СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по художественной направленности для детей 2-3 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Рабочая программа

по реализации «Художественно-эстетического развития»

 

Вид организованной образовательной деятельности: рисование, лепка

Возрастная группа: 2-3 года

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по художественной направленности для детей 2-3 лет»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Березка»












Рассмотрена и рекомендована

к утверждению педагогическим советом № 1

« » 202 г.




Утверждено

Заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида №2 «Березка»

___________________ Г.Ю. Добычиной

Приказ № от « » 202 г.

Рабочая программа

по реализации «Художественно-эстетического развития»


Вид организованной образовательной деятельности: рисование, лепка

Возрастная группа: 2-3 года


Сведения о разработчиках:

Воспитатели: Луткова М.В.

Первая квалификационная категория


Пояснительная записка


Занятия рисованием, лепкой – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.

В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.

Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.

Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.

Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.

В соответствии с введением ФГОС ДО настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ, ст. 43, 72.

• Конвенция о правах ребенка

• Закон РФ «Об образовании».

• Типовое положение о ДОУ.

• СанПиН (2.4.1.3049-13 от 15.05.13) 23./2.4 3590-20 от 01.01.21

• Устав ДОУ.

• ФГОС ДО.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

Комплексные занятия под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа.- 2018г.

Детское художественное творчество .Т.С.Комарова для занятий с детьми 2-7 лет 2017г.

Данная программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.

Режим реализации программы

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество образовательных ситуаций в неделю

Длительность образовательной ситуации

Форма организации

образовательного процесса

рисование

35

1

10 минут

Групповая, подгрупповая


лепка

36

1

10 минут

Групповая, подгрупповая



Программой предусмотрено проведение:

Мониторинговых занятий по рисованию – 2;

практических занятий по рисованию –35



Программой предусмотрено проведение:

Мониторинговых занятий по лепке – 2;

практических занятий по лепке –36





Межпредметные связи.

1. «Развитие речи» - развитие монологической речи при описании своих работ.

2. «Чтение художественной литературы» - рисование по впечатлениям прочитанных сказок, литературных произведений.

3. «Формирование целостной картины мира» - расширение кругозора в процессе различных наблюдений, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомство со строением предметов, объектов.

4. «Формирование элементарных математических представлений» - ознакомление с названиями и признаками простейших геометрических форм, представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше).

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год:

Продолжительность диагностического периода:

Стартовая диагностика: 01.09.202 – 15.09.202 г.,

Итоговая диагностика: 15.05.202 – 31.05.202 г.



Цель данной программы формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Реализация художественного и эстетического развития предусматривает:

- формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;

- формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

- развитие творческих способностей в рисовании и лепке;

- обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

- развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма.

В данной программе большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование пальцами, рисование штампом, рисование кисточкой.

Система образовательной деятельности построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, в первую половину дня. Продолжительность занятий составляет 10 минут. Общее количество совместной деятельности взрослого и детей в год по рисованию – 35ч., по лепке – 36ч. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичный – в сентябре, итоговый – в мае).

Задачи художественно-творческого развития детей 2-3 лет.

Рисование.



  • Развивать восприятие детей, обогащать сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой.

  • Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения.

  • Привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.

  • Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их. Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.

  • Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги).

  • Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать. Учить держать карандаш и кисть свободно; карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её ворсом в баночку. Снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке.


Методы и приёмы


Для того чтобы у детей возникло желание выполнять задание, воспитателю необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации.

Чтение стишков, песенок, потешек – важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.

Следует побуждать рисовать самые разнообразные предметы, окружающие и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулках, рассматривания, обведения руками по контуру предмета. Постепенно, обращая внимание детей на рисунок, надо учить находить их сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами.

Для успешного овладения рисованием важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы (зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета.

Просмотр всех рисунков в конце образовательной деятельности воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ должен идти от игрового персонажа.

Совместная деятельность со взрослым должна доставлять детям радость!


Лепка

  • Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином. Учить детей аккуратно пользоваться материалами.

  • Учить детей отламывать комочки пластилина от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).

  • Учить раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепёшки, печенье, пряники), украшать их. Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок и т.п.).

  • Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть пластилин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заготовку.


Методы и приёмы


В лепке применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения.

Образовательная деятельность по лепке носит предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки.

Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.

Важный момент в проведении образовательной деятельности – оценка деятельности детей. Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить.

Большое значение в процессе обучения имеют правильно подобранный материал и оборудование. Современные технологии позволили усовершенствовать используемый пластичный материал – пластилин стал более мягким и эластичным, приобрёл чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие, как для детей, так и для взрослых

Продуктивная деятельность.

Рисование

Развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.

Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора.

Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти).

Поощрять желание следить за движением карандаша по бумаге.

Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.

Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги, свободная рука придерживает лист бумаги, на котором рисует малыш).

Формировать умение бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде.

Приучать держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя пальцами выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

Лепка

Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине). Учить аккуратно пользоваться материалами.

Развивать умение отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).

Формировать умение раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п.

Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.

Средства обучения



Инструменты и материалы, применяемые в организации совместной деятельности взрослого с детьми 2-3 лет.

Учебно-наглядные пособия:

- плакаты;

- игрушки;

- муляжи.


Оборудование:

- мольберт;

- карандаши цветные;

- фломастеры;

- восковые мелки;

- кисточки маленькие по № 6, средние с № 10-12, большие № 12-16;

- гуашевые краски;

- баночка-непроливайка;

- подставки для кисточек;

- восковый пластилин;

- тесто;

- дощечки;

Ноутбук с проектором;

- х/б салфетки для рук;

- клеёнка













Тематическое планирование



Рисование



ТЕМЫ РАЗВИВАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ НА ИГРОВОЙ ОСНОВЕ

ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ (часы)

1

Знакомство с изобразительным материалом

1

2

Учимся рисовать карандашами

9

3

Рисуем красками

6

4

Рисование нетрадиционными методами

8

5

Мазки

2

6

Штрихи

4

7

Вертикальные и горизонтальные линии

4

8

Примакивание

1





Итого

35









Тематическое планирование



Лепка

ТЕМЫ РАЗВИВАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ НА ИГРОВОЙ ОСНОВЕ

ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ (часы)

1

Знакомство с материалом

1

2

Лепка округлых комочков

10

3

Лепка палочек

13

4

Расплющивание комочков

6

5

Пластилинография

6


Итого

36













Календарно - тематическое планирование по рисованию



Тематическая

неделя

Тема

Цель

Методическое

обеспечение

Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности

Планируемая

дата

Фак.

Дата

1

«До свидание лето! Здравствуй детский сад»

«Разноцветные колечки».

Выявить навыки работы с карандашами.

КЗ Вераксы с.241

Рассматривание

Картинок. Рассматривание колечек разноцветных

02.09.


2

«Осень»

«Раскрасим репку»

Формировать правильную

позу при рисовании

КЗ Вераксы с.53

Чтение сказки Репка.Расм. иллюстраий

09.09


3.

«Деревья»

«Осенние деревья»

Учить отличать зелёный цвет от других;

рисовать короткие отрывистые штрихи

Конспект прилагается

Наблюдения на прогулке Рассматривание

Картинок

16.09


4.

«Парк, луг, лес»

«Травка на лугу»

Учить отличать зелёный цвет т других;

рисовать короткие отрывистые штрихи

КЗ Вераксы с.60

Наблюдения на прогулке Рассматривание

Картинок


23.09.


5

«Я и мой город, я и моя семья»

«Солнечный зайчик»

Различать жёлтый цвет.

КЗ Вераксы с.279

Игры с солнечным зайчиом.

30.09


6

«Осень. Приметы осени»

«Лучики для солнышка»

Умение держать карандаш в правой руке. рисовать штрихи и короткие линии.

КЗ Вераксы с.36

Рассматривание иллюстраций,чтение стих. А.Барто «Смотрит солнышко в окно»

07.10


7

«Хлеб всему голова!»

«Зёрнышки для петушка»

Совершенствовать умение рисовать пальцами,

различать жёлтый цвет

КЗ Вераксы с.67

Рассматривание альбома Домашние животные. Игры с игрушками

14.10


8

«Дом, мебель»

«Красивая чашка в горошек»

Учить рисовать предмет круглой формы,

правильно держать карандаш.

КЗ Вераксы с.150

Рассматривание кукольной посуды.картинок

21.10


9

«День народного единства» коллективная работа

"Я, ты, он, она - вместе целая страна"

Формировать художественные умения и навыки у детей, закрепить нетрадиционные техники рисования "отпечатком руки". Развивать мелкую моторику рук, развивать внимание и воображение детей. 



Конспект прилагается


Игры в игровом уголке

.Рассматривание иллюстраций.

28.10


Каникулы. «Вместе весело живётся»

10

«Моё отечество Россия. Моя планета»

«Маленькие и большие следы»

Совершенствовать умение работать кистью. Учить ритмично наносить

отпечаток на бумагу

КЗ Вераксы с.100

Рассматривание иллюстраций. Чтение художественных произведений.

01.11


11

«Поздняя осень»

«Веточка для птички»

Учить рисовать прямые линии,

подбирать краску по образцу

КЗ Вераксы с.107

Наблюдения на прогулке Рассматривание

Картинок


18.11


12

«Домашние животные и их детёныши»

«Мячики для котят»

Закреплять умение работать карандашом,

рисовать предметы округлой формы.

КЗ Вераксы с.120

Рассматривание иллюстраций. Игры с мячами.

25.11


13

«День матери»

« Испечём Бублики для мамочки»

Рисовать предметы круглой формы.

КЗ Вераксы с.199

Рассматривание иллюстраций. Игры в уголке

02.12


14

«Одежда, обувь, головные уборы»

«Штанишки для мишки»

умение рисовать прямые линии,

работать красками.

КЗ Вераксы с.165

Игры с игрушками в игровом уголке

09.12


15

«Зима»

«Снежная улица»

Ритмичными мазками располагать

снежинки в определённых местах листа.

КЗ Вераксы с.171

Рассматривание иллюстраций. Наблюдения на прогулке

16.12


16

«Зимующие птицы»

«Угостим снегирей ягодами рябины»

учить аккуратно рисовать пальчиком; знакомство с названием птиц, прививать заботу о птицах зимой; продолжать знакомить детей с красным цветом и рисовать в ограниченной плоскости

Конспект прилагается

произведение Алексея Кондратьева "Снегирь", Наблюдения на прогулке .кормление птиц на участке.

23.12


17

«Игрушки. Новогодний праздник»

«Ёлочные шары» (коллективная)

Воспитывать умение работать коллективно.

КЗ Вераксы с.135

Украшение ёлки.Рассматривание шаров на ёлке.

30.12


18

«Зимние забавы»

«Снеговик»

Закреплять знания детей о зиме; её характерных признаках.

Воспитание устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности, уверенности в себе. Учить рисовать по контуру красками.


Конспект прилагается

Наблюдения на прогулке Рассматривание иллюстраций по теме «Зима», «Зимние забавы», «Одежда».


13.01


19

«Зима в лесу»

«Зайка в гости к нам пришел»


Продолжать учить рисовать красками способом примакивания пальцев к листу бумаги.


Конспект прилагается

Рассматривание с детьми следов зайцев на иллюстрациях

20.01


20

«В мире вещей»

«Украсим тарелочку»

Учить наносить яркие мазки,

пятнышки на бумаге.

КЗ Вераксы с.178

Рассматривание предетных картинок. Игры в игровом уголке

27.01


21

«Комнатные растения»

Пальчиковое рисование «Цветы в горшке

Закрепить знания цветов – зеленый, синий. Печатать печаткой. способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях, укреплять познавательный интерес к природе, формировать творческое воображение посредством художественных образов

КЗ Вераксы с.140

Рассматривание комнатных цветов.

03.02


22

«Звери наших лесов и их детёныши»

«Дорисуй лисе хвост»

Обогащать представления детей о лесных животных

Конспект прилагается

Рассматривание иллюстраций.

10.02


23

«Транспорт. Правила дорожного движения»

«Колёса для машин»

Учить рисовать предмет круглой формы,

правильно держать карандаш.

КЗ Вераксы с.87

Рассматривание машин игры с машинами

17.02


24

«Народная культура и традиции»

«Раскрасим коню хвост»

Совершенствовать умение работать кистью.

КЗ Вераксы с.113

Рассматривание иллюстраций.

24.02


25

«Женский день 8 марта. Масленница»

«Цветы для мамы»



продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования -

ладошками или пальцами.

развивать творческое воображение, фантазию

продолжать воспитывать аккуратность, уверенность, самостоятельность, инициативность


Конспект прилагается

Наблюдения. Чтение худ. Произведений. Рассматривание иллюстраций с цветами.

03.03


26

«Весна. Весенние приметы»

«Дождик»

Учить изображать дождь,

рисуя кистью короткие тонкие штрихи.

КЗ Вераксы с.221

Рассматривание иллюстраций. Наблюдения на прогулке Чтение худ. произведений

10.03


27

«Животные жарких стран. Животные Севера»

«Пятнашки для жирафа»

Закрепить представления детей о животных. Развивать мелкую моторику рук, внимание аккуратность, воображение. Закрепить приемы рисования красками и карандашами.


Конспект прилагается

Рассматривание иллюстраций о животных жарких стран.

17.03


28

«Перелётные птицы»

«Накормим птиц весной»

Учить детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками, используя яркие краски. Учить рисовать точки («корм для птиц»).

Конспект прилагается

Рассматривание иллюстраций. Наблюдения на прогулке

24.03


29

«Книжкина неделя»

«Дорожки»

Учить рисовать дорожки,

закреплять понятия «узкий»,

«широкий».

КЗ Вераксы с.228

Рассматривание иллюстраций. Чтение сказки «Маша и медведь»

31.03


30

«Космос»

«Звёзды на небе»

продолжение знакомства с нетрадиционной техникой рисования «оттиск штампом».


Конспект прилагается

Рассматривание иллюстраций

07.04


31

«Профессии»

«Колёса для автобуса»

продолжать учить рисовать предметы круглой формы, образно отражать простые предметы в рисовании карандашами, правильно держать карандаш тремя пальцами, закрашивать рисунок, не выходя за границы

Конспект прилагается

Рассматривание картинок.

14.04


32

«Земля – наш общий дом»

«Зелёная трава»

Рисовать короткие прямые


отрывистые линии

КЗ Вераксы



с.265

Рассматривание иллюстраций.



Наблюдения на прогулке

21.04


33

«Здоровье и спорт»

«Мячик»

Выявить у детей интерес к созданию изображения красками. 
закреплятьпредставление о круглой форме,
в закрашивании округлыхформ.

Конспект прилагается

Рассматривание иллюстраций. Игры с мячами разной величины.

28.04


34

«Таинственный мир природы. Полевые и садовые цветы. Насекомые.»

«Червячок»

Продолжать Рисовать прямые и волнистые линии.

КЗ Вераксы с.191

Рассматривание иллюстраций. Стих А.Барто «Кто как кричит»

05.05


35

Здравствуй лето!

«Ягодки земляники»

Продолжать вызывать у детей интерес к созданию изображения красками. Закреплять представление о круглой форме.

Комплексные занятия по программе«От рождения до школы» стр.282

Рассматривание иллюстраций. Игра «У медведя во бору»

12.05


















Календарно –тематическое планирование по лепке



Тематическая

неделя

ТЕМА

ЦЕЛЬ

Методическое

обеспечение

Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности

Планируемая

дата

Фак.

Дата

1

«До свидание лето! Здравствуй детский сад»

Знакомство с материалом

Формировать умения детей работать с пластилином,  учить разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Конспект прилагается

Конспект прилагается Настольно-печатные игры

07.09.


2

«Осень»

«Морковка для зайчика»

Продолжать учить детей

раскатывать палочки. Учить детей лепить морковку,

познакомить с оранжевым цветом.

Комплексные занятия Вераксы по программе «От рождения до школы» стр.102

Рассматривание иллюстраций Фигурки для фланелеграфа. Муляж моровки. Движения упражнения Зайка серенький сидит.

14.09.


3

«Деревья»

«Листики для деревьев»

учить детей сопереживать игровым персонажам, отщипывать от большого куска пластилина маленькие, скатывать из между ладоней, сплющивать в виде листика

Конспект прилагается

Чтение произведения Рассматривание иллюстраций.

21.09.


4

«Парк, луг, лес»

«Грибочки для ёжика»

Учить детей лепить грибы конструктивным способом из двух частей (ножка, шляпка). 2. Показать приемы моделирования шляпки гриба: раскатывание шара и сплющивание в форму 3. Развивать способности к формообразованию, воспитывать любознательность и аккуратность

Конспект прилагается

Физкультминутка «За грибами». Рассматривание иллюстраций

28.09.


5

«Я и мой город, я и моя семья»

»Заборчик для козлят» (Коллективно)

Раскатывать палочки между

ладонями прямыми движениями рук,учить работать коллективно.

Комплексные занятия Вераксы по программе «От рождения до школы» стр.79

Сказка «Козлятки и волк». Рассматривание иллюстраций.

05.10.


6

« Осень. Приметы осени»

»Листопад»

Раскатывать палочки,

расплющивать их пальцами. продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить сплющивать шарики из пластилина при помощи всех пальцев руки; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. 

Конспект прилагается

Рассматривание иллюстраций. Наблюдения на прогулке.

12.10.


7

«Хлеб всему голова!»

«Баранки»»

Раскатывать палочки между ладонями

прямыми движениями, расплющивать

их пальцами, соединять концы палочек.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» стр.213

Игры в игровом уголке. С/р игра «Ряженье»

19.10.


8

«Дом, мебель»

«Стол»

Раскатывать длинный валик,

а потом скатывать его с одного конца в спираль. Формирование умения лепить мебель из нескольких деталей. Закрепление приёма лепки: расплющивание двумя ладонями.

Конспект прилагается

Чтение сказки «Три медведя». Рассмат.

иллюстраций

26.10.


9

«День народного единства»

«Российский флаг»(Коллективно)

знакомство детей с праздником (с Днем народного единства), с символикой России (с флагом России) и создание своими руками флага

Конспект прилагается

беседа о празднике (День народного единства), беседа о символах России, дидактическая игра «Символы России».

30.10.


10

«Моё отечество Россия. Моя планета»

«Лепка разноцветных шаров»

Учить детей раскатывать

пластилин круговыми движениями.

Комплексные занятия Вераксы по программе «От рождения до школы» стр.133

Пикулёва «Надувала кошка шар». Рассмат.

иллюстраций

02.11.


11

«Поздняя осень»

«Зернышки для птички.»


продолжать вызывать интерес к лепке; учить отщипывать от большого куска пластилина маленькие кусочки и скатывать из них кружочки; воспитывать бережное, отзывчивое отношение к природе, птицам.

Конспект прилагается

грамзапись «Голоса птиц». Игра «Поездка в осенний лес».

               

09.11.


12

«Домашние животные»

«Бублики для кота»

Раскатывать палочки между ладонями прямыми движениями рук,соединять концы палочек образуя кольцо.

Комплексные занятия Вераксы по программе «От рождения до школы» стр.64

Рассматривание иллюстраций. Чтение потешки Как у нашего кота …

16.11


13

«День матери»

«Тарелка с горячими лепёшками для мамочки»

Раскатывать пластилин круговыми

движениями, сплющивать

его между ладонями.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» стр.180

Рассматривание альбома «Посуда» Игры с кукольной посудой

23.11


14

«Одежда, обувь, головные уборы»

«Шапочка для куклы»


раскатывание шара, сплющивание, загиб края пальчиками.


Конспект прилагается

стихотворение Е. Благининой.

Наша Маша рано встала,

Рассматривание иллюстраций.

30.11.


15

«Зима»

«Ёлочка»

Учить собирать картинку из жгутиков.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» стр.131

Ёлочные шары. Упражнение ёлочка.

07.12


16

Зимующие птицы»

«Ягоды для снегирей»

Закреплять умение работать

с пластилином. Скатывать маленькие

шарики круговыми движениями.

Комплексные Вераксы стр.283

Рассматривание иллюстраций. Наблюдения на прогулке.

14.12.


17

«Игрушки. Новогодний праздник»

«Новогодние подарки для игрушек».

учить лепке предметов округлой формы, расплющивать шар, делать пальцами и стекой углубления на поверхности формы, развивать воображение. 

Конспект прилагается

Рассматривание иллюстраций.Чтение стихов про новый год.

21.12


18

«Зимние забавы»

«Снеговик»

Учить различать белый цвет.

Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа.

Стр. 153

Рассматривание снеговика на участке. Лепка снежных комков.

28.12.


19

«Зима в лесу»

«Снег идет»

продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать у детей интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику. Воспитывать у детей чувство прекрасного. 

Конспект прилагается.


Чтение стих.Мишка косолапый. Рассматривание иллюстраций

11.01.


20

«В мире вещей»

  1. «Посуда для кукол»

Продолжать учить

конструировать из шаров. расплющивание комка ладонями, загибание края пальцами, отрывание маленького кусочка от большого комка, скатывание маленьких шариков. Формирование умения лепить предметы несложной формы из двух деталей, видоизменяя шар, столбик. Умение сравнивать предметы по размеру, сопоставляя их, находить соответствие назначению.

Конспект прилагается.

Игры в игровом уголке Беседы с детьми «Как мы встречаем гостей».

Сюжетно-ролевые игры в игровой зоне «Кухня». Чтение «Федорино горе» Чуковского.


18.01.


21

«Комнатные растения»

«Цветок в горшке»

продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать у детей интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику; воспитывать бережное отношение к близким. 

Конспект прилагается.

Рассматривание иллюстраций ком цветы.

25.01


22

«Звери наших лесов и их детёныши (дикие животные и детёныши)»

«Ёжик»

учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм;
- учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне;
- располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга;

Конспект прилагается

Рассматривание иллюстраций о животных и их детёнышей

01.02


23

«Транспорт. Правила дорожного движения»

 «Светофорик»

Лепить предметы, состоящие из нескольких частей. Скатывать пластилин круговыми движениями, вдавливать шар пальцами для получения полой формы, прочно и аккуратно соединять детали. Использовать дополнительный материал для создания выразительного образа.

Конспект прилагается.

 игры по правилам дорожного движения. Игры со строительным материалом «Построим город»

08.02


24

«Народная культура и традиции.

«Неваляшка»

Продолжать учить

конструировать из шаров

Конспект прилагается

Рассматривание игрушек неваляшек.

15.02.


25

«Женский день 8 марта. Масленница»

«Бусы для мамы»

Закреплять умение работать

с пластилином. умения скатывать пластилин круговыми движениями пальцев, делать отверстия стеком, размещая его в середине детали. Создавать оригинальные композиции, передавая пропорции и взаимное размещение частей на леске.


Конспект прилагается.

Чтение произведения. Беседы по лексической теме «Семья», «Мамин праздник»

22.02


26

«Весна. Весенние приметы»

«Лучики для Солнышко»

Учить детей конструировать

из шара и жгутиков.

Комплексные занятия Вераксы по программе «От рождения до школы» стр.218

Рассматривание иллюстраций. Закличка Солнышко-вёдрышко»

01.03.


27

«Животные жарких стран. Животные Севера»

«Пятнышки для жирафа»

Учить отщипывать маленькие

кусочки пластилина от

большого куска и лепить их на

плоскую поверхность.

Конспект прилагается

презентация «Животные жарких стран

15.03


28

«Перелётные птицы»

«Гнездо ласточки»

Закреплять умение отщипывать маленькие кусочки пластилина и раскатывать и раскатывать их между ладонями. Воспитывать любовь к птицам, вызвать желание помочь ласточке

Конспект прилагается

Иллюстрация ласточки, иллюстрация гнезда ласточки, макет дома, модель ласточки (в

22.03


29

«Книжкина неделя»

«Лесенка»

Конструирование из пластилина.колбасок

Комплексные занятия Вераксы по программе«От рождения до школы» стр.262

Игры со строительным материалом

29.03


30

«Космос»

«Звёздное небо»

Закрепить прием лепки размазываниепластилина на плоской поверхности. 

Конспект прилагается

иллюстрации на тему «Космос».

05.04


31

«Профессии»

Лепим баранки. 

Раскатывать палочки междуладонямипрямыми движениями,расплющивать

их пальцами, соединять концы палочек.

Конспект прилагается

Экскурсия на кухню. .

12.04


32

«Земля – наш общий дом»

«Лепка травы»

Продолжать учить раскатывать палочки между ладонями прямыми движениями рук. Различать зелёный цвет.

Комплексные занятия Вераксы по программе «От рождения до школы» стр.85

Русская нар. Песенка «Уж как я мою коровушку люблю» Рассматривание иллюстраций

19.04


33

«Обитатели рек, морей и океанов»

«Осьминог»

Закреплять умение конструировать

из шара и жгутиков. . Закрепление знаний детей об обитателях морей и океанов посредством лепки из пластилина.

Конспект прилагается

Рассматривание иллюстраций подводного мира.

26.04.


34

«День Победы»

«Салют»

упражнять в приемах лепки скатывание, раскатывание, размазывание.

Конспект прилагается

Рассматривание иллюстраций

10.05.


35

«Здоровье и спорт»

«Мячик для Тани»

продолжать учить детей отщипывать кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики

Конспект прилагается

. С.Я. Маршак стихотворение «Мяч».

А. Л. Барто «Мячик»




36

«Таинственный мир природы»

«Гусеница»

Уточнить умения детей отщипвать пластилин,

раскатывать шарики и соединять их между собой.

Конспект прилагается

Игры с сенсорным тренажером «Гусеница»,

17.05.


37

«Здравствуй лето»

«Земляничка»

Раскатывать пластилин между ладонями. Закреплять красный цвет.

Комплексные занятия по программе«От рождения до школы» стр.281

Сказка Павловой «Земляничка»

24.05.
























Основные требования к уровню подготовки детей 2-3 лет по рисованию и лепке:



-что карандашами, красками и кистью можно рисовать.

-пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками

- отламывать от большого куска небольшие кусочки

- раскатывать комок прямыми и круговыми движениями ладоней

- аккуратно использует материалы

























Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала по рисованию



Критерии

Методика проведения

Оборудование

Выявление уровня развития интереса к изо­бразительному искусству


Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности.

  1. Дидактическое упражнение «Посмотри и скажи». (Цель: выявить уровень раз­вития умения выделять свойства и качества предмета: форму, цвет, эстетические проявления.)

Наблюдение за продуктивной деятельностью детей. (Цель: выявить уровень развития умений правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима, аккуратно набирать краску на кисть, снимать лишнюю краску, промывать кисть, использовать салфетку для обсушивания, свободно двигать кистью, принимать
правильную непринужденную позу в процессе деятельности.

Наблюдение за деятельностью детей на прогулке. (Цель: выявить уровень раз­вития умения отмечать проявления красоты в природе: многоцветие и многообра­зие форм, сезонные изменения в природе, радуга, формы и цвета окружающих объектов)


Выявление уровня развития художествен­ной деятельности и дет­ского творчества

Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности.



Упражнение «Ягодки на ветке». (Цель: выявить уровень развития умения рит­мично наносить линии, штрихи, пятна.)

  1. Упражнение «Создай свой домик». (Цель: выявить уровень развития умения создавать некоторые обобщённые образы.)

  2. Игра-экспериментирование «Подбери цвет». (Цель: выявить уровень развития умения подбирать цвета, соответствующие изображаемому предмету.)







Оценка результатов:

1балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые парамет­ры оценки;

3балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помо­щью взрослого;

4балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

5баллов—ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.







Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала по лепке



Критерии

Методика проведения

Оборудование

Выявление уровня развития интереса к изо­бразительному искусству


Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности.

  1. Рассматривание и обыгрывание народной игрушки. (Цель: выявить уровень проявления интереса к предметам изобразительного искусства; умения выделять яркость, нарядность, праздничность предмета.)

  1. Наблюдение за деятельностью детей на прогулке. (Цель: выявить уровень раз­вития умения отмечать проявления красоты в природе: многоцветие и многообра­зие форм, сезонные изменения в природе, радуга, формы и цвета окружающих объектов)

  2. Дидактическое упражнение «Посмотри и скажи». (Цель: выявить уровень раз­вития умения выделять свойства и качества предмета: форму, цвет, эстетические проявления.)




Выявление уровня развития художествен­ной деятельности и дет­ского творчества

Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности.

Игровая ситуация «Делай, как я». (Цель: выявить уровень развития умения создавать простейшие формы: шар, цилиндр, «колбаска», их видоизменения (раскаты ванне пластичного материала под углом ладоней рук, раскатывание и соединение различных частей, скатывание, вдавливание пальцем.)



  1. Упражнение «Пирамидки». (Цель: выявить уровень развития умений соединять несколько простейших форм в один образ, украшать работу, используя стеки, па­лочки, печати-штампы; обыгрывать работу в ситуациях общения со взрослым и в игре со сверстниками.)









Оценка результатов:

1балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые парамет­ры оценки;

3балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помо­щью взрослого;

4балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

5баллов—ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.










Диагностическая карта «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО » Первая младшая группа на 20 /20 учебный год




п/п



Фамилия, имя ребенка

Знает назначение карандашей, фломастеров, красок, кисти

Различает

красный, синий, зеленый, желтый,

белый, черный

цвета

Умеет раскатывать пластилин,

глину прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки

Лепит несложные предметы;

аккуратно

пользуется

пластилином,

глиной

Итоговый показатель по каждому ребенку

(среднее значение)

Нач.г.

Кон.г.

Нач.г.

Кон.г.

Нач.г.

Кон.г.

Нач.г.

Кон.г.

Нач.г.

Кон.г.

1












2












3












4












5












6












7












8












9












10












11












12












13












14












15












16












Итоговый показатель по группе

(среднее значение)













Условия и средства реализации рабочей программы по художественно-эстетическому развитию:



Возможность реализации Рабочей программы обеспечивается рядом взаимодополняющих факторов:

- наличие квалифицированного кадрового потенциала в ДОУ;

- материально-техническое оснащение ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, современных требований;

- создание образовательно-развивающей среды, предполагающей активное использование культурно-образовательных ресурсов ДОУ.

При реализации программы предусматриваются специально организованные места, постоянно доступные детям и предназначенные для: общения; проектной и исследовательской деятельности; творческой деятельности; индивидуальной и групповой работы; индивидуальной работы; демонстрации своих достижений.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Обновление предметно-развивающей среды

Мебель, игрушки, картины, альбомы, обновление библиотеки.

Организованная образовательная деятельность:

- игры (дидактические, с элементами движения, сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные и др.);

- просмотры и обсуждения;

- чтение и обсуждение;

- наблюдения;

- проектная деятельность;

- продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация и др.);

- рассматривание и обсуждение.

Образовательная деятельность при проведении режимных процессов:

- физическое развитие (комплексы закаливающих процедур, утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня);

- социально-личностное развитие (ситуативные беседы при проведении режимных моментов, развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания, навыки безопасного поведения при проведении режимных моментов и др.);

- познавательно-речевое развитие (создание речевой развивающей среды, свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, ситуативные разговоры, называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей, обсуждения и др.);

- художественно-эстетическое развитие (использование музыки в повседневной жизни- в играх, на прогулке, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к звукам в окружающем мире, к оформлению помещений, привлекательности оборудования, красоте и чистоте в окружающем мире и др.).

Самостоятельная деятельность детей:

- физическое развитие (самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия – катание на санках, лыжах, велосипеде и др.);

- социально-личностное развитие (индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками и др.);

- познавательно-речевое развитие (самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, игры по мотивам художественных произведений, деятельность в уголке книги, в уголке театра, рассматривание книг и картинок, развивающие настольно-печатные игры, дидактические игры – пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки и др.);

- художественно-эстетическое развитие (самостоятельное рисование, лепка, конструирование – преимущественно во второй половине дня, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, музицирование, игра на детских музыкальных инструментах и др.).


Взаимодействие детского сада с семьей


Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo - педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

· изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

· знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

· информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

· создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

· привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в городе.

· поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Основные формы взаимодействия с семьей

- родительские собрания


- Информационные стенды


- Мастер-классы


- Консультативные беседы
























Литература

1.Комплексные занятия под ред. Н.Е. Вераксы. Первая младшая группа.- 2018г.

2.Детское художественное творчество .Т.С.Комарова для занятий с детьми 2-7 лет 2017г.

3.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М., 2006.

4.Комарова Т.С., Размыслова А.В. «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников.» – М., 2005.

Электронные образовательные ресурсы:

1. http://fcior.edu.ru/ Федеральные центр информационно-образовательных ресурсов

2. http://window.edu.ru / Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

3. http://www.udou.ru / Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением"

4. http://vospitatel.resobr.ru / Журнал "Справочник старшего воспитателя"

5. http://www.gallery-projects.com Журнал "Детский сад будущего"

6. http://doshkolnik.ru Журнал "Воспитатель ДОУ"

7. http://www.obruch.ru / Журнал «Обруч»

8. http://www.detsad-mag.ru Журнал «Детский сад от А до Я"

9. "Все для детей" - http://allforchildren.ru /

10. "Игровая комната" - http://playroom.com.ru /

11. ДЕТСКИЙ ПОРТАЛ «СОЛНЫШКО»- http://http://www.solnet.ee/

12. "Волшебная академия" - http://http://ltnb.ru /Детский портал "Почемучка" - http://pochemu4ka.ru/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!