СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу «Окружающий социальный мир» 2 класс, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (2 вариант) (индивидуальное обучение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета «Окружающий  социальный мир», которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Актуальность предмета заключена в том, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу «Окружающий социальный мир» 2 класс, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (2 вариант) (индивидуальное обучение)»

Муниципальная казённая образовательная организация

«Антроповская средняя школа»

Антроповского муниципального района Костромской области



«Утверждаю» директор МКОО АСШ

_________________ (Т.А. Касаткина)

_________ 2019 г.











Рабочая программа по курсу «Окружающий социальный мир» 2 класс, обучающихся по адаптированной образовательной программе

для детей с умственной отсталостью (2 вариант)

(индивидуальное обучение)





Составил педагог-психолог: Рассохина К.Ю.



















Антропово 2019

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» предназначена для обучения учащихся 2 класса, составлена на основе АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с учетом следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – (далее – Стандарт) от 19.12.2014;

  • Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) МКОО АСШ п. Антропово;


Цель учебного предмета «Окружающий социальный мир» - формирование коммуникативных навыков для социализации детей в общество, формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.


Задачи учебного предмета «Окружающий социальный мир»:

- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними);

- дать представления о школе, о расположенных в ней и рядом объектах (мебель, оборудование, игровая площадка);

  • развивать умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности;

  • дать представления о профессиях людей (учитель, повар, врач, водитель ит.д.);

  • дать представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальной роли;

  • учить соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;

  • учить оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать;

  • учить взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности;

  • учить организовывать свободное время с учетом своих интересов;

  • воспитывать интерес к праздничным мероприятиям, желание принимать в них участие;

  • учить соблюдать традиции государственных, школьных праздников;

  • дать представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства;

  • дать представление о государственной символике;

  • дать представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

  • развивать внимание, память, речь, мышление;

  • корректировать недостатки эмоционально – волевой сферы;

  • развивать мелкую моторику пальцев рук;

  • корректировать и проводить работу по профилактике негативных черт поведения.


Общая характеристика курса


Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета «Окружающий социальный мир», которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Актуальность предмета заключена в том, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства.

Адекватные представления об окружающем мире способствуют эффективной социализации детей с задержкой интеллектуального развития. Любой живой организм существует в определённой среде. Он не может существовать вне среды, поскольку вынужден постоянно получать из внешней среды необходимые для жизни компоненты. Полная изоляция живого организма от внешней среды равносильна его гибели. Поэтому живой организм, стремясь к достижению внутреннего равновесия, должен одновременно приспосабливаться к условиям среды, в которой он находится. Именно это явление и определяет содержание понятия «адаптация». Точно так же и человек не может жить, не соприкасаясь со средой, но его главным отличием по сравнению с другими представителями животного мира является то, что он не может существовать, не соприкасаясь не только с физической, но и с социальной средой, поскольку человеческие качества и свойства конкретный индивид приобретает, только находясь в социуме.

В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.


Содержание программы


Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; содержание предмета «Окружающий социальный мир»; тематическое (поурочное) планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Школа», «Транспорт», «Предметы быта», «Город», «Традиции и обычаи», «Страна».

Квартира, дом, двор.

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком.

Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые.

Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник.

Школа.

Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях школы, на школьной территории, в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин ит.д.).

Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня.

Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения. Соблюдение очередности. Следование правилам игры. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.

Предметы быта.

Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа).Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды.

Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера.

Продукты питания.

Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком.

Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов.

Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш).

Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки).

Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад).

Город.

Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал, службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный, драматический и др.), жилой дом.

Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон).

Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар).Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор).Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице.

Транспорт.

Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта.

Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения воздушного транспорта.

Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.)

Традиции, обычаи.

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год,23 февраля , 8 марта, Масленица).Знание школьных традиций.

Страна.

Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн).



Описание места учебного предмета, курса в учебном плане: в Федеральном компоненте государственного стандарта изобразительная деятельность обозначена как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели.






Ожидаемые результаты освоения программы


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.


Личностные: (индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки):

  1. сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  2. овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

  3. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  4. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

  6. сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  7. проявление готовности к самостоятельной жизни.


Предметные:

- знать функциональное назначение помещений квартиры;

- знать правила учебного поведения;

- знать назначение предметов посуды;

- знать свойства бумаги, дерева;

- знать назначение наземного транспорта;

- знать названия профессий людей;

- знать правила поведения в общественном транспорте;

- знать назначение специального транспорта;

- знать профессии людей, работающих на специальном транспорте;

- знать место посадки и высадки из автобуса;

- знать традиции и атрибуты праздников;

- знать школьные традиции;

- знать название государства, в котором мы живем, государственной символики.

- уметь узнавать (различать) предметы и виды мебели;

- уметь узнавать (различать) предметы посуды;

- уметь узнавать (различать) напитки по внешнему виду, на вкус, мясные продукты, мучные изделия, кондитерские изделия;

- уметь узнавать свойства бумаги;

- уметь узнавать предметы, изготовленные из бумаги ;

- уметь узнавать (различать) инструменты, с помощью которых работают с бумагой;

- уметь узнавать предметы, изготовленные из дерева;

- уметь узнавать (различать) инструменты, с помощью которых обрабатывают дерево;

- уметь узнавать (различать) назначения зданий: вокзал, магазин, театр, жилой дом;

- уметь узнавать (различать) профессии согласно тематике;

- уметь узнавать (различать) части территории улицы;

- уметь узнавать (различать) технические средства организации дорожного движения;

- уметь соблюдать правила перехода улицы и поведения на улице;

- уметь узнавать (различать) наземный транспорт;

- уметь соотносить деятельности с профессией;

- уметь узнавать (различать) общественный и специальный транспорт;

- уметь пользоваться общественным транспортом;

- уметь узнавать государственную символику.



Тематическое поурочное планирование 2 класс

(2 вариант)


п/п

Тема урока

Количество часов

1

Дом. Части дома.

1

2

Типы домов: одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный).

Типы домов: городской (сельский, дачный) дом

1

3

Места общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Правила поведения в местах общего пользования.

1

4

Правила пользования лифтом. Соблюдение правил безопасности при пользовании лифтом.

1

5

Помещения квартиры и их функциональное назначение.

1

6

Домашний адрес. Сообщение и узнавание своего домашнего адреса.

1

7

Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые.

1

8

Посуда. Предметы посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник.

1

9

Класс. Зоны класса. Школьные принадлежности для работы в классе.

1

10

Школа. Помещения школы, школьная территория. Экскурсия.

1

11

Нормы и правила поведения в школе. Профессии людей, работающих в школе.

1

12

Мебель. Предметы мебели и их назначение.

1

13

Посуда. Предметы посуды и их назначение.

1

14

Виды напитков. Упаковки с напитком.

1

15

Виды мясных продуктов.

1

16

Молоко и молочные продукты.

1

17

Мука и мучные изделия. Кондитерские изделия.

1

18

Традиции и атрибуты праздников: Новый Год.

1

19

Городские здания: вокзал, магазин, театр, жилой дом.

1

20

Профессии (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон).

1

21

Части улицы (проезжая часть, тротуар). Технические средства организации дорожного движения, разметка.

1

22

Правила перехода улицы, поведения на улице.

Экскурсия.

1

23-24

Школьные традиции и праздники.

Традиции и атрибуты праздников:23 февраля, 8 марта

2

25

Традиции и атрибуты праздников: Масленица.

1

26

Виды и назначение наземного транспорта.

1

27

Профессии людей, работающих на транспорте.

1

28

Виды и назначение воздушного транспорта.

1

29

Виды общественного транспорта. Правила поведения и пользования общественным транспортом.

1

30

Специальный транспорт. Виды специального транспорта.

1

31-32

Профессии людей, работающих на специальном транспорте.

2

33

Посадка и высадка из автобуса. Экскурсия.

1

34

Государственная символика: герб, флаг, гимн.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!