МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Рязанской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Полянская средняя школа»
Муниципального образования Рязанский муниципальный район Рязанской области
«Рассмотрено» Руководитель МО ____________/Устинова Н.Н. Протокол № ___ от « ___ » ________ 2024 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________/ Исаева Т.А. от « ___ » ________ 2024 г. . | «Утверждаю» Директор МБОУ «Полянская СШ» ___ _______ Шарова О.Ю. Приказом № -ОД от « 29_ » __08___ 2024 г. . | | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 513092)
учебного предмета «Вероятность и статистика»
для 7 класса основного общего образования
на 2024-2025 учебный год
Рабочую программу составила
учитель математики
первой квалификационной категории
Носова К.А.
Рязань, 2024 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ и СТАТИСТИКА»
Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 7 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.
В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.
Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.
Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В современном цифровом мире вероятность и статистика при обретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры. Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление.
Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Знакомство с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе, в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. Помимо этого, при изучении статистики и вероятности обогащаются представления учащихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основной школы выделены следующие содержательно-методические линии:
«Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»;
«Введение в теорию графов».
Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы.
Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение здесь имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями.
Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках.
Также в рамках этого курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 7 классе изучается курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы:
«Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»;
«Введение в теорию графов». На изучение данного курса отводит 1 учебный час в неделю, всего 34 учебных часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА"
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости.
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей.
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного курса «Вероятность и статистика» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Вероятность и статистика» характеризуются:
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
- способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.
Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия
выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях
Работа с информацией:
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.
Сотрудничество:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
— владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» в 7 классе характеризуются следующими умениями.
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
Представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений.
Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.
Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных; иметь представление о статистической устойчивости.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | конт раб. | практ.раб. |
Раздел 1. Представление данных – 7 часов |
1.1. | Представление данных в таблицах. | 1 | 0 | 0 | | Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления) | Устный опрос; | https://www.yaklass.ru/p/informatika/9-klass/obrabotka-chislovoi-informatcii-13600/obzor-elektronnykh-tablitc-13530/re-1817d078-ec2c-425b-b247-0b0b4909f7f6 |
1.2. | Практические вычисления по табличным данным. | 1 | 0 | 1 | | Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ | Практическая работа |
1.3. | Извлечение и интерпретация табличных данных. | 1 | 0 | 0 | | Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ | Письменный | https://foxford.ru/wiki/matematika/tablitsy-variantov |
1.4. | Практическая работа «Таблицы». | 1 | 0 | 1 | | Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ | Практическая работа | |
1.5. | Графическое представление данных в виде круговых, столбиковых | 1 | 0 | 0 | | Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ | Письменный контроль | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1988/start/ |
1.6. | Чтение и построение диаграмм. | 1 | 0 | 1 | | Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ | Письменный | https://foxford.ru/wiki/matematika/stolbchatye-i-krugovye-diagrammy |
1.7. | Примеры демографических диаграмм. | 1 | 0 | 0 | | Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления) | Устный опрос | |
1.8. | Практическая работа «Диаграммы | 1 | 0 | 1 | | Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления) | Практическая работа | |
Итого по разделу | 7 | |
Раздел 2. Описательная статистика – 8 часов |
2.1. | Числовые наборы. | 1 | 0 | 0 | | Осваивать понятия: числовой набор, мера центральной тенденции (мера центра), в том числе среднее арифметическое, медиана | Письменный | https://foxford.ru/wiki/matematika/statisticheskieharakteristikihttps://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/3/topic/2900/lesson/6309?page=1 |
2.2. | Среднее арифметическое | 1 | 0 | 1 | | Описывать статистические данные с помощью среднего арифметического и медианы | Письменный |
2.3. | Медиана числового набора | 1 | 0 | 0 | | Осваивать понятия: наибольшее и наименьшее значения числового массива, размах. Решать задачи на выбор способа описания данных в соответствии с природой данных и целями исследования. | Тестирование | https://foxford.ru/wiki/matematika/mediana-chislovogo-ryada |
2.4. | Устойчивость медианы | 1 | 0 | 0 | | Изучать свойства средних, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практических работ | Письменный | |
2.5. | Практическая работа «Средние значения» | 1 | 0 | 1 | | Решать задачи на выбор способа описания данных в соответствии с природой данных и целями исследования | Практическая работа | https://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/3/topic/2900/lesson/6309?page=1 |
2.6. | Наибольшее и наименьшее значения | 1 | 0 | 0 | | Осваивать понятия: наибольшее и наименьшее значения числового массива, размах | Письменный |
2.7. | Размах. | 2 | 1 | 0 | | Осваивать понятия: наибольшее и наименьшее значения числового массива, размах. Решать задачи на выбор способа описания данных в соответствии с природой данных и целями исследования. | Контрольная работа | https://foxford.ru/wiki/matematika/razmah-chislovogo-ryada |
Итого по разделу | 8 | | | | | | |
Раздел 3. Случайная изменчивость - 6 часов | | | |
3.1. | Случайная изменчивость (примеры). | 1 | 0 | 0 | | Осваивать понятия: частота значений в массиве данных, группировка данных, гистограмма | «Оценочный лист» | http://www.myshared.ru/slide/172945/ |
3.2. | Частота значений в массиве данных. | 1 | 0 | 0 | | Осваивать понятия: частота значений в массиве данных, группировка данных, гистограмма | Письменный | |
3.3. | Группировка. | 1 | 0 | 0 | | Осваивать понятия: частота значений в массиве данных, группировка данных, гистограмма | Тестирование | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1556/start/ |
3.4. | Гистограммы. | 2 | 0 | 0 | | Строить и анализировать гистограммы, подбирать подходящий шаг группировки; | Устный опрос | https://obrazovaka.ru/matematika/stolbchataya-diagramma-primery-6-klass.html |
3.5. | Практическая работа «Случайная изменчивость» | 1 | 0 | 1 | | Осваивать графические представления разных видов случайной изменчивости, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы | Контрольная, работа |
Итого по разделу: | 6 | |
Раздел 4. Введение в теорию графов – 4 часа |
4.1. | Граф, вершина, ребро. | 0.25 | 0 | 0 | | Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл | Устный опрос; | https://www.yaklass.ru/p/informatika/11-klass/grafy-i-algoritmy-na-grafakh-40408/sposoby-predstavleniia-grafov-37023/re-ce12c4a0-6196-442f-a2ca-0bc0842b54f1 |
4.2. | Представление задачи с помощью | 0.25 | 0 | 0 | | Решать задачи на поиск суммы степеней вершин графа, на поиск обхода графа, на поиск путей в ориентированных графах | Письменный |
4.3. | Степень (валентность) вершины | 0.5 | 0 | 0 | | Решать задачи на поиск суммы степеней вершин графа, на поиск обхода графа, на поиск путей в ориентированных графах | Тестирование |
4.4. | Число рёбер и суммарная степень вершин | 0.5 | 0 | 0.5 | | Решать задачи на поиск суммы степеней вершин графа, на поиск обхода графа, на поиск путей в ориентированных графах | Устный опрос; | https://foxford.ru/wiki/matematika/grafy |
4.5. | Цепь и цикл. | 0.5 | 0 | 0 | | Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл | Письменный | https://foxford.ru/wiki/matematika/derevya |
4.6. | Путь в графе | 0.5 | 0 | 0 | | Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл | Устный опрос | https://www.yaklass.ru/p/informatika/11-klass/grafy-i-algoritmy-na-grafakh-40408/sposoby-predstavleniia-grafov-37023/re-ce12c4a0-6196-442f-a2ca-0bc0842b54f1 |
4.7. | Представление о связности графа | 0.5 | 0 | 0 | | Осваивать способы представления задач из курса алгебры, геометрии, теории вероятностей, других предметов с помощью графов (карты, схемы, электрические цепи, функциональные соответствия) на примерах | Устный опрос |
4.8. | Обход графа (эйлеров путь). | 0.5 | 0 | 0.5 | | Осваивать понятия: путь в графе, эйлеров путь, обход графа, ориентированный граф | Практич. работа; |
4.9. | Представление об ориентированных графах. | 0.5 | 0 | 0 | | Осваивать способы представления задач из курса алгебры, геометрии, теории вероятностей, других предметов с помощью графов (карты, схемы, электрические цепи, функциональные соответствия) на примерах | Устный опрос | https://foxford.ru/wiki/informatika/grafy-osnovnye-terminy |
Итого по разделу: | 4 | | | | | | |
Раздел 5. Вероятность и частота случайного события – 4 часа |
5.1. | Случайный опыт и случайное событие | 0.5 | 0 | 0 | | Осваивать понятия: случайный опыт и случайное событие, маловероятное и практически достоверное событие | Письменный | https://foxford.ru/wiki/matematika/veroyatnost-sluchaynogo-sobytiyahttps://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/3/topic/2900/lesson/6307 |
5.2. | Вероятность и частота события | 0.5 | 0 | 0 | | Изучать значимость маловероятных событий в природе и обществе на важных примерах (аварии, несчастные случаи, защита персональной информации, передача данных) | Тестирование |
5.3. | Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе | 1 | 0 | 1 | | Изучать значимость маловероятных событий в природе и обществе на важных примерах (аварии, несчастные случаи, защита персональной информации, передача данных) | Практическая работа |
5.4. | Монета и игральная кость в теории | 1 | 0 | 0 | | Изучать роль классических вероятностных моделей (монета, игральная кость) в теории вероятностей | Письменный | |
5.5. | Практическая работа «Частота выпадения орла» | 1 | 0 | 1 | | Наблюдать и изучать частоту событий в простых экспериментах, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы. | Практическая работа; | |
Итого по разделу: | 4 | | | | | | |
Раздел 6. Обобщение, контроль – 5 часов | | | |
6.1. | Описательная статистика. | 1 | 0 | 0 | | Повторять изученное и выстраивать систему знаний | Письменный | https://foxford.ru/wiki/matematika/graficheskoye-predstavleniye-statisticheskoy-informatsii |
6.2. | Представление данных. | 2 | 0 | 1 | | Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик | Практич. работа; |
6.3. | Вероятность случайного события. | 2 | 1 | 0 | | Обсуждать примеры случайных событий, мало вероятных и практически достоверных случайных событий, их роли в природе и жизни чело века | Контрольная работа | https://foxford.ru/wiki/matematika/veroyatnost-sluchaynogo-sobytiya |
Итого по разделу: | 5 | | | | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | 11 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | дата | Тема урока |
7 Б | 7В |
Представление данных – 7 часов |
1. | 05.09 | 07.09 | Представление данных в таблицах |
2. | 12.09 | 14.09 | Практические вычисления по табличным данным |
3. | 19.09 | 21.09 | Извлечение и интерпретация табличных данных |
4. | 26.09 | 28.09 | Практическая работа по теме «Таблицы». |
5. | 03.10 | 05.10 | Графическое представление данных в виде круговых и столбчатых диаграмм |
6. | 10.10 | 12.10 | Примеры демографических диаграмм |
7. | 17.10 | 19.10 | Практическая работа по теме «Диаграммы» |
Описательная статистика – 8 часов |
8. | 24.10 | 26.10 | Числовые наборы. |
9. | | | Среднее арифметическое |
10. | | | Медиана числового набора |
11. | | | Устойчивость медианы |
12. | | | Практическая работа по теме «Средние значения» |
13. | | | Наибольшее и наименьшее значения числового набора |
14. | | | Размах |
15. | | | Контрольная работа по теме «Описательная статистика» |
Случайная изменчивость - 6 часов |
16. | | | Случайная изменчивость(примеры) |
17. | | | Частота значений в массиве данных |
18. | | | Группировка |
19. | | | Гистограммы |
20. | | | Построение гистограмм |
21. | | | Практическая работа по теме «Случайная изменчивость» |
Введение в теорию графов – 4 часа |
22. | | | Граф, вершина, ребро. Степень (валентность) вершины |
23. | | | Число рёбер и суммарная степень вершин. Цепь и цикл |
24. | | | Путь в графе. Представление о связности графа |
25. | | | Обход графа. Представление об ориентированных графах |
Вероятность и частота случайного события – 4 часа |
26. | | | Случайный опыт и случайное событие. Вероятность и частота события. |
27. | | | Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе |
28. | | | Монета и игральная кость в теории вероятностей |
29. | | | Практическая работа по теме «Частота выпадения орла» |
Обобщение, контроль – 5 часов |
30. | | | Представление данных |
31. | | | Описательная статистика |
32. | | | Вероятность случайного события |
33. | | | Итоговая аттестация. Контрольная работа |
34. | | | Подведение итогов |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Примерная рабочая программа основного общего образования. Математика 7-9 классы. Базовый уро-вень. Москва, 2021.
2. Рабочей программы Алгебра. Сборник рабочих программ. 7-9 классы: А45 учеб. пособие для обще-образовательных организаций, составитель А.Т. Бурмистрова. М.: Просвещение, 2018
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕ-РИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко Теория вероятностей и статистика – 2-е изд., переработанное. – М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2015г. – 256 с.: ил. ISBN 987-5-94057- 319-7
2. Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко Теория вероятностей и статистика: Методи-ческое пособие для учителя – 2-е изд., исправленное и доработанное – М.:МЦНМО: МИОО, 2008. – 56 с.: ил. ISBN 978-5-94057-189-6
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РА-БОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
1 Мультимедийный проектор,
2 Ноутбук