СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие», 1 класс / 2 вариант

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие», 1 класс / 2 вариант»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»







СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УВР

______________

Руководитель ПЦК

___________

Протокол ПЦК № __ от ___



УТВЕРЖДЕНО:

Директор ГБОУ АО «СКОШ №5»

_______________ ___________________________

(дата)



Рабочая программа

по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»

наименование учебного предмета, коррекционного курса, курса внеурочной деятельности

для обучающихся 1 класса

в соответствии

с АООП для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

(вариант II)













Составитель:

учитель Н.Ю. Родде,

высшая кв.категория







г. Новодвинск

2024 - 2025 учебный год

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Пояснительная записка


Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» для учащихся 1 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ№5», разработанной на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант).

  • Учебный план ГБОУ АО «СКОШ №5»


Основная цель коррекционного курса «Сенсорное развитие»:

- Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.


Задачи уроков коррекционного курса «Сенсорное развитие»:


  • Развитие и коррекция зрительного восприятия.

  • Развитие и коррекция слухового восприятия.

  • Развитие и коррекция кинестетического восприятия.

  • Развитие восприятия запаха.

  • Развитие восприятия вкуса.

  • Формирование сенсорно-перцептивных действий.


Общая характеристика коррекционного курса «Сенсорное развитие»:


Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».


Описание места учебного предмета в учебном плане


В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) коррекционный курс «Сенсорное развитие» является обязательной частью учебного плана.

Сроки реализации рабочей программы соответствуют учебному плану ГБОУ АО «СКОШ №5» и программе по курсу «Сенсорное развитие» 1 класс, исходя из недельной нагрузки 2 ч. в неделю (66 часов в год).


I четверть

(8 недель)

II четверть

(8 недель)

III четверть

(9 недель, 2 дня)

IV четверть

(7 недель, 3 дня)

Всего в год

(33 недели)

16

16

18

16

66



Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса:


В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.


Минимальный уровень

Достаточный уровень

  • положительное реагирование на манипуляции с различными материалами;

  • адекватное реагирование на вибрацию, исходящую от предметов; на различные запахи; на соприкосновение с различными материалами и разными видами поверхности;

  • участие в субъектно-объектных отношениях (совместно с педагогом);

  • активное включение в игровую деятельность;


  • рассматривание и манипулирование различными по качеству и фактуре материалами;

  • фиксирование взгляда на объекте; прослеживание взглядом за его передвижением;

  • знание основных цветов;

  • узнавание знакомых неречевых звуков;

  • узнавание материалов на ощупь, по звуку;

  • локализация источника звука, соотнесение звука с его источником;

  • выполнение простых речевых инструкции, простых движений, действий с предметами по подражанию


Содержание коррекционного курса:

Зрительное восприятие:

- Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, свеча). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед-назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов.

Слуховое восприятие

- Локализация неподвижного источника звука. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

Кинестетическое восприятие

- Эмоционально-двигательная реакция на прикосновение человека. Реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости. Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Различение материалов по температуре, фактуре, вязкости.

Восприятие запахов

-Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан и др.)

Восприятие вкуса

- Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый). Узнавание (различение) продуктов по вкусу. Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

I четверть, 16 часов


Тема урока

Дата

Кол-во

часов

Хар-ка основных видов деятельности

Прим

план

факт

1

«Пока звучит музыка..».

03.09


1

Эмоционально-двигательное реагирование на включение и выключение музыки.


2

«Где звучит?

04.09


1

Локализация неподвижного источника звука


3

4

Осенние листья.

10.09

11.09


2

Рассматривание листьев, сравнение по форме и величине, наблюдение за движением, игра на поддувание.


5

6

Вода холодна, теплая

17.09

18.09


2

Переливание воды из маленькой емкости в большую, уточнение понятий «холодный, теплый, горячий»


7

8

«Ароматное лукошко».

24.09

25.09


2

Знакомство с ароматами овощей и фруктов. КРУ «Чем пахнет?»


9

10

«Что ты съел?».

01.10

02.10


2

Узнавание продуктов на вкус , соотнесение аромата с натуральным предметом


11

12

Краски осени

08.10

09.10


2

Уточнение названия цвета (красный, желтый, зеленый, синий), КРУ «Покажи такой же»


13

14

КРИ «Тактильное лото»

15.10

16.10


2

Обследование поверхности разных материалов, выбор такого же


15

16

Манипуляции с сухими листьями

22.10

23.10


2

«Растирание» сухих листьев пальцами или между ладонями



II четверть, 16 часов


Тема урока

Дата

Кол-во

часов

Хар-ка основных видов деятельности

Прим

план

факт

1

2

Сенсорный ящик

(природные материалы»

05.11

06.11


2

Раскладывание природного материала в одном контейнере. Создание игровой площадки с помощью природного материала и мелких предметов.


3

4

КРИ «День-ночь»

12.11

13.11


2

Уточнение понятий «темно, светло», выполнение действий по сигналу


5

6

Сенсорный ящик

(вода)

19.11

20.11


2

Рассматривание и раскладывание в контейнере с водой игрушек и демонстрационного материала на тему «морское дно» материала в одном контейнере. Знакомство с понятиями «сухой, мокрый»


7

8

Тактильное лото

26.11

27.11


2

Обследование поверхности разных материалов, выбор такого же


9.10

Снег и вода

03.12

04.12


2

Различение по температуре (холодный, теплый), перекидывание снега в теплую воду.


11

12

Сенсорный ящик

(песок)

10.12

11.12


2

Знакомство с различным состоянием песка, манипуляции с песком. Создание игровой площадки с помощью мелких предметов (камушки) и игрушек


13

14

«Узнай звук».

17.12

18.12


2

Выбор предмета с соответствующим звучанием.


15

16

«Колючая ёлочка».

24.12

25.12


2

Рассматривание еловой ветки, знакомство с ароматом. Уточнение цвета: зеленый.



III четверть, 18 часов


Тема урока

Дата

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности

Прим

план

факт

1

2

Снег

14.01

15.01


2

Манипуляции со снегом. Уточнение свойства снега: холодный, белый, тает


3

4

Предметы в воде

21.01

22.01


2

Наблюдение за движением разнофактурных предметов в воде; уточнение понятий «тонет – не тонет, тяжелый-легкий»»


5

6

Аквагрунт

28.01

29.01


2

Уточнение цвета. Знакомство с понятиями «мокрый, гладкий, скользкий»


7

8

КРУ «Чего не хватает?»

04.02

05.02


2

Узнавание и нахождение недостающей части предмета.


9

10

Разные шарики

11.02

12.02


2

Различение материалов по фактуре (шарики гладкие, шершавые, колючие).


11

12

Сухой душ

25.02

26.02


2

Адекватное реагирование на прохождение через «ленточные ворота». Уточнение цвета


13

14

Разноцветные крышки

04.03

05.03


2

Подбор крышек соответствующего цвета


15

16

Настольная игра «Цветы»

11.03

12.03


2

Соблюдение правил игры


17

18

Японский сад.

18.03

19.03


2

Выкладывание узора из камней (из воды на песок.)



IV четверть, 16 часов


Тема урока

Дата

Кол-во

часов

Хар-ка основных видов деятельности

Прим

план

факт

1

2

«Звуки ».

01.04

02.04


2

Эмоционально-двигательная реакция на движение шнурком по ладони.


3

4

КРУ «Барабанщики».

08.04

09.04


2

Отстукивание палочками ритмического рисунка по подражанию









5

6

«Кораблики»

15.04

16.04


2

Прослеживание взглядом за движением игрушек в воде.


7

8

«Улов рыбака».

22.04

23.04


2

Доставание разнофактурных рыбок из воды, обследование руками, уточнение понятий : мокрая, скользкая, твердая, мягкая и т.д)


9

10

Разные предметы

29.04

30.04


2

Восприятие предметов по плотности материалов (мягкий – твёрдый) через тактильное взаимодействие с предметами (пластмассовая игрушка – мягкая игрушка; резиновая игрушка – деревянная игрушка).


11

12

«Звуки весны».

06.05

13.05


2

Слушанье звуков природы, узнавание крика животных, птиц


13

14

Мыльные пузыри

14.05

20.05


2

Создание пены при помощи жидкого мыла, венчика и воды


15

16

Сенсорные коробки.

21.05

27.05


2

Развитие связи «рука – глаз», совместное обыгрывание сюжета




Учебно-методический комплекс:


  • игрушки и предметы со звуковыми, световыми эффектами;

  • образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;

  • ёмкости для организации игр с водой и сыпучим материалом;

  • сенсорные панели;

  • дидактические игры и игрушки;

  • продукты с различными вкусовыми качествами; аромабаночки;

  • природный материал;

  • специально подобранные предметы, графические / печатные изображения (тематические наборы рисунков).