областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
Рассмотрена и одобрена на МО учителей - дефектологов филиала ОГКОУШ №39 Протокол №_______от__________ Руководитель______Лебединская Е.Г. | Согласовано Заместитель директора по УВР филиала ОГКОУШ №39 __________Мозгова Ю.Е. | Утверждена Педагогическим советом ОГКОУШ №39 Протокол №___от__________ Директор__________Пономарева М.Н. |
Рабочая программа по коррекционному курсу
«Коммуникативное развитие»
для 6б класса
на 2023-2024 учебный год
Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
и ФАООП УО (вариант 1)
Составитель программы:
Насыбуллова Н.А.
г. Ульяновск, 2023
Содержание
1.Паспорт рабочей программы |
2.Пояснительная записка 3. Планируемые личностные и предметные результаты 4.Базовые учебные действия 5.Содержание рабочей программы 6.Учебно-тематическое планирование 7.Перечень материально-технического обеспечения 8.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов 9. Лист внесения изменений в рабочую программу |
Паспорт программы
Тип программы | Рабочая программа |
Статус программы | Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: -Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации №273- ФЗ от 29.12.2012; - ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ 19 декабря 2014г. №1599); - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №1026; -Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) 5- 9класс на 2023-2024 учебный год, ОГКОУШ №39; -СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28 сентября 2020 года). |
Назначение программы | Программа предназначена для слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по АООП вариант1 |
Категория обучающихся | Слабовидящие учащиеся 6 класса с лёгкой умственной отсталостью |
Сроки освоения программы | 1 учебный год (сентябрь 2023год- май 2024 год) |
Объём учебного времени | программа рассчитана на 34 часа в соответствии с учебным планом филиала ОГКОУШ №39 |
Форма обучения | очная |
Режим уроков | 1 час в неделю |
Форма контроля | Устный ответ, практическое выполнение заданий. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена для слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут отставать в физическом развитии, что выражается в более низком росте, меньшей массе тела и объеме грудной клетки, могут наблюдаться навязчивые движения. У многих из них отмечаются нарушения осанки, снижение пластичности и координированности движений. Снижение эмоциональной выразительности обусловливает затрудненность зрительного восприятия эмоциональных проявлений других людей.
У обучающихся снижены такие показатели, как сила, быстрота и выносливость, они испытывают достаточно серьезные трудности при сохранении рабочей позы в течение урока, быстро утомляются, у них значительно снижена работоспособность (в том числе и зрительная).
Для данной группы обучающихся характерным является нарушения психомоторики, что, в частности, проявляется в том, что развитие высших уровней деятельности сочетается с недоразвитием более простых форм (например, навыков самообслуживания).
У слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) снижено внимание, что проявляется в трудностях привлечения внимания, невозможностью длительной его концентрации, наличии быстрой и легкой отвлекаемости, рассеянности, низком объеме.
Данной группе обучающихся свойственны особенности зрительного восприятия: значительное снижение объема восприятия, его дифференцированности, появление глобализации восприятия, возникновения значительных трудностей восприятия объектов, требующих тонкого анализа частей и свойств.
Особенности зрительного восприятия у слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) усугубляются за счет наличия затруднений, вызванных снижением остроты зрения, возникающего при слабовидении. Показатели остроты зрения слабовидящих находятся в пределах от 0,05 до 0,4 (5% 40%) на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции.
Вследствие этого у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нарушены: пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, установление причинно-следственных связей, формирование адекватных, точных, целостных зрительных образов. У них значительно снижены скорость и точность восприятия, имеются трудности дистантного восприятия, трудности в различении сенсорных эталонов, затруднения в зрительно-моторной координации, ослабевают все свойства зрительного восприятия (целостность, избирательность, константность).
Для данной группы обучающихся независимо от состояния зрительных функций характерно снижение произвольного и непроизвольного запоминания, наличие неотчетливых и недифференцированных представлений, возникновение трудностей при воспроизведении событий.
У подавляющего большинства обучающихся отмечается нарушение речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: лексика, звукопроизношение, грамматический строй. Нарушение грамматического строя речи проявляется во фрагментарности, структурой неоформленности предложений, в пропусках главных членов. Для них характерен замедленный темп развития связной речи, качественные ее особенности: трудности вербализации, трудности понимания причинно-следственных связей, временных и пространственных обозначений, малый словарный запас.
У слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не сформировано мышление (слабость мышления, недостаточная дифференцированность обобщений, ситуативность, нарушение способности к обобщению, что значительно усугубляется, с одной стороны, неполноценностью чувственной информации, с другой, - стойким отставанием в развитии других мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования). Мышление характеризуется косностью, тугоподвижностью.
У слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наблюдается нарушение структуры и мотивации деятельности, проявляющееся в неправильном соотношении цели и действия, вследствие чего выполнение действий приобретает формальный характер, не рассчитанный на получение реально значимых результатов. Обучающиеся часто подменяют или упрощают цель деятельности, поставленную задачу они зачастую выполняют без предварительной ориентировки в ней, без должного анализа содержащихся в ней данных, что свидетельствует о нарушении ориентировочной основы действия. Для многих из них характерно недостаточно критичное отношение к результатам, полученным в процессе деятельности, наличие низкого уровня развития познавательных интересов.
Кроме того, у многих обучающихся отмечается незрелость и недоразвитие эмоциональной сферы. Эмоциональные реакции зачастую неадекватны, не пропорциональны по своей динамике воздействиям окружающего мира, возникают быстрые переходы от одного настроения к другому. Часто у обучающихся нарушены волевые процессы, что проявляется в безынициативности, неспособности самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинять ее определенной цели, неспособности адекватно оценивать свои поступки.
У обучающихся данной группы нередко могут проявляться негативные личностные качества и негативные личностные проявления.
Рабочая программа разработана с учётом особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
1) выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
2) введение специальных учебных предметов и коррекционных курсов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира, целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;
3) опора на формирование и развитие познавательной деятельности и познавательных процессов, овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;
4) возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
5) психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогического работниками и другими обучающимися;
6) раскрытие интересов и способностей обучающихся в разных видах практической и творческой деятельности с учетом структуры нарушения, индивидуальных особенностей;
7) психолого-педагогическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации;
8) постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.
9) обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, режима зрительной и (или) тактильной, физической нагрузок;
10) развитии приемов полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира, целенаправленном формировании компенсаторных способов деятельности;
11) обеспечении доступности учебной информации для зрительного (для слабовидящих), для зрительного и тактильного (для слепых с остаточным зрением) и тактильного (для тотально слепых и слепых со светоощущением) её восприятия;
12) преимущественном использовании индивидуальных учебных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения, возможностей остаточного зрения и (или) тактильного восприятия;
13) формировании познавательных действий и ориентировки в микро-и макропространстве, коррекции нарушений в двигательной сфере;
14) целенаправленном развитии сенсорно-перцептивной деятельности, ориентировочных действий, расширении, обогащении и коррекции предметных и пространственных представлений у слабовидящих;
15) развитии речи и коррекции речевых нарушений, активном использовании в образовательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций при внимании к профилактике и устранению вербализма и формализма речи.
Цель:
развитие лексики, формирование умения правильно организовать своё общение с людьми, овладение неречевыми средствами общения, адаптация ребенка к социуму.
Задачи:
- обогащение знаниями о значении коммуникации в жизнедеятельности человека;- воспитание культуры общения в различных жизненных ситуациях;
- обучение навыкам вербальной и невербальной коммуникации;
- обучение вербальному и невербальному общению в условиях зрительной депривации;
- развитие практических навыков взаимодействия в разнообразных видах деятельности;
- развитие двигательной сферы и координации движений;
- развитие элементов мимики и жестов;
- обучение механизму произвольного воспроизведения элементов мимики и жестов;
- формирование приемов воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами;
-развитие речевой коммуникации;
- развитие компенсаторных способов преодоления трудностей коммуникации;
- формирование самоконтроля и произвольной психорегуляции;
- развитие коммуникативных навыков в проблемных ситуациях, моделирующих процесс общения;
- развитие умения применять полученные навыки в совместной деятельности.
Планируемые предметные и личностные результаты
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно - пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Результатами изучения курса является сформированность следующих умений - Коррекция специфических проблем, возникающих в сфере общения у обучающихся.
- Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия без контроля со стороны зрения.
- Формирование и развитие коммуникативной культуры, используя компенсаторные функции организма.
- Развитие монологической и диалогической речи.
- Овладение установками, нормами и правилами, необходимыми для успешной коммуникации.
- Освоение новых понятий и навыков, касающихся сферы межличностных отношений.
- Овладение навыками установления контакта с окружающими людьми.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
Восприятие «образа Я» как субъекта предметно-практической деятельности; осознание значимости общения в жизни человека и для своего дальнейшего развития; формирование потребности в общении, в использовании средств общения; обогащение представлений о себе и своих коммуникативных возможностях; формирование представлений о вербальных и невербальных средствах общения; приобретение первоначального опыта общения; развитие межличностной системы координат «слепой-зрячий», «слепой-слепой»; приобретение опыта самовыражения в мимике, жестах, пантомимике, речи, взглядом (для обучающихся с остаточным зрением); ориентация на самостоятельность, активность, социально-бытовую независимость; формирование положительной самооценки.
Коммуникативные учебные действия:
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; адекватное использование коммуникативных, прежде всего речевых, средств для решения различных коммуникативных задач; построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; адекватно использовать компенсаторные способы, осязательное, слуховое, зрительное (для обучающихся с остаточным зрением) восприятие для решения различных коммуникативных задач; использовать адекватные невербальные средства общения для взаимодействия с партнером.
Регулятивные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры — действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; адекватно использовать все сохранные анализаторы для формирования компенсаторных способов деятельности; умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь.
Познавательные учебные действия:
Строить сообщения в устной и письменной форме; владеть компенсаторными способами познавательной деятельности.
Содержание рабочей программы
Программа состоит из пяти разделов: «Общение и его роль в жизни человека»; «Формирование образа человека Формирование образа человека»; «Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия»; «Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей».
Общение и его роль в жизни человека
Общение в жизни человека. Человек как адресат и адресант общения. Нормы и правила общения. Средства речевого и неречевого общения. Виды взаимодействия с партнером по общению. Роль слуха, речи движений, зрения в общении.
Формирование образа человека
Формирование образа о себе. Развитие психомоторного образования «схема тела». Обогащение опыта самовыражения. Формирование образа человека. Имя человека. Внешний облик человека. Взгляд. Речь и голос человека. Эмоции человека (базовые эмоции) и их экспрессивное выражение. Движения и действия человека в ситуации общения. Образ человека в соответствии с его деятельностью и родом занятий. Обогащение опыта восприятия и понимания партнера по общению.
Формирование коммуникативной грамотности
Развитие знаний и умений в области невербальной коммуникации. Формирование представлений о мимических, пантомимических, интонационных средствах невербального общения. Ознакомление с фонациональными (темп, тембр, громкость речи, заполнение пауз) и кинетическими (жесты, поза, мимика) невербальными средствами. Взгляд как средство коммуникации. Развитие двигательно- мышечного компонента невербальных средств общения. Развитие эмоционального компонента невербальных средств. Развитие гностического компонента невербальных средств общения.
Развитие знаний и умений в области вербальной коммуникации.
Формирование знаний о средствах речевой коммуникации: слово, предложение. Повышение речевой культуры.
Формирование представлений о диалоге как форме речевого общения. Развитие основ риторики.
Развитие способности выражать свои мысли, чувства, идеи, способности понимать, что было сказано или сделано для тебя. Формирование умения продуцировать и интерпретировать невербальные и вербальные средства общения.
Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия
Формирование умения привлечь внимание к себе, к предмету, к явлению, к другому человеку, предлагать и вступать во взаимодействие, брать предметы и др. Совершенствование пространственных, предметно-пространственных, социально- бытовых представлений и умений, актуальных для социального взаимодействия с партнером по общению. Развитие координации совместных с партнером действиях. Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей
Развитие зрительного и слухового восприятия как способа ориентации в коммуникативной ситуации. Формирование умений моделировать ситуацию общения. Развитие эмпатии, самоконтроля. Развитие способности к координации очередности высказываний. Развитие регулирующей функции эмоций в процессе общения. Формирование речевых моделей. Формирование представлений о нормах поведения в определенных ситуациях.
Учебно-тематическое планирование
(1 часа в неделю, 34 часа в год)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
| Общение и его роль в жизни человека | |
1 | Роль общения в жизни человека. | 2 |
2 | Как мы общаемся. | 2 |
| Формирование образа человека | |
4 | Образ человека и общение. | 1 |
5 | Выражение эмоциональных состояний человека. | 1 |
6 | Выражение эмоциональных состояний человека и движение. | 1 |
| Формирование коммуникативной грамотности | |
8 | Эмоции как средства общения. | 1 |
9 | Средства невербальной коммуникации: пантомимика. | 1 |
10 | Выполнение жестовых и пантомимических движений. | 1 |
11 | Выразительные движения индивида (изменения в походке, осанке, жестах, позах). | 1 |
12 | Кинетические средства невербального общения (жесты, поза, мимика). | 1 |
13 | Средства невербальной коммуникации: мимика и выражение лица | 1 |
14 | Средства невербальной коммуникации: фонационные средства общения. | 1 |
15 | Развитие представления об интонационных средствах невербального общения | 1 |
16 | Возможности темпа, тембра, громкости речи, заполнения пауз как средств невербальной коммуникации. | 1 |
17 | Развитие навыка воспроизведения различного тембра голоса в конкретных ситуациях общения (моделирование ситуаций общения). | 1 |
18 | Средства вербальной коммуникации. | 1 |
19 | Преодоление боязни при установлении контактов с другими людьми. | 1 |
20 | Развитие представления о диалоге как форме речевого общения. | 1 |
21 | Речь как способ воздействия на собеседника | 1 |
22 | Развитие умения правильного построения фразы, ее доходчивости, выразительности и доступности для понимания собеседника. | 1 |
| Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия | |
23 | Как взаимодействовать с другим человеком. | 1 |
24 | Овладение навыками установления контакта с окружающими людьми. | 1 |
25 | Развитие навыков самооценки и понимания других | 1 |
26 | Повышение уровня способности к сопереживанию и принятию как других людей, так и самого себя | 1 |
27 | Совершенствование навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций | 1 |
28 | Совершенствование умения осознавать и контролировать собственные эмоции и поведение. | 1 |
| Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей | |
29 | Трудности коммуникации и способы ее устранения. Развитие осязания и остаточного зрения. | 1 |
30 | Моделирование ситуации устранения трудностей коммуникации. | 1 |
31 | Трудности коммуникации и способы ее устранения. Зрение. | 1 |
32 | Развитие осязательного восприятия и остаточного зрения для совершенствования коммуникативной деятельности. | 1 |
33 | Трудности коммуникации и способы ее устранения. Слуховое восприятие | 1 |
34 | Развитие слухового восприятия для совершенствования навыков коммуникативной деятельности | 1 |
| Итого: | 34ч. |
Перечень материально-технического обеспечения
Рабочая программа по «Развитию коммуникативной деятельности» (РКД) разработана и составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ; авторской программы: Бельмер В.А., Григорьева Л.П., Денискина В.З., Кручинин В.А., Максютова Р.Д., Новичкова И.В., Плаксина Л. И., Подколзина Е.Н, Сековец Л.С., Сермеев Б.В., Тупоногов Б.К. Под редакцией Л.И. Плаксиной. — М.: Издательство «Экзамен», 2003
1. Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения.
2. Карточки с заданиями, перфокарты.
3. Раздаточный материал.
4. Дидактический материал.
5. Презентации.
6. Оборудование кабинета.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Оценки личностных результатов.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки.
Результаты будут внесены в индивидуальную карту развития.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика;
3 - значительная динамика
Система оценки предметных результатов.
Слабовидящие обучающиеся осознают значимость общения в жизни человека и для своего дальнейшего развития. У них будет формироваться потребность в общении, в использовании средств общения. У обучающихся будут развиваться навыки коммуникации для установления контактов с окружающими, обогащаться представления о себе и своих возможностях; формироваться образы окружающих людей, развиваться вербальные и невербальные средства общения, будет расширяться и обогащаться социальный опыт. У них будет развиваться межличностная система координат «слепой- зрячий», «слабовидящий- нормально видящий». Обучающиеся с нарушением зрения расширяют и углубят знания о себе, своих коммуникативных возможностях.
Обучающиеся приобретут опыт самовыражения в мимике, жестах, пантомимике, в речи. У них сформируется положительная самооценка. Обучающийся с нарушением зрения научится:
Общение и его роль в жизни человека:
-понимать роль общения в жизни человека; понимать основные нормы и правила общения;
-понимать и дифференцировать средства речевого и неречевого общения;
-осознавать роль зрения, речи, движений, слуха в общении.
Формирование образа человека:
-дифференцировать части тела, использовать движения тела адекватно ситуации общения;
-дифференцировать, узнавать, называть базовые эмоции;
-применять некоторые движения и действия человека в ситуации общения;
-использовать способы обогащения опыта восприятия и понимания партнера по общению.
Формирование коммуникативной грамотности:
-использовать адекватно ситуации вербальные и невербальные средства общения;
-практической дифференциации двигательно- мышечных ощущений в использовании невербальных и вербальных средств общения;
-основам риторики; использовать свои коммуникативные способности. Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия:
-создавать ситуацию общения; использовать пространственные, социально- бытовые представления, умения и навыки в коммуникативной деятельности; -регулировать совместные с партнером действия.
Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей:
-осмысленному, целостному и детализированному зрительному восприятию, использованию сохранных анализаторов для ориентации в коммуникативной ситуации;
-моделировать разные ситуации общения; координировать свои действия и высказывания; строить и использовать речевые модели.
Бальная система оценки на данном уроке не применяется.
Оценка только в устной форме для поддержания мотивации у обучающихся. Система оценки БУД.
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен, самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен, самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Лист внесения изменений в рабочую программу
Дата | Основание для внесения изменений | № листа | Содержание | Утверждено |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |