СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Тропинка в мир профессий"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс является пепвой ступенькой в предпрофильном образовании.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Тропинка в мир профессий"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 г.Алдан"‌‌

МР "Алданский район" РС(Я)‌

МБОУ СОШ №2







УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР

________________________

Амелина С.Г.

Приказ 01-17/294

от «30» 08 2023 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Тропинка в мир профессий»

для обучающихся 1 - 4 классов













Составитель:

Бушева Виктория Ивановна

















г. Алдан‌ 2023‌

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данный курс является первой ступенькой в предпрофильном образовании.

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но, поскольку

профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Правильно проведённая с ними профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах.


Место курса в учебном плане

Программа внеурочной деятельности по общекультурной направленности «Тропинка в мир профессий» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей в возрасте от 7 до 10 лет.

Программа внеурочной деятельности «Тропинка в мир профессий» рассчитана на 4 года (135 часов).


1 класс – Играем в профессию (33ч)


2 класс – Тропинка в мир профессий (34ч)


3 класс – Разнообразный мир профессий (34ч)


4 класс – Все работы хороши!... (34ч)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА


Цель программы: подготовить основу для предпрофильной ориентации учащихся младших классов путём создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи программы:


-формирование единой картины о мире труда и разнообразии профессий; -обогащение представлений о различных сторонах профессий;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей, творческой активности, и способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Предметные результаты


В результате прохождения курса «Тропинка в мир профессий» младший школьник должен знать:

- основные сферы профессиональной деятельности человека;

-основные признаки профессий, их значение в обществе;

- предприятия и учреждения города;

- основные приемы выполнения учебных проектов.


Уметь:

- рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;

-выполнять отдельные трудовые операции по конкретным профессиям;

- переносить сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;

- выполнять учебные проекты.


Личностные УУД :


- овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;

-готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- уважительное отношение к представителям разных профессий;


Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «Тропинка в мир профессий» является формирование следующих универсальных учебных действий:


Регулятивные УУД:

-организовывать свою деятельность в соответствии с планом;

- принимать учебную или игровую задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно;

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, с планом;

-определять последовательность своих действий;

- давать эмоциональную оценку деятельности, корректировать свои действия и поведение.


Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной профориентационной работы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков);

- включать действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, моделирования профориентационного содержания занятий.


Коммуникативные УУД:

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- вести проблемный диалог (побуждающий и подводящий диалог);

- договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

-выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)


Ожидаемый результат.


Программа « Тропинка в мир профессий» позволит выработать у школьников и их родителей понимание важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, сформировать отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества.

Школьник будет понимать, насколько многообразен мир профессий, какие личностные и профессиональные качества нужно воспитывать в себе для успешного освоения выбранной профессии.


Актуальность данного курса велика. Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8 – 11 классов, но всё же подросток не успевает сделать осознанный выбор. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в начальной школе. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Через выбор профессии ребенок определяет место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым.

Новизна программы заключается в разработанной системе профориентационной работы, которая позволяет поэтапно давать знания обучающимся, начиная с первого класса, учитывая возрастные особенности и ведущий вид деятельности, что в итоге позволит сделать правильный профессиональный выбор.


Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая, игровая.


Формы работы:

- беседы;

- экскурсии;

- встречи с людьми интересных профессий;

- игры: ролевые, компьютерные, настольные, семейные; - просмотры кинофильмов, мультимедиа, видеофильмов; - литературные композиции, инсценирование;

- устные журналы, викторины;


- проектно-исследовательская деятельность учащихся. Формы подведения итогов работы:

-участие в конкурсах рисунков, фотографий, защите проектов и др. - праздники, утренники;

- фотовыставки;


- методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).



ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ


Овладение элементарными профессиональными умениями и ознакомление с миром профессий. Развитие способности трудиться в коллективе. Воспитание трудолюбия, ответственного отношения к труду. Обогащения словарного запаса. Коррекция высших психологических функций. Коррекция психофизических недостатков средствами трудовой деятельности.


Этапы реализации программы:


I этап – Знакомство с профессиями через труд.


II этап – Углубление и расширение знаний о профессиях. Показать значимость каждой профессии для общества.


III этап – Развитие коммуникативных навыков и опыта проектной и исследовательской деятельности.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Модуль I – Играем в профессии – 1 класс.


Цель: формирование элементарных знаний о профессиях через игру.


Модуль II – Тропинка в мир профессий – 2 класс.


Цель: расширение представлений детей о мире профессий.


Модуль III– Разнообразный мир профессий – 3 класс.


Цель: формирование мотивации, интереса к трудовой и учебной деятельности, стремления к коллективному общественно-полезному труду.


Модуль IV – Все работы хороши! …– 4 класс.


Цель: формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивать интерес к будущей профессии.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


1 класс.


Модуль I - «Играем в профессии» -33 часа


урока

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

1-2

«Все работы хороши»

2

Занятие с элементами игры, видеознакомство

3-4

«Кому, что нужно»

2

Дидактическая игра беседа

5-6

«Оденем куклу на работу, едем на работу»

2

Занятие с элементами игры, беседа

7-8

«Мы строители»

2

Занятие с элементами игр, видеознакомство

9-10

«Магазин»

2

Знакомство с атрибутами, ролевая игра

11-12

«Мы идем в магазин»

2

Экскурсия. Ролевая игра

13-14

«Аптека»

2

Знакомство с атрибутами, ролевая игра

15-16

«Больница»

2

Знакомство с атрибутами, ролевая игра

17-18

«Какие бывают профессии»

2

Видеознакомство, игровой час

19-20

С. Михалков «Дядя Степа»

2

Чтение, беседы, викторины

21-23

«Дядя Степа-милиционер»

3

Экскурсия, видеоурок, встреча с работником полиции

24-25

К. Чуковский «Доктор Айболит»

2

Игра-демонстрация, викторина

26-27

В. Маяковский «Кем быть»

2

Чтение, беседа, обсуждение- Кем я хотел бы быть?

28-29

Уход за цветами

2

Практика

30-31

Профессия повар

2

Экскурсия, видеоурок, викторина

32-33

«Поварята»

2

Практикум



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 класс.


Модуль II – «Тропинка в мир профессий»-34 часа


урока

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

1-2

«Все работы хороши»

2

Занятие с элементами игры

3-4

«Разные дома»

2

Конструирование

5-6

«Дачный домик»


2

Аппликация


7-8

«Профессия повар»

2

Экскурсия, дидактическая игра

9-11

«Парикмахерская»

3

Экскурсия, сюжетно-ролевые игры

12-14

«Профессия «Врач»


3

Занятие с элементами игры, приглашение школьного врача

15-16

«Моя профессия»

2

Игра-викторина, сочинение

17-19

«Почта»

3

Экскурсия, сюжетно-ролевые игры

20-21

«Аптека»

2

Экскурсия, презентация

22-24

«Мастерская удивительная профессия»

3

Дидактическая игра, конкурсы. КВН

25-26

«Профессии все хороши -любую выбирай на вкус»

2

Тематический вечер

27-28

Д. Родари «Чем пахнут ремёсла »

2

Работа с текстами

29-30

«Профессия строителей»

2

Дидактическая игра

31-32

«Строительный поединок»

2

Игра соревнований

33-34

«Путешествие на стройку»

2

Экскурсия, беседа



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс.


Модуль III – «Разнообразный мир профессий»-34 часа


урока

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

1-2

«Что такое профессия»

2

Игровые программы, проект

3-4

«У кого мастерок, у кого молоток»

2

Беседа с элементами игры, конкурс

5-6

«Истоки трудолюбия»

2

Игровой час

7-8

«Домашний помощник»

2

Игра-конкурс, сочинение

9-11

«Мир профессии»

3

Викторина, ролевая игра

12-13

«Угадай профессии»


2

Занятие с элементами игры

14-15

«Какие бывают профессии»

2

Занятие с элементами игры

16-17

«Куда уходят поезда»


2

Занятие с элементами игры


18-19

«Моя профессия»

2

КВН, проект

20

«Наши друзья-книги»

1

Экскурсия в городскую библиотеку

21

«Откуда сахар пришел»

1

Презентация, беседа


22-23

«Турнир профессионалов»


2

Конкурс-игра


24-25

«Все профессии нужны, все профессии важны»

2

Дидактическая игра

26-27

«Строим дом»

2

Экскурсия, конструирование

28-29

«Операция- десант»

2

Практикум

30-32

«Уход за цветами»

3

Практикум

33-34

«Кулинарный поединок»


2

Шоу-программ, проект




ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 класс.

Модуль IV –«Все работы хороши!...-34 часа


урока

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

1-2

«Любое дело -мое счастливое будущее»

2

Классный час, презентация, работа в группах

3-4

«По дороге идут машины»

2

Беседы - тренинг

5-6

«Все работы хороши»

2

Игра-конкурс

7-8

«О профессии продавец»

2

Беседа-тренинг

9-10

«О профессии библиотекарь»

2

Беседа с элементами игры

11-12

«Праздник в городе Мастеров»

2

КВН

13-14

«Работники издательств и типографии»

2

Экскурсия в типографию, ролевая игра

15-16

«Как приходят вести»

2

Беседа с элементами игры

17-18

«Веселые мастерские»


2

Игра - состязание

19-20

«Путешествие в город мастеров»

2

Профориентации - игра

21-22

«Строительные специальности»

2

Практикум, защита проекта

23-24

«Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй»

2

Игровой вечер

25-26

«Знакомство с промышленными профессиями»

2

Конкурс-праздник

27-28

«Человек трудом красен»

2

Игра соревнований

29-30

«Успеешь сам -научи другого»

2

Практикум

31-32

«Чей участок лучше»

2

Практикум

33-34

«Кулинарный поединок»

2

Практикум



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Модуль I - «Играем в профессии»- 33 часа

Все работы хороши (2 ч).

Занятия с элементами игры.

Введение в тему. Стихи о профессиях. Работа с карточками (конкурс состоит из разрезанной на части картинок). Конкурс маляров. Игра «Кто потерял свой инструмент», Конкурс «Найди лишнее», игра «Таинственное слово» (расшифровка слов баркы (рыбак), ртомас (матрос), явше (швея). Игра отгадай пословицы (Без охоты..(нет рыбок), без дела жить-…(только небо коптить). Викторина «Угадай профессию» кто пашет, сеет, хлеб убирает (хлебороб), кто лекарство отпускает (аптекарь), кто дома строит (строитель).

Кому что нужно(2 ч).

Дидактическая игра.

Вводное слово учителя . Определение правила игры. Подбираются картинки и предметы соответствующих профессий. Например: строитель-мастерок, врач-градусник, повар-кастрюля и т.д.

Оденем куклу на работу (2ч).

Дидактическая игра.

Оборудование: изображение рабочей одежды, изображение кукол. Подобрать к каждой картинке одежду и назвать соответствующую профессию (строитель, милиционер, врач, пожарник, продавец).

Дидактические игры. Разложены круги, в середине которых нарисованы люди разных профессий, относительно с изображением инструментов. Необходимо выбрать картинку подходящую для работ.

Мы строители (2ч).

Занятие с элементами игры.

Организационный момент. Игра. Строится из геометрических фигур. Физкультминутка. Просматривают м/ф. Игра со счетными палочками. Строим модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую пользу приносят наши знания.

Магазин (2ч). Ролевая игра.


Мы идем в магазин (2ч).

Беседа с игровыми элементами.

Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Вопросы, какие бывают магазины? Кто работает в магазине? Формирование новых знаний. Разбор стихов. Вставьте буквы из списка, и вы узнаете, кто работает в магазине. Заведующая, продавец, товар, охранник, администратор товара. Оценка: вежливый, грубый продавец. Итог: как называется профессия людей работающих в магазине?

Аптека (2ч). Ролевая игра.


Организационный момент. Игра. Строится из геометрических фигур. Физкультминутка.


Просматривают м/ф. Игра со счетными палочками. Строим модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую пользу приносят наши знания.

Больница (2ч). Ролевая игра


Какие бывают профессии (2 ч). Игровой час.

Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Подбор рифмовок в стихотворении. Рассказ о мире профессий. Игра: «Закончи пословицу…», например, «без труда…(не вытянуть рыбку из пруда»). Загадки о профессиях. Кроссворд о профессиях. Итог: о каких профессиях мы сегодня узнали?

С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» (2ч). Чтение.1

Чтение текста. Словарная работа: милиционер, профессия. Обсуждение прочитанного. Ответы на вопросы.

С. Михалков «Дядя Степа-милиционер»(3 ч). Видеоурок.

Просмотр м/ф по произведению С. Михалков «Дядя Степа-милиционер». Обсуждение поступков главных героев. Как бы ты поступил в данной ситуациях. Словарная работа.

В. Маяковский «Кем быть?» (2ч). Чтение текста.2

Чтение по ролям. Обсуждение текста. Словарные работы: столяр, плотник, рубанок, инженер, доктор, конструктор, шофер.

К. Чуковский «Доктор Айболит»-2ч3 Игра-демонстрация, викторина.

Уход за цветами. (2ч). Практическое занятие. Профессия «Повар»(2ч). Экскурсия.

Презентация профессий. Знакомство со столовой школы . Знакомство с профессией повар. Встреча с людьми, работниками в школьной столовой.

Поварята. (2ч). Конкурс-игра


Модуль II-«Тропинка в мир профессий» – 34 часа.

Мастерская удивительных профессий (2ч). Дидактическая игра.

1 Михалков С. Дядя Степа и другие. / С. Михалков – М.: Издательство «Детская литература», 1989 -310с.

2 Маяковский В. Кем быть. М.: Издательство Малыш,1987 г

3 Чуковский К. Доктор Айболит. / К. Чуковский – М.: Издательство «Детская литература»,1989.

Карточки (желтые, синие, красные; по 5 в каждой- 4 с рисунком, 1 без рисунка и 4 картонных круга - тех же цветов).

Изображения рабочая одежда из выбранных карточек, средств труда, место работы. Определить профессии, результат труда человека.


Разные дома (2ч). Практическое занятие.

Использование настольного конструктора «Строитель». Разбить детей на несколько групп. Выносить задание - из кубиков построить дома. Игра-соревнование со строительными игровыми материалами. Конструирование из настольного конструктора. Итог, награждение.


Дачный домик (2ч). Практическое занятие.

Подобрать цветную бумагу (крышу, стены, труба, крыльцо). Выложить аппликацию из цветной бумаги и картона. Итог, выявить лучших участников, награждение.


Моя профессия (2ч). Игра-викторина.

Дидактическая игра: «Доскажи словечко», загадки. Игра: «Волшебный мешок» (определить на ощупь инструменты). Итог.

Профессия «Врач» (3ч). Дидактическая игра.


«Назови профессии», «Кто трудится в больнице». Работа с карточками. Больница (1ч). Сюжетно-ролевая игра.

Доктор «Айболит»(2ч). Игра


«Кто нас лечит» (2ч). Экскурсия в кабинет врача.


Место, нахождение кабинета врача. Знакомство с основным оборудованием врача. Для чего нужны лекарства. Итог.

«Добрый доктор Айболит» (2ч). «Парикмахерская» (3ч.). Сюжетно-ролевая игра.


Все профессии хороши - выбирай на вкус! (2ч). Занятие с элементами игры. Постановка и обсуждение проблемных вопросов. Понятие «работа», «трудолюбие». Игра: «Быстро назови». Например: лекарство (врач), машина (шофер). Конкурс «мастерицы». Итог: мультимедиа- люди разных профессия.


Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»(3 ч.). Инсценировка.


Профессия «Строитель»(2ч). Дидактическая игра.

Дидактическая игра: «Что кому нужно для работы на стройке?». Карточки с изображением предметов, орудий труда. Определить названия профессий. Например: штукатур-мастерок, машина-шофер.


Строительный поединок (2ч). Игра-соревнование.

Разбить детей на несколько команд. Одна группа строит дома из спичек, другая из спичных коробков. Кто быстрее. Подведение итогов. Награждение команд.

Путешествие на стройку (1ч). Экскурсия. Местонахождение строительного объекта. Знакомство со строительными профессиями.

Где работать мне тогда? (2ч) Классный час.


Введение в тему. Основная часть. Инсценировка стихотворения Александра Кравченко «Честный ответ». Понятие о работах, профессиях. Словарная работа(профессия, специальность, классификация). Мультимедиа (изображение профессий: мастер, штукатур, сантехник, каменщик, крановщик). Чтение стихов: Г. Машин «Крановщик», С. Баруздин «Плотник», «Архитектор». Итог.



Модуль III – «Разнообразный мир профессий» -34 часа


Что такое профессия(2ч). Игровая программа.

Вводное слово о профессиях. Речь труда в жизни человека. Работа с пословицами: например: «Труд кормит человека, а лень портит..». Закончить пословицу: «Кто не работает (тот не ест). Стихотворения о профессиях. Загадка про предметы, которые используют люди разных профессий. Угадать профессии по первой букве. По пословице угадать профессию, например: «Куй железо, пока горячо» (кузнец).


У кого мастерок, у кого молоток (2ч). Беседа с элементами игры.

Вводное слово. История происхождения орудия труда. Знакомство с понятием «инструмента». Дидактическая игра: «Назови инструмент» (на кухне например, чайник, кастрюля, сковорода). Инструменты для ремонта (молоток, напильник, плоскогубцы). Игра: «Черный ящик». Дидактическая игра: подбери нужный инструмент к профессии. Итог. Разгадывание кроссворд об инструментах.


Истоки трудолюбия (2ч). Игровой час.

Вводное слово. О чем будем говорить. Загадки. Игра-конкурс: «Кто больше назовет профессий». Дидактическая игра: «Расскажи о профессии». Игра со словами: «Что будет, если….». Например, что будет, если повара перестанут готовить? Что будет, если врачи перестанут лечить? Физкультминутка. Игра: «Правильно дорисуй».


Домашний помощник (2ч). Игра-конкурс.

Введение в игру. Конкурс, кто каким делом занят. Дидактическая игра: «Кто чем занимается». Работа с картинками. Конкурс «Стихотворение пауза». Сказки о том, как опасна лень (В.Пахнов). Инсценировки. Конкурс смекалистых. Конкурс: «Очумелые ручки. Конкурс-эстафета: «Кто быстрее забьет гвоздь».


Мир профессий (2ч). Викторина.

Разминка. Конкурс «Профсловарь». Конкурс болельщикам. Вопросы о профессии.

Загадки о профессиях.

Конкурс платков. Конкурс письмо другу (друг просит дать совет по выбору профессии). Конкурс: «отгадай кроссворд», конкурс пословиц о профессиях.

Игра эрудит (угадать профессию по первой букве). Например: п (пилот), в (врач). Итог награждение лучших игроков.


Угадай профессию (2ч). Занятие с элементами игры.

Вводное слово о профессиях. Дидактическая игра назови профессию, например: хлеб-хлебороб, одежда-портной. Черный ящик (определить на ощупь инструменты). Конкурс художников. Подведение итогов.


Какие бывают профессии (2ч). Занятие с элементами игры.

Вступительное слово о профессиях. Стихи о профессиях. Пословицы о профессиях. Конкурс угадай профессию. Просмотр мультфильмов о строительных профессиях (столяр, плотник, сварщик). Рассказ по кругу. Придумать по 1 предложению о профессии. Конкурс архитекторов. Из одинакового числа геометрических фигур составить: дом, машинку и т.д. Итог.


Куда уходят поезда (2ч). Занятие с элементами игры.

Вступительное слово. Просмотр мультимедиа о железнодорожном транспорте. Викторина об истории возникновения паровозов. Игра: «Что изменилось». Загадки о видах транспорта. Ролевая игра: «Проводник», «Машинист». Итог. Что нового мы сегодня узнали.


Моя профессия (2ч). КВН

Представление команд. Визитная карточка (портные модельеры). Разминка (назвать инструменты портных, виды одежды, пословицы). Конкурс капитанов. Разрисовщики тканей. Демонстрация моделей. Конкурс подарков. Итог. Награждение команд. Наши друзья-книги (1ч). Беседа с элементами игры.

Вступительное слово. Загадки о книгах. История происхождения книги. Папирус, береста, бумага. Изготовление современных книг. Знакомство с профессиями людей, которые создают книги (наборщик, печатник, переплетчик).


Откуда сахар пришел (2ч). Беседа.

Вводное слово воспитателя. Просмотр фильма. Обсуждение растений, из которых получают сахар. Обработка свеклы. Загадки о сахаре. Игра: «Назови профессию» (агроном, тракторист, шофер, химик, сахарный завод). Игра от А до Я (назвать профессии на все буквы алфавита).


Турнир - профессионалов (2ч). Конкурс-игра.

Представление команд. Приветствие. Азбука профессий (по букве определить профессию, например А-агроном, Б - бизнесмен). Конкурс «Кинокомедия» (вставить название фильмов). Игра «Третий лишний» (программист, закройщик, компьютерщик). Конкурс пантомимы (изобразить профессию). Подведение итогов.


Все профессии нужны, все профессии важны (3ч). Устный журнал.4

Вводное слово: страница информационная (данные о профессиях). Поэтическая (чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», Маяковский «Кем быть?», художественное (просмотр мультимедиа о людях разных профессий)). Игра. Дискуссия объясните пословицу: «Всякая вещь трудом создана».


Стройка (2ч). Экскурсия.

Вводное слова. Инструктаж по ТБ. Выбор Знакомство со строительными объектом. Виды строительных профессий. Итог. Рисунки, сочинения о профессии. Знакомство со словами: бульдозер, экскаватор, подъемный кран и т. д.


Операция «Трудовой десант» (1ч). Практикум.

Вводное слова воспитателя. Создание двух бригад. Распределение участков между бригадами. Назначение ответственных. Техника безопасности. Выполнение работы по уборке территории. Подведение итогов. Поощрение.


Уход за цветами (2ч). Практика. Кулинарный поединок (2ч). Шоу-программ.

Открытие. Представление команд. Команды: «Веселые поварята», «Чудо-повара». Конкурс-эстафета «Варим борщ» (выбрать набор продуктов, кто быстрее). Конкурс: «А знаете ли вы?», «Сладкоежек», «Украсим торт», «Что в мешке». Конкурс-эстафета (надеть фартук, кто быстрее нарежет овощи и т.д.). Итоги конкурса, награждения команд


Модуль IV –«Все работы хороши!...»-34 часа Любимое дело мое - счастье в будущем (2ч). Классный час презентация.

Организационный момент. Психологическая игра в круге. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Дело было вечером». Презентации. Швейное, строительное, газетное дело. Задание: установить порядок постройки дома, установить порядок создание газеты. Подведение итогов.


По дорогам идут машины (2ч). Беседа-тренинг.

http://detivi.ru/zagadki-i-kartinki-o-professiyah-dlya-detey/

История возникновения профессии шофера. Загадки о профессии шофер. Игра, кто самый внимательный. Игра: «Неуловимый шторм». Игра: «Какой это знак». Ролевая игра -драматизма «Улица».


Все работы хороши (2ч). Игра-конкурс.

Введение в тему. Стихи о профессиях. Дидактическая игра: расшифровка слова. Конкурс строителей. Составить из разрезанных картинок рисунок дома. Игра: «Кто потерял свой инструмент». Викторина: «Угадай профессию», конкурс «Найди лишнее». Итог игры. Награждение участников.


О профессии продавца (1ч). Занятие с элементами игры.

Вступительное слово. Знакомство с профессией продавец. Игра: «Умей промолчать». Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец», «вежливый покупатель». Игра «магазин».


О профессии библиотекаря (2ч). Беседа с элементами игры.

Вступительное слово. Рассказ о профессии библиотекаря. Игра: «Угадай, какая книжка». Игровая ситуация: «Читатель-библиотекарь». Оценка работы библиотекаря.


Праздник в городе мастеров (2ч). КВН.

Представлены 2 команды: «Девицы-мастерицы», «Веселые умельцы». Приветствие команд. Вопросы из шкатулки (разминка). Конкурс: «Самый трудолюбивый», конкурс: «Видеоклип», конкурс: «Проворные мотальщики», конкурс: «Частушечный», конкурс: «Капитанов». Домашнее задание- сценки о профессиях. Подведение итогов, награждение.


Работники издательства типографии (2ч). Сюжетно-ролевая игра.

Организационный момент. Актуализация опорных знаний (разгадывание ребуса). Сюжетно-ролевая игра «Редакция газеты».

Задание 1-штат редакции (корреспондент, фотограф, художник, наборщик). Задание 2-Вы редакторы (отредактировать текст).

Задание 3- Вы - журналисты (написать текст).

Задание 4 Вы - художники (выполнение иллюстрации).

Итог: люди каких специальностей работают над созданием газеты.


Как проходят вести (2ч). Беседа с элементами игры.

Вступление. Знакомство с профессией почтальона. Из истории (как передавались новости в древности). Изобретения в области связи. Современные профессии связи (почтальон, сортировщик почты). Загадки и почтовый транспорт (самолет), телефон (в пер. с греч «далеко - пишу»). Виды связи, сотовая связь. Ролевая игра «Телефон».


Веселые мастерские (2ч). Игра - состязание.

Вводное слово. Представление 2 команд. Столярная мастерская. Знакомство с инструментами (пила, топор, молоток, рубанок, стамеска). Загадки об инструментах.

Практическое задание – сделать кроватку для кукол. Швейная мастерская. Загадки об

инструментах. Конкурс: «Пришей пуговицу». Подведение итогов. Награждение.


Путешествие в город Мастеров (1ч). Профориентационная игра.

Путешествие по 5 районам. Каждый соответствует одной из профессиональных сфер (человек-человек, человек-техника, человек-природа, человек- художественный образ, человек - знаковая система). Дается задание составить план района, придумать название улиц, заселить дома сказочными героями. Например, район «Умелые руки», сказочные жители - самоделки, железный дровосек.


Строительные специальности (2ч). Практикум.

Организационный момент. Актуализация опорных знаний - разгадать кроссворд. С чего начинает работу хороший специалист (с плана или проекта). Игра: «Поможем начальнику стройку организовать», игра: «Проект». Итог: вопросы: что случиться, если строить здание без соответствующего плана, почему так важно руководствоваться проектами при строительстве здания?


Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй (2ч). 5Игровой вечер. Вступление. Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление учеников с сообщениями о профессиях. Задание на внимание: «Найди синий на рисунке». Мастерская слова (чтение и инсценировки). Конкурс- игра: «Нитки - иголка», конкурсы: «Бой с подушками». Итог.


Знакомство с прошлыми профессиями (2ч). Конкурс - праздник.

Введение. Стихи о труде. Рассказ о рабочих профессиях. Конкурс: «Заводу требуются…». Информация для любознательных. Знакомство с профессией плотника.


Человек трудом прекрасен (1ч). Игра-соревнование.


Умеешь сам - научи другого (1ч). Практикум.


Чей участок лучше (2ч). Практикум. Кулинарный поединок (2ч). Практикум.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

ДЛЯ ПЕДАГОГА

1. Абросимова Л. Н. Программа по профессиональной ориентации младших школьников "Тропинка в профессию" // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 6–10. – URL

2. Багрова О.В. Введение в мир профессий. / О.В. Багрова. / Волгоград. Издательство «Учитель», 2009 – 159с.

3.Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий. Программа с методическими рекомендациями для учителей 1 – 4 классов. М.: Образовательно-издательский центр «Академия» (2011)

4. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М., 1991.

5. Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. Издательство «БАРО-ПРЕСС», Ростов-на-Дону, 2008 г.

6. Путь к успеху. Информационно – справочный материал. 2002 год. – 16 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897). – М., 2010.

8. Яровая , Л. Н., Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия, 2 класс . М: «Вако», 2004


ДЛЯ УЧЕНИКОВ

1. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. / С.Я. Маршак – М.: Издательство «Детская литература», 1987 – 192с.

2. Михалков С. Дядя Степа и другие. / С. Михалков – М.: Издательство «Детская литература», 1989 -310с.

3. Маяковский В. Кем быть. М.: Издательство Малыш,1987 г

4. Родари Д. Чем пахнут ремесла? / Д. Родари – М.: Издательство «Детская литература», 1989 -15с.

5. Успенский Э. Седьмая профессия Маши Филиппенко / Э. Успенский – «Стрекоза», 2000 – 79с.

6. Френкель П.Л. Я расту. / П.Л. Френкель – М.: Издательство « Детская литература», 1986 – 56с.

7.Чуковский К. Доктор Айболит. / К. Чуковский – М.: Издательство «Детская литература»,1989.

Источники:

http://fppt.ru/237-lyudi-raznyh-professiy-na-golubom-fone.html

http://maiak-aya.ucoz.ru/news/vse_professii_nuzhny_vse_professii_vazhny/2017114 http://detivi.ru/zagadki-i-kartinki-o-professiyah-dlya-detey/

http://www.shkolniky.ru/klimov

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/

https://rustih.ru/