«Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Нижнеудинск»
МКОУ «СОШ №12 г. Нижнеудинск»
2020 г.
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» разработана на основе требований к планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МКОУ « СОШ №12г. Нижнеудинск». Программа составлена на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» А.И.Шемшуриной.
Уроки по предмету ОРКСЭ – безотметочные. Формализованные требования (баллы, отметки) по оценке успеваемости по результатам освоения предмета не предусматриваются. По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся. Для оперативного контроля знаний и умений по предмету ОРКСЭ используются систематизированные упражнения, фронтальные опросы, тестовые задания различных видов и проекты
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
1 класс |
Регулятивные |
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. -работать по предложенному учителем плану; -отличать верно выполненное задание от неверного; -совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; -проговаривать последовательность действий на уроке; | -организовывать свое рабочее место под руководством учителя; -осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; -вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). |
Познавательные |
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; -делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке | -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; -перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; -преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему |
Коммуникативные |
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста); -слушать и понимать речь других; -выразительно читать и пересказывать текст | -совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; -учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
2 класс |
Регулятивные |
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков); | -высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике); -работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). |
Познавательные |
-ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи в один шаг; -делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задач; -добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях | -добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); -перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. |
Коммуникативные |
-донести свою позицию до других; -оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); -слушать и понимать речь других; -выразительно читать и пересказывать текст; | -вступать в беседу на уроке и в жизни; -совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
3 класс |
Регулятивные |
-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; -выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре; -фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам; проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач; | -анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по собственному желанию; -осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи. -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; |
Познавательные |
-ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; -перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; -перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; | -преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста; -преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. |
Коммуникативные |
-доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; | -слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. – учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; |
4 класс |
Регулятивные |
– принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане; – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках | -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; – самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
Познавательные |
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; – использовать знаково - символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, - выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; – устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; – осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии; – владеть рядом общих приѐмов решения задач. | – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; – осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач. |
Коммуникативные |
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии; – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что нет; – задавать вопросы; – контролировать действия партнѐра; – использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | – учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; – аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта интересов и позиций всех участников; – с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром; – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей |
1 класс |
У ученика будут сформированы | Ученик получит возможность для формирования |
принятие и освоение социальной роли школьника; - положительное отношение к изучаемому предмету; - уважительное отношение к иному мнению; - внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей; - понимать эмоции других людей, умение сочувствовать и сопереживать за другого человека; - невозможность разделить людей на хороших и плохих; - умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - использовать безопасные для органов зрения, нервной системы опорно - двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ, выполнять компенсирующие физические упражнения (зарядку); - доброжелательно относиться к одноклассникам, умение нравственно оценивать свои и чужие поступки; - ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»; - установка на безопасный здоровый образ жизни. | - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения. – компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; |
2 класс |
- положительное отношение и изучаемому предмету; - опыт внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей; - оценка своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей; - ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; - умения оценивать свое отношение к учебе; - внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания; - понимание причин успеха в учебной деятельности и способность к ее оценке; - готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией. - развитие этических чувств – стыда, вины. совести, как регуляторов морального поведения. | -познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. |
3 класс |
- освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу - умение оценивать свое отношение к учебе; - уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов; - бережное отношение к материальным и духовным ценностям; - ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; - уважение к культуре разных народов; - формирование целостного социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве | - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; – адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности; –положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». |
4 класс |
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность к оценке своей учебной деятельности; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - оценка и принятие следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д. - установка на здоровый образ жизни; - основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; - основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности. | – компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; – морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – установки на здоровый образ жизни и реализации еѐ в реальном поведении и поступках. |
Этика общения. Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил добрые слова и поступки. Каждый интересен.
Этикет. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеек нашей речи.
Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.
Этика отношений в коллективе. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Простые нравственные истины. Жизнь священна. Человек рожден для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим.
Душа обязана трудиться. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков
Посеешь поступок – пожнешь характер. Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со-»
Судьба и Родина едины. С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек - чело века. Слово, обращенное к себе
Обобщение пройденного.
Раздел | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
Этика общения | 4 | Отвечают на вопросы. Формулируют проблемные вопросы. Планируют алгоритм решения проблемы, записывают проблемные вопросы. Читают текст учебника с комментированием; работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные вопросы. |
Этикет | 4 | Отвечают на вопросы; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом. |
Этика человеческих отношений | 4 | Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу; Пишут мини-сочинение |
Этика отношений в коллективе | 4 | Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу |
Простые нравственные истины | 4 | Отвечают на вопросы. Формулируют вопросы. Читают; анализируют текстовой и иллюстративный материал. Отвечают на вопросы, выполняют словарную работу. Анализируют высказывания о нравственном выборе. |
Душа обязана трудиться | 4 | Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом. |
Посеешь поступок – пожнешь характер | 4 | Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу. Пишут мини-сочинение. |
Судьба и Родина едины | 6 | Составляют список нравственных качеств; обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу |
1.Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». 4 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / А.И. Шемшурина. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2018.
2. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, колонка.