СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа. География. 7 класс. Предметная линия учебников «Полярная звезда». Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К.
муниципальное общеобразовательное учреждение
Шипиловская основная общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор школы:
____________ / Орлова Т.В./
Приказ № __ от “30” августа 2021 г.
Рабочая программа
по курсу «География».
в 7 классе
2021 – 2022 учебный год
Учитель: Орлова Т.В.
Аннотация к рабочей программе
по предмету география 7 класс
Нормативно-методические материалы | 1.Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года). 2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) 4. Федеральная программа по географии для общеобразовательных школ. География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда»», М., Просвещение, 2021 год. Авторы:В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К. Липкина
|
Реализуемый УМК | 1. Учебник Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. «География 7 класс», издательство «Просвещение», 2021 г. 2. Электронное приложение к учебнику. География. 7 класс. (1 DVD) 3. Мой тренажёр. География. 7 класс. Николина В.В. 4. Поурочные разработки. География. 7 класс. Николина В.В. 5. Рабочие программы. География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. 6. Практические работы 7 класс. С.П. Дубинина « Полярная звезда», 2021 год
|
Цель и задачи изучения предмета | Цель программы: формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик. Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения. Задачи: - формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов; - формирование умения использовать географические приборы. - формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации); -выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности. - формирование умения вести исследовательскую и проектную деятельность, основу которой составляют такте учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.
|
Срок реализации программы | 2021-2022 уч. год |
Место учебного предмета в учебном плане | География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 35 ч (1 ч в неделю), в 7, 8 и 9 классах по 68 ч (2 ч в неделю).
|
Периодичность и формы текущего контроля и промежуточной аттестации | Практические и контрольные работы согласно планированию. |
Список приложений к рабочей программе (при наличии) | Список интернет ресурсов 1. GeoSite — все о географии. http://www.geosite.com.ru 2. Библиотека по географии. http://geoman.ru 3. География. Планета Земля. http://www.rgo.ru 4. Раздел «География» в энциклопедии Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/География 5. География.ру: клуб путешествий. http://www.geografia.ru 6. Гео-Тур: все, что вы хотели знать о географии. http://geo-tur.narod.ru 7. Планета Земля. http://www.myplanet-earth.com 8. Газета «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии». http://geo.1september.ru 9. Учебно-методическая лаборатория географии Московского института открытого образования http://geo.metodist.ru 10. География для школьников. http://www.litle-geography.ru 11. Словарь современных географических названий. http://slovari.yandex.ru/dict/geography 12. Мир приключений и путешествий. http://www.outdoors.ru 13. National Geographic – Россия (электронная версия журнала). http://www.national-geographic.ru 14. Карты Google. http://maps.google.com 15. Метеоweb (сайт об удивительном мире погоды).http://www.meteoweb.ru 16. Все о погоде в вопросах и ответах http://atlantida.agava.ru/weather
|
I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1.) Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2020.
2.) География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. - М.: Просвещение, 2020.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.
Рабочая программа по географии составлена на основе:
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
- программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания.
Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно – общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и тд.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации.
II. Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе- предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических , политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Цели географии:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов; значения окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира,
- познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также, формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Построение содержанияучебного курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных компетенций.
Познавательные учебные действиясоставляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, воспроизводить по памяти информацию, устанавливатьпричинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Коммуникативные учебные действиясоставляют такие действия, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве(паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог
и т. д.
Содержание учебника для 7 класса способствует углублению знаний обучающихся о природных закономерностях на Земле и о населении планеты; развитию базовых знаний страноведческого характера: о природе материков и океанов, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, о культуре, традициях, особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.
В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс « Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.
Таким образом,содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно - нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.Изучение географии в основной школе обусловливаетдостижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности,патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционныхценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а так же социальному, культурному, языковомуи духов ому многообразию современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению,готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выборупрофильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
4) формирование познавательной и информационнойкультуры, в том числе развитие навыков самостоятельнойработы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
5) формирование толерантности как нормы осознанногои доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданскойпозиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам,ценностям народов России и мира;
6) освоение социальных норм и правил по ведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а так же вовзрослых сообществах; формирование основ социально -критического мышления; участие в школьном само управлениии в общественной жизни в пределах возрастных компетенцийс учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
10) формирование экологического сознания на основепризнания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
11) осознание важности семьи в жизни человека и общества,принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
12) развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов России и мира,творческой деятельности эстетической направленности.
Метапредметными результатамиосвоения основнойобразовательной программы основного общего образованияявляются:
1) овладение навыками самостоятельного приобретенияновых знаний, организации учебной деятельности, поискасредств её осуществления;
2) умение организовывать свою деятельность, определятьеё цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическоерассуждение, устанавливать причинно - следственные связи,аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
4) формирование осознанной адекватной и критическойоценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия,планировать общие способы работы;
6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основыразвития коммуникативных и познавательных универсальныхучебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;
7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт –диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободнопользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
9) умение работать в группе — эффективно сотрудничатьи взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументироватьсвоё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позиций её партнёров, в том числе в ситуациистолкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
10) умение организовывать свою жизнь в соответствиис представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке,её роли в освоении планеты человеком, о географическихзнаниях как компоненте научной картинны мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе за- дачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентациив нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и не однородности Земли какпланеты людей в пространстве и во времени, об основныхэтапах её географического освоения, особенностях природы,жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельныхстранах;
4) овладение элементарными практическими умениямииспользования приборов и инструментов для определенияколичественных и качественных характеристик компонентовгеографической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотностии использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками на хождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизнидля объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знанийи выбора географии как профильного предмета на ступенисреднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
V. Содержание курса географии
Введение
Что изучают в курсе географии 7 класса
РАЗДЕЛ 1. Человек на Земле
Заселение Земли человеком. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения и их географические особенности. Размещение населения. Понятие «плотность населения».
Народы и религии мира. Языковая классификация народов мира. Мировые и национальные религии.
Хозяйственная деятельность населения: сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг. География видов хозяйственной деятельности.
Города и сельские поселения.
Многообразие стран, их основные типы.
Культурно-исторические регионы мира.
Практические работы:
Сравнительное описание численности и плотности населения стран по разным источникам информации.
Определение и сравнение естественного прироста населения стран по источникам географической информации.
Классификация стран по разным количественным показателям особенностей населения (естественному приросту), доле городского населения, религиозному и этническому составу).
Определение по комплексным картам различий в типах хозяйственной деятельности населения стран разных регионов.
РАЗДЕЛ 2. Главные закономерности природы Земли
История формирования рельефа Земли. Литосферные плиты и образование континентальной и океанической земной коры. Платформы древние и молодые. Области складчатости. Формирование современных материков и океанов.
Климатообразующие факторы. Географическая широта как основной климатообразующий фактор. Воздушные массы: понятие, типы. Циркуляция атмосферы как важный климатообразующий фактор. Преобладающие ветры – пассаты тропических широт, тропические (экваториальные) муссоны, западные ветры умеренных широт, восточные (стоковые) ветры полярных областей. Влияние на климат подстилающей поверхности, океанических течений, абсолютной высоты местности и ее рельефа.
Разнообразие климата на Земле. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли.
Климатические карты. Климатограмма как графическая форма выражения климатических особенностей.
Мировой океан и его части. Океан и атмосфера: поверхностные водные массы, их типы; поверхностные течения. Соленость поверхностных вод Мирового океана, ее изменение. Карта солености поверхностных вод Мирового океана. Жизнь в Океане, закономерности ее пространственного распространения. Экологические проблемы Мирового океана.
Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны: особенности природы, ресурсы, освоение человеком. Южный океан.
Природные зоны Земли. Высотная поясность.
Практические работы:
Анализ физической карты и карты строения земной коры с целью выявления закономерностей распространения крупных форм рельефа.
Анализ разных источников географической информации с целью объяснения географического распространения землетрясений и современного вулканизма.
Определение климатических характеристик территории по климатической карте.
Составление схемы общей циркуляции атмосферы.
Описание климата территории по климатограмме.
Сравнение годового хода температуры воздуха по сезонам года в Северном и Южном полушариях.
Составление графика годового хода температуры воздуха по статистическим данным.
Сравнение солености поверхностных вод Мирового океана на разной широте по карте солености поверхностных вод, выявление закономерности ее изменения в широтном направлении.
Выявление закономерностей распространения теплых и холодных течений у западных и восточных побережий материков по физической карте мира.
Выявление проявления широтной зональности по картам природных зон.
Сравнение высотных поясов гор с целью выявления зависимости их структуры от географического положения и абсолютной высоты.
РАЗДЕЛ 3. Материки и страны
Тема 1. Южные материки
Африка, Австралия и Океания, Южная Америка: географическое положение и береговая линия, основные черты рельефа, климата, внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы. Население и его хозяйственная деятельность. Природные районы. Страны.
Антарктида: географическое положение и береговая линия, рельеф поверхности ледника и подледный рельеф, особенности климата и внутренних вод, органический мир. Открытие и исследования Антарктиды.
Практические работы:
Выявление влияния географического положения на климат материка.
Объяснение особенностей климата экваториального климатического пояса на примере одного из материков.
Выявление влияния океанических течений у западных и восточных побережий материков на климат и природные комплексы.
Сравнение высотной поясности горных систем, выявление причин различий.
Сравнение населения южных материков по разным источникам географической информации.
Выявление природных, исторических и экономических причин, повлиявших на плотность населения, на примере одного из регионов.
Определение средней плотности населения стран по статистическим данным.
Описание одной из стран по географическим картам.
Тема 2. Северные материки
Северная Америка и Евразия: географическое положение и береговая линия, основные черты рельефа, климата, внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы. Население и его хозяйственная деятельность. Природные районы. Страны.
Практические работы:
Объяснение климатических различий территорий, находящихся на одной географической широте, на примере умеренного климатического пояса.
Сравнение расположения природных зон Северной Америки и Евразии и выявление причин подобного расположения.
Комплексное географическое описание одной из природных зон материков.
Сравнение расположения южной границы распространения многолетней мерзлоты в Северной америке и Евразии и выявление причин различий.
Объяснение распространения зон современного вулканизма и землетрясений на территории Северной Америки и Евразии.
Определение и сравнение естественного прироста населения стран Азии и Европы по статистическим данным.
Анализ разных источников информации для составления характеристики населения страны.
Сравнение двух стран по заданным показателям.
РАЗДЕЛ 4. Взаимодействие природы и общества
Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны.
Глобальные проблемы человечества: продовольственная, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, экологическая. Проблема глобальных климатических изменений.
Практическая работа:
Оценка последствий изменений компонентов природы в результате деятельности человека на примере одной из стран.
VI. Тематическое планирование
№ | Наименование разделов, тем
| Количество часов | В том числе Практические работы |
1 | Введение | 3 | 0 |
2 | Раздел 1. Человек на Земле | 6 | 4 |
3 | Раздел 2. Главные закономерности природы Земли | 19 | 10 |
4 | Раздел 3. Материки и страны | 39 | 17 |
| Тема 1. Южные материки. |
|
|
4.1 | Африка | 7 | 3 |
4.2 | Австралия и Океания | 3 | 2 |
4.3 | Антарктида | 2 | 0 |
4.4 | Южная Америка | 6 | 4 |
| Тема 2. Северные материки. |
|
|
4.5 | Северная Америка | 6 | 2 |
4.6 | Евразия | 14 | 6 |
5 | Раздел 4. Взаимодействие природы и общества. | 1 | 0 |
| Итого: | 68 | 31 |
Календарно - тематическое планирование 7 класс
№ | Урок | Тема урока | Основное содержание урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Практическая работа | Дата урока |
| |||||||||
По плану | Фактически |
| ||||||||||||||
Введение - 3 часа (+1)
|
|
|
| |||||||||||||
1. | 1 | Как вы будете изучать географию в 7 классе | Особенности изучения курса географии в 7 классе
| Формировать целеполагания в учебной деятельности. Самостоятельно анализировать условия и средства достижения целей. Планировать пути достижения целей в отношении действий по решению учебных и познавательных задач
|
|
|
|
| ||||||||
2. | 2. | Методы изучения окружающей среды
| Фотоизображения как источник географической информации
| Уметь работать с различными источниками информации, полно и точно выражать свои мысли, правильно ставить вопросы. Сообщать информацию в устной форме
|
|
|
|
| ||||||||
3. | 3. | Географическая карта — особый источник информации
| Понятие «картографические проекции». Способы отображения информации на картах с помощью условных знаков
| Приводить примеры различных способов картографического изображения. Анализировать карты атласа по плану |
|
|
|
| ||||||||
Раздел 1.. Человек на Земле -6 ч
|
| |||||||||||||||
4. | 1. | Заселение Земли чело- веком | Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост числен- ности населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества | Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни |
|
|
|
| ||||||||
5. | 2. | Население современного мира | Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Естественный прирост. Народы. Особенности размещения на- селения Земли. Природные, историче- ские и экономические факторы, влияющие на размещение населения. Плотность населения. Среднемировая плотность населения и её изменение со временем. Карта плотности населения. | Анализировать диаграммы изменения численности населения во времени с целью определения тенденций изменения темпов роста численности населения мира. Составлять прогноз изменения численности населения Земли на несколько десятилетий. Анализировать статистические материалы с целью выявления стран с экстремальными пока- зателями рождаемости, смертности или естественного прироста в мире. Давать описание численности и плотности населения по разным источникам информации. Определять и сравнивать естественный прирост населения стран по различным источникам географической информации. Уметь планировать последовательность и способ действий. Строить логическое рассуждение при анализе диаграмм и карт. Устанавливать связи и обобщения | Практические работы: № 1. Сравнительное описание численности и плотности населения по разным источникам информации; №2. Определение и сравнение естественного прироста населения стран по различным источникам географиче ской информации |
|
|
| ||||||||
6. | 3. | Народы, языки и религии. | Народы и языки, их география. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Мировые и национальные религии, их география. Карта народов мира
| Анализировать схему «Происхождение ряда индоевропейских языков». Анализировать карту «Народы мира» с целью установления количества языковых семей и народов, входящих в эти семьи. Анализировать карту «Религии мира» с целью выявления географии распространения мировых религий. Осознавать свою этническую принадлежность. Формировать толерантность к культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира. |
|
|
|
| ||||||||
7. | 4. | Города и сельские поселения | Отличие города от сельского поселения. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений. Функции городов. Ведущая роль городов в хозяйственной и культурной жизни людей
| Сравнивать город и село. Приводить примеры крупнейших городов мира и городских агломераций. Определять функции городов по различным источникам информации. Приводить примеры разных типов сельских поселений мира. Интерпретировать и обобщать информацию. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении. |
|
|
|
| ||||||||
8. | 5. | Многообразие стран мира | Многообразие стран. Различие стран по географическому положению, величине территории, численности населения, политическому устройству, экономическому развитию. Зависимость стран друг от друга. Понятие о хозяйстве.
| Выявлять различие стран по географическому положению, величине территории, численности населения, политическому устройству, экономическому развитию. Анализировать диаграммы «Экономическая мощь стран», «Структура хозяйства некоторых стран».Определять по статистическим данным страны — лидеры в сельском хозяйстве и промышленности. Анализировать карты с целью выявления географии основных видов хозяйственной деятельности. Выделять главное и второстепенное в тексте, делать выводы на основе аргументации. Оценивать свои действия и действия одноклассников | Практическая работа: №3. Классификация стран по разным количествен ным показателям особенностей населе- ния (естественному приросту, доле городского населения, религиозному и этническому составам);
|
|
|
| ||||||||
9. | 6. | Обобщение по теме «Человек на Земле» | Сравнение стран мира по типам хозяйственной деятельности населения стран разных регионов | Анализировать карты с целью выявления географии основных видов хозяйственной деятельности. | Практическая работа: №4. Определение по комплексным картам различий в ти- пах хозяйственной деятельности насе- ления стран разных регионов |
|
|
| ||||||||
Раздел 2. Главные закономерности природы Земли -19 ч
|
|
|
| |||||||||||||
10. | 1. | Развитие земной коры
| Развитие земной коры. Формирование облика планеты. Происхождение матери- ков и океанов. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Движение и взаимодействие литосферных плит. Гипотеза А. Вегенера | Сравнивать очертания древних и современных материков. Анализировать схемы образования материковой и океанической земной коры и карты, показывающие основные этапы формирования современных материков |
|
|
|
| ||||||||
11. | 2 | Земная кора на карте | Земная кора на карте. Платформа и её строение. Карта строения земной коры. Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрождённые горы. Размещение на Земле гор и равнин.
| Анализировать карту строения земной коры. Сопоставлять карту строения земной коры и физическую карту с целью выявления закономерностей отражения в рельефе строения земной коры. Уметь планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией. Выявлять закономерности в размещении гор и равнин
| Практическая работа. №5.Выявление взаимосвязи между строением земной коры и рельефом
|
|
|
| ||||||||
12. | 3. | Природные ресурсы земной коры. | Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых
| Выявлять по карте строения земной коры закономерности размещения топливных и рудных полезных ископаемых. Уметь применять схемы для объяснения последовательности процессов и явлений
|
|
|
|
| ||||||||
13. | 4. | Температура воздуха на разных широтах. | Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы
| Анализировать картосхемы «Пояса освещенности земли», «Тепловые пояса». Выявлять причинно - следственные связи зависимости температуры воздуха от географической широты, подстилающей поверхности, морских течений | Практические работы: №6. Сравнение годового хода температуры воздуха по сезонам года в Северном и Южном полушариях; №7. Составление графика годового хода температуры воздуха по статистическим данным
|
|
|
| ||||||||
14. | 5. | Давление воздуха и осадки на разных широтах | Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре. Использование карт для определения среднегодового количества осадков в различны частях планеты
| Анализировать схему «Формирование поясов атмосферного давления». Анализировать карту "Среднегодовое количество осадков". Сопоставлять физическую карту и карту "Среднегодовое количество осадков" с целью выявления самых влажных и самых сухих районов Земли |
|
|
|
| ||||||||
15. | 6. | Общая циркуляция атмосферы. | Общая циркуляция атмосферы. Типы воз- душных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны | Анализировать схему общей циркуляции атмосферы. Выявлять влияние постоянных ветров на климат. Систематизировать знания о господствующих ветрах в таблице | Практическая работа: № 8. Составление схемы общей циркуляции атмосферы |
|
|
| ||||||||
16. | 7. | Климатические пояса и области Земли | Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Климатические пояса и области Земли. Основные и переходные климатические пояса. Анализ карты "Климатические пояса и области Земли". Климат западных и восточных побережий материков. | Анализировать влияние географической широты, подстилающей поверхности, морских течений на климат. Определять тип климата по совокупности признаков. Составлять описание климата одного климатического пояса по картам. | Практическая работа: №9. Определение климатических характеристик террито- рии по климатической карте;
|
|
|
| ||||||||
17. | 8. | Определение типа климата по климатической диаграмме |
| Читать и анализировать климатические диаграммы | Практическая работа: №10. Описание климата территории по климатограмме |
|
|
| ||||||||
18. | 9. | Океанические течения
| Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера. Влияние течений Выявлять основные причины образования океанических течений. Классифицировать океанические течения по происхождению, физическим свойствам, расположению в толще воды, на формирование климата отдельных территорий.
| Выявлять основные причины образования океанических течений. Классифицировать океанические течения по происхождению, физическим свойствам, расположению в толще воды, устойчивости. Анализировать схему основных поверхностных течений Мирового океана. Устанавливать взаимосвязи Океана и атмосферы. Давать характеристику течений по плану. Уметь применять схемы для объяснения последовательности процессов и явлений. Искать и отбирать информацию, рационально использовать инструменты и технические средства информационных технологий | Практическая работа. № 11.Описание течения Мирового океана (по выбору) |
|
|
| ||||||||
19. | 10. | Реки и озёра Земли. Поиск географической информации в Интернете | Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озёр на Земле. Крупнейшие озёра мира. Поиск географической информации в Интернете
| Приводить примеры зависимости рек от рельефа и климата. Сопоставлять физическую и климатическую карты при характеристике рек и озёр. Находить на карте крупнейшие реки и озёра Земли. Наносить на контурную карту крупнейшие реки и озёра Земли. Находить географическую информацию о реках и озёрах в дополнительной литературе и в Интернете. Составлять на основе информации Интернета описание реки или озера. Производить обмен полученной информацией с одноклассниками. Находить географическую информацию в Интернете. Оценивать достоверность информации. Составлять на основе информации, полученной в Интернете, описание географического объекта. |
|
|
|
| ||||||||
20. | 11. | Растительный и животный мир Земли.
| Биоразнообразие. Биомасса. Влияние природных условий на распространение животного и растительного мира. Географическая зональность в распространении животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков. Охрана природы. Особо охраняемые территории.
| Сравнивать приспособленность растений и животных разных природных зон к среде обитания. Высказывать мнение о причинах различия флоры и фауны на разных материках. |
|
|
|
| ||||||||
21. | 12. | Почвы. Почвенное разнообразие. | Факторы почвообразования. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Закономерности распространения почв на Земле. Основные зональные типы почв, их особенности. Плодородие почв. Использование почв человеком. Охрана почв
| Объяснять причины разнообразия почв на Земле. Выявлять по карте основные зональные типы почв мира. Сравнивать мощность гумусового горизонта почв на профиле. Оценивать вклад В. В. Докучаева в развитие науки о почвах. |
|
|
|
| ||||||||
22. | 13. | Обобщение по теме «Природа Земли» |
|
|
|
|
|
| ||||||||
23. | 14. | Природные зоны Земли.
| Природные зоны — зональные природные комплексы. Установление причин смены природных зон на основе анализа карт и другой географической информации. Изменение природных зон под воздействием человека.
| Объяснять причины смены природных зон. Анализировать карту «Природные зоны Земли». Составлять описание природных зон по плану и карте. Сравнивать природные условия. Приводить примеры изменения природных зон под воздействием хозяйственной деятельности людей | Практическая работа. №12. Описание при- родных зон по карте
|
|
| |||||||||
24. | 15. | Океаны Земли. Тихий и Северный Ледовитый океаны. | Тихий и Северный Ледовитый океаны. Географическое положение, площадь, средняя и максимальная глубины океанов. Особенности природы, органический мир, ресурсы океанов и их хозяйственное использование. Экологические проблемы океанов. Охрана природы. | Устанавливать по карте особенности географического положения океанов. Сравнивать размеры океанов. Выявлять по карте систему течений в океанах. Давать оценку хозяйственного использования океанов. Подготавливать и обсуждать презентацию одного из океанов.
| |
|
| |||||||||
25. | 16. | Атлантический и Индийский океаны. | Атлантический и Индийский океаны. Географическое положение, площадь, средняя и максимальная глубины океанов. Особенности природы, органический мир, ресурсы океанов и их хозяйственное использование. Экологические проблемы океанов. Охрана природы.
| Составлять описание океана по плану | Практическая работа. № 13.Составление комплексной характеристики океана |
|
| |||||||||
26. | 17. | Материки как крупные природные комплексы Земли. | Материки — Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. Современное географическое положение материков. Установление сходства и различия материков на основе источников географической информации. | Находить и показывать на физической карте мира материки. Сравнивать размеры материков. Описывать географическое положение и основные черты природы материков. Уметь планировать последовательность и способ действий. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения, используя карты | Практическая работа. № 14.Сравнение географического положения материков |
|
| |||||||||
27. | 18. | Культурно-исторические и природные регионы мира | Деление Земли и мира на части. Части света. Географические регионы. Историко-культурные регионы. Понятие «граница». Естественные и воображаемые границы. Объединение стран в организации и союзы. Организация Объединённых Наций (ООН). Сотрудничество стран. Диалог культур.
| Определять отличие материков от частей света. Находить и показывать на физической карте мира части света. Приводить примеры географических и историко-культурных регионов. Устанавливать по карте границы между регионами. Определять значение объединений стран в союзы. Определять значение Организации Объединённых Наций для решения проблем на Земле. |
|
|
| |||||||||
28. | 19. | Обобщение по теме «Природные комплексы и регионы» |
|
|
|
|
| |||||||||
Раздел 3. Материки и страны -39 ч
| ||||||||||||||||
Тема 1. Южные материки.
| ||||||||||||||||
29. | 1. | Африка: образ материка. | Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Определение крайних точек и их координаты. Особенности строения земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые.
| Определять географическое положение и координаты крайних точек материка. Объяснять размещение крупных форм рельефа материка. Составлять характеристику рельефа материка по картам атласа. Описывать крупные формы рельефа по плану. Сопоставлять карту строения земной коры и физическую карту с целью выявления закономерностей отражения в рельефе строения земной коры материка. Изучать закономерности размещения полезных ископаемых на материке. | Практическая работа: №15. Выявление влияния географического положения на климат материка;
|
|
| |||||||||
30. | 2. | Африка: образ материка. | Особенности климата. Особенности внутренних вод, растительного и животного мира. Природные зоны
| Выявлять особенности климата Африки: влияние на климат географической широты, океанических течений, рельефа, постоянных ветров. Объяснять особенности внутренних вод материка. Изучать по картам размещение крупных рек и озёр. Объяснять режим рек по картам. Объяснять особенности размещения природных зон. Наносить на контурную карту географические объекты материка | Практическая работа: № 16.Объяснение особенностей климата экваториального климатического пояса на примере материка Африка |
|
| |||||||||
31. | 3. | Африка в мире. Население Африки. Регионы Африки. | Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Занятия африканцев. Африка — беднейший материк мира
| Подготавливать презентации об истории освоения материка. Объяснять особенности роста численности населения Африки на основе статистических данных. Объяснять зависимость занятий населения от природных условий и ресурсов. Строить круговую диаграмму хозяйственной занятости населения Африки. Составлять описание населения материка и определять территории с самой большой и самой маленькой плотностью населения по карте «Размещение населения» в атласе. |
|
|
| |||||||||
32. | 4. | Путешествие по Африке: от Касабланки до Триполи, Сахара, от Томбукту до Лагоса | Путешествие по Африке. Виртуальное путешествие по материку как способ освоения географического пространства. Правила путешествия по материку. Регионы Африки. Особенности природы. Занятия населения. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Маршрут Касабланка — Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура. Карфаген — памятник Всемирного культурного наследия. Сахара — ≪жёлтое море≫ песка. Особенности природы Сахары. Кочевое животноводство. Проблемы опустыни- вания, голода. Маршрут Томбукту —Лагос. Саванна: особенности природы. | Планировать последовательность и способ действий. Наносить маршрут путешествия на контурную карту. Находить на карте географические объекты, встречающиеся на маршруте, и определять их географические координаты. Сопоставлять карты: физическую, природных зон, политическую. Характеризовать особенности рельефа, климата, растительного и животного мира. Читать климатические диаграммы. Выявлять особенности природных зон на маршруте. Характеризовать занятия населения, его проблемы. Владеть устной речью, строить монологическое контекстное высказывание. Интерпретировать и обобщать информацию. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении. Использовать средства информационных технологий
|
|
|
| |||||||||
33. | 5. | Путешествие по Африке: от Лагоса до озера Виктория, от озера Виктория до Индийского океана, из Танзании к мысу Доброй Надежды. | Путешествие по Африке. Маршрут Лагос — озеро Виктория. Лагос — круп нейший город Нигерии. Нигер — одна из крупнейших рек континента. Осо бенности влажных экваториальных ле- сов. Река Конго. Пигмеи. Массив Рувензори. Маршрут озеро Виктория — Индийский океан. Происхождение озера Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар-эс-Салам — мыс Доброй Надежды. Осо- бенности природных зон. Полезные ископаемые. ЮАР |
|
|
|
| |||||||||
34. | 6. | Египет: географическое положение, место в мире, население. | Египет. Место на карте. Место в мире. Египтяне: происхождение, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет — мировой туристический центр. Каир — крупнейший город арабского мира. Памятники Всемирного культурного наследия. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека | Выявлять черты страны, характерные для всего региона, и её специфические особенности. Выявлять специфику этнического состава населения. Выявлять особенности материальной и духовной культуры, а также причины, их обусловившие. Выделять основную идею текста, делать самостоятельные выводы. Подготавливать и обсуждать презентации о памятниках Всемирного культурного наследия. Описывать страну по плану. | Практическая работа № 17.«Описание Египта по типовому плану» |
|
| |||||||||
35. | 7. | Учимся с «Полярной звездой». Разработка проекта № 1 «Создание национального парка в Танзании» | Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании»
| Разрабатывать проект по этапам. Организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками. Извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета) по данной теме. Подготавливать и обсуждать презентацию проекта. |
|
|
| |||||||||
36. | 8. | Обобщение по теме «Африка» |
|
|
|
|
| |||||||||
37. | 9. | Австралия: образ материка. | Географическое положение, размеры и очертания Австралии. Крайние точки и их координаты. Особенности строения земной коры и рельефа материка. Особенности климата, внутренних вод. | Определять географическое положение материка, координаты его крайних точек и наносить их на контурную карту. Объяснять размещение крупных форм рельефа материка. Составлять характеристику рельефа материка по картам атласа. Описывать крупные формы рельефа по плану. Сопоставлять карту строения земной коры и физическую карту с целью выявления закономерностей отражения в рельефе строения земной коры материка. Изучать закономерности размещения полезных ископаемых на материке. Выявлять и объяснять особенности климата и внутренних вод Австралии. Изучать по картам размещение крупных рек и озёр. Наносить на контурную карту основные формы рельефа, речные системы Австралии. |
|
|
| |||||||||
38. | 10. | Австралия: образ материка. | Уникальность растительного и животного мира. Природные зоны. Полезные ископаемые. Население Австралии, его хозяйственная деятельность и быт. | Подготавливать и обсуждать презентации об уникальных представителях растительного и животного мира материка. Объяснять особенности размещения природных зон. Наносить на контурную карту географические объекты материка. Характеризовать население материка и его жизнь, быт, традиционные занятия. | Практические работы: № 18. Выявление природных, исторических и экономических причин, повлиявших на плотность населения Австралии; № 19. Определение средней плотности населения Австралии по статистическим данным |
|
| |||||||||
39. | 11. | Австралия: путешествие | Путешествие по Австралии. Маршрут Перт — озеро Эйр-Норт — Сидней. Особенности природы. Занятия населения. Маршрут от Сиднея вдоль Большого Водораздельного хребта. Большой Барьерный риф — памятник природного наследия. Океания: Меланезия, Микронезия, Полинезия. Особенности природы островов. Занятия населения. Н. Н. Миклухо-Маклай. | Ставить учебную задачу и планировать последовательность и способ действий. Наносить маршрут путешествия на контурную карту. Находить на карте географические объекты, встречающиеся на маршруте, и определять их географические координаты. Сопоставлять карты: физическую, природных зон, политическую. Характеризовать особенности рельефа, климата, растительного и животного мира. Читать климатические диаграммы. Выявлять особенности природных зон на маршруте. Характеризовать занятия населения, его проблемы. Подготавливать и обсуждать презентации о памятнике Всемирного природного наследия — Большом Барьерном рифе. Наносить на контурную карту географические объекты материка. Владеть устной речью, строить монологическое контекстное высказывание. Интерпретировать и обобщать информацию. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении. Использовать средства информационных технологий. |
|
|
| |||||||||
40. | 12. | Антарктида. | Антарктида: образ материка. Особенности географического положения, размеры и очертания Антарктиды. Крайняя точка и её координаты. Ледовый покров и рельеф Антарктиды. Строение Антарктиды. Особенности климата. Растительный и животный мир. Открытие материка Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Условия жизни и работы на полярных станциях. Охрана природы Антарктиды
| Определять географическое положение, крайнюю точку Антарктиды и её координаты. Анализировать профиль подлёдного рельефа Антарктиды. Объяснять особенности климата материка. Характеризовать растительный и животный мир Антарктиды. Находить на физической карте моря, омывающие Антарктиду, научные станции и страны, которым они принадлежат. Подготавливать и обсуждать презентацию об исследовании Антарктиды. |
|
|
| |||||||||
41. | 13. | Обобщение по темам: «Австралия и Антарктида» |
|
|
|
|
| |||||||||
42. | 14. | Южная Америка: образ материка. | Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки. Размеры и очертания Южной Америки. Крайние точки и их координаты. Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры и рельефом Африки. Полезные ископаемые. | Сравнивать географическое положение и рельеф Южной Америки и Африки. Анализировать и сравнивать профили рельефа Южной Америки и Африки. Сопоставлять карту строения земной коры и физическую карту с целью выявления закономерностей отражения в рельефе строения земной коры Южной Америки. Находить на карте и наносить на контурную карту географические объекты Южной Америки. |
|
|
| |||||||||
43. | 15. | Южная Америка: образ материка. | Особенности климата и внутренних вод. Амазонка — самая длинная река мира. Ориноко. Водопад Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка — родина многих культурных растений. Высотная поясность Анд. | Анализировать карту «Среднегодовое количество осадков и ветры в Южной Америке». Составлять описание реки Амазонки по плану. Анализировать схему и выявлять особенности высотной поясности в Андах. Находить на карте и наносить на контурную карту географические объекты Южной Америки. | Практические работы: № 20. Выявление влияния океанических течений у западных и восточных побережий материков на климат и природные комплексы; №21. Сравнение высотной поясности горных систем, выявление причин различий |
|
| |||||||||
44. | 16. | Латинская Америка в мире. | Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения. Латиноамериканцы. Древние цивилизации Латинской Америки. Креолы, метисы, мулаты, самбо. Крупнейшие государства и их столицы. Природные ресурсы и их влияние на облик Латинской Америки. Хозяйственная деятельность человека, её влияние на природу материка. | Сравнивать карты плотности населения и природных зон. Изучать по карте размещении полезных ископаемых. Приводить примеры воздействия человека на природу материка. Наносить на контурную карту полезные ископаемые региона. | Практическая работа: № 22.Сравнение населения южных материков по разным источникам информации. |
|
| |||||||||
45. | 17. | Путешествие по Южной Америке: от Огненной Земли до Буэнос-Айреса, от Буэнос-Айреса до Рио-де-Жанейро | Маршрут Огненная Земля — Буэнос- Айрес. Аргентина — второе по площади государство материка. Особенности природы. Река Парана. Маршрут Буэнос-Айрес — Рио-де-Жанейро. Водопад Игуасу. Растительный и животный мир. Население и его занятия. Бразильское плоскогорье. Полезные ископаемые. Столица Бразилии — Бразилиа | Планировать последовательность и способ действий. Наносить на контурную карту маршрут путешествия. Находить на карте географические объекты, встречающиеся на маршруте, и определять их географические координаты. Сопоставлять карты: физическую, природных зон, политическую. Характеризовать особенности рельефа, климата, растительного и животного мира. Читать климатическую диаграмму. Выявлять особенности природных зон на маршруте. Характеризовать занятия населения, его проблемы.
|
|
|
| |||||||||
46. | 18. | Путешествие по Южной Америке: Амазония, Анды, от Лимы до Каракаса. | Амазония. Амазонская сельва. Особенности растительного и животного мира. Про- блема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут Манаус — Анды. Амазонка — самая длинная и самая полноводная река мира. Уникальность фауны Амазонки. Перу: особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность. Памятни- ки Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима — Каракас. Особенно- сти природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы. | Определять тип климата по климатической диаграмме, находить районы его распро- странения на других материках. Владеть устной речью, строить монологическое контекстное высказывание и делать самостоятельные выводы. Интерпретировать и обобщать информацию. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении. Использовать средства информационных технологий. |
|
|
| |||||||||
47. | 19. | Бразилия: место на карте, место в мире, население. | Бразилия. Место на карте. Место в мире. Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства.
| Давать оценку географического положения Бразилии. Давать характеристику страны по плану. Наносить на контурную карту границы Бразилии, столицу и крупные города. Подготавливать и обсуждать презентации о занятиях, об образе жизни населения. Сравнивать хозяйственную деятельность жителей Амазонии и Бразильского плоскогорья. Выделять основную идею текста, делать самостоятельные выводы | Практическая работа: №23. Описание Бразилии по географическим картам |
|
| |||||||||
Тема 2. Северные материки. | ||||||||||||||||
48. | 20. | Северная Америка: образ материка. | Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры и очертания материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. | Определять географическое положение материка. Объяснять размещение крупных форм рельефа. Анализировать влияние на климат географической широты, течений, рельефа. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения, используя карты. Выявлять влияние на климат постоянных ветров. |
|
|
| |||||||||
49. | 21. | Северная Америка: образ материка. | Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озёра. Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Природные ресурсы и их использование. Памятники Всемирного природного наследия. | Изучать по картам размещение крупных рек и озёр. Объяснять особенности размещения природных зон на основе сопоставления карт: физической, климатических поясов и областей, природных зон. Наносить на контурную карту географические объекты. | Практическая работа № 24.Комплексное географическое описание одной из природных зон материка |
|
| |||||||||
50. | 22. | Англо-Саксонская Америка. | Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и различия. Население США и Канады, их образ жизни и занятия. США и Канада — центры мировой экономики и культуры.
| Объяснять историю освоения территории. Выявлять сходство и различие США и Канады. Наносить на контурную карту месторождения главных полезных ископаемых США и Канады. Подготавливать и обсуждать презентации об экономике, о культуре США и Канады. |
|
|
| |||||||||
51. | 23. | Путешествие по Северной Америке: острова Карибского моря, из Вест-Индии в Мехико, от Мехико до Лос-Анджелеса | Природа островов Карибского моря. Маршрут Вест-Индия — Мехико. Полуостров Юкатан — крупнейший Историко-культурный район мира. Древние индейские цивилизации. Мексиканский залив. Мехико. Маршрут Мехико —Лос Анджелес. Мексиканское нагорье. Река Рио-Гранде. Плато Колорадо. Большой каньон реки Колорадо. | Планировать последовательность и способ действий. Наносить маршрут путешествия на контурную карту. Находить на карте географические объекты, встречающиеся на маршруте, и определять их географические координаты. Сопоставлять карты: физическую, природных зон, политическую. Характеризовать особенности рельефа, климата, растительного и животного мира. Выявлять особенности природных зон на маршруте. Характеризовать занятия населения, его проблемы. Сравнивать природные богатства горного пояса и равнин Северной Америки. Читать климатические диаграммы.
|
|
|
| |||||||||
52. | 24. | Путешествие по Северной Америке: от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско, от Сан-Франциско до Чикаго, от Чикаго до Нью-Йорка, от Ниагарского водопада вдоль реки Св. Лаврентия. | Путешествие по Северной Америке. Маршрут Лос-Анджелес — Сан-Франциско. Особенности природы Южной Калифорнии. Большая Калифорнийская долина. Маршрут Сан-Франциско — Чикаго. Сьерра-Невада. Большое Солёное озеро. Великие равнины. Североамериканские степи. «Пшеничный» и «кукурузный» пояса. Маршрут Чикаго — Нью-Йорк. Аппалачи. Вашингтон — столица США. Нью-Йорк — финансовый и торговый центр. Маршрут Ниагарский водопад — река Св. Лаврентия. | Находить на карте пункты, для которых даны климатические диаграммы. Объяснять изменение климата от одного пункта к другому. Подготавливать и обсуждать презентации о памятниках Всемирного природного и культурного наследия. Наносить на контурную карту географические объекты материка. Владеть устной речью, строить монологическое контекстное высказывание. Интерпретировать и обобщать информацию. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении. Использовать средства информационных технологи. |
|
|
| |||||||||
53. | 25. | Соединённые Штаты Америки. | Место на карте. Место в мире. Американцы: происхождение, занятия, образ жизни.
| Составлять описание страны по плану. Анализировать карты административного деления США и размещения хозяйства США. Наносить на контурную карту природные зоны и крупнейшие города США. Сравнивать освоение территорий Бразилии и США. Выделять основную идею текста, делать самостоятельные выводы | Практическая работа №25. Анализ разных источников информации для составления характеристики населения страны. |
|
| |||||||||
54. | 26. | Евразия. Особенности материка. | Особенности географического положения. Крайние точки и их координаты. Размеры и очертания материка. Природные контрасты. | Давать характеристику географического положения Евразии. Определять координаты крайних точек материка. Сравнивать географическое положение Северной Америки и Евразии.
| Практическая работа № 26.Сравнение расположения южной границы распространения многолетней мерзлоты в Северной Америке и Евразии и вы- явление причин различий.
|
|
| |||||||||
55. | 27. | Евразия. Особенности материка. | Особенности строения земной коры и рельефа Евразии. Полезные ископаемые. Влияние древнего оледенения на рельеф Евразии. Основные горные системы и равнины Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. | Определять платформы, лежащие в основании Евразии. Находить на физической карте и наносить на контурную карту географические объекты. Выявлять природные контрасты Евразии. Объяснять особенности строения земной коры и рельефа. Определять по карте полезные ископаемые Евразии. Анализировать карту «Стихийные явления на территории Евразии» | Практическая работа №27. Объяснение распространения зон современного вул- канизма и землетрясений на территории Северной Америки и Евразии; |
|
| |||||||||
56. | 28. | Евразия. Особенности материка. | Особенности климата Евразии. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. Влияние климата и рельефа на внутренние воды, растительный и животный мир материка. Крупнейшие реки и озёра Евразии. Природные зоны.
| Объяснять, как рельеф влияет на климат материка. Анализировать климатические карты. Определять по карте сезонность осадков и ветры в Евразии. Сравнивать площади, занимаемые климатическими поясами, в Евразии и Северной Америке; в Евразии и на южных материках. Объяснять разнообразие растительного и животного мира, обилие рек и озёр особенностями климата и рельефа. Находить на физической карте реки и озёра материка, наносить их на контурную карту. Сравнивать географическое положение и январские температуры Парижа и Владивостока, Барсы и Шанхая, Лиссабона и Шанхая. Выявлять особенности природных зон Евразии. | Практические работы №28. Выяснение климатических различий территорий, находящихся на одной и той же широте, на примере умеренного климатического пояса; №29.Сравнение расположения природных зон Северной Америки и Евразии и выявление причин подобного расположения |
|
| |||||||||
57. | 29. | Европа в мире. | Географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения. Европейцы. Городское и сельское население. Образ жизни европейцев. Регионы зарубежной Европы. Особенности хозяйства стран Европы. Европейский союз (ЕС). Политическая карта Европы. Крупные государства и их столицы. | Определять географическое положение Европы. Объяснять её роль в формировании современного мира. Выяснять состав населения Европы. Выделять регионы Европы. Сравнивать города различных регионов Европы. Характеризовать природные условия и ресурсы. Определять по карте полезные ископаемые Европы. Наносить на контурную карту самые большие по территории европейские государства и их столицы. |
|
|
| |||||||||
58. | 30. | Путешествие по Европе: от Исландии до Пиренейского полуострова, от Лиссабона до Мадрида, вдоль атлантического побережья Европы, от Амстердама до Стокгольма | Путешествие по Европе. Маршрут Исландия — Пиренейский полуостров. Остров Исландия: особенности природы, населения и хозяйства. Остров Великобритания. Маршрут Лиссабон — Мадрид. Природа. Население. Хозяйство. Португалия, Испания — средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города. Уникальные культурные ландшафты. Маршрут Амстердам — Стокгольм. Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды, Норвегия. Швеция: особая культура. | Планировать последовательность и способ действий. Наносить маршрут путешествия на контурную карту. Находить на карте географические объекты, встречающиеся на маршруте, и определять их географические координаты. Сопоставлять карты: физическую, природных зон, политическую. Характеризовать особенности рельефа, климата, растительного и животного мира. Читать климатическую диаграмму. Выявлять особенности природных зон на маршруте. |
|
|
| |||||||||
59. | 31. | Путешествие по Европе: от Стокгольма до Севастополя, долина Дуная, от Германии до Сицилии, от Мессины до Стамбула. | Путешествие по Европе. Маршрут Стокгольм — Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности природы, население и его занятия. Долина Дуная. Придунайские страны. Маршрут Германия — Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим — мировая сокровищница. Маршрут Мессина — Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция: особенности природы, истории, культуры. | Подготавливать и обсуждать презентации о памятниках Всемирного природного и культурного наследия, о столицах государств Европы. Владеть устной речью, строить монологическое контекстное высказывание. Интерпретировать и обобщать информацию. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении. Использовать средства информационных технологий |
|
|
| |||||||||
60. | 32. | Германия: место на карте, место в мире, население, немецкий образ жизни. | Германия. Место на карте. Место в мире. Жители Германии: происхождение, занятия, образ жизни | Определять географическое положение Германии. Составлять описание страны по плану. Анализировать карты «Крупнейшие по численности населения земли Германии» и «Наиболее интенсивно используемые территории Германии». Подготавливать и обсуждать презентации о немецком образе жизни, об особенностях хозяйства и о культуре Германии. Выделять основную идею текста, делать самостоятельные выводы. |
|
|
| |||||||||
61. | 33. | Азия в мире. | Географическое положение Азии и её отличие от других частей света. Особенности Азии. Регионы зарубежной Азии. Население Азии. Крупнейшие по численности населения государства и городские агломерации Азии. Культура, традиции и верования народов Азии. Многообразие природных ресурсов. Высокоразвитые страны Азии. Политическая карта Азии | Определять географическое положение Азии. Характеризовать по тематическим картам её природные условия и ресурсы. Устанавливать по статистическим данным и карте численность и плотность населения различных регионов Азии. Находить на физической карте и наносить на контурную карту самые большие по территории азиатские государства, их столицы, крупнейшие города. Составлять сравнительное географическое описание стран Азии (по выбору) | Практическая работа: № 30.Определение и сравнение естественного прироста населения стран Азии и Европы по статистическим данным. |
|
| |||||||||
62. | 34. | Путешествие по Азии: от пролива Босфор до Мёртвого моря, от Мёртвого моря до Персидского залива, от Персидского залива до Ташкента. | Маршрут пролив Босфор — Мёртвое море. Средиземноморье: особенности природы. Население и хозяйство. Турция. Иерусалим — центр трёх религий. Маршрут Мёртвое море — Персидский залив. Саудовская Аравия: природные ландшафты, жизнь населения. Крупнейшие нефтяные месторождения Персидского залива. Маршрут Персидский залив — Ташкент. Особенности природы Иранского нагорья. Полезные ископаемые. Туркмения, Узбекистан: особенности при- роды. Древнейшие города — Самарканд, Хива, Бухара | Планировать последовательность и способ действий. Наносить маршрут путешествия на контурную карту. Находить на карте географические объекты, встречающиеся на маршруте, и определять их географические координаты. Сопоставлять карты: физическую, природных зон, политическую. Характеризовать особенности рельефа, климата, растительного и животного мира. Наносить на контурную карту страны Персидского залива, богатые нефтью. Читать климатическую диаграмму.
|
|
|
| |||||||||
63. | 35. | Путешествие по Азии: от Ташкента до Катманду, от Катманду до Бангкока, от Бангкока до Шанхая, от Шанхая до Владивостока | Маршрут Ташкент — Катманду. Тянь-Шань, Памир. Озеро Иссык-Куль. Пустыня Такла-Макан. Тибетское нагорье. Лхаса — религиозный центр ламаизма. Гималаи. Маршрут Кат-манду — Бангкок. Непал. Культура выращивания риса. Ганг и Брахмапутра. Бангкок — «Венеция Востока». Маршрут Бангкок — Шанхай. Сиамский залив. Шельф Южно-Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга: особенности природы. Занятия населения. Шанхай — многомиллионный город, торговый и финансовый центр. Маршрут Шанхай —Владивосток. Япония — крупнейшая промышленная держава мира. Природа и хозяйство Японских островов. Население, культура Японии. | Выявлять особенности природных зон на маршруте. Подготавливать и обсуждать презентации о памятниках Всемирного природного и культурного наследия, о столицах государств Азии. Владеть устной речью, строить монологическое контекстное высказывание. Интерпретировать и обобщать информацию. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении. Использовать средства информационных технологий. |
|
|
| |||||||||
64. | 36. | Китай: место в мире, место на карте, население. | Место на карте. Место в мире. Китайцы: происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры по его ограничению. Роль рек Янцзы и Хуанхэ в жизни китайцев | Определять географическое положение Китая. Анализировать карты «Плотность населения Китая» и «Использование земель в сельском хозяйстве». Характеризовать население, хозяйство страны. Систематизировать знания о реках Янцзы и Хуанхэ в таблице. Выделять основную идею текста, делать самостоятельные выводы. |
|
|
| |||||||||
65. | 37. | Индия: место в мире, место на карте, население. | Индия. Место на карте. Место в мире. Жители Индии: происхождение, занятия, образ жизни.
| Определять географическое положение Индии. Наносить на контурную карту границы Индии, важнейшие полезные ископаемые, столицу и пограничные государства. Анализировать карту «Использование земель в Индии». Выделять основную идею текста, делать самостоятельные выводы. |
|
|
| |||||||||
66. | 38. | Практическая работа: сравнение двух стран по заданным показателям |
| Сравнивать географическое положение Индии и Китая. Сравнивать особенности хозяйства Индии и Китая.
| Практическая работа № 31.Сравнение двух стран по заданным показателям |
|
| |||||||||
67. | 39. | Обобщение по темам: «Северная Америка и Евразия» |
|
|
|
|
| |||||||||
Раздел 4. Взаимодействие природы и общества (1 ч) | ||||||||||||||||
68. | 1. | Глобальные проблемы человечества. | Глобальные проблемы человечества: де- мографическая, продовольственная, энергетическая, экологическая, гло- бального потепления климата. Пути решения глобальных проблем | Подготавливать и обсуждать презентации о глобальных проблемах человечества. Строить логическое рассуждение, устанавливать взаимосвязи и обобщения, делать самостоятельные выводы. Систематизировать знания о глобальных проблемах человечества в таблице. |
|
|
|
VII.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться: |
Население Земли: | |
различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран; сравнивать особенности населения регионов и стран; использовать знания о взаимосвязях между изученным демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий; проводить расчёты демографических показателей; объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.
| приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов; самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.
|
Материки, океаны и страны
| |
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран; сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий; описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов; объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
| выдвигать гипотезы о связях и закономерностях объектов, событий, процессов в географической оболочке; сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата; оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран; объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.
|
Формы обучения и контроля: традиционный урок, тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работа с контурными картами, практические работы, творческая работа, самостоятельное добывание информации, работа в парах, малыми учебными группами, проектная деятельность, нестандартные уроки.
Виды и формы контроля:
Виды: текущий, тематический, итоговый, самоконтроль.
Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.
VIII.Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
1. География. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / [А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.]; под ред. А.И. Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство "Просвещение". - М.: Просвещение, 2012. - 192с.
2. В.В.Николина. География. Мой тренажер. 5-6 классы (рабочая тетрадь)
3. В.В. Николина. География. Поурочные разработки. 5-6 классы (пособие для учителя)
4. Атлас физическая география начальный курс.
5. Географические карты и таблицы
6. Петрова Н.Н. География. Начальный курс. 6 кл
7. География в цифрах. 6-10 кл.: справочное пособие / О.А. Климанова. –М.: Дрофа, 2008.
8. Контрольно-измерительные материалы. География 6 класс / Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012.
9. В.В. Николина. География: 6 кл.: метод. рекомендации: пособие для учителя / В.В. Николина. - М. : Просвещение, 2007.
10. Демонстрационные коллекции
11. Глобус
12. Компас
13. Компьютер
14. Мультимедиа-проектор