г. Азов, Ростовская область
№______ от «___» _____20__г.
Краткое описание | Программа курса «Доноведение» для обучающихся 2 «Д» класса разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наукЕ.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева и др.), в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализует социальное направление внеурочной деятельности. Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение». Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. В предлагаемой программе отбор содержания учебного материала осуществляется с учетом целей и задач изучения предмета «Доноведение». |
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа | Федеральный Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012№ 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016); Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 №1576); Региональный компонент стандарта исторического образования Ростовской области (Образовательный стандарт по региональной истории: История Донского края. Министерство общего и профессионального образования Ростовской области от 24.12.2004 приказ № 9/1) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015 № 81). Письмо Минобрнауки России от 03.03.2016 № 08-334 «О внесении изменений в федеральные государственное образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования» Письмо Рособрнадзора от 03.11.15, № 02-501 "По вопросам составления рабочих программ учебных предметов". Положение о структуре рабочей программы педагога МБОУ СОШ № 13 г. Азова. Положение о внеурочной деятельности в МБОУ СОШ № 13 г. Азова Авторская программа «Доноведение», Е.Ю.Сухаревской, М.Н.Бакревой, И.Ю.Величко, М.М.Вюнниковой и др. Ростов-на-Дону, БАРО-ПРЕСС, 2008 Приказ об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2018 – 2019 учебный год (от 25.04.2018 № 24/4.1-5705.). Учебный план МБОУ СОШ № 13 на 2018-2019 уч.год ( приказ № 127-о от 30.08.2018г.). |
Общие цели и задачи программы внеурочной деятельности с учетом ее специфики | Цель изучения курса является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. Задачи. Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края; 2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края. Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном. 2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма. Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края. |
Характеристики объема (количество часов) по классам | В школьном учебном плане на 2018 - 2019 учебный год на преподавание внеурочного курса «Доноведение» во 2 «Д» классе предусматривается 1 час в неделю, продолжительность учебного года составляет 34 недели, с учетом годового календарного плана-графика и расписания занятий на 2018-2019учебный год – 34 часа в год. Календарно - тематическое планирование составлено с учетом плана - графика работы школы и расписания внеурочных занятий и обеспечивает рациональное распределение внеучебного материала: I четверть – 8 ч. IIчетверть –8 ч. IIIчетверть – 10 ч. IVчетверть –6 ч. Итого - 32 часа |
В результате освоения программы курса «Доноведение» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
№ п/п | Наименование разделов учебной программы | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий | Формы организации внеурочной деятельности | Основные виды внеурочной деятельности | |
1 | Я И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР | 6 | С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы. Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности. Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону. | Работа с картой Ростовской области Практическая работа по контурной карте: выделение границы Ростовской области.Проект «История моей улицы», «Улица моего детства»Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия».Проект «Моя семья» | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение Досуговое общение | Тестирование, написание сочинений, подготовка рефератов, устных сообщений, выставки творческих работ, защита проектов. Экскурсии, Зарисовки, практическая работа, Составление коллажей, Исследование, Викторины. Праздничные мероприятия. |
2 | ПРИРОДА ДОНСКОГО КРАЯ | 16 | Живая и неживая природа Донского края. Времена года. Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края. Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве. Полезные ископаемые — каменный уголь и его значение в хозяйстве человека. Почва Донского края и её значение для растений и животных. | Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия «Животный мир Ростовской области» Виртуальные экскурсии по просторам Ростовской области Рисование природы Дона. Проект по темам: «Флора родного города », «Фауна родного гор» Практическая работа «Почвы родного края» Беседа о бережном использовании полезных ископаемых Экскурсия. Исследовательские работы учащихся «Мир природного сообщества родного края» Конкурс рисунков Викторины, кроссворды | Проблемно-ценностное общение Худож. творчество Игровая деятельность Познавательная деятельность Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность) | Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы. |
3 | ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА | 3 | Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе. | Беседа о бережном использовании природных ресурсов. Исследовательские работы учащихся | Проблемно-ценностное общение Художественное творчество Игровая деятельность Познавательная деятельность Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность) | Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы. |
4 | ЖИЗНЬ НА ДОНУ | 7 | Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды) С днём рождения, родной город. Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города . Вместе дружная семья. | История появления родного города, его достопримечательности. Составление альбома о родном городе. Праздничные мероприятия. | Проблемно-ценностное общение Худ-ое творчество Игровая деятельность Познавательная деятельность Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность) | Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы. |
№ п/п | Тема | Сроки | Кол-во часов | Формы организации внеурочной деятельности | Основные виды внеурочной деятельности | Планируемый результат | Продукт деятельности |
план | факт |
Я и окружающий мир 2 ч. |
1 | С чего начинается Родина… | 05.09 | | 1 | Вводное занятие Практическая работа по контурной карте: выделение границы Ростовской области. | Индивидуальная и групповая работа Познавательная, социальная работа. Досуго-развлекательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество. | Иметь представление о Ростовской области как о малой Родине | |
2 | Школа – светлая гавань | 12.09 | | 1 | Беседа Практическая работа | Дать понять ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; | Проект по выбору «История моей улицы», «Улица моего детства» |
3 | С днём рождения, родной город Азов | 19.09 | | 1 | Беседа. Экскурсия | Познавательная, социальная работа. Досуго-развлекательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. | Углубить знания о памятных местах города | Альбом о родном городе |
4 | Дорога от дома до школы (экскурсия) | 26.09 | | 1 | Беседа. Экскурсия | Изучить безопасный маршрут от дома до школы | Маршрутный лист |
Природа Донского края 8 ч. |
5-6 | Природа. | 3.10 10.10 | | 2 | Групповая форма. Беседа | Познавательная, социальная работа. | Углубить понятие о живой и неживой природе родного края |
|
7 | Город и природа | 17.10 | | 1 | Экскурсия. Групповая форма.Беседа | Познавательная, социальная работа. Исследовательск.деятельность | Систематизировать знания детей о природе родного города | Исследовательская работа: «Флора родного города », «Фауна родного гор» |
8 | Что за дерево такое?
| 24.10 | | 1 | Экскурсия. Индивидуальная и групповая форма. Беседа. Практическая работа | Индивидуальная и групповая работа. Игровая (Игра «У кого детки с этой ветки?») Познавательня, социальная работа. | Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав (3-4 вида) Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края) |
Композиционное панно из растений |
9 | Кустарники
| 07.11 | | 1 |
10 | Травушка-муравушка | 14.11 | | 1 |
11 | Растения и мы | 21.11 | | 1 | Индивидуальная и групповая форма. Беседа. Углубление знаний. Практическая работа | Индивидуальная, групповая, познавательная, социальная работа. | Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. Воспитывать бережное отношение к растениям родного края. | Справочник лекарственных трав природы Дона |
12 | Краски Тихого Дона | 28.11 | | 1 | Индивидуальная и групповая форма. Беседа. Углубление знаний. | Индивидуальная, групповая, познавательная, социальная работа. Художественное творчество. | Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам. | Пейзажи родного края. |
Я и окружающий мир 4 ч. |
13-14 | Мои имя, фамилия, отчество… | 05.12 12.12 | | 2 | Индивидуальная и групповая форма. Беседа. Углубление знаний. | Индивидуальная и групповая работа Познавательная, социальная работа. Защита проектов | Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону. Углубить понятие «семья», рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная родословная». | Исследовательская работа по выбору «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». |
15-16 | Что ты знаешь о роде своём… | 19.12 26.12 | | 2 |
Жизнь на Дону 2 ч. |
17 | Обряды на Дону | 16.01 | | 1 | Углубление знаний. Групповая творческая форма. | Групповая работа Познавательная, социальная работа. Досуго-развлекательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. | Дать общее представление о зимних обрядах на Дону | Праздничное мероприятие |
18 | Зимние обряды | 23.01 | | 1 |
Природа Донского края 8 ч. |
19 | Животный мир Ростовской области | 30.01 | | 1 | Экскурсия в краеведческий музей. Углубление знаний Индивидуальная и групповая форма. Беседа. | Туристско-краеведческая деятельность. Индивидуальная и групповая работа Познавательная, социальная работа. | Расширить представления о животном мире родного края |
|
20 | Домашняя мохнатая азбука | 06.02 | | 1 | Индивидуальная и групповая форма. Беседа. | Индивидуальная и групповая работа Познавательная, социальная работа. | Расширить представления о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида). Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты. |
Альбом «Домашние питомцы» |
21 | Мой домашний милый друг | 13.02 | | 1 | Индивидуальная и групповая форма. Беседа. | Индивидуальная и групповая работа Познавательная, социальная работа. |
22 | Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми | 20.02 | | 1 | Индивидуальная и групповая форма. Беседа. | Индивидуальная и групповая работа Познавательная, социальная работа. | Закрепить правила безопасного обращения с животными. |
|
23 | Родные просторы | 27.02 | | 1 | Экскурсия. Индивидуальная и групповая форма. Беседа. Практическая работа | Индивидуальная и групповая работа. Игровая (Игра «Помоги кузнечику добраться до дома») | Познакомить с особенностями поверхности родного края (холмистая поверхность) |
|
24 | Чем богаты наши недра? | 06.03 | | 1 | Индивидуальная и групповая форма. Беседа. Практическая работа | Индивидуальная, групповая, познавательная, социальная работа. Художественное творчество. | Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края. | Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?» |
25 | Что такое почва? | 13.03 | | 1 | Индивидуальная и групповая форма. Беседа. Практическая работа | Индивидуальная, групповая, познавательная, социальная работа. | Познакомить с понятием «почва», её составом, образованием; | Исследовательская работа «Состава почвы.» |
26 | Почва нам и стол и дом | 20.03 | | 1 | Индивидуальная и групповая форма. Беседа. | Индивидуальная, групповая, познавательная, социальная работа. | Проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ. |
Человек и природа 3 ч. |
27 | Рядом с домом лес и луг, озеро и речка | 03.04 | | 1 | Экскурсия. Индивидуальная и групповая форма. Беседа. | Индивидуальная, групповая, познавательная, социальная работа. | Познакомить с общими представлениями о природных сообществах |
Ролевое театрализованное представление. |
28 | Человек – хозяин природы? | 10.04 | | 1 | Индивидуальная и групповая форма. Беседа. Углубление знаний. | Индивидуальная, групповая, познавательная, социальная работа. | Показать влияние человека на природное сообщество. Познакомить с экологическими проблемами природного сообщества. |
29 | Спасём и сохраним! | 17.04 | | 1 | Индивидуальная и групповая форма. Беседа | Групповая работа Познавательная, социальная работа. Досуго-развлекательная деятельность. Проблемно-ценностноеобщен. | Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края |
Жизнь на Дону 3 ч. |
30 | День освобождения!
| 24.04 | | 1 | Индивидуальная и групповая форма. Беседа | Индивидуальная, групповая, познавательная, социальная работа. | Ознакомить со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле. |
Праздничное мероприятие |
31 | День освобождения! | 15.05 | | 1 | Экскурсия в исторический музей. Углубление знаний Индивидуальная и групповая форма. Беседа. | Туристско-краеведческая деятельность. Индивидуальная и групповая работа Познавательная, социальная работа. |
32 | Вместе дружная семья | 22.05 | | 1 | Углубление знаний Индивидуальная и групповая форма. Беседа. | Групповая работа Познавательная, социальная работа. Досуго-развлекательная деятельность. Проблемно-ценностное общение | Познакомить с культурой народов, населяющих Донской край, с их национальными традициями и блюдами. |