6
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Искусство» для 9– го класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Искусство» (Мировая художественная культура) предназначена для учащихся 9-ых классов общеобразовательных учреждений, составлена на основе утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации программы «Мировая художественная культура» под редакцией Ю.А. Солодовникова и Л.М. Предтеченской и в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение данного учебного предмета по базисному учебному плану.
В проекте национальной доктрины образования в Российской Федерации указано, что образование должно обеспечить историческую преемственность поколений, распространение и развитие национальной культуры. На рубеже двух тысячелетий в России изменились гражданские и политические ориентиры, но сохранились духовно-нравственные ценности, воплощенные в великих произведениях художественного творчества разных эпох.
Мировая художественная культура – предмет, рассматривающий общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные виды искусства в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его активную роль в жизни людей.
Основная цель курса – представить целостную картину изменения восприятия человека, которое воплощается в различных формах духовного творчества – философии, литературе, драматургии, музыке, архитектуре, живописи. В каждую историческую эпоху общественно-политические, социально-экономические условия, развитие научных знаний изменяет картину мира. В соответствии с новыми представлениями человека о мире формируются эстетические идеалы, на которых основывается искусство эпохи. Многие явления искусства становятся более понятными, когда их истолкование сопряжено с целостным размышлением о культуре.
Задачи преподавания мировой художественной культуры состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащихся с произведениями русского и мирового искусства на учебных и внеклассных занятиях, во внешкольной жизни:
- обогащать духовный мир, воспитывать чувства, и, вооружая их опытом поколений, помочь молодым людям «открыть в себе человека»:
- развивать у учащихся понимание искусства, способность быть читателем, зрителем, слушателем, т.е. способность и стремление воспринимать художественную культуру в течение всей жизни. С этой целью дать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть перед учащимися наиболее важные закономерности сложного процесса развития мировой художественной культуры, распознать особенности образного языка искусства;
- пробуждать активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни, в трудовой деятельности и нетерпимость к безобразному во всех жизненных проявлениях;
- развивать у учащихся творческие способности, воображение, стремление творить и создавать прекрасное.
Предлагаемый курс поможет учащимся не просто представить, какие памятники художественной культуры были созданы мастерами искусства в тот или иной исторический период, но увидеть в многообразии творческой деятельности основные пути эволюции художественной культуры, зарождение, становление и развитие новых стилей; понять важность сохранения культурных традиций и в то же время необходимость и неизбежность новаторства как основы любого творчества.
Требования к уровню подготовки учащихся 9-ых классов:
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать:
- основные этапы в художественном развитии русской культуры:
- культурные доминанты различных эпох в развитии русской и мировой художественной культуры;
- эстетические идеалы различных эпох и народов;
- основные стили и направления в русской художественной культуре;
- роль и место классического наследия в художественной культуре современности;
- основные особенности художественного развития народов России;
- выдающиеся памятники и произведения русского искусства различных эпох;
- основные художественные музеи России.
уметь:
- отличать произведения искусства различных стилей;
- самостоятельно оценивать произведения искусства, характерные для различных эпох и народов России;
- объяснять непреходящую роль классики для духовного развития современного человека;
- показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;
- сформировать свое оценочное суждение о популярных жанрах современного искусства;
- пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.
Учебно и учебно-методическое обеспечение:
- для учащихся:
Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX – нач. ХХ века». – М., Дрофа, 2000.
Рябцев Ю.С. История русской культуры XVIII – XIX вв. – М., Дрофа, 2001.
Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры X – XVII вв. – М., Дрофа, 2001.
Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры XVIII – XIX вв. – М., Дрофа, 2001.
Смирнова В.В., Зарецкая Д.М. Мировая художественная культура. – М., Просвещение, 1998.
Смирнова В.В., Зарецкая Д.М. Хрестоматия по мировой художественной культуре. – М., Просвещение, 1997.
Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М. : Дрофа, 2007.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данелюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. Просвещение, 2011.
- для преподавателя:
Басин Е.Я., Крутсус В.П. Философская эстетика и психология искусства: Учебное пособие для вузов. – М., Гардарики, 2007.
Бонецкая Н.К. Боги Греции в России // Вопросы философии. – 2006. – № 7.
Борев Ю.Б. Эстетика. – М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.
Якимович А.К. Искусство непослушания. О художественном процессе Нового времени // Вопросы философии. – 2006. – № 5.
Гадамер Г.-Г. Игра искусства // Вопросы философии. – 2006. – № 8.
Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. – Тверь, 2003.
Далмайр Ф. Прекрасная свобода: Шиллер об «эстетическом воспитании» человечества // Вопросы философии. – 2006. – № 6.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 2004.
Ионов И.Н. Российская цивилизация. IХ – начало ХХ вв. – М., 2005.
Киященко Н.И. Эстетика жизни. Ч.3. Искусство и эстетическая культура общества и личности. – М., 2003.
Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 2004.
Кривцун О.А. Ритмы искусства и ритмы культуры: формы исторических сопряжений // Вопросы философии. – 2005. – № 6.
Культурология XX век: Антология. – М.: Юрист, 2004.
Лотман Ю. Беседы о русской культуре. – СПб., 2004.
Маркова А.Н. История мировой культуры. – М., 2005.
Милюков П. Очерки по истории русской культуры. – М., 2003.
Мильдон В.И. Русский Ренессанс, или Фальшь «серебряного века» // Вопросы философии. – 2005. – № 1.
Миронов В.В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии // Вопросы философии. – 2006. – № 2.
Мотрошилова Н.В. Варварство как оборотная сторона цивилизации // Вопросы философии. – 2006. – № 2.
Очерки русской культуры XVI – XIX вв. – М., 2005.
Степин В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен // Вопросы философии. – 2006. – № 2.
Стернин Ф. Русская художественная культура второй половины ХIХ – начала ХХ вв. Исследования. Очерки. – М., 2005.
Токарев С.А. Религия в истории народов мира: Наука, культура, религия. – изд. 5-ое. – М.: Республика, 2005.
Фишман Л.Г. Постмодернизм как возврат к Просвещению // Вопросы философии. – 2006. – № 10.
Эймонтова Р. Русские университеты на грани двух эпох. – М., 2003.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебный предмет «Искусство» (Мировая художественная культура)
I курс
1 ч. в неделю, 35 ч.
Данное календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Искусство» (35 часов) составлено на основе федеральной программы «Мировая художественная культура 5 – 11 классы» (авторы Ю.А. Солодовников, Л.М. Предтеченская), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Искусство (Музыка, ИЗО, МХК) 5-11 классы». – М., Просвещение, 2004, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
При изучении учебного предмета «Искусство» (Мировая художественная культура) на I-м курсе используется учебник-тетрадь «Русская культура XVIII – XIX вв.» 9 класс, составитель Бименова Т.И., рецензент кандидат философских наук, доцент Ватаман. В.П. (Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки).
№ п/п | Название раздела, темы уроков | Кол-во часов | Краткое содержание | Основные понятия | Домашнее задание | Дата |
| Раздел 1. Русская культура первой половины XVIII века. | 5 | | | | |
1. | Просвещение и образование петровского времени. | 1 | Рождение российской прессы. Книга Нового времени. Основание Академии наук. Первый русский университет. «Цифирные школы». | Новое время. Культура. Гражданский шрифт. Обсерватория. «Цифирные школы». Университет. Гимназия. | Ч. 1. Раздел 1. (выборочно). | |
2. | Реформы Петра I в области культуры. | 1 | Архитектура Нового времени. Живопись. Театр. Первая публичная библиотека. | Публичная библиотека. Кунсткамера. «Ведомости». | Ч. 1. Раздел 1. (выборочно). | |
3. | Искусство петровского времени. | 1 | Конструктивные особенности архитектуры. Строительство новой столицы. | Барокко. Ордер. Зодчий. Ансамбль. Светский характер искусства. Декоративная скульптура. | Ч. 1. Раздел 2. Глава 1. (выборочно). | |
4. | Архитектура. Елизаветинское барокко. | 1 | Расцвет русского зодчества. Зимний дворец. Комплекс Смольного монастыря. Колокольня Троице-Сергиевой лавры. | Барокко. Синтетический характер искусства. Французский классицизм XVIII в., рококо. | Ч. 1. Раздел 2. Глава 1. (выборочно). | |
5. | Обобщение и систематизация знаний по разделу «Русская культура первой половины XVIII века». | 1 | | | Ч. 1. Раздел 1- 2. Глава 1. (выборочно). | |
| Раздел 2. Русская культура второй половины XVIII века. | 11 | | | | |
6. | Классицизм в русской архитектуре. | 1 | Архитектура русского классицизма. Этапы русского классицизма. Дворцово-парковые ансамбли. | Ранний классицизм. Строгий классицизм. Академия художеств. Палладианство. Ансамбль. Галерея. | Ч. 1. Раздел 2. Глава 1. (выборочно). | |
7. | Русский классицизм московских зодчих. | 1 | Московский период В.И. Баженова. Проект Кремлевского дворца. Дом Пашкова. М.Ф. Казаков. | Русский классицизм. Псевдоготика. Балюстрада. Бельведер. Колонный зал. | Ч. 1. Раздел 2. Глава 1. (выборочно). | |
8-9. | Великие люди эпохи барокко и классицизма XVIII века. | 2 | Б.Ф. Растрелли. Д.В. Ухтомский. В.И. Баженов. М.Ф. Казаков, и др. | Рокайль. Волюта. Картуш. Барокко. Классицизм. Ордер. | Ч. 1. Раздел 2. Глава 1. (выборочно). | |
10-11. | Русские живописцы XVIII века. | 2 | Приобщение к опыту мировой культуры. Академическая живопись. Исторический жанр в живописи. | Портрет. Парадный портрет. Камерный портрет. Парсуная традиция. Классицизм. Жанр. Сентиментализм. | Ч. 1. Раздел 2. Глава 2. (выборочно). | |
12-13. | Скульптура XVIII века. | 2 | Становление светской скульптуры. Б.К. Растрелли. Расцвет русской монументальной скульптуры. | Монументальная статуя. Барельеф. Медальерное искусство. Аллегория. Классицизм. | Ч. 1. Раздел 2. Глава 3. (выборочно). | |
14. | Русский театр XVIII века. | 1 | «Комедийная храмина». Первый в России публичный театр. Рождение русского театра. Театральный быт. | Комедия. Трагедия. Амплуа. Крепостной театр. Партер. Ложи. «Галерка». Декорации. | Ч. 1. Раздел 2. Глава 4. (выборочно). | |
15. | Музыка XVIII века. | 1 | Становление нового музыкального искусства. М.С. Березовский. Д.С. Бортнянский. | Камерный лирический жанр. Композитор. Хоровая музыка. Камерная инструментальная музыка. | Ч. 1. Раздел 2. Глава 5. (выборочно). | |
16. | Обобщение и систематизация знаний по разделу «Русская культура второй половины XVIII века». | 1 | | | Ч. 1. Раздел 2. Глава 1-5. (выборочно). | |
| Раздел 3. Бытовая культура XVIII века. | 3 | | | | |
17. | Моды галантного века. | 1 | Бытовая культура XVIII века. «Стрижка» платьев и бород. Новый европейский костюм. | Камзол. Кафтан. Кюлоты. Ботфорты. «Блошиные ловушки». Парик. Корсет. Фижмы. | Ч. 1. Раздел 3. Глава 1. (выборочно). | |
18. | Мир дворянской усадьбы. | 1 | Рождение дворянских гнезд. «Господский дом уединенный». «Средь модных и старинных зал». | Дворянская усадьба. Барский дом. Герб. Парадный двор. Флигель. Вестибюль. Анфилада. Штоф. | Ч. 1. Раздел 3. Глава 2. (выборочно). | |
19. | Парковая архитектура и скульптура. | 1 | Парковая культура. Парковая архитектура. Усадебные будни. | Усадьба. Пейзажный парк. Оранжерея. Эрмитаж. Гроты. Руины. Вольеры. | Ч. 1. Раздел 3. Глава 2. (выборочно). | |
| Раздел 4. Русская культура XIX века. | 12 | | | | |
20-21. | Архитектура первой половины XIX века. | 2 | Новое в архитектуре. Сооружение административных и гражданских зданий. Русский ампир. Московский ампир. Зодчие из крепостных. Новое адмиралтейство. | Классицизм. Ампир. Эклектика. Романтизм. «Русско-Византийский стиль». Русский ампир. Московский ампир. Ростральные колонны. | Ч. 2. Раздел 1. Глава 1. (выборочно). | |
22-23. | Живопись первой половины XIX века. | 2 | Становление романтизма. Пленэрная живопись. Формирование реализма. | Романтизм. Пейзаж. Пленэр. Реализм. Портрет. Автопортрет. Критический реализм. | Ч. 2. Раздел 1. Глава 2. (выборочно). | |
24-25. | Живопись второй половины XIX века. | 2 | Нравственная и гражданская позиция искусства. «Критический реализм». «Товарищество передвижных художественных выставок». | «Критический реализм». «Бунт четырнадцати». Социально-бытовая живопись. Историческая живопись. Пейзаж. Портрет. Батальный жанр. | Ч. 2. Раздел 1. Глава 3. (выборочно). | |
26. | Обобщение и систематизация знаний по разделу «Архитектура и живопись XIX века». | 1 | | | Ч. 2. Раздел 1. Глава 1-3. (выборочно). | |
27. | Театр и музыка XIX века. | 1 | Роль театра в общественно-культурной жизни страны. Реалистическая театральная школа. Героико-патриотические музыкальные сюжеты. | Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Реализм. «Могучая кучка». Опера. Увертюра. Аранжировка. Сюита. | Ч. 2. Раздел 1. Глава 4. (выборочно). | |
28. | Мамонтовский художественный кружок. | 1 | «Савва великолепный». Мамонтовский кружок. Мамонтовская опера. Абрамцевские живописцы. Абрамцевская архитектура. | Русский стиль. Художественный кружок. Столярная мастерская. Гончарная мастерская. | Ч. 2. Раздел 1. Глава 5. (выборочно). | |
29. | Великие люди эпохи. | 1 | И.И. Левитан. М.А. Врубель. К.А. Коровин. С.В. Рахманинов. В.А. Серов и др. | Русский стиль. Художественный кружок. | Ч. 2. Раздел 1. Глава 5. (выборочно). | |
30. | «Мир искусства». Гимназический кружок. | 1 | «Кружок для самообразования». Создание журнала «Мир искусства». | «Мирискусники». «Русские балетные сезоны в Париже». | Ч. 2. Раздел 1. Глава 6. (выборочно). | |
31. | Великие люди эпохи. | 1 | А.Н. Бенуа. С.П. Дягилев. К. Сомов. И.Ф. Стравинский. М.М. Фокин и др. | «Мирискусники». «Русские балетные сезоны в Париже». | Ч. 2. Раздел 1. Глава 6. (выборочно). | |
| Раздел 5. Бытовая культура XIX века. | 4 | | | | |
32. | Жизнь и быт дворян. | 1 | Жизнь и быт дворян XIX века. Моды пушкинского времени. | Жилет. Фрак. Галстук. Сюртук. Панталон. Цилиндр. Картуз. Брегет. Лорнет. Пенсне. Монокль. Тюрбан. Веер. Ридикюль | Ч. 2. Раздел 2. Глава 1. (выборочно). | |
33. | Светский человек. | 1 | «Смешение языков французского и нижегородского». Начальное образование дворян. День светского человека. | «Месье». Великосветский салон. Светский человек. Полонез. Вальс. Мазурка. Котильон. Табель о рангах. Камер-юнкер. . | Ч. 2. Раздел 2. Глава 2,3. (выборочно). | |
34. | Досуг дворян. Дуэли | 1 | Дворянские балы. Английский клуб. В царстве муз. Карточная игра. Домашние спектакли. | Досуг. Дуэль. Аристократ. Клуб. Литературный салон Домашний альбом. | Ч. 1, 2 (выборочно). | |
35. | Контрольная работа | 1 | | | | |