СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по КТНД 8,9.кл

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по КТНД

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по КТНД 8,9.кл»

Пояснительная записка


Очень важно бережное отношение к культурным ценностям каж­дого народа, без учета которых невозможно-полноценно познать и представить общероссийскую и мировую культуру. В этой свя­зи в последние десятилетия в дагестанском Демократические перемены, которые происходят в послед­ние десятилетия в российском обществе, предусматривают вни­мательное обществе наметились позитивные перемены, направленные на глубокое изучение и по­знание культурных истоков и возрождения народных традиций и морально-этических ценностей, накопленных предшествующими поколениями дагестанцев.

Изучение и возрождение культуры и традиций в современ­ном мире тем более актуально, что в условиях глобализации и вестернизации (вытеснение традиционной культуры Западной) существует реальная угроза потери культурной идентичности да­гестанских народов, которая может привести к девальвации их духовно-нравственных и морально-этических ценностей.

Курс «Культура и традиции народов Дагестана» является учебно-познавательным и прикладным предметом, основанный на разработках ряда научных дисциплин, в том числе этнографии, культурологии и этнопедагогики. В этом смысле предлагаемый курс носит междисциплинарный характер. И в то же время дан­ная дисциплина является самостоятельной и специфичной, так как, не дублируя и не подменяя другие дисциплины, она способ­ствует познанию и использованию накопленных знаний по куль­туре и традициям подрастающими поколениями дагестанцев в практической деятельности.

С учетом того, что данная дисциплина введена в школьные программы относительно недавно (с 1992 года), специалистами в данной отрасли проделана значительная работа по возрождению и внедрению знаний по предлагаемому курсу в системе образо­вания Республики Дагестан. В том числе немалая заслуга в раз­работке дисциплины «Культура и традиции народов Дагестана» принадлежит его родоначальникам Ш.А. Мирзоеву и ТТ. Саидову, которые в числе первых выступили составителями программ и учебно-методической литературы по предлагаемому курсу. Ве­сомый вклад в развитие знаний по культуре и традициям принадлежит профессору P.M. Магомедову, который своей небольшой по объему, но емкой по содержанию работой «Обычаи и тради­ции народов Дагестана» (Махачкала, 1992) сыграл значительную роль по внедрению дисциплины в общеобразовательные учреж­дения республики.

В начальных классах школ республики также издается дисциплина «Культура и традиции народов Дагестана», а учеб­ники и учебно-методическая литература, помимо русского языка, составлены на национальных языках народов Дагестана.

Плодотворная работа по разработке программы и уроков для 8-9 классов в рамках предлагаемой дисциплины проделана доцентом кафедры истории и обществознания института повы­шения квалификации педагогических кадров (ДИГОШТС) при Министерстве образования и науки М.А. Магомедовой, Наряду с вышеназванными специалистами, значительную работу по разра­ботке отдельных направлений по культуре и традициям народов Дагестана проводятся в институте истории, археологии и этно­графии (ИИАЭ), а также в институте языка, литературы и ис­кусств (ИЯЛИ) Дагестанского научного центра Российской Ака­демии наук.


При составлении предлагаемых учебников и программы для 8-9-х классов по культуре и традициям народов Дагестана пред­принята попытка с учетом последних достижений науки творче­ски развить все то, что было проделано предшествующими спе­циалистами по данной дисциплине. Как отмечает М.А. Магомедова, культуру и традиции народов Дагестана можно рассмотреть в двух проекциях: культурологическом и историко-этнографическом, и при этом сама предпочитает придерживаться второго ва­рианта. Мы также полагаем, что если в названии предмета наряду с термином «культура», присутствует термин «традиция», то не­пременно следует придерживаться историко-этнографического принципа при составлении учебно-методической литературы, и, соответственно, в преподавании данной дисциплины.

Целями дисциплины о«Культуре и традициям народов Дагестана» являются:

Теоретическая - изучение и постижение подрастающими поколениями основ культурной идентичности дагестанских на­родов, учитывая при этом, что культура местных народов являет­ся неотъемлемой частью общероссийской и мировой культуры.

Практическая - воспитание подрастающих поколений да­гестанцев на позитивных морально-нравственных и этических приоритетах и традициях, унаследованных от прошлых поколе­ний и, соответственно, уважительного отношения к ним.

Привитие молодому поколению чувства межнациональной, солидарности и единения всех дагестанских народов, которое на­блюдается как в традиционном прошлом, так и настоящем.

Задачами дисциплины являются:

Сформировать у учащихся представление о самобытности культуры и традиций дагестанских народов, которые сложились в тесном культурном, торгово-экономическом, политическом, социальном сотрудничестве с другими народами Кавказа.

Прививать чувство уважения как к локальным, так и об­щедагестанским культурным ценностям, учитывая при этом, что основа патриотизма и гражданственности закладывается в детст­ве и начинается, прежде всего, с любви к своей малой Родине.

Воспитывать уважительное отношение к дагестанским духовно-нравственным и морально-этическим ценностям и пра­вилам поведения в семье и обществе, основанным на таких нрав­ственных приоритетах, как «ях1~намус».

Прививать подрастающему поколению дагестанцев чув­ство интернациональной солидарности и гражданственности по принципу: Дагестан - это наш общий дом и его благополучие за» висит от наших совместных усилий и гражданской позиции каж­дого из нас.

Показать, что народы Дагестана как в традиционном прошлом, так и в настоящем вносят весомый вклад в общерос­сийскую и мировую культуру. Это касается, как спортивных дос­тижений, так и искусства, литературы, фольклора, произведений народных умельцев, канатоходства, хореографии, научной и ре­лигиозной сферы, военного искусства и т.д.

6. Посредством привлечения местного материала, привить подрастающему поколению чувство единения со своим краем, а также способствовать познанию и соблюдению культуры добро­желательных межличностных отношений.





Методические рекомендации

В процессе преподавания данной дисциплины следует про­являть особый такт и уважительное отношение к национальным особенностям всех народов Дагестана, Особенно это касается тех районов, где компактно проживают представители разных на­циональностей. При этом следует помнить, что чувство нацио­нальной идентичности является одним из самых легко уязвимых.

С учетом того, что в Дагестане проживают представители разных религий и религиозных течений, соответствующий такт следует проявлять также к представителям разных конфессий.

В предлагаемой программе и учебной литературе предос­тавляется значительный простор для привлечения в процесс обу­чения местного материала. По отдельным аспектам изучаемого материала можно предварительно поручать учащимся подгото­вить небольшие рефераты, с которыми они могут выступить как на уроках, так и внеурочных тематических мероприятиях. Такая форма проведения занятий будет стимулировать любознатель­ность учащихся, способствовать выработке самостоятельности в обучении, а также сделает изучаемый материал наглядным.

Также представляется целесообразным на уроках проводить непродолжительные диспуты в форме брифингов по наиболее ак­туальным аспектам, в ходе которого каждый учащийся имеет возможность выразить свою точку зрения по обсуждаемой про­блеме. Такая форма проведения занятия призвана способствовать широкому привлечению учащихся, а также сделает процесс 'обу­чения активным и увлекательным.


(17 часов в год) автор Г.Х. Магомедсалихов. Издательство «Лотос» Махачкала 2009г.

Дополнительных пособий для учителя:

Методические рекомендации и разработки уроков для 8-9 классов. Автор М.А.Магомедова. Махачкала 2009

Народы Дагестана. Автор А.Р.Магомедов .Махачкала 2003

Журнал. Народы Дагестана.




Календарно тематическое планирование по КТНД 9 класс (17 часов в год) автор Г.Х.Магомедсалихов. Издательство «Эпоха» Махачкала 2009 г.


Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата

1

Введение

1




Традиционная духовная культура дагестанцев.




2

Развитие мусульманской культуры в Дагестане.

Основы вероучения ислама общечеловеческие ценности в исламе.

Мусульманское образование в Дагестане

1

П.1-2стр.8


3

Традиционная народная медицина.

1

П.4стр.28


4

Устное народное творчество как основа национальной культуры.

Книжная культура и массовая информация в Дагестане.

1

П.5стр.ЗЗ

П.6стр.40


5

Становление светского образования в Дагестане.

1

П.7стр.48


6

Культура и традиции татов и горских евреев Дагестане.

Культура и традиции русскоязычных народов Дагестана.

1

П.8стр.55

П.Эстр.бО


7

Повторительно-обобщающий урок.

1

Повторить.



Морально-нравственный кодекс поведения.




8

Морально -нравственный кодекс поведения у народов Дагестана.

Культура мусульманского права.

1

П.10стр.65

П.11стр.71


9

Культура обычного права в традициях народов Дагестане.

Правовые нормы и традиции обеспечения мира и согласия.

1

П.12стр.78

П.13-14стр.84


10

Алимы и просветители Дагестана.

1

П.15стр.92



Физическая культура и спорт народов Дагестана.




11

Физическая культура в традиционном дагестанском обществе.

Физическая культура и спорт в современном Дагестане.

1

П.16стр.98

П. 17стр. 104


12

Повторительно-обобщающий урок

1

Повторить.



Культурные процессы в Дагестане в советское время.




13

Изобразительное искусство народов Дагестана.

1

П.18-18стр.112


14

Театрально -сценическое искусство Дагестана.


П.20-21стр.119


15

Музыкальная культура народов Дагестана.

1

П.22-23стр.132



Танцевальный фольклор и хореографическое искусство народов Дагестана.


П. 24стр. 142


16

Культурные процессы в Дагестане в хх- начале хх в.

1

П.25-26стр.148


17

Повторительно-обобщающий урок

1

П.1-26стр8







Календарно тематическое планирование по КТНД 8 класс (17 часов в год) автор Г.Х.Магомедсалихов. Издательство «Эпоха» Махачкала 2009 г.


Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание.

дата

1

Введение

1




Общие сведения о народах Дагестана.




2

Народонаселение современного Дагестана.

Общность происхождения и культурное единство дагестанских народов.

1

П.1 стр.12

П.2 стр.19



Материальная культура и производственная деятельность народов Дагестана.




3

Культура земледельческого труда.

Культура скотоводства народов Дагестана.

1

П.3-4 стр.24

П.5 стр.39


4

Сельскохозяйственный календарь народов Дагестана.

1

П.6 стр48


5

Торгово-экономические и культурные взаимоотношения народов Дагестана.

1

П. 7 стр54


6

Садоводство, виноградарство, Охота и пчеловодство в Дагестане.

1

П.8 стр.64


7

Поселение и жилище.

Одежда народов Дагестана.

1

П.9 стр.73

П.10 стр.84

П.ИстрЭЗ


Традиционная пища и культура питания народов Дагестана.


8

Повторительно-обобщающий урок.

1

П.7-11стр12



Традиционный общественный быт народов Дагестана.




9

Социализация личности в семье и обществе. Аталычество и побратимство.

Традиции почитания старших в дагестанском обществе.

Обычай взаимопомощи у народов Дагестана.

1

П. 12 стр.102

П.13 стр.110

П.14 стр.115


10

Традиции гостеприимство и куначество у дагестанских народов

Традиционная культура поведения и этикет дагестанцев.

1

П.15 стр.122

П.16-17стр.129



Художественные традиции народов Дагестана.




11

Художественная обработка камня и дерева.

Гончарное искусство в Дагестане.

1

П. 18 стр.144

П.19 стр.154



Обработка шерсти у народов Дагестана.


П.20стр.1.63


12

Ковроделие.

Художественная обработка металлов. Ювелирное дело.

1

П.21. стр.174

П.22 стр.


13

Повторительно-обобщающий урок.

1

П.12-22 стр.102



Традиционная семья, семейно-бытовая этика и культура поведения дагестанцев.




14

Семья и брак. Традиционная свадьба.

Семейно-бытовая этика и культура поведения дагестанцев. Современная дагестанская семья.

1

П.23 стр.194

11.24 стр.203


15

Похоронно-поминальные обычаи и обряды.

1

П.25 стр.211


16

Дагестанские собственные имена и их происхождение.

1

П.26 стр.217


17

Повторительно-обобщающий урок.

1

повторить