СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мои финансы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мои финансы"»

Администрация МО «Кабанский район»‌

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Селенгинская СОШ №1»


РАССМОТРЕНО

на заседании МК

Руководитель МК

_________________/_____________

ФИО, подпись

Протокол №____

от «__» __________2024г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________/_________/

ФИО, подпись

«___»____________2024г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МАОУ «Селенгинская СОШ №1»

______________/_____________

ФИО, подпись

Приказ №__________

от «__»_________2024г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Мои финансы »

4 класс

Составитель:

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Иванова Татьяна Юрьевна






Селенгинск, 2024 г.

срок действия (1 год)


Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы «Финансовая грамотность» Ю.Н. Корлюговой.

Программа предназначена для детей младшего школьного возраста. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам экономической и предпринимательской деятельности. Программа дает возможность ребенку как мож­но более полно представить себе место, роль, значение и необ­ходимость применения экономических знаний в окружающей жизни.

Цели и задачи программы


Изучение курса «Финансовая грамотность» в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие экономического образа мышления,

  • воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье,

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи:

•            учить планировать личный бюджет и постановку целей;

•            рассмотреть способы достижения финансовых целей (накопления, депозиты, вклады);

•            познакомить с особенностями функционирования банков, пенсионных фондов, налоговых и страховых компаний;

•            познакомить с понятиями «право» и «налоги»;

•            формировать основы предпринимательства, через игровую деятельность.


Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов.


Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают.

Базовый уровень (учащийся научится)

Личностные результаты – понимание, что деньги – не цель, а средство обмена.

Метапредметные результаты

•компетенция постановки личных целей для развития финансовой грамотности;

•компетенция определения своих финансовых целей;

•компетенция составления простого плана своих действий в соответствии с финансовой целью;

•компетенция проявления познавательной и творческой инициативы в области применения финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Предметные результаты

•умение правильно использовать термины: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта, дебетовая карта, кредитная карта, валюта;

•умение объяснять причины обмена;

•умение различать виды денег;

•умение объяснять, чем удобны в использовании наличные и безналичные деньги;

•умение объяснять роль банков, а также для чего нужны вклады и кредиты;

•умение считать наличные деньги (купюры и монеты);

•умение правильно считать сдачу;

•умение производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;

•умение приводить примеры валют;

•умение решать и составлять задачи с простыми денежными расчётами.

Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться) умению переводить одну валюту в другую с помощью валютных курсов.


Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье

Базовый уровень (учащийся научится)

Личностные результаты

•понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

•понимание, что деньги зарабатываются трудом человека.

Метапредметные результаты

•компетенция выполнения пошагового контроля своих учебных действий и итогового контроля результата;

•компетенция оценки правильности финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;

•компетенция исправления своих действий на основе оценки и учёта выявленных ошибок.

Предметные результаты

•умение правильно использовать термины: доходы семьи, расходы семьи, потребности, благо, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, вклад, кредит, долги;

•умение объяснять и сравнивать основные источники доходов семьи;

•умение приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

•умение считать общую сумму доходов семьи на условных примерах.

Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться)

•умению сравнивать разные источники доходов семьи;

•умению объяснять на примерах, от чего зависит величина доходов семьи;

•умению объяснять способы увеличения доходов семьи.

Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать

Базовый уровень (учащийся научится)

Личностные результаты – понимание разницы между базовыми потребностями людей и их желаниями.

Метапредметные результаты

•компетенция составления текстов на финансовую тему в устной и письменной формах;

•компетенция слушания собеседника (взрослого и ровесника);

•компетенция ведения диалога и ориентирования на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

•компетенция формулирования вопросов по теме.

Предметные результаты:

•умение правильно использовать термины: расходы, основные направления расходов, необходимые расходы (расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг), обязательные расходы (налоги, долги, штрафы), желательные расходы, запланированные и непредвиденные расходы;

•умение приводить примеры основных направлений расходов семьи;

•умение считать общую сумму расходов семьи на условных примерах.

Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться)

•умению сравнивать разные направления расходов семьи;

•умению объяснять на примерах, от чего зависит величина расходов семьи;

•умению объяснять способы сокращения расходов семьи.

Модуль 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

Базовый уровень (учащийся научится)

Личностные результаты – понимание различий между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды.

Метапредметные результаты:

•компетенция владения элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;

•компетенция выполнения пошагового и итогового контроля своей работы и её результата;

•компетенция оценки своей учебной деятельности по освоению финансовой грамотности.

Предметные результаты

•умение правильно использовать термины: семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги;

•умение составлять семейный бюджет на условных примерах;

•умение сопоставлять доходы и расходы семьи и предлагать

финансовые решения;

•умение решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета. Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться) умению объяснять возможные способы сокращения расходов семьи и увеличения сбережений.


Требования к уровню подготовки


1 уровень

Понимать, что деньги - не цель, а средство обмена; определять свои финансовые цели; уметь считать наличные деньги (купюры и монеты); уметь правильно считать сдачу; уметь объяснять причины обмена; уметь различать виды денег; уметь производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала; понимать безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег); понимать, что деньги зарабатываются трудом человека; понимать разницу между базовыми потребностями людей и их желаниями; уметь приводить примеры основных направлений расходов семьи; уметь считать общую сумму расходов семьи на условных примерах; понимать различий между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды.

Уметь правильно использовать термины: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта, дебетовая карта, кредитная карта, валюта, доходы семьи, расходы семьи, потребности, благо, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, вклад, кредит, долги; расходы, основные направления расходов, необходимые расходы (расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг), обязательные расходы (налоги, долги, штрафы), желательные расходы, запланированные и непредвиденные расходы;семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит.

 

2 уровень

Составлять простой плана своих действий в соответствии с финансовой целью; уметь объяснять, чем удобны в использовании наличные и безналичные деньги; применять финансовые знания для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; уметь сравнивать разные источники доходов семьи; уметь объяснять на примерах, от чего зависит величина доходов семьи; уметь объяснять способы увеличения доходов семьи; выполнять пошаговый контроль своих учебных действий и итогового контроля результата; оценивать правильность финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач; уметь объяснять и сравнивать основные источники доходов семьи; уметь приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи; составлять тексты на финансовую тему в устной и письменной формах; уметь составлять семейный бюджет на условных примерах.

 

3 уровень

 

Уметь объяснять роль банков, а также для чего нужны вклады и кредиты; уметь переводить одну валюту в другую с помощью валютных курсов; уметь считать общую сумму доходов семьи на условных примерах; уметь сравнивать разные направления расходов семьи; уметь объяснять на примерах, от чего зависит величина расходов семьи; уметь объяснять способы сокращения расходов семьи. уметь объяснять возможные способы сокращения расходов семьи и увеличения сбережений.умение сопоставлять доходы и расходы семьи и предлагать финансовые решения; уметь решать задачи по избежанию дефицита семейного бюджета.







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Труд

Теория. Почему все должны учиться? Труд в семье. Труд на производстве. Почему труд по-разному ценится? Получка, зарплата. Плата за труд. Кто, чем и за что? Полезный и бесполезный труд. Премия, стипендия, пенсия, пособие, милостыня.

Практика. Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Рубрика «Это любопытно!». Игра «Путаница», «Собери слово», «Маячок». Творческая работа «Я настоящий помощник!» Сюжетно-ролевая игра «Кто за что платит». Изготовление аппликации «Клеймо мастера». Работа с литературными источниками «Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Госпожа Метелица». Составление словаря «Запомни!».

Раздел 2. Цена и товар

Теория. Продукция. Товар. Услуга. Где производятся товары? Где производятся услуги? Кто продает и покупает товар? Обмен и торговля товаром. Оптом и в розницу. Поставка товара, бартерная сделка. Цена на товар. Реклама.

Практика. Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Рубрика «Это любопытно!». Игра «Путаница», «Заполни круг», «Маячок». Творческая работа «Самый оригинальный»,

«Антиреклама». Сюжетно-ролевая игра «В мире профессий». Игра «Куплю-продам» Игра- путешествие «Бюро добрых услуг». Работа с литературными источниками «Мальчик с пальчик». Составление словаря «Запомни!». Практическая работа «Путешествие пшеничного зернышка».

Раздел 3. Собственность

Теория. Что такое собственность? Личная собственность. Семейная собственность. Государственная собственность. Общественная собственность. Школьное имущество. Богатство. Источники богатства. Природные богатства, результаты трудовой деятельности Богатство и культура.

Практика. Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Рубрика «Это любопытно!». Игра «Что лишнее?», «Заполни круг», «Вычеркни букву». Творческая работа «Мы - дети Земли!». Сюжетно-ролевая игра «Богатый Буратино». Игра-путешествие «Культурные» богатства». Работа с литературными источниками «Простоквашино», «Теремок». Составление словаря «Запомни!». Практическая работа «Правила поведения на природе».

Раздел 4. Домашнее хозяйство

Теория. Что такое домашнее хозяйство? Распределение обязанностей в семье. Твой вклад в домашнее хозяйство Управление домашним хозяйством. Бюджет семьи. Потребности и возможности их удовлетворения. Благосостояние семьи.

Практика. Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Рубрика «Это любопытно!». Игра «Путаница», «Собери слова», «Маячок». Творческая работа «Чем я могу помочь дома?». Сюжетно-ролевая игра «Глава семьи». Составление семейного бюджета. Работа с литературными источниками «Простоквашино», «Стрекоза и Муравей». Составление словаря «Запомни!». Практическая работа «Продуктовая корзина». Изготовление поделок «Своими руками».

Раздел 5. Школьное хозяйство

Теория. Что такое школьное хозяйство? Школьное здание, оборудование. Расходы школы на приобретение оборудования, инвентаря, книг и другого имущества. Экономика школьной библиотеки. Школьная столовая: доходы и расходы. Стоимость коммунальных услуг. Твой вклад в школьную экономику. Бережливость и экономность.

Практика. Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Рубрика «Это любопытно!». Игра «Лишняя буква», «Маячок». Творческая работа «Школа моей мечты». Игра-путешествие

«Самый внимательный». Сюжетно-ролевая игра «Я – директор!» Составление школьного бюджета. Разработка правил обращения с книгами. Работа с литературными источниками. Знакомство с финансовыми документами. Составление словаря «Запомни!». Практическая работа «Сколько стоят мои книги?», «Сколько стоит мой обед?». Заполнение квитанции об оплате электроэнергии.

Раздел 6. Экскурс в историю

Теория. Детство наших родителей. Аля 70-десятые. Гости из «недалеких» 80-х.

Экономические катаклизмы. Инфляция. Характеристика цен на товары.

Практика. Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Рубрика «Это любопытно!». Игра «Путаница», «Маячок». Творческая работа «Вперед в прошлое». Игра-путешествие «На машине времени». Составление продуктовой корзины по ценам прошлого века. Работа с энциклопедией и художественной литературой. Составление словаря «Запомни!». Практическая работа «Сколько стоил школьный обед в прошлом веке?».

Раздел 7. История купечества

Теория. Знаменитые купцы России. Купцы Тамбовской губернии. Купцы в русском народном творчестве. Купцы, работодатели, работники.

Практика. Сказки, загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Рубрика «Это любопытно!». Игра «Выбери слово», «Заполни круг». Творческая работа «Один день из жизни купца». Игра-путешествие «По усадьбам Тамбовского края». Сюжетно-ролевая игра «Лавка с товаром». Работа с энциклопедией, художественной литературой. Знакомство с историческими финансовыми документами. Составление словаря «Запомни!». Практическая работа «По пятам за Балдой».

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока


Электронные (цифровые)

Образовательные ресурсы


Дата изучения





1.

Введение. Почему все должны

учиться?

1



www.school2100.ru

school-collection.edu.ru ps.1september.ru

2.

Труд в семье. Труд на производстве.

1



3.

Почему труд по-разному

ценится?Получка, зарплата. Плата за труд.

1



4.

Кто, чем и за что? Полезный и

бесполезный труд

1



5.

Премия, стипендия, пенсия,

пособие, милостыня

1



6.

Продукция. Товар. Услуга.

1



www.school2100.ru

school-collection.edu.ru ps.1september.ru

7.

Где производятся товары?

1



8.

Кто продает и покупает товар?

1



9.

Обмен и торговля товаром

1



10.

Оптом и в розницу

1



11.

Поставка товара, бартерная сделка.

1



12.

Цена на товар. Игра «Куплю-

продам» Реклама.

1





13.

Что такое собственность? Личная собственность. Семейная собственность

1



www.school2100.ru

school-collection.edu.ru ps.1september.ru

14.

Государственная собственность. Общественная собственность.

Школьное имущество

1



15.

Богатство. Источники богатства.

Природные богатства, результаты трудовой деятельности



1



16.

Что такое домашнее хозяйство?

1



www.school2100.ru

school-collection.edu.ru ps.1september.ru

17.

Обязанности членов семьи по

ведению домашнего хозяйства

1



18.

Твой вклад в домашнее хозяйство

1



19.

Управление домашним хозяйством

1



20.

Твой вклад в домашнее хозяйство

1



21.

Бюджет семьи

1



22.

Потребности членов семьи и возможности их удовлетворения исходя из бюджета семьи.

Благосостояние семьи.

1



23.

Что такое школьное хозяйство?

1



www.school2100.ru

school-collection.edu.ru ps.1september.ru

24.

Школьное здание, оборудование

1



25.

Расходы школы на приобретение оборудования, инвентаря, книг и

другого имущества

1



26.

Экономика школьной библиотеки

1



27.

Школьная столовая: доходы и

расходы

1



28.

Стоимость коммунальных услуг

1



29.

Твой вклад в школьную экономику

1



30.

Бережливость и экономность

1



31.

Детство наших родителей.

Экономические катаклизмы.

1



www.school2100.ru

school-collection.edu.ru

Инфляция




ps.1september.ru

32.

Купцы Ростовской губернии.

1



www.school2100.ru

school-collection.edu.ru ps.1september.ru

33.

Купцы в русском народном

творчестве.




34.

Турнир юных знатоков

1

































Лист корректировки тематического планирования

Предмет: _____ Финансовая грамотность _______Класс : _______4 а _______Учитель:_____Иванова Т.Ю. 2024-2025 учебный год


№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано