СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по хореографии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по хореографии»

Рабочая программа

Хореографического кружка «Фантазия»

Срок реализации 5 лет

Возраст детей 6- 17 лет















Составил :

педагог д/о

Згонников Д.А.









Курск 2021

Пояснительная записка.

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение учреждениях дополнительного образования,показало себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков. Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, педагоги-хореографы имеют возможность проводить большую воспитательную работу.

В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом воспитания. Хореография – это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Доктор СелияСпарджер, автор книги «Анатомия и балет», бывший консультант Королевского балета Англии, писала, что «балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных».

Занятия хореографией воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты. Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование – процесс длительный, требующий многих качеств от детей. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение – те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом зале, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать. Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды. Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия хореографией приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников. Творческая личность – важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности.

Адаптированная образовательная программа «Престиж» является актуальной, востребованной учащимися школьного возраста от 7 до 16 лет, имеет художественно-эстетическое направление. Содержание данной программы направленно на то, чтобы каждый ребенок получил возможность проявить себя в разнообразных видах хореографического искусства. Занятия по программе формируют у детей понятие эстетики и выразительности движений, развивают физическую силу, выносливость, ловкость и смелость, знакомят с понятием сценической культуры и культуры исполнения.

Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фантазия» направлена на обучение детей основам хореографического искусства, развитие общефизических, артистических, исполнительских способностей, а также воспитание высоких эстетических качеств, необходимых для достижения гармоничного социального, интеллектуального и нравственного развития индивида.

Программа предназначена для детей, занимающихся в хореографических коллективах различных направлений (русский народный, классический, современный танцы) и обучает практическим навыкам, необходимым для создания целостных хореографических композиций.

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на синтез классической, русской народной и современной хореографии, которые помогают детям адаптироваться к репетиционно- постановочной работе. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, требованиями СаНПиН и ФГОС, что позволяет выстроить личностно-ориентированный подход в развитии каждого учащегося.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фантазия» развивает у детей творческие способности, воспитывает художественный вкус, музыкальную и общую культуру, учит ориентироваться в сложных направлениях современной хореографии.

Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, классический, русский народный и современный танец. В программе отражены особенности перечисленных видов танца, что позволяет познакомить учащихся со многими танцевальными стилями и направлениями. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры.

Концептуальная идея программы состоит в целенаправленной работе по расширению возможностей творческой реализации детей, соответствующей их духовным и интеллектуальным потребностям посредством приобщения к миру хореографии: классический танец, русский народный и современный танец.

Особенностью данной программы является совмещение нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку детей в течение всего периода обучения. В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания.

Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых актов:

  • Конвенция о правах ребенка (Ст. 28; Ст. 29).

  • Конституция РФ (Ст. 43).

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (Ст.2 п.9, п.25, п.28; Ст. 75 п.2, п.4; Ст.12 п.4, п. 5; Ст.28 п.3, п. 6; Ст.13 п.1).

  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р).

  • Гражданский кодекс РФ.

  • – Постановления Главного санитарного врача Российской федерации СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 г. №28

  • Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (п. 9, п.10, п. 17).

  • Письмо Минобразования России от 12.05.2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».

  • Приказ Минобразования России от 28.12.2010 г. №2106 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

Целью дополнительной общеобразовательной программы «Фантазия» является: формирование духовно – нравственной личности ребёнка средствами танцевального искусства, на основе традиционных ценностей отечественной культуры.

Достижение поставленной цели предполагает постановку следующих задач:

1. Образовательные задачи заключаются в том, чтобы:

- дать представление об элементах гимнастики, ритмики,

- знать основные направления хореографии: классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, современный танец;

- обеспечить практическое применение теоретических знаний в области различных танцевальных техник;

2. Воспитательные задачи направлены на то, чтобы:

- воспитать инициативность, целеустремленность, ответственность по отношению к своему и чужому труду;

- помочь в формировании художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- сформировать готовность к социальному и профессиональному самоопределению;

- обеспечить социализацию детей в коллективе и способствовать возникновению уважительных отношений между учащимися;

- способствовать формированию творческой личности.

3. Развивающие задачи подразумевают:

- постепенное физическое и психо- эмоциональное развитие у детей;

- развитие координации движений ориентации в пространстве;

- выработку ловкости, силы и выносливости у учащихся;

- развитие гибкости тела, правильной осанки, являющейся условием здорового опорно-двигательного аппарата;

- приобретение навыков музыкально-пластической выразительности;

- развитие и активизация специфических видов памяти: моторной, слуховой и образной.

Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фантазия» состоит из отдельных танцевальных направлений, но в связи со спецификой обучения границы их сглаживаются. На одном и том же занятии происходит изучение различных элементов и танцевальных техник, которые используются в подготовке текущего репертуара. В программу каждого учебного года вводится теоретический материал, соответствующий содержанию основных разделов.

Распределение учебных часов на теорию и практику целесообразно на всех годах обучения. Однако, в ходе занятий часто возникает необходимость в перераспределении учебного времени (оставаясь в рамках 64- 66 часов в год). Это зависит от уровня сложности репертуара, который находится в работе, и от уровня подготовки коллектива. На постановочную работу может потребоваться меньше времени, чем на отработку номера в процессе репетиций, и наоборот.

Процесс создания хореографического произведения – это постоянный творческий поиск изобразительно – выразительных средств хореографического искусства, поиск путей органичного слияния идеи, темы и формы, способной наиболее ярко выразить художественный образ хореографического произведения.

Методические принципы реализации программы

Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Фантазия» базируется на следующие принципах:

- принцип дидактики (построение учебного процесса от простого к сложному).

- принцип актуальности (предлагает максимальную приближенность содержания программы к современным условиям деятельности детского объединения).

- принцип системности (подразумевает систематическое проведение занятий).

- принцип творческой мотивации - индивидуальная и коллективная деятельность позволяет определить и развить индивидуальные особенности воспитанников. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самообразованию и самосовершенствованию своего «Я».

Постановочная работа охватывает несколько этапов, необходимых для создания любой хореографической композиции вне зависимости от жанровой или стилевой направленности (народно – сценический, эстрадно – спортивный, тематический, сюжетный или современный танец). Рождение замысла – это первый этап постановочной работы. Источником замысла могут быть произведения изобразительного искусства или литературы (если это тематическая хореографическая композиция). Источником замысла может стать музыкальное произведение (эстрадно – спортивный, современный танец или стилизация). Материалом для создания сюжетных танцев могут быть события из повседневной жизни, изображение средствами хореографии сценок из жизни животных и т.д. Разнообразие тем порождает бесконечное множество сюжетов хореографических постановок, в которых через образы героев раскрывается тема и идея танцевальной композиции.

Следующим этапом работы над хореографическим произведением является составление композиционного плана будущей постановки. В нем подробно и последовательно уточняется сюжет будущего танца (если он есть), определяется характер музыки, ее темп, размер, точный хронометраж всего хореографического произведения, возможные хореографические решения отдельных эпизодов сценического действия и т. д. После этого начинается работа над музыкальным материалом будущей постановки. Музыка часто подсказывает идейную направленность хореографического произведения, помогает определить эмоциональный строй произведения. Необходимо стремиться к тому, чтобы музыка всецело отвечала художественному замыслу и по своей драматургии точно совпадала с драматургией хореографической постановки.

На следующем этапе работы – сочинение композиции танца, т.е. соотношение и организация всех составных частей: музыкального материала, рисунка и танцевальной лексики. Рисунок танца в большей степени помогает раскрытию художественного образа хореографического произведения, передает его настроение и характер, отражает стиль музыки,ее темп и ритм. При работе над сочинением рисунка нужно учитывать логику его построения, чтобы каждый последующий рисунок был логичным продолжением предыдущего.

На завершающем этапе работы над хореографической постановкой огромное значение имеет ее сценическое оформление, т.е. костюмы, аксессуары, реквизит, а также техника сцены (освещение, декорации). Все это должно соответствовать идее, теме и драматургии хореографического произведения и способствовать раскрытию художественного образа.

Взаимосвязь программы с образовательными областями.

Образовательная область

Содержание

1.

Словесность

Знания о выразительных средствах танца: движение тела, жесты рук, мимика лица, позы.

Понятия о жанрах хореографии, об особенностях танцев.

Связь хореографии с музыкой. Слушание и анализ танцевальной музыки.

Термины, принятые в хореографии, их правильное произношение и написание

2.

Естествознание

Игровые танцевальные этюды в подражание движениям животных, птиц, явлениям природы и т.д.

Язык тела в танце: пантомима, инсценирование, творческие ситуации, танцевальный тренинг.

3.

Физическая культура

Понятие «Здоровый образ жизни»: часы общения, беседы, музыкально-ритмические упражнения и игры, гимнастические тесты, комплекс упражнений ритмической гимнастики.

Особенности строения человеческого тела.

Условия, обеспечивающие равновесие и устойчивость положения тела в танце: правильная осанка, постановка корпуса, специальные тренинги танцора.

Понятие о предельных физических нагрузках в период репетиции: учитывать физическую нагрузку детей, не допускать перенапряжения мышц, учить правильно дышать при выполнении упражнений и исполнении танцев.

4.

Культурная антропология

История становления танцевальной культуры.

Танцевальные костюмы: история костюма, изучение отдельных элементов, их изготовление.

Понятие о танцевальных обрядах.

5.

Технология

Понятие о тренинге танцора: классический экзерсис, народно-характерный экзерсис, тренаж на современную пластику, комплекс ритмической гимнастики.

Изучение народных, и современных танцев.

Постановка танцевальных номеров, на основе изученного материала.

Подготовка самостоятельных творческих работ: танцевальные композиции по выбранной теме.

6.

Искусство

Беседы о хореографическом искусстве.

Посещение выступлений танцевальных коллективов, ансамблей песни и пляски, балетов и т.д.

7.

Психология

Понятие об особенностях психологии профессионального танцора.

Уроки актерского мастерства: понятие «Душа танца», можно ли в танце передать настроение исполнителя, почему зрители плачут или смеются.

Особенности диагностики личностного развития обучающихся.

Танцевальный тренинг, игры психо-эмоциональной разгрузки, тренинг общения, релаксация.

8.

Математика

Понятие о симметрии, ритме, темпе, размере и других музыкальных характеристиках, необходимых для исполнительского мастерства танцора.

Различные построения и перестроения, рисунок танца, условные точки танцевального зала.

Ракурсы, повороты, танцевальные позы, движения с расчетом высоты, разворота, подъема и т.д.

9.

Социальная практика

Понятие о правилах хорошего тона, уважительного отношения к друзьям и взрослым.

Понятие о правах и обязанностях гражданина.


Организационно-педагогические основы обучения

Выполнение программы рассчитано на 5 лет обучения:

- 1 год обучения (7-8 лет) – 64- 66 часа в год (два раза в неделю по одному академическому часу);

- 2 год обучения (8-10 лет) – 64- 66 часа в год (два раза в неделю по одному академическому часу);

- 3 год обучения (10-12 лет) – 64- 66 часа в год (два раза в неделю по одному академическому часу);

- 4 год обучения (12-14 лет) - 64- 66 часа в год (два раза в неделю по одному академическому часу);

- 5 год обучения (14-16 лет) – 64- 66 часа в год (два раза в неделю по одному академическому часу);

Занятия проводятся по группам. Количество детей в группах:

  • 1 год обучения – 15 человек.

  • 2 год обучения – 12 человек.

  • 3-5 год обучения – 10человек.

Занятия проводятся в специально оборудованном классе-зале (зеркала, балетный станок) с использованием технических средств обучения (видео и аудио магнитофоны, музыкальный инструмент – фортепиано), предметной наглядности: фотографии, иллюстрации, журналы. Широко используются такие формы, как беседы, просмотр видео, посещение театров, концертов, занятий других коллективов.

Процесс обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающая программе «Фантазия» можно условно разделить на 3 этапа:

1 этап – накопление базовых знаний и навыков.

Срок реализации 2 года – 1 и 2 года обучения (дети 7-10 лет). Включает занятия по «Элементам партерной гимнастики», «Ориентационно- пространственным упражнениям», «Развитию групп мышц и суставов», «Ритмике», «Музыкально-ритмическим играм», «Танцевальным элементам», «Постановочной работе».

Учащемуся необходим самый высокий уровень прочности опорно-двигательного аппарата, его костно-суставной и мышечной систем. Эти системы обеспечивают связь отдельных частей тела между собой. Если двигательный аппарат окажется недостаточно подготовлен, тело будет стеснённым в движении, негибким и маловыразительным.

Занятия гимнастикой состоят в том, чтобы постепенно укрепить организм учащегося и сделать его способным к значительным физическим нагрузкам. Исходя из анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста, подобраны такие упражнения, которые целенаправленны по воздействию и призваны развить организм, укрепить его, усовершенствовать, оздоровить. Занятия по ритмике способствуют развитию общей музыкальности и чувства ритма и, что особенно важно для детей младшего возраста, координации движений и переключению ребенка на активные виды деятельности, снятию утомления от неподвижного сидения, психологическому раскрепощению ребёнка, формированию уверенности в своих силах. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я». Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.

Используемый музыкальный материал (произведения популярной инструментальной и симфонической музыки) подбирается с учетом возрастных особенностей детей.

Работа по программе направлена на развитие мышечной памяти, необходимой для занятий хореографией, эмоциональной сферы и творческого воображения ребенка; к формированию у него "непреодолимого желания выражать себя" (Э.Жак-Далькроз).

2 этап – применение накопленных знаний в рамках занятий и концертно-сценических мероприятий.

Срок реализации 2 года – 3 и 4 года обучения (дети 10–14 лет).Включает занятия по предметам«Классический танец», «Русский народный танец», «Современный танец», «Постановочная работа». На 2 этапе обучения увеличивается уровень предъявляемых требований, а также большее внимание уделяется индивидуально-личностному развитию обучающихся.

3 этап – совершенствование исполнительского стиля.

Срок реализации 1 год – 5 год обучения (дети 14–16 лет).

Включает занятия по предметам – «Классический танец»,«Русский народный танец»,«Постановочная работа». На 3 этапе обучения основной упор делается на повышение профессионального мастерства и творческого самовыражения.

Разделы образовательной программы скоординированы между собой и дают возможность более эффективно строить процесс обучения с учётом индивидуальных особенностей учащихся, наиболее полно реализовывать их творческие возможности.

Методика учебной работы

Обучение по программе предполагает использование приоритетных форм занятий. В репетиционно- постановочные занятия педагог включают необходимое количество разделов программы самостоятельно, комбинируя их в зависимости от тематики танца и сложности его постановки.

Формы проведения занятий в рамках группового занятия:

- коллективная, в которой группа учащихся рассматривается как целостный коллектив, (при постановке хореографических композиций);

- групповая, в которой группа делится на подгруппы обучение проводится с группой (три и более человек), имеющих общее задание и взаимодействующих между собой;

- парная, предполагающая общение с двумя при постановке дуэтных танцев;

- индивидуальная, используемая для работы с учащимся по усвоению сложного материала и подготовки к сольному номеру.

Программа также включает разные виды занятий:

учебное занятие;

занятие – игра;

открытое занятие;

итоговые занятия

занятие-зачет

репетиционные занятия

Методы работы.

1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы.

2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка.

3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям. Используются видео-фото материалы хореографических училищ, институтов культуры, записи концертных программ профессиональных коллективов.

4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы

Личностными результатами обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Престиж» являются:

- развитие художественно-эстетического вкуса, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе исполнения танцевальных образов;

- позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей.

У учащихся формируются умения:

- высказывать личностно-оценочные суждения о роли хореографии в жизни;

- решать творческие задачи, участвовать в культурно-досуговой деятельности детского объединения, отдела и учреждения;

Метапредметными результатами являются:

- сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;

- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- желание участвовать в танцевальной жизни детского объединения, учреждения, города и др. и продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач.

У учащихся формируются умения:

- наблюдать за разнообразными явлениями искусства и оценивать их;

- выявлять особенности взаимодействия хореографии с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр и др.);

- находить ассоциативные связи между художественными образами в танце и других видов искусства;

Предметными результатами являются:

- устойчивый интерес к хореографии, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности, понимание значения танца в жизни человека;

- освоение танцевальных направлений (классической, народной и современной хореографии), как духовного опыта поколений;

- знание основных закономерностей хореографического искусства.

У учащихся формируются умения:

- понимать роль хореографии в жизни человека; различать образы в танце; определять по характерным признакам направление и стиль танца;

- эмоционально воспринимать и оценивать танец; размышлять о знакомых танцевальных поставочных работах; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

- понимать специфику хореографического языка, получать представление о средствах танцевальной выразительности;

- исполнять изученные танцевальные комбинации, участвовать в публичных выступлениях.

Прогнозируемый результат по окончанию обучения:

В соответствии с каждым этапом программы учащийся должен освоить:

- терминологию, используемую на занятии;

- структуру и основные части занятия;

- последовательность изучаемых элементов занятия;

- методику изучения танцевальных движений и упражнений;

- способы соотношения данных элементов с музыкальным сопровождением.

- основные движения в технике танцевального направления;

- принципы составления учебных комбинаций;

- организацию труда, рабочего места на занятии и сцене.


Учебно –тематический план

1 год обучения (64 часа в год)

п/п

Название разделов

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

Опрос

2.

Гимнастика. Элементы партерной гимнастики

16

3

3

Зачет

3.

Ориентационно-пространственные упражнения

16

3

3

Практическое занятие

4.

Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов

10

5

5

Зачет

5.

Ритмика

10

5

5

Зачет

6.

Музыкально-ритмические игры

6

3

3

Мини викторина

7.

Танцевальные элементы

12

6

6

Практическое занятие

8.

Повторение пройденного материала

10

5

5

Опрос

9.

Итоговое занятие

2

1

1

Занятие-концерт

Всего:

64

32

32



Содержание разделов и тем.

1. Вводное занятие.

Теория:

Знакомство с обучающимися. Введение в курс обучения по программе, ознакомление с планами работы на учебный год. Объяснение правил поведения и внутреннего распорядка в учреждении, правил ТБ и нормы СаНПиН. Стартовая диагностика.

2. Гимнастика.Элементы партерной гимнастики.

Теория:

Значение партерной гимнастики: упражнения на полу в разных позах, сидя, лежа на животе и на спине, направленные на растяжку и укрепление всех мышц тела, на развитие гибкости суставов.

Практика:

Упражнения, укрепляющие мышцы спины;

«День — ночь»(лежа на животе и на спине)

«Змейка» (лежа на животе)

«Рыбка» (лежа на животе)

Упражнения, развивающие подъем стопы:

вытягивание и сокращение стопы (сидя на полу);

круговые движения стопой (сидя на полу);

Упражнения, развивающие гибкость позвоночника:

«лодочка» (лежа на животе, руки перед корпусом)

«складочка» (сидя на полу ноги вытянуты вперед, руки в опоре на полу)

«колечко» (лежа на животе, руки вытянуты вперед)

Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса

«ступеньки» (лежа на спине)

«ножницы» (лежа на спине, руки вдоль туловища)

Упражнения, развивающие подвижность тазобедренного сустава:

«Неваляшка» (лежа на животе)

«Passe' с разворотом колена» (лежа на спине)

Упражнения, развивающие выворотность ног:

«Звездочка» (лежа на животе)

«Лягушка» (лежа на животе, руки перед корпусом)

Упражнения на растягивание мышц и связок ног, развитие балетного шага:

«Боковая растяжка» (лежа на боку)

«Растяжка с наклоном вперед» (сидя на полу)

«Часы» (лежа на спине)

3.Ориентационно-пространственные упражнения.

Теория:

Ориентация в пространстве, понятия направо налево, ориентация по точкам зала, перестроения из одноплановых рисунков и фигур в многоплановые.

Практика:

- Изучение одноплановых рисунков и фигур:

линейных (плоскостных) - шеренга горизонтальная; колонна горизонтальная;

объёмных - круг; «цепочка»;

- Изучение приёмов перестроения из одноплановых рисунков и фигур в многоплановые:

из объёмных в линейные и наоборот;

из круга в горизонтальную шеренгу;

из круга в горизонтальную колонну;

из горизонтальной шеренги в круг;

из колонны горизонтальной в «цепочку»;

4.Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.

Теория:

Значение укрепления опорно-двигательного аппарата; развития силы мышц, укрепление суставов и повышение их подвижности; развитие выносливости и постановка дыхания; выработка навыков высокой культуры движений, развитие суставно-мышечного аппарата и укрепление отдельных групп мышц.

Практика:

Упражнение для развития мышц шеи и плечевого пояса:

- повороты головы в положении «направо», «прямо», «налево»;

- наклоны и подъемы головы в положениях «прямо», «направо», «налево»;

- круговые движения головой по кругу и целому кругу;

- поднимание и опускание плеч;

- поочередное поднимание и опускание плеч.

Упражнение для развития плечевого сустава и рук в первоначальных музыкальных раскладках:

-разведение рук в стороны;

-подъемы рук вперёд на высоту 90°;

-отведение рук назад;

-подъемы рук вверх и опускания вниз через стороны;

-подъемы рук вверх–вперёд и опускания вниз–вперёд;

- сгибание рук в локтях в направлении: вверх–в стороны и вниз–в стороны;

- сгибание рук в локтях в направлении: вверх–вперёд и вниз–вперёд;

- сгибания кистей в подготовительном положении: в стороны, вперёд, назад;

- сгибание кистей с руками, раскрытыми в стороны: вверх–в стороны–вниз, вперёд–в стороны–назад;

- сгибание кистей с руками, поднятыми вверх: в стороны-вверх-в стороны, вперёд-вверх-назад;

- вращение кистями (наружу, внутрь) в подготовительном положении;

- вращения кистями во II позиции;

- вращения кистями с руками, поднятыми вверх.

Упражнения на развитие поясничного пояса:

- наклоны корпуса в стороны;

- наклоны корпуса вперёд.

Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног:

- отведение ноги в сторону на носок;

- отведение ноги в сторону на каблук;

- отведение ноги вперёд на носок;

- отведение ноги вперёд на каблук;

- отведение ноги в сторону с чередованием: позиция – носок – каблук – носок– позиция;

- отведение ноги вперед с чередованием: позиция – носок – каблук – носок – позиция;

- подъёмы согнутой в колене ноги вперёд;

- отведение ноги назад на носок;

- отведение ноги в сторону, вперёд с чередованием: позиция – носок – выпад – носок – позиция;

- отведение ноги в сторону, вперед с чередованием: позиция – носок – выпад – носок сполуприседанием;

- подъёмы на полупальцы;

- многократные прыжки на двух ногах;

- перескоки с ноги на ногу с отведением работающей ноги вперёд на носок;

- перескоки с ноги на ногу с отведением работающей ноги вперёд на каблук.

5.Ритмика.

Теория:

- Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки, легато – стаккато.

- Длительности, ритмический рисунок, акценты, музыкальный размер.

- Соотношение ритма, темпа и характера музыкального произведения и определенных движений.

Практика:

- Реверанс для девочек и поклон для мальчиков на 4/4.

- Preparation

- Танцевальные шаги: с носка, с подъёмом ноги, согнутой в колене, на месте и в продвижении, на полупальцах с вытянутыми коленями, со сменой положения рук. Лёгкий бег с пальцев вытянутой стопы, бег с отбрасыванием назад ног, согнутых в коленях, на месте и в продвижении, бег с подниманием вперёд ног, согнутых в коленях, на месте и с продвижением.

- Прыжки: понятие маленьких и больших прыжков; по разным длительностям. Подскоки: на месте; с продвижением.

6.Музыкально-ритмические игры.

Теория:

Значение музыкально-ритмических игр, упражнения и игры с акцентированием сильных долей такта,использование упражнений и игр с меняющимися музыкальнымиразмерами.

Соотношение движений с музыкальной фразой, предложением, периодом.

Соотношение темпа и движения, резко меняющегося темпа музыки.

Практика:

- Сильные доли и такт: упражнения и игры с акцентированием сильных долей такта при меняющихся музыкальных размерах (2\4, 3\4, 4\4).

- Сильные доли, слабые доли и музыкальный размер: упражнения и игры на соотношение резких и спокойных движений с сильными и слабыми долями музыки.

- Соотношение движений с музыкальной фразой (муз.размеры 2\4, 3\4, 4\4).

- Соотношение движений с музыкальным предложением (муз.размеры 2\4, 3\4, 4\4).

- Соотношение движений с музыкальным периодом (муз.размеры 2\4, 3\4, 4\4).

- Сохранение темпа движения во время музыкальной паузы.

- Соотношение темпа движения с постепенно изменяющимся темпом музыки.

- Соотношение резко меняющегося темпа музыки с хореографическим движением.

- Ускорение и замедление темпа движения в 2 раза при неизменном музыкальном темпе.

- Соотношения резко меняющейся силы музыкального звучания с хореографическим движением.

- Соотношение усиления и ослабления силы звучания музыки с хореографическим движением.

- Соотношение характеров музыки и движения.

7.Танцевальные элементы.

Теория:

Рассказ о различных видах шагов, проходок с руками, находящимися в положении ладони на талии. Рассказ о различных видах бега и прыжков. Подбор универсальных хореографических элементов для хореографических постановок.

Практика:

Изучение различного видатанцевальных шагов, бега, прыжков, подскоков с руками, находящимися в положении «ладони на талии»:

- танцевальный шаг с носка;

- маршевый шаг на месте;

- шаги на полупальцах;

- легкий бег с поджатыми ногами;

- прыжки с вытянутыминогами;

- прыжки с поджатыми ногами;

- подскоки на месте и с продвижением.

Танцевальные этюды с элементами актерского мастерства:

- «Ширма»,

- «Птичий двор».

Прогнозируемый результат

1 год обучения

Знать:

- ориентационного-пространственные упражнения,

- упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.

- музыкально-ритмические игры

Владеть:

- элементами партерной гимнастики (исполняемой на гимнастических ковриках).,

Уметь:

- исполнять танцевальные элементы.



Учебно –тематический план

2 год обучения 64 часа в год


п/п

Название разделов

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

Опрос

2.

Гимнастика. Элементы партерной гимнастики

10

5

5

Зачет

3.

Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов

8

4

4

Практическое занятие

4.

Ритмика

6

3

3

Зачет

5.

Музыкально-ритмические игры

6

3

3

Мини викторина

6.

Ориентационно-пространственные упражнения

4

2

2

Зачет

7.

Танцевальные элементы

10

5

5

Практическое занятие

8.

Постановочная работа

12

4

8

Практическое занятие

9.

Повторение пройденного материала

4

1

13

Опрос

10.

Итоговое занятие

2

1

1

Занятие-концерт

Всего:

64

29

35




Содержание разделов и тем.

1.Вводное занятие:

Теория:

Знакомство вновь прибывших детей с коллективом и педагогом. Повторение материала первого года обучения. Ознакомление с планами работы на весь год обучения. Объяснение правил поведения и внутреннего распорядка в учреждении, правил ТБ и нормСаНПиН. Стартовая диагностика.

2.Гимнастика. Элементы партерной гимнастики.

Теория:

Партерная гимнастика – подготовка к классическому экзерсису.

Комплекс партерной гимнастики выполняется на индивидуальных гимнастических ковриках. Объяснение упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц.

Практика:

- Упражнения на полу, или партерный экзерсис, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трёх целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционным классическому и народно-сценическому экзерсисам у станка, требующим высокого физического напряжения.

- Повторение и закрепление материала 1 года обучения. Более сложные комбинации движений. Четкое воспроизведение всех элементов в характере музыкального сопровождения.

- Упражнения, укрепляющие мышцы спины: «Группировка» «Карандаш» (лежа на спине).

- Упражнения, развивающие подъем стопы: (сидя на полу): разворот стопы из VI позиции в I позицию.

- Упражнения, развивающие гибкость позвоночника. «Корзиночка» (лежа на животе) «Полумостик» и «Мостик» (лежа на спине).

- Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса. «Плуг» «Уголок» (лежа на спине).

- Упражнения, развивающие подвижность тазобедренных суставов. «Неваляшка», «Passe' с разворотом колена» (лежа на спине).

- Упражнения, развивающие выворотность ног. «Лягушка» (во всех положениях), «Солнышко» (лежа на животе)

- Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие балетного шага.

«Шпагат» вперед с обеих ног, «Шпагат» поперечный.

3. Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.

Теория:

Значение укрепления опорно-двигательного аппарата; развития силы мышц, укрепления суставов и повышения их подвижности; развития выносливости и постановки дыхания; выработки навыков высокой культуры движений; развитие суставно-мышечного аппарата и укрепление отдельных групп мышц.

Практика:

Упражнение для развития шеи и плечевого пояса в ускоренных (по сравнению с первый годом обучения) музыкальных раскладках:

- повороты головы в положении «направо», «прямо», «налево»;

- наклоны и подъёмы головы в положениях «прямо», «направо», «налево»;

- круговые движения головой по кругу и целому кругу;

- поднимание и опускание плеч;

- поочередное поднимание и опускание плеч.

Упражнение для развития плечевого сустава и рук

- разведение рук в стороны:

- подъёмы рук вперёд навысоту 90°

- отведение рук назад;

- подъёмы рук вверх и опускания вниз через стороны;

- подъёмы рук вверх–вперёд и опускания вниз–вперёд;

- сгибание рук в локтях в направлении: вверх – в стороны и вниз – в стороны;

- сгибание рук в локтях в направлении: вверх–вперёд и вниз–вперёд;

- сгибания кистей в подготовительном положении: в стороны, вперёд, назад;

- сгибание кистей с руками, раскрытыми в стороны:вверх–в стороны–вниз,

- вперёд – в стороны - назад;

- сгибание кистей с руками, поднятыми вверх: в стороны–вверх–в стороны, вперёд– вверх–назад;

- вращение кистями (наружу,внутрь) в подготовительном положении;

- вращения кистями во II позиции;

- вращения кистями с руками, поднятыми вверх.

Упражнения на развитие поясничногопояса

- перегибы корпуса назад;

- повороты корпуса вокруг вертикальной оси;

круговые движения корпуса.

- Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног:

- отведение ноги в сторону на носок с полуприседанием

-отведение ноги вперёд на носок с полуприседанием;

- отведение ноги вперёд на каблук с полуприседанием;

- отведение ноги в сторону с чередованием: позиция – носок – каблук – носок– позиция с полуприседанием;

- отведение ноги вперёд с чередованием: позиция – носок – каблук – носок – позиция с полуприседанием;

- подъёмы согнутой в колене ноги в сторону;

- отведение ноги назад на носок с полуприседанием;

- отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок ноги в сторону на каблук;

– каблук – позиция;

- отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок – каблук, позиция с полуприседанием;

- назад с чередованием: позиция – носок – выпад – носок – позиция;

- отведение ноги назад с чередованием: – позиция – носок – выпад – носок – позиция с полуприседанием;

- прыжки на одной ноге (не более 4-х раз);

- прыжки на двух ногах с переменой позиций (напр. чередование VI и II позиций);

- перескоки с ноги на ногу с отведением работающей ноги в сторону на носок;

- перескоки с ноги на ногу с отведением работающей ноги в сторону на каблук;

- подъёмы на полупальцы опорной ноги с одновременным подведением натянутой стопы согнутой в колене работающей ноги к колену опорной;

- поочередные подскоки с подведением натянутой стопы согнутой в колене работающей ноги к колену толчковой;

- бег с подъёмом согнутых в коленях ног вперёд.

4. Ритмика

Теория:

- Строение музыкального произведения. Знакомство со строением музыкального произведения. Понятия: вступление, части, музыкальная фраза. Умение менять движение в зависимости от смены музыкальных частей, фраз.

- Маршевая и танцевальная музыка.

- Особенности танцевальных жанров: «Вальса», «Польки»,

Практика:

Танцевальные шаги: «Вальса», «Польки»: с носка, с подъёмом ноги, согнутой в колене, на месте и в продвижении, на полупальцах с вытянутыми коленями, со сменой положения рук. Лёгкий бег с пальцев вытянутой стопы, бег с отбрасыванием назад ног, согнутых в коленях, на месте и в продвижении, бег с подниманием вперёд ног, согнутых в коленях, на месте и с продвижением.

Прыжки: понятие маленьких и больших прыжков; по разным длительностям.

Подскоки: на месте; с продвижением.

Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинирования их между собой .

5.Музыкально-ритмические игры.

Теория:

Упражнения и игры с акцентированием сильных долей, на соотношение резких и спокойных движений с сильными и слабыми долями музыки.

Соотношение движений с музыкальной фразой, предложением, периодом, паузой, темпом.

Практика:

Упражнения, игры на сильные доли и такт:

- Упражнения и игры с акцентированием сильных долей такта при меняющихся музыкальных размерах (2\4, 3\4, 4\4).

- Упражнения и игры на соотношение резких и спокойных движений с сильными и слабыми долями музыки.

Упражнения, игры и фразировка.

- Соотношение движений с музыкальной фразой (муз.соотношение характеров музыки и движения: размеры 2\4, 3\4, 4\4):

- Соотношение движений с музыкальным предложением (муз.размеры 2\4, 3\4, 4\4):

- Соотношение движений с музыкальным периодом (муз.размеры 2\4, 3\4, 4\4):

Упражнения, игры и темп

- Сохранение темпа движения во время музыкальной паузы;

- Соотношение темпа движения с постепенно изменяющимся темпом музыки;

- Соотношение резко меняющегося темпа музыки с хореографическим движением;

- Ускорение и замедление темпа движения в 2 раза при неизменном музыкальном темпе;

Упражнения, игры и динамика.

- Соотношения резко меняющейся силы музыкального звучания с хореографическим движением:

- Соотношение усиления и ослабления силы звучания музыки с хореографическим движением:

6.Ориентационно – пространственные упражнения.

Теория:

Правила и логика построений и перестроений по заданным вариантам. Правила и логика конкретной (частной) и пространственной ориентации и координации. Соотношение движений с музыкальным произведением.

Практика:

Изучение одноплановых и многоплановых рисунков и фигур: линейных плоскостных (шеренга, колонна), объемных (круг, «цепочка»).

Изучение многоплановых рисунков и фигур:

линейных (плоскостных):

- 2 шеренги («в затылок», «в шахматном порядке»);

- 2 вертикальные колонны;

- 2 горизонтальные колонны;

объёмных:

- 2 круга;

- «круг в круге»; «цепочки».

Изучение приёмов перестроения из одноплановых рисунков и фигур в многоплановые:

из линейных в линейные:

- из шеренги в 2 шеренги;

- из шеренги в 2 колонны;

- из колонны в 2 шеренги»;

- из колонны в 2 колонны;

из линейных в объёмные:

- из шеренги в 2 круга;

- из колонны в 2 круга;

-из шеренги в 2-е «цепочки»;

- из колонны в 2-е «цепочки» и т.д.

Изучение приёмов перестроения из многоплановых рисунков и фигур в одноплановые.

Изучение приёмов построения из многоплановых рисунков и фигур в многоплановые рисунки:

из линейных в линейные:

из 2 шеренг в 2 горизонтальные колонны;

из 2 шеренг в 2 вертикальные колонны;

из 2 шеренг в 2 диагональные колонны.

из объёмных в объёмные:

из 2-х кругов в 2-е «плетня»;

из 2-х «плетней» в 2-а круга и т.д.

из линейных в объёмные:

из 2-х колонн горизонтальных в 2-а круга;

из 2-х шеренг горизонтальных в 2-а круга и т.д.

из объёмных в линейные:

из 2-х «плетней» в 2-е горизонтальных колонны;

из 2-х кругов в 2-е горизонтальных шеренги и т.д.

7.Танцевальные элементы.

Теория:

Особенности исполняемых движений, настроение и характер русского танца, польки, полонеза. Танцевальные этюды с элементами актерского мастерства.

Практика:

Танцевальные шаги и ходы:

Скользящий шаг (pasglisse');

Па польки вперед и боковое;

Paschasse' вперёд, назад

Русский переменный ход.

Русский дробный ход (по 1/8).

Реверанс для девочек и поклон для мальчиков на 2/4.

В ритме полонеза;

В ритме польки.

8.Постановочная работа:

Теория:

Прослушивание музыкального материала, рассказ сюжета запланированного хореографического произведения.

Практика:

Соединение изученных элементов хореографии в определенные комбинации и накладка их на музыкальный материал.

Прогнозируемый результат

2 года обучения.

Знать:

- элементы партерной гимнастики (исполняемой на гимнастических ковриках),

- упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов ( исполняемых на середине зала),

Владеть:

- музыкально-ритмическими играми,

- ориентационно- пространственными упражнениями,

Уметь:

- исполнять танцевальные элементы и хореографическое произведение на концерте.


Учебно –тематический план.

3 год обучения 64 часа в год

п/п

Название разделов

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

Опрос

2.

Классический танец. Экзерсис у станка

12

6

6


3.

Экзерсис на середине зала

10

5

5


4.

Allegro

6

2

4


5.

Русский народный танец. Экзерсис на середине зала

14

7

7


6.

Постановочная работа

10

5

5


7.

Повторение разученного материала

8

2

6


8.

Итоговое занятие

2

1

1

Занятие-концерт

Всего:

64

29

35



Содержание разделов и тем

1.Вводное занятие

Теория:

Знакомство вновь прибывших детей с коллективом и педагогом. Обсуждение разученных элементов и постановок предыдущих годов обучения. Ознакомление с планами работы на весь учебный год. Объяснение правил поведения и внутреннего распорядка вучреждении, правил ТБ и норм СаНПиН. Стартовая диагностика.

2.Классический танец.Экзерсис у станка

Теория:

Понятие «классический танец» показ основных элементов позиций рук и ног, постановки корпуса, головы. Понятие «красота» в применении к искусству танца. Правильное произношение французских терминов и перевод названий классических pas.

Предназначение, правила выполнения и музыкальные раскладки элементов классического танца. Наиболее типичные (распространенные) ошибки при исполнении того или иного элемента или упражнения классического танца у станка.

Практика:

- Постановка корпуса (в выворотных позициях).

- Позиции ног: I, III, II, V.

- Позиции и положения рук: подготовительное положение, I, III, II позиции.

- Разучивание элементов классического танца у станка.

- Demi-pliés.Изучается лицом к станку в IIIIII позициях. Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на каждое движение.

- Battementstendus. Затем изучаются лицом к станку из I позиции назад. Музыкальный размер 2/4 – 4 такта на каждое движение (по мере усвоения – 2 такта).

- Battements tendus c demi-pliés. Изучается из I позиции в сторону, вперед, назад. Музыкальный размер 2/4 – 4 такта на каждое движение (по мере усвоения – 2 такта).

- Demi-rond de jambe par terre en dehors et en dedans (почетвертикруга). Изучается лицом к станку с I позиции по точкам – вперед в сторону, в сторонувперед. Затем назад в сторону, в сторонуназад. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение и 8 тактов, если музыкальный размер – 2.4.4. Позднее, при музыкальном размере 4/4 – 1 такт, а при музыкальном размере 3/4 – 4 такта.

- Battement passé par terre. Изучаетсяиз I позиции. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение, затем 1 такт.

- Подготовительное portdebras. Изучается как вступление и заключение к различным упражнениям. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение, затем 1.

- Положения ноги surlescou-de-piéd – «условное» и «обхватное». Изучается из I позиции в сочетании с battementstendus в сторону, вперед. Затем продолжается изучение лицом к станку с I позиции по точкам назад в сторону, в сторону назад. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение или 8 тактов при музыкальном размере 3/4.

- Battementsfrappés. Изучается лицом к станку, носком в пол (вначале в сторону, затем вперед назад). Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на каждое движение, по мере усвоения – 1 такт.

- Battementsrelevéslentsна 45о. . Изучается из I позиции, стоя лицом к станку в сторону. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение или 8 тактов – при музыкальном размере 3/4.

3.Экзерсис на середине зала.

Теория:

Правильное произношение французских терминов и перевод названий классических pas.

Предназначение, правила выполнения и музыкальные раскладки элементов классического танца. Наиболее типичные (распространенные) ошибки при исполнении того или иного элемента или упражнения классического танца на середине зала.

Практика:

- Постановка корпуса (в выворотных позициях).

- Позиции ног: I, III, II, V.

- Позиции и положения рук: подготовительное положение, I, III, II позиции.

- Разучивание элементов классического танца у станка.

- Demi-pliés.на середине зала в IIIIII позициях. Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на каждое движение.

- Battementstendus. на середине зала из I позиции назад. Музыкальный размер 2/4 – 4 такта на каждое движение (по мере усвоения – 2 такта).

Battementstenduscdemi-pliés. на середине зала из I позиции в сторону, вперед, назад. Музыкальный размер 2/4 – 4 такта на каждое движение (по мере усвоения – 2 такта).

- Demi-ronddejambeparterreendehorsetendedans (по четверти круга).на середине зала с I позиции по точкам – вперед в сторону, в сторонувперед. Затем назад в сторону, в сторонуназад. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение и 8 тактов, если музыкальный размер – 2.4.4. Позднее, при музыкальном размере 4/4 – 1 такт, а при музыкальном размере 3/4 – 4 такта.

- Battementpassé parterre. на середине зала из I позиции. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение, затем 1 такт.

-Подготовительное portdebras. Изучается как вступление и заключение к различным упражнениям. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение, затем 1.

- Положения ноги surlescou-de-piéd – «условное» и «обхватное» на середине зала в сочетании с battementstendus в сторону, вперед. Затем продолжается изучение лицом к станку с I позиции по точкам назад в сторону, в сторону назад. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение или 8 тактов при музыкальном размере 3/4.

- Battementsfrappés на середине зала носком в пол (вначале в сторону, затем вперед назад). Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на каждое движение, по мере усвоения – 1 такт.

- Battementsrelevéslents на 45о. . на середине зала, Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение или 8 тактов – при музыкальном размере 3/4.

4.Allegro

Теория:

Рассказ о методике исполнения Tempslevéssautés, Трамплинного прыжка.

Практика:

- Tempslevéssautés в I и II свободной (полувыворотной) позиции ног – лицом к станку, затем на середине зала.

- Трамплинные прыжки в I и II свободной (полувыворотной) позиции ног – лицом к станку, затем на середине зала.

- Трамплинные прыжки во II свободной (полувыворотной) позиции с поджатыми ногами и сокращенными стопами («Лягушка») – лицом к станку, затем на середине зала.

- Трамплинные прыжки. «Разножка» из I свободной (полувыворотной) позиции с вытянутыми стопами – лицом к станку, затем на середине зала.

5.Русский народный танец.Экзерсис на середине зала.

Теория:

Понятие «русский народный танец», показ основных элементов позиций рук и ног, постановки корпуса, головы. Народный танец как вид хореографического искусства. Русский танец. Основные позиции ног, рук, корпуса, головы. Позиции ног выворотные (только для экзерсиса), свободные, прямые (параллельные), обратные (закрытые). Три позиции рук и положения рук: подготовительное, на талии, под грудью, на груди, на пояснице, на затылке. Платочек в русском танце. Положения рук в паре. Положения корпуса и головы. Подготовка к началу движения. Поклоны.

Практика:

- Основные элементарные ходы и проходки.

- Основной шаг – с продвижением назад.

- Основной шаг с притопом – с продвижением назад.

- Основной шаг с проскальзывающим притопом.

- Шаг на ребро каблука с притопом – с продвижением вперед.

- Шаг на ребро каблука с проскальзывающим ударом – с продвижением вперед.

- Перекрещивающийся шаг с продвижением вперед.

- Бег, подскоки, галоп.

- Бег назад с выбрасыванием вытянутых в коленях ног вперёд (на носок и на ребро каблука).

- Скользящие подскоки по VI (I прямой) позиции на полуприседании.

Изучение элементов:

- «Гармошка», «ёлочка».

- «Гармошка» с продвижением вправо и влево на вытянутых в коленях ногах.

- «Гармошка» с полуприседанием по I обратной (закрытой) позиции.

- «Ёлочка» с продвижением вправо и влево на вытянутых в коленях ногах.

- «Ёлочка» с полуприседанием при повороте пяток обеих ног.

- «Моталочки» одной ногой без подскока с двойным притопом.

Дробные выстукивания.

- Удары полупальцами.

- Удары каблуком.

- Двойные притопы.

- Хлопки – одинарные прямые (фиксированные) – спереди, сзади, сбоку.

Присядки, прыжки и трюки.

- «Мячик» на полуприседании.

- «Мячик» с одинарным выносом ноги вперёд на ребро каблука в конце муз фразы (на полуприседании) – на месте.

- «Мячик» с одинарным выносом ноги в сторону на каблук в конце муз фразы (на полуприседании) – на месте.

- «Разножка» в стороны на каблуки («одноимённая» разножка»).

- Малые прыжки на двух ногах – с вытянутыми ногами.

6.Постановочная работа.

Теория:

Прослушивание музыкального материала, рассказ сюжета запланированного хореографического произведения.

Практика:

Соединение разученных элементов в танцевальные комбинации, использование разученных комбинаций в постановке хореографического произведения.

Прогнозируемый результат

3 года обучения.

Обучающиеся должны владеть экзерсисом у станка и на середине классического танца, Allegro. Знать терминологию классического танца, владеть экзерсисом на середине русского народного танца. Знать хореографическое произведение и исполнение его на концерте


Учебно- тематический план

4 год обучения 64 часа в год

п/п

Название разделов

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

Опрос

2.

Современный танец. Экзерсис у станка

15

5

10

Зачет

3.

Экзерсис на середине зала

15

5

10

Контрольное занятие

4.

Постановочная работа

20

10

10

Практическая работа

5.

Повторение разученного материала

10

4

6

Опрос

6.

Итоговое занятие

2

1

1

Занятие-концерт

Всего:

64

26

38



Содержание разделов и тем

1.Вводное занятие:

Теория:

Знакомство вновь прибывших детей с коллективом и педагогом. Обсуждение разученных элементов и постановок предыдущих годов обучения. Ознакомление с планами работы на весь учебный год. Объяснение правил поведения и внутреннего распорядка в учреждении, правил ТБ и нормСаНПиН. Стартовая диагностика.

2. Современный танец. Экзерсис у станка

Теория:

История возникновения современного танца. Появление современного танца в России. Художественные особенности, знаменитые исполнители и хореографы. Интересные факты из их биографии.

Практика:

- Изучение основных позиций рук.

Основные позиции рук аналогичны классической школе, но положение локтя и кисти может варьироваться (вытянутое, округленное положение локтя, сокращенное flex-положение кисти или jazzhand - пальцы напряжены и расставлены). А также существуют V-положения – положения между основными позициями.

- Изучение основных позиций ног.

Изучаются 5 основных позиций ног. У всех позиций кроме III существует 2 варианта: out-положение, аналогичное классическому танцу, и параллельное положение – стопы стоят параллельно друг другу. III позиция исполняется в классическом варианте, но используется нечасто.

- Изучение элементов современного танца.

- Plie -Движение аналогично классическому варианту, но имеет больше вариантов, за счет большего количества позиций ног, в котором исполняется. Изучается сначала лицом к станку по I и II позициям, затем боком к станку, и позже на середине по тем же позициям.

- Battementtendu- Движение классического экзерсиса, которое также имеет больше вариантов за счет позиций ног, в которых исполняется. Изучается по I out-позиции в сторону, позже вперед и назад – у станка, затем на середине зала - Passé

Рабочая нога стопой касается колена опорной ноги. В первый год обучения изучается на полной стопе по I позиции – у станка, по мере усвоения переходим на середину зала. Выворотное исполнение этого движения желательно проучивать в партере.

3.Экзерсис на середине

Теория:

Объяснение основных положений рук, ног, основных шагов, основных движений корпусом

Практика:

- Техника изоляции:

Один из основных принципов современного танца. Изолированные движения всех частей тела – головы, плеч, рук, корпуса, бедер, ног. На первом этапе обучения координируется 1, а затем 2 центра в одновременном параллельном или разнонаправленном движении, ритмический рисунок ровный, без синкоп.

- Основные шаги:

приставной шаг с plie. Сначала изучается в чистом виде, а потом соединяется с работой корпуса;

выпады в сторону, сначала изучаются в чистом виде, а затем с поворотом корпуса;

подъем на носки, разворот стопы «краб».

- Основные движения корпусом:

Раскачивание корпусом вперед-назад, из стороны в сторону.

- Основные положения корпуса в современном танце:

Rolldown – закручивание корпуса вниз, начиная с головы по одному позвонку до конца позвоночника. Rollup – раскручивание корпуса снизу вверх по одному позвонку. Это движение заимствовано из танца модерн. Изучается на середине зала.

Flatback

- Наклоны, в которых спина, голова и руки составляют одну прямую линию, ноги являются опорой, а угол между торсом и ногами составляет 90о. Изучается по II параллельной позиции на середине зала. По мере освоения добавляется исполнение на plie.

Deepbodybend

- Глубокий наклон корпуса с прямым позвоночником. Изучается после освоения flatback. По мере освоения исполняется в сочетании с plie.

Прыжки:

- jump – Прыжок с двух ног на две. Изучается по I параллельной и out позиции.

- hop –Прыжок с одной ноги на ту же ногу. На первом этапе изучения руки наверху в V-позиции. Изучаем сначала на месте, а по мере освоения с продвижением по залу.

- leap – Прыжок с одной ноги на другую. Изучается с продвижением по залу.

Вращения:

- поворот на 3 шагах – элементарное вращение, изучается с двух ног сначала на месте, а по мере освоения с продвижением по залу.

4.Постановочная работа

Теория:

- Беседа о хореографическом произведении, выбранном к постановке.

- Знакомство с музыкальным материалом постановки.

Практика:

- Создание сценического образа;

- Изучение танцевальных движений;

- Соединение движений в танцевальные комбинации;

- Разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах;

- Отработка элементов;

- Работа над музыкальностью;

- Развитие пластичности;

- Синхронность в исполнении;

- Работа над техникой исполнения;

- Отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений;

- Выразительность и эмоциональность исполнения;


Прогнозируемый результат

4 года обучения

Владеть:

- экзерсисом у станка и на середине современного танца,

Знать:

- терминологией современного танца.

Уметь:

- исполнять хореографическое произведение на концерте.

Учебно- тематический план

5 год обучения 64 часа в год

п/п

Название разделов

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

Опрос

2.

Классический танец. Экзерсис у станка

10

4

6

Контрольное занятие

3.

Экзерсис на середине зала

10

4

6

Контрольное занятие

4.

Allegro

7

2

5

Контрольное занятие

5.

Русский народный танец. Экзерсис на середине зала

10

4

6

Контрольное занятие

6.

Постановочная работа

17

8

9

Практическое занятие

7.

Повторение разученного материала

6

1

5

Опрос

8.

Итоговое занятие

2

1

1

Занятие-концерт

Всего:

64

25

39



Содержание разделов и тем

1. Вводное занятие:

Теория:

Знакомство вновь прибывших детей с коллективом и педагогом. Обсуждение разученных элементов и постановок предыдущих годов обучения. Ознакомление с планами работы на весь год обучения. Объяснение правил поведения и внутреннего распорядка в учреждении, правила ТБ и нормы СаНПиН. Стартовая диагностика.

2.Классический танец. Экзерсис у станка

Теория:

Рисунок, лексика классического танца и актерское мастерство танцовщика (балерины).

Музыкальность и классический танец. Исполнительский стиль, манера исполнения. Комбинирование элементов движений, освоенных на предыдущих годах обучения. Введение в различные упражнения у станка поз croisée, éffacée, écartée вперед и назад.

Практика:

- Battementstendus с demi-pliés во II и IV позиции – без переноса центра тяжести на работающую ногу и с переносом. Музыкальный размер 2/4 – 1 такт на каждое движение.

- Grandspliés в I, II, III, V, IV позициях. Музыкальный размер 4/4 – 1 такт на каждое движение или 4 такта – при музыкальном размере 3/4.

- Battementstendusjetésbalanзoir. Музыкальный размер 2/4 – 1 такт на каждый бросок, по мере усвоения – 1/4.

- Различные portdebras с работающей ногой, открытой на носок в сторону, вперед, назад (наклоны корпуса в сторону, вперед; перегибы корпуса назад).Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение, по мере усвоения – 1 такт.

- Rond de jambe par terre en dehorset en dedans на demi-plié. Музыкальный размер 2/4 – 1 такт на каждое движение или 2 тактов – при музыкальном размере 3/4.

- Port de bras c rond de jambe par terreна plié (3 port de bras врастяжке) c rond de jambe par terreна plié. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение или 8 тактов – при музыкальном размере 3/4.

Battements soutenusкаксочетаниеупражнений battement retire sur le cou-de-pied et battement tendu plié soutenu. Изучается в сторону, вперед, назад носком в пол. Музыкальный размер 4/4 – 1 такт или 4 такта – при музыкальном размере 3/4.

- Battementsfondus на 45° с чередованием: стопа – полупальцы (во втором полугодии – в маленьких позах). Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на каждое движение или 4 такта – при музыкальном размере 3/4, по мере усвоения, соответственно – 1 такт или 2 такта.

- Battements doubles fondusна 45° наполупальцах. Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на каждое движение или 4 такта – при музыкальном размере 3/4.

- Petits battements sur le cou-de-piedsнавсейстопесакцентом. Музыкальный размер 2/4 – 1/4 на каждое движение, по мере усвоения – 1/8 такт.

- Battementsdoublesfrappés на 30° с затактовым построением и чередованием: стопа – полупальцы. Музыкальный размер 2/4 – 1 такт на каждое движение.

- Battementsfrappés на 30° с затактовым построением и чередованием: стопа – полупальцы (во втором полугодии – в маленьких позах). Музыкальный размер 2/4 – 1 такта на каждое движение, по мере усвоения – 1/4.

- Battementsrelevéslents на 90° в сторону, вперёд, назад из I и V позиций. Музыкальный размер 4/4 – 1 такт на каждое движение или 4 такта – при музыкальном размере 3/4.

- Rond de jambe en l air en dehorset en dedans навсейстопе. Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на каждое движение, позднее – 1 такт.

- Tempsrelevés на 45° на всей стопе. Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на каждое движение, по мере усвоения – 1 такт.

- Battementsdeveloppéspassés. Изучается на всей стопе во всех направлениях. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение или 8 тактов – при музыкальном размере 3/4.

- Demi-rond de jambedeveloppéна 90° en dehorset en dedans навсейстопе. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение, при музыкальном размере 3/4 – 8 тактов.

- Flic вперед и назад с подъемом на полупальцы. Музыкальный размер 2/4 – 1 такт на каждое движение.

- Pastombé с продвижением. Работающая нога в положении surlecou-de-pieds, либо носком в пол, либо поднята на 45о. Музыкальный размер 2/4 – 1/4 на каждое движение.

- Relevés на полупальцы с работающей ногой в положении surlecou-de-pied. Музыкальный размер 4/4 – 1 такт на каждое движение, по мере усвоения – 2/4.

- Поворот на двух ногах в V позиции на полупальцах без перемены ног, начиная с вытянутых ног и с demi-plié. Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на каждое движение, по мере усвоения – 1 такт.

- Préparationк pirouettes sur le cou-de-pied en dehorset en dedans из II позиции. Музыкальный размер 2/4 – 8 тактов на каждое упражнение, по мере усвоения – 4 такта.

- Pirouettéssur le cou-de-pied en dehorset en dedans с V позиции. Музыкальный размер 2/4 – 4 такта на каждое движение, по мере усвоения – 2 такта.

3.Экзерсис на середине зала

Теория:

Введение в различные упражнения на середине зала поз croisée, éffacée, écartée вперед и назад.

Выработка правильности и чистоты исполнения новых движений, развитие силы и выносливости.

Перенос упражнений, изученных у станка, на середину зала.

Практика:

- Battementstendus с demi-pliés во II и IV позиции – без переноса центра тяжести на работающую ногу и с переносом. Музыкальный размер 2/4 – 1 такт на каждое движение.

- Grandspliés в I, II, III, V, IV позициях. Музыкальный размер 4/4 – 1 такт на каждое движение или 4 такта – при музыкальном размере 3/4.

- Battementstendusjetésbalanзoir. Музыкальный размер 2/4 – 1 такт на каждый бросок, по мере усвоения – 1/4.

- Различные portdebras с работающей ногой, открытой на носок в сторону, вперед, назад (наклоны корпуса в сторону, вперед; перегибы корпуса назад). Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение, по мере усвоения – 1 такт.

- Rond de jambe par terre en dehorset en dedans на demi-plié. Музыкальный размер 2/4 – 1 такт на каждое движение или 2 тактов – при музыкальном размере 3/4.

- Port de bras c rond de jambe par terreна plié (3 port de bras врастяжке) c rond de jambe par terreна plié. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение или 8 тактов – при музыкальном размере 3/4.

- Battements soutenusкаксочетаниеупражнений battement retire sur le cou-de-pied et battement tendu plié soutenu. Изучается в сторону, вперед, назад носком в пол. Музыкальный размер 4/4 – 1 такт или 4 такта – при музыкальном размере 3/4.

- Battementsfondus на 45° с чередованием: стопа – полупальцы (во втором полугодии – в маленьких позах). Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на каждое движение или 4 такта – при музыкальном размере 3/4, по мере усвоения, соответственно – 1 такт или 2 такта.

- Battements doubles fondusна 45° наполупальцах. Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на каждое движение или 4 такта – при музыкальном размере 3/4.

- Petits battements sur le cou-de-piedsнавсейстопесакцентом. Музыкальный размер 2/4 – 1/4 на каждое движение, по мере усвоения – 1/8 такт.

- Battementsdoublesfrappés на 30° с затактовым построением и чередованием: стопа – полупальцы. Музыкальный размер 2/4 – 1 такт на каждое движение.

- Battementsfrappés на 30° с затактовым построением и чередованием: стопа – полупальцы (во втором полугодии – в маленьких позах). Музыкальный размер 2/4 – 1 такта на каждое движение, по мере усвоения – 1/4.

- Battementsrelevéslents на 90° в сторону, вперёд, назад из I и V позиций. Музыкальный размер 4/4 – 1 такт на каждое движение или 4 такта – при музыкальном размере 3/4.

- Rond de jambe en l air en dehorset en dedans навсейстопе. Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на каждое движение, позднее – 1 такт.

- Tempsrelevés на 45° на всей стопе. Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на каждое движение, по мере усвоения – 1 такт.

- Battementsdeveloppéspassés. Изучается на всей стопе во всех направлениях. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение или 8 тактов – при музыкальном размере 3/4.

- Demi-rond de jambedeveloppéна 90° en dehorset en dedans навсейстопе. Музыкальный размер 4/4 – 2 такта на каждое движение, при музыкальном размере 3/4 – 8 тактов.

- Flic вперед и назад с подъемом на полупальцы. Музыкальный размер 2/4 – 1 такт на каждое движение.

- Pastombé с продвижением. Работающая нога в положении surlecou-de-pieds, либо носком в пол, либо поднята на 45о. Музыкальный размер 2/4 – 1/4 на каждое движение.

- Relevés на полупальцы с работающей ногой в положении surlecou-de-pied. Музыкальный размер 4/4 – 1 такт на каждое движение, по мере усвоения – 2/4.

- Поворот на двух ногах в V позиции на полупальцах без перемены ног, начиная с вытянутых ног и с demi-plié. Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на каждое движение, по мере усвоения – 1 такт.

- Préparationк pirouettes sur le cou-de-pied en dehorset en dedans из II позиции. Музыкальный размер 2/4 – 8 тактов на каждое упражнение, по мере усвоения – 4 такта.

- Pirouettéssur le cou-de-pied en dehorset en dedans с V позиции. Музыкальный размер 2/4 – 4 такта на каждое движение, по мере усвоения – 2 такта.

4.Allegro

Теория:

Чередование эластичных мягких прыжков с трамплинными прыжками как подготовка к высоким прыжкам. Увеличение в ряде прыжков высоты взлёта.

Практика:

- Pas échappé во II позицию. Музыкальный размер 2/4 – 1 такт на каждое движение.

- Pasechappé в IV позицию (enface, позднее – в позах). Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на каждое движение, по мере усвоения – 1 такт.

- Pasassemblé – с открытием ноги вперед. Музыкальный размер 2/4 – 4 такта на каждое движение, по мере усвоения – 2 такта.

- Pasassemblé – с открытием ноги в сторону и вперед. Музыкальный размер 2/4 – 1 такт на каждое движение, по мере усвоения – 1/4.

- Doublepasassemblé. Изучается в сторону и вперед.

- Pasglissade – с продвижением в сторону. Музыкальный размер 2/4 – 1 такт на каждое движение, по мере усвоения – 1/4.

- Pasdebasque вперед – сценическая форма. Музыкальный размер 3/4 – 1 такт на каждое движение.

- Petitpasdechat с броском ног вперед. Музыкальный размер 2/4 – 2 такта на каждое движение, по мере усвоения – 1 такт, 1/4.

- Sissonnefermée. Изучается в направлении «вперед». Enface. Музыкальный размер 2/4 – 4 такта на каждое движение, по мере усвоения – 2 такта.

5.Русский народный танец. Экзерсис на середине зала.

Теория:

Правила выполнения элементоврусского народно танца, упражнения на середине зала, танцевальные движения;

Вращения по диагонали и на месте.

Практика:

- Упражнения на развитие подвижности стопы (battemenstendus).

- Скольжение стопы работающей ноги по полу с работой пятки опорной ноги.

- Скольжение стопы работающей ноги по полу с переводом в невыворотное положение (с поворотом пятки).

- Маленькиеброски (battemenstendusjetés).

- Броски работающей ноги на 45о с акцентом «к себе» (начало движения «с затактом»).

- Броски во всех направлениях на полуприседании.

- Броски во всех направлениях на полуприседании с уколом (piqué) носка и каблука.

- Броски с переносом центра тяжести на работающую ногу в момент её возвращения в исходную позицию.

- Круговые движения ногой (ronddejambe)по полу.

- Круговые движения каблуком.

- Круговые движения каблуком с полуприседанием в момент перевода стопы в сторону.

- Круговые движения каблуком на полуприседании.

- Подготовка к каблучному упражнению – поочередные удары пяткой опорной ноги и притопы работающей ноги (одинарные и двойные).

- Вынесение ноги на каблук с чередованием: щиколотка – каблук – щиколотка – одинарный притоп работающей ногой с работой пятки опорной ноги.

- Вынесение ноги на каблук с чередованием: щиколотка – каблук – щиколотка – двойной притоп работающей ногой с работой пятки опорной ноги.

- Вынесение ноги на каблук с чередованием: щиколотка – каблук – щиколотка – двойной притоп работающей ногой по прямой и выворотной позиции с работой пятки опорной ноги.

Упражнения с ненапряженной стопой (flic-flac).

- Мазки стопой с чередованием: от себя – к себе – удар полупальцами работающей ноги у пятки опорной ноги.

- Мазки стопой с чередованием: от себя – к себе – одинарный притоп работающей ноги с полуприседанием на опорной ноге.

- Мазки стопой с чередованием: от себя – к себе – двойной притоп работающей ноги с полуприседанием на опорной ноге.

- Мазки стопой с чередованием: от себя – к себе – двойной притоп работающей ноги по прямой и выворотной позиции с полуприседанием на опорной ноге.

- Низкие развороты ноги (battemensfondus).

- Подготовка (préparation) к упражнению.

- Низкие развороты ноги с окончанием в пол на носок.

Подготовка к «веревочке».

- Подъём работающей ноги до положения «у колена» и переступанием на неё в момент возвращения в исходную позицию.

- Перевод работающей ноги спереди назад («у колена») и обратно с переступанием на неё в момент возвращения в исходную позицию.

- Переводы работающей ноги из V позиции в VI и V позиции с поворотом бедра из выворотного положения в невыворотное и обратно.

Упражнение «Верёвочка»:

- синкопированная одинарная на всей стопе;

- простая одинарная на всей стопе с притопом;

- простая одинарная на всей стопе с переступаниями;

- синкопированная одинарная на всей стопе с притопом;

- синкопированная одинарная на всей стопе с переступаниями.

Медленные подъёмы ног (relevé lent) на 90°:

- с вытянутой стопой;

- с вытянутой стопой и полуприседанием в момент подъёма работающей ноги;

- с опусканием работающей ноги на носок;

- с полуприседанием в момент опускания работающей ноги на носок.

Дробные выстукивания.

- Переступания на полупальцах – в разных ритмических сочетаниях.

- Подготовка к «ключу».

- Русский «ключ».

- Двойная дробь.

- Повторение всех ранее пройденных элементов в более сложных комбинациях и темпе. Изучение новых элементов и упражнений.

- Упражнения с ненапряженной стопой (flic-flac) с подскоком на опорной ноге.

- Высокие развороты ноги (grandbattemensfondus) с окончанием на 90°.

- «Верёвочка» простая одинарная на полупальцах с переступаниями;

- Синкопированная одинарная на полупальцах с переступаниями.

Каблучные упражнения.

- Вынесение ноги на каблук от щиколотки в сочетании с ударными движениями.

- Вынесение ноги на каблук через голень (pardéveloppé).

Комбинирование дробных выстукиваний.

- Дробь «в три ножки» («трилистник»).

- Дробь «в три ножки» с двумя переступаниями.

- Дробь «хромого» (трёхдольная).

- «Голубец» с двумя переступаниями на полупальцах на месте.

- «Ключ» двойной.

Большие броски (grandbattemens):

- с сокращённой стопой;

- с сокращённой стопой и полуприседанием в момент броска;

- с опусканием работающей ноги на каблук;

- с переступанием на работающую ногу.

Прогнозируемый результат

5 года обучения

Владеть:

- экзерсисом у станка и на середине классического танца,

- Allegro.

- экзерсисом на середине русского народного танца.

Знать:

- терминологию классического танца,

- терминологию русского народного танца.

Уметь:

- исполнять хореографическое произведение на концерте.

Список использованной литературы

1. Т. Барышникова «Азбука хореографии». Айрис пресс «Рольф»

Москва 1999г.

2. А.Я. Ваганова «Основы классического танца». Санкт-Петербург 2002г.

3. Г. Я. Власенко «Танцы народов Поволжья». Издательство «Самарский университет» 1992г.

4. Г.П. Гусев «Методика преподавания народного танца» ГИЦ «Владос», Москва 2002г.

5.М.Я. Жорницкая «Танцы народов севера». Москва «Советская Россия» 1988г.

6.Н.И. Заикин, Н.А. Заикина «Русский народный танец» Орел- 2014,15гг.

7. В.А. Звездочкин «Классический танец». Издательство «Планета Музыки» 2011г.

8. С.И. Мерзлякова « Фольклор – музыка – театр» ГИЦ «Владос», Москва 1999г.

9. Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная «Учите детей танцевать"

Гуманитарный издательский центр « Владос» Москва 2003г.

10. «Танцуем, играем и поем». Молодежная эстрада 1-2000г.

11. «Учимся танцевать» шаг за шагом. «Попурри» Минск 2002г.