СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА» для учащихся 9 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель преподавания курса истории русского языка: познание истоков национальной и духовной культуры народа, отражённой в русском языке; формирование языкового мировоззрения, основанного на традициях русской национальной духовности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА» для учащихся 9 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР № 1»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИВАНТЕЕВКА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА»

(общеинтеллектуальное направление)

для учащихся 9 классов


Автор-разработчик:

Малюкова Вера Фёдоровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История русского языка» разработана на основе:

  • требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;

  • программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки  Российской Федерации. «Русский язык. 5-9 классы». Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. - Москва: «Просвещение», 2011 г.


Используемый УМК: предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. «Русский язык» 5-9 классы.


Количество часов по учебному плану:

всего за учебный год – 34 часа; в неделю – 1 час.


Основные цели преподавания истории русского языка:

  • познание истоков национальной и духовной культуры народа, отражённой в русском языке;

  • усвоение учащимися закономерностей исторического развития системы языка, выдающихся достижений в области развития лингвистической мысли;

  • формирование личностного ценностно-ориентированного языкового мировоззрения учащегося, основанного на традициях русской национальной духовности.

Курс истории русского язык направлен на решение следующих задач:

  • сформировать у школьников представления о языке как системе воплощения культурных ценностей;

  • воспитать ценностные установки личности в процессе обучения родному языку: способность переживать чувство гордости за русский язык и его великую историю, чувство ответственности носителя языка за его дальнейшее сохранение.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


В результате освоения курса «История русского языка» учащиеся смогут сформировать

следующие УУД:

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  • устойчивый интерес к учению.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

узнать

  • о происхождении церковнославянского языка и его роли, о духовности букв кириллицы;

  • особенности московского произношения;

  • о происхождении названий русских падежей и частей речи;

  • об истории возникновения современной формы инфинитива и категории числа в русском языке;

  • синтаксические особенности форм простого предложения в русском языке;

  • историю знаков препинания;

  • о языке как хранителе нравственных, эстетических и духовных ценностей людей.

научиться

  • читать буквы кириллицы и слова с буквой «ять» (в старой орфографии);

  • проверять безударную гласную слова, подбирая исторически родственные слова;

  • производить этимологический анализ исконно русских слов;

  • определять источник про­исхождения фразеологизмов и находить фразеологизмы в сло­варе по ключевому слову;

  • находить в тексте устаревшие формы слов, объяснять их роль в художественном тексте;

  • интонационно правильно читать текст.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  • ориентироваться в содержании текста и медиатекста и понимать его целостный смысл:

– определять главную тему, общую цель или назначение текста;

– формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

– предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку;

– сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты;

  • находить в тексте требуемую информацию;

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

– определять назначение разных видов текста;

– различать темы и подтемы специального текста;

– выделять не только главную, но и избыточную информацию;

– прогнозировать последовательность изложения идей текста;

– сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

– выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

– формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определённой

позиции;

– понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;

  • планировать и выполнять учебный проект.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Введение. Общие сведения о языке. Друг и враг человеческий. Первоучители словенские.

Графика и орфография. Славянская азбука.

Фонетика. Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории русского языка. Фонетические старославянизмы в русском языке. Современные приметы старинных слов. Исторические чередования звуков в русском языке.

Орфоэпия. Московская норма произношения.

Лексика. Подвиг В. И. Даля. Лексическое значение слова. Словарная статья.

Заимствованные слова в русском языке. Крылатая мудрость народа. Источники происхождения фразеологизмов. Роль фразеологизмов в художественном тексте. Фразеологический словарь и его особенности.

Словообразование. Исторические изменения в составе слова. Процесс переразложения в русском языке и его последствия. Иноязычные аффиксы. Словообразовательные славянизмы.

Морфология. Происхождение названий русских падежей. История падежных форм имени существительного. Происхождение полных имен прилагательных. Особенности склонения имен прилагательных. История неопределённой формы глагола. История развития форм глагола. Глагол и его орфографический образ. История происхождения имени числительного. История изменений личных местоимений и возвратного местоимения себя. Следы устаревших форм местоимений в русском языке. История форм причастий и деепричастий. История наречных форм. Происхождение производных предлогов. Происхождение союзов и частиц. История междометий. Своеобразие русского национального языкового сознания.

Синтаксис. Пунктуация. История современных знаков препинания. История форм простого предложения.

Развитие речи. Учёные – филологи, занимающиеся историей русского языка. Писатели о русском языке. Язык как хранитель нравственных, эстетических и духовных ценностей людей.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: игровая и познавательная.

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • интеллектуальные игры,

  • викторины,

  • конкурсы,

  • олимпиады,

  • турниры,

  • учебные экскурсии,

  • конференции,

  • проектная деятельность,

  • исследовательская работа.







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


№ занятия

Тема занятия

Виды деятельности учащихся

Сроки

по плану

скорректи-рованные

1

Введение. Первоучители словенские

Слово учителя. Просмотр и анализ видеофильма о жизни и деятельности Кирилла и Мефодия. Программа «Книжная полка». «История русского языка». Телеканал «Просвещение»: https://www.youtube.com/watch?v=hAvrOCvqoII




2

Графика и орфография. Славянская азбука

Чтение и обсуждение статьи об источниках изучения русского языка и славянской азбуке. Написание опорного конспекта.



3

Азбучный имяслов. История буквы «ять»

Практикум по переводу имяслова церковнославянской азбуки. Чтение и обсуждение учебной статьи о букве «ять». Практикум по чтению слов с буквой «ять» (в старой орфографии)



4

Фонетика. Фонетические старославянизмы в русском языке


Просмотр и обсуждение фрагмента лекции профессора А.А. Зализняка «Древнерусский и древнеславянский»:https://www.youtube.com/watch?v=uzzjnpPmEDQ&list=PLXgHnjNQP7u4FfSqyz_Q7anGkWuTYASFm

Чтение и обсуждение статьи о фонетических процессах, протекавших в русском языке.




5

Современные приметы старинных слов. Исторические чередования звуков в русском языке

Практикум по нахождению слов с полногласием и неполно­гласием и слов с историческими чередованиями в современном русском языке. Написание опорного конспекта.




6

Орфоэпия. Московская норма произношения


Просмотр и обсуждение фрагмента лекции профессора А.А. Зализняка «История русского ударения»:https://www.youtube.com/watch?v=3H3ynNOoGiA&index=3&list=PLXgHnjNQP7u4FfSqyz_Q7anGkWuTYASFm



7

Проект. Видеорепортаж/ реферат о говорах России

Презентация проектов.



8

Лексика.

Живое слово Владимира Ивановича Даля

Просмотр и обсуждение телепередачи о жизни В.И. Даля «Собиратель русских слов» (Телеканал «Культура») https://www.youtube.com/watch?v=ummscspTym4

Практикум по определению лексического значения слова в словаре В.И. Даля.




9

Заимствованные слова в русском языке. Заимствования из латинского языка

Минутка юмора. Просмотр видеофрагмента из шоу «Уральские пельмени» «Всё лето в шляпе. Импортозамещение слов»: https://www.youtube.com/watch?v=vKmhMWf6xeY

Практикум по правописанию слов с иноязычными аффиксами.




10

Крылатая мудрость народа


Анализ русских пословиц и пого­ворок о языке и речи, их образного и притчевого смысла. Толкование первоначального значения и образного смысла рус­ских пословиц и поговорок.



11

Источники происхождения фразеологизмов. Фразеологический словарь и его особенности

Знакомство с источниками про­исхождения фразеологизмов. Анализ текста художественного произведения с учё­том значения фразеологизмов, употреблённых в нем.

Изучение строения словарной статьи в словаре фразеологизмов. Практикум по нахождению фразеологизмов в сло­варе по ключевому слову.




12

Словообразование.

Исторические изменения в составе слова. Словообразовательные славянизмы

Лекция учителя о причинах чередований звуков и упрощения сочетания звуков в современном русском языке, сути процесса опрощения.

Различение исторического состава слова с его современной структурой. Этимологический анализ исконно русских слов.




13

Проект.

Создание сборника изложений о богатстве русского языка

Презентация сборников изложений о богатстве русского словообразования, процессах освоения русским языком заимствованных слов, разнообразии словообразовательных моделей в русском языке, художественной роли словообразовательных славянизмов в тексте, богатстве смысловых оттенков слова .




14

Морфология. Происхождение названий русских падежей. Особенности склонения имён прилагательных

Чтение и обсуждение учебной статьи о происхождении названий русских падежей и возникновения вариантов падежных окончаний. Практикум по нахождению звательной формы в тексте. Поиск в текстах произ­ведений русской литературы старославянских форм имён прилагательных.




15

«Глаголом жги сердца людей». История развития форм глагола


Чтение и изучение учебной статьи об основных древнерусских формах глагола и истории их изменения. Нахождение и объяснение следов старых форм глагола в русском языке. Практикум по разграничению полнозначного глагола быть и быть как глагола-связки.




16

История неопределённой формы глагола

(урок-исследование)

Исследование истории возникновения современной формы инфинитива (анализ разных источников).



17

История форм причастий и деепричастий

Чтение и изучение учебной статьи о происхождении причастия и деепричастия, о стилистической роли форм причастия и деепричастия. Практикум по нахождению в тексте устаревших форм деепричастий и причастий.




18

История изменений личных местоимений и возвратного местоимения себя. Следы устаревших форм местоимений в русском языке

Коллективное составление учебной статьи об истории происхождения и изменения личных местоимений.

Практикум. Нахождение и объяснение устаревших формы местоимений в современном русском языке. Решение лингвистических задач.



19

Количество в числе. История происхождения имени числительного

Анализ учебной статьи о значении букв кириллицы, характере счёта в древнерусском языке и традиционной национальной символике чисел, а также истории русского календарного счёта. Работа над риторическими умениями и навыками: устные сообщения об истории происхождения имени числительного.




20

История наречных форм и наречия как части речи


Чтение и изучение учебной статьи о происхождении различных групп наречий, о различных точках зрения на наречие как части речи, о многообразии путей происхождения современных наречий. Практикум по различению наречий на основе происхождения.




21

Происхождение производных предлогов

Чтение и изучение учебной статьи о путях образования производных предлогов из других частей речи, о богатстве смысловых оттенков, выражаемых предлогами.




22

Происхождение союзов и частиц

Чтение и изучение учебной статьи о происхождении сочинительных и подчинительных союзов и их функции в предложении. Беседа о происхождении частиц и богатстве значений, выражаемых частицами




23

Эти эмоциональные междометия


Коллективное составление учебной статьи об этимологии основных групп междометий и правильном употреблении междометий в соответствии с их значением.



24

Викторина

«Знатоки русского языка»

Викторина по теме «Морфология»



25

Синтаксис.

История современных знаков препинания

Просмотр диафильма о знаках препинания. Выступления с устными сообщениями об истории возникновении современных знаков препинания. Отработка риторических навыков и умений.




26

История форм простого предложения

Рассмотрение синтаксических особенностей форм простого предложения в русском языке. Чтение древнерусских предложений.




27

Турнир

по пунктуации «Казнить нельзя помиловать»

Турнир по теме «Пунктуация». Этика ведения диалога.



28

Развитие речи.

Память слова

Просмотр и анализ фрагмента телепередачи Фёклы Толстой «Наблюдатель. Новгородские берестяные грамоты»:

https://www.youtube.com/watch?v=sweSFPutuDY




29

Современные учёные – филологи.

Анализ текстов и видеофрагментов о жизни и дея­тельности выдающихся лично­стей –филологов, изучающих историю русского языка. А.А. Зализняк: https://www.youtube.com/watch?v=DjL_rnTuAZs

В.А. Чудинов: https://www.youtube.com/watch?v=_LwBZ6jv7Ok

и др.



30

«Наш дар бессмертный – речь»

Конспектирование видеолекции А.А. Зализняка о механизмах экспрессивности в русском языке: https://www.youtube.com/watch?v=EftFImIKs3g




31

Коллективный проект.

Создание собственной телепрограммы об истории русского языка.

  1. Презентация и анализ собственного проекта.




32

Урок-праздник. «День славянской письменности и культуры»

Экскурсия. Участие в мероприятиях, посвящённых празднованию «Дня славянской письменности и культуры»



33

Итоговая работа. Проект. Трудно ли говорить по-русски?

Презентация проектов (стенгазета, журнальная статья, телепередача и др. по выбору учащегося) об особенностях русского языка в индивидуальном восприятии носителя языка, о языке как хранителе нравственных, эстетических и духовных ценностей людей.




34

Итоговое занятие

Рефлексия. – Что полезного, нового, интересного узнали вы из курса «История русского языка»?





Литература для учащихся:

Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века. – М., 1996.

Колесов В. В. Жизнь происходит от слова. — СПб, 1999.

Новикова - М.В. Язык: открытый колодец времени. – М., 1995.

Ремнева М.Л. Пути развития русского литературного языка XI-XVII вв. – М., 2003.

Улуханов И.С. О языке Древней Руси. – М., 2002.

Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык. – М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2007. — 704 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!