СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Русский язык», 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 7-го класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года,  Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Русский язык», 7 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Сухинская средняя общеобразовательная школа»





«Согласовано»

Руководитель МО

_____ /______________

ФИО

Протокол №____ от

«___»_______20___г.



«Согласовано»

Зам.директора по УВР

_____ /______________

ФИО

«___» _______ 20__г.


«Утверждаю» Директор школы

_____ /______________

ФИО

Приказ № ______ от

«___»_________ 20___г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Распоповой Ларисы Анатольевны

по курсу «Русский язык»

7 класс



























Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 7-го класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года,  Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 7 класс, "Учебного плана МАОУ"Сухинская СОШ", "Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ"Сухинская СОШ"". В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012 г., и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования.

На изучение русского языка в 7-ом классе отведено 136 ч. (4 ч. в неделю).

Актуальность

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания русский язык  обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны – интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника. В связи с этим главной особенностью программы является её направленность на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления его основных закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен.

В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т.п.

Развивающий характер обучения, направленность его на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций определили и характер предъявления грамматического материала. В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции. Эта установка в первую очередь требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению «скрытой от глаз» внутренней сути языкового явления. Знакомство с разными типами языковых значений приводит школьников к убеждению, что определенным смыслом обладает не только слово, семантическое наполнение которого хорошо «просматривается», например, в толковых словарях, но и другие единицы языка.

Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Особенно ярко раскрываются подобные связи, когда для анализа предлагаются языковые факты, имеющие частичное или полное внешнее сходство, например, разные виды омонимов. Изучению подобных явлений в курсе отводится особое место. Установление структурно-семантических особенностей языковых фактов предупреждает формализм в изучении грамматико-орфографической теории, развивает языковое чутье ребенка и приучает школьника обращать внимание на смысловое наполнение языковой единицы в процессе проведения языкового анализа, в том числе и орфографического.    Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.

Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка становятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи, и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается языковое чутье, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.

Отличительная особенность данного курса – внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове. Такую работу помогает организовать учебный этимологический словарь, с которым школьники начинают работать с первых уроков в 5-м классе.

Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это, прежде всего, в выделении дополнительного материала (он обозначен знаком*), расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися.

Программа реализует культурологический аспект в обучении родному языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии. Предполагается также выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества и художественных текстах, объединение их значения с помощью разнообразных лингвистических словарей. Таким образом, формируется представление о родном языке как национальном достоянии русского народа, как форме выражения национальной культуры.

В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логичного мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.

Цели и задачи обучения:

  • усвоение знаний в устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка;

  • развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника;

  • формирование умений и навыков использования языка в устной и письменной речи;

  • углубление  знаний  учащихся о функциональных разновидностях русского языка (разговорная речь, официально-деловой, научный, публицистический и художественный стили речи);

  • изучение морфологии русского языка (наречия, служебные части речи, междометия);

  • закрепление  навыков  фонетического,  орфоэпического, лексического, морфемно-словообразовательного и морфологического разборов.

  • совершенствование  умения  в сжатой и подробной форме излагать тексты разных стилей и жанров; создавать собственные монологические высказывания в разных стилях и жанрах речи.

Требования к уровню подготовки учащихся

Речевая деятельность.

Аудирование. Адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; осознавать коммуникативную цель аудирования и в соответствии с ней организовывать свою работу; выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи; составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный или письменный); обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника.

Чтение. Осознавать коммуникативную цель чтения и в соответствии с ней организовывать свою работу; дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую; находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение; проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.); составлять тезисный план исходного текста; владеть ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым видами чтения; прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух.

Говорение. Сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана; формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т.п.; размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные); уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации.

Письмо. Сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; писать тексты-размышления на лингвистические, а также на морально-этические темы дискуссионного характера; соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные); уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы с связном тексте; использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста; редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии.

Текстоведение. Анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи; рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста; устанавливать в тесте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением; определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте.

Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слов; правильно произносить широко употребляемые наречия и служебные части речи; анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование. По типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов; определять способы образования слов разных частей речи; анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря; составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи); с помощью школьного этимологического словарика комментировать исторические изменения в морфемной структуре слов.

Лексикология и фразеология. Соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами лексических словарей; находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора; проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении.

Морфология. Различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи; правильно, уместно и ‑­

выразительно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.

Орфография. Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания; аргументировать тезис о системном характере русской орфографии.

Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме; определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи; различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в речи. Устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Виды и формы контроля:

  • диктант (с заданием, словарный, объяснительный, предупредительный, терминологический);

  • комплексный анализ текста;

  • тест;

  • составление сложного и простого плана к тексту;

  • монтаж текста;

  • изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);

  • составление диалога на заданную тему; ведение диалога с текстом;

  • составление текста определенного стиля и типа речи;

  • редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);

  • осложненное списывание.

Формы организации учебного процесса

фронтальная, индивидуальная, групповая;

Содержание программы

по русскому языку

(7 класс)

140ч.

Введение (2ч.)

Язык как развивающееся явление. Исторические изменения русского языка.

Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах)

Фонетика.  Орфоэпия (2ч. + 1ч.)

Звуки русской речи. Омонимы. Виды омонимов: лексические, графические (омографы), фонетические (омофоны), грамматические (омоформы).

Словообразование самостоятельных частей речи (9ч.)

Основные способы образования слов. Способы образования наречий. Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка. Неморфемные способы образования слов (переход слова из одной части речи в другую, сращение частей словосочетания в одно слово).

Лексикология и фразеология (4ч. + 1ч.)

Особенности лексического значения слова (слова однозначные и многозначные, использование слов в прямом и переносном значениях). Смысловая связь разных слов в русском языке (синонимы, антонимы, омонимы). Особенности употребления слов в речи (общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы; нейтральные, книжные, разговорные слова; устаревшие слова и неологизмы). Происхождение слов (исконно русские слова, заимствованная лексика).

Грамматика: морфология и синтаксис

Морфология (6ч. + 1ч.)

Склоняемы части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение). Глагол. Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола. Деепричастие. Причастие. Образование причастий и деепричастий.

Синтаксис (2ч. + 1ч.)

Виды предложений. Простые и сложные предложения. Простое осложненное предложение.

Орфография. Правописание морфем (9ч.)

Н, нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Слитные, раздельные и дефисные написания. Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными, местоимениями.

Пунктуация (7ч. + 1ч.)

Постановка знаков препинания в конце предложения, внутри простого предложения, между частями сложного предложения, в предложениях с прямой речью.

Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи (5ч.)

Орфоэпические, грамматические, лексические нормы.

Текстоведение (10ч. + 2ч.)

Текст как произведение речи. Типы речи (описание, повествование, рассуждение). Точность и логичность речи. Структура текста. Виды связи предложений в тексте: последовательная (цепная) и параллельная. Языковы средства выразительности. Выразительная речь. Фонетические средства выразительности. Словообразовательные средства выразительности. Лексические средства выразительности. Морфологические средства выразительности. Синтаксические средства выразительности: попарное соединение однородных членов предложения, одинаковое построение рядом расположенных предложений – параллелизм, риторический вопрос. Рассуждение как тип речи. Структура текста-рассуждения. Сочетание разных типов речи в тексте.

Морфология

Наречие (22ч. + 2ч.)

Общее значение наречий и их употребление в речи. Разряды наречий по значению. Местоименные наречия. Слова категории состояния. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Слитное, раздельное и дефисное правописание наречий. Слитное и раздельное написание не и ни с наречиями. Правописание н, нн в наречиях на -о (-е).Суффиксы –о и –а на конце наречий. О и е (ё) на конце наречий после шипящих. Употребление ь на конце наречий после шипящих. Наречия в словосочетании и предложении. Наречия в тексте. Культура речи. Правильное употребление наречий. Орфоэпические, грамматические, лексические нормы.

Служебные части речи и междометия

Роль служебных частей речи.

Предлог (8ч. + 2ч.)

Предлог как служебная часть речи. Разряды предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Правописание производных предлогов. Предлог в предложении и тексте.

Союз (11ч. + 2ч.)

Союз как служебная часть речи. Разряды союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Роль союзаи. Простые и составные союзы. Союзные слова. Правописание союзов. Союз в предложении и тексте.

Частица (13ч.)

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Правописание частиц. Частицы не и ни. Частицы в предложении и тексте. Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов и частиц. Орфоэпические и грамматические нормы.

Междометие (3ч.)

Междометия и звукоподражательные слова.

 

Трудные случаи разграничения языковых явлений

Омонимия слов разных частей речи (2ч.)

Омонимия и многозначность. Использование омонимии как средства художественной выразительности. Различение грамматических омонимов.

Повторение изученного в 7-ом классе (10ч. + 2ч.)

Правописание: орфография и пунктуация. Культура речи.



Учебно-тематический план

по русскому языку

(7 класс)

140 ч.

п/п

Тема

Кол-во часов

Из них

Контрольные диктанты

Развитие речи

1.

Введение

2

 

 

2.

Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах)

 

 

 

Фонетика. Орфоэпия

2

 

1

Словообразование самостоятельных частей речи

9

1

 

Лексикология

5

 

1

Грамматика: морфология и синтаксис

Морфология

Синтаксис

 

 

7

3

 

 

 

1

1

Орфография

Правописание морфем

 

9

 

1

 

Пунктуация

8

1

1

Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи

 

5

 

 

Текстоведение

12

 

2

3.

Морфология

Наречие

 

24

 

1

 

2

Служебные части речи и междометия

 

 

 

Предлог

10

 

2

Союз

13

1

2

Частица

13

1

 

Междометие

3

 

 

4.

Трудные случаи разграничения языковых явлений. Омонимия слов разных частей речи

 

2

 

 

5.

Повторение изученного в 7-ом классе

13

1

2

Итого

140

7

15

Литература и средства обучения

Для учителя

1. Программа  по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы./Автор-составитель С.И. Львова – М.:Мнемозина, 2009.

2. Русский язык. 7 класс. В 3 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.:Мнемозина, 2012.

3. Уроки русского языка. 7 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 7 класс»/И.П. Васильевых; под ред. С.И. Львовой. – М.: Мнемозина, 2011.

4. Русский язык: 5-9 класс Контрольно-измерительные материалы /Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2012.

5. Орфографические, орфоэпические, толковые, этимологические, фразеологические  словари.

6. Львова С.И. Практикум по русскому языку: 7 класс/ С.И. Львова. – М.: Просвещение, 2010.

7. Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителей русского языка: 7 класс/ Г.А. Бакулина.- М.: Владос, 2010.

8. Безымянная О.М. Диктанты с комплексным анализом текста /О.М. Безымянная, С.А. Лукьянов. – М.:Айрис, 2011.

9. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 7 класс / Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 2011.

10. Ларионова Л.Г. сборник упражнений по орфографии: 7 класс / Л.Г. Ларионова.- М.: Просвещение, 2010.

 

Для учащихся

 

1. Русский язык. 7 класс. В 3 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.:Мнемозина, 2012.

2. Шклярова Т.В. Найди ошибку! Сборник самостоятельных работ /Т.В.Шклярова.- М.: Грамотей, 2006.

3. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 7 класс: Пособие для учащихся / Г.А. Богданова. – Просвещение, 2006.

4. Книгина М.П. Русский язык: 7 класс: Тесты: в 2 ч. /М.П. Книгина. – Саратов: Лицей, 2006.

5. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык. 7 класс / Л.А. Ахременкова. – М.: Просвещение, 2005.

6. http: // www.gramota.ru (рубрика «Учебник грамоты»).

7. http: // rusgram.narod.ru /2661-2673. html.

8. http: // www.gramma.ru. (Интернет-портал «Культура письменной речи»: рубрика «Ликбез»).






















Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 7-го класса (140 ч.)




п/п

Тема

Кол-во часов

Виды и формы контроля

Дата

План

Факт

Введение (2ч.)

1.

Язык как развивающееся явление.

1

Составление тезисного  плана

 

 

2.

Исторические изменения русского языка.

1

Пересказ по плану

 

 

Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах)

Фонетика. Орфоэпия (2ч. + 1ч.)

3.

Фонетика и орфоэпия. Звуки и буквы.

1

Фонетический разбор

 

 

4.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Звукопись.

1

Орфоэпический разбор

 

 

5.

Р.р. Звукопись в художественном тексте.

1

Анализ текста

 

 

Словообразование (9ч.)

6.

Основные способы словообразования.

1

Словообразовательный разбор

 

 

7.

Основные способы образования имен существительных и прилагательных. Омонимичные морфемы.

1

Словообразовательный разбор

 

 

8.

Основные способы образования имен существительных и прилагательных. Закрепление темы.

1

Словообразовательный разбор

 

 

9.

Основные способы образования имен существительных и прилагательных. Закрепление темы.

1

Словообразовательный разбор

 

 

10.

Основные способы образования наречий.

1

Тест

 

 

11.

Основные способы образования наречий. Закрепление.

1

Тест

 

 

12.

Неморфемные способы образования слов.

1

Словообразовательный разбор

 

 

13.

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах».

1

Диктант

 

 

14.

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

Тест

 

 

Лексикология (4ч. + 1 ч.)

15.

Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные.

1

Работа со словарём

 

 

16.

Переносное значение слова. Фразеологизмы.

1

Работа со словарем

 

 

17.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

1

Работа со словарем

 

 

18.

Устаревшие слова и неологизмы.

1

Работа со словарем

 

 

19.

Р.р. Изложение (упр. 127).

1

Изложение текста

 

 

Грамматика: морфология и синтаксис

Морфология (6ч. + 1ч.)

20.

Именные части речи.

1

Тест

 

 

21.

Именные части речи. Закрепление.

1

Тест

 

 

22.

Именные части речи. Закрепление.

1

Тест

 

 

23.

Глагол как часть речи.

1

Диктант

 

 

24.

Причастие и деепричастие как особые формы глагола.

1

Тест

 

 

25.

Причастный и деепричастный обороты.

1

Синтаксический разбор

 

 

26.

Р.р. Подготовка к сочинению «Гимн русской зиме» (по картинам И.И. Шишкина и К.Ф. Юона).

1

Составление плана

 

 

Синтаксис (2ч. + 1ч.)

27.

Виды предложений.

1

Синтаксический разбор

 

 

28.

Простое осложненное предложение.

1

Синтаксический разбор

 

 

29.

Р.р. Изложение (упр.200).

1

Изложение текста

 

 

Орфография

Правописание морфем (9ч.)

30.

Разделы русской орфографии. Правописание морфем

 

1

Морфемный разбор

 

 

31.

Правописание морфем (продолжение).

 

1

Диктант

 

 

32.

Правописание морфем (продолжение).

 

1

Тест

 

 

33.

Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.

1

Диктант

 

 

34.

Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.

1

Тест

 

 

35.

Правописание н и нн в полных и кратких прилагательных и причастиях.

1

Тест

 

 

36.

Слитные, раздельные и дефисные написания.

1

Тест

 

 

37.

Правописание не с причастиями.

1

Тест

 

 

38.

Разученный диктант с творческим заданием(на материале упражнения 261).

 

1

Диктант

 

 

Пунктуация (7ч. + 1ч.)

39.

Разделы русской пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения.

 

1

Пунктуационный разбор

 

 

40.

Предложения с обособленными членами.

 

1

Пунктуационный разбор

 

 

41.

Предложения с обособленными членами. Закрепление.

 

1

Синтаксический разбор

 

 

42.

Постановка знаков препинания перед союзом и.

1

Тест

 

 

43.

Предложения с прямой речью.

 

1

Диктант

 

 

44.

Р.р. Изложение с творческим заданием(упражнение 284).

 

1

Изложение текста

 

 

45.

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

Диктант

 

 

46.

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

Тест

 

 

Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи (5ч.)

47.

Нормативное употребление имён существительных.

1

Тест

 

 

48.

Нормативное употребление имён прилагательных.

1

Тест

 

 

49.

Нормативное употребление имён числительных.

1

Тест

 

 

50.

Нормативное употребление местоимений.

1

Тест

 

 

51.

Нормативное употребление глаголов, причастий и деепричастий.

1

Тест

 

 

Текстоведение (10ч. + 2ч.)

52.

Текстоведение как раздел лингвистики. Основные признаки текста (повторение). Этапы работы над сочинением

 

1

Анализ текста

 

 

53.

Точность и логичность речи. Композиция текста.

 

1

Составление текста

 

 

54.

Виды связи предложений в тексте.

1

Анализ текста

 

 

55.

Р.р. Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова «Первый снег».

1

Составление плана

 

 

56.

Языковые средства выразительности.

Выразительность речи.  Фонетические средства выразительности.

 

1

Анализ текста

 

 

57.

Выразительные возможности словообразования.

1

Морфемный разбор

 

 

58.

Лексические средства выразительности.

1

Анализ текста

 

 

59.

Морфологические средства выразительности.

1

Анализ текста

 

 

60.

Синтаксические средства выразительности.

1

Синтаксический разбор

 

 

61.

Рассуждение как тип речи.

1

Составление текста-рассуждения

 

 

62.

Р.р. Изложение-миниатюра (упр.459).

1

Изложение текста

 

 

63.

Типы речи и их сочетание в тексте.

1

Анализ текста

 

 

Наречие (22ч. + 2ч.)

64.

Наречие как часть речи.

1

Тест

 

 

65.

Разряды наречий.

1

Выборочный диктант

 

 

66.

Местоименные наречия.

1

Тест

 

 

67.

Различение грамматических омонимов.

Выразительные возможности наречий.

 

1

Анализ текста

 

 

68.

Слова категории состояния.

1

Тест

 

 

69.

Разученный диктант с языковым заданием (упр.508).

1

Диктант

 

 

70.

Степени сравнения наречий.

1

Тест

 

 

71.

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

1

Тест

 

 

72.

Различение наречий и сходных по звучанию сочетаний.

 

1

Тест

 

 

73.

Дефисное написание наречий.

 

1

Тест

 

 

74.

Слитное и раздельное написание не и ни с наречиями.

 

1

Тест

 

 

75.

Правописание н и нн в наречиях на -о (-е).

 

1

Тест

 

 

76.

Суффиксы  и  на конце наречий.

 

1

Тест

 

 

77.

О и е (ё) на конце наречий после шипящих.

 

1

Тест

 

 

78.

Употребление ь на конце наречий после шипящих.

1

Диктант

 

 

79.

Р.р. Сжатое изложение (упр. 587).

1

Изложение текста

 

 

80.

 

Наречие в словосочетании и предложении.

Синтаксическая роль местоименных наречий в предложении.

 

1

Синтаксический разбор

 

 

81.

Функции наречий в тексте.

1

Анализ текста

 

 

82.

Культура речи. Правильное употребление наречий.  Лексические нормы.

 

 

1

Тест

 

 

83.

Р.р. Сжатое изложение (упражнение 640).

 

1

Изложение текста

 

 

84.

Повторение и обобщение по теме «Правописание наречий».

 

1

Тест

 

 

85.

Повторение и обобщение по теме «Правописание наречий».

 

1

Тест

 

 

86.

Контрольный диктант по теме «Правописание наречий».

1

Диктант

 

 

87.

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

Тест

 

 

Служебные части речи и междометия

Предлог (8ч. + 2ч.)

88.

Служебные части речи. Предлог как часть речи.

1

Тест

 

 

89.

Предложное управление.

1

Творческий  диктант

 

 

90.

Грамматические значения предлогов.

1

Тест

 

 

91.

Р.р. Сжатое изложение (упр. 681).

 

1

Изложение текста

 

 

92.

Разряды предлогов по происхождению и по составу.

 

1

Тест

 

 

93.

Производные и непроизводные предлоги.

1

Тест

 

 

94.

Р.р. Изложение (упр.695).

1

Изложение текста

 

 

95.

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

 

1

Тест

 

 

96.

Слитное и раздельное написание производных предлогов. Закрепление.

 

1

Тест

 

 

97.

Роль предлогов в словосочетании и предложении. Использование предлогов в соответствии со стилистической задачей.

1

Синтаксический разбор

 

 

Союз (11ч. +2ч.)

98.

Союз как часть речи.

1

Тест

 

 

99.

Разряды союзов по синтаксической роли и по значению.

1

Выборочный диктант

 

 

100.

Синтаксическая роль союза и.

 

1

Синтаксический разбор предложения

 

 

101.

Роль подчинительных союзов.

 

1

Синтаксический разбор предложения

 

 

102.

Р.р. Подготовка к сочинению по картине

П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».

1

Составление плана

 

 

103.

Морфологический разбор союза.

 

1

Морфологический разбор союза

 

 

 

104.

Различение союзов и союзных слов.

1

Синтаксический разбор предложения

 

 

105.

Правописание составных союзов. Различение омофонов.

1

Тест

 

 

106.

Р.р. Изложение (упр.773.).

1

Изложение текста

 

 

107.

Союз в предложении и тексте. Выразительные возможности союзов.

 

1

Синтаксический разбор предложения

 

 

108.

Повторение и обобщение по теме «Союз».

 

1

Тест

 

 

109.

Контрольный диктант с языковым анализом текста.

 

1

Диктант

 

 

110.

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

Тест

 

 

Частица (13ч.)

111.

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц.

1

Распределительный диктант

 

 

112.

Формообразующие частицы.

1

Тест

 

 

113.

Слитное, раздельное, дефисное написание частиц.

 

1

Тест

 

 

114.

Правописание частиц  не и ни.

1

Тест

 

 

115.

Правописание частиц  не и ни. Закрепление.

 

1

Тест

 

 

116.

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

 

1

Тест

 

 

117.

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

 

1

Диктант «Проверяю себя»

 

 

118.

Частицы в предложении и тексте.

1

Анализ текста

 

 

119.

Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов и частиц.

 

1

Тест

 

 

120.

Орфоэпические и грамматические нормы.

1

Тест

 

 

121.

Повторение и обобщение по теме «Служебные части речи».

1

Тест

 

 

122.

Контрольный диктант по теме «Служебные части речи».

1

Диктант

 

 

123.

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

Тест

 

 

Междометия (3ч.)

124.

Что такое междометие.

1

Связный рассказ о междометии

 

 

125.

Звукоподражательные слова.

1

Составление текста

 

 

126.

Пунктуация при междометиях.

1

Диктант

 

 

Трудные случаи разграничения языковых явлений

Омонимия слов разных частей речи (2ч.)

 

127.

Омонимия и многозначность. Использование омонимии как средства художественной выразительности.

 

1

Анализ текста

 

 

127.

Различение грамматических омонимов.

1

Тест

 

 

Повторение изученного в 7-ом классе (10ч. + 2ч.)

128.

Фонетика. Орфоэпия. Фонетический разбор.

1

Тест

 

 

129.

Лексикология.

1

Работа со словарем

 

 

130.

Морфология.

1

Морфологический разбор

 

 

131.

Нормы орфографии.

1

Тест

 

 

132.

Нормы орфографии. Слитные, раздельные и дефисные написания.

1

Тест

 

 

133.

Нормы пунктуации  в простом осложнённом предложении.

1

Тест

 

 

134.

Нормы пунктуации в простом осложненном предложении.

1

Тест

 

 

135.

Нормы пунктуации в сложном предложении.

1

Тест

 

 

136.

Р.р. Сочинение на лингвистическую тему.

1

Сочинение

 

 

137.

Р.р. Анализ сочинений.

1

Анализ текста

 

 

138.

Итоговый контрольный диктант.

1

Диктант

 

 

139.

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

Тест

 

 

140.

Повторение изученного.

1

Тест

 

 

 

Контрольная работа (морфемика, словообразование, лексика, фонетика, орфоэпия)


1. Приведите примеры слов, образованных суффиксальным, приставочным способами словообразования, сложением. Графически покажите, как образованы эти слова.

Дополнительное задание (дается сильным учащимся после выполнения основного и оценивается дополнительной отметкой). Запишите 3 слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Покажите, как образованы эти слова.


2. Разберите слова по составу. Подчеркните те, в которых суффикс -тель имеет значение «человек, который…» .

Дополнительное задание. Сформулируйте значение суффикса -тель в остальных словах.

Нагреватель, следователь, наблюдатель, книгоиздатель, обрызгиватель, мучитель, доброжелатель, выключатель, миноискатель, смеситель.


3. Укажите морфологические признаки слов, строение которых соответствует модели пере ывающегося.

Дополнительное задание. Запишите предложение, где слово данной модели имело бы зависимое слово.


4. Запишите предложения, которых слова больной, учительская выступали бы как имена прилагательные и как имена существительные. Графически покажите, какими членами предложения являются эти слова.

Дополнительное задание. То же самое задание со словами ванная, столовая.


5. Запишите по памяти любой отрывок из поэтического произведения, в котором есть слова, употребленные в переносном значении. Укажите автора произведения. Подчеркните слова, используемые в переносном значении.

Дополнительное задание. В скобках укажите виды тропов, используемые в этом отрывке.

6. Письменно охарактеризуйте звуки [j ] [ щ ].

Дополнительное задание. Исправьте орфоэпические ошибки: [jа]зык, сапо[х], ску[чн]ный, подняв.


Контрольная изложение по рассказу Ю.Казакова «Артур – гончий пес»


Однажды я шел по дороге из города. Вечерело. Был тепло и тихо, как бывает у нас только летними спокойными вечерами. Вдали по дороге поднималась пыль, слышалось мычание, тонкие напряженные крики, хлопанье кнутов: с лугов гнали стадо.

Внезапно я заметил собаку, бежавшую с деловитым видом по дороге навстречу стаду. По особенному, напряженному и неуверенному бегу я сразу узнал Артура – слепого гончего пса.

Коровы не любят собак. Страх и ненависть к волкам-собакам стали у коров врожденными. И вот, увидев бегущую навстречу темную собаку, первые ряды сразу остановились. Сейчас же вперед протиснулся приземистый палевый бык с кольцом в носу. Он расставил ноги, пригнул к земле рога и заревел, икая, дергая кожей, выкатывая кровяные белки…

Артур, ничего не подозревая, своей неловкой рысью подвигался по дороге и был уже совсем близко к стаду. Испугавшись, я позвал его… С разбегу он пробежал еще несколько шагов и круто осел, поворачиваясь ко мне. В ту же секунду бык захрипел, с необычайной быстротой бросился на Артура и поддел его рогами. Черный силуэт собаки мелькнул на фоне зари и шлепнулся в самую гущу коров. Падение его произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Коровы бросились в стороны, хрипя и со стуком сшибаясь рогами. Задние напирали вперед, все смешалось, пыль поднялась столбом.

С напряжением и болью ожидал я услышать предсмертный визг, но не услышал ни звука.

Я подошел к Артуру. Он был грязен и тяжело дышал, вывалив язык, - ребра ходили под кожей. На боках его были какие-то мокрые полосы. Задняя лапа, отдавленная, дрожала. Я положил ему руку на голову, заговорил с ним, он не отозвался. Все его существо выражало боль, недоумение, обиду. Он не понимал, за что его топтали. Обычно собаки сильно скулят в таких случаях. Артур не скулил.



Диктант с грамматическим заданием.

Глухарь – одна из древнейших птиц на Земле.

Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах.

Глухариная песня – это колдовство! В ней нет звонкости, она не льется. В ней скрипучий деревянный ритм, поразительная глухая силища, особая дикая красота. Черный лесной петух топчется на корявом суку, с костяным стуком разворачивает веер хвоста; от жаркой крови вспухают его багровые брови, а черная бородка топорщится и трясется.

Он не поет, а как будто самозабвенно колдует и бормочет заклинания. Необъяснимая сила у этой песни. Она поднимет охотника с постели, поведет в черный настороженный лес, и околдованный охотник, как заведенный, то прыгает, то шагает, то замирает на одной ноге. Песня зачаровывает его, песня командует им: он пленник песни, пока она не окончена.

Задания.

1. Озаглавьте текст.

2.Подчертните причастия как член предложения; обозначьте их суффиксы.

З.Выпишите три слова с орфограммой в корне, корень обозначьте. Напишите проверочное слово, если оно есть.


Контрольное тестирование №1

1. Раздел науки о языке, в котором изучаются состав слова и способы словообразования слов, называется

1) морфологией

2) фразеологией

3) словообразованием

4) орфографией

2. Укажите, в каком ряду на месте выделенных букв произносится один и тот же звук.

1) воды, водяной, водный

2) дело, деловой, сделать

3) тереть, растирать, вытер

4) пить, пей, поилка

3. Отметьте слово с двумя суффиксами.

1) карманный

2) столичный

3) услышанный

4) комариный

4. Определите, каким способом образовано слово подоконник.

1) приставочным

2) суффиксальным

3) приставочно- суффиксальным

4) сложением основ

5.В каком ряду во всех словах пропущена непроизносимая согласная корня?

1) вкус…ный, доблес…ный

2) уча…ствовать, громоз…кий

3) ярос…ный, рове…ник

4) горес…ный, сверс…ник

6. Определите вид орфограммы в корнях следующих слов:

(встреча с ) избирателями, блистательный (успех), зарастать (травой).

1. чередующаяся гласная корня

2. безударная проверяемая гласная корня

3. безударная непроверяемая гласная корня

4. написание необходимо запомнить

7.На месте каких цифр в предложении пишется приставка ПРИ-

Туристы пр(1)кратили пр(2)глупый спор и, пр(3)возмагая усталость, пр(4)ступили к поискам пр(5)станища.

1) 2, 5

2) 3, 4

3) 4,5

4) 3, 5

8.Укажите непостоянные признаки выделенного имени существительного в предложении Вдруг подул ветер, вырвал у меня из рук удочку и бросил её вниз.

9. Определите синтаксическую функцию имени прилагательного в предложении В этом году зима более снежная, чем в прошлом.

1) подлежащие

2) сказуемое

3) дополнение

4) обстоятельство

10. Укажите постоянные признаки выделенного имени числительного в предложении

Девятого в полдень третья бригада досеяла оставшиеся восемь гектаров (М.Шолохов).

1) порядковое, простое

2) количественное, простое

3) порядковое, ж. р.

4) порядковое, мн. ч., ж. р.

11. Отметьте грамматические признаки выделенного местоимения в предложении Некоторое беспокойство сквозило в её глазах, движениях, походке (М.Шолохов).

1) неопределенное, ср. р., ед.ч., вин. п.

2) определительное, ср. р., ед. ч., им. п.

3) неопределенное, ср. р., ед. ч., им. п.

4) вопросительное, ср. р., ед. ч., им. п.

12. Выберите верный вариант грамматической характеристики глагола как части речи.

1) может иметь степени сравнения

2) изменяется по числам и падежам

3) не изменяется

4) изменяется по лицам и числам

13.Определите переходность, вид и наклонение глаголов в предложении Скорей! Пошёл, пошёл, Андрюшка! (А.С.Пушкин)

1) перех., сов. вид, изъяв. наклон.

2) неперех., сов. вид, изъяв. наклон., в значении повелительного

3) неперех., сов. вид, изъявит. наклон. в значении сослагательного

4) неперех., несов. вид, сослагат. Наклонение

14. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется ь знак.

1) весело улыбают…ся, ёж колюч…

2) обжеч…ся кипятком, закон…чить доклад

3) гряда туч…, мощ…ный двигатель

4) перестань кривлят…ся, поджариш…котлеты

15. Укажите ряд, в котором все слова пишутся слитно.

1) (земле)владение, (двадцати)трёхлетний

2) (место)жительство, (ни) (у) кого

3) (купля)продажа, (какой)либо

16. Укажите непостоянные признаки причастия в предложении У ворот кончилась дорога, вымощенная желтым кирпичом, которая много дней вела их к заветной цели (А.Волков).

1) страдательное, ед.ч., м. род

2) им. п., ед.ч., ж. род

3) прош. время, вин. п., ед.ч.

4) несов. вид, им. п., ед.ч., ж.р.

17. Отметьте ряд, в котором употреблены действительные причастия

1) скачущая лошадь, добываемый уголь

2) трепещущая рыбка, значащиеся по списку предметы

3) грохочущий водопад, нагруженная шлюпка

4) восстановленный документ, цветущая вишня

18. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется буква Е?

1) посе…вший рожь крестьянин, ре…щие знамена

2) пристрел…нное ружье, слыш…нная мною история

3) увенч…ая короной голова, подстриж…нная трава

4) ненавид…вший опоздания учитель, застро…нные участки земли

19. В каком ряду во всех словах пишется одна буква Н?

1) выкраше…ые лавки, поляна освеще…а

2) оловя…ый солдатик, зелё…ый лес

3) тка…ый узор, румя…ые лица

4) жжё…ый сахар, стра…ый случай

20. Отметьте ряд, в котором все деепричастия несовершенного вида.

1) сокращая, поднимая

2) опустив, занимая

3) предупредив, наняв

4) зарывшись, увидев

21. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота.

1) Прячась в высоких зарослях камыша и осоки, тихо струится живой лесной ручеёк.

2) Заметив меня, гусь пригнул шею к траве и двинулся мне навстречу.

3) Даже заметив человека, заяц не спешит уходить.

4) Рисуя пейзаж, у художника был задумчивый вид.

22. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Калиныч привел нас в избушку, увешенную пучками сухих трав.( И.Тургенев)

2) Из сеней он попал в комнату, чуть-чуть озарённую светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу

3) Порфирий вышел, как-то согнувшись, и как бы избегая глядеть на Раскольникова.

4) По широкой улице уже шагал, постукивая палкой, сгорбленный старик в черной пелерине и, кряхтя, нагибался, когда остриё палки выбивало окурок.

23. Отметьте предложение с ошибкой в образовании формы числительного.

1) Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами.

2) Трое юношей и три девушки исполнили красивый танец.

3) Город находится в полутора километрах от областного центра.

4) В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать три учащихся.

24. Укажите служебные части речи.

1) наречие, предлог, союз

2) предлог, союз, частица

3) причастие, деепричастие, наречие

4) наречие, числительное, местоимение

25. Укажите постоянные признаки причастия в предложении Меня и сынишку, завороженных журчанием светлого ручейка, неодолимо потянуло к его истоку.

1) страдательное, прош. время, сов. вид

2) прош. время, сов. вид, ед.ч.

3) вин. п., мн.ч.

4) сов. вид, род. п., мн. ч.


Ключи : 1. – 3; 2. – 2; 3 – 3; 4 – 3; 5 - 4; 6 – 1; 7 -,4,5; 8 - 4; 9 - 2; 10 – 1; 11 – 3; 12 – 4; 13 -2; 14 -4; 15 -1; 16 – 2; 17 – 2; 18 – 4; 19 – 3; 20 – 1; 21 – 4; 22 – 3; 23 – 1; 24 – 2; 25 - 1


Контрольное сочинение «Человек и природа в городе»


Контрольная работа по теме «Наречие»


Ты руку невольно протянешь над сонным затоном,

И вмиг все бесследно исчезнет, - и только вдали,

С чуть слышной мольбою, с каким-то заоблачным звоном,

Незримо порвется струна от небес до земли.

(К. Бальмонт)

Задания.

1) Выпишите из текста наречия в составе словосочетания.

2) Укажите разряд наречий.

3) запишите, от какого слова и как образовано наречие.


Контрольный диктант по теме «Наречие»


Редко какой человек останется равнодушным при виде парусника, скользящего вдали по воде.

Сейчас даже на миг трудно представить всю сложность управления парусным кораблем.

Расцвет парусного флота приходится на вторую половину восемнадцатого века. О великих открытиях русских мореходов того времени рассказывает в своей поистине удивительной книге «Водители фрегатов» Николай Корнеевич Чуковский.

Писатель по-детски восторженно говорит, какую находчивость, какие точные знания надо было иметь, чтобы уверенно управлять гигантским фрегатом, насчитывающим до двухсот парусов. Сколько-нибудь неверное движение грозило бедой. Нередко приходилось наугад блуждать по неведомым водам, никогда не зная, что ждет тебя впереди.

Деревянные днища кораблей гнили, обрастали ракушками, но все-таки тысячи миль оставались позади, волны по-прежнему били в борта, в небесах менялось расположение созвездий…

Впоследствии с изобретением пароходов искусство управлять парусами пошло на убыль.


Задания

1) Озаглавьте текст.

2) выпишите 5 наречий в составе словосочетаний; укажите разряд наречия, какой это член предложения; разберите его по составу.


Контрольное изложение «Поговорим о бабушках»


Давайте поговорим о стариках – о собственных, родных бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком , позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что надо делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе «жизнь отдает». Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Все свое, личное, у неё позади – забота, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты – единственная забота, её последняя радость, её постоянная тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда.

А потом, у каждого возраста есть свои особенности. Вот и у стариков они есть – ворча, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все-таки попытайся.

( По И. Медведевой)

Диктант с грамматическим заданием


Воронов шел один по ярко освещенной улице, и это одиночество удивляло и пугало его.

Он поглядывал на витрины, но ничего в них не различал, вследствие непонятной тревоги, охватившей его. Потом услышал далекие шаги. Чьи-то каблуки мерно стучали по тротуару. Издалека навстречу шел человек. Воронову показалось, что, увидев его, человек замедлил шаг. Сам не зная почему, Воронов тоже пошел медленнее. Человек опустил в карман правую руку. Воронов автоматически сделал то же самое.

Человек шел теперь совсем медленно. Нервы Воронова в течение всего этого времени были напряжены до крайности. Когда их разделяло всего несколько метров, человек неожиданно спрыгнул на мостовую, пересек её и быстро пошел прочь по противоположной стороне улицы. Воронов с облегчением посмотрел ему вслед и невольно рассмеялся. Никто ни на кого не собирался нападать. Но оба боялись.

( А. Чаковский)

Задания

1) Найдите 3 наречия разных разрядов. Выпишите эти наречия с составе словосочетаний, укажите разряд наречия, его морфемный состав и каким членом предложения является.

2) Подберите проверочное слово к любому причастию с орфограммой в корне.


Контрольный диктант


Тропики… Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то озаренного светом храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звезды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая и что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Все хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных непонятных речей. И уйдешь, не объяснив ничего, но уйдешь в каком-то чаду раздумья.

Но как ни привыкнешь к красотам тропиков, невольно устремляешься мыслями к далёкой родине.


Сжатое изложение по тексту К.И. Чуковского «О Чехове» (упр. 522)


Контрольное сочинение типа характеристики или самохарактеристики (примерные формулировки)

1) «Каким человеком был мой дедушка (отец, …)?»

2) «Что за человек мой друг (брат, …)?»

3) « Знакомьтесь: это я»

Итоговое контрольное тестирование

1. Найдите ошибку в характеристике текста.


Развивая мысль, автор текста движется как бы по ступенькам, переходя от одной части темы к другой. Часть общей темы называется микротемой. Микротема обычно раскрывается в нескольких предложениях. Эти предложения объединяются в абзац.

А) Стиль речи – научный

Б) Тип речи – рассуждение-объяснение

В) Способ связи предложений – параллельный

Г) Средства связи – лексический повтор, местоимение.

2. Определите, в каком порядке расположить предложения, чтобы они составили текст.

1) Тематическое предложение обычно помещается в начале абзаца.

2) Остальные предложения содержат примеры, доказательства, объяснения.

3) Оно как бы предупреждает читателя, о чем пойдет речь в дальнейшем, и помогает ему следить за мыслью автора.

4) Абзац состоит из тематического предложения и предложений, в которых высказанная мысль уточняется и развивается.

А) 1,3,2,4 Б) 4,2,1,3 В) 1,2,4,3 Г) 4,1,3,2. Укажите действительное причастие.

А) отнятая игрушка В) посаженные деревья

Б) видимый глазом Г) о движущемся предмете

4. Найдите неверное утверждение

А) Словосочетание типа «прич. + сущ.» является причастным оборотом.

Б) Правописание суффиксов причастий прошедшего времени не определяется спряжением глагола.

В) Причастие как особая форма глагола изменяется по лицам и числам.

Г) Синтаксическая роль полных и кратких причастий различна.

5. Укажите наречия.

А) Вблизи вырыли пруд.

Б) Навстречу автобусу мчался мотоциклист.

В) Вблизи дома росла береза.

Г) Говорить (в) пустую.

Д) Навстречу дул сильный ветер.

Е) Вошли (в) пустую комнату.

Ж) Мы долго ходили вокруг озера.

З) Вокруг расстилались поля.

6. Укажите союзы.

А) Вслед за другими мы то (же) пошли в музей.

Б) ничто не изменилось: так (же) бежала река, так (же) шумел лес.

В) Новый наш друг был так (же) веселый человек.

Г) Но за (то) как дружно мы жили!

Д) Это было то (же) здание.



7. Укажите предлоги.

А) (В) следствие усталости мы сделали привал.

Б) (В) виду нехватки времени.

В) (В) следствие включились новые люди.

Г) (В) течение месяца мы завершили работу.

8. Укажите, какой частью речи является слово что.

Что, дремучий лес, призадумался? (А.Кольцов)

А) местоимение В) частица

Б) наречие Г) союз

9. Укажите, в каком примере слово едва – союз.

А) Алексей едва смог вспомнить, что произошло вчера вечером.

Б) Едва ли я смогу помочь вам.

В) Едва Владимир выехал в поле, поднялся сильный ветер.

Г) Он шел, едва волоча ноги от усталости.

10.Найдите правильно построенное предложение.

А) Прочитав повесть «Дубровский», мною овладела жалость к Владимиру.

Б) Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.

В) Загримировавшийся актер ждал своего выхода.

Г) Изумительно красив был возвышающий холм.

11. Укажите, состав каких слов соответствует схеме лмый.

А) горелый В) линялый Д) светлый

Б) беглый Г) спелый Е) умелый

12. Укажите признаки причастий, соответствующих модели пере ивающимися.

А) страдательное Е) в форме единственного числа дательного падежа

Б) действительное Ж) в форме множественного числа творительного

В) возвратное падежа

Г) совершенного вида

Д) несовершенного вида

13. Укажите, какое слово пропущено в словообразовательной цепочке один - одиночка.

А) одиноко В) одинокий

Б) одиночество Г) одиночный

14. Покажите, какие слова соответствуют схеме .

А) осинник В) утренник

Б) малинник Г) ремесленник

15. Укажите, какие наречия образованы приставочно- суффиксальным способом.

А) назавтра Г) немного

Б) досуха Д) роскошно

В) по-английски Е) издалека

16. Покажите, в каких предложениях нужно вставить прилагательное красочный.

А) Картины мастера поражали богатством… узора.

Б) В хозяйственном магазине мы купили … вещество для ткани из хлопка.

В) В … состав входят не только химические элементы, но и растительные волокна.

Г) В светлых лучах солнца особенно празднично выглядели … наряды женщин.

17. Укажите, на месте каких цифр пишется и.

Я тебе (н…) (1)чего (н…)(2) скажу,

И тебя (н…)(3) встревожу (н…)(4)чуть,

И о том, что я молча твержу,

(Н…)(5) решусь (н…)(6) за что намекнуть.

(А.Фет)

18. Напишите, в каких случаях не пишется раздельно.

1) Отвечать (не) волнуясь. 2) (Не) просохшая после дождя земля. 3) (Не) хорошо говорить. 4) (Не) враг он мне. 5) (Не) хоженые тропы. 6) (Не) о чем. 7) (Не) интересный человек. 8) (Не) надо обижаться. 9. (Не) мог идти. 10 Письмо (не) написано.

19. Укажите, где пишется буква я.

1) Подстрел…нный воробей, 2) Просе…нное зерно. 3) Промасл…нная бумага. 4) Раста…вший снег. 5) Засе…нное поле. 6) Плам…нный привет. 7) Осме…нный человек.

20. Обозначьте случаи слитного написания.

1) (За) тем лесом озеро. 2) (По) тому не делаю, что не могу. 3) Сначала ты иди, (за) тем я.

4) Поставить (на) конец доски. 5) Иди (по) тому мостику. 6) (На) конец занавес поднялся. 7) Самолет круто взмыл (в) верх.

21. Укажите, в каких случаях следует писать одну букву н.

1) Стекля(н,нн)ая дверь. 2) Разброса(н,нн)ые вещи. 3) Глиня(н,нн)ая кружка.4)Дли(н,нн)а железной дороги. 5) Комари(н,нн)ый писк. 6) Связь была прерва(н,нн)а. 7) Ю(н,нн)ое поколение. 8) Авиацио(н,нн)ый завод.

22. Покажите, какие слова пишутся через дефис.

1) Строго (настрого). 2) (Пол) лимона. 3) Северо (восточный). 4) Ярко (голубой). 5) (По0 прежнему дружить. 6) Хлопчато (бумажный). 7) Где (то) вдали. 8) (Пол) страны. 9) (По) змеиному следу.


Ответы на тестовые задания.

1 –В; 2 – Г; 3 – Б; 4 – В; 5 – А, Г, Д, З; 6 - А,В,Г; 7 – А, Б, Г; 8 – Б; 9 – В; 10 – В; 11 – А,В; 12 – Б,В,Д,Ж; 13 – В; 14 – В,Г; 15 – Б,В,Е; 16 – А,Г; 17 – 1,4,6; 18 – 1,2,4,6,8,9,10; 19 – 2,4,5,7; 20 – 2,3,6,7; 21 – 3,4,5,6,7; 22 – 1,2,3,4,5,7.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!