СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по коррекционному курсу «Коммуникативное развитие»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по коррекционному курсу «Коммуникативное развитие»»

областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»


Рассмотрена и одобрена

на МО учителей - дефектологов

филиала ОГКОУШ №39

Протокол №_______от__________

Руководитель______Лебединская Е.Г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР филиала

ОГКОУШ №39

__________Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом ОГКОУШ №39

Протокол №___от__________

Директор__________Пономарева М.Н.






Рабочая программа по коррекционному курсу

«Коммуникативное развитие»

для 6б класса

на 2023-2024 учебный год

Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования

обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

и ФАООП УО (вариант 1)







Составитель программы:

Насыбуллова Н.А.











г. Ульяновск, 2023



Содержание


1.Паспорт рабочей программы

2.Пояснительная записка

3. Планируемые личностные и предметные результаты

4.Базовые учебные действия

5.Содержание рабочей программы

6.Учебно-тематическое планирование

7.Перечень материально-технического обеспечения

8.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

9. Лист внесения изменений в рабочую программу































Паспорт программы

Тип программы

Рабочая программа

Статус программы

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:


-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации №273- ФЗ от 29.12.2012;


- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ 19 декабря 2014г. №1599);


- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №1026;

-Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) 5- 9класс на 2023-2024 учебный год, ОГКОУШ №39;


-СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28 сентября 2020 года).

Назначение программы

Программа предназначена для слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по АООП вариант1

Категория обучающихся

Слабовидящие учащиеся 6 класса с лёгкой умственной отсталостью

Сроки освоения программы

1 учебный год (сентябрь 2023год- май 2024 год)

Объём учебного времени

программа рассчитана на 34 часа в соответствии с учебным планом филиала ОГКОУШ №39

Форма обучения

очная

Режим уроков

1 час в неделю

Форма контроля

Устный ответ, практическое выполнение заданий.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Данная рабочая программа составлена для слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут отставать в физическом развитии, что выражается в более низком росте, меньшей массе тела и объеме грудной клетки, могут наблюдаться навязчивые движения. У многих из них отмечаются нарушения осанки, снижение пластичности и координированности движений. Снижение эмоциональной выразительности обусловливает затрудненность зрительного восприятия эмоциональных проявлений других людей.

У обучающихся снижены такие показатели, как сила, быстрота и выносливость, они испытывают достаточно серьезные трудности при сохранении рабочей позы в течение урока, быстро утомляются, у них значительно снижена работоспособность (в том числе и зрительная).

Для данной группы обучающихся характерным является нарушения психомоторики, что, в частности, проявляется в том, что развитие высших уровней деятельности сочетается с недоразвитием более простых форм (например, навыков самообслуживания).

У слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) снижено внимание, что проявляется в трудностях привлечения внимания, невозможностью длительной его концентрации, наличии быстрой и легкой отвлекаемости, рассеянности, низком объеме.

Данной группе обучающихся свойственны особенности зрительного восприятия: значительное снижение объема восприятия, его дифференцированности, появление глобализации восприятия, возникновения значительных трудностей восприятия объектов, требующих тонкого анализа частей и свойств.

Особенности зрительного восприятия у слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) усугубляются за счет наличия затруднений, вызванных снижением остроты зрения, возникающего при слабовидении. Показатели остроты зрения слабовидящих находятся в пределах от 0,05 до 0,4 (5% 40%) на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции.

Вследствие этого у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нарушены: пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, установление причинно-следственных связей, формирование адекватных, точных, целостных зрительных образов. У них значительно снижены скорость и точность восприятия, имеются трудности дистантного восприятия, трудности в различении сенсорных эталонов, затруднения в зрительно-моторной координации, ослабевают все свойства зрительного восприятия (целостность, избирательность, константность).

Для данной группы обучающихся независимо от состояния зрительных функций характерно снижение произвольного и непроизвольного запоминания, наличие неотчетливых и недифференцированных представлений, возникновение трудностей при воспроизведении событий.

У подавляющего большинства обучающихся отмечается нарушение речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: лексика, звукопроизношение, грамматический строй. Нарушение грамматического строя речи проявляется во фрагментарности, структурой неоформленности предложений, в пропусках главных членов. Для них характерен замедленный темп развития связной речи, качественные ее особенности: трудности вербализации, трудности понимания причинно-следственных связей, временных и пространственных обозначений, малый словарный запас.

У слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не сформировано мышление (слабость мышления, недостаточная дифференцированность обобщений, ситуативность, нарушение способности к обобщению, что значительно усугубляется, с одной стороны, неполноценностью чувственной информации, с другой, - стойким отставанием в развитии других мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования). Мышление характеризуется косностью, тугоподвижностью.

У слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наблюдается нарушение структуры и мотивации деятельности, проявляющееся в неправильном соотношении цели и действия, вследствие чего выполнение действий приобретает формальный характер, не рассчитанный на получение реально значимых результатов. Обучающиеся часто подменяют или упрощают цель деятельности, поставленную задачу они зачастую выполняют без предварительной ориентировки в ней, без должного анализа содержащихся в ней данных, что свидетельствует о нарушении ориентировочной основы действия. Для многих из них характерно недостаточно критичное отношение к результатам, полученным в процессе деятельности, наличие низкого уровня развития познавательных интересов.

Кроме того, у многих обучающихся отмечается незрелость и недоразвитие эмоциональной сферы. Эмоциональные реакции зачастую неадекватны, не пропорциональны по своей динамике воздействиям окружающего мира, возникают быстрые переходы от одного настроения к другому. Часто у обучающихся нарушены волевые процессы, что проявляется в безынициативности, неспособности самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинять ее определенной цели, неспособности адекватно оценивать свои поступки.

У обучающихся данной группы нередко могут проявляться негативные личностные качества и негативные личностные проявления.

Рабочая программа разработана с учётом особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

1) выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

2) введение специальных учебных предметов и коррекционных курсов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира, целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;

3) опора на формирование и развитие познавательной деятельности и познавательных процессов, овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;

4) возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

5) психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогического работниками и другими обучающимися;

6) раскрытие интересов и способностей обучающихся в разных видах практической и творческой деятельности с учетом структуры нарушения, индивидуальных особенностей;

7) психолого-педагогическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации;

8) постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.

9) обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, режима зрительной и (или) тактильной, физической нагрузок;

10) развитии приемов полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира, целенаправленном формировании компенсаторных способов деятельности;

11) обеспечении доступности учебной информации для зрительного (для слабовидящих), для зрительного и тактильного (для слепых с остаточным зрением) и тактильного (для тотально слепых и слепых со светоощущением) её восприятия;

12) преимущественном использовании индивидуальных учебных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения, возможностей остаточного зрения и (или) тактильного восприятия;

13) формировании познавательных действий и ориентировки в микро-и макропространстве, коррекции нарушений в двигательной сфере;

14) целенаправленном развитии сенсорно-перцептивной деятельности, ориентировочных действий, расширении, обогащении и коррекции предметных и пространственных представлений у слабовидящих;

15) развитии речи и коррекции речевых нарушений, активном использовании в образовательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций при внимании к профилактике и устранению вербализма и формализма речи.

Цель:

развитие лексики, формирование умения правильно организовать своё общение с людьми, овладение неречевыми средствами общения, адаптация ребенка к социуму.

Задачи:

- обогащение знаниями о значении коммуникации в жизнедеятельности человека;- воспитание культуры общения в различных жизненных ситуациях;

- обучение навыкам вербальной и невербальной коммуникации;

- обучение вербальному и невербальному общению в условиях зрительной депривации;

- развитие практических навыков взаимодействия в разнообразных видах деятельности;

- развитие двигательной сферы и координации движений;

- развитие элементов мимики и жестов;

- обучение механизму произвольного воспроизведения элементов мимики и жестов;

- формирование приемов воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами;

-развитие речевой коммуникации;

- развитие компенсаторных способов преодоления трудностей коммуникации;

- формирование самоконтроля и произвольной психорегуляции;

- развитие коммуникативных навыков в проблемных ситуациях, моделирующих процесс общения;

- развитие умения применять полученные навыки в совместной деятельности.


Планируемые предметные и личностные результаты

Личностные результаты:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) способность к осмыслению картины мира, ее временно - пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

14) проявление готовности к самостоятельной жизни.


Предметные результаты:

Результатами изучения курса является сформированность следующих умений - Коррекция специфических проблем, возникающих в сфере общения у обучающихся.

- Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия без контроля со стороны зрения.

- Формирование и развитие коммуникативной культуры, используя компенсаторные функции организма.

- Развитие монологической и диалогической речи.

- Овладение установками, нормами и правилами, необходимыми для успешной коммуникации.

- Освоение новых понятий и навыков, касающихся сферы межличностных отношений.

- Овладение навыками установления контакта с окружающими людьми.




Базовые учебные действия


Личностные учебные действия:

Восприятие «образа Я» как субъекта предметно-практической деятельности; осознание значимости общения в жизни человека и для своего дальнейшего развития; формирование потребности в общении, в использовании средств общения; обогащение представлений о себе и своих коммуникативных возможностях; формирование представлений о вербальных и невербальных средствах общения; приобретение первоначального опыта общения; развитие межличностной системы координат «слепой-зрячий», «слепой-слепой»; приобретение опыта самовыражения в мимике, жестах, пантомимике, речи, взглядом (для обучающихся с остаточным зрением); ориентация на самостоятельность, активность, социально-бытовую независимость; формирование положительной самооценки.

Коммуникативные учебные действия:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; адекватное использование коммуникативных, прежде всего речевых, средств для решения различных коммуникативных задач; построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; адекватно использовать компенсаторные способы, осязательное, слуховое, зрительное (для обучающихся с остаточным зрением) восприятие для решения различных коммуникативных задач; использовать адекватные невербальные средства общения для взаимодействия с партнером.

Регулятивные учебные действия:

принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры — действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; адекватно использовать все сохранные анализаторы для формирования компенсаторных способов деятельности; умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь.

Познавательные учебные действия:

Строить сообщения в устной и письменной форме; владеть компенсаторными способами познавательной деятельности.







Содержание рабочей программы


Программа состоит из пяти разделов: «Общение и его роль в жизни человека»; «Формирование образа человека Формирование образа человека»; «Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия»; «Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей».


Общение и его роль в жизни человека

Общение в жизни человека. Человек как адресат и адресант общения. Нормы и правила общения. Средства речевого и неречевого общения. Виды взаимодействия с партнером по общению. Роль слуха, речи движений, зрения в общении.

Формирование образа человека

Формирование образа о себе. Развитие психомоторного образования «схема тела». Обогащение опыта самовыражения. Формирование образа человека. Имя человека. Внешний облик человека. Взгляд. Речь и голос человека. Эмоции человека (базовые эмоции) и их экспрессивное выражение. Движения и действия человека в ситуации общения. Образ человека в соответствии с его деятельностью и родом занятий. Обогащение опыта восприятия и понимания партнера по общению.

Формирование коммуникативной грамотности

Развитие знаний и умений в области невербальной коммуникации. Формирование представлений о мимических, пантомимических, интонационных средствах невербального общения. Ознакомление с фонациональными (темп, тембр, громкость речи, заполнение пауз) и кинетическими (жесты, поза, мимика) невербальными средствами. Взгляд как средство коммуникации. Развитие двигательно- мышечного компонента невербальных средств общения. Развитие эмоционального компонента невербальных средств. Развитие гностического компонента невербальных средств общения.

Развитие знаний и умений в области вербальной коммуникации.

Формирование знаний о средствах речевой коммуникации: слово, предложение. Повышение речевой культуры.

Формирование представлений о диалоге как форме речевого общения. Развитие основ риторики.

Развитие способности выражать свои мысли, чувства, идеи, способности понимать, что было сказано или сделано для тебя. Формирование умения продуцировать и интерпретировать невербальные и вербальные средства общения.

Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия

Формирование умения привлечь внимание к себе, к предмету, к явлению, к другому человеку, предлагать и вступать во взаимодействие, брать предметы и др. Совершенствование пространственных, предметно-пространственных, социально- бытовых представлений и умений, актуальных для социального взаимодействия с партнером по общению. Развитие координации совместных с партнером действиях. Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей

Развитие зрительного и слухового восприятия как способа ориентации в коммуникативной ситуации. Формирование умений моделировать ситуацию общения. Развитие эмпатии, самоконтроля. Развитие способности к координации очередности высказываний. Развитие регулирующей функции эмоций в процессе общения. Формирование речевых моделей. Формирование представлений о нормах поведения в определенных ситуациях.



Учебно-тематическое планирование

(1 часа в неделю, 34 часа в год)

п/п

Тема урока

Количество

часов


Общение и его роль в жизни человека


1

Роль общения в жизни человека.

2

2

Как мы общаемся.

2


Формирование образа человека


4

Образ человека и общение.

1

5

Выражение эмоциональных состояний человека.

1

6

Выражение эмоциональных состояний человека и движение.

1


Формирование коммуникативной грамотности


8

Эмоции как средства общения.

1

9

Средства невербальной коммуникации: пантомимика.

1

10

Выполнение жестовых и пантомимических движений.

1

11

Выразительные движения индивида (изменения в походке, осанке, жестах, позах).

1

12

Кинетические средства невербального общения (жесты, поза, мимика).

1

13

Средства невербальной коммуникации: мимика и выражение лица

1

14

Средства невербальной коммуникации: фонационные средства общения.

1

15

Развитие представления об интонационных средствах невербального общения

1

16

Возможности темпа, тембра, громкости речи, заполнения пауз как средств невербальной коммуникации.

1

17

Развитие навыка воспроизведения различного тембра голоса в конкретных ситуациях общения (моделирование ситуаций общения).

1

18

Средства вербальной коммуникации.

1

19

Преодоление боязни при установлении контактов с другими людьми.

1

20

Развитие представления о диалоге как форме речевого общения.

1

21

Речь как способ воздействия на собеседника

1

22

Развитие умения правильного построения фразы, ее доходчивости, выразительности и доступности для понимания собеседника.

1


Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия


23

Как взаимодействовать с другим человеком.

1

24

Овладение навыками установления контакта с окружающими людьми.

1

25

Развитие навыков самооценки и понимания других

1

26

Повышение уровня способности к сопереживанию и принятию как других людей, так и самого себя

1

27

Совершенствование навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций

1

28

Совершенствование умения осознавать и контролировать собственные эмоции и поведение.

1


Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей


29

Трудности коммуникации и способы ее устранения. Развитие осязания и остаточного зрения.

1

30

Моделирование ситуации устранения трудностей коммуникации.

1

31

Трудности коммуникации и способы ее устранения. Зрение.

1

32

Развитие осязательного восприятия и остаточного зрения для совершенствования коммуникативной деятельности.

1

33

Трудности коммуникации и способы ее устранения. Слуховое восприятие

1

34

Развитие слухового восприятия для совершенствования навыков коммуникативной деятельности

1


Итого:

34ч.


Перечень материально-технического обеспечения


Рабочая программа по «Развитию коммуникативной деятельности» (РКД) разработана и составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ; авторской программы: Бельмер В.А., Григорьева Л.П., Денискина В.З., Кручинин В.А., Максютова Р.Д., Новичкова И.В., Плаксина Л. И., Подколзина Е.Н, Сековец Л.С., Сермеев Б.В., Тупоногов Б.К. Под редакцией Л.И. Плаксиной. — М.: Издательство «Экзамен», 2003


1. Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения.

2. Карточки с заданиями, перфокарты.

3. Раздаточный материал.

4. Дидактический материал.

5. Презентации.

6. Оборудование кабинета.


Система оценки достижения планируемых результатов.


Оценки личностных результатов.

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки.

Результаты будут внесены в индивидуальную карту развития.

Оценка результатов осуществляется в баллах:

0 - нет фиксируемой динамики;

1 - минимальная динамика;

2 - удовлетворительная динамика;

3 - значительная динамика


Система оценки предметных результатов.


Слабовидящие обучающиеся осознают значимость общения в жизни человека и для своего дальнейшего развития. У них будет формироваться потребность в общении, в использовании средств общения. У обучающихся будут развиваться навыки коммуникации для установления контактов с окружающими, обогащаться представления о себе и своих возможностях; формироваться образы окружающих людей, развиваться вербальные и невербальные средства общения, будет расширяться и обогащаться социальный опыт. У них будет развиваться межличностная система координат «слепой- зрячий», «слабовидящий- нормально видящий». Обучающиеся с нарушением зрения расширяют и углубят знания о себе, своих коммуникативных возможностях.

Обучающиеся приобретут опыт самовыражения в мимике, жестах, пантомимике, в речи. У них сформируется положительная самооценка. Обучающийся с нарушением зрения научится:

Общение и его роль в жизни человека:

-понимать роль общения в жизни человека; понимать основные нормы и правила общения;

-понимать и дифференцировать средства речевого и неречевого общения;

-осознавать роль зрения, речи, движений, слуха в общении.

Формирование образа человека:

-дифференцировать части тела, использовать движения тела адекватно ситуации общения;

-дифференцировать, узнавать, называть базовые эмоции;

-применять некоторые движения и действия человека в ситуации общения;

-использовать способы обогащения опыта восприятия и понимания партнера по общению.

Формирование коммуникативной грамотности:

-использовать адекватно ситуации вербальные и невербальные средства общения;

-практической дифференциации двигательно- мышечных ощущений в использовании невербальных и вербальных средств общения;

-основам риторики; использовать свои коммуникативные способности. Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия:

-создавать ситуацию общения; использовать пространственные, социально- бытовые представления, умения и навыки в коммуникативной деятельности; -регулировать совместные с партнером действия.

Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей:

-осмысленному, целостному и детализированному зрительному восприятию, использованию сохранных анализаторов для ориентации в коммуникативной ситуации;

-моделировать разные ситуации общения; координировать свои действия и высказывания; строить и использовать речевые модели.



Бальная система оценки на данном уроке не применяется.


Оценка только в устной форме для поддержания мотивации у обучающихся. Система оценки БУД.

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен, самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен, самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Лист внесения изменений в рабочую программу

Дата

Основание для

внесения изменений


листа

Содержание

Утверждено