Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" 1 кл (2 вариант)»
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «сенсорное развитие» для обучающегося 1класса (2 вариант), составлена на основе следующих документов:
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Первоуральская школа»;
Положения о рабочей программе по учебным предметам ГБОУ СО «Первоуральская школа».
Цель: обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Задачи:
-формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств на основе активизации работы всех органов чувств;
-коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
-формирование пространственно-временных ориентировок;
-развитие слухоголосовых координаций;
-формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
-совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
-обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
-исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
-формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты
Планируемые результаты | 1 полугодие | 2 полугодие |
осознает себя в роли обучающегося проявляет интерес к игрушкам, играм проявляет интерес в целом к занятиям принимает помощь со стороны педагога адекватно ведет себя на занятии | | |
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Планируемые результаты | Мониторинг |
| 1 полугодие | 2 полугодие |
Выполняет действия по образцу по подражанию; Выполняет задание в течение определенного периода времени; Выполняет задание от начала до конца; Узнает цвета объектов. Различает цвета объектов Спокойно реагирует на прикосновения человека. - адекватно реагирует на изменение положения тела - адекватно реагирует на изменение положения частей тела - выполняет движения в разных направлениях Адекватно реагирует на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре вязкости. Адекватно реагирует на запахи. Адекватно реагирует на продукты, различные по вкусовым качествам и консистенции. Соотносит звук с его источником. Находит одинаковые по звучанию объекты. Различает материалы по температуре, фактуре, влажности, вязкости. Различает объекты по запаху. Различает продукты по вкусу. | | |
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Личностные учебные действия | - приветствует педагога и одноклассников при встрече - знает свое рабочее место и самостоятельно готовится к уроку - прощается и выходит из класса со звонком - использует по назначению учебные материалы | Мониторинг |
1 полугодие | 2 полугодие |
| |
Коммуникативные учебные действия | - может привлечь внимание учителя - умеет выразить свои потребности - умеет отвечать на вопросы учителя с помощью альтернативной коммуникации | | |
Регулятивные учебные действия | - умеет адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения - умеет соблюдать ритуалы коррекционного занятия - понимает инструкцию педагога - умеет выполнять инструкции педагога | | |
Познавательные учебные действия | - умеет делать простейшие обобщения - умеет наблюдать под руководством взрослого за предметами окружающей действительности | | |
3.Содержание коррекционного курса
№ | Название раздела | Основные содержательные линии |
1. | «Развитие зрительного восприятия» | фиксация взгляда на лице человека, на неподвижном предмете, на неподвижном светящемся предмете; прослеживание взглядом за движущимся предметом, за движущимся светящемся предметом; зрительное ориентирование на плоскости, бумаге, в пространстве; зрительно-моторная координация; узнавание (различие) цвета объектов, соотнесение предметов по цвету, узнавание (различие) формы объектов, составление предмета или целостной конструкции из геометрических фигур по образцу; узнавание (различие) величины объектов, формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из нескольких деталей); составление целого из частей; конструирование счетными палочками; развитие зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания; развитие глазомера, профилактика и коррекция зрения. |
1 | «Развитие слухового восприятия» | прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука; локализация неподвижного удаленного источника звука; нахождение одинаковых по звучанию объектов; ознакомление со звуками неживой природы; соотнесение звука и его источника (звук неживой природы); ознакомление со звуками живой природы; соотнесение звука с его источником (звук живой природы); различие звуков живой и неживой природы; изучение звуков музыкальных инструментов; различение звучания музыкальных инструментов; дифференциация звуков; различение характера музыки; различение музыки по громкости; выполнение действий по звуковому сигналу. |
3 | «Развитие кинестетического восприятия» | адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов; адекватная реакция на изменение положения частей тела; выполнение упражнений на изменение положения частей тела, вербализация положений частей своего тела; выполнение движений в разных направлениях, выполнение противоположных движений; координация разных частей тела; выразительность движений; формирование произвольной регуляции движений; формирование умений владеть приемами расслаблений разных частей тела; зрительно-моторная координация с предметами; ощупывание предметов с различной поверхностью; ощупывание предметов с контрастной поверхностью; нахождение на ощупь необходимого предмета по описанию свойств и качеств материала; нахождение контура предмета из нескольких; определение по контуру предмета с закрытыми глазами; нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких с закрытыми глазами; различение материалов (дерево, вода, металл, крупа и др.); различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый-легкий); определение на ощупь величины предмета; работа с пластилином, тестом. |
4 | «Развитие восприятия запаха» | адекватная реакция на запахи; выделение приятных и неприятных запахов, обозначение словом собственных ощущений; знакомство с характерными запахами предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом; сравнение различных запахов; сопоставление по запаху двух идентичных веществ; выделение запаха объекта путем сравнения с контрастными запахами; сравнение объекта с запахами той же видовой группы (цветы, ягоды, пряности и др.) |
5 | «Развитие восприятия вкуса» | адекватная реакция на вкус продуктов; ознакомление с основными видами вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый); различение и определение продуктов по вкусовым качествам; различение и определение продуктов по консистенции (жидкий, твердый, кислый, сыпучий); формирование собственных ощущений от вкуса продуктов. |
4 . Учебно - тематическое планирование
№ Урока, четверти | Название раздела учебной программы, тема урока | Количество часов |
| 1 четверть (8недель , 4 часа) | |
1-2 | Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. | 0,5+0,5 |
3-4 | Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме) | 0,5+0,5 |
5-6 | Составление рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. | 0,5+0,5 |
7-8 | Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности | 0,5+0,5 |
| 2 четверть (7недель , 3,5 часа) | |
1 | Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). | 0,5 |
2 | Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. | 0,5 |
3-4 | Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). | 0,5+0,5 |
5-6 | Игры со средней мозаикой. | 0,5+0,5 |
7 | Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. | 0,5 |
| 3 четверть (10недель , 5 часов) | |
1 | Сравнение двух предметов по весу (тяжелый - легкий). | 0,5 |
2 | Восприятие вкуса. Знакомство со вкусом горький -сладкий (лук- конфета) | 0,5 |
3 | Знакомство со вкусом.: кислый - соленый(лимон - соль) | 0,5 |
4 | Узнавание продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). | 0,5 |
5 | Различение продуктов по вкусу горький- сладкий, кислый - соленый. | 0,5 |
6 | Игра " Узнай по вкусу" | 0,5 |
7 | Восприятие запахов. Запахи. Знакомство(лук, апельсин, банан, лимон, чеснок, свежий огурец) | 0,5 |
8 | Сравнение запахов | 0,5 |
9 | Узнавание объектов по запаху (лимон, банан, чеснок, лук и др.) | 0,5 |
10 | Различение объектов по запаху. | 0,5 |
| 4 четверть (9недель , 4,5 часа) | |
1-2 | Различение наложенных изображений предметов (2-3 изображения). | 0,5+0,5 |
3-4 | Нахождение предмета по его части | 0,5+0,5 |
5 | Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). | 0,5 |
6-7 | Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов | 0,5+0,5 |
8-9 | Работа с материалами разными по вязкости (жидкий, густой, сыпучий) | 0,5+0,5 |
| Всего за год | 17 |
5. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
светящиеся предметы, предметы, различные по фактуре, ароматические коробочки, звучащие игрушки.
6. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Уровни самостоятельности при выполнении заданий |
- не выполняет задание | - |
- выполняет задание со значительной помощью | зп |
- выполняет задание с частичной помощью | чп |
- выполняет задание по подражанию | п |
- выполняет задание по образцу | о |
- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки | сш |
-выполняет задание самостоятельно (без ошибок) | + |
Сформированность представлений |
1. Представление отсутствует | - |
2. Не выявить наличие представлений | ? |
3. Представление на уровне: | |
- использования по прямой подсказке | пп |
- использование с косвенной подсказкой (изображение) | п |
- самостоятельное использование | + |