СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Создаём проекты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Создаём проекты"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Создаём проекты"»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«Создаём проекты»

по общеинтеллектуальному направлению

для 4 общеобразовательного класса










Срок реализации: 1 год


Составила: Молчанова Елена Александровна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория














2020– 21 уч. г



Раздел 1. Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Метапредметные результаты:

— умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

— умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

— владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

— готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей и разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

— умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

— умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

— умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

— владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

— владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты:

— сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

— способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

— сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметных областей;

— способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Требования к уровню подготовки учащихся

- умение выделить проблему

- умение поставить цель исследования

- умение выделить объект исследования

- умение определить предмет исследования

- умение подобрать соответствующие методы исследования

- умение подобрать инструментарий

- умение осуществить анализ результатов

- умение оценивать промежуточные и конечные результаты

- степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта

- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность

-результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения

- косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение

успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках

(повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Раздел 2 Содержание

  Программа включает систему развивающих заданий для организации проектно-исследовательской деятельности в третьем классе и знакомит младших школьников с подходами к решению творческих задач, с основами самостоятельного поиска и переработки информации, планирования своих действий, способствует развитию навыков конструктивного общения в процессе совместной работы над проектом. 

Этапы проектно-исследовательской деятельности:

Развитие исследовательских способностей

В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

-видеть проблемы;

 -ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определение понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;

-структурировать материал;

-готовить тексты собственных докладов;

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.

 Самостоятельная работа над проектом

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.

 Оценка успешности проектной деятельности

Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим,  и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Мир вещей – мир идей

Развитие воображения, фантазии;

Высказывание своего предположения и его проверка и обоснование;

Развитие умения делать умозаключения, проверять их правильность;

Развитие умения понимать символы и составлять из них орнаменты;

Устанавливание взаимосвязи и развитие умения находить новое в знакомом.

Как стать изобретателем

Развитие внимания к родному языку;

Работа со словарями;

Развитие умения выделять свойства предметов;

Развитие умения проводить эксперименты и применять свои знания;

Развитие умения правильно ставить цель работы, выдвигать гипотезу и проверять её;

Развитие умения оформлять результаты работы: составлять таблицы.

Добрые дела миру

Забота о себе и других людях (родных и близких, одноклассниках)

Развитие умения находить вдохновение в красоте мира, музыке, живописи и делиться радостью с окружающими людьми.

Работа в парах, группах (помощь друг другу, развитие умения сотрудничества)

Русский язык

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Развитие умения правильно произносить слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Изучение и объяснение пословиц и поговорок.

Литературное чтение

Развитие умения работать с текстом, определять главную мысль текста и тему;

вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;

упорядочивать информацию по заданному основанию;

сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя существенные признаки;

понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

Математика

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).

Задачи-шутки, задачи-загадки(2 часа) 

Решение задач: Таинственные. Задачи на определение возраста:

Задачи-шутки, задачи-загадки(2 часа) 

Решение задач: Таинственные. Задачи на определение возраста:

Задачи-шутки, задачи-загадки; задачи на определение возраста; задачи на логику и рассуждение;

задачи с подвохом. Составление сборника математических задач.

Окружающий мир

Понимание значения труда  для жизни общества и  каждого человека.

Знания об основных профессиях, их особенностях. Интерес к трудовой и профессиональной деятельности. Желание в будущем овладеть какой-либо профессией.

Подбор материала на тему: «Как учились в начальной школе наши мамы, папы, бабушки и дедушки», «Как появляются профессии»


Раздел 3. Планирование

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Создаём проекты» составлена на основе:

- приказа Минобнауки России от 6.10. 2009 г. № 373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»;

- приказа Минобрнауки России № 2357 от 22.09.11 «О внесении изменений в ФГОС, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373»;

- письма Минобрнауки России № 03-296 от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС»;

- письма Минобрнауки России № 03-296 от 12.03.2011: «О моделях организации внеурочной деятельности»;

- учебного плана школы на 2020-2021 учебный год.

Программа курса

Занятия проводятся 1 раз в неделю (135 ч в год): 2-4 класс – 34 ч в год.

На курс «Создаём проекты» отводится 1 час в неделю.).

Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности».

Учебно-исследовательская и проектная деятельности обучающихся направлена на развитие метапредметных умений.

Включение учебно-исследовательской и проектной деятельности в процесс обучения является важным инструментом развития познавательной сферы, приобретения социального опыта, возможностей саморазвития, повышение интереса к предмету изучения и процессу умственного труда, получения и самостоятельного открытия новых знаний у младшего школьника. Главная особенность развития учебно-исследовательской и проектной деятельности – возможность активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер и таким образом передать учащимся инициативу в своей познавательной деятельности. Учебно-исследовательская деятельность предполагает поиск новых знаний и направлена на развитие у ученика умений и навыков научного поиска. Проектная деятельность в большей степени связана с развитием умений и навыков планирования, моделирования и решения практических задач.

В ходе освоения учебно-исследовательской и проектной деятельности учащийся начальной школы получает знания не в готовом виде, а добывает их сам и осознает при этом содержание и формы учебной деятельности. Обучающийся выступает в роли субъекта образовательной деятельности, поскольку получает возможность быть самостоятельным, активным творцом, который планирует свою деятельность, ставит задачи, ищет средства для решения поставленных задач.

Основными задачами в процессе учебно-исследовательского и проектного обучения является развитие у ученика определенного базиса знаний и развития умений: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, генерировать гипотезы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи. Данные умения обеспечивают необходимую знаниевую и процессуальную основу для проведения исследований и реализации проектов в урочной и внеурочной деятельности.

Развитие умений младших школьников проводится с учетом использования вербальных, знаково-символических, наглядных средств и приспособлений для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем, алгоритмов и эвристических средств решения учебных и практических задач, а также особенностей математического, технического моделирования, в том числе возможностей компьютера.

Исследовательская и проектная деятельность может проходить как в индивидуальной, так и в групповой форме, что помогает учителю простроить индивидуальный подход к развитию ребенка. Границы исследовательского и проектного обучения младших школьников определяются целевыми установками, на которые ориентирован учитель, а также локальными задачами, стоящими на конкретном уроке.

В рамках внеурочной деятельности исследовательская и проектная деятельность направлены на обогащение содержания образования и возможность реализации способностей, потребностей и интересов обучающихся с различным уровнем развития.

Для расширения диапазона применимости исследовательского и проектного обучения следует дифференцировать задания по степени трудности: путем постепенного усложнения непосредственно самих заданий и/или увеличением степени самостоятельности ребенка, регулируемой мерой непосредственного руководства учителя процессом научно-практического обучения.

В качестве основных результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности младших школьников рассматриваются такие метапредметные результаты, как сформированные умения: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи и работать с источниками информации. Они обеспечивают получение необходимой знаниевой и процессуальной основы для проведения исследований и реализации проектов при изучении учебных предметов. В качестве результата следует также включить готовность слушать и слышать собеседника, умение в корректной форме формулировать и оценивать познавательные вопросы; проявлять самостоятельность в обучении, инициативу в использовании своих мыслительных способностей; критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми; смело и твердо защищать свои убеждения; оценивать и понимать собственные сильные и слабые стороны; отвечать за свои действия и их последствия.

Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

Первый компонент- работа над темой - это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.

Второй компонент- работа над проектами - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т. е. продукта).

Основные виды творческих работ - это поделки и мероприятия.

Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и так далее.

Этапами внеурочной проектной деятельности являются:

1. Выбор темы.

2. Сбор сведений.

3. Выбор проектов.

4.Реализация проектов.

5. Презентация.

Выбор темы. Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Коллективный выбор детьми единой темы может и должен регулироваться учителем.

Совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем зачастую задают структуру будущих информационных проектов- энциклопедий и карточек. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы: географический аспект, исторический аспект, культурный (тема в литературе, живописи, фильмах и т.д.)

Сбор сведений. Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации - это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений, информация на электронных носителях. Основная задача учителя на этом этапе - направить деятельность детей на самостоятельный поиск информации. Источником информации может быть отдельный предмет (книга, фильм); организация (музей, библиотека, предприятие); мероприятие (экскурсия), человек (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений размещением всей собранной информации в одном информационном проекте - в картотеке или в тематической энциклопедии.

Выбор проектов. После завершения сбора информации, детям предлагается принять участие в реализации проектов. Учитель знакомит их с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты . Было бы хорошо, чтобы в классе выполнялось параллельно несколько проектов.

Реализация проектов. На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно на некоторых уроках или после уроков) и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и не может справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.

Презентация .Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения всей работы детям надо дать возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Некоторые проекты являются как бы « самопрезентующимися» - это спектакли, концерты, живые газеты.

Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты - это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показ моделей одежды, кукольный спектакль и т д.).

К представлениям можно отнести:

- спектакли (в том числе кукольные);

- концерты;

- устные журналы (аналоги телепередач);

- викторины и игры с применением знаний по теме (в том числе аналоги телеигр);

- показ моделей одежды.

К изготавливаемым изделиям можно отнести:

- тематические выставки рисунков, поделок;

- газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты);

- видеожурналы и видеофильмы.

В результате работы по программе курса учащиеся должны научиться:

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

- рефлектировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели)

- планировать (составлять план своей деятельности);

- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

-проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Календарно - тематическое планирование.

№ п/п

Название раздела

Тема урока

икт

1

Мир вещей – мир идей

Инструктаж по т\б. Ступени мастерства


2

Развитие воображения.

Учусь сочинять и развивать воображение


3

Предположение и его проверка.

Учусь предполагать, проверять свои предположения и делать выводы


4

Высказывание и обоснование своего мнения.

Учусь высказывать и обосновывать свое мнение


5

Народная мудрость и её применение.

Учусь использовать народную мудрость


6

Умозаключения и проверка их правильности.

Учусь делать умозаключения, проверять их правильность


7

Предложение идей. Учусь предлагать идеи.


8

Понятие символы и орнаменты.

Учусь понимать символы и составлять из них орнаменты


9

Работа с информацией.

Учусь работать с информацией


10

Фантазия и её развитие.

Развиваю фантазию


11

Установление взаимосвязей.

Учусь устанавливать взаимосвязи и находить новое в знакомом


12

Аналогия и сравнение.

Учусь проводить аналоги и сравнивать


13 (1)

Как стать изобретателем

Развитие внимания к родному языку.

Учусь быть внимательным к родному языку и пользоваться словарями


14 (2)

Создание скульптуры изо льда.

Учусь использовать свойства предметов


15 (3)

Проведение экспериментов, доказывающих существование поверхностного натяжения.

Учусь проводить эксперименты и применять свои знания


16 (4)

Цель-это предполагаемый результат.

Учусь правильно ставить цель работы


17 (5)

Гипотеза-это научное предположение. Формулировка гипотезы. Учусь выдвигать гипотезу


18 (6)

Проверка гипотезы.

Учусь проверять гипотезу


19 (7)

Оформление результата работы. Составление таблицы.


20 (1)

Добрые дела миру

Добрые дела миру.

Учусь думать о себе и других


21 (2)

Цвет и вдохновение. Азбука цветовых ощущений.

Учусь искать вдохновение в цвете и дарить его окружающим


22 (3)

Музыка и вдохновение.

Учусь искать вдохновение в музыке и дарить его окружающим


23 (4)

Профессии, назначение которых - помогать людям.Учусь помогать другим


24 (5)

Сотрудничество. Учусь сотрудничать


Работаю над проектами

25

Русский язык

Проект 1. Похвальное слова знакам препинания


26

Проект 2. Говорите правильно


27

Литературное чтение

Проект 1. Календарь событий недели


28

Проект 2. Россия – Родина моя


29

Математика

Проект 1. Математический справочник «Наше село»


30

Проект 2. Сборник математических задач и заданий


31

Окружающий мир

Проект 1. Как учились в начальной школе наши мамы, папы, бабушки и дедушки


32

Проект 2. Как появляются профессии


33-34


Защита проектов



Этапы работы над проектом. Деятельность учителя и учащихся.

Учитель

Учащиеся

1

2

1-ый этап – погружение в проект

Формулирует:

Осуществляют:

1) проблему проекта;

10 личностное присвоение проблемы;

2) сюжетную ситуацию;

2) вживание в ситуацию;

3) цель и задачи.

3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.

2-ой этап – организация деятельности.

1

2

Организует деятельность – предлагает:

Осуществляют:

1) организовать группы;

1) разбивку на группы;

2) распределить роли в группах;

2) распределение ролей в группе;

3) спланировать деятельность по решению задачи проекта;

3) планирование работы;

4) возможные формы презентации результатов.

4) выбор формы и способов презентации предполагаемых результатов.

3-ий этап – осуществление деятельности.

1

2

Не участвует, но:

Работают активно и самостоятельно:

1) консультирует учащихся по необходимости;

1) каждый в соответствии со своей ролью и сообща;

2) ненавязчиво контролирует;

2) консультируются по необходимости;

3) дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

3) «добывают» недостающие знания;

4) репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

4) подготавливают презентацию результата.

4-ый этап – презентация.

1

2

Принимает отчет:

Демонстрируют:

1) обобщает резюмирует полученные результаты;

1)понимание проблемы, цели и задач;

2) подводит итоги обучения;

2) умение планировать и осуществлять работу;

3) оценивает умения:

* общаться;

* слушать;

* обосновывать свое мнение;

* толерантность;

* и другое.

3) найденный способ решения проблемы;

4) акцентирует внимание на воспитательном моменте:

* умении работать в группе на общий результат.

4) рефлексию деятельности и результата;


5) дают взаимооценку деятельности и ее результативности








Требования к результатам на конец года

Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.

Возможные результаты проектной деятельности младших школьников:

  • альбом, буклет, журнал, книжка-раскладушка, стенгазета, плакат,

  • гербарий, макет, модель, наглядные пособия,

  • иллюстрации, поделка, коллекция, костюм,

  • музыкальная подборка, сценарий праздника, сказка,

  • справочник, словарь

  • фотоальбом, фильм,

  • экскурсия.

В результате работы по программе курса учащиеся должны научиться:

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определения понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


Результаты сформированности планируемых результатов (предметных, метапредметных) каждого обучающегося по критериям оценивания:

0 б. – не научился (не проявил данное умение)

1 б. – частично научился (допускаются ошибки при демонстрации умений)

2 б. - в полной мере научился (ярко демонстрирует в работе данное умение).


формы оценивания:

  • зачёт

  • собеседование

  • защита проектов

  • итоговая рефлексия

  • творческий отчет

  • выставка

  • листы наблюдения

  • диагностические карты.


Рефлексивная карта ученика заполняется по завершении курса.

Чему я научился на занятиях?

Буду ли я продолжать занятия в следующем учебном году?

Над чем еще надо поработать?

Где пригодятся знания?

В полную ли силу я занимался?

За что могу себя похвалить?

Карта рефлексии достигнутых результатов кружка


Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

повышение познавательного интереса к проектной деятельности

развитие интеллектуального потенциала младших школьников.

участие младших школьников в классных и школьных мероприятиях по защите проектов;

заинтересованность в развитии своих творческих способностей.

приобретать опыт самостоятельного поиска информации в разных источниках;

участвовать в конкурсах районного уровня