СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу «Шахматы» для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу «Шахматы» для 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу «Шахматы» для 1 класса»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по курсу «Шахматы» для 1 класса разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г.) с изменениями,

  • основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия № 6» г. Брянска:

  • учебного плана МБОУ «Гимназия № 6» на 2019-2020 учебный год;

  • положения о рабочей программе учебного предмета, курса.

В соответствии с учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Шахматы» отводится 33 ч. (из расчета 1 ч. в неделю).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

КУРСА


Личностные результаты освоения программы курса

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.



Метапредметные результаты освоения программы курса



Регулятивные универсальные учебные действия:

- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

- формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

- оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла, соотнесение целей с возможностями;

- определение временных рамок;

- определение шагов решения задачи;

- видение итогового результата распределение функций между участниками группы;

- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.



Познавательные универсальные учебные действия:

- умение задавать вопросы;

- умение получать помощь;

- умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами;

- умение читать диаграммы, составлять шахматные задачи синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- построение логической цепи рассуждений.



Коммуникативные универсальные учебные действия:

- умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании) способность принять другую точку зрения, отличную от своей;

- способность работать в команде;

- выслушивание собеседника и ведение диалога.



Предметные результаты освоения программы курса

- познакомить с шахматными терминами и шахматным кодексом;

- научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;

- сформировать умение ставить мат с разных позиций;

- сформировать умение решать задачи на мат в несколько ходов;

- сформировать умение записывать шахматную партию;

- сформировать умение проводить комбинации;

- развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


I. Шахматная доска.

Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. Диагонали. Центр шахматной доски.


Дидактические игры и игровые задания.

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.)

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.


II. Шахматные фигуры.


Шахматные фигуры. Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур.


Дидактические игры и игровые задания.

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.

«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).

«Большая и маленькая». Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.

«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».

«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.


III. Начальная расстановка фигур.

Начальная позиция. Расстановка фигур перед шахматной партией/


Дидактические игры и игровые задания.


«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да или нет?». Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Не зевай!». Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: «Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.


IV. Ходы и взятие фигур. (основная тема учебного курса)


Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона. Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ладьи и слона. Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь – легкая фигура. Конь против ферзя, ладьи, слона. Пешка. Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки.

Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. Король.Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Король против других фигур.


Дидактические игры и игровые задания.


«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают «работать» на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита». Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.


  1. Цель шахматной партии.


Шах. Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.

Мат. Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход. Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций. Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.


Дидактические игры и игровые задания.

«Шах или не шах». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Объяви шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Мат в один ход». Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход.

«Рокировка». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: можно рокировать или нет.


VI. Игра всеми фигурами из начального положения.


Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.


Дидактические игры и игровые задания.

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.


VII. Обобщение.

Повторение основных вопросов курса.
























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Дата

Тема

Кол-во

часов

I. Шахматная доска.

5

1


Первое знакомство с шахматным королевством.

1

2


Шахматная доска

1

3


Линии на шахматной доске. Диагонали.

1

4


Линии на шахматной доске. Горизонтали.

1

5


Линии на шахматной доске. Вертикали.

1

II. Шахматные фигуры.

2

6


Шахматные фигуры. Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

1

7


Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур.

1

III. Начальная расстановка фигур.

1

8


Начальная позиция. Расстановка фигур перед шахматной партией.

1

IV. Ходы и взятие фигур

11

9


Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.

1

10


Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие.

1

11


Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие.

1

12


Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие.

1

13


Пешка. Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие

1

14


Превращение пешки.

1

15


Король. Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие.

1

16


Ценность фигур.

1

17


Нападение

1

18


Взятие. Взятие на проходе

1

19


Основные принципы игры в начале партии.

1

V. Цель шахматной партии.

8

20


Шах. Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.

1

21


Мат. Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой.

1

22


Мат двумя ладьями одинокому королю

1

23


Мат ферзём и ладьёй одинокому королю

1

24


Мат ферзём и королём одинокому королю

1

25


Материальное преимущество

1

26


Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций.

1

27


Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

1

VI. Игра всеми фигурами из начального положения.

3

28


Шахматная партия. Начало шахматной партии.

1

29


Шахматная партия. Представления о том, как начинать шахматную партию.

1

30


Шахматная партия. Короткие шахматные партии.

1

VII. Обобщение.

3

31


Игра всеми фигурами из начального положения.

1

32


Шахматный турнир

1

33


Шахматный турнир

1