СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу географии 5 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа с тематическим планированием на 70 часов ( 35 часов за счет школьного компонента)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу географии 5 класса»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа

Рабочая программа по географии составлена на основе образовательной программы основного общего образования по географии МБОУ СОШ №16 г. Пензы

Рабочая программа включает: пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета; общую характеристику учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета; основное содержание; тематическое планирование; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности и планируемые результаты изучения предмета.

Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами;

  • сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку;

  • раскрыть закономерности землеведческого характера;

  • воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.


Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Место предмета в школьном учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №16 на изучение географии в V классе отводится 70 ч. (2 ч. в неделю) при 35-недельной нагрузке, из них 35 часов за счет школьного компонента..


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные УУД:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли.



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

Содержание учебного предмета:


Раздел I. Что изучает география(8 часов)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Наука о природе. Астрономия. Биология. География. Химия. Физика. Экология.

География- наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география -два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Раздел II. Как люди открывали Землю ( 8часов)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное плавание. Открытие Австралии европейцами. Открытие Антарктиды русскими.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Раздел III. Земля во Вселенной(12 часов)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представление древних народов о Вселенной. Представление древнегреческих учёных о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представление о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран. Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звёзд. Солнце. Многообразие звёзд. Созвездия.

Уникальная планета-Земля. Земля- планета жизни: благоприятная температура, наличие воды, воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных учёных:

К.Э. Циалковского, С.П. Королёва в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли Ю.А. Гагарин.

IV. Виды изображений поверхности Земли (8 часа)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звёздам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Раздел V.Природа Земли(34 часов)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканизм. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав Гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва - особое природное тело. Почва, её состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?




Календарно – тематическое планирование


п/п

Название раздела, темы урока, контрольных, практических, лабораторных работ

Дата план

Дата

факт


Раздел I. Что изучает география



1

Вводный урок



2

Мир, в котором мы живём.



3

Человек на Земле. Изменение природы человеком.



4

Науки о природе.



5

География- наука о Земле.



6

Методы географических исследований.



7

Современные методы в географической науке



8

Обобщение по разделу. Тестирование.




Раздел II. Как люди открывали Землю

(8 часов)


9

Изучение и исследование Земли в древности



10

Географические открытия Средневековья.



11

Важнейшие географические открытия 15-19 вв



12

Урок – практикум « Первые путешествия на карте мира»



13

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами.



14

«Хождение за три моря». Освоение Сибири.



15

Урок практикум « Географические объекты, названные в честь великих путешественников»



16

Обобщение по разделу. Тестирование.




Раздел III. Земля во Вселенной

( 12 часов)



17

Как древние люди представляли себе Вселенную.



18

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.



19

Современные представления о строении Вселенной



20

Ученые, перевернувшие мир



21

Соседи Солнца.



22

Планеты-гиганты и маленький Плутон.



23

Астероиды. Кометы. Метеоры.

Метеориты.



24

Мир звёзд.



25

Уникальная планета-Земля.



26

Современные исследования космоса.



27

Вклад российской науки в космические исследования



28

Обобщение по разделу. Контрольная работа.




Раздел IV. Виды изображений поверхности Земли (8 часа)



29

Виды изображения земной поверхности: рисунок, фото, аэрофотоснимок, план местности, карта.



30

Стороны горизонта.

Пр. работа «Определение сторон горизонта по местным признакам»



32

Ориентирование.

Пр. работа «Работа с компасом».



32

План местности. Условные знаки.



33

Урок-практикум « Масштаб, его виды»



34

Географическая карта



35

Практическое использование планов местности и географических карт



36

Тестирование.




Раздел V. Природа Земли (34часов)



37

Первые предположения о возникновении Земли.



38

Современные представления о возникновении Солнца и планет



39

Внутреннее строение Земли.



40

Горные породы и минералы



41

Землетрясения.



42

Вулканизм.



43

Урок-практикум « Зоны активной вулканической деятельности и землятресений»



44

Путешествие по материкам.



45

Урок-практикум « Характеристика материков»



46

Острова и архипелаги



47

Вода на Земле



48

Состав гидросферы.



49

Круговорот воды в природе



50

Мировой океан.



51

Моря



52

Воды суши. Поверхностные воды.




53

Пр.р.«Подписать на контурной карте крупные реки и озера Земли».



54

Урок-практикум « Ледники. Области их распространения»



55

Подземные воды.



56

Обобщение.



57

Вода в атмосфере.



58

Воздушная одежда Земли. Состав и значение атмосферы



59

Погода. Основные элементы погоды



60

Наблюдение за погодой.



61

Климат.



62

Грозные явления в атмосфере



63

Влияние атмосферы и жизнь и деятельность человека



64

Обобщение



65


Живая оболочка Земли - биосфера



66

Изучение биосферы.



67

Почва - особое природное тело.

Пр. р. «Определение типов почв по образцам».



68

Человек и природа.



69

Обобщение по разделу. Повторение.



70

Итоговая контрольная работа.













ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.

Программа по предмету, рабочая программа учителя, инструкция по охране труда уч-ся, должностная инструкция учителя

2.

Учебно-методические материалы:

2.1

УМК « классической» линии учебников: 1. География. Начальный курс. 5 класс: учебник/Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. – 4 изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2014 2. География. Начальный курс. 5 класс Методическое пособие ( автор И.И.Баринова) 3. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное приложение

2.2

Дидактические и раздаточные материалы по предмету.

2.3

Видеоматериалы, соответствующие курсу, на электронных носителях

3.

ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства:

3.1

Персональный компьютер (монитор, системный блок, клавиатура, мышь, акустическая система, нетбук)

3.2

Интерактивная доска

3.3

Мультимедийный проектор

3.4

Многофункциональные устройства (принтер, ксерокс, сканер)






Планируемые результаты изучения географии


Разделы учебной

программы

Выпускник научится

Выпускник получит

возможность научиться:








География

-использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео - и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.