СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу информатика 10-11 классы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (далее ИКТ) составлена на основании Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, а также авторской программы И.Г.Семакина и Е.К.Хеннер.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу информатика 10-11 классы»

МУНИЦИПАЛЬОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЛАДИМИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА



Принято

педагогическим советом

школы протокол от 31.08.2017 №1

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

_______________Е.Б.Баталова

«01» сентября 2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________ В.В.Цыганова

Приказ № 80-о от 01 сентября 2017 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

(10-11 классы)










Составитель:

Кузина Ю.С.

учитель информатики

МОУ Владимирской СШ

1 кв.категория














2017-2018 учебный год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (далее ИКТ) составлена на основании Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, а также авторской программы И.Г.Семакина и Е.К.Хеннер.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 69 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени полного (общего) образования на базовом уровне. В том числе в Х классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и в XI классе – 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.

Данная рабочая программа призвана обеспечить базовые знания учащихся средней (полной) школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уров­не направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информати­ки в формирование современной научной картины мира,

  • роль информационных процессов в обществе, биологических и техниче­ских системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, ис­пользуя при этом информационные и коммуникационные техно­логии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творче­ских способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основные задачи программы:

  • Мировоззренческая задача: раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества.

  • Углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты информации, информационного моделирования.

  • Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ. К последним, прежде всего, относятся операционные системы, прикладное программное обеспечение общего назначения. Приближения степени владения этими средствами к профессиональному уровню.

  • Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области информатики и др. предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.

Все перечисленные позиции в совокупности составляют основы информационно-коммуникационной компетентности, которыми должны овладеть выпускники полной средней школы.

В современном обществе происходят интеграционные процессы между гуманитарной и научно-технической сферами. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая оптические диски, сканеры, модемы,

Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Обучение сопровождается практикой работы на ПК с выполнением практических работ по всем темам программы.

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:

  • Линию информации и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления).

  • Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).

  • Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).

  • Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).

  • Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)

Содержание учебника инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными тестовыми заданиями, практическими работами.

На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Тематические и итоговые контрольные работы:


Тематика

Вид

Форма

10 класс

Кодирование и измерение информации.

Тематический контроль

Контрольная работа на опросном листе.

Информационные процессы в системах.

Тематический контроль

Тестирование по опросному листу.

Информационные модели.

Тематический контроль

Тестирование по опросному листу.

Дискретные модели данных в компьютере.

Итоговый мини-проект

Творческая работа

11 класс

Компьютерный текстовый документ как структура данных.

Тематический контроль

Зачетная практическая работа.

Тестирование.

Интернет как глобальная информационная система.

Тематический контроль

Зачетная практическая работа.

Тестирование.

Базы данных

Тематический контроль

Зачетная практическая работа.

Тестирование.

Информационное моделирование

Тематический контроль

Зачетная практическая работа.

Тестирование.

Итоговый контроль

Контрольная работа в форме ЕГЭ




Критерии оценок по предмету.

Устные ответы:

  • Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых закономерностей, даёт точное определение и истолкование основных понятий, величин и единиц их измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

  • Оценка 4 ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

  • Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых алгоритмов, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования алгоритмов или их составления; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной не грубой ошибки и трёх недочётов, допустил четыре или пять недочётов.

  • Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и учениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки 3.

  • Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ:

  • Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

  • Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

  • Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

  • Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено не менее 2/3 всей работы.

  • Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Перечень ошибок:

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории, приёмов составления алгоритмов.

  2. Неумение выделять в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем алгоритмов, неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода её решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённых в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения, не верное применение операторов в программах, их незнание.

  4. Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.

  5. Неумение включить компьютер, запустить программу, отладить её, получить результаты и объяснить их.

  6. Небрежное отношение к компьютеру.

  7. Нарушение требований правил безопасного труда при работе на компьютере.

Негрубые ошибки

  1. Неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки синтаксического характера.

  2. Пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода.

  3. Нерациональный выбор решения задачи.

Недочёты

  1. Нерациональные записи в алгоритмах, преобразований и решений задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Оценка тестирования производится по следующим критериям:

  • менее 50% верных ответов - выставляется оценка 2,

  • от 50% включительно до 70% верных ответов – оценка 3,

  • от 70% включительно до 90% - оценка 4,

  • более 90% оценка 5.

Оценка практических работ:

Выполнение практической работы играет обучающую функцию.
Её сдача – контролирующую и контрольно–корректирующую, воспитательную.

  • Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

  • Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более не более трёх ошибок или недочётов.

  • Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 всей работы или допустил четыре-пять ошибок и недочётов.

  • Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 1/2 всей работы.

  • Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Информатика и ИКТ»

10 класс (35 часов)


Название темы

Количество часов

Сроки

(план/факт)

Тема 1. Информация

7


Вводный инструктаж по охране труда.
Структура информатики.

1

07.09

Понятие информации.

1

14.09

Представление информации, языки, кодирование.

1

21.09

Измерение информации. Объемный подход.

1

28.09

Измерение информации. Содержательный подход.

1

05.10

Решение задач на измерение информации.

1

12.10

Тестирование по теме: «Кодирование и измерение информации»

1

19.10

Тема 2. Информационные процессы в системах

9


Что такое система.

1

26.10

Информационные процессы в естественных и искусственных системах.

1

09.11

Хранение информации.

1

16.11

Передача информации.

1

23.11

Обработка информации и алгоритмы.

1

30.11

Автоматическая обработка информации.

1

07.12

Поиск данных.

1

14.12

Тестирование по теме: «Информационные процессы в системах».

1

21.12

Защита информации.

1

28.12

Тема 3. Информационные модели

7


Компьютерное информационное моделирование.

1

11.01

Структуры данных: деревья, сети.

1

18.01

Структуры данных: графы, таблицы.

1

25.01

Модели предметной области

1

01.02

Алгоритм как модель деятельности.

2

08.02

Тестирование по теме: «Информационные модели».

1

15.02

Тема 4. Программно-технические системы реализации информационных процессов

11


Компьютер – универсальная техническая система обработки информации.

1

22.02

Программное обеспечение компьютера.

1

01.03

Дискретные модели данных в компьютере: представление чисел.

1

15.03

Дискретные модели данных в компьютере: представление текста.

1

22.03

Дискретные модели данных в компьютере: представление графики.

1

05.04

Дискретные модели данных в компьютере: представление звука.

1

12.04

Тестирование по теме: «Дискретные модели данных в компьютере»

1

19.04

Развитие архитектуры вычислительных систем.

1

26.04

Организация локальных сетей.

1

03.05

Организация глобальных сетей.

1

10.05

Практическое занятие «Работа в локальной и глобальной сетях»

1

17.05

Повторение. Резерв учебного времени.

1

24.05

ВСЕГО:

35





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Информатика и ИКТ»

11 класс (34 часа)


Название темы

Количество часов

Сроки

(план/факт)

Тема 5. Технологии использования и разработки информационных систем

24


Вводный инструктаж по охране труда (ОТ). Понятие информационной системы (ИС). Классификация информационных систем.

1

08.09

Компьютерный текстовый документ как структура данных. Гипертекстовые структуры: оглавления и указатели.

1

15.09

Компьютерный текстовый документ как структура данных. Гипертекстовые структуры: закладки, сноски, гиперссылки.

1

22.09

Практическая зачетная работа по теме: «Компьютерный текстовый документ как структура данных»

1

29.09

Зачетная работа «Интернет как глобальная информационная система».

1

06.10

World Wide Web – всемирная паутина.

1

13.10

Интернет как глобальная информационная система. Средства поиска данных в интернете.

1

20.10

Web-сайт – гиперструктура данных.

1

27.10

Создание Web-сайта с помощью текстового документа.

1

10.11

Создание Web-сайта с помощью языка HTML.

1

17.11

Геоинформационные системы.

1

24.11

Тестирование и практическая зачетная работа по теме: «Интернет как глобальная информационная система»

1

01.12

База данных – основа информационной системы.

1

08.12

Практическая работа «Проектирование многотабличной базы данных».

1

15.12

Создание базы данных.

1

22.12

Создание многотабличной базы данных.

2

29.12

Запросы как приложения информационной системы.

1

12.01

Ввод данных с помощью формы. Работа с формой.

1

19.01

Логические условия выбора данных.

1

26.01

Создание запросов.

1

02.02

Создание отчетов.

1

09.02

Практическая зачетная работа по теме: «Базы данных».

1

16.02

Тема 6. Технологии информационного моделирования

5


08.02

Моделирование зависимостей между величинами.

1

02.03

Модели статистического прогнозирования.

1

09.03

Моделирование корреляционных зависимостей.

1

16.03

Модели оптимального планирования.

1

06.04

Практическая зачетная работа «Информационное моделирование».

1

13.04

Тема 7. Основы социальной информатики

3


26.04

Информационные ресурсы.

1

20.04

Информационное общество.

1

27.04

Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности.

1

04.05

Контрольная работе в формате ЕГЭ.

1

11.05

Повторение. Резерв учебного времени.

1

18.05

03.05

Всего

34


17.05

Итого 10 и 11 классы

69


24.05


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Информатика и ИКТ», 10 - 11 классы

Тема 1. Информация (7 часов)

Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Измерение количества информации.

Практические работы:

  • Работа с текстовым процессором.

  • Векторная графика.

  • Решение задач на определение количества информации: содержательный и алфавитный подход.

Тема 2. Информационные процессы в системах (9 часов)

Что такое «система». Информационные процессы в естественных и искусственных системах. Хранение информации. Передача информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Поиск информации. Защита данных.

Практические работы:

  • Автоматическая обработка данных.

  • Шифрование данных.

  • Подготовка презентаций.

Тема 3. Информационные модели (7 часов)

Компьютерное информационное моделирование. Структуры данных. Пример структуры данных – модели предметной области. Алгоритм как модель деятельности.

Практические работы:

  • Структуры данных: графы.

  • Структуры данных: таблицы.

  • Управление алгоритмическим исполнителем.


Тема 4. Программно-технические системы реализации информационных процессов (11 часов)

Компьютер – универсальная техническая система работы с информацией. Программное обеспечение компьютера. Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел. Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики, звука. Современные архитектуры вычислительных систем. Организация локальных и глобальных сетей.

Практические работы:

  • Выбор конфигурации компьютера.

  • Настройка BIOS.

  • Представление чисел.

  • Представление и сжатие текстов.

  • Представление и сжатие изображения.

  • Представление и сжатие звука.


Тема 5. Технологии использования и разработки информационных систем (24 часа)

Понятие информационной системы (ИС). Классификация информационных систем.

Компьютерный текстовый документ как структура данных. Гипертекстовые структуры: оглавления и указатели, закладки, сноски, гиперссылки.

Интернет как глобальная информационная система. Коммуникационные службы интернета: работа с электронной почтой и телеконференциями». World Wide Web – всемирная паутина. Интернет: работа с браузером. Просмотр Web-страниц и сохранение загруженных Web-страниц. Средства поиска данных в Интернете. Создание Web-сайта с помощью текстового редактора. Поиск информации в геоинформационных системах.

База данных – основа информационной системы. Проектирование многотабличной базы данных. Создание многотабличной базы данных. Запросы как приложения информационной системы. Ввод данных с помощью формы. Логические условия выбора данных. Создание запросов и отчетов.

Практические работы:

  • «Гипертекстовые структуры».

  • «Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями».

  • «Интернет: работа с браузером. Просмотр Web-страниц»

  • «Интернет: сохранение загруженных Web-страниц»

  • «Интернет: работа с поисковыми системами»

  • «Интернет: создание Web-сайта с помощью текстового редактора».

  • «Поиск информации в геоинформационных системах».

  • «Знакомство с СУБД Microsoft Access».

  • «Создание базы данных».

  • «Реализация простых запросов с помощью конструктора»

  • «Работа с формой».

  • «Реализация сложных запросов к базе данных».

  • «Создание отчетов».

Тема 6. Технологии информационного моделирования (5 часов)

Моделирование зависимостей между величинами. Модели статистического прогнозирования. Моделирование корреляционных зависимостей. Модели оптимального планирования

Практические работы:

  • Получение регрессионных моделей в табличном процессоре.

  • Прогнозирование в табличном процессоре.

  • Расчет корреляционных зависимостей в табличном процессоре.

  • Решение задач оптимального планирования в табличном процессоре.

Тема 7. Основы социальной информатики (2 часа)

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.

Требования к уровню подготовке выпускников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий

за курс полного (общего) основного образования

Тема 1. Информация

Учащиеся должны знать:

  • три философские концепции информации

  • понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации

  • что такое язык представления информации; какие бывают языки

  • понятия «кодирование» и «декодирование» информации

  • примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

  • понятия «шифрование», «дешифрование».

  • сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

  • определение бита с алфавитной т.з.

  • связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)

  • связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

  • сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

  • определение бита с позиции содержания сообщения

Учащиеся должны уметь:

  • решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной точки зрения (в приближении равной вероятности символов)

  • решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

  • выполнять пересчет количества информации в разные единицы

Тема 2. Информационные процессы в системах

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

  • основные свойства систем: целесообразность, целостность

  • что такое «системный подход» в науке и практике

  • чем отличаются естественные и искусственные системы

  • какие типы связей действуют в системах

  • роль информационных процессов в системах

  • состав и структуру систем управления

  • историю развития носителей информации

  • современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

  • модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

  • основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

  • понятие «шум» и способы защиты от шума

  • основные типы задач обработки информации

  • понятие исполнителя обработки информации

  • понятие алгоритма обработки информации

  • что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

  • определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

  • устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

  • что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»

  • что такое «структура данных»; какие бывают структуры

  • алгоритм последовательного поиска

  • алгоритм поиска половинным делением

  • что такое блочный поиск

  • как осуществляется поиск в иерархической структуре данных

  • какая информация требует защиты

  • виды угроз для числовой информации

  • физические способы защиты информации

  • программные средства защиты информации

  • что такое криптография

  • что такое цифровая подпись и цифровой сертификат

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

  • анализировать состав и структуру систем

  • различать связи материальные и информационные.

  • сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

  • рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи

  • составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

  • осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях

  • осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера

  • применять меры защиты личной информации на ПК

  • применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)

Тема 3. Информационные модели

Учащиеся должны знать:

  • определение модели

  • что такое информационная модель

  • этапы информационного моделирования на компьютере

  • что такое граф, дерево, сеть

  • структура таблицы; основные типы табличных моделей

  • что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы

  • понятие алгоритмической модели

  • способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык

  • что такое трассировка алгоритма

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в граф-моделях

  • строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

  • строить табличные модели по вербальному описанию системы

  • строить алгоритмы управления учебными исполнителями

  • осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы

Тема 4. Программно-технические системы реализации информационных процессов

Учащиеся должны знать:

  • архитектуру персонального компьютера

  • что такое контроллер внешнего устройства ПК

  • назначение шины

  • в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК

  • основные виды памяти ПК

  • что такое системная плата, порты ввода-вывода

  • назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.

  • что такое программное обеспечение ПК

  • структура ПО ПК

  • прикладные программы и их назначение

  • системное ПО: функции операционной системы

  • что такое системы программирования

  • основные принципы представления данных в памяти компьютера

  • представление целых чисел

  • диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

  • принципы представления вещественных чисел

  • представление текста

  • представление изображения; цветовые модели

  • в чем различие растровой и векторной графики

  • дискретное (цифровое) представление звука

Учащиеся должны уметь:

  • подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

  • соединять устройства ПК

  • производить основные настройки БИОС

  • работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

  • получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

  • вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета

  • идею распараллеливания вычислений

  • что такое многопроцессорные вычислительные комплексы, какие существуют варианты их реализации

  • назначение и топологии локальных сетей

  • технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

  • основные функции сетевой операционной системы

  • историю возникновения и развития глобальных сетей

  • что такое Интернет

  • систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)

  • способы организации связи в Интернете

  • принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP


Тема 5. Технологии использования и разработки информационных систем

Учащиеся должны знать:

  • назначение информационных систем

  • состав информационных систем

  • разновидности информационных систем

  • что такое гипертекст, гиперссылка

  • средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)

  • назначение коммуникационных служб Интернета

  • назначение информационных служб Интернета

  • что такое прикладные протоколы

  • основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес

  • что такое поисковый каталог: организация, назначение

  • что такое поисковый указатель: организация, назначение

  • какие существуют средства для создания web-страниц

  • в чем состоит проектирование web-сайта

  • что значит опубликовать web-сайт

  • возможности текстового процессора по созданию web-страниц

  • что такое ГИС

  • области приложения ГИС

  • как устроена ГИС

  • приемы навигации в ГИС

  • что такое база данных (БД)

  • какие модели данных используются в БД

  • основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ

  • определение и назначение СУБД

  • основы организации многотабличной БД

  • что такое схема БД

  • что такое целостность данных

  • этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД

  • осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС

  • структуру команды запроса на выборку данных из БД

  • организацию запроса на выборку в многотабличной БД

  • основные логические операции, используемые в запросах

  • правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов

Учащиеся должны уметь:

  • автоматически создавать оглавление документа

  • организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.

  • работать с электронной почтой

  • извлекать данные из файловых архивов

  • осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.

  • создать несложный web-сайт с помощью текстового документа

  • создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД

  • реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов

  • реализовывать запросы со сложными условиями выборки

  • создавать отчеты

Тема 6. Технологии информационного моделирования (5 часов)

Учащиеся должны знать:

  • понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины

  • что такое математическая модель

  • формы представления зависимостей между величинами

  • для решения каких практических задач используется статистика

  • что такое регрессионная модель

  • как происходит прогнозирование по регрессионной модели

  • что такое корреляционная зависимость

  • что такое коэффициент корреляции

  • какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа

  • что такое оптимальное планирование

  • что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов

  • что такое стратегическая цель планирования, какие условия для нее могут быть поставлены

  • в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана

  • какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования

Учащиеся должны уметь:

  • используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов

  • осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели

  • вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора

  • решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора

Тема 7. Основы социальной информатики (3 часа)

Учащиеся должны знать:

  • что такое информационные ресурсы общества

  • из чего складывается рынок информационных ресурсов

  • что относится к информационным услугам

  • в чем состоят основные черты информационного общества

  • причины информационного кризиса и пути его преодоления

  • какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества

  • основные законодательные акты в информационной сфере

  • суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности


Перечень учебно-методического обеспечения
по информатике и ИКТ для 10 – 11 классов


Для учащихся:

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень.
    10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  3. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2004.

  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
    http://school-collection.edu/ru/.

  5. Материалы авторской мастерской Семакина И.Г.
    http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/


Для учителя:

Информационно-методическая и интернет-поддержка курса:

  1. Методическое пособие. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.10 – 11 классы. Семакин И.Г. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009 г.

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информационные системы и модели.
    М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  3. Андреева Е.В. Математические основы информатики. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007 г.

  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
    http://school-collection.edu/ru/.

  5. Материалы авторской мастерской Угринович Н.Н.
    http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/

  6. Газета «Информатика». Изд-во «Первое сентября».

http://1september.ru/

  1. Журнал «Информатика в школе».

  2. ЦОРы сети Интернет: http://metod-kopilka.ru, http://school-collection.edu.ru/catalog/, http://uchitel.moy.su/, http://www.openclass.ru/, http://it-n.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.uchportal.ru/, http://zavuch.info/, http://window.edu.ru/, http://festival.1september.ru/, http://klyaksa.net, http://kpolyakov.narod.ru/ и др.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы


Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Интерактивная доска – устройство отображения информации, которое подключается к компьютеру и проектору.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений желателен цветной принтер.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; микрофон с наушниками.

  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.


Программные средства

  • Операционная система.

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Звуковой редактор.

  • Простая система управления базами данных.

  • Система автоматизированного проектирования.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель.

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент.

  • Браузер.

  • Программа интерактивного общения.

  • Простой редактор Web-страниц.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!