Пояснительная записка
Очень важно бережное отношение к культурным ценностям каждого народа, без учета которых невозможно-полноценно познать и представить общероссийскую и мировую культуру. В этой связи в последние десятилетия в дагестанском Демократические перемены, которые происходят в последние десятилетия в российском обществе, предусматривают внимательное обществе наметились позитивные перемены, направленные на глубокое изучение и познание культурных истоков и возрождения народных традиций и морально-этических ценностей, накопленных предшествующими поколениями дагестанцев.
Изучение и возрождение культуры и традиций в современном мире тем более актуально, что в условиях глобализации и вестернизации (вытеснение традиционной культуры Западной) существует реальная угроза потери культурной идентичности дагестанских народов, которая может привести к девальвации их духовно-нравственных и морально-этических ценностей.
Курс «Культура и традиции народов Дагестана» является учебно-познавательным и прикладным предметом, основанный на разработках ряда научных дисциплин, в том числе этнографии, культурологии и этнопедагогики. В этом смысле предлагаемый курс носит междисциплинарный характер. И в то же время данная дисциплина является самостоятельной и специфичной, так как, не дублируя и не подменяя другие дисциплины, она способствует познанию и использованию накопленных знаний по культуре и традициям подрастающими поколениями дагестанцев в практической деятельности.
С учетом того, что данная дисциплина введена в школьные программы относительно недавно (с 1992 года), специалистами в данной отрасли проделана значительная работа по возрождению и внедрению знаний по предлагаемому курсу в системе образования Республики Дагестан. В том числе немалая заслуга в разработке дисциплины «Культура и традиции народов Дагестана» принадлежит его родоначальникам Ш.А. Мирзоеву и ТТ. Саидову, которые в числе первых выступили составителями программ и учебно-методической литературы по предлагаемому курсу. Весомый вклад в развитие знаний по культуре и традициям принадлежит профессору P.M. Магомедову, который своей небольшой по объему, но емкой по содержанию работой «Обычаи и традиции народов Дагестана» (Махачкала, 1992) сыграл значительную роль по внедрению дисциплины в общеобразовательные учреждения республики.
В начальных классах школ республики также издается дисциплина «Культура и традиции народов Дагестана», а учебники и учебно-методическая литература, помимо русского языка, составлены на национальных языках народов Дагестана.
Плодотворная работа по разработке программы и уроков для 8-9 классов в рамках предлагаемой дисциплины проделана доцентом кафедры истории и обществознания института повышения квалификации педагогических кадров (ДИГОШТС) при Министерстве образования и науки М.А. Магомедовой, Наряду с вышеназванными специалистами, значительную работу по разработке отдельных направлений по культуре и традициям народов Дагестана проводятся в институте истории, археологии и этнографии (ИИАЭ), а также в институте языка, литературы и искусств (ИЯЛИ) Дагестанского научного центра Российской Академии наук.
При составлении предлагаемых учебников и программы для 8-9-х классов по культуре и традициям народов Дагестана предпринята попытка с учетом последних достижений науки творчески развить все то, что было проделано предшествующими специалистами по данной дисциплине. Как отмечает М.А. Магомедова, культуру и традиции народов Дагестана можно рассмотреть в двух проекциях: культурологическом и историко-этнографическом, и при этом сама предпочитает придерживаться второго варианта. Мы также полагаем, что если в названии предмета наряду с термином «культура», присутствует термин «традиция», то непременно следует придерживаться историко-этнографического принципа при составлении учебно-методической литературы, и, соответственно, в преподавании данной дисциплины.
Целями дисциплины о«Культуре и традициям народов Дагестана» являются:
Теоретическая - изучение и постижение подрастающими поколениями основ культурной идентичности дагестанских народов, учитывая при этом, что культура местных народов является неотъемлемой частью общероссийской и мировой культуры.
Практическая - воспитание подрастающих поколений дагестанцев на позитивных морально-нравственных и этических приоритетах и традициях, унаследованных от прошлых поколений и, соответственно, уважительного отношения к ним.
Привитие молодому поколению чувства межнациональной, солидарности и единения всех дагестанских народов, которое наблюдается как в традиционном прошлом, так и настоящем.
Задачами дисциплины являются:
Сформировать у учащихся представление о самобытности культуры и традиций дагестанских народов, которые сложились в тесном культурном, торгово-экономическом, политическом, социальном сотрудничестве с другими народами Кавказа.
Прививать чувство уважения как к локальным, так и общедагестанским культурным ценностям, учитывая при этом, что основа патриотизма и гражданственности закладывается в детстве и начинается, прежде всего, с любви к своей малой Родине.
Воспитывать уважительное отношение к дагестанским духовно-нравственным и морально-этическим ценностям и правилам поведения в семье и обществе, основанным на таких нравственных приоритетах, как «ях1~намус».
Прививать подрастающему поколению дагестанцев чувство интернациональной солидарности и гражданственности по принципу: Дагестан - это наш общий дом и его благополучие за» висит от наших совместных усилий и гражданской позиции каждого из нас.
Показать, что народы Дагестана как в традиционном прошлом, так и в настоящем вносят весомый вклад в общероссийскую и мировую культуру. Это касается, как спортивных достижений, так и искусства, литературы, фольклора, произведений народных умельцев, канатоходства, хореографии, научной и религиозной сферы, военного искусства и т.д.
6. Посредством привлечения местного материала, привить подрастающему поколению чувство единения со своим краем, а также способствовать познанию и соблюдению культуры доброжелательных межличностных отношений.
Методические рекомендации
В процессе преподавания данной дисциплины следует проявлять особый такт и уважительное отношение к национальным особенностям всех народов Дагестана, Особенно это касается тех районов, где компактно проживают представители разных национальностей. При этом следует помнить, что чувство национальной идентичности является одним из самых легко уязвимых.
С учетом того, что в Дагестане проживают представители разных религий и религиозных течений, соответствующий такт следует проявлять также к представителям разных конфессий.
В предлагаемой программе и учебной литературе предоставляется значительный простор для привлечения в процесс обучения местного материала. По отдельным аспектам изучаемого материала можно предварительно поручать учащимся подготовить небольшие рефераты, с которыми они могут выступить как на уроках, так и внеурочных тематических мероприятиях. Такая форма проведения занятий будет стимулировать любознательность учащихся, способствовать выработке самостоятельности в обучении, а также сделает изучаемый материал наглядным.
Также представляется целесообразным на уроках проводить непродолжительные диспуты в форме брифингов по наиболее актуальным аспектам, в ходе которого каждый учащийся имеет возможность выразить свою точку зрения по обсуждаемой проблеме. Такая форма проведения занятия призвана способствовать широкому привлечению учащихся, а также сделает процесс 'обучения активным и увлекательным.
(17 часов в год) автор Г.Х. Магомедсалихов. Издательство «Лотос» Махачкала 2009г.
Дополнительных пособий для учителя:
Методические рекомендации и разработки уроков для 8-9 классов. Автор М.А.Магомедова. Махачкала 2009
Народы Дагестана. Автор А.Р.Магомедов .Махачкала 2003
Журнал. Народы Дагестана.
Календарно тематическое планирование по КТНД 9 класс (17 часов в год) автор Г.Х.Магомедсалихов. Издательство «Эпоха» Махачкала 2009 г.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата |
1 | Введение | 1 | | |
| Традиционная духовная культура дагестанцев. | | | |
2 | Развитие мусульманской культуры в Дагестане. Основы вероучения ислама общечеловеческие ценности в исламе. Мусульманское образование в Дагестане | 1 | П.1-2стр.8 | |
3 | Традиционная народная медицина. | 1 | П.4стр.28 | |
4 | Устное народное творчество как основа национальной культуры. Книжная культура и массовая информация в Дагестане. | 1 | П.5стр.ЗЗ П.6стр.40 | |
5 | Становление светского образования в Дагестане. | 1 | П.7стр.48 | |
6 | Культура и традиции татов и горских евреев Дагестане. Культура и традиции русскоязычных народов Дагестана. | 1 | П.8стр.55 П.Эстр.бО | |
7 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | Повторить. | |
| Морально-нравственный кодекс поведения. | | | |
8 | Морально -нравственный кодекс поведения у народов Дагестана. Культура мусульманского права. | 1 | П.10стр.65 П.11стр.71 | |
9 | Культура обычного права в традициях народов Дагестане. Правовые нормы и традиции обеспечения мира и согласия. | 1 | П.12стр.78 П.13-14стр.84 | |
10 | Алимы и просветители Дагестана. | 1 | П.15стр.92 | |
| Физическая культура и спорт народов Дагестана. | | | |
11 | Физическая культура в традиционном дагестанском обществе. Физическая культура и спорт в современном Дагестане. | 1 | П.16стр.98 П. 17стр. 104 | |
12 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Повторить. | |
| Культурные процессы в Дагестане в советское время. | | | |
13 | Изобразительное искусство народов Дагестана. | 1 | П.18-18стр.112 | |
14 | Театрально -сценическое искусство Дагестана. | | П.20-21стр.119 | |
15 | Музыкальная культура народов Дагестана. | 1 | П.22-23стр.132 | |
| Танцевальный фольклор и хореографическое искусство народов Дагестана. | | П. 24стр. 142 | |
16 | Культурные процессы в Дагестане в хх- начале хх в. | 1 | П.25-26стр.148 | |
17 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | П.1-26стр8 | |
Календарно тематическое планирование по КТНД 8 класс (17 часов в год) автор Г.Х.Магомедсалихов. Издательство «Эпоха» Махачкала 2009 г.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание. | дата |
1 | Введение | 1 | | |
| Общие сведения о народах Дагестана. | | | |
2 | Народонаселение современного Дагестана. Общность происхождения и культурное единство дагестанских народов. | 1 | П.1 стр.12 П.2 стр.19 | |
| Материальная культура и производственная деятельность народов Дагестана. | | | |
3 | Культура земледельческого труда. Культура скотоводства народов Дагестана. | 1 | П.3-4 стр.24 П.5 стр.39 | |
4 | Сельскохозяйственный календарь народов Дагестана. | 1 | П.6 стр48 | |
5 | Торгово-экономические и культурные взаимоотношения народов Дагестана. | 1 | П. 7 стр54 | |
6 | Садоводство, виноградарство, Охота и пчеловодство в Дагестане. | 1 | П.8 стр.64 | |
7 | Поселение и жилище. Одежда народов Дагестана. | 1 | П.9 стр.73 П.10 стр.84 П.ИстрЭЗ | |
Традиционная пища и культура питания народов Дагестана. | |
8 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | П.7-11стр12 | |
| Традиционный общественный быт народов Дагестана. | | | |
9 | Социализация личности в семье и обществе. Аталычество и побратимство. Традиции почитания старших в дагестанском обществе. Обычай взаимопомощи у народов Дагестана. | 1 | П. 12 стр.102 П.13 стр.110 П.14 стр.115 | |
10 | Традиции гостеприимство и куначество у дагестанских народов Традиционная культура поведения и этикет дагестанцев. | 1 | П.15 стр.122 П.16-17стр.129 | |
| Художественные традиции народов Дагестана. | | | |
11 | Художественная обработка камня и дерева. Гончарное искусство в Дагестане. | 1 | П. 18 стр.144 П.19 стр.154 | |
| Обработка шерсти у народов Дагестана. | | П.20стр.1.63 | |
12 | Ковроделие. Художественная обработка металлов. Ювелирное дело. | 1 | П.21. стр.174 П.22 стр. | |
13 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | П.12-22 стр.102 | |
| Традиционная семья, семейно-бытовая этика и культура поведения дагестанцев. | | | |
14 | Семья и брак. Традиционная свадьба. Семейно-бытовая этика и культура поведения дагестанцев. Современная дагестанская семья. | 1 | П.23 стр.194 11.24 стр.203 | |
15 | Похоронно-поминальные обычаи и обряды. | 1 | П.25 стр.211 | |
16 | Дагестанские собственные имена и их происхождение. | 1 | П.26 стр.217 | |
17 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | повторить | |