СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу «Географический практикум»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу «Географический практикум»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная

школа № 92»









Рабочая программа

по курсу

«Географический практикум»






Разработана:

Учителем географии
Земляновой С.А.
























г. Новосибирск 2021





Пояснительная записка.



Рабочая программа по курсу "Географический практикум" разработана для учащихся 6-х классов.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом образовательной организации по 1 часу в неделю и за учебный год составляет 17 учебных часов.

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, способствует формированию универсальных учебных действий учащихся, а также способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.



Структура документа



Рабочая программа включает: пояснительную записку, общую характеристику, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и содержанием разделов и тем, перечень практических работ. В рабочей программе приведены планируемые результаты освоения образовательной программы курса.



Общая характеристика учебного курса



Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание курса основано на преемственности целей образования на различных ступенях, логикой внутрипредметных связей, возрастными особенностями развития учащихся и уровня подготовки учащихся.



Целью курса « Географический практикум» является всестороннее развитие личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных компетенций учащихся.

Географический практикум участвует в формировании глобальных целей географического образования, а также позволяет формировать у учащихся:

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по курсу, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладение методами исследования и формированием интеллектуальных умений;

- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам природы и хозяйства;

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, воспитание любви к природе;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, ценностно-смысловыми, информационными, коммуникативными.

Кроме того географическое образование как компонент системы образования в целом является наиболее общим и социально значимыми.



Содержание

В содержании курса отражена прикладная и практическая направленность данной образовательной программы для жизни и деятельности человека и общества. Изучение курса обеспечивает удовлетворение индивидуальных запросов учащихся, углубление, расширение и систематизации знаний в выбранной области научного знания и вида деятельности. В целом программа курса реализует общеобразовательную и общекультурную функцию данной ступени образования.





Содержание структурировано по пяти разделам:



I раздел - Земля как планета (5 ч) Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. История открытия, изучения и освоения. Развитие географических знаний человека о Земле



II раздел - Географическая карта (12 ч) Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Значение планов и карт в практической деятельности человека Топографические карты. Ориентирование по карте, чтение карт. Современные географические карты. Градусная сеть на картах: меридианы и параллели. Географические координаты: географическая широта и географическая долгота. Изображение на физических картах высот и глубин.



Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная.

Технологии: развивающего типа (проблемное обучение, деятельностный подход, личностно ориентированные, проектно – исследовательское обучение, индивидуализация и дифференциация).

Методы: картографический, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический.

Формы и способы проверки результатов обучения: устный ответ, письменный ответ, тесты, работа с контурными картами, практические работы, творческие работы.



Требования к результатам освоения образовательной программы курса



Личностным результатом обучения в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

• гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

• осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

• осознание целостности природы, населения и хозяйства страны;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

• патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

• уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

• готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования



Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

- работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.



Познавательные УУД:

– формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

- обобщать понятия, строить логическое рассуждение, включающее установление причино-следственных связей;

- представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

- преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации, представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

- самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

- самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

- уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей



Коммуникативные УУД:

- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- учавствовать в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:

1. Осознание роли географии и истории в познании и развитии географической среды:

- формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического и исторического мышления для осознания своего места в целом;

-освоение системы географических и исторических знаний о населении и хозяйстве территории;

- объяснять результаты важнейших географических открытий и путешествий;

- составлять характеристику географического положения территории;

- различать принципы выделения государственной территории;

- определять географические особенности природы территории;

-различать демографические процессы и явления отдельных территорий и страны в целом в различные исторические периоды развития государства;

- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей;



2. Использование умений:

-использовать различные источники информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных ) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать информацию;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического и исторического содержания в научно-популярной литературе, в СМИ и на сайтах интерната;

- создавать письменные тексты и устные сообщения по теме на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

-определять и сравнивать качественные и количественные показатели географических объектов, историко-географических процессов и явлений

- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов;

- овладевать основами картографической грамотности;

- представлять в различных формах информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных историко-географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития











































Календарно-тематическое планирование по курсу "Географический практикум"

6 класс



Раздел, темы

Кол-во

Сроки

Планируемые результаты

Деятельность

обучающихся

Земля как планета

5 ч


Предметные

Метапредметные

Личностные


1

Доказательства шарообразности Земли.


1


Формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком

Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя


Овладение географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях

Учебно-информационное умение: работа с источниками информации, картами


2

Движения Земли и их следствия.

Практическая работа № 1. Определение времен года в разных странах мира.

1


Умение объяснять и определять географические следствия движений Земли.

Умение определять и объяснять образование времен года в разных странах мира


Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя


Понимание влияния Земли на жизнь человека

Умение сравнивать информацию, устанавливать причинно-следственные связи


3

Этапы накопления знаний о Земле

1


Формирование представлений об истории освоения территории Земли

Находить достоверные сведения в источниках географической информации

Формирование пространственного мышления

Работать с текстом и картой, умение анализировать информацию и выделять главную мысль текста при заполнении таблиц


4

Из истории географических открытий.

1


Формирование представлений об истории освоения территории Земли. Знать имена путешественников.

Находить достоверные сведения в источниках географической информации

Формирование пространственного мышления

Работать с различными картами, умение анализировать информацию

5

Эпоха великих географических открытий.

Практическая работа №2.

Обозначение на контурной карте маршрутов путешественников.



1


Расширение представлений об эпохе великих географических открытий, её значимости в развитии наук

Определять причино-следственные связи

Формировать аналитическое мышление

Определять цель и проблему учебной деятельности

Географическая карта.


12 ч






6

Виды географических карт.


1


Углубление знаний о разнообразии географических карт, их использовании

Находить достоверные сведения в источниках географической информации

Формировать аналитическое мышление

Осознание целостности мира и многообразии взглядов на него

7

Легенда карты.


1


Формирование представлений о содержании карт и их легенде, умение "читать"легенду карты

Определять критерии для сравнения фактов

Понимание особенностей картографических карт

Умение работать и анализировать тематические карты атласа

8

Градусная сеть.

Практическая работа №3.

Определение параллелей и меридианов на разных видах карт.

1


Закрепление знаний и умений в формировании представлений о градусной сети и ее практическом значении

Умение планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи.


Умение определять местоположение географического объекта

Углубление учебно-информационных умений: работа с источниками информации, картами




9

Географическая широта.

Практическая работа № 4

Определить географическую широту объектов на карте.

1


Закрепление знаний и умений в формировании представлений о географической широте и ее практическом значении

Совершенствование умений работать с разными источниками информации

Умение определять местоположение географического объекта

Углубление учебно-информационных умений: работа с источниками информации, картами


10

Географическая долгота.

Практическая работа № 5.

Определить географическую долготу объектов на карте.

1


Закрепление знаний и умений в формировании представлений о географической долготе и ее практическом значении

Умение участвовать в совместной деятельности

Умение определять местоположение географического объекта

Углубление учебно-информационных умений: работа с источниками информации, картами


11

Виды масштабов.

Практическая работа № 6.

Определение расстояний между объектами на различных видах карт.


1


Умение объяснять масштаб карты; отличия видов масштаба, существенные признаки плана, карты.

классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус; умения определять расстояния по карте

Анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов

Сформировать навыки сотрудничества со сверстниками и учителем

Смысловое чтение текста, анализ и сравнение карт атласа

12

Ориентирование по карте.

Практическая работа № 7. Определение направлений по карте.

1


Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Формулировать алгоритм работы с компасом


Определять критерии для сравнения фактов

Сформировать навыки сотрудничества со сверстниками и учителем

Углубление учебно-информационных умений: работа с картами


13

Изображение рельефа суши на физической карте.

Практическая работа № 8. Определение абсолютной и относительной высот по карте.

1


Умение объяснять специфику способов картографического изображения;

Умение определять абсолютную и относительную высоты


Определять критерии для сравнения фактов

Выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Сравнение и анализ физической карты

14

Изображение рельефа дна морей и океанов на физической карте.

Практическая работа № 9.

Определение глубин морей и океанов на карте.

1


Умение объяснять специфику способов картографического изображения;

Умение определять среднюю и максимальную глубину морей и океанов

Определять критерии для сравнения фактов

Формирование познавательного интереса к изучению географических знаний

Смысловое чтение текста, анализ и сравнение карт атласа

15

Топографическая карта.


1


Давать определения терминов и понятий по тематике урока

Определить значимость и применение топографических карт в различных сферах хозяйственной деятельности чел-ка

Понимание особенностей работы с топографическими картами

Формировать навыки и умения работы с топографическими картами

16

Особенности условных знаков топографической карты.

1


Умение объяснять существенные признаки плана,

классифицировать по заданным признакам план, определять расстояния, "читать" условные знаки

Анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов

Понимание значения топографической карты для повседневной жизни и деятельности человека.

Работа с топографическими картами

17

Обобщение по теме "Географическая карта"

1


Понимание важности умений работы с планом и картой

Совершенствование умений работать с разными источниками информации

Сформировать основу саморазвития и самовоспитания

Осознание целостности мира и многообразии взглядов на него






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!