Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с использованием следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России №1578 от 31.12.2015, № 613 от 29.06.2017);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» ( в редакции от от 08.05.2019 № 233, 22.11.2019 № 632,
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 г. № 2/16- з);
Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (приложение к письму Министерства просвещения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04).
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе- интернате обучаются дети с нарушением НОДА. Им особенно трудно усвоение программного материала по курсу, т.к. у больных детей:
- повышенная утомляемость,
- недостаточное развитие познавательной сферы,
- нарушение восприятия, логической памяти,
- снижена учебная мотивация,
- снижена работоспособность,
- трудности при выполнении учебных действий.
Перечисленные особенности учитываются при интеллектуальных и физических нагрузках, при оценке уровня достижений, при подборе специальных приемов обучения.
1.Планируемые результаты изучения курса
В результате изучения учебного курса «Финансовая грамотность»
на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
• характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
• различать экономические явления и процессы общественной жизни;
• выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;
• понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;
• применять способы анализа индекса потребительских цен;
• анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми
правоотношениями в области личных финансов;
• объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;
• знать и конкретизировать примерами виды налогов;
• различать сферы применения различных форм денег;
• характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
• формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;
• грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
• различать виды ценных бумаг;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
• определять практическое назначение основных элементов банковской системы;
• различать виды кредитов и сферу их использования;
• уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту;
• разумному и безопасному финансовому поведению;
• применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг;
• выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.
Выпускник на базовом уровне получит возможность
научиться:
• анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;
• применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;
• анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;
• грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических
действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;
• применять полученные экономические знания для эффективного исполнения
основных социально-экономических ролей заемщика и акционера;
• использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий,
основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
• определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;
• применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;
• оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;
• применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
• оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
• разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.
1.Содержание учебного курса.
МОДУЛЬ 1. БАНКИ: ЧЕМ ОНИ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ПОЛЕЗНЫ В ЖИЗНИ (14 ч)
ЗАНЯТИЕ 1. Управление личными финансами и выбор банка
ЗАНЯТИЕ 2. Как сберечь накопления с помощью депозитов
ЗАНЯТИЕ 3. Проценты по вкладу: большие и маленькие
ЗАНЯТИЕ 4. Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах
ЗАНЯТИЕ 5. Кредит: зачем он нужен и где его получить
ЗАНЯТИЕ 6. Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть
ЗАНЯТИЕ 7. Как управлять деньгами с помощью банковской карты
МОДУЛЬ 2. ФОНДОВЫЙ РЫНОК: КАК ЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РОСТА ДОХОДОВ (8ч)
ЗАНЯТИЕ 8. Финансовые риски и стратегии инвестирования
ЗАНЯТИЕ 9. Что такое ценные бумаги и какими они бывают
ЗАНЯТИЕ 10. Граждане на рынке ценных бумаг
ЗАНЯТИЕ 11. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды
МОДУЛЬ 3. НАЛОГИ: ПОЧЕМУ ИХ НАДО ПЛАТИТЬ (6ч)
ЗАНЯТИЕ 12. Что такое налоги
ЗАНЯТИЕ 13. Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России
ЗАНЯТИЕ 14. Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет
МОДУЛЬ 4. СТРАХОВАНИЕ: ЧТО И КАК НАДО СТРАХОВАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ПОПАСТЬ В БЕДУ (10ч)
ЗАНЯТИЕ 15. Страховой рынок России: коротко о главном
ЗАНЯТИЕ 16. Страхование имущества: как защитить нажитое состояние
ЗАНЯТИЕ 17. Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании
ЗАНЯТИЕ 18. Если нанесён ущерб третьим лицам
ЗАНЯТИЕ 19. Доверяй, но проверяй: несколько советов по выбору страховщика
МОДУЛЬ 5. СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС: КАК СОЗДАТЬ И НЕ ПОТЕРЯТЬ (10ч)
ЗАНЯТИЕ 20. Создание собственного бизнеса: с чего нужно начать
ЗАНЯТИЕ 21. Пишем бизнес-план
ЗАНЯТИЕ 22. Расходы и доходы в собственном бизнесе
ЗАНЯТИЕ 23. Налогообложение малого и среднего бизнеса
ЗАНЯТИЕ 24. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен
МОДУЛЬ 6. ФИНАНСОВЫЕ МОШЕННИЧЕСТВА: КАК РАСПОЗНАТЬ И НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ (6ч)
ЗАНЯТИЕ 25. Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников
ЗАНЯТИЕ 26. Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет
ЗАНЯТИЕ 27. Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»
МОДУЛЬ 7. ОБЕСПЕЧЕННАЯ СТАРОСТЬ: ВОЗМОЖНОСТИ ПЕНСИОННОГО НАКОПЛЕНИЯ (8ч)
ЗАНЯТИЕ 28. Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия
ЗАНЯТИЕ 29. Как распорядиться своими пенсионными накоплениями
ЗАНЯТИЕ 30. Как выбрать негосударственный пенсионный фонд
ЗАНЯТИЕ 31. Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»
МОДУЛЬ 8. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО КУРСУ (3ч)
ЗАНЯТИЯ 32–33. Занятия – презентации учебных достижений
ЗАНЯТИЕ 34. Занятие – презентация учебных достижений
Повторение (2ч)
3.Тематическое планирование.
10 класс
Номер темы | Название темы | Форма занятий | Кол-во часов |
Модуль 1 | Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни | Л / П | 7/7 |
Модуль 2 | Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов | Л / П | 4/4 |
Модуль 3 | Налоги: почему их надо платить 3 | Л / П | 3/3 |
Модуль 4 | Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | Л / П | 3/3 |
| Повторение | | 1/1 |
итого | | | 36 |
11 класс
Номер темы | Название темы | Форма занятий | Кол-во часов |
Модуль 4 | Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | Л / П | 2/2 |
Модуль 5 | Собственный бизнес: как создать и не потерять | Л / П | 5/5 |
Модуль 6 | Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой | Л / П | 3/3 |
Модуль 7 | Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | Л / П | 4/4 |
Модуль 8 | Итоговый контроль по курсу | ЗП 3 | 3/3 |
итого | | | 34 |
Л – лекция-беседа; П – практикум; ЗП – занятие- презентация учебных достижений.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература
1. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая гра-
мотность: материалы для учащ. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-
ПРЕСС, 2018. 400 с.: ил. (Дополнительное образование: Сер. ≪Учимся
разумному финансовому поведению≫).
2. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВАКО, 2018 (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению»).
3. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВАКО, 2018. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению»).
4. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: метод. реком. для учителя. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВАКО, 2018. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению»).
5.Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации по разработке и реализации программы курса в общеобразовательных организациях. Центральный банк Российской Федерации.
Образовательные электронные ресурсы
1.Центральный Банк Российской Федерации www.cbr.ru.
2. www.ereport.ru — обзорная информация по мировой экономике.
3. www.cmmarket.ru — обзоры мировых товарных рынков.
4. http://www.rbc.ru/ — информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
5. www.stat.hse.ru — статистический портал Высшей школы экономики.
6. www.cefir.ru — официальный сайт ЦЭФИР — Центра экономических и финансовых исследований.
7. www.beafnd.org — Фонд «Бюро экономического анализа».
8. www.vopreco.ru — официальный сайт журнала «Вопросы экономики».
9. www.tpprf.ru – Торгово-промышленная палата Российской Федерации.
10. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – объединённая биржа.
11. www.economy.gov.ru/minec/main — Министерство экономического развития Российской Федерации.
12. www.minpromtorg.gov.ru – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
13. www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба России.
14. www.minfin.ru — Министерство финансов Российской Федерации.
Технические средства обучения:
Мультимедиа проектор
Компьютер