СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу физика 8 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу физика 8 класс»

Миллеровский район Ростовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Терновская основная общеобразовательная школа №2



«Утверждаю»

Директор МБОУ Терновской ООШ №2

_______________ Е.Ф. Михайловская

Приказ № ___от _______ 2018 г.



Рабочая программа

по курсу «Физика»

Уровень общего образования – основное общее образование

8 класс на 2018-2019 учебный год

Количество часов: - 68

Учитель – Масло Татьяна Владимировна

Программа разработана на основе Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ «Физика 8 класс», автор А. В. Пёрышкин, М., «Дрофа», 2014 г.
















х. Терновой

2018

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического совета

МБОУ Терновской ООШ №2

№ ____ от _______ 2018 года

______________ Абакумова Е.Н.

подпись рук. МО Ф.И.О.

Рассмотрено и рекомендовано

к утверждению педагогическим советом

МБОУ Терновской ООШ №2

Протокол № ____от _________2018 года

Председатель

___________________ Е.Ф. Михайловская

подпись




















Пояснительная записка


1.1. Рабочая программа по физике для 7-9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 ч для обязательного изучения физики в 8 классе (из расчета 2 ч в неделю). Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312).

  • Закон РФ «Об образовании».

  • Образовательной программой образовательного учреждения;

  • Примерная программа основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика» 7-9 классы.- Москва: Дрофа, 2009.

1.2. Рабочая программа реализуется:

  • учебниками (включенными в Федеральный перечень):

  • А.В Перышкин. Физика-7 – М.: Дрофа, 2014.

  • А.В. Перышкин. Физика -8 - М.: Дрофа, 2014.

  • А.В. Перышкин. Физика -9 - М.: Дрофа, 2014.

  • сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений: В.И. Лукашик Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2006.

  • Рабочая тетрадь к учебнику А.В. Перышкина «Физика 8 класс» Москва Дрофа 2018.

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результа­там обучения, представленных в Стандарте основного общего образования.

Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики – системообразующий для естественно- научных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Школьный курс физики - системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

1.3. Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих задач и целей.

Цели изучения физики в основной школе следующие:

  • усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

  • систематизация знаний о многообразии объектов и явле­ний природы, о закономерностях процессов и о законах фи­зики, которые необходимы для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

  • формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

  • организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

  • развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и уг­лублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

Достижение целей обеспечивается решением следующих

задачи:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворе­ния бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

1.4. Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и учебного плана МБОУ Терновская ООШ №2. Распределение учебных часов произведено с учетом государственных праздничных дней приходящихся на учебные недели месяца. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.


2. Планируемые результаты освоения курса


Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей уча­щихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обу­чения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметными результатами обучения физике являются:


Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

 понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

 ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы. Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.

 понимать роль эксперимента в получении научной информации;

 проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений. Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.

 проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

 проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

 анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

 понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

 использовать при выполнении учебных задач научно- популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

 сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

 самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

 воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

 создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Физика 8 класс.

Тепловые явления

 распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;

 описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

 анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;

 различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;

 приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

 решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

 использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки

Электрические явления

 распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное),

 составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).

 описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

 анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля- Ленца; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

 приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;

 решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля- Ленца ) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

 использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля- Ленца и др.);

 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Электромагнитные явления

 распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: взаимодействие магнитов,  приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях

 использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,

 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки

Световые явления

 распознавать и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явлений: прямолинейное распространение света, отражение и преломление света,

 использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.

 описывать изученные свойства тел, используя физические величины:, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

 анализировать свойства тел и процессы, используя физические законы: закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.

 решать задачи, используя физические законы (закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (фокусное расстояние и оптическая сила линзы): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон отражения, закон преломления) и ограниченность использования частных законов (закон прямолинейного распространения света и др.)

Требования к уровню подготовки учащихся.


В результате изучения курса физики учащийся научится:


Тема

Результаты

Тепловые явления


 понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, конденсация, кипение, выпадение росы

 умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, удельная теплоту парообразования, влажность воздуха

 владение экспериментальными методами исследования зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре и давления насыщенного водяного пара: определения удельной теплоемкости вещества

 понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины с которыми человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании

 понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике

 овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики

 умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности


Электрические явления


 понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления в позиции строения атома, действия электрического тока

 умение измерять силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление

 владение экспериментальными методами исследования зависимости силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала

 понимание смысла закона сохранения электрического заряда, закона Ома для участка цепи. Закона Джоуля-Ленца

 понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании

 владение различными способами выполнения расчетов для нахождения силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора

 умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности


Электромагнитные явления


 понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током

 владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи

 умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.


Световые явления


 понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространения света, образование тени и полутени, отражение и преломление света

 умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы

 владение экспериментальными методами исследования зависимости изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало

 понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения и преломления света, закон прямолинейного распространения света

 различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой

 умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды , технике безопасности.

3. Содержание учебного курса

Физика 8 класс


п/п

Название раздела, темы курса

Кол-во

часов

Содержание учебной темы


Глава 1. Тепловые явления

26

Температура. Методы измерения температуры. Связь температуры со скоростью теплового движения частиц. Тепловое равновесие. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Превращения вещества. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Принцип работы тепловых машин. КПД теплового двигателя. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. Принцип действия холодильника. Экологические проблемы использования тепловых машин. Наблюдение изменения внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил. Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды. Вычисление удельной теплоемкости вещества и количества теплоты при теплопередаче. Измерение удельной теплоты плавления льда. Исследование тепловых свойств парафина. Наблюдение изменения внутренней энергии воды в результате испарения. Вычисление количества теплоты при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации. Вычисление удельной теплоты парообразования вещества. Измерение влажности воздуха по точке росы. Обсуждение экологических последствий применения двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций.


1

1. Тепловое движение. Температура

1

2

2. Внутренняя энергия

3. Способы изменения внутренней энергии тела.

1

3

4. Теплопроводность.

5. Конвекция.

6. Излучение.

1

4

7. Количество теплоты. Единицы количества теплоты. 8. Удельная теплоемкость вещества.

1

5

9. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

1

6

Решение задач на расчет количества теплоты при нагревании.

1

7

Решение задач на расчет количества теплоты при охлаждении.

1

8

Лабораторная работа № 1

"Изучение явления теплообмена".

1

9

10. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.


1

10

Решение задач на сгорание топлива.

1

11

11. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1

12

Решение задач

1

13

Подготовка к контрольной работе

1

14

Контрольная работа № 1

«Количество теплоты».

1

15

Анализ к/р.

12. Агрегатные состояния вещества.

13. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

14. График плавления и отвердевания кристаллических тел

1

16

15.Удельная теплота плавления.

1

17

Решение задач.

1

18

16. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар..

17. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара

1

19

18. Кипение.

1

20

Решение задач на парообразование.

1

21

19. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

20. Удельная теплота парообразования и конденсации

1

22

Решение задач

1

23

21. Работа пара газа при расширении.

22. Двигатель внутреннего сгорания.

1

24

23. Паровая турбина.

24. КПД теплового двигателя.

1

25

Решение задач

1

26

Контрольная работа № 2

"Изменение агрегатных состояний вещества".

1


Глава 2. Электрические явления

23

Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля–Ленца. Полупроводниковые приборы. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Наблюдение явления электризации тел при соприкосновении. Объяснение явления электризации тел. Исследование действия электрического поля на тела из проводников и диэлектриков. Сборка и испытание электрической цепи. Изготовление и испытание гальванического элемента. Измерение силы тока в электрической цепи и напряжения на участке цепи. Измерение электрического сопротивления. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерение работы и мощности электрического тока. Вычисление силы тока в цепи, работы и мощности электрического тока. Объяснение явления нагревания проводников электрическим током. Изучение работы полупроводникового диода. Выполнение правил безопасности при работе с источниками электрического тока.


27

Анализ к/р.

25. Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел.

1

28

26. Электроскоп.

1

29

27. Электрическое поле.

28. Делимость электрического заряда. Электрон

1

30

29. Строение атомов.

30. Объяснение электрических явлений.

31. Проводники, полупроводники и непроводники электричества.

1

31

32. Электрический ток. Источники тока.

33. Электрическая цепь и её составные части.

1

32

34. Электрический ток в металлах.

35. Действие электрического тока.

36. Направление тока.

1

33

37. Сила тока. Единицы силы тока.

Правила ОТ и ТБ по электробезопасности.

38. Амперметр. Измерение силы тока

1

34

Лабораторная работа № 2

"Измерение силы тока на различных участках электрической цепи".

1

35

  1. Электрическое напряжение.

  2. Единицы напряжения.

  3. Вольтметр. Измерение напряжения.

  4. Зависимость силы тока от напряжения.

1

36

Лабораторная работа № 3

"Измерение напряжения на различных участках электрической цепи".

1

37

43. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.


1

38

44. Закон Ома для участка цепи.

Решение задач на закон Ома.

1

39

Лабораторная работа № 4

"Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра".

1

40

45. Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.


1

41

47. Реостаты

Лабораторная работа № 5

"Регулирование силы тока реостатом".

1

42

48. Последовательное соединение проводников.

49. Параллельное соединение проводников

1

43

Решение задач на соединение проводников.

1

44

50. Работа электрического тока.

51. Мощность электрического тока

1

45

53. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца

54. Конденсатор

1

46

55. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы

1

47

56. Короткое замыкание. Предохранители.

1

48

Решение задач

1

49

Контрольная работа № 3

«Электрические явления».

1


Глава 3. Электромагнитные явления

7

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон. Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

50

Анализ к/р.

57. Магнитное поле.

1

51

58. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии

1

52

59. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.


1

53

60. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов

1

54

61 Магнитное поле Земли.

1

55

62Действие магнитного поля на проводник стоком. Электродвигатель..

1

56

Контрольная работа № 4

«Электромагнитные явления».

1


Глава 4. Световые явления

11

Свет – электромагнитная волна. Влияние электромагнитных волн на живые организмы Свойства света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Оптические приборы. Линза. Ход лучей через линзу. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света. Экспериментальное изучение явления отражения света. Исследование свойств изображения в зеркале. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображения с помощью собирающей линзы. Наблюдение явления дисперсии света.


57

63. Источники света. Распространение света.

64. Видимое движение светил

1

58

65. Отражение света. Законы отражения.

1

59

66. Плоское зеркало.

1

60

67. Преломление света. Закон преломления света

1

61

Решение графических задач

1

62

68. Линзы. Оптическая сила линзы.

1

63

69. Изображения, даваемые линзами. 70. Глаз и зрение.

1

64

Лабораторная работа № 6 "Изучение свойств собирающей линзы".

1

65

Построения в линзах и зеркалах. Решение задач на линзы.

1

66

Контрольная работа № 5 "Световые явления"

1

67

Анализ к/р.

Обобщающее повторение «Световые явления».

1


Повторение

1


68

Обобщение и систематизация знаний по темам физики 8 класса.Решение задач.


1



Итого:

68



4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Физика 8 класс


п/п

Название раздела, темы урока

Кол-во часов (л/р к/р)

Форма занятий


Планируемые результаты

(ученик должен)


Глава 1. Тепловые явления

26

(1/2)


Знать/понимать  смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты. Уметь  описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конвекцию, кипение, плавление, кристаллизацию;  использовать термометр для измерения температуры;  представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе зависимость температуры остывающего тела от времени.  выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;  приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;  решать задачи на применение изученных законов;  осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах ( словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

Знать/понимать  смысл физических величин: влажность воздуха;  смысл закона сохранения энергии в тепловых процессах. Уметь  описывать и объяснять физические явления: испарение, конвекцию, кипение, плавление, кристаллизацию;  использовать психрометр для измерения влажности воздуха;  выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;  приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;  решать задачи на применение изученных законов;  осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах ( словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  обеспечения безопасности в процессе использования бытовых приборов.

1

1. Тепловое движение. Температура

1


2

2. Внутренняя энергия

3. Способы изменения внутренней энергии тела.

1


3

4. Теплопроводность.

5. Конвекция.

6. Излучение.

1


4

7. Количество теплоты. Единицы количества теплоты. 8. Удельная теплоемкость вещества.

1


5

9. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

1


6

Решение задач на расчет количества теплоты при нагревании.

1


7

Решение задач на расчет количества теплоты при охлаждении.

1


8

Лабораторная работа № 1

"Изучение явления теплообмена".

1


9

10. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.


1


10

Решение задач на сгорание топлива.

1


11

11. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1


12

Решение задач

1


13

Подготовка к контрольной работе

1


14

Контрольная работа № 1

«Количество теплоты».

1


15

Анализ к/р.

12. Агрегатные состояния вещества.

13. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

14. График плавления и отвердевания кристаллических тел

1


16

15.Удельная теплота плавления.

1


17

Решение задач.

1


18

16. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар..

17. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара

1


19

18. Кипение.

1


20

Решение задач на парообразование.

1


21

19. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

20. Удельная теплота парообразования и конденсации

1


22

Решение задач

1


23

21. Работа пара газа при расширении.

22. Двигатель внутреннего сгорания.

1


24

23. Паровая турбина.

24. КПД теплового двигателя.

1


25

Решение задач

1


26

Контрольная работа № 2

"Изменение агрегатных состояний вещества".

1



Глава 2. Электрические явления

23 (0/2)


Знать/понимать  смысл понятия: электрическое поле, атом, атомное ядро;  смысл физических величин: электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока;  закон сохранения электрического заряда, закона Ома для участка цепи, закон Джоуля - Ленца. Уметь  описывать и объяснять физические явления: электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока;  приводить примеры практического использования физических знаний об электрических явлениях;  использовать амперметр и вольтметр для измерения силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока;  решать задачи на применение изученных законов;  выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;  осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах ( словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем); Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов;  контроля за исправностью электропроводки в квартире

27

Анализ к/р.

25. Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел.

1


28

26. Электроскоп.

1


29

27. Электрическое поле.

28. Делимость электрического заряда. Электрон

1


30

29. Строение атомов.

30. Объяснение электрических явлений.

31. Проводники, полупроводники и непроводники электричества.

1


31

32. Электрический ток. Источники тока.

33. Электрическая цепь и её составные части.

1


32

34. Электрический ток в металлах.

35. Действие электрического тока.

36. Направление тока.

1


33

37. Сила тока. Единицы силы тока.

Правила ОТ и ТБ по электробезопасности.

38. Амперметр. Измерение силы тока

1


34

Лабораторная работа № 2

"Измерение силы тока на различных участках электрической цепи".

1


35

  1. Электрическое напряжение.

  2. Единицы напряжения.

  3. Вольтметр. Измерение напряжения.

  4. Зависимость силы тока от напряжения.

1


36

Лабораторная работа № 3

"Измерение напряжения на различных участках электрической цепи".

1


37

43. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.


1


38

44. Закон Ома для участка цепи.

Решение задач на закон Ома.

1


39

Лабораторная работа № 4

"Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра".

1


40

45. Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.


1


41

47. Реостаты

Лабораторная работа № 5

"Регулирование силы тока реостатом".

1


42

48. Последовательное соединение проводников.

49. Параллельное соединение проводников

1


43

Решение задач на соединение проводников.

1


44

50. Работа электрического тока.

51. Мощность электрического тока

1


45

53. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца

54. Конденсатор

1


46

55. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы

1


47

56. Короткое замыкание. Предохранители.

1


48

Решение задач

1


49

Контрольная работа № 3

«Электрические явления».

1



Глава 3. Электромагнитные явления

7 (0/1)


Знать/понимать  смысл понятия магнитное поле. Уметь  объяснять взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током.  приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;  осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление вразных формах ( словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем); Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  обеспечения безопасности в процессе использования электронной техники

50

Анализ к/р.

57. Магнитное поле.

1


51

58. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии

1


52

59. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.


1


53

60. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов

1


54

61 Магнитное поле Земли.

1


55

62Действие магнитного поля на проводник стоком. Электродвигатель..

1


56

Контрольная работа № 4

«Электромагнитные явления».

1



Глава 4. Световые явления

11 (1/1)


Знать/понимать  смысл фокусного расстояния линзы;  закон прямолинейного распространения света, закон отражения света. Уметь  описывать явление отражения света, преломление света.  представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе зависимость угла отражения от угла падения света;  выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;  приводить примеры практического использования физических знаний о световых явлениях;  решать задачи на применение изученного закона отражения света; ;  осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах ( словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

57

63. Источники света. Распространение света.

64. Видимое движение светил

1


58

65. Отражение света. Законы отражения.

1


59

66. Плоское зеркало.

1


60

67. Преломление света. Закон преломления света

1


61

Решение графических задач

1


62

68. Линзы. Оптическая сила линзы.

1


63

69. Изображения, даваемые линзами.

70. Глаз и зрение.

1


64

Лабораторная работа № 6

"Изучение свойств собирающей линзы".

1


65

Построения в линзах и зеркалах. Решение задач на линзы.

1


66

Контрольная работа № 5

"Световые явления"

1


67

Анализ к/р.

Обобщающее повторение «Световые явления».

1



Повторение

1



68

Обобщение и систематизация знаний по темам физики 8 класса.Решение задач.

1




ИТОГО

68




3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!