СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу «Юный информатик»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу «Юный информатик» в рамках внеурочной деятельности по предмету  «Информатика и ИКТ»  разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Тубольская ООШ» с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует учебному плану, плану внеурочной деятельности, календарному учебному графику и расписанию занятий внеурочной деятельности учреждения на 2018- 2019 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу «Юный информатик»»

Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу «Юный информатик» в рамках внеурочной деятельности по предмету «Информатика и ИКТ» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Тубольская ООШ» с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует учебному плану, плану внеурочной деятельности, календарному учебному графику и расписанию занятий внеурочной деятельности учреждения на 2018- 2019 учебный год.

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный информатик» для 5 класса разработана на основе:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;

  3. Приказ Минобрнауки от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».

  4. Авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 год, которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО)

  5. Учебно – методического комплекта:

  • Учебника: Босова Л.Л. Информатика : учебник для 5 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  • Рабочей тетради для 5 класса/Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

Программа обеспечена учебно-методическими пособиями, экранно-звуковыми, электронными (цифровыми) образовательными и интернет - ресурсами в соответствии с перечнем учебников и учебных пособий на 2018-2019 учебный год для реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Тубольская ООШ».

Согласно базисному учебному плану, ФГОС изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 7 – 9 классах, но за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в 5 классах в рамках курса по выбору. Поэтому, данная рабочая программа внеурочной деятельности «Юный информатик» предназначена для учащихся V классов. Программа состоит из 4-х разделов.

  • Как устроен компьютер

  • Компьютерная графика

  • Текстовый редактор

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5-6 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Программа рассчитана на 35 часов, предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1час в неделю.

Программа «Юный информатик» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению развития личности.

Внеурочная деятельность в 5 классе по курсу «Юный информатик» нацелена на:

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их образного, алгоритмического и логического мышления;

  • воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • включить обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность;

  • выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

  • развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.






ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Освоения курса внеурочной деятельности «Юный информатик» в 5 классе

Личностные образовательные результаты:

  1. широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

  2. готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  3. интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  4. основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;

  5. способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  6. готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

  7. способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  8. развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  9. способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты:

  1. уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  2. владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,

  3. владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  4. владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  5. широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;

  6. владение базовыми навыками исследовательской деятельности, выполнения творческих проектов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

  7. владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные образовательные результаты

в сфере познавательной деятельности:

  1. освоение основных понятий и методов информатики;

  2. выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в различных системах;

  3. выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы);

  4. преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;

  5. решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  1. понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;

  2. следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;

  3. авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;

в сфере коммуникативной деятельности:

  1. получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

  2. овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ;

  3. соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.

в сфере трудовой деятельности:

  1. рациональное использование распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса, усовершенствование навыков полученных в начальной школе;

  2. выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;

  3. использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе;

  4. создание и редактирование рисунков, чертежей, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе;

  5. приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера.

в сфере эстетической деятельности:

  1. знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;

  2. приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных).

в сфере охраны здоровья:

  1. понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;

  2. соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.

По окончании курса «Юный информатик» учащийся 5 класса сможет:

  1. углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  2. работать в графическом редакторе: создавать и редактировать графические изображения, создавать открытки, коллажи и т.п.

  3. работать в текстовом редакторе: вводить, редактировать, форматировать и сохранять текстовый документ, оформлять текст в виде колонок, списков, устанавливать колонтитулы, создавать и редактировать таблицы.
































Содержание курса «Юный информатик» в 5 классе


I. Как устроен компьютер (6 часов)


Информация. Информатика. Компьютер. Как устроен компьютер. Ввод информации в память компьютера. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы


Практическая работа №1 «Знакомство с клавиатурным тренажером в режиме ввода букв, слогов, слов»

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • понятие информация, информатика;

  • устройство компьютера;

  • основные группы клавиш на клавиатуре.

Уметь:

  • работать с клавиатурным тренажеров в режиме ввода букв, слогов, слов;

II. Знакомство и работа в графическом редакторе Paint (16 часов).

Роль компьютерной графики в жизни современного человека. Растровая графика. Форматы графических файлов. Интерфейс и основные возможности растрового графического редактора Paint. Создание, редактирование и сохранение растровых изображений.

Практические работы:

  • Практическая работа № 1 «Интерфейс графического редактора Paint. Форматы графических файлов».

  • Практическая работа № 2 «Инструменты графического редактора Paint».

  • Практическая работа № 3 «Сборка рисунка из деталей».

  • Практическая работа № 4 «Создание рисунка "Открытка на праздник"».

  • Практическая работа № 5 «Построение изображений с помощью Shift».

  • Практическая работа № 6 «Создание рисунка "Кубик"».

  • Практическая работа № 7 «Создание рисунка "Узор из кружков"».

  • Практическая работа № 8 «Создание рисунка из пикселей "Акула"».

  • Практическая работа № 9 «Создание рисунка "Новогодняя ёлочка"»

  • Практическая работа № 10 «Создание рисунка "Ветка рябины"».

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • назначение растровой графики;

  • форматы графических файлов;

  • основные возможности и инструменты графического редактора Kolour Paint.

Уметь:

  • сохранять графическое изображение в различных форматах;

  • создавать и редактировать изображения в растровом графическом редакторе Kolour Paint;

III. Знакомство и работа с текстовым процессором WORD (13 часов)

Создание документов в текстовых редакторах. Ввод, редактирование и сохранение текстового документа. Форматирование текстового документа. Форматирование символов, абзацев, создание списков, колонтитулов, колонок. Работа с таблицами в текстовом редакторе. Работа с встроенными графическими примитивами в текстовом редакторе.

Практические работы:

  • Практическая работа № 1 «Интерфейс текстового редактора WORD».

  • Практическая работа № 2 «Ввод и редактирование текста».

  • Практическая работа № 3 «Форматирование текста: атрибуты шрифта».

  • Практическая работа № 4 «Форматирование текста: заливка».

  • Практическая работа № 5 «Форматирование текста: атрибуты абзаца»

  • Практическая работа № 6 «Создание, редактирование и форматирование списков».

  • Практическая работа № 7 «Форматирование страницы: заливка, подложка, обрамление».

  • Практическая работа № 8 «Колонтитулы, вставка специальных символов»

  • Практическая работа № 9 «Колонки»

  • Практическая работа № 10 «Создание таблиц».

  • Практическая работа № 11 «Редактирование таблиц»

  • Практическая работа № 12 «Форматирование таблиц».

  • Практическая работа № 13 «Работа со встроенными графическими примитивами»

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • понятие текстового редактора, виды редакторов

  • принципы создания и редактирования текстовых документов

  • способы форматирования текстовых документов: шрифта, абзаца, страницы

  • принципы создания, редактирования и форматирования таблиц

Уметь:

  • создавать, редактировать и сохранять текстовые документы

  • форматировать текстовые документы и их составляющие: шрифт, абзац

  • оформлять документы особыми способами: колонтитулы, списки, колонки

  • создавать, редактировать и форматировать таблицы

  • создавать изображения в текстовом редакторе с помощью встроенных графических примитивов






































Тематическое планирование курса «Юный информатик» в 5 классе (35 часов)

п/п

Тема урока

Количество часов


Как устроен компьютер

6

1

Введение. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация. Информатика.

1

2

Информация. Информатика. Компьютер.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

1

3

Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

1

4

Ввод информации в память компьютера. Группы клавиш.

1

5

Основная позиция пальцев на клавиатуре.

1

6

Программы и файлы

1


Знакомство и работа в графическом редакторе Paint

16

7/1

Компьютерная графика. Форматы графических файлов

1

8/2

Знакомство с инструментами графического редактора

1

9/3

Фрагмент рисунка. Выделение и перемещение фрагмента рисунка.

1

10/4

Сборка рисунка из деталей.

1

11/5

Действия с фрагментами рисунка. Создание рисунка «Открытка для мамы».

1

12/6

Учимся сохранять и открывать созданный рисунок. Создание рисунка «Моя родина - Россия».

1

13/7

Построения с помощью клавиши Shift. Создание рисунка «Кубик».

1

14/8

Создание рисунка «Узор из кругов»


15/9

Инструмент «Масштаб». Создание рисунка из пикселей «Акула».

1

16/10

Инструмент «Текст». Создание рисунка «Новогодняя елочка».

1

17/11

Создание рисунка «Открытка на праздник»


18/12

Повторяющиеся элементы вокруг нас. Создание рисунка «Ветка рябины».

1

19/13

Создание рисунка «Ветка рябины».


20/14

Создание рисунка «Экзотическая бабочка»


21/15

Создание рисунка «Экзотическая бабочка»


22/16

Индивидуальный проект



Знакомство и работа с текстовым процессором WORD

13

23/1

Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста.

1

24/2

Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов.

1

25/3

Оформление текста: выделение текста цветом

1

26/4

Выравнивание текста, использование отступа, межстрочный интервал. Нумерация и маркеры

1

27/5

Изменение формата нумерации и маркировки

1

28/6

Вставка специальных символов, даты и времени

1

29/7

Работа с колонками: оформление газетных колонок

1

30/8

Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста

1

31/9

Изменение структуры таблицы: добавление и удаление строк и столбцов, изменение ширины столбцов и ячеек, объединение и разбивка ячеек

1

32/10

Форматирование таблиц: добавление границ и заливки. Используем элементы рисования: вставка картинок, рисунков

1

33/11

Используем элементы рисования: объект WordArt.

1

34/12

Создание рисунков с помощью панели рисования

1

35/13

Индивидуальный проект

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!