (pH).

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете теории электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстановительных реакциях.

Демонстрации

  • Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

  • Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации.

  • Движение окрашенных ионов в электрическом поле.

  • Определение характера среды в растворах солей.

Лабораторные опыты

• Диссоциация слабых электролитов на примере уксусной кислоты.

• Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

• Реакция нейтрализации раствора щёлочи различными кислотами.

• Получение гидроксида меди(II) и его взаимодействие с различными кислотами.

• Взаимодействие сильных кислот с оксидом меди(II).

• Взаимодействие кислот с металлами.

• Качественная реакция на карбонат-ион.

• Получение студня кремниевой кислоты.

• Качественная реакция на хлорид- или сульфат-ионы.

• Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

• Взаимодействие щелочей с углекислым газом.

• Качественная реакция на катион аммония.

• Получение гидроксида меди(II) и его разложение.

• Взаимодействие карбонатов с кислотами.

• Получение гидроксида железа(III).

• Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II).

Практические работы

1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

Неметаллы и их соединения. 29 ч

Строение атомов неметаллов и их положение в периодической системе. Ряд электроотрицательности. Кристаллические решётки неметаллов — простых веществ. Физические свойства неметаллов. Общие химические свойства неметаллов: окислительные и восстановительные.

Галогены, строение их атомов и молекул. Физические и химические свойства галогенов. Закономерности изменения свойств галогенов в зависимости от их положения в периодической системе. Нахождение галогенов в природе и их получение. Биологическое значение и применение галогенов.

Галогеноводороды и соответствующие им кислоты: плавиковая, соляная, бромоводородная, иодоводородная. Галогениды. Качественные реакции на галогенид-ионы. Применение соединений галогенов.

Общая характеристика элементов VIА-группы. Сера в природе и её получение. Аллотропные модификации серы и их свойства. Химические свойства серы и её применение.

Сероводород: строение молекулы, физические и химические свойства, получение и значение. Сероводородная кислота. Сульфиды и их значение. Люминофоры.

Оксид серы(IV), сернистая кислота, сульфиты. Качественная реакция на сульфит-ион.

Оксид серы(VI), серная кислота, сульфаты. Кристаллогидраты.

Серная кислота как сильный электролит. Свойства разбавленной серной кислоты как типичной кислоты: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями и амфотерными гидроксидами, солями. Качественная реакция на сульфат-ион.

Общая характеристика элементов VA-группы. Азот, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства и применение азота. Азот в природе и его биологическая роль.

Аммиак, строение молекулы и физические свойства. Аммиачная вода, нашатырный спирт, гидрат аммиака. Донорно-акцепторный механизм образования связи в катионе аммония. Восстановительные свойства аммиака. Соли аммония и их применение. Качественная реакция на катион аммония.

Оксиды азота: несолеобразующие и кислотные. Азотистая кислота и нитриты. Азотная кислота, её получение и свойства. Нитраты.

Фосфор, строение атома и аллотропия. Фосфиды. Фосфин. Оксид фосфора(V) и фосфорная (ортофосфорная) кислота. Фосфаты.

Общая характеристика элементов IVА-группы: особенности строения атомов, простых веществ и соединений в зависимости от положения элементов в периодической системе. Углерод. Аллотропные модификации: алмаз, графит. Аморфный углерод: сажа, активированный уголь. Адсорбция. Химические свойства углерода. Коксохимическое производство и его продукция. Карбиды.

Оксид углерода(II): строение молекулы, получение и свойства. Оксид углерода(IV): строение молекулы, получение и свойства. Угольная кислота. Соли угольной кислоты: карбонаты и гидрокарбонаты. Техническая и пищевая сода.

Органическая химия. Углеводороды.

Метан, этан и пропан как предельные (насыщенные) углеводороды. Этилен и ацетилен как непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Структурные формулы веществ. Горение углеводородов. Реакции дегидрирования предельных углеводородов.

Спирты. Этиловый спирт, его получение, применение и физиологическое действие. Трёхатомный спирт глицерин. Уксусная кислота как представитель карбоновых кислот.

Кремний: строение атома и нахождение в природе. Силициды и силан. Свойства кремния. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и её соли.

Производство стекла и цемента. Продукция силикатной промышленности: оптическое волокно, керамика, фарфор, фаянс. Оптическое волокно.

Неметаллы в природе. Фракционная перегонка жидкого воздуха как способ получения кислорода, азота и аргона. Получение фосфора, кремния, хлора, иода. Электролиз растворов.

Получение серной кислоты: сырьё, химизм, технологическая схема, метод кипящего слоя, принципы теплообмена, противотока и циркуляции. Олеум. Производство аммиака: сырьё, химизм, технологическая схема.

Демонстрации

  • Коллекция неметаллов.

  • Модели кристаллических решёток неметаллов: атомные и молекулярные.

  • Озонатор и принципы его работы.

  • Горение неметаллов — простых веществ: серы, фосфора, древесного угля.

  • Образцы галогенов — простых веществ.

  • Взаимодействие галогенов с металлами.

  • Вытеснение хлора бромом или иода из растворов их солей.

  • Коллекция природных соединений хлора.


  • Взаимодействие серы с металлами.

  • Горение серы в кислороде.

  • Коллекция сульфидных руд.

  • Качественная реакция на сульфид-ион.

  • Обесцвечивание окрашенных тканей сернистым газом.

  • Взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью.

  • Обугливание органических веществ концентрированной серной кислотой.

  • Диаграмма «Состав воздуха».

  • Видеофрагменты и слайды «Птичьи базары».

  • Получение, собирание и распознавание аммиака.

  • Разложение бихромата аммония.

  • Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

  • Горение чёрного пороха.

  • Разложение нитрата калия и горение в нём древесного уголька.

  • Образцы природных соединений фосфора.

  • Горение фосфора на воздухе и в кислороде.

  • Получение белого фосфора и испытание его свойств.

  • Коллекция «Образцы природных соединений углерода».

  • Портрет Н. Д. Зелинского. Поглощение растворённых веществ или газов активированным углём.

  • Устройство противогаза.

  • Модели молекул метана, этана, этилена и ацетилена.

  • Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия.

  • Общие химические свойства кислот на примере уксусной кислоты.

  • Качественная реакция на многоатомные спирты.

  • Коллекция «Образцы природных соединений кремния».

  • Коллекция стекла, керамики, цемента и изделий из них.

  • Коллекция продукции силикатной промышленности.

  • Видеофрагменты и слайды «Производство стекла и цемента».

  • Коллекция «Природные соединения неметаллов».

  • Видеофрагменты и слайды «Фракционная перегонка жидкого воздуха».

  • Видеофрагменты и слайды «Получение водорода, кислорода и галогенов электролитическим способом».

  • Модели аппаратов для производства серной кислоты.

  • Модель кипящего слоя.

  • Модель колонны синтеза аммиака.

  • Видеофрагменты и слайды «Производство серной кислоты».

  • Видеофрагменты и слайды «Производство аммиака».

  • Коллекция «Сырьё для получения серной кислоты».

Лабораторные опыты

• Распознавание галогенид-ионов.

• Качественные реакции на сульфат-ионы.

• Качественная реакция на катион аммония.

• Химические свойства азотной кислоты, как электролита.

• Качественные реакции на фосфат-ион.

• Получение и свойства угольной кислоты.

• Качественная реакция на карбонат-ион.

• Пропускание углекислого газа через раствор силиката натрия.

Практические работы

2. Изучение свойств соляной кислоты.

3. Изучение свойств серной кислоты.

4. Получение аммиака и изучение его свойств.

5. Получение углекислого газа. Качественная реакция на карбонат-ионы.


Металлы и их соединения. 13 ч

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение атомов и кристаллов металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Физические свойства металлов: электро- и теплопроводность, отражающая способность, пластичность. Чёрные и цветные металлы.

Металлы как восстановители. Электрохимический ряд напряжений. Взаимодействие металлов с неметаллами, оксидами, кислотами, солями. Алюминотермия.

Общая характеристика элементов IА-группы. Оксиды и гидроксиды щелочных металлов, их получение, свойства, применение. Важнейшие соли щелочных металлов, их значение в природе и жизни человека.

Общая характеристика элементов IIА-группы. Оксиды и гидроксиды щелочноземельных металлов, их получение, свойства и применение. Важнейшие соли щелочноземельных металлов, их значение в природе и жизни человека. Карбонаты и гидрокарбонаты кальция.

Временная и постоянная жёсткость воды. Способы устранения временной жёсткости. Способы устранения постоянной жёсткости.

Соединения алюминия в природе. Химические свойства алюминия. Особенности оксида и гидроксида алюминия как амфотерных соединений. Важнейшие соли алюминия (хлорид, сульфат).

Особенности строения атома железа. Железо в природе. Важнейшие руды железа. Получение чугуна и стали. Оксиды и гидроксиды железа(II) и (III). Соли железа(II) и (III). Обнаружение катионов железа в растворе. Значение соединений железа.

Коррозия газовая (химическая) и электрохимическая. Защита металлов от коррозии. Металлы в природе. Понятие о металлургии. Чёрная и цветная металлургия. Пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия. Доменный процесс. Переработка чугуна в сталь. Электролиз расплавов.

Демонстрации

  • Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой.

  • Горение натрия, магния и железа в кислороде.

  • Вспышка термитной смеси.

  • Взаимодействие смеси порошков серы и железа, цинка и серы.

  • Взаимодействие алюминия с кислотами, щелочами и водой.

  • Взаимодействие железа и меди с хлором.

  • Взаимодействие меди с концентрированной серной кислотой и азотной кислотой (разбавленной и концентрированной).

  • Окраска пламени соединениями щелочных металлов.

  • Окраска пламени соединениями щелочноземельных металлов.

  • Гашение извести водой.

  • Получение жёсткой воды взаимодействием углекислого газа с известковой водой.

  • Устранение временной жёсткости кипячением и добавлением соды.

  • Устранение постоянной жёсткости добавлением соды.

  • Иониты и принцип их действия (видеофрагмент).

  • Коллекция природных соединений алюминия.

  • Видеофрагменты и слайды «Оксид алюминия и его модификации».

  • Получение амфотерного гидроксида алюминия и исследование его свойств.

  • Коллекция «Химические источники тока».

  • Результаты длительного эксперимента по изучению коррозии стальных изделий в зависимости от условий процессов.

  • Восстановление меди из оксида меди(II) водородом.

  • Видеофрагменты и слайды «Производство чугуна и стали».

  • Видеофрагменты и слайды «Изделия из чугуна и стали».

  • Видеофрагменты и слайды «Производство алюминия».

Лабораторные опыты

• Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II).

• Получение известковой воды и опыты с ней.

• Получение гидроксидов железа(II) и (III).

• Качественные реакции на катионы железа.

Практические работы

6. Жёсткость воды и способы её устранения.

7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».


Химия и окружающая среда. Обобщение знаний по химии курса основной школы.

Подготовка к Основному государственному экзамену. 6 ч.

Строение Земли: ядро, мантия, земная кора, литосфера, гидросфера, атмосфера. Химический состав Земли. Горные породы. Минералы. Руды. Осадочные горные породы. Полезные ископаемые.

Источники химического загрязнения окружающей среды. Глобальные экологические проблемы человечества: нарушение биогеохимических круговоротов химических элементов, потепление климата, кислотные дожди и др. Озоновые дыры. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды от химического загрязнения. «Зелёная химия».

Демонстрации

  • Видеофрагменты и слайды «Строение Земли и её химический состав».

  • Коллекция минералов и горных пород.

  • Коллекция «Руды металлов».

  • Видеофрагменты и слайды «Глобальные экологические проблемы человечества».

  • Видеофрагменты и слайды о степени экологической чистоты товара.

Лабораторные опыты

• Изучение гранита.

• Изучение маркировок различных видов промышленных и продовольственных товаров.


Строение атома в соответствии с положением химического элемента в периодической системе. Строение вещества: химическая связь и кристаллическая решётка. Зависимость свойств образованных элементами простых веществ (металлов, неметаллов, благородных газов) от положения элементов в периодической системе. Типология неорганических веществ, разделение их на классы и группы. Представители.

Признаки и условия протекания химических реакций. Типология химических реакций по различным признакам. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.

Химические свойства простых веществ. Характерные химические свойства солеобразующих оксидов, гидроксидов (оснований, кислородсодержащих кислот и амфотерных гидроксидов), солей.

  1. Календарно-тематическое планирование в 9 классе (2 ч в неделю, всего 68, из них 2 ч — резервное время)


п/п

Тема урока

К/ч

Дата проведения








план

факт

план

факт

план

факт

Раздел

Строение атома. Периодическая система и периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева. ОВР. (14 ч)

 

 






1

Атом- сложная система. Строение атома. Элементарные частицы.

1

02.09


02.09


02.09


2

Естественные семейства химических элементов. Амфотерность.

1

06.09


06.09


06.09


3

Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделева. Периоды, группы.

1

09.09


09.09


09.09


4

Периодический закон химических элементов Д.И.Менделеева.

1

13.09


13.09


13.09


5

Состояние электронов в атоме. Электронные орбитали. (s,p,d, f – орбитали).

1

16.09


16.09


16.09


6

Строение электронных оболочек атомов. Правила заполнения электронных орбиталей.

1

20.09


20.09


20.09


7

Валентность и валентные возможности атомов химических элементов.

1

23.09


23.09


23.09


8

Характеристика элемента по его положению в периодической системе.

1

27.09


27.09


27.09


9

Электроотрицательность химических элементов.

1

3.09


3.09


3.09


10-11

Виды химической связи.

2

04.10

07.10


04.10

07.10


04.10

07.10


12

Степень окисления.

1

11.10


11.10


11.10


13

Окислительно-восстановительные реакции.

1

14.10


14.10


14.10


14

Окислительно-восстановительные реакции.

1

18.10


18.10


18.10


Раздел

Химические реакции (6 ч)

 







15

Основные классы неорганических соединений. Оксиды, кислоты, основания, соли.

1

21.10


21.10


21.10


16

Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД). Степень диссоциации.

1

25.10


25.10


25.10


17

Кислоты, основания, соли в свете ТЭД.

1

28.10


28.10


28.10


18

Гидролиз.

1

08.11


08.11


08.11


19

Скорость химической реакции. Катализ.

1

11.11


11.11


11.11


20

Контрольная работа 1 по темам «Строение атома. Периодическая система и периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева. ОВР. Химические реакции.

1

15.11


15.11


15.11


Раздел

Неметаллы и их соединения (29 ч)

 







21

Общая характеристика неметаллов.

1

18.11


18.11


18.11


22

Общая характеристика элементов VIIA-группы - галогенов. Физические, химические свойства галогенов.

1

22.11


22.11


22.11


23

Хлор. Свойства и применение хлора

1

25.11


25.11


25.11


24

Соединения хлора. Соляная кислота и ее соли.

1

29.11


29.11


29.11


25

Практическая работа 3. Получение соляной кислоты и изучение её свойств.

1

02.12


02.12


02.12


26

Общая характеристика элементов VIA-группы-халькогенов. Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия серы

1

06.12


06.12


06.12


27

Свойства и применение серы. Сероводород. Сульфиды.

1

09.12


09.12


09.12


28

Оксид серы(IV). Сернистая кислота и её соли

1

13.12


13.12


13.12


29

Оксид серы(VI). Серная кислота и её соли

1

16.12


16.12


16.12


30

Окислительные свойства концентрированной серной кислоты

1

20.12


20.12


20.12


31

Практическая работа 4. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»

1

23.12


23.12


23.12


32

Решение расчётных задач

1

27.12


27.12


27.12


33

Общая характеристика элементов VA-группы. Положение азота и фосфора в периодической таблице химических элементов, строение их атомов. Азот: свойства и применение

1

10.01


10.01


10.01


34

Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение

1

13.01


13.01


13.01


35

Практическая работа 5.Получение аммиака и изучение его свойств

1

17.01


17.01


17.01


36

Соли аммония

1

20.01


20.01


20.01


37

Азотная кислота: строение молекулы, получение. Общие свойства азотной кислоты

1

24.01


24.01


24.01


38

Окислительные свойства азотной кислоты

1

27.01


27.01


27.01


39

Соли азотной кислоты. Азотные удобрения

1

3.01


3.01


3.01


40

Фосфор: аллотропия и свойства

1

03.02


03.02


03.02


41

Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения

1

07.02


07.02


07.02


42

Общая характеристика элементов IVA-группы. Положение углерода и кремния в периодической таблице химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода

1

10.02


10.02


10.02


43

Химические свойства углерода. Адсорбция

1

14.02


14.02


14.02


44

Угарный газ и углекислый газ: свойства и физиологическое действие

1

17.02


17.02


17.02


45

Угольная кислота и её соли

1

21.02


21.02


21.02


46

Практическая работа 6. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов

1

24.02


24.02


24.02


47

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и её соли. Стекло. Цемент. Промышленность в РБ.

1

28.0203.03


28.0203.03


28.0203.03


48

Обобщение по теме «Неметаллы»

1

07.03


07.03


07.03


49

Контрольная работа по теме "Неметаллы и их соединения".

1

10.03


10.03


10.03


Раздел

Металлы (13ч)

 







50

Общая характеристика металлов. Металлическая связь. Сплавы металлов

1

14.03


14.03


14.03


51

Нахождение металлов в природе и общие способы их получения

1

17.03


17.03


17.03


52

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений Металлов

1

21.03


21.03


21.03


53

Щелочные металлы: нахождение в природе, свойства

1

24.03


24.03


24.03


54

Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение щелочных металлов

1

04.04


04.04


04.04


55

Магний. Щелочноземельные металлы. Кальций и его соединения

1

07.04


07.04


07.04


56

Жёсткость воды и способы её устранения

1

11.04


11.04


11.04


57

Алюминий: физические и химические свойства

1

14.04


14.04


14.04


58

Амфотерность оксида и гидроксида Алюминия

1

18.04


18.04


18.04


59

Железо: нахождение в природе и свойства

1

21.04


21.04


21.04


60

Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III)

1

25.04


25.04


25.04


61

Практическая работа 7.Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

1

28.04


28.04


28.04


62

Контрольная работа по теме "Металлы и их соединения".

1

02.05


02.05


02.05


Раздел

Химия и окружающая среда. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к основному государственному экзамену (ОГЭ) (6 ч)

 







63

Химический состав планеты Земля. Охрана окружающей среды от химического загрязнения.

1

05.05


05.05


05.05


64

Обобщение курса неорганической химии.

1

12.05


12.05


12.05


65

Резерв

1

16.05


16.05


16.05


66

Резерв

1

19.05


19.05


19.05


67

Резерв

1

23.05


23.05


23.05


68

Резерв

1

26.05


26.05


26.05




15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!