СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Доноведение» (социальное направление внеурочной деятельности)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа данного курса разработана на основе авторской программы "Доноведение" ( авторы:канд. пед. наук Е. Ю. Сухаревская , М. Н. Бакрева и др.)

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Доноведение» (социальное направление внеурочной деятельности)»

г. Азов, Ростовская область

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13

города Азова

Утверждена

Приказом директора МБОУ СОШ № 13

№______ от «___» _____20__г.

__________ /Г.И.Черкесова/


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по курсу «Доноведение» (социальное направление внеурочной деятельности)

Уровень общего образования (класс):

начальное общее образование , 2 «Д» класс

Количество часов:

1 час в неделю, 32 час в год

Учитель: Палагина Наталья Михайловна







2018г.

Пояснительная записка

Краткое описание


Программа курса «Доноведение» для обучающихся 2 «Д» класса разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наукЕ.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева и др.), в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализует социальное направление внеурочной деятельности.

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение». Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. В предлагаемой программе отбор содержания учебного материала осуществляется с учетом целей и задач изучения предмета «Доноведение».

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа

  • Федеральный Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012№ 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

  • Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 №1576);

  • Региональный компонент стандарта исторического образования Ростовской области (Образовательный стандарт по региональной истории: История Донского края. Министерство общего и профессионального образования Ростовской области от 24.12.2004 приказ № 9/1)

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015 № 81).

  • Письмо Минобрнауки России от 03.03.2016 № 08-334 «О внесении изменений в федеральные государственное образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования»

  • Письмо Рособрнадзора от 03.11.15, № 02-501 "По вопросам составления рабочих программ учебных предметов".

  • Положение о структуре рабочей программы педагога МБОУ СОШ № 13 г. Азова.

  • Положение о внеурочной деятельности в МБОУ СОШ № 13 г. Азова

  • Авторская программа «Доноведение», Е.Ю.Сухаревской, М.Н.Бакревой, И.Ю.Величко, М.М.Вюнниковой и др. Ростов-на-Дону, БАРО-ПРЕСС, 2008

  • Приказ об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2018 – 2019 учебный год (от 25.04.2018 № 24/4.1-5705.).

  • Учебный план МБОУ СОШ № 13 на 2018-2019 уч.год ( приказ № 127-о от 30.08.2018г.).

Общие цели и задачи программы внеурочной деятельности с учетом ее специфики

Цель изучения курса является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

Задачи.

Образовательные:

1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные:

1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие:

1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.

Характеристики объема (количество часов) по классам


В школьном учебном плане на 2018 - 2019 учебный год на преподавание внеурочного курса «Доноведение» во 2 «Д» классе предусматривается 1 час в неделю, продолжительность учебного года составляет 34 недели, с учетом годового календарного плана-графика и расписания занятий на 2018-2019учебный год – 34 часа в год.

Календарно - тематическое планирование составлено с учетом плана - графика работы школы и расписания внеурочных занятий и обеспечивает рациональное распределение внеучебного материала:


I четверть – 8 ч.

IIчетверть –8 ч.

IIIчетверть – 10 ч.

IVчетверть –6 ч.

Итого - 32 часа




Результаты освоения курса внеурочной деятельности


В результате освоения программы курса «Доноведение» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • анализировать влияние современного человека на природу,

  • приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; объяснять правила поведения в различных ситуациях.

  • оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей.

  • моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

регулятивные

  • ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

  • составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

  • вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

  • оценивать собственные знания и умения;

  • доводить дело до конца.

познавательные

  • находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;в том числе с помощью компьютерных средств; 

  • использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

  • проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

  • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные

  • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края.

  • готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;




































Содержание учебного предмета, курса



п/п


Наименование разделов учебной программы

Кол-во часов


Характеристика основных содержательных линий

Формы организации внеурочной деятельности

Основные виды внеурочной деятельности

  • Модели инструментария для оценки достижений планируемых результатов внеурочной деятельности

1

Я И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

6

С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.

Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.

Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.

Работа с картой Ростовской области

Практическая работа по контурной карте: выделение границы Ростовской области.Проект «История моей улицы», «Улица моего детства»Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия».Проект «Моя семья»


Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Досуговое общение


Тестирование,

написание сочинений, подготовка рефератов, устных сообщений, выставки творческих работ,

защита проектов.

Экскурсии,

Зарисовки, практическая работа,

Составление коллажей,

Исследование,

Викторины.

Праздничные мероприятия.

2

ПРИРОДА ДОНСКОГО КРАЯ

16

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.

Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.

Полезные ископаемые — каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.

Почва Донского края и её значение для растений и животных.

Экскурсия в краеведческий музей.

Экскурсия «Животный мир Ростовской области»

Виртуальные экскурсии по просторам Ростовской области

Рисование природы Дона.

Проект по темам: «Флора родного города », «Фауна родного гор»

Практическая работа «Почвы родного края»

Беседа о бережном использовании полезных ископаемых


Экскурсия.

Исследовательские работы учащихся «Мир природного сообщества родного края»

Конкурс рисунков

Викторины, кроссворды


Проблемно-ценностное общение

Худож. творчество

Игровая деятельность

Познавательная деятельность

Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)

Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы.


3

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА


3

Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.

Беседа о бережном использовании природных ресурсов.

Исследовательские работы учащихся




Проблемно-ценностное общение

Художественное творчество

Игровая деятельность

Познавательная деятельность

Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)

Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы.


4

ЖИЗНЬ НА ДОНУ


7

Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)

С днём рождения, родной город.

Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города .

Вместе дружная семья.

История появления родного города, его достопримечательности.

Составление альбома о родном городе.

Праздничные мероприятия.

Проблемно-ценностное общение

Худ-ое творчество

Игровая деятельность

Познавательная деятельность

Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)

Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы.




Тематическое планирование


п/п

Раздел программы внеурочной деятельности

Кол-во часов

Тема занятия, практических работ, социальных проектов

Кол-во часов

Темы контрольных, практических, лабораторных работ, экскурсий, различных социальных акций, направления проектной деятельности обучающихся.

1

Я И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

6

С чего начинается Родина…

1

Проект на выбор «История моей улицы», «Улица моего детства»

Исследовательская работа «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия».

Школа- светлая гавань детства.

1

Мои имя, фамилия, отчество

Что ты знаешь о роде своем?

2

2

2

ПРИРОДА ДОНСКОГО КРАЯ

16

Учимся наблюдать. Природа.

2


Исследовательская работа

«Состав почвы» Исследовательская работа «Экологические проблемы почвы родного края». Коллективное создание опорных знаков «Береги почву».

Праздничное мероприятие.


Композиционное панно из растений

Город и природа

1

Что за дерево такое?

1

Кустарники

1

Травушка-муравушка

1

Растения и мы

1

Краски Тихого Дона

Животный мир Ростовской области (экскурсия)

Домашняя мохнатая азбука

Мой домашний милый друг

Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми

Родные просторы

Чем богаты наши недра?

Что такое почва?

Почва нам и стол и дом

1


1



1


1


1




1


1


1


1

3

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

3

Рядом с домом лес и луг, озеро и речка.


1

Составление взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края.

Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества

Человек- хозяин природы?

1

Спасём и сохраним

1

4

ЖИЗНЬ НА ДОНУ


7

С днём рождения, родной город!

1

Купальская площадка: игры, забавы, потехи

Экскурсия в краеведческий музей

Исследовательская работа «История казачьих праздников».

Рисование картин памятных мест города.

Дорога от дома до школы

1

Обряды на Дону

1

Зимние обряды

1

День освобождения

2

Вместе дружная семья

1


итого

32


32



Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема

Сроки

Кол-во часов

Формы организации внеурочной деятельности

Основные виды внеурочной деятельности

Планируемый результат

Продукт

деятельности

план

факт

Я и окружающий мир 2 ч.

1


С чего начинается Родина…

05.09


1

Вводное занятие

Практическая работа по контурной карте: выделение границы Ростовской области.

Индивидуальная и групповая работа

Познавательная, социальная работа.

Досуго-развлекательная деятельность.

Проблемно-ценностное общение.

Художественное творчество.

Иметь представление о Ростовской области как о малой Родине


2


Школа – светлая гавань

12.09


1

Беседа

Практическая работа


Дать понять ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны;




Проект по выбору «История моей улицы», «Улица моего детства»

3

С днём рождения, родной город Азов


19.09


1

Беседа. Экскурсия

Познавательная, социальная работа. Досуго-развлекательная деятельность.

Проблемно-ценностное общение.


Углубить знания о памятных местах города

Альбом о родном городе

4

Дорога от дома до школы (экскурсия)

26.09


1

Беседа. Экскурсия

Изучить безопасный маршрут от дома до школы

Маршрутный лист

Природа Донского края 8 ч.

5-6

Природа.

3.10

10.10


2

Групповая форма. Беседа

Познавательная, социальная работа.


Углубить понятие о живой и неживой природе родного края



7

Город и природа

17.10


1

Экскурсия. Групповая форма.Беседа

Познавательная, социальная работа. Исследовательск.деятельность

Систематизировать знания детей о природе родного города

Исследовательская работа: «Флора родного города », «Фауна родного гор»

8

Что за дерево такое?



24.10


1

Экскурсия.

Индивидуальная и групповая форма. Беседа. Практическая работа


Индивидуальная и групповая работа. Игровая (Игра «У кого детки с этой ветки?»)

Познавательня, социальная работа.


Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав (3-4 вида) Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края)



Композиционное панно из растений

9

Кустарники



07.11


1

10

Травушка-муравушка

14.11


1

11

Растения и мы

21.11


1

Индивидуальная и групповая форма. Беседа. Углубление знаний. Практическая работа


Индивидуальная, групповая, познавательная, социальная работа.




Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. Воспитывать бережное отношение к растениям родного края.

Справочник лекарственных трав природы Дона

12

Краски Тихого Дона

28.11


1

Индивидуальная и групповая форма. Беседа. Углубление знаний.

Индивидуальная, групповая, познавательная, социальная работа.

Художественное творчество.

Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам.

Пейзажи родного края.

Я и окружающий мир 4 ч.

13-14

Мои имя, фамилия, отчество…

05.12

12.12


2

Индивидуальная и групповая форма. Беседа. Углубление знаний.

Индивидуальная и групповая работа

Познавательная, социальная работа. Защита проектов


Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону. Углубить понятие «семья», рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная родословная».

Исследовательская работа по выбору «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия».

15-16

Что ты знаешь о роде своём…

19.12

26.12


2

Жизнь на Дону 2 ч.

17

Обряды на Дону

16.01


1

Углубление знаний. Групповая творческая форма.


Групповая работа

Познавательная, социальная работа.

Досуго-развлекательная деятельность.

Проблемно-ценностное общение.


Дать общее представление о зимних обрядах на Дону

Праздничное мероприятие

18

Зимние обряды

23.01


1

Природа Донского края 8 ч.

19

Животный мир Ростовской области

30.01


1

Экскурсия в краеведческий музей. Углубление знаний

Индивидуальная и групповая форма. Беседа.

Туристско-краеведческая деятельность. Индивидуальная и групповая работа

Познавательная, социальная работа.

Расширить представления о животном мире родного края



20

Домашняя мохнатая азбука

06.02


1

Индивидуальная и групповая форма. Беседа.

Индивидуальная и групповая работа

Познавательная, социальная работа.

Расширить представления о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида).

Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты.





Альбом «Домашние питомцы»

21

Мой домашний милый друг

13.02


1

Индивидуальная и групповая форма. Беседа.

Индивидуальная и групповая работа

Познавательная, социальная работа.

22

Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми

20.02


1

Индивидуальная и групповая форма. Беседа.

Индивидуальная и групповая работа

Познавательная, социальная работа.

Закрепить правила безопасного обращения с животными.



23

Родные просторы

27.02


1

Экскурсия.

Индивидуальная и групповая форма. Беседа. Практическая работа


Индивидуальная и групповая работа. Игровая (Игра «Помоги кузнечику добраться до дома»)


Познакомить с особенностями поверхности родного края (холмистая поверхность)



24

Чем богаты наши недра?

06.03


1

Индивидуальная и групповая форма. Беседа. Практическая работа


Индивидуальная, групповая, познавательная, социальная работа.

Художественное творчество.

Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края.

Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?»

25

Что такое почва?

13.03


1

Индивидуальная и групповая форма. Беседа. Практическая работа


Индивидуальная, групповая, познавательная, социальная работа.


Познакомить с понятием «почва», её составом, образованием;

Исследовательская работа «Состава почвы.»

26

Почва нам и стол и дом

20.03


1

Индивидуальная и групповая форма. Беседа.

Индивидуальная, групповая, познавательная, социальная работа.


Проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ.

Человек и природа 3 ч.

27

Рядом с домом лес и луг, озеро и речка

03.04


1

Экскурсия.

Индивидуальная и групповая форма. Беседа.

Индивидуальная, групповая, познавательная, социальная работа.

Познакомить с общими представлениями о природных сообществах









Ролевое театрализованное представление.

28

Человек – хозяин природы?

10.04


1

Индивидуальная и групповая форма. Беседа. Углубление знаний.

Индивидуальная, групповая, познавательная, социальная работа.

Показать влияние человека на природное сообщество. Познакомить с экологическими проблемами природного сообщества.

29

Спасём и сохраним!

17.04


1

Индивидуальная и групповая форма. Беседа

Групповая работа

Познавательная, социальная работа.

Досуго-развлекательная деятельность.

Проблемно-ценностноеобщен.

Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края

Жизнь на Дону 3 ч.

30

День освобождения!



24.04


1

Индивидуальная и групповая форма. Беседа

Индивидуальная, групповая, познавательная, социальная работа.

Ознакомить со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле.







Праздничное мероприятие

31

День освобождения!


15.05


1

Экскурсия в исторический музей. Углубление знаний

Индивидуальная и групповая форма. Беседа.

Туристско-краеведческая деятельность. Индивидуальная и групповая работа

Познавательная, социальная работа.

32

Вместе дружная семья


22.05


1

Углубление знаний

Индивидуальная и групповая форма. Беседа.

Групповая работа

Познавательная, социальная работа.

Досуго-развлекательная деятельность.

Проблемно-ценностное общение

Познакомить с культурой народов, населяющих Донской край, с их национальными традициями и блюдами.