Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Юный информатик» в рамках внеурочной деятельности по предмету «Информатика и ИКТ» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Тубольская ООШ» с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует учебному плану, плану внеурочной деятельности, календарному учебному графику и расписанию занятий внеурочной деятельности учреждения на 2018- 2019 учебный год.
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный информатик» для 5 класса разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
Приказ Минобрнауки от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».
Авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 год, которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО)
Учебно – методического комплекта:
Учебника: Босова Л.Л. Информатика : учебник для 5 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Рабочей тетради для 5 класса/Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Программа обеспечена учебно-методическими пособиями, экранно-звуковыми, электронными (цифровыми) образовательными и интернет - ресурсами в соответствии с перечнем учебников и учебных пособий на 2018-2019 учебный год для реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Тубольская ООШ».
Согласно базисному учебному плану, ФГОС изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 7 – 9 классах, но за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в 5 классах в рамках курса по выбору. Поэтому, данная рабочая программа внеурочной деятельности «Юный информатик» предназначена для учащихся V классов. Программа состоит из 4-х разделов.
Как устроен компьютер
Компьютерная графика
Текстовый редактор
Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5-6 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Программа рассчитана на 35 часов, предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1час в неделю.
Программа «Юный информатик» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Внеурочная деятельность в 5 классе по курсу «Юный информатик» нацелена на:
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их образного, алгоритмического и логического мышления;
воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
включить обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность;
выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Освоения курса внеурочной деятельности «Юный информатик» в 5 классе
Личностные образовательные результаты:
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты:
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, выполнения творческих проектов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные образовательные результаты
в сфере познавательной деятельности:
освоение основных понятий и методов информатики;
выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в различных системах;
выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы);
преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;
в сфере коммуникативной деятельности:
получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ;
соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.
в сфере трудовой деятельности:
рациональное использование распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса, усовершенствование навыков полученных в начальной школе;
выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе;
создание и редактирование рисунков, чертежей, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе;
приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера.
в сфере эстетической деятельности:
знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;
приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных).
в сфере охраны здоровья:
понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
По окончании курса «Юный информатик» учащийся 5 класса сможет:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
работать в графическом редакторе: создавать и редактировать графические изображения, создавать открытки, коллажи и т.п.
работать в текстовом редакторе: вводить, редактировать, форматировать и сохранять текстовый документ, оформлять текст в виде колонок, списков, устанавливать колонтитулы, создавать и редактировать таблицы.
Содержание курса «Юный информатик» в 5 классе
I. Как устроен компьютер (6 часов)
Информация. Информатика. Компьютер. Как устроен компьютер. Ввод информации в память компьютера. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы
Практическая работа №1 «Знакомство с клавиатурным тренажером в режиме ввода букв, слогов, слов»
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
Уметь:
II. Знакомство и работа в графическом редакторе Paint (16 часов).
Роль компьютерной графики в жизни современного человека. Растровая графика. Форматы графических файлов. Интерфейс и основные возможности растрового графического редактора Paint. Создание, редактирование и сохранение растровых изображений.
Практические работы:
Практическая работа № 1 «Интерфейс графического редактора Paint. Форматы графических файлов».
Практическая работа № 2 «Инструменты графического редактора Paint».
Практическая работа № 3 «Сборка рисунка из деталей».
Практическая работа № 4 «Создание рисунка "Открытка на праздник"».
Практическая работа № 5 «Построение изображений с помощью Shift».
Практическая работа № 6 «Создание рисунка "Кубик"».
Практическая работа № 7 «Создание рисунка "Узор из кружков"».
Практическая работа № 8 «Создание рисунка из пикселей "Акула"».
Практическая работа № 9 «Создание рисунка "Новогодняя ёлочка"»
Практическая работа № 10 «Создание рисунка "Ветка рябины"».
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
назначение растровой графики;
форматы графических файлов;
основные возможности и инструменты графического редактора Kolour Paint.
Уметь:
III. Знакомство и работа с текстовым процессором WORD (13 часов)
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод, редактирование и сохранение текстового документа. Форматирование текстового документа. Форматирование символов, абзацев, создание списков, колонтитулов, колонок. Работа с таблицами в текстовом редакторе. Работа с встроенными графическими примитивами в текстовом редакторе.
Практические работы:
Практическая работа № 1 «Интерфейс текстового редактора WORD».
Практическая работа № 2 «Ввод и редактирование текста».
Практическая работа № 3 «Форматирование текста: атрибуты шрифта».
Практическая работа № 4 «Форматирование текста: заливка».
Практическая работа № 5 «Форматирование текста: атрибуты абзаца»
Практическая работа № 6 «Создание, редактирование и форматирование списков».
Практическая работа № 7 «Форматирование страницы: заливка, подложка, обрамление».
Практическая работа № 8 «Колонтитулы, вставка специальных символов»
Практическая работа № 9 «Колонки»
Практическая работа № 10 «Создание таблиц».
Практическая работа № 11 «Редактирование таблиц»
Практическая работа № 12 «Форматирование таблиц».
Практическая работа № 13 «Работа со встроенными графическими примитивами»
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
понятие текстового редактора, виды редакторов
принципы создания и редактирования текстовых документов
способы форматирования текстовых документов: шрифта, абзаца, страницы
принципы создания, редактирования и форматирования таблиц
Уметь:
создавать, редактировать и сохранять текстовые документы
форматировать текстовые документы и их составляющие: шрифт, абзац
оформлять документы особыми способами: колонтитулы, списки, колонки
создавать, редактировать и форматировать таблицы
создавать изображения в текстовом редакторе с помощью встроенных графических примитивов
Тематическое планирование курса «Юный информатик» в 5 классе (35 часов)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
| Как устроен компьютер | 6 |
1 | Введение. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация. Информатика. | 1 |
2 | Информация. Информатика. Компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | 1 |
3 | Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | 1 |
4 | Ввод информации в память компьютера. Группы клавиш. | 1 |
5 | Основная позиция пальцев на клавиатуре. | 1 |
6 | Программы и файлы | 1 |
| Знакомство и работа в графическом редакторе Paint | 16 |
7/1 | Компьютерная графика. Форматы графических файлов | 1 |
8/2 | Знакомство с инструментами графического редактора | 1 |
9/3 | Фрагмент рисунка. Выделение и перемещение фрагмента рисунка. | 1 |
10/4 | Сборка рисунка из деталей. | 1 |
11/5 | Действия с фрагментами рисунка. Создание рисунка «Открытка для мамы». | 1 |
12/6 | Учимся сохранять и открывать созданный рисунок. Создание рисунка «Моя родина - Россия». | 1 |
13/7 | Построения с помощью клавиши Shift. Создание рисунка «Кубик». | 1 |
14/8 | Создание рисунка «Узор из кругов» | |
15/9 | Инструмент «Масштаб». Создание рисунка из пикселей «Акула». | 1 |
16/10 | Инструмент «Текст». Создание рисунка «Новогодняя елочка». | 1 |
17/11 | Создание рисунка «Открытка на праздник» | |
18/12 | Повторяющиеся элементы вокруг нас. Создание рисунка «Ветка рябины». | 1 |
19/13 | Создание рисунка «Ветка рябины». | |
20/14 | Создание рисунка «Экзотическая бабочка» | |
21/15 | Создание рисунка «Экзотическая бабочка» | |
22/16 | Индивидуальный проект | |
| Знакомство и работа с текстовым процессором WORD | 13 |
23/1 | Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста. | 1 |
24/2 | Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов. | 1 |
25/3 | Оформление текста: выделение текста цветом | 1 |
26/4 | Выравнивание текста, использование отступа, межстрочный интервал. Нумерация и маркеры | 1 |
27/5 | Изменение формата нумерации и маркировки | 1 |
28/6 | Вставка специальных символов, даты и времени | 1 |
29/7 | Работа с колонками: оформление газетных колонок | 1 |
30/8 | Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста | 1 |
31/9 | Изменение структуры таблицы: добавление и удаление строк и столбцов, изменение ширины столбцов и ячеек, объединение и разбивка ячеек | 1 |
32/10 | Форматирование таблиц: добавление границ и заливки. Используем элементы рисования: вставка картинок, рисунков | 1 |
33/11 | Используем элементы рисования: объект WordArt. | 1 |
34/12 | Создание рисунков с помощью панели рисования | 1 |
35/13 | Индивидуальный проект | 1 |