Рабочая программа
по курсу
«Математика вокруг нас»
3 класс
Автор программы: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Северюхина Л.В. |
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Объём и срок освоения программы «Математика вокруг нас» рассчитан на 1 год обучения, 34 часов (2 раз в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «Математика вокруг нас»
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
1) учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, решения задач;
2) внутренняя мотивация к обучению, основанная на переживании положительных эмоций при решении нестандартной задачи, проявлении воли и целеустремлённости к достижению результата.
У обучающихся продолжится формирование:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
Метапредметные результаты:
Регулятивные. Обучающиеся научатся:
1) принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
2) преобразовывать практическую задачу в познавательную;
3) планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
4) осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Обучающиеся получат возможность научиться:
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные. Обучающиеся научатся:
1) учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
2) аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
3) проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
4) с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
5) задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
Обучающиеся получат возможность научиться:
1) осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
2) аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Познавательные. Обучающиеся научатся:
1) использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
2) ориентироваться на разнообразие способов решения задач, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
3) осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
4) строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Обучающиеся получат возможность научиться:
1) произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач;
2) осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Предметные результаты. Обучающиеся научатся:
1) иметь представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел;
2) устанавливать закономерность и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
3) группировать и классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
4) использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
5) находить разные способы решения задачи;
6) распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, приводить пример, иллюстрирующий истинное утверждение, и конкретный пример, опровергающий ложное утверждение.
Обучающиеся получат возможность научиться:
1) проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др. );
2) структурировать информацию, работать с таблицами, схемами и диаграммами, извлекать из них необходимые данные, заполнять готовые формы, представлять, анализировать и интерпретировать данные, делать выводы из структурированной информации;
3) планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Математика вокруг нас»
Таинственная математика. Из глубины веков. Происхождение и развитие письменной нумерации. Цифры разных народов.
Занимательные задачи и шутки. Раскрытие “магии” чисел.
Китайские головоломки (танграмы). Построение танграма. Построение животных из танграма( заяц, лиса, кот). Построение из танграма предметов мебели.
Занимательная математика. Заполнение математических квадратов, треугольников, кругов.
Решение задач и составление обратных задач. Придумывание по аналогии.
Любопытные свойства чисел. Решение математических выражений.
Деньги в задачах. Решение задач с величинами - цена, количество, стоимость.
Возраст в задачах. Учиться решать задачи на нахождение возраста.
Рациональные вычисления. Развитие математической зоркости.
В мире ребусов и шарад. Разгадывание математических ребусов и шарад.
Задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника и квадрата.
«Молниеносные» способы умножения и деления. Устные приемы вычислений.
Таблица на пальцах (кроссворды, ребусы, загадки).
Задачи с лишними или недостающими данными.
Математическая головоломка. Решение затруднительных задач, ребусов, задачи с перекладыванием палочек.
Геометрические задачи. Построение геометрических фигур, нахождение площади фигуры разными способами.
Сложение и вычитание со звёздочками. Решение выражений.
Умножение и деление со звёздочками. Решение выражений.
“Считай, смекай, отгадывай”. Развитие логического мышления. Раскрытие “магии” чисел.
Угадывание чисел. Как найти задуманное число? Как отгадать два числа? Как найти цифру?
С помощью линейки, циркуля и ножниц. Построение шестиугольника, из прямоугольника - треугольник.
Любопытные свойства чисел. Умножение на пальцах. Умножение на 11.
Числа - великаны. Знакомство с числами - великанами. Действия с многозначными числами.
Действия с дробями. Решение задач с дробями.
Нестандартная таблица умножения. Учиться работать с нестандартной таблицей.
Окружность. Диаметр. Радиус. Умения пользоваться циркулем.
Геометрические фигуры и развёртки. Конструирование.
Занимательная математика. Задачи логического характера.
Задачи с многовариантными решениями. Рассмотрение нескольких способов решения задачи.
Нестандартные задачи. Решение задач из международного конкурса “Кенгуру”.
Задачи - шутки, задачи – загадки. Развитие логического мышления.
Итоговое занятие. «Математика в жизни».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
План | Факт |
| Таинственная математика. Из глубины веков. Происхождение и развитие письменной нумерации. Цифры разных народов. | 1 | | |
| Занимательные задачи и шутки. Раскрытие “магии” чисел. | 1 | | |
| Китайские головоломки (танграмы). Построение танграма. Построение животных из танграма( заяц, лиса, кот). | 1 | | |
| Китайские головоломки (танграмы). Построение танграма. Построение из танграма предметов мебели. | 1 | | |
| Занимательная математика. Заполнение математических квадратов, треугольников, кругов. | 1 | | |
| Решение задач и составление обратных задач. Придумывание по аналогии. | 1 | | |
| Любопытные свойства чисел. Решение математических выражений. | 1 | | |
| Деньги в задачах. Решение задач с величинами - цена, количество, стоимость. | 1 | | |
| Возраст в задачах. Учиться решать задачи на нахождение возраста. | 1 | | |
| Рациональные вычисления. Развитие математической зоркости. | 1 | | |
| В мире ребусов и шарад. Разгадывание математических ребусов и шарад. | 1 | | |
| Задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника и квадрата. | 1 | | |
| Задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника и квадрата. | 1 | | |
| «Молниеносные» способы умножения и деления. Устные приемы вычислений | 1 | | |
| Таблица на пальцах (кроссворды, ребусы, загадки). | 1 | | |
| Задачи с лишними или недостающими данными. | 1 | | |
| Математическая головоломка. Решение затруднительных задач, ребусов, задачи с перекладыванием палочек. | 1 | | |
| Геометрические задачи. Построение геометрических фигур, нахождение площади фигуры разными способами. | 1 | | |
| Сложение и вычитание со звёздочками. Решение выражений. | 1 | | |
| Умножение и деление со звёздочками. Решение выражений. | 1 | | |
| “Считай, смекай, отгадывай”. Развитие логического мышления. Раскрытие “магии” чисел. | 1 | | |
| Угадывание чисел. Как найти задуманное число? Как отгадать два числа? Как найти цифру? | 1 | | |
| С помощью линейки, циркуля и ножниц. Построение шестиугольника, из прямоугольника - треугольник. | 1 | | |
| Любопытные свойства чисел. Умножение на пальцах. Умножение на 11. | 1 | | |
| Числа - великаны. Знакомство с числами - великанами. Действия с многозначными числами. | 1 | | |
| Действия с дробями. Решение задач с дробями. | 1 | | |
| Нестандартная таблица умножения. Учиться работать с нестандартной таблицей. | 1 | | |
| Окружность. Диаметр. Радиус. Умения пользоваться циркулем. | 1 | | |
| Геометрические фигуры и развёртки. Конструирование. | 1 | | |
| Занимательная математика. Задачи логического характера. | 1 | | |
| Задачи с многовариантными решениями. Рассмотрение нескольких способов решения задачи. | 1 | | |
| Нестандартные задачи. Решение задач из международного конкурса “Кенгуру”. | 1 | | |
| Задачи - шутки, задачи – загадки. Развитие логического мышления. | 1 | | |
| Итоговое занятие. «Математика в жизни». | 1 | | |