СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по культуре общения ,9класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соответствует требованиям ФГОС, пояснительная записка также соответствует требованиям ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по культуре общения ,9класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа «Культура общения» составлена на основе Закона об образовании (ст.9,14,29), Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по, Программы «Культура общения» региональной компетенции под редакцией И.А. Стернина.- Воронеж, ВОИПКРО, 2009г.

В Воронежской области «Культура общения» области как предмет школьной компетенции ведется с 1992 г. и как предмет региональной компетенции с 1997 г. Программа (2009 года издания) предназначена для 1-11 классов общеобразовательных учреждений г. Воронежа и. Воронежской области.

Настоящий вариант программы (5 издание) по сравнению с 4-м. изданием (Воронеж, Центрально-Черноземное книжное издательство, 2002) переработан. Существенному уточнению (прежде всего в области перераспределения материала, а также частично в области содержания) были подвергнуты блоки средних классов. Они переработаны с опорой на опыт лучших учителей и накопленный пятнадцатилетний опыт преподавания предмета; в них учтены новые достижения в области преподавания речеведческих дисциплин в отечественной науке и педагогической практике.

Предмет «Культура общения дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

- Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №760 от 27.07.2012 г.

-Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089

-Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования («Вестник образования» №5-6 2012 г.)

-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта

2.Общая характеристика учебного предмета

Цель обучения - формирование коммуникативной грамотности учащихся.

Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:

- устойчивых риторических навыков;

- устойчивых навыков культуры устной речи;

- навыков эффективного общения.

Задачи курса:

1.Сформировать коммуникативную грамотность учащихся

2. Сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации

3. Вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи.

4. Обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.

3.Место учебного предмета «Культура общения, 9 класс» в учебном плане

Всего часов-16 (0,5 часа в неделю – региональный компонент учебного плана)

4. Ценностные ориентиры содержания предмета.

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

5.Планируемые результаты освоения курса «Культура общения,9 класс»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты освоения предмета

Личностными результатами изучения предмета в основной школе являются:
• общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе; 
• осознание себя гражданином своей страны; 

Метапредметные результаты освоения предмета

Выпускник получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Выпускник научится:

• различным видам аудирования; передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста ( в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Выпускник научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов ( в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать

отобранную информацию;

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников; высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Выпускник научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания на разные темы;

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом;

• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

6.Содержание учебного предмета.

Законы, прави­ла и приемы общения-5час.

Эффективное речевое воздей­ствие-4час

Поведение в споре-4час

Национальные особенности общения -1час

Понятие, виды и приемы дело­вого общения-1час

Деловое письмо-1час

7.Требования к знаниям и умениям учащихся


К концу 9-го класса учащиеся должны знать:

- понятия законов, правил и приемов общения;

- отличия нормативных правил от правил речевого воздейст­вия;

- виды законов общения, формулировки законов общения;

- принципы и правила бесконфликтного общения;

- понятие речевого воздействия;

- понятия спора, конфликта, скандала, правила эффективного спора;

- национальные особенности русского общения и общения других народов мира;

- правила эффективного слушания;

- приемы стимуляции активного слушания;

- универсальные требования к деловому общению;

- правила общения при собеседовании с работодателем;

- особенности телефонного разговора;

- требования к деловому телефонному разговору;

- правила этикета телефонного разговора;

- требования к отдельным этапам делового телефонного раз­говора;

- приемы эффективного делового общения по телефону;

- требования к деловым документам разных видов.


Учащиеся должны уметь:

- использовать правила и приемы речевого воздействия;

- использовать правила бесконфликтного общения;

- анализировать коммуникативную ситуацию с точки зрения проявляющихся коммуникативных законов;

- усиливать и защищать свою коммуникативную позицию;

- ослаблять коммуникативную позицию собеседника;

- отличать споры по существенным и несущественным вопро­сам;

- использовать на практике правила эффективного спора;

- использовать правила эффективного слушания;

- использовать приемы стимуляции активного слушания;

- эффективно общаться с официальными лицами;

- общаться с работодателем;

- составлять типовые деловые письма.


8. Критерии и нормы оценки знаний учащихся

  1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

9.Программа обеспечивается следующими учебными пособия­ми:

Стернин И.Л., Ноничихина М.Е. Культура делового общения. Учебное пособие. - Воронеж, 2012. - 197 с;

Культура общения. Книга для учащихся. / Под ред. И. А. Стернина. - Воронеж, 2012.

Культура общения. Книга для учителя. Вып. 1-4. / Под ред. И.А. Стернина2012г.


Деловое общение

Тематическое планирование курса

9 класс

№ урока

Тема урока

Содержание урока

Формирование УУД

Виды и формы контроля


Дата план.

Дата факт.

Законы, правила и приемы общения (5час)


1

Законы, правила и приемы общения

Использование материала урока 1.

Знать законы, правила и приемы общения


02.09

02.09

2

Законы общения

Объединить материал уроков 2-3. Задания и упражнения выполняются выборочно.

Знать виды законов общения, формулировки законов общения;

тесты

09.09

09.09

3

Законы общения

Объединить материал уроков 4-6. Задания и упражнения выполняются выборочно.

Знать виды законов общения, формулировки законов общения;


16.09

16.09

4

Законы общения

Объединить материал уроков 7-8. Задания и упражнения выполняются выборочно

Знать виды законов общения, формулировки законов общения;

тесты

23.09

23.09

5

Принципы и правила бесконфликтного общения

Использовать материал урока 9.

Знать принципы и правила бесконфликтного общения;


30.09

30.09

Эффективное речевое воздействие (4час)

6

Понятие речевого воздействия

Объединить материал уроков 10,11,12. Сокращение материала возможно за счет исторических аспектов развития речевого воздействия. Можно «опустить» вопрос о вербальном и невербальном аспектах речевого воздействия – этим проблемам будет посвящен отдельный урок

Знать понятие речевого воздействия;

Понятия спора, конфликта, скандала, правила эффективного спора;


тесты

07.10

07.10

7

Коммуникативная позиция говорящего

Использовать материал урока 12.

Знать приемы усиления коммуникативной позиции: повтор обращения, приближение к собеседнику, возвышение над собеседником, физический контакт, открытые жесты, обращенные к слушателю, укрупнение собеседника, повышение громкости речи и др. Способы защиты коммуникативной позиции. Способы ослабления коммуникативной позиции собеседника.

Уметь анализировать коммуникативную ситуацию с точки зрения проявляющихся коммуникативных законов;

усиливать и защищать свою коммуникативную позицию; ослаблять коммуникативную позицию собеседника;




тесты

14.10

14.10

8

Невербальное и вербальное общение

Объединить материал уроков 13,14,15.Сокращение происходит за счет «сжатого» описания конкретных невербальных сигналов. Они называются, но подробно не обсуждаются.

Знать невербальные сигналы как несловесные, неязыковые явления, которые несут информацию в процессе общения. Сигналы внешности (одежда, прическа и др.). Язык телодвижений (взгляд, мимика, жесты, позы, осанка, стойка, посадка, движение, походка, физические контакты, манипуляции с предметами).

тесты

21.10

21.10

9

Общение в кризисных ситуациях

Использовать материал урока 16.


Знать правила поведения в случае взятия в заложники. Правила поведения при ограблении. Способы предупреждения кризисных ситуаций. Поведение в ночном городском транспорте, в электричке, в такси. Общение с преступником.




28.19

28.10

Поведение в споре (1час)

10

Понятие спора

Объединить материал уроков 17,18,19. В процессе сокращения материала могут быть исключены обсуждения понятий «скандал», «спор ради спора», «бытовой спор». Допустимо не разграничивать понятия «Урегулирование конфликта» и «разрешение конфликта». Кратко излагаются основные виды спора.


Знать правила эффективного спора;

Уметь отличать споры по существенным и несущественным вопросам;

использовать на практике правила эффективного спора

викторина

18.11

18.11

Национальные особенности общения (1час)

11

Национальные особенности общения

Объединить материал уроков 20,21,22. В процессе сокращения обсуждаются лишь национальные особенности русского общения.

Знать национальные особенности русского общения и общения других народов мира


25.11

25.11

Принципы делового общения (4час)

12

Понятие, виды и приемы делового общения

Объединить материал уроков 23-24. Из урока 23 дается лишь понятие «делового общения». Задания и упражнения выполняются выборочно.

Знать виды и приемы делового общения, универсальные требования к деловому общению


02.12

02.12

13

Деловое слушание

Использовать материал урока 25.

Знать правила эффективного слушания;

Уметь использовать правила эффективного слушания;



09.12

09.12

14

Общение на экзамене

Использовать материал урока 26.

Знать правила эффективного общение с экзаменатором.


тесты

16.12

16.12

15

Общение с официальными лицами

Объединить материал уроков 27-28. Задания и упражнения выполняются выборочно.

Уметь эффективно общаться с официальными лицами;

общаться с работодателем


упражнения

23.12

23.12

Деловое письмо (1час)

16

Деловое общение по телефону

Деловое письмо

Объединить материал уроков 29-32. Задания выполняются выборочно.

Сокращение может быть проведено за счет фрагментов, посвященных обсуждению правил составления характеристики, докладной записки.

Знать приемы эффективного делового общения по телефону;

Требования к деловым документам разных видов.

Уметь составлять типичные деловые письма.



29.12

29.12









































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!