Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»
| СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР ______________ Руководитель ПЦК ___________ Протокол ПЦК № __ от ___ | | УТВЕРЖДЕНО: Директор ГБОУ АО «СКОШ №5» _______________ ___________________________ (дата) |
Рабочая программа
по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»
наименование учебного предмета, коррекционного курса, курса внеурочной деятельности
для обучающихся 1 класса
в соответствии
с АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант II)
Составитель:
учитель Н.Ю. Родде,
высшая кв.категория
г. Новодвинск
2024 - 2025 учебный год
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» для учащихся 1 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ№5», разработанной на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант).
Учебный план ГБОУ АО «СКОШ №5»
Основная цель коррекционного курса «Сенсорное развитие»:
- Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Задачи уроков коррекционного курса «Сенсорное развитие»:
Развитие и коррекция зрительного восприятия.
Развитие и коррекция слухового восприятия.
Развитие и коррекция кинестетического восприятия.
Развитие восприятия запаха.
Развитие восприятия вкуса.
Формирование сенсорно-перцептивных действий.
Общая характеристика коррекционного курса «Сенсорное развитие»:
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) коррекционный курс «Сенсорное развитие» является обязательной частью учебного плана.
Сроки реализации рабочей программы соответствуют учебному плану ГБОУ АО «СКОШ №5» и программе по курсу «Сенсорное развитие» 1 класс, исходя из недельной нагрузки 2 ч. в неделю (66 часов в год).
I четверть (8 недель) | II четверть (8 недель) | III четверть (9 недель, 2 дня) | IV четверть (7 недель, 3 дня) | Всего в год (33 недели) |
16 | 16 | 18 | 16 | 66 |
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса:
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
положительное реагирование на манипуляции с различными материалами; адекватное реагирование на вибрацию, исходящую от предметов; на различные запахи; на соприкосновение с различными материалами и разными видами поверхности; участие в субъектно-объектных отношениях (совместно с педагогом); активное включение в игровую деятельность; | рассматривание и манипулирование различными по качеству и фактуре материалами; фиксирование взгляда на объекте; прослеживание взглядом за его передвижением; знание основных цветов; узнавание знакомых неречевых звуков; узнавание материалов на ощупь, по звуку; локализация источника звука, соотнесение звука с его источником; выполнение простых речевых инструкции, простых движений, действий с предметами по подражанию |
Содержание коррекционного курса:
Зрительное восприятие:
- Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, свеча). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед-назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов.
Слуховое восприятие
- Локализация неподвижного источника звука. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие
- Эмоционально-двигательная реакция на прикосновение человека. Реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости. Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Различение материалов по температуре, фактуре, вязкости.
Восприятие запахов
-Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан и др.)
Восприятие вкуса
- Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый). Узнавание (различение) продуктов по вкусу. Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть, 16 часов
№ | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Хар-ка основных видов деятельности | Прим |
план | факт |
1 | «Пока звучит музыка..». | 03.09 | | 1 | Эмоционально-двигательное реагирование на включение и выключение музыки. | |
2 | «Где звучит? | 04.09 | | 1 | Локализация неподвижного источника звука | |
3 4 | Осенние листья. | 10.09 11.09 | | 2 | Рассматривание листьев, сравнение по форме и величине, наблюдение за движением, игра на поддувание. | |
5 6 | Вода холодна, теплая | 17.09 18.09 | | 2 | Переливание воды из маленькой емкости в большую, уточнение понятий «холодный, теплый, горячий» | |
7 8 | «Ароматное лукошко». | 24.09 25.09 | | 2 | Знакомство с ароматами овощей и фруктов. КРУ «Чем пахнет?» | |
9 10 | «Что ты съел?». | 01.10 02.10 | | 2 | Узнавание продуктов на вкус , соотнесение аромата с натуральным предметом | |
11 12 | Краски осени | 08.10 09.10 | | 2 | Уточнение названия цвета (красный, желтый, зеленый, синий), КРУ «Покажи такой же» | |
13 14 | КРИ «Тактильное лото» | 15.10 16.10 | | 2 | Обследование поверхности разных материалов, выбор такого же | |
15 16 | Манипуляции с сухими листьями | 22.10 23.10 | | 2 | «Растирание» сухих листьев пальцами или между ладонями | |
II четверть, 16 часов
№ | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Хар-ка основных видов деятельности | Прим |
план | факт |
1 2 | Сенсорный ящик (природные материалы» | 05.11 06.11 | | 2 | Раскладывание природного материала в одном контейнере. Создание игровой площадки с помощью природного материала и мелких предметов. | |
3 4 | КРИ «День-ночь» | 12.11 13.11 | | 2 | Уточнение понятий «темно, светло», выполнение действий по сигналу | |
5 6 | Сенсорный ящик (вода) | 19.11 20.11 | | 2 | Рассматривание и раскладывание в контейнере с водой игрушек и демонстрационного материала на тему «морское дно» материала в одном контейнере. Знакомство с понятиями «сухой, мокрый» | |
7 8 | Тактильное лото | 26.11 27.11 | | 2 | Обследование поверхности разных материалов, выбор такого же | |
9.10 | Снег и вода | 03.12 04.12 | | 2 | Различение по температуре (холодный, теплый), перекидывание снега в теплую воду. | |
11 12 | Сенсорный ящик (песок) | 10.12 11.12 | | 2 | Знакомство с различным состоянием песка, манипуляции с песком. Создание игровой площадки с помощью мелких предметов (камушки) и игрушек | |
13 14 | «Узнай звук». | 17.12 18.12 | | 2 | Выбор предмета с соответствующим звучанием. | |
15 16 | «Колючая ёлочка». | 24.12 25.12 | | 2 | Рассматривание еловой ветки, знакомство с ароматом. Уточнение цвета: зеленый. | |
III четверть, 18 часов
№ | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | Прим |
план | факт |
1 2 | Снег | 14.01 15.01 | | 2 | Манипуляции со снегом. Уточнение свойства снега: холодный, белый, тает | |
3 4 | Предметы в воде | 21.01 22.01 | | 2 | Наблюдение за движением разнофактурных предметов в воде; уточнение понятий «тонет – не тонет, тяжелый-легкий»» | |
5 6 | Аквагрунт | 28.01 29.01 | | 2 | Уточнение цвета. Знакомство с понятиями «мокрый, гладкий, скользкий» | |
7 8 | КРУ «Чего не хватает?» | 04.02 05.02 | | 2 | Узнавание и нахождение недостающей части предмета. | |
9 10 | Разные шарики | 11.02 12.02 | | 2 | Различение материалов по фактуре (шарики гладкие, шершавые, колючие). | |
11 12 | Сухой душ | 25.02 26.02 | | 2 | Адекватное реагирование на прохождение через «ленточные ворота». Уточнение цвета | |
13 14 | Разноцветные крышки | 04.03 05.03 | | 2 | Подбор крышек соответствующего цвета | |
15 16 | Настольная игра «Цветы» | 11.03 12.03 | | 2 | Соблюдение правил игры | |
17 18 | Японский сад. | 18.03 19.03 | | 2 | Выкладывание узора из камней (из воды на песок.) | |
IV четверть, 16 часов
№ | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Хар-ка основных видов деятельности | Прим |
план | факт |
1 2 | «Звуки ». | 01.04 02.04 | | 2 | Эмоционально-двигательная реакция на движение шнурком по ладони. | |
3 4 | КРУ «Барабанщики». | 08.04 09.04 | | 2 | Отстукивание палочками ритмического рисунка по подражанию | |
| | | | | | |
5 6 | «Кораблики» | 15.04 16.04 | | 2 | Прослеживание взглядом за движением игрушек в воде. | |
7 8 | «Улов рыбака». | 22.04 23.04 | | 2 | Доставание разнофактурных рыбок из воды, обследование руками, уточнение понятий : мокрая, скользкая, твердая, мягкая и т.д) | |
9 10 | Разные предметы | 29.04 30.04 | | 2 | Восприятие предметов по плотности материалов (мягкий – твёрдый) через тактильное взаимодействие с предметами (пластмассовая игрушка – мягкая игрушка; резиновая игрушка – деревянная игрушка). | |
11 12 | «Звуки весны». | 06.05 13.05 | | 2 | Слушанье звуков природы, узнавание крика животных, птиц | |
13 14 | Мыльные пузыри | 14.05 20.05 | | 2 | Создание пены при помощи жидкого мыла, венчика и воды | |
15 16 | Сенсорные коробки. | 21.05 27.05 | | 2 | Развитие связи «рука – глаз», совместное обыгрывание сюжета | |
Учебно-методический комплекс:
игрушки и предметы со звуковыми, световыми эффектами;
образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
ёмкости для организации игр с водой и сыпучим материалом;
сенсорные панели;
дидактические игры и игрушки;
продукты с различными вкусовыми качествами; аромабаночки;
природный материал;
специально подобранные предметы, графические / печатные изображения (тематические наборы рисунков).