СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу «История России: ХХ - начало ХХI в.» 9 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. Ю. Морозов. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2014.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу «История России: ХХ - начало ХХI в.» 9 класс.»

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. Ю. Морозов. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2014.

Содержание учебного предмета.

9 класс. (68 часов) Россия в новейшее время (ХХ — начало ХXI в.)

Введение. Периодизация и основные этапы отечественной истории ХХ—начала ХХI в.

Российская империя в начале XX в.

Российская империя на рубеже веков и её место в мире.

Задачи и особенности модернизации страны. Экономическое развитие страны. Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России. Денежная реформа С. Ю. Витте. Монополистический капитализм. Иностранный капитал в России. Аграрный вопрос. Российское общество в начале ХХ в. Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Характеристика русской буржуазии, её неоднородность. Количественная и качественная характеристика российского пролетариата, условия его труда и быта. Поместное дворянство, его экономическое положение и политическая роль в государстве. Крестьянство: экономическая дифференциация, влияние общины, социальная психология. Чиновничество. Духовенство. Интеллигенция. Образ жизни городского и сельского населения. Политическое развитие России в начале XX в. Характеристика политической системы Российской империи начала XX в.; необходимость её реформирования. Император Николай II, его политические воззрения. Необходимость преобразований. Либеральная (земская) программа политических преобразований. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Нарастание противоречий между властью и обществом. «Зубатовский социализм». Либеральные проекты П. Д. Святополк-Мирского. Основные направления внешней политики России на рубеже XIX—ХХ вв. Гаагская конференция. Дальневосточная политика. Русско-японская война 1904—1905 гг.: планы сторон, основные сражения. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне. Сближение России и Англии. Влияние войны на общественную и политическую жизнь страны. Общественное движение в России в начале XX в. Характеристика консервативного движения. Радикализация либерального движения. Возникновение социалистических партий. II съезд РСДРП, принятие программы и устава. Большевики и меньшевики: суть разногласий. В. И. Ленин. Ю. О. Мартов. Г. В. Плеханов. Партия социалистов-революционеров. Особенности программных и тактических установок. В. М. Чернов. Деятельность Боевой организации. Е. Ф. Азеф. Первая российская революция (1905—1907 гг.). Причины, движущие силы, характер революции. Развитие революционного процесса. Советы рабочих депутатов. «Верхи» в условиях революции. Манифест 17 октября 1905 г. Реформы политической системы. Становление российского парламентаризма. Формирование либеральных и консервативных политических партий, их программные установки и лидеры (П. Н. Милюков, А. И. Гучков, В. М. Пуришкевич). Деятельность I и II Государственных дум. Итоги и значение революции.

Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа: цели, основные мероприятия, итоги и значение. Политическая и общественная жизнь в России в 1907— 1914 гг. Новый избирательный закон. III Государственная дума. Ужесточение национальной политики. Общество и власть в годы столыпинских реформ. Нарастание революционных настроений. IV Государственная дума. Культура России в начале ХХ в. Духовное состояние русского общества в начале XX в. Просвещение. Открытия российских учёных в науке и технике. Русская философия: поиски общественного идеала. Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века. Декаданс. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Изобразительное искусство: традиции реализма и новые стилевые направления. «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство (С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин). Русский балет. «Русские сезоны» С. П. Дягилева. Первые шаги российского кинематографа. Российская культура начала ХХ в. — составная часть мировой культуры. Россия в Первой мировой войне. Международные противоречия на рубеже ХIХ—ХХ вв. Формирование двух военно-политических блоков в Европе. Причины войны, цели и планы воюющих сторон. Начало войны. Отношение народа и партий к войне. Военные действия на Восточном фронте в 1914—1916 гг. Брусиловский прорыв. Перестройка экономики. Человек на фронте и в тылу. Обострение внутриполитической ситуации. «Распутинщина». Прогрессивный блок. Нарастание оппозиционных настроений.

Россия в 1917—1921 гг.

Революционные события 1917 г.: от Февраля к Октябрю. Причины Февральской революции и её начало. Образование новых органов власти. Отречение Николая II. Двоевластие. Временное правительство и Советы. Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны. Национальный вопрос после Февраля. Политические партии, их лидеры. Альтернативы развития страны после Февраля. Возвращение из эмиграции В. И. Ленина. «Апрельские тезисы». Выработка новой стратегии и тактики РСДРП(б). Апрельский и Июньский кризисы власти. Образование первого коалиционного правительства. А. Ф. Керенский. I Всероссийский съезд Советов. Июльский кризис власти. Курс большевиков на вооружённое восстание. Государственное совещание. Выступление генерала Корнилова и его последствия. Социально-экономическая ситуация в стране. Подготовка и проведение вооружённого восстания в Петрограде. Л. Д. Троцкий. II съезд Советов. Декреты о мире и о земле. Установление новой власти в Москве и на местах. Становление советской власти. Создание новых органов государственной власти. В. И. Ленин. Уничтожение национального и сословного неравенства. Созыв и роспуск Учредительного собрания. III съезд Советов. Борьба в советском руководстве по вопросу о сепаратном мире с Германией. Брестский мир: условия, экономические и политические последствия. Первые мероприятия советской власти в области промышленного производства, транспорта, торговли, банковской системы. Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. Принятие Конституции 1918 г. Гражданская война в России. Причины и основные этапы Гражданской войны, её участники. Первые выступления против советской власти. Формирование Белого движения, его политическая программа. Создание Красной Армии. Выступление Чехословацкого корпуса. Ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Создание региональных правительств. Формирование Восточного фронта. Уфимская директория. А. В. Колчак. Контрнаступление Красной Армии. Красный террор. Антибольшевистское восстание на Дону. Всевеликое Войско Донское атамана П. Л. Краснова. Добровольческая армия генерала А. И. Деникина. Формирование Южного фронта. Белый террор. Движение зелёных. Н. И. Махно. Программа и тактика махновского движения. Военные действия на Южном фронте. Разгром армии Деникина. Походы генерала Н. Н. Юденича на Петроград. Антибольшевистские выступления красноармейцев в фортах Красная Горка, Серая Лошадь, Обручев. Переход Красной Армии в контрнаступление. Падение Белого режима на севере. Иностранная интервенция: причины, масштаб, формы, районы оккупации. Война с Польшей, её классово-политический смысл и итоги. Разгром генерала П. Н. Врангеля. Национальные окраины в Гражданской войне. Экономическая политика красных и белых. Политика «военного коммунизма». Сельское хозяйство в период «военного коммунизма». Экономическая политика белых. Реформаторская деятельность П. Н. Врангеля. Положение населения в годы войны. Причины поражения белых и победы красных. Последствия Гражданской войны. Экономический и политический кризис в конце 1920-х — начале 1921 г. Массовые крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Политические и экономические требования. Переход к новой экономической политике.

СССР в 1922—1941 гг.

Образование Союза Советских Социалистических Республик. Предпосылки объединения социалистических республик. Альтернативные проекты объединения. Первая Конституция СССР. Национальная политика и межнациональные отношения. Политическая жизнь в 1920-е гг. Сращивание государственного и партийного аппарата. Утверждение однопартийной политической системы. Обострение внутрипартийных разногласий и борьба за лидерство в партии и государстве. И. В. Сталин.

Новая экономическая политика. Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Сущность нэпа и его экономические итоги. Социальная структура и социальная психология в 1920-е гг. Кризис нэпа, его причины. Достижения и противоречия нэпа. Экономические итоги нэпа. Советское общество в годы нэпа. Экономические противоречия нэпа. Хлебозаготовительный кризис. Альтернативные варианты преодоления кризисных явлений. Причины свёртывания нэпа. Советская модель модернизации. Индустриализация: цели, методы, источники. Первая пятилетка: цели, итоги, социальные проблемы. Второй пятилетний план: задачи и особенности. Итоги первых пятилеток. Коллективизация сельского хозяйства: причины, формы, методы, экономические и социальные последствия. Особенности советской политической системы. Одно- партийность, сращивание партийного и государственного аппарата. Роль партии в жизни государства. Роль идеологии, контроль над обществом. Формирование культа личности Сталина. Массовые репрессии и их последствия. Конституция 1936 г. Изменение социальной структуры советского общества. Рабочий класс: источники пополнения, производственные навыки, жизнь и быт. Стахановское движение. Социальная дифференциация. Ужесточение трудового законодательства. Жизнь и быт колхозной деревни. Изменения в социальной психологии крестьян. Ограничение административных и гражданских прав. Формирование пролетарской интеллигенции. «Спецконтингент». ГУЛАГ как структурное подразделение советской экономики. Номенклатура — верхний слой советской социальной системы. Состав. Иерархия. Психология. Система льгот и привилегий. Культура и духовная жизнь в 1920 —1930-е гг. «Культурная революция»: задачи и направления. Ликвидация неграмотности. Создание системы народного образования. Власть и интеллигенция. Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Развитие советской науки. Утверждение метода социалистического реализма в литературе и искусстве. Политика власти в отношении религии и церкви. Русская культура в эмиграции. Особенности и основные направления внешней политики Советского государства в 1920—1930-е гг. Генуэзская конференция. Рапалльский договор. Укрепление позиций страны на международной арене. Соглашения со странами Востока. Усиление международной напряжённости в конце 1920-х гг.: причины, факты, последствия для внутреннего положения в стране. Создание и деятельность Коминтерна. Новый курс советской дипломатии. Участие СССР в деятельности Лиги Наций. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности. Курс Коминтерна на создание единого антифашистского фронта. Война в Испании и политика СССР. Дальневосточная политика СССР. События у озера Хасан и реки Халхин-Гол. Мюнхенское соглашение. Советско-англо-французские переговоры. Сближение СССР и Германии. СССР накануне войны. Советско-германские отношения. Развитие политического процесса в Европе после заключения Мюнхенского соглашения. Причины нового советско-германского сближения. Советско-германские договоры 1939 г. Реализация СССР секретных протоколов. Война с Финляндией и её последствия. Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчёты. Подготовка Германии к нападению на СССР.

Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой—летом 1942 г. Проблемы внезапности нападения Германии на СССР. Вторжение немецких войск. Первые мероприятия Советского правительства по организации отпора врагу. Периодизация военных действий. Оборонительные сражения летом—осенью 1941 г. Героизм советских воинов. Причины неудач Красной Армии. Нацистский «новый порядок» на оккупированной территории, массовое уничтожение людей. Приказ № 270. Битва под Москвой. Разгром немецких войск под Москвой. Зимнее наступление Красной Армии, его итоги. Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Летнее наступление немецких войск. Приказ № 227. Сталинградская битва. Сражения на Кавказе. Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. Тыл. Морально-психологическое состояние советских людей после вторжения немецких войск. Оккупационный режим на занятых германскими войсками территориях. Человек на войне (полководцы и солдаты, труженики тыла). Церковь в период Великой Отечественной войны. Эвакуация. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага; партизанское движение. Битва на Курской дуге, её итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне-осенней кампании 1943 г. Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Итоги зимнего наступления Красной Армии. Освобождение Украины и Крыма. Открытие второго фронта.

Завершающий период Великой Отечественной войны. Наступление советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Разгром немецких войск в Прибалтике. Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной Армии в Европе. Крымская конференция. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Потсдамская конференция. Разгром японских войск в Маньчжурии. Причины победы Советского Союза над фашизмом. Итоги и цена победы. Советские полководцы. Г. К. Жуков. К. К. Рокоссовский.

А. М. Василевский. И. С. Конев. И. Д. Черняховский. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. в памяти народа, произведениях искусства.

СССР с середины 1940-х до середины 1950-х гг.

СССР в 1945—1953 гг. Восстановление хозяйства. Состояние экономики страны после окончания войны. Экономические дискуссии 1945—1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Голод 1946—1947 гг. Жизнь и быт людей.

Послевоенное общество. Противоречия социально-по- литического развития. Усиление роли государства во всех сферах жизни общества. «Демократический импульс» войны. Изменения в структурах власти. Система ГУЛАГа в послевоенные годы. Национальная политика. Правящая партия и общественные организации в первые послевоенные годы. Идеология и культура. Идеологические кампании 1940-х гг. Эволюция официальной идеологии. Образование. Противоречия в развитии литературы, театра, кино, музыки. Научные дискуссии. Внешняя политика. СССР в системе послевоенных международных отношений. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Формирование двух военно-политических блоков государств. Начало «холодной войны». Роль Советского Союза в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии.

Советское общество в середине 1950-х—первой половине 1960-х гг.

Изменения политической системы. Смерть Сталина и борьба за власть. Г. М. Маленков. Л. П. Берия. Н. С. Хрущёв. XX съезд КПСС и его значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья Программа КПСС (1961 г.). Разработка новой Конституции СССР. Экономическое и социальное развитие. Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущёва. Начало освоения целинных и залежных земель. Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов. Завершение построения экономических основ индустриального общества в СССР. Особенности социальной политики. Жилищное строительство.

Развитие науки и образования. Научно-техническая революция в СССР. Запуск первого искусственного спутника Земли (1957 г.). Первый пилотируемый полёт в космос Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 г. Открытия советских учёных в важнейших областях науки. С. П. Королёв. М. В. Келдыш. И. В. Курчатов. А. Д. Сахаров. Реформа школы 1958 г. Духовная жизнь. Зарождение обновленческого направления в советской литературе. И. Г. Эренбург. В. Ф. Панова. А. Т. Твардовский. Д. А. Гранин. В. Д. Дудинцев. Р. И. Рождественский. Е. А. Евтушенко. А. А. Вознесенский. А. И. Солженицын. Ослабление идеологического давления в области музыкального искусства, театра, живописи, кинематографии. Внешняя политика. Выработка новых подходов во внешней политике. Мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Возобновление диалога с Западом. Попытки начала разоружения. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис 1962 г. Поиски новых подходов в отношениях со странами социализма. КПСС и международное коммунистическое и рабочее движение. Отношения СССР со странами «третьего мира». Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущёва. Причины отставки Н. С. Хрущёва.

СССР в середине 1960-х—середине 1980-х гг.

Политическое развитие. Отстранение Н. С. Хрущёва от власти в октябре 1964 г. Альтернативы развития страны в середине 1960-х гг. Л. И. Брежнев. А. Н. Косыгин. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Курс на «стабильность кадров». XXIII съезд КПСС и проведение контрреформ в политической сфере. Концепция «развитого социализма». Теория «обострения идеологической борьбы». Укрепление роли армии и органов безопасности. Конституция СССР 1977 г. Экономическое развитие. Предпосылки и основные задачи реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965 г. и её результаты. Реформа промышленности 1965 г.: цели, содержание, результаты. Нарастающее отставание СССР в научно-технической сфере. Нарастание негативных тенденций в экономике. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Особенности социальной политики. Советская культура в середине 1960-х—середине 1980-х гг. Развитие среднего и высшего образования. Усиление идеологического контроля в различных сферах культуры. Инакомыслие, диссиденты. Достижения и противоречия художественной культуры. Повседневная жизнь людей. Литература. А. И. Солженицын. В. С. Гроссман. И. А. Бродский. Ф. А. Абрамов. В. М. Шукшин. В. Г. Распутин. Ю. В. Трифонов. Советский театр. Г. А. Товстоногов. Ю. П. Любимов. А. В. Эфрос. М. А. Захаров. О. Н. Ефремов. Г. Б. Волчек. «Магнитофонная революция». В. С. Высоцкий. Б. Ш. Окуджава. Советская музыка. Г. В. Свиридов. А. Г. Шнитке. Балет. М. М. Плисецкая. Р. Х. Нуриев. Оперное искусство. И. К. Архипова. Е. В. Образцова. Г. П. Вишневская. Кинематограф. С. Ф. Бондарчук. Л. И. Гайдай. Г. Н. Данелия. Г. М. Козинцев. С. И. Ростоцкий. Э. А. Рязанов. М. М. Хуциев.

СССР в системе международных отношений в середине 1960-х — середине 1980-х гг. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряжённости в отношениях Восток — Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки. Отношения СССР со странами социализма.

СССР в годы перестройки (1985—1991)

Реформа политической системы. Предпосылки изменения государственного курса в середине 1980-х гг. Ю. В. Андропов. М. С. Горбачёв. «Кадровая революция». Всесоюзная партийная конференция и реформа политической системы 1988 г. Проведение выборов народных депутатов СССР в 1989 г. Возрождение российской многопартийности. Национальная политика и межнациональные отношения. Власть и церковь в годы перестройки.

Экономические реформы 1985—1991 гг. Состояние экономики СССР в середине 1980-х гг. Стратегия ускорения социально-экономического развития. Экономическая реформа 1987 г. и причины её незавершённости. Программа «500 дней». Экономическая политика союзных республик и её последствия. Общественная жизнь. Пересмотр партийной идеологии. Демократизация. Политика гласности. Перемены и повседневная жизнь людей в городе и селе. Изменения в культуре и общественном сознании. Возрастание роли средств массовой информации. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности. Динамика общественных настроений. Кризис социалистической идеологии и политики.

Внешняя политика. Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало ядерного разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана, стран Восточной Европы. Распад мировой социалистической системы. Роспуск СЭВ и Варшавского договора. Итоги и последствия политики нового мышления. Нарастание социально-экономического кризиса и обострение межнациональных противоречий в СССР. Образование новых политических партий и движений. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. Роспуск КПСС. Обострение межнациональных противоречий. Провозглашение союзными республиками суверенитета. Распад СССР. Образование СНГ.

Российская Федерация в 90-е гг. ХХ в.

Вступление России в новый этап истории. Политическая жизнь. Декларация о государственном суверенитете России (12 июня 1990 г.). Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин. Разработка новой Конституции страны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Конституция России 1993 г. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Итоги политического развития страны в 1990-е гг.

Российская экономика на пути к рынку. Программа радикальных экономических реформ (октябрь 1991 г.). Либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный характер экономики страны в 1990-е гг. Национальная политика и межнациональные отношения. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор 1992 г. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской Республике. Результаты федеративного строительства в 1990-е гг.

Духовная жизнь. Исторические условия развития культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. Средства массовой информации. Традиционные религии в современной России. Геополитическое положение и внешняя политика России. Положение России в мире. Россия и Запад. Балканский кризис 1999 г. Россия и Восток. Отношения России со странами СНГ и Балтии. Результаты внешней политики страны в 1990-е гг. Русское зарубежье в 1990-е гг.

Российская Федерация в 2000—2012 гг.

Отставка Б. Н. Ельцина. Президент В. В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение политической стабильности, гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной сферы. Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Приоритетные национальные проекты и федеральные программы. Политические лидеры и общественные деятели современной России.

Культура и духовная жизнь общества в начале XXI в. Распространение информационных технологий в различных сферах жизни общества. Многообразие стилей художественной культуры. Российская культура в международном контексте. Власть, общество, церковь. Воссоединение Русской православной церкви с Русской зарубежной церковью. Президентские выборы 2008 г. Президент России Д. А. Медведев. Общественно-политическое развитие страны на современном этапе. Государственная политика в условиях мирового экономического кризиса. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI в. Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе международных отношений. Выборы 2011—2012 гг. Избрание Президентом России В. В. Путина.

Результаты обучения и освоения содержания курса истории «Россия в новейшее время (ХХ — начало ХXI в.)» 9 класс.

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно -ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися

знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, различными видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющих им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, различных видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств учащихся.

В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).

Личностные результаты:

— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

— овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия

сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории;

— способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

— овладение умениями изучать и систематизировать информацию из раз личных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

— готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5 — 9 классов по всеобщей истории в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

— указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

— соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

— характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;

— группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

3. Работа с историческими источниками:

— читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться по карте, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

— осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобрази тельных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция):

— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

— различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

— соотносить единичные исторические факты и общие явления;

— различать причину и следствие исторических событий, явлений;

— выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

— раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

— сравнивать исторические события и явления, выявлять их сходство и различия;

— излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

— приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

— определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

— применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

— использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

— способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных

и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Календарно-тематическое планирование по курсу «История России: ХХ - начало ХХI в.» 9 кл.

№п/п

Название раздела

Общее количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия (или тестирование, зачёт и т.д.)

1.

Введение.

1

1


2.

Тема 1. Россия на рубеже XIX—XX вв.

10

9

1

3.

Тема 2. Великая российская революция. 1917—1921 гг.

9

8

1

4.

Тема 3. СССР на путях строительства нового общества.

12

11

1

5.

Тема 4. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

8

7

1

6.

Тема 5. СССР в 1945—1964 гг.

9

8

1

7.

Тема 6. СССР в 1964—1991 гг.

9

8

1

8.

Тема 7. Россия в конце XX — начале XXI в.

9

8

1

9.

Итоговое повторение.

1


1



68

60

8

Календарно-тематический план курса «История России: ХХ - начало ХХI в.» 9 класс.

урока

Тема урока

Дата

Примечание.

План.

Факт.

1.1

Введение. Периодизация отечественной истории ХХ — начала XXI в.





Тема 1. Россия на рубеже XIX—XX вв. (10 ч)




2.1

Государство и российское общество в конце XIX — начале ХХ в.




3.2

Экономическое развитие страны.




4.3

Общественно-политическое развитие России в 1894—1904 гг.




5.4

Внешняя политика. Русско- японская война 1904—1905 гг.




6.5

Первая российская революция. Реформы политической системы.




7.6

Экономические реформы.




8.7

Политическая жизнь в 1907—1914 гг.




9.8

Духовная жизнь Серебряного века.




10.9

Россия в Первой мировой войне.




11.10

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия на рубеже XIX—XX вв.».





Тема 2. Великая российская революция. 1917—1921 гг. (9 ч)




12.1

Свержение монархии.




13.2

Россия весной — летом 1917 г.




14.3

Октябрьская революция.




15.4

Формирование советской государственности.




16.5

Начало Гражданской войны.




17.6

На фронтах Гражданской войны.




18.7

Экономическая политика красных и белых.




19.8

Экономический и политический кризис начала 1920-х гг.




20.9

Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая российская революция 1917—1921 гг.».





Тема 3. СССР на путях строительства нового общества. (12 ч)




21.1

Переход к нэпу.




22.2

Образование СССР.




23.3

Международное положение и внешняя политика в 20-е гг. XX в.




24.4

Международное положение и внешняя политика в 20-е гг. XX в.




25.5

Политическое развитие в 20-е гг. XX в.




26.6

Духовная жизнь в 20-е гг. XX в.




27.6

Социалистическая индустриализация.




28.8

Коллективизация сельского хозяйства.




29.9

Политическая система СССР в 30-е гг. XX в.




30.10

Духовная жизнь в 30-е гг. XX в.




31.11

Внешняя политика СССР в 1930-е гг.




32.12

Повторительно-обобщающий урок по теме «СССР на путях строительства нового общества».





Тема 4. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. (8 ч)




33.1

СССР накануне Великой Отечественной войны.




34.2

Начало Великой Отечественной войны.




35.3

Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома.




36.4

Советский тыл в Великой Отечественной войне.




37.5

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.




38.6

Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом.




39.7

СССР на завершающем этапе Второй мировой войны.




40.8

Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война 1941—1945 гг.».





Тема 5. СССР в 1945—1964 гг. (9 ч)




41.1

Восстановление экономики.




42.2

Политическое развитие. Идеология и культура.




43.3

Политическое развитие. Идеология и культура.




44.4

Внешняя политика.




45.5

Изменения политической системы.




46.6

Экономика СССР в 1953—1964 гг.




47.7

«Оттепель» в духовной жизни.




48.8

Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия.




49.9

Повторительно-обобщающий урок по теме «СССР в 1945—1964 гг.».





Тема 6. СССР в 1964—1991 гг. (9 ч)




50.1

Консервация политического режима.




51.2

Экономика «развитого социализма».




52.3

Общественная жизнь в середине 1960-х — середине 1980-х гг.




53.4

Политика разрядки: надежды и результаты.




54.5

Реформа политической системы: предыстория, цели, этапы, итоги.




55.6

Экономические реформы 1985—1991 гг.




56.7

Политика гласности: достижения и издержки.




57.8

Внешняя политика СССР в 1985—1991 гг.




58.9

Повторительно-обобщающий урок по теме: «СССР в 1964—1991 гг.».





Тема 7. Россия в конце XX — начале XXI в. (9 ч)




59.1

Российская экономика на пути к рынку.




60.2

Политическая жизнь в 1992—1999 гг.




61.3

Духовная жизнь России.




62.4

Строительство обновлённой федерации.




63.5

Геополитическое положение и внешняя политика России.




64.6

Россия в начале XXI в.




65.7

Россия в начале XXI в.




66.8

Россия в начале XXI в.




67.9

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в конце XX — начале XXI в.».





Итоговое повторение. (1 ч)




68.1

Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России. XX — начало XXI в.».






10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!