Пояснительная записка.
Рабочая программа по кружковой работе «Мир творчества» для 5 классов разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 11 ( с изменениями);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1997 ( с изменениями);
Письма Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного стандарта общего образования» от 12.05.2011 г. № 03-296;
Программа разработана с учетом:
- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- учебного плана по внеурочной деятельности для 5 классов;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и программы формирования универсальных учебных действий.
Рабочая программа по кружковой работе «Мир творчества» разработана для занятий с учащимися 5 классов. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
воспитание трудолюбия и аккуратности, формирование самостоятельности.
изучение мастерства ручного труда, овладение искусством цветовых сочетаний, изучение азов дизайна, изучение технологических процессов выполнения изделия.
знакомство детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, с народным творчеством, развитие эстетического вкуса, творческой инициативы, навыков сотрудничества, делового общения.
В результате освоения программы в течение учебного года предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения:
знание техники картонаж;
владение приемами изготовления несложных изделий из бумаги и картона;
владение способами оформления поделок;
владение приемами цветовых решений в изготовлении изделий;
расширение кругозора в области истории, технологии, ИЗО.
Программа реализуется в течение 1 года, на ее реализацию отводится 33 часа в год (по 1 часу в неделю ).
Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.
2. Планируемые результаты освоения курса кружковой работы
Личностные результаты освоения учащимися содержания программы:
У обучающегося будут сформированы:
ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию,
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
Метапредметные результаты освоения учащимися содержания программы:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут научиться:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- технике оригами;
- делать аппликации;
- технике «Папье-маше»;
- технике панно;
- изготавливать поделки из разных материалов;
- изготавливать цветочные композиции.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией.
3.Содержание курса кружковой работы
№ урока | Тема занятия | Необходимые материалы | форм организации и виды деятельности |
Бумажная страна. |
1 | Вводное занятие. Знакомство с работой кружка «Творческая мастерская», ТБ при работе. | Журнал инструктажей | Урок беседа, инструктирование учащихся |
Закладка для книги. Техника плетения из полосок бумаги. | Цветная бумага, ножницы, клей. | Беседа, презентация, практическая работа |
2 | Закладка для книги. Техника сложения. Уголок на страницу. Мини-закладка из скрепки. | Цветная бумага, ножницы, клей, скрепка. | Беседа, презентация, практическая работа |
3 | Техника оригами. Цветок из модулей. | Цветная бумага, ножницы, клей. | Беседа, презентация, практическая работа |
4 | Аппликация с элементами оригами. Цветущее дерево. | Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей. | Беседа, презентация, практическая работа |
5 | Аппликация с элементами оригами. Попугай в тропиках. | Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей. | Беседа, презентация, практическая работа |
6 | Плетеная корзинка из бумаги. | Газеты, клей, ножницы | Беседа, презентация, практическая работа |
7 | Подарочная коробочка в технике оригами. | Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей. | Беседа, презентация, практическая работа |
8 | Техника «Папье-маше». Тарелка. | Газета, клей, обклеиваемая форма. | Беседа, презентация, практическая работа |
Тестопластика. |
9 | Панно «Два кота» | Мука, соль, вода, клей ПВА, | Беседа, презентация, практическая работа |
10 | Панно «Два кота» | Гуашь, кисточки. | Беседа, презентация, практическая работа |
11 | Украшение быта. Дольки фруктов. | Мука, соль, вода, клей ПВА, | Беседа, презентация, практическая работа |
12 | Украшение быта. Дольки фруктов. | Гуашь, кисточки. | Беседа, презентация, практическая работа |
13 | Панно «Ангел» | Мука, соль, вода, клей ПВА, | Беседа, презентация, практическая работа |
14 | Панно «Ангел» | Гуашь, кисточки. | Беседа, презентация, практическая работа |
15 | Панно «Ангел» | Гуашь, кисточки, акриловый лак | Беседа, презентация, практическая работа |
Нитевое плетение. |
16 | Изготовление нитяных шаров. | Воздушные шары, нитки-ирис, клей ПВА. | Беседа, презентация, практическая работа |
17 | Изготовление нитяных шаров. | Воздушные шары, нитки-ирис, клей ПВА. | Беседа, презентация, практическая работа |
Украшаем комнату нитяными шарами. Шар с цветочными вставками из бумаги. | Воздушные шары, нитки-ирис, клей ПВА. Цветная бумага, ножницы. | Беседа, презентация, практическая работа |
18 | Украшаем ёлку. Новогодние шары. | Воздушные шары, нитки-ирис, клей ПВА. | Беседа, презентация, практическая работа |
19 | Украшаем ёлку. Новогодние шары. | Новогодняя мишура. | Беседа, презентация, практическая работа |
20 | Шар из цветов. | Воздушные шары, нитки-ирис, клей ПВА. | Беседа, презентация, практическая работа |
21 | Шар из цветов. | Ножницы, гофрированная бумага. | Беседа, презентация, практическая работа |
22 | Шар из цветов. | Собираем конструкцию. | Беседа, презентация, практическая работа |
Поделки из бросового материала |
23 | Панно из компакт - дисков | Клей ПВА, гуашь, картон. | Беседа, презентация, практическая работа |
24 | Морской мир. Лепка на диске. | Компакт-диск, пластилин, пайетки. | Беседа, презентация, практическая работа |
25 | Животные из пластиковых бутылок | Пластиковые бутылки, гуашь, клей ПВА, ножницы. | Беседа, презентация, практическая работа |
Различные техники. Синтез. |
26 | Техника Мозика. Водяная лилия. | Цветная бумага, картон, клей. | Беседа, презентация, практическая работа |
27 | Техника Мозика. Водяная лилия. | Цветная бумага, картон, клей. | Беседа, презентация, практическая работа |
28 | Техника Мозаика. Черный лебедь. | Яичная скорлупа белого цвета, клей ПВА, чёрный картон | Беседа, презентация, практическая работа |
29 | Техника Мозаика. Павлин. | Тыквенные семечки, клей ПВА, гуашь | Беседа, презентация, практическая работа |
30 | Техника Мозаика. Павлин. | Цветной картон, цветная бумага, клей ПВА | Беседа, презентация, практическая работа |
Квиллинг – искусство бумагокручения |
31 | Цветочная композиция | Цветная бумага, клей, ножницы | Беседа, презентация, практическая работа |
32 | Цветочная композиция | Цветная бумага, клей, ножницы | Беседа, презентация, практическая работа |
33 | Организация выставки работ «Мир творчества» |
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Наименование темы занятия | количество часов | Планируемые результаты | форма проведения занятий | дата проведения занятий |
П | Ф |
1 | Бумажная страна. | Вводное занятие. Знакомство с работой кружка , ТБ при работе. | 1 | Предметные 1. умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла; 2.умение объяснять чем похожи и чем отличаются различные техники работы с бумагой; 3.умение создавать творческую работ на заданную тему 4.умение развивать предложенную сюжетную линию; 5.сформированность навыков работы бумагой в разных видах творческой деятельности; Личностные 1.развитие самостоятельной мотивации своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов; умение доводить работу до конца; 2.способность предвидеть результат своей деятельности; 3.способность работать в коллективе; 4.способность работать индивидуально и в малых группах Метапредметные 1.постановка учебной задачи и контроль ее выполнения; 2.принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения; 3.самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов; 4.умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей; 5.умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-6.творческих задач; умение проводить самостоятельные исследования; | Беседа | 05.09. 2018 | |
| Закладка для книги. Техника плетения из полосок бумаги. | 1 | Беседа, презентация, практическая работа | |
2 | | Закладка для книги. Техника сложения. Уголок на страницу. Мини-закладка из скрепки. | 1 | Беседа, презентация, практическая работа | 12.09 2018 | |
3 | | Техника оригами. Цветок из модулей. | 1 | Беседа, презентация, практическая работа | 19.09. 2018 | |
4 | | Аппликация с элементами оригами. Цветущее дерево. | 1 | Беседа, презентация, практическая работа | 26.09. 2018 | |
5 | | Аппликация с элементами оригами. Попугай в тропиках. | 1 | Беседа, презентация, практическая работа | 03.10. 2018 | |
6 | | Плетеная корзинка из бумаги. | 1 | Беседа, презентация, практическая работа | 10.10. 2018 | |
7 | | Подарочная коробочка в технике оригами. | 1 | Беседа, презентация, практическая работа | 17.10. 2018 | |
8 | | Техника «Папье-маше». Тарелка.. | 1 | Беседа, презентация, практическая работа | 24.10. 2018 | |
9 | Тестопластика. | Панно «Два кота» | 1 | Предметные Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар) и видоизменять её для создания выразительных образов: оттягивать, вдавливать, рассекать, делать насечки, дополнять налепами. Личностные Развивать эстетический и художественный вкус детей, умение видеть прекрасное в жизни, в её бесконечном многообразии, развивать творческие способности. воспитывать интерес к искусству как средству выражения чувств, мыслей Метапредметные 1.умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей; 2.участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений; 3.умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием; | | 07.11. 2018 | |
10 | | Панно «Два кота» | 1 | | 14.11. 2018 | |
11 | | Украшение быта. Дольки фруктов. | 1 | | 21.11. 2018 | |
12 | | Украшение быта. Дольки фруктов. | 1 | | 28.11. 2018 | |
13 | | Панно «Ангел» | 1 | | 05.12. 2018 | |
14 | | Панно «Ангел» | 1 | | 12.12. 2018 | |
15 | | Панно «Ангел» | 1 | | 19.12. 2018 | |
16 | Нитевое плетение. | Изготовление нитяных шаров. | 1 | Предметные научить технике изготовления нитяных шаров; научатся понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности. Личностные Организация творческого взаимодействия детей; формирование эстетического и художественного вкуса; развитие творческого воображения детей; воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности; Метапредметные тренировка внимания; восприятия; повышение самооценки детей за счёт реального результата работы; развитие желания самосовершенствоваться в плетении. | | 26.12. 2018 | |
17 | | Изготовление нитяных шаров. | 1 | |
16.01. 2019 | |
| Украшаем комнату нитяными шарами. Шар с цветочными вставками из бумаги. | 1 | | |
18 | | Украшаем ёлку. Новогодние шары. | 1 | | 23.01. 2019 | |
19 | | Украшаем ёлку. Новогодние шары. | 1 | | 30.01. 2019 | |
20 | | Шар из цветов. | 1 | | 06.02. 2019 | |
21 | | Шар из цветов. | 1 | | 13.02. 2019 | |
22 | | Шар из цветов. | 1 | | 20.02. 2019 | |
23 | Поделки из бросового материала | Панно из компакт - дисков | 1 | Предметные -учить учащихся работать с бросовым материалом. Личностные Воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе.будут сформированы уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда; сформировать устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности МетапредметныеФормировать знание о нормах и правилах поведения в природе, вырабатывать потребность в общении с природой. - Развивать творческое воображение и фантазию при использовании бросового материала для изготовления поделок. | | 27.02. 2019 | |
24 | | Морской мир. Лепка на диске. | 1 | | 06.03. 2019 | |
25 | | Животные из пластиковых бутылок | 1 | | 13.03. 2019 | |
26 | Различные техники. Синтез. | Техника Мозика. Водяная лилия. | 1 | Предметные научить понимать правила создания рукотворных предметов, использовать эти правила в своей деятельности; изготавливать плоскостные изделия по рисункам, схемам; наблюдать информационные объекты различной природы, которые демонстрирует взрослый; получат возможность для формирования умения изготавливать изделия по простейшим чертежам. Личностные будет сформирован интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и образце, получат возможность для формирования ориентации на анализ соответствия результатов труда требованиям конкретной учебной задачи. Метапредметные получат возможность научиться под руководством учителя в сотрудничестве с одноклассниками осуществлять выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий. научатся контролировать действия партнеров в совместной деятельности; получат возможность научиться ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. научатся учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; получат возможность научиться самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. | | 20.03. 2019 | |
27 | | Техника Мозика. Водяная лилия. | 1 | | 03.04. 2019 | |
28 | | Техника Мозаика. Черный лебедь. | 1 | | 10.04. 2019 | |
29 | | Техника Мозаика. Павлин. | 1 | | 17.04. 2019 | |
30 | | Техника Мозаика. Павлин. | 1 | | 24.04. 2019 | |
31 | Квиллинг – искусство бумагокручения | Цветочная композиция | 1 | Предметные познакомить обучающихся с понятием техники «Квиллинг»; научить изготовлению цветка из полосок в технике «Квиллинг»; познакомить обучающихся с правилами безопасной работы на занятии; Личностные Развивать воображение, мышление, творческие возможности учащихся; развивать интерес к предмету; совершенствовать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук Метапредметные регулятивные – овладеют способностью применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия, контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану; научатся самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера, научатся способам получения нужной информации с помощью ИКТ технологий; научатся слушать и понимать высказывания собеседников, задавать вопросы с целью уточнения информации, самостоятельно делать выводы; | | 15.05. 2019 | |
32 | | Цветочная композиция | 1 | | 22.05. 2019 | |
33 | | Организация выставки работ «Мир тврчества» | 1 | | 29.05. 2019 | |