Рабочая программа по информатике «Юный информатик» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС OOO) на основе авторской программы курса информатики для 5 классов Л.Л.Босовой, которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности.
Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития.
Необходимость разработки данной программы обусловлена потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново.
Дополнительное образование по информатике «Юный информатик» основной школы является частью организационного продолжения курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Формирование информационной компетенции и культуры обучающегося, формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки, хранении и передачи информации.
Рабочая программа по информатике «Юный информатик» рассчитана для 5 класса, сроком на 1 год. Всего 35 ч.(34 часа + 1 час резервный), по одному часу в неделю внеаудиторного времени.
Для развития устойчивого интереса к учебному процессу в дополнительном образовании по информатике «Юный информатик» используется учебник Босовой Л.Л. – (Информатика 5 класс. М.: Бином. Лаборатория знаний)., а также используются презентации, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
На практических занятиях по информатике и ИКТ используются здоровьесберегающие технологии – корригирующая гимнастика для глаз. (В.Ф. Репин, В.И. Павлов, Г.М. Чеботаревская «Компьютер и глаза. Корригирующая гимнастика для глаз», методическое пособие, Саратов, 2007).
Образовательные результаты формируются в деятельностной форме с использованием следующих методов:
Сформулированная цель реализуется через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам дополнительного общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя личностные, предметные, метапредметные результаты.
Календарно-тематическое планирование |
№ урока п/п | Тема урока | Содержание | Форма занятия | Планируемые результаты | Дата проведения занятий |
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные |
1 | Введение. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация. Информатика. | ТБ и организация рабочего места. | Вводная беседа | Научатся: Соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ; Соблюдать требования к организации рабочего места и правила поведения в кабинете информатики. | Познавательные - быть внимательным, уметь находить частное и общее, сопоставлять, строить рассуждения, анализировать и делать выводы. Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике | Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями. Осознание важности учёбы и познания нового, бережного отношения к себе и окружающим людям. | |
2 | Информация. Информатика. Компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | Информация. Компьютер. Информатика. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | Иллюстрация. Демонстрация презентации, беседа, практическая работа. | Научатся: Понимать, что такое информация, информатика; Приводить примеры информации и информационных процессов; Набирать слова, используя клавиатуру. | Коммуникативные – уметь слушать и вступать в диалог. Способность участвовать в речевом общении. | Осознание важности учёбы и познания нового, важности бережного отношения к здоровью человека и к природе. | |
3 | Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | Основные элементы компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь). Периферийные устройства компьютера. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | Иллюстрация плаката, беседа, практическая работа. | Научатся: Набирать слова, используя клавиатуру; Познакомятся с основными элементами компьютера и их назначениями | Познавательные - быть внимательным, извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами. Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения. Регулятивные – Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления | Осознание важности учёбы и познания нового | |
4 | Ввод информации в память компьютера. Группы клавиш. | Информация, ее виды. Способы введения информации в память компьютера. Клавиатура, группы клавиш. | Объяснение, практическая работа. | Научатся: Представлять способы ввода информации в память компьютера. Познакомятся с группой клавиш на клавиатуре, их назначениями. | Регулятивные – Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. | Осознание и ответственное отношения к собственным поступкам при работе с информацией. | |
5 | Основная позиция пальцев на клавиатуре | Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре). | Объяснение, беседа, практическая работа. | Научатся: Использовать принципы десятипальцевого набора текста. Набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру. | Регулятивные – Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления | Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями. | |
6 | Программы и файлы | Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. | Демонстрация презентации, беседа, практическая работа. | Научатся: Понимать о программах и файлах; графическом интерфейсе. Определять тип файлов по пиктограмме и расширению. Набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру | Познавательные – быть внимательным, извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами. Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения. Регулятивные – Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. | Осознание ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | |
7 | Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. | Рабочий стол. Управление мышью. Практическая работа «Озорной курсор» | Объяснение, беседа, практическая работа. | Научатся: Работать с элементы рабочего стола. Перемещать объекты, оперировать с окнами (открыть, закрыть, свернуть, восстановить, изменить размер, переместить) | |
8 | Главное меню. Запуск программ. | Главное меню. Запуск программ. Практическая работа « Запускаем программы». | Объяснение, беседа, практическая работа. | Научатся: Представлять структуру главного меню. Запускать и закрывать программы и приложения | Готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия. | |
9 | Что можно выбрать в компьютерном меню | Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа «Придумай свое меню». | Объяснение, беседа, практическая работа. | Научатся: Управлять компьютером с помощью меню. Выполнять основные управляющие операции | Готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия. | |
10 | Действия с информацией Хранение информации | Информация. Действия с информацией. Хранение информации. Проект «Способы хранение информации в древности и в наши дни» | Демонстрация презентации, беседа, практическая работа. | Научатся: Выполнять основные действия оперирования с информацией | Познавательные – быть внимательным, уметь находить частное и общее, сопоставлять, строить рассуждения, анализировать и делать выводы. Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения, освоение групповой работы. Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике. Познавательные – поиск информации в индивидуальных, информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения. Выражать творческое отношение к выполнению задания. Коммуникативные – обсуждать и анализировать работы свои и одноклассников с позиций творческих задач определенной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, формировать собственную позицию. Регулятивные – соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | Осмысление важности учёбы и познания нового. Формирование ответственного отношения к собственным поступкам при работе с информацией. | |
11 | Носители информации | Носители информации Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. Проект «Необычные носители информации» | Демонстрация презентации, беседа, практическая работа. | Научатся: Понимать основные виды носителей информации. Сохранять информацию в виде файла или папки на различные носители информации. Наблюдать слова, используя клавиатуру | |
12 | Передача информации. | Передача информации. Выполнение интерактивных заданий. | Демонстрация презентации, беседа, практическая работа. | Научатся: Использовать схему передачи информации. Представлять канал связи между получателем и передающим информацию. Набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру | |
13 | В мире кодов | Кодирование и декодирование информации. Составление ребусов. | Демонстрация презентации, беседа, практическая работа. | Научатся: Представлять процессы кодирования и декодирования информации. Кодировать информацию, используя таблицу кодов. | Готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия. | |
14 | Способы кодирования информации | Формы представления информации, кодирование информации. Викторина «Мастер кодов». | Беседа, работа с карточками, презентация, викторина. | Научатся: Использовать формы представления информации. Кодировать с помощью рисунков и значков, кодировать с помощью чисел, Кодировать с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; | |
15 | Метод координат | Метод координат. Знакомство с программой «Координатная плоскость». | Объяснение, работа с карточками, практическая работа. | Научатся: Читать информацию, представленную на координатной плоскости | Готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия. | |
16 | Текстовая информация | Текст как форма представления информации. | Объяснение, беседа, практическая работа. | Будут иметь: представление о табличной форме представления информации. | Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности Готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия. | |
17 | Таблицы. Игра «Морской бой» | Табличная форма представления информации. | Объяснение беседа, практическая работа. | Научатся: Представлять в табличной форме информацию. Осваивать основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец). Представлять информацию в табличном виде | |
18 | Наглядные формы представления информации. | Наглядные формы представления информации. | Демонстрация презентации, беседа, практическая работа. | Научатся: Понимать о наглядных формах представления информации. информацию в виде графика, диаграммы, схемы. | |
19 | Обработка информации. Практическая работа «Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор» | Обработка информации. Практическая работа «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор». | Демонстрация презентации, беседа, практическая работа. | Научатся: Обрабатывать информацию. Выполнять арифметические действия с целыми и дробными числами с помощью обычного калькулятора | |
20 | Компьютер – основной инструмент подготовки текстов. Текстовый редактор. | Обработка текстовой информации. Ввод текста. Проект «Роботы в нашей жизни» | Демонстрация презентации, беседа, практическая работа. | Научатся: Осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе. | Познавательные - быть внимательным, осуществлять анализ выполненных действий. Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения. Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с информацией; | |
21 | Этапы подготовки документа на компьютере. | Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами. Проект «Роботы в нашей жизни» | Демонстрация презентации, беседа, практическая работа. | Научатся: Редактировать текст (удаление символов, исправление ошибок, вставка символов) | |
22 | Изменение формы представления информации. Систематизация информации. | Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Составление схем по заданным темам. | Демонстрация презентации, беседа, практическая работа. | Научатся: Систематизировать информацию в виде плана, схемы, таблицы | Формирование ответственного отношения к собственным поступкам при работе с информацией. | |
23 | Изменение формы представления информации. Поиск информации | Форматирование – изменение формы представления информации. | Беседа, практическая работа. | Научатся: Изменять форму представления информации. Искать информацию в разных источниках | Познавательные - быть внимательным, осуществлять анализ выполненных действий. Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения. Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике | | |
24 | Изменение формы представления информации. Кодирование как изменение формы представления информации | Кодирование как изменение формы представления информации. | Объяснение, беседа, практическая работа. | Научатся: Изменять форму представления информации. Искать информацию в разных источниках | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | |
25 | Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Устройства ввода графической информации. | Компьютерная графика. Инструменты рисования в графическом редакторе. Практическая работа «Рисуем вместе с Paint» | Объяснение, беседа, практическая работа. | Научатся: Выбирать инструменты рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта | Познавательные - быть внимательным, осуществлять анализ выполненных действий. Активно включаться в процесс выполнения заданий. Выражать творческое отношение к выполнению заданий. Коммуникативные – уметь слушать и вступать в диалог. Регулятивные – умение принимать и сохранять учебную задачу, учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Адекватно воспринимать оценку учителя. | Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с информацией. | |
26 | Обработка графической информации. | Обработка графической информации. Практическая работа «Рисуем вместе с Paint» | Объяснение, беседа, практическая работа. | Научаться: Обрабатывать графическую информацию | |
27 | Обработка текстовой и графической информации. | Практическая работа «Нарисовать картину – быстро и легко» | Объяснение, беседа, практическая работа. | Научатся: Совмещать текстовую с графической информацией | Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | |
28 | Преобразование информации по заданным правилам. | Преобразование информации по заданным правилам. | Объяснение, беседа, практическая работа. | Научатся: Выполнять арифметические действия, используя Калькулятор и зная порядок действий. | Познавательные - быть внимательным, осуществлять анализ выполненных действий. Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения. Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике | | |
29 | Преобразование информации путем рассуждений. | Преобразование информации путем рассуждений. Игра «Не бойся рассуждать» | Объяснение, беседа, игра, практическая работа. | Научатся: структурировать текстовый документ, выделяя абзацы и разделы; составлять план и оформлять заголовки разделов | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | |
30 | Разработка плана действий и его запись. | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Черный ящик» | Объяснение, беседа, игра, практическая работа. | Научатся: Выделять операции в действии; составлять линейные алгоритмы, определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов | |
31 | Разработка плана действий и его запись. | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа» | Объяснение, беседа, практическая работа. | Научатся: Выполнять алгоритмы, записанные в текстовой форме и в виде блок-схем. Определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов | Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | |
32 | Создание движущихся изображений. | Проект «Мой мультфильм» | Демонстрация презентации, иллюстрация, объяснение, беседа, практическая работа. | Научатся: Создавать анимацию в среде PowerPoint | Познавательные - быть внимательным, осуществлять анализ выполненных действий. Активно включаться в процесс выполнения заданий. Коммуникативные – уметь слушать и вступать в диалог. Способность участвовать в речевом общении. Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике. | Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | |
33 | Проект «Мой мультфильм» | Инструменты рисования в графическом редакторе. Проект «Мой мультфильм». | Иллюстрация, практическая работа | Научатся: Выбирать инструменты рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта | Познавательные - быть внимательным, осуществлять анализ выполненных действий. Активно включаться в процесс выполнения заданий. Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи. | Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | |
34 | Игра «Самый умный информатик» | Игра «Самый умный информатик» | Игра | | | | |
35 | Резерв | | | | | | |