СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу ОРКСЭ»




Приложение к ООП НОО (ФГОС НОО)

МКОУ «СОШ №12 г. Нижнеудинск»





Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Нижнеудинск»







Рабочая программа учебного предмета

Основы религиозных культур и светской этики

предмет

Срок реализации 1 год







Составители программы:

Бельская А.И., Сафонова Т.А.,

учителя начальных классов

МКОУ «СОШ №12 г. Нижнеудинск»










2020 г.







Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» разработана на основе требований к планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МКОУ « СОШ №12г. Нижнеудинск». Программа составлена на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» А.И.Шемшуриной.

Место учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в учебном плане – обязательная часть

Уровень подготовки обучающихся - базовый

Уроки по предмету ОРКСЭ – безотметочные. Формализованные требования (баллы, отметки) по оценке успеваемости по результатам освоения предмета не предусматриваются. По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся. Для оперативного контроля знаний и умений по предмету ОРКСЭ используются систематизированные упражнения, фронтальные опросы, тестовые задания различных видов и проекты



Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:


4 класс

Количество учебных недель

34

Количество часов в неделю

1

Количество часов в год

34


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

 -различать общие этические понятия на разных языках России;

- определять общепризнанные ценности, идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны;

- отличать понятия: культура, мораль, нравственность, этика, долг и совесть: профессиональный долг, моральный долг;

-понимать:

- «Золотое правило нравственности»;

- ценные качества человеческой души;

- ценности рода и семьи;

- светские правила;

- как появилась семья;

- семейные традиции;

- правила поведения в школе;

- права и обязанности школьника;

- правила дружбы;

- понятие: этикет;

- сокровища нравственности;

- роли в семье;

- различать понятия: рабочий, деловой человек, предприниматель, интеллигент, толерантность;

- различать понятия: Отечество, Родина, любовь к Родине, патриотизм, традиция, народ, многонациональный народ, соотечественник.


-определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);

- излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;

- устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;

- строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

- делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;

- строить отношения между людьми в школе;

- жить по законам чести;

- держать слово;

- иметь силу воли;

- строить отношения в семье;

- договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;

- жить в мире друг с другом, сохранив национальные традиции каждого;

- любить страну, Родину и Отечество.



Формирование универсальных учебных действий

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

1 класс

Регулятивные

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

-работать по предложенному учителем плану;

-отличать верно выполненное задание от неверного;

-совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

-осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

-вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).


Познавательные

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

  • -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему

Коммуникативные

-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других;

-выразительно читать и пересказывать текст

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2 класс

Регулятивные

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

-учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков);

  • учиться планировать учебную деятельность на уроке

-высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);

-работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные

-ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи в один шаг;

-делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задач;

  • -добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.


Коммуникативные

-донести свою позицию до других;

-оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других;

-выразительно читать и пересказывать текст;

-вступать в беседу на уроке и в жизни;

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.


3 класс

Регулятивные

-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

-выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;

-фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам; проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

-анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по собственному желанию;

-осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;


Познавательные

-ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

-отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.



Коммуникативные

-доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

4 класс

Регулятивные

– принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;

– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаково - символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,

- выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно

- следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии;

– владеть рядом общих приѐмов решения задач.

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач.


Коммуникативные

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что нет;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнѐра;

– использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта интересов и позиций всех участников;

с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей





































Личностные результаты

1 класс

У ученика будут сформированы

Ученик получит возможность для формирования

принятие и освоение социальной роли школьника;

- положительное отношение к изучаемому предмету;

- уважительное отношение к иному мнению;

- внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей;

- понимать эмоции других людей, умение сочувствовать и сопереживать за другого человека;

- невозможность разделить людей на хороших и плохих;

- умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы опорно - двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ, выполнять компенсирующие физические упражнения (зарядку);

- доброжелательно относиться к одноклассникам, умение нравственно оценивать свои и чужие поступки;

- ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»;

- установка на безопасный здоровый образ жизни.

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения.

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

2 класс

- положительное отношение и изучаемому предмету;

- опыт внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;

- оценка своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей;

- ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

- умения оценивать свое отношение к учебе;

- внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;

- понимание причин успеха в учебной деятельности и способность к ее оценке;

- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией.

- развитие этических чувств – стыда, вины. совести, как регуляторов морального поведения.

-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.




3 класс

- освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу

- умение оценивать свое отношение к учебе;

- уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов;

- бережное отношение к материальным и духовным ценностям;

- ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

- уважение к культуре разных народов;

- формирование целостного социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».






4 класс


- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность к оценке своей учебной деятельности;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- оценка и принятие следующих базовых ценностей:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

- установка на здоровый образ жизни;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности.

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации еѐ в реальном поведении и поступках.







Содержание учебного предмета

Этика общения. Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил добрые слова и поступки. Каждый интересен.

Этикет. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеек нашей речи.

Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.

Этика отношений в коллективе. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи.

Простые нравственные истины. Жизнь священна. Человек рожден для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим.

Душа обязана трудиться. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков

Посеешь поступок – пожнешь характер. Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со-»

Судьба и Родина едины. С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек - чело века. Слово, обращенное к себе

Обобщение пройденного.


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Раздел

Количество часов

Основные виды учебной деятельности


Этика общения


4

Отвечают на вопросы. Формулируют проблемные вопросы.

Планируют алгоритм решения проблемы, записывают проблемные вопросы.

Читают текст учебника с комментированием; работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные вопросы.


Этикет

4

Отвечают на вопросы; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы.

Планируют деятельность; ставят вопросы.

Составляют план работы над проектом.

Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом.

Этика человеческих отношений

4

Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы.

Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу;

Пишут мини-сочинение

Этика отношений в коллективе

4

Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их.

Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы.

Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу

Простые нравственные истины

4

Отвечают на вопросы. Формулируют вопросы.

Читают; анализируют текстовой и иллюстративный материал.

Отвечают на вопросы, выполняют словарную работу.

Анализируют высказывания о нравственном выборе.

Душа обязана трудиться

4

Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы.

Планируют деятельность; ставят вопросы.

Составляют план работы над проектом.

Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом.

Посеешь поступок – пожнешь характер

4

Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы.

Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу.

Пишут мини-сочинение.

Судьба и Родина едины

6

Составляют список нравственных качеств; обсуждают их.

Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы.

Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу



Учебно – методическое обеспечение

1.Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». 4 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / А.И. Шемшурина. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2018.

2. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, колонка.










































Приложение № 1


Календарно - тематическое планирование

4 класс


Тема урока

Планируемая дата

Фактическая дата

1

Этика наука о нравственной жизни человека



2

Добрым быть на белом свете веселей



3

Правила общения для всех



4

От добрых правил- добрые слова и поступки



5

Каждый интересен



6

Премудрости этикета



7

Красота этикета



8

Простые школьные и домашние правила этикета



9

Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрых чувств творение души.



10

Природа – волшебные двери к добру и доверию



11

Чувство Родины



12

Жизнь протекает среди людей



13

Чтобы быть коллективом



14

Коллектив начинается с меня



15

Мой класс – мои друзья



16

Ежели душевны вы и к этике не глухи



17

Жизнь священна



18

Человек рожден для добра



19

Милосердие – закон жизни



20

Жить во благо себе и другим



21

Следовать нравственной установке



22

Достойно жить среди людей



23

Уметь понять и простить



24

Простая этика поступков



25

Общение и источники преодоления обид



26

Ростки нравственного опыта поведения



27

Доброте сопутствует терпение



28

Действия с приставкой «со-»



29

С чего начинается Родина



30

С чего начинается Родина



31

С чего начинается Родина



32

С чего начинается Родина



33

С чего начинается Родина



34

С чего начинается Родина