СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу «ИСКУССТВО» для 9– го класса

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по курсу  «Искусство» для 9– го класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу «ИСКУССТВО» для 9– го класса»

6











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Искусство» для 9– го класса




































Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу «Искусство» (Мировая художественная культура) предназначена для учащихся 9-ых классов общеобразовательных учреждений, составлена на основе утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации программы «Мировая художественная культура» под редакцией Ю.А. Солодовникова и Л.М. Предтеченской и в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение данного учебного предмета по базисному учебному плану.

В проекте национальной доктрины образования в Российской Федерации указано, что образование должно обеспечить историческую преемственность поколений, распространение и развитие национальной культуры. На рубеже двух тысячелетий в России изменились гражданские и политические ориентиры, но сохранились духовно-нравственные ценности, воплощенные в великих произведениях художественного творчества разных эпох.

Мировая художественная культура – предмет, рассматривающий общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные виды искусства в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его активную роль в жизни людей.

Основная цель курса – представить целостную картину изменения восприятия человека, которое воплощается в различных формах духовного творчества – философии, литературе, драматургии, музыке, архитектуре, живописи. В каждую историческую эпоху общественно-политические, социально-экономические условия, развитие научных знаний изменяет картину мира. В соответствии с новыми представлениями человека о мире формируются эстетические идеалы, на которых основывается искусство эпохи. Многие явления искусства становятся более понятными, когда их истолкование сопряжено с целостным размышлением о культуре.

Задачи преподавания мировой художественной культуры состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащихся с произведениями русского и мирового искусства на учебных и внеклассных занятиях, во внешкольной жизни:

- обогащать духовный мир, воспитывать чувства, и, вооружая их опытом поколений, помочь молодым людям «открыть в себе человека»:

- развивать у учащихся понимание искусства, способность быть читателем, зрителем, слушателем, т.е. способность и стремление воспринимать художественную культуру в течение всей жизни. С этой целью дать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть перед учащимися наиболее важные закономерности сложного процесса развития мировой художественной культуры, распознать особенности образного языка искусства;

- пробуждать активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни, в трудовой деятельности и нетерпимость к безобразному во всех жизненных проявлениях;

- развивать у учащихся творческие способности, воображение, стремление творить и создавать прекрасное.

Предлагаемый курс поможет учащимся не просто представить, какие памятники художественной культуры были созданы мастерами искусства в тот или иной исторический период, но увидеть в многообразии творческой деятельности основные пути эволюции художественной культуры, зарождение, становление и развитие новых стилей; понять важность сохранения культурных традиций и в то же время необходимость и неизбежность новаторства как основы любого творчества.

Требования к уровню подготовки учащихся 9-ых классов:


В результате изучения обществознания ученик должен:


знать/понимать:

- основные этапы в художественном развитии русской культуры:

- культурные доминанты различных эпох в развитии русской и мировой художественной культуры;

- эстетические идеалы различных эпох и народов;

- основные стили и направления в русской художественной культуре;

- роль и место классического наследия в художественной культуре современности;

- основные особенности художественного развития народов России;

- выдающиеся памятники и произведения русского искусства различных эпох;

- основные художественные музеи России.


уметь:

- отличать произведения искусства различных стилей;

- самостоятельно оценивать произведения искусства, характерные для различных эпох и народов России;

- объяснять непреходящую роль классики для духовного развития современного человека;

- показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;

- сформировать свое оценочное суждение о популярных жанрах современного искусства;

- пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.

Учебно и учебно-методическое обеспечение:


- для учащихся:


  1. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX – нач. ХХ века». – М., Дрофа, 2000.

  2. Рябцев Ю.С. История русской культуры XVIII – XIX вв. – М., Дрофа, 2001.

  3. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры X – XVII вв. – М., Дрофа, 2001.

  4. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры XVIII – XIX вв. – М., Дрофа, 2001.

  5. Смирнова В.В., Зарецкая Д.М. Мировая художественная культура. – М., Просвещение, 1998.

  6. Смирнова В.В., Зарецкая Д.М. Хрестоматия по мировой художественной культуре. – М., Просвещение, 1997.

  7. Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М. : Дрофа, 2007.

  8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данелюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. Просвещение, 2011.


- для преподавателя:


  1. Басин Е.Я., Крутсус В.П. Философская эстетика и психология искусства: Учебное пособие для вузов. – М., Гардарики, 2007.

  2. Бонецкая Н.К. Боги Греции в России // Вопросы философии. – 2006. – № 7.

  3. Борев Ю.Б. Эстетика. – М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.

  4. Якимович А.К. Искусство непослушания. О художественном процессе Нового времени // Вопросы философии. – 2006. – № 5.

  5. Гадамер Г.-Г. Игра искусства // Вопросы философии. – 2006. – № 8.

  6. Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. – Тверь, 2003.

  7. Далмайр Ф. Прекрасная свобода: Шиллер об «эстетическом воспитании» человечества // Вопросы философии. – 2006. – № 6.

  8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 2004.

  9. Ионов И.Н. Российская цивилизация. IХ – начало ХХ вв. – М., 2005.

  10. Киященко Н.И. Эстетика жизни. Ч.3. Искусство и эстетическая культура общества и личности. – М., 2003.

  11. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 2004.

  12. Кривцун О.А. Ритмы искусства и ритмы культуры: формы исторических сопряжений // Вопросы философии. – 2005. – № 6.

  13. Культурология XX век: Антология. – М.: Юрист, 2004.

  14. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. – СПб., 2004.

  15. Маркова А.Н. История мировой культуры. – М., 2005.

  16. Милюков П. Очерки по истории русской культуры. – М., 2003.

  17. Мильдон В.И. Русский Ренессанс, или Фальшь «серебряного века» // Вопросы философии. – 2005. – № 1.

  18. Миронов В.В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии // Вопросы философии. – 2006. – № 2.

  19. Мотрошилова Н.В. Варварство как оборотная сторона цивилизации // Вопросы философии. – 2006. – № 2.

  20. Очерки русской культуры XVI – XIX вв. – М., 2005.

  21. Степин В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен // Вопросы философии. – 2006. – № 2.

  22. Стернин Ф. Русская художественная культура второй половины ХIХ – начала ХХ вв. Исследования. Очерки. – М., 2005.

  23. Токарев С.А. Религия в истории народов мира: Наука, культура, религия. – изд. 5-ое. – М.: Республика, 2005.

  24. Фишман Л.Г. Постмодернизм как возврат к Просвещению // Вопросы философии. – 2006. – № 10.

  25. Эймонтова Р. Русские университеты на грани двух эпох. – М., 2003.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ


Учебный предмет «Искусство» (Мировая художественная культура)


I курс

1 ч. в неделю, 35 ч.



Данное календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Искусство» (35 часов) составлено на основе федеральной программы «Мировая художественная культура 5 – 11 классы» (авторы Ю.А. Солодовников, Л.М. Предтеченская), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Искусство (Музыка, ИЗО, МХК) 5-11 классы». – М., Просвещение, 2004, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

При изучении учебного предмета «Искусство» (Мировая художественная культура) на I-м курсе используется учебник-тетрадь «Русская культура XVIII – XIX вв.» 9 класс, составитель Бименова Т.И., рецензент кандидат философских наук, доцент Ватаман. В.П. (Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки).



п/п

Название раздела, темы уроков

Кол-во часов

Краткое содержание

Основные понятия

Домашнее задание

Дата


Раздел 1.

Русская культура первой половины XVIII века.


5





1.

Просвещение и образование петровского времени.

1

Рождение российской прессы. Книга Нового времени. Основание Академии наук. Первый русский университет. «Цифирные школы».

Новое время. Культура. Гражданский шрифт.

Обсерватория. «Цифирные школы». Университет. Гимназия.

Ч. 1. Раздел 1. (выборочно).


2.

Реформы Петра I в области культуры.

1

Архитектура Нового времени. Живопись. Театр. Первая публичная библиотека.

Публичная библиотека.

Кунсткамера.

«Ведомости».

Ч. 1. Раздел 1. (выборочно).


3.

Искусство петровского времени.

1

Конструктивные особенности архитектуры. Строительство новой столицы.

Барокко. Ордер. Зодчий. Ансамбль. Светский характер искусства. Декоративная скульптура.

Ч. 1. Раздел 2.

Глава 1.

(выборочно).


4.

Архитектура. Елизаветинское барокко.

1

Расцвет русского зодчества.

Зимний дворец.

Комплекс Смольного монастыря. Колокольня Троице-Сергиевой лавры.

Барокко. Синтетический характер искусства.

Французский классицизм XVIII в., рококо.

Ч. 1. Раздел 2.

Глава 1.

(выборочно).


5.

Обобщение и систематизация знаний по разделу

«Русская культура первой половины XVIII века».



1

Ч. 1.

Раздел 1- 2.

Глава 1.

(выборочно).



Раздел 2.

Русская культура второй половины

XVIII века.

11


6.

Классицизм в русской архитектуре.

1

Архитектура русского классицизма. Этапы русского классицизма.

Дворцово-парковые ансамбли.

Ранний классицизм. Строгий классицизм.

Академия художеств. Палладианство.

Ансамбль. Галерея.

Ч. 1. Раздел 2.

Глава 1.

(выборочно).


7.

Русский классицизм московских зодчих.

1

Московский период В.И. Баженова. Проект Кремлевского дворца. Дом Пашкова.

М.Ф. Казаков.

Русский классицизм. Псевдоготика.

Балюстрада.

Бельведер.

Колонный зал.

Ч. 1. Раздел 2.

Глава 1.

(выборочно).


8-9.

Великие люди

эпохи барокко и классицизма

XVIII века.

2

Б.Ф. Растрелли.

Д.В. Ухтомский.

В.И. Баженов.

М.Ф. Казаков, и др.

Рокайль. Волюта. Картуш.

Барокко. Классицизм. Ордер.

Ч. 1. Раздел 2.

Глава 1.

(выборочно).


10-11.

Русские живописцы XVIII века.

2

Приобщение к опыту мировой культуры.

Академическая живопись.

Исторический жанр в живописи.

Портрет. Парадный портрет. Камерный портрет. Парсуная традиция. Классицизм.

Жанр. Сентиментализм.

Ч. 1. Раздел 2.

Глава 2.

(выборочно).


12-13.

Скульптура

XVIII века.

2

Становление светской скульптуры. Б.К. Растрелли. Расцвет русской монументальной скульптуры.

Монументальная статуя. Барельеф. Медальерное искусство.

Аллегория. Классицизм.


Ч. 1. Раздел 2.

Глава 3.

(выборочно).


14.

Русский театр

XVIII века.

1

«Комедийная храмина». Первый в России публичный театр. Рождение русского театра. Театральный быт.

Комедия. Трагедия. Амплуа. Крепостной театр. Партер. Ложи. «Галерка». Декорации.

Ч. 1. Раздел 2.

Глава 4.

(выборочно).


15.

Музыка XVIII века.

1

Становление нового музыкального искусства.

М.С. Березовский.

Д.С. Бортнянский.

Камерный лирический жанр. Композитор. Хоровая музыка. Камерная инструментальная музыка.

Ч. 1. Раздел 2.

Глава 5.

(выборочно).


16.

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Русская культура второй половины XVIII века».

1

Ч. 1. Раздел 2.

Глава 1-5.

(выборочно).



Раздел 3.

Бытовая культура XVIII века.

3


17.

Моды галантного века.

1

Бытовая культура XVIII века. «Стрижка» платьев и бород.

Новый европейский костюм.

Камзол. Кафтан. Кюлоты. Ботфорты. «Блошиные ловушки». Парик. Корсет. Фижмы.

Ч. 1. Раздел 3.

Глава 1.

(выборочно).


18.

Мир дворянской усадьбы.

1

Рождение дворянских гнезд.

«Господский дом уединенный».

«Средь модных и старинных зал».

Дворянская усадьба. Барский дом. Герб. Парадный двор. Флигель. Вестибюль. Анфилада. Штоф.

Ч. 1. Раздел 3.

Глава 2.

(выборочно).


19.

Парковая архитектура и скульптура.

1

Парковая культура. Парковая архитектура.

Усадебные будни.

Усадьба. Пейзажный парк. Оранжерея. Эрмитаж. Гроты. Руины. Вольеры.

Ч. 1. Раздел 3.

Глава 2.

(выборочно).



Раздел 4.

Русская культура

XIX века.

12


20-21.

Архитектура первой половины XIX века.

2

Новое в архитектуре. Сооружение административных и гражданских зданий. Русский ампир. Московский ампир.

Зодчие из крепостных.

Новое адмиралтейство.

Классицизм. Ампир. Эклектика. Романтизм. «Русско-Византийский стиль». Русский ампир. Московский ампир.

Ростральные колонны.

Ч. 2. Раздел 1.

Глава 1.

(выборочно).


22-23.

Живопись первой половины XIX века.

2

Становление романтизма. Пленэрная живопись. Формирование реализма.

Романтизм. Пейзаж. Пленэр. Реализм. Портрет. Автопортрет. Критический реализм.

Ч. 2. Раздел 1.

Глава 2.

(выборочно).


24-25.

Живопись второй половины XIX века.

2

Нравственная и гражданская позиция искусства. «Критический реализм». «Товарищество передвижных художественных выставок».

«Критический реализм».

«Бунт четырнадцати».

Социально-бытовая живопись. Историческая живопись. Пейзаж. Портрет. Батальный жанр.

Ч. 2. Раздел 1.

Глава 3.

(выборочно).


26.

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Архитектура и живопись XIX века».

1

Ч. 2. Раздел 1.

Глава 1-3.

(выборочно).


27.

Театр и музыка

XIX века.

1

Роль театра в общественно-культурной жизни страны. Реалистическая театральная школа. Героико-патриотические музыкальные сюжеты.

Классицизм. Сентиментализм. Романтизм.

Реализм.

«Могучая кучка». Опера. Увертюра. Аранжировка. Сюита.

Ч. 2. Раздел 1.

Глава 4.

(выборочно).


28.

Мамонтовский художественный кружок.

1

«Савва великолепный». Мамонтовский кружок. Мамонтовская опера. Абрамцевские живописцы. Абрамцевская архитектура.

Русский стиль. Художественный кружок. Столярная мастерская. Гончарная мастерская.

Ч. 2. Раздел 1.

Глава 5.

(выборочно).


29.

Великие люди эпохи.

1

И.И. Левитан.

М.А. Врубель.

К.А. Коровин.

С.В. Рахманинов.

В.А. Серов и др.

Русский стиль. Художественный кружок.

Ч. 2. Раздел 1.

Глава 5.

(выборочно).


30.

«Мир искусства». Гимназический кружок.

1

«Кружок для самообразования». Создание журнала «Мир искусства».

«Мирискусники».

«Русские балетные сезоны в Париже».

Ч. 2. Раздел 1.

Глава 6.

(выборочно).


31.

Великие люди эпохи.

1

А.Н. Бенуа.

С.П. Дягилев.

К. Сомов.

И.Ф. Стравинский.

М.М. Фокин и др.

«Мирискусники».

«Русские балетные сезоны в Париже».

Ч. 2. Раздел 1.

Глава 6.

(выборочно).


Раздел 5.

Бытовая культура

XIX века.

4


32.

Жизнь и быт дворян.

1

Жизнь и быт дворян XIX века.

Моды пушкинского времени.

Жилет. Фрак. Галстук. Сюртук. Панталон. Цилиндр. Картуз. Брегет. Лорнет. Пенсне. Монокль. Тюрбан. Веер. Ридикюль

Ч. 2. Раздел 2.

Глава 1.

(выборочно).


33.

Светский человек.

1

«Смешение языков французского и нижегородского».

Начальное образование дворян.

День светского человека.


«Месье». Великосветский салон.

Светский человек.

Полонез. Вальс. Мазурка. Котильон.

Табель о рангах. Камер-юнкер.

.



Ч. 2. Раздел 2.

Глава 2,3.

(выборочно).


34.

Досуг дворян. Дуэли

1

Дворянские балы.

Английский клуб.

В царстве муз.

Карточная игра.

Домашние спектакли.

Досуг. Дуэль. Аристократ. Клуб.

Литературный салон Домашний альбом.

Ч. 1, 2 (выборочно).


35.

Контрольная работа

1


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!