СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по легкой атлетике

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по легкой атлетики для педагогов дополнительного образования. Возраст 10-12 лет, расчитана на два года, начальная подготовка

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по легкой атлетике»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 47 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА ТУШЕВА


УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 31.08.2020 г. протокол №1

Председатель_________ Т.В. Легостаева


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





По легкой атлетике


Педагога дополнительного образования Клименко Александра Александровна

Возраст 10 – 12 лет


Количество часов 204


Рабочая программа разработана на основе: В.В. Белоусова «Обучение и совершенствование техники бега на короткие и длинные дистанции», Л.Л. Былеева «Прыжки. Метание», В.П. Филин «Воспитание физических качеств у юных спортсменов». Утверждена на педагогическом совете, протокол №1 от 31.08.2020г.


















  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Легкая атлетика – один из основных и наиболее массовых видов спорта. Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Занятия легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья детей. Популярность и массовость легкой атлетики объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях.

Занятия легкой атлетикой развивают силу, быстроту, выносливость, позволяют приобрести широкий круг двигательных навыков, воспитывают волевые качества. Они имеют также большое оздоровительное значение и способствуют достижению совершенства.

Разнообразие легкоатлетических упражнений и возможность варьировать нагрузку в ходьбе, беге, прыжках позволяют успешно использовать их в занятиях с детьми разного возраста и пола. Многие из этих упражнений не сложны по технике, просты для обучения и могут выполняться на простейших площадках и местности.

Легкая атлетика требуют от спортсмена развития физических качеств, специфических антропометрических особенностей, высокой психической устойчивости, умения качественно реализовывать эти потенциальные способности в конкретных и очень разнохарактерных видах спортивных упражнений.

Одним из необходимых условий роста спортивного мастерства является многолетняя планомерная тренировка. Причем в процессе этой подготовки следует, строго и последовательно ставить задачи, выбирать средства и методы тренировки в соответствии с возрастными особенностями и уровнем подготовленности детей

Содержание программы входит техника легкоатлетических видов, специальных упражнений, применяемых для обучения и для развития физических качеств. Подробно рассматривается методика обучения технике легкоатлетических упражнений. Немаловажное значение имеет изучение истории развития видов легкой атлетики и истории формирования техники упражнений. Изучение и практическое использование различных тестов, позволяющих оценить все стороны физического развития, физической подготовленности, динамики физических качеств, эффективности различных методик обучения и тренировки. На базе изучения курса «Легкая атлетика» создаются возможности для формирования гармонично развитой личности, умеющей не только выполнять физические упражнения, но и обладающей педагогическими способностями для того, чтобы привлечь и научить других людей легкоатлетическим видам спорта, тем самым, способствуя оздоровлению и развитию человеческого общества.

Актуальность обусловлена тем, что программа решает проблемы повышения мотивации здорового образа жизни, популяризации ценностей физической культуры и спорта среди подрастающего поколения, тем самым отвечает на запросы государства и общества. Поскольку традиционная система физического воспитания в общеобразовательных учреждениях на современном этапе все еще не обеспечивает необходимого уровня физического развития и подготовленности учащихся, реализация дополнительной общеразвивающей программы в системе дополнительного образования детей, позволяет увеличить двигательную активность детей, а также расширить внеурочную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу, позволяющую заложить фундамент крепкого здоровья молодого поколения нашей страны

Направленность: физкультурно – спортивная.

Новизна программы -данная программа включает в себя не только обучение технике бега и прыжков, но и является лучшим средством развития физических качеств, способствует воспитанию силы воли и физической выносливости, создаёт прекрасные условия для укрепления опорно– двигательного аппарата и сердечно – сосудистой системы средствами ОФП. Легкая атлетика при начальной подготовке позволяет выявить задатки и способности, привить интерес к тренировочным занятиям.

Педагогическая целесообразность программы. Можно считать, что программа по легкой атлетике является одним из «механизмов» реализации целей и задач по профилактике заболеваний, вредных привычек, а также укреплению здоровья, через всестороннее развитие двигательной активности школьника при занятиях легкой атлетикой.

Целью программы является закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего и гармоничного физического развития, через обучение детей школьного возраста легкой атлетики.

Задачи программы

I год обучения

Образовательные:

- обучить основным элементам техники бега на средние и длинные дистанции;

- обучить технике низкого и высокого старта;

- обучить прыжкам с места и прыжкам в длину с разбега

Развивающие:

- развить физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость);

- развить двигательную активность детей;

- способствовать развитию навыков личной гигиены;

- способствовать развитию костно-мышечного корсета;

- развить координационные возможности, умение владеть своим телом;



Воспитательные:

- воспитывать моральные и волевые качества, способствовать становлению спортивного характера;

- воспитывать у детей самостоятельность и организованность;

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию;

- воспитывать интерес к занятиям физической культуры.


II год обучения

Образовательные:

- совершенствование основным элементам техники бега на средние и длинные дистанции;

- совершенствовать технику низкого и высокого старта;

- совершенствовать прыжки с места и прыжки в длину с разбега

- углубленное изучение основных элементов лёгкой атлетики;

- выявление задатков и способностей и спортивной одарённости;

- привитие интереса к тренировочным занятиям;

Развивающие:

- развить физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость);

- развить двигательную активность детей;

- раскрытия потенциала каждого ребенка;

- способствовать развитию костно-мышечного корсета;

- развить координационные возможности, умение владеть своим телом;

Воспитательные:

- воспитывать моральные и волевые качества, способствовать становлению спортивного характера;

- воспитывать у детей самостоятельность и организованность;

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию;

- воспитывать интерес к занятиям физической культуры.

Отличительная особенность данной программы

В данной программе предусмотрены занятия с детьми разного уровня подготовленности и физического развития. Она представляет собой целостный комплекс воспитания, обучения и тренировки. Данная программа определяет оптимальное соотношение разносторонней спортивной подготовки юных спортсменов, обеспечивающей учебный и оздоровительный эффект. Данная программа создает условия массовости в городе, занимающимися легкой атлетикой.

Контингент обучаемых. В объединении «Легкая атлетика» обучаются дети возрастом 10-12 лет, в том числе учащиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Сроки реализации: программа рассчитана на два года: 204 часов.

Формы занятий: групповая

Наполняемость учебной группы: 15чел.



Характеристика деятельности по освоению предметного содержания образовательной программы по уровням


Название

уровня

Стартовый

Базовый

Продвинутый

Способ

выполнения

деятельности


Репродуктивный


Продуктивный


Творческий

Метод

исполнения

деятельности


С подсказкой,

по образцу


По памяти,

по аналогии


Исследовательский

Основные

предметные

умения и

компетенции

обучающегося

Овладение основам техники легкоатлетических упражнений. Выполнение контрольных нормативов.

Умение технически правильно осуществлять двигательные действия на конкретной дистанции. Выполнение контрольно-переводных нормативов по ОФП.

Выполнение техники бега на короткие, средние и длинные дистанции за минимальный отрезок времени.


Деятельность

учащегося

Выполнение элементарных двигательных действий, преодоление различных дистанций, освоение теоретического раздела программы.

Преодоление дистанций из низкого и высокого стартов; прыжков в длину. Выполнение техники бега по повороту.


Самостоятельное выполнение объемов тренировочных нагрузок. Самоконтроль в процессе выполнения и самопроверка его результатов.

Деятельность

педагога

Правильный показ выполнения техники бега и прыжков. Знакомство с правилами легкоатлетических дисциплин.

Руководство и контроль за выполнением.

Постановка проблемы и реализация ее по этапам

Создание условий для совершенствования техники бега: коротких, средних и длинных дистанциях.

Взаимопонимание между тренером и юным спортсменом.


Планируемые результаты:

К концу обучения обучающийся будет иметь предметные результаты:

- знать основы техники безопасности на занятиях;

- иметь представление об основных приемах бега;

- способы укрепления и сохранения здоровья, повышения физической подготовленности;

- правила личной гигиены и закаливание, предупреждение и профилактика травматизма, обеспечение безопасности на воде.

Будут иметь метапредметные результаты :

- уметь пробегать дистанции 100 – 1000 м за максимально короткое время;

- выполнять старты, прыжки в длину с места и с разбега;

- прыжки в длину и высоту с разбега различными способами

- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях;

- эффективно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками;

- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.

Будут иметь личностные результаты:

- приобщить обучающихся к культуре здорового образа жизни;

- сформировать потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

К концу II года обучения обучающийся будет иметь предметные результаты:

- технику бега на короткие и длинные дистанции;

- правила поведения, технику безопасности;

 значение легкой атлетики в системе оздоровления организма;

- основы техники легкоатлетических, специальных беговых упражнений и способность применять их на практике.

Будут иметь метапредметные результаты:

- преодолевать: дистанцию 100-3000м за минимально короткое время;

 выполнять старты;

-бегать на скорость с преодолением препятствий высотой 30-40 см, преодолевать низкие барьеры;

- выполнять технику выполнения прыжка в длину с разбега;

- совершенствовать двигательные умения легкоатлета;

- самостоятельно осуществлять занятие по легкой атлетике;

- контролировать свое самочувствие.

Будут иметь личностные результаты:

- проявление волевых качеств, самоорганизации, самодисциплины, трудолюбия;

- проявление нравственных и ценностных ориентаций;

- установление доброжелательных межличностных отношений, овладение навыками межличностной коммуникации и работы в команде.

Способы определения результативности: соревнования, эстафеты, тестирования и контрольные старты.

Формы подведения итогов реализации программы: участие в соревнованиях внутришкольного, городского и районного уровней.








































II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

I года обучения


п/п


Тема

Кол-во часов

Формы аттестации/

контроля

всего

практика

Теория

1


Вводное занятие


4


2


2


беседа

2



Общеразвивающие и спец. беговые упражнения

18



18




-




тестирование


3



Обучение техники бега на короткие дистанции


18



18



-




тестирование

4

Обучение техники бега на средние дистанции

16

16

-

зачет

5

Обучение техники прыжка в длину с разбега

14

14


тестирование

6

Эстафеты, спортивные игры

18

18

-

Результаты соревнований


7




Контрольные старты.



14



14



-



Промежуточная аттестация



Всего

102

102

2















II год обучения



п/п


Тема

Кол-во часов

Формы аттестации/

контроля

всего

практика

Теория

1


Вводное занятие


6


4


2


беседа

2

Общефизическая подготовка

20

20


-


тестирование

3


Совершенствование техники бега на короткие дистанции


30



30



-


фронтальный опрос

4

Совершенствование техники бега на средние дистанции

30

30

-

тестирование

5

Совершенствование техники прыжков

26

26

-

тестирование

6

Совершенствование низкого и высокого стартов

28

28

-

практическая работа

7

Обучение техники эстафетного бега

28

28

-

тестирование

8

Эстафеты, спортивные игры

26

26

-

Игра

Результаты соревнований


9


Контрольные старты.


22


20


-



Контрольные старты


Всего

216

214

2











III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I год обучения

Тема № 1 (4 часа)

Вводное занятие.

1. Основные вопросы.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Соблюдение мер безопасности на занятиях в спортивном зале и на спортивной площадке:

дисциплина, регулярные медицинские осмотры, предупреждение охлаждения и перегрева. Предупреждение травм несчастных случаев во время занятий легкой атлетикой. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам.

Гигиена, режим питания спортсмена; закаливание и укрепление здоровья.

ОФП и СФП.

2.Требования к знаниям и умениям:

- знать технику безопасности в спортивном зале и на улице;

- гигиена физических упражнений

- закаливание и укрепление здоровья

3.Самостоятельная работа

- общеразвивающие упражнения

- специальные и подготовительные упражнения

4. Тематика практических работ.

- первая помощь при несчастных.

- выполнение режима питания.


Тема № 2 (18часов)

Общеразвивающие и специально беговые упражнения

1.Основные вопросы.

Упражнения, способствующие наилучшему развитию скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег. Общеразвивающие упражнения. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с разбега, прыжки через препятствие. Гимнастические упражнения, упражнения с предметами и без предметов.

2.Требования к знаниям и умениям:

-знания правил ТБ на занятиях;

- ознакомление с отдельными элементами техники бега и ходьбы;

- уметь выполнять двигательные действия в движении и на месте;

- осуществлять индивидуальные и групповые действия;

- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости).


3.Самостоятельная работа

-гигиенические процедуры;

- специальные и подготовительные упражнения;

-выполнение подготовительных упражнений.

4.Практическая работа

Упражнения для развития скорости: гладкий бег, челночный бег, выполнение упражнений на развитие мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Прыжковые упражнения: прыжки через скакалку, прыжки через барьеры. Выполнение акробатических упражнений – перекаты, кувырки, стойки. Подвижные игры.


Тема № 3 (18 часов)

Обучение техники бега на короткие дистанции

1.Основные вопросы.

Техника бега на отрезках 30-60 м. Изучение движений ног и таза, изучение работы рук в сочетании с движениями ног. Низкий старт и стартовый разбег. Финиширование.

2.Требования к знаниям и умениям:

-знания правил ТБ в спортивном зале;

- уметь правильно пробегать отрезки длиной 30-60 м;

- выполнять упражнения на согласованность движений рук и ног в беге;

- использовать низкий старт при беге на отрезках 30-60 м;

- осуществлять индивидуальные и групповые действия;

3.Самостоятельная работа

Работа ног (маховые движение, бег на месте) у опоры, с опорой; согласованные движения рук и ног. Преодоление дистанции на 30 м и 60 м.

4. Тематика практических работ. Кросс в умеренном темпе, короткие ускорения по 60-100 м с выходом в поворот. Подвижные игры”.



Тема № 4 (18часов)

Обучение техники бега на средние дистанции

1.Основные вопросы. Техника бега на отрезках 800-1500 м. Работа рук, в сочетании с движениями ног, определение маховой и толчковой ноги. Техника бега по повороту. Финиширование.

2.Требования к знаниям и умениям:

-знания правил ТБ в спортивном зале;

- уметь правильно пробегать отрезки длиной 800-1500 м;

- выполнять упражнения на согласованность движений рук и ног в беге;

- определять маховую и толчковую ногу;

- пробегать повороты под углом 30.

- осуществлять индивидуальные и групповые действия;



3.Самостоятельная работа

Работа ног (маховые движение, бег на месте) у опоры, с опорой; согласованные движения рук и ног. Преодоление дистанции на 1500 м в повороты и на поворотах.

4. Тематика практических работ. Кросс в умеренном темпе, длинные свободные ускорения по 200-400 м. Спортивные игры.


Тема № 5 (16 часов)

Обучение техники прыжка в длину с разбега

1.Основные вопросы. Изучение специальных упражнений прыгунов, для совершенствования двигательных действий. Прыжки в длину с разбега изученными способами с повышенной точностью выполнения.

2.Требования к знаниям и умениям:

-знания правил ТБ при выполнении прыжков;

- знание техники выполнения разбега, отталкивания, полета и приземления;

- выполнять упражнения в целом;

- уметь выполнять двигательные действия на совершенствование;

3.Самостоятельная работа. Определение толчковой ноги на месте отталкивания. Работа рук и ног при отталкивании, выполнение прыжка в полной координации.

4. Тематика практических работ. Упражнения на развитие прыгучести, изучение техники отталкивания, полета и приземления. Эстафеты в прыжках.



Тема № 6 (20 часов)

Эстафеты. Спортивные игры

1.Основные вопросы. Развитие физических способностей в спортивных и подвижных играх с элементами легкой атлетики. Спортивные игры и эстафеты для группы начальной подготовки обучения.

2.Требования к знаниям и умениям:

-знания ТБ при проведение спортивных игр;

- знать технические особенности и правила спортивных игр.

- владеть навыками ведения мяча;

- осуществлять индивидуальные и групповые действия;

- уметь играть в команде.

3.Самостоятельная работа.

- специальные и подготовительные упражнения;

- выполнение контрольных упражнений на время.

4. Тематика практических работ. Спортивные игры: футбол, волейбол, пионербол, мини-футбол. Эстафеты: «Смена мест», «Передача мяча над головой», «Встречная эстафета», «Челнок», «Старт с выбыванием», «Подвижная цель»


Тема № 7 (14 часов)

Контрольные старты

1.Основные вопросы. Контрольные старты и нормативы для группы начальной подготовки обучения.

2.Требования к знаниям и умениям:

-знания правил ТБ в спортзале;

- прохождение практических контрольных испытаний по ОФП;

- уметь правильно выполнять прыжков в длину с разбега и прыжков с места;

- выполнять старты;

- уметь участвовать в соревнованиях.

3.Самостоятельная работа.

- специальные и подготовительные упражнения.

- выполнение контрольных упражнений.

4. Тематика практических работ. Преодоление дистанций от 100-1000м за максимально короткое время, выполнение прыжков в длину с разбега на результат. Выполнение стартов. Участие в городских и районных соревнованиях.

II год обучения

Тема № 1 (6 часов)

Вводное занятие.


1. Основные вопросы.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Соблюдение мер безопасности на занятиях в спортивном зале и на спортивной площадке:

дисциплина, регулярные медицинские осмотры, предупреждение охлаждения и перегрева на улице. Предупреждение травм, несчастных случаев во время занятий легкой атлетикой. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам.

Гигиена, режим питания спортсмена; закаливание и укрепление здоровья.

ОФП и СФП.

2.Требования к знаниям и умениям:

- знать технику безопасности в спортивном зале и на улице;

- гигиена физических упражнений

- закаливание и укрепление здоровья

3.Самостоятельная работа

- общеразвивающие упражнения

- специальные и подготовительные упражнения

4. Тематика практических работ.

- первая помощь при несчастных.

- выполнение режима питания.


Тема № 2 (20часов)

Общефизическая подготовка (ОФП)


1.Основные вопросы.

Комплексы ОРУ, направленные на развитие гибкости, силовой выносливости. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с разбега, прыжки через препятствие, направленные на совершенствование скоростно-силовых качеств.

2.Требования к знаниям и умениям:

-знания правил ТБ на занятиях;

- ознакомление с отдельными элементами техники бега и ходьбы;

- совершенствовать двигательные действия в движении и на месте;

- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для совершенствования основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости).

3.Самостоятельная работа

-гигиенические процедуры;

- специальные и подготовительные упражнения;

-выполнение подготовительных упражнений.

4.Практическая работа

Комплексы ОРУ, направленные на развитие гибкости, силовой выносливости. Упражнения для развития скорости: кроссовый бег, челночный бег, спортивная ходьба. Прыжковые упражнения: прыжки через скакалку, прыжки через барьеры. Выполнение акробатических упражнений – лазанье, кувырки, стойки. Подвижные игры.


Тема № 3 (30 часов)

Совершенствование техники бега на короткие дистанции

1.Основные вопросы.

Техника бега на отрезках 100-400 м. Совершенствование работы рук в сочетании с движениями ног. Финиширование.

2.Требования к знаниям и умениям:

-знания правил ТБ в спортивном зале;

- знать о правильной постановке стопы, выноса бедра и захлестывании голени;

- уметь правильно выполнять специальные беговые упражнения;

- уметь правильно пробегать отрезки длиной 100-400 м;

- совершенствовать технику на согласованность движений рук и ног в беге;

- совершенствование бега на виражах;

- осуществлять индивидуальные и групповые действия;

3.Самостоятельная работа

Ускорения на дистанциях на 100м, 200м и 400 м.

4. Тематика практических работ. Кросс в умеренном темпе, короткие ускорения по 60 м. Эстафеты.


Тема № 4 (30часов)

Совершенствование техники бега на средние дистанции

1.Основные вопросы. Совершенствование бега на отрезках 1500-3000 м. Совершенствование работы рук в сочетании с движениями ног. Финиширование.

2.Требования к знаниям и умениям:

-знания правил ТБ в спортивном зале;

- совершенствование бега на отрезках длиной 1500-3000 м;

- совершенствовать технику на согласованность движений рук и ног в беге;

- пробегать повороты под углом 30^.

- осуществлять индивидуальные и групповые действия;

3.Самостоятельная работа

Ускорения на дистанциях 400м, 600м, 800 м.

4. Тематика практических работ. Кросс в быстром темпе, длинные ускорения по 800 м. Подвижные игры с элементами бега.


Тема № 5 (26 часов)

Совершенствование техники прыжков

1.Основные вопросы. Совершенствование специальных упражнений прыгунов. Прыжки в длину с разбега изученными способами, тройной прыжок с места.

2.Требования к знаниям и умениям:

-знания правил ТБ при выполнении прыжков;

- совершенствовать технику прыжков;

- выполнять упражнения в целом;

- совершенствовать двигательные действия;

3.Самостоятельная работа. Специальные упражнения прыгунов, техника приземления. Движение рук и ног при отталкивании и выполнении прыжка в полной координации.

4. Тематика практических работ. Упражнения на развитие прыгучести, изучение техники отталкивания, полета и приземления. Эстафеты в прыжках.


Тема № 6 (28 часов)

Совершенствование низкого и высокого старта

1.Основные вопросы. Высокий старт на коротких дистанциях и высокий старт на средних дистанциях

2.Требования к знаниям и умениям:

- знать о ТБ при выполнении заданий;

- знать влияние стартов на быстроту;

- умение стартовать из различных исходных положений: низким, высоким стартом, из упора присев, из упора лежа.

3.Самостоятельная работа. Старты во время ходьбы в наклоне, старты падением из положения, стоя на носках. В парах – бег преодолевая сопротивление партнера на отрезке 20м.

4. Тематика практических работ. Упражнения для низкого старта: И.п.- стоя в наклоне вперед. Сильнейшая нога (толчковая) впереди, имитация активного выноса вперед сзади стоящей ноги от бедра в сочетании с работой рук. Упражнения для высокого старта: принятие высокого старта с опорой на одну руку, толчковая нога ставится на расстоянии 1-1,5 стопы от стартовой линии. Масса равномерно распределяется на обе ноги.


Тема № 7 (28 часов)

Обучение техники эстафетного бега


1.Основные вопросы. Эстафетный бег и передача эстафетной палочки «снизу» и «сверху».

2.Требования к знаниям и умениям:

- знание правил безопасности при передачи эстафетной палочки;

- знать технику передачи эстафетной палочки 2 способами;

- выполнять передачу эстафетной палочки стоя в шеренге, в шаге и в беге;

- выполнять стартовые положения принимающего эстафетную палку;

3.Самостоятельная работа. Повторные преодоления отрезков с невысокой и средней скоростью (60–100 м), держа в руках эстафетную палочку; передачи эстафетной палочки проводится в парах — вначале на месте, затем в ходьбе и в беге с небольшой скоростью вне зоны передачи.

4. Тематика практических работ. И.П. - занимающихся строятся в две разомкнутые шеренги на расстоянии 1—2 м друг от друга, уступами вправо или влево, в зависимости от того, какой рукой передается эстафетная палочка. По команде преподавателя стоящие в первой шеренге принимающие отводят выпрямленную левую (правую) руку назад, а стоящие во второй шеренге передающие, с небольшой паузой после команды, передают палочку.

И.П. - старт из положения с опорой на одну руку на прямой, затем на повороте перед выходом на прямую и на прямой при входе в поворот.

И.П.- стартующий ставит левую ногу вперед и опирается правой рукой о дорожку, левая рука отведена вверх — назад. Опустив голову вниз, бегун смотрит за подходом передающего партнера к контрольной отметке.

И.П. - стартующий держит палочку мизинцем и безымянным пальцем за нижний конец. Руку необходимо ставить у стартовой линии, опираясь о дорожку большим пальцем — с одной стороны, указательным и средним пальцами — с другой. После отрыва руки от дорожки эстафетную палочку нужно держать всеми пальцами.





Тема № 8(26 часов)

Эстафеты. Спортивные игры

1.Основные вопросы. Развитие физических способностей в спортивных и подвижных играх с элементами легкой атлетики. Спортивные игры и эстафеты для группы начальной подготовки обучения.

2.Требования к знаниям и умениям:

-знания правил ТБ при проведение спортивных игр;

- знать технические особенности и правила спортивных игр.

- владеть навыками ведения мяча (футбольный, волейбольный);

- осуществлять индивидуальные и групповые действия;

- уметь играть в команде.

3.Самостоятельная работа.

- специальные и подготовительные упражнения;

- выполнение контрольных упражнений на время.

4. Тематика практических работ. Спортивные игры: футбол, волейбол, пионербол, мини-футбол. Эстафеты: «Смена мест», «Передача мяча над головой», «Встречная эстафета», «Челнок», «Старт с выбыванием», «Подвижная цель»


Тема № 9 (22 часа)

Контрольные старты

1.Основные вопросы. Контрольные старты и нормативы для группы начальной подготовки обучения.

2.Требования к знаниям и умениям:

-знания правил ТБ в спортзале;

- прохождение практических контрольных испытаний по ОФП;

- уметь правильно выполнять прыжков в длину с разбега и прыжков с места;

- выполнять старты;

- уметь участвовать в соревнованиях.

3.Самостоятельная работа.

- специальные и подготовительные упражнения.

- выполнение контрольных упражнений.

4. Тематика практических работ. Преодоление дистанций от 100-1500м за максимально короткое время, выполнение прыжков в длину с разбега на результат. Выполнение стартов. Участие в соревнованиях.











IV.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Реализация данной программы включает в себя методы организации и проведения образовательного процесса:

Словесные методы:

- Объяснение

- Рассказ

- Разбор

- Указание

- Команды и распоряжения

- Подсчёт

Наглядные методы:

- Показ упражнений и техники плавания

- Использование учебных наглядных пособий

- Видеофильмы, DVD, слайды

Практические методы:

- Метод упражнений

- Метод разучивания по частям

- Метод разучивания в целом

- Соревновательный метод

- Игровой метод

- Индивидуальный.

Основные средства обучения:

- Подготовительные и специальные беговые упражнения;

-Упражнения для изучения техники бега на короткие и длинные дистанции

- Общефизические упражнения;

- Специальные физические упражнения;

- Спортивные игры и эстафеты.

Организация учебно-воспитательного процесса:

В спортивно-оздоровительную группу по легкой атлетике набираются дети в возрасте 10-12 лет, желающие заниматься независимо от их способности, уровня физического развития и подготовленности. Не имеющие медицинских противопоказаний. В процессе тренировок спортивно-оздоровительной группы чрезвычайно важна рациональная система применения тренировочных и соревновательных нагрузок на этапе начальной подготовки основное внимание нацелено на создание фундамента общей физической подготовки. Поэтому тренировочные занятия строятся с акцентом на развитие физических качеств, таких, как быстрота, гибкость, ловкость, скоростно-силовые качества. Параллельно с этим проводится обучение основам техники видов легкой атлетики и других видов спорта. Соотношение ОФП и СФП находится в пределах 75%-25%. Наряду с общей специальной физической подготовкой учебный план предусматривает такие важные разделы, как теоретическая подготовка, контрольные испытания и участие в соревнованиях. Деятельно спортивно-оздоровительной группы по легкой атлетике определяется по следующим критериям: стабильность состава занимающихся, динамикой развития физических качеств, уровнем усвоения и самоконтроль.

Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть проводится в виде легкого разминочного бега, либо в виде игровых упражнений для повышения работоспособности организма, предварительный разогрев, растягивание и увеличения эластичности мышц. На вводную часть отводится около 15-20% общего времени занятия.

В основной части  решаются задачи ознакомление и овладения элементами техники легкой атлетики. Используются упражнения для овладения и совершенствования техники, а также развития физических качеств. На основную часть отводится 70-85% общего времени.

В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. Чтобы создать у занимающихся условия для перехода к другому виду деятельности, организм необходимо привести в более спокойному состоянию. Поэтому в заключительную часть включаются подвижные и спортивные игры. Заканчивается занятие подведением итогов, заданием на дом посильных упражнений и организованным уходом. Отводится 10% от общего времени.


Техническое оснащение занятий

Оборудование, спортивный инвентарь, необходимый для учебно-тренировочных занятий:

Спортивный зал с гладким покрытием;

- инвентарь (эстафетные палочки, мячи, барьеры, стойки, колодки);

- раздевалки для учащихся.

Пришкольный стадион:

- игровое поле для футбола;

- легкоатлетическая дорожка;

- гимнастическая стенка.


Дидактический материал:

- учебно-наглядные пособия

- видеоматериалы по легкой атлетике

- тематическая литература


Формы подведения итогов реализации программы: участие в соревнованиях внутришкольного, городского и районного уровней.








V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I.Основной список

1. Волков А.Е. /Легкая атлетика/ Поурочная программа для детско – юношеских спортивных школ и специализированных детско – юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спот, 2011. – 279 с.

2. Ивочкин В.В., Ю.Г.Травин /Легкая атлетика (бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба)/ «Советский спорт» М.: 2014.-51 с.

3. Ильин И.С., В.П. Черкашин /Легкая атлетика (барьерный бег)/ М.: ТЦ Сфера, 2011.-57

4. Никитушкин В.Г., В.Б. Зеличенок /Легкая атлетика (бег на короткие дистанции) / «Советский спорт» М.: 2011.-75 с.

5. Селуянов В.Н. /Подготовка бегуна на средние дистанции/ ТВТ Дивизион М.: 2012. – 127 с.


II. Дополнительный список

1. Ильин И.С., В.П. Черкашин. Легкая атлетика (барьерный бег) Примерная программа

2. Лахов В.И., В.И.Коваль, В.Л.Сечкин. /Организация и судейство соревнований по легкой атлетике/ Учебно-методическое пособие. М.:

3. Локтев С.А., Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера «Советский спорт» Москва, 2007

4. Никитушкин В.Г., В.Б. Зеличенок и др. Легкая атлетика (бег на короткие дистанции) Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СЖЮШОР «Советский спорт» Москва, 2004

5. Пьянзин А.И. /Спортивная подготовка легкоатлетов-прыгунов/ Теория и практика физической культуры Москва, 2004

6. Селуянов В.Н. /Подготовка бегуна на средние дистанции/ ТВТ Дивизион М.: 2007. -

7. Слимейкер Роб, Рэй Браунинг /Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость/ Мурманск, 2007. – 89 с.

8. Ушаков А.А., И.Ю. Радчич /Легкая атлетика (многоборье)/ Примерная программа спортивной подготовки для спортивных школ «Советский спорт» М.:, 2005.- 56 с.


III.Интернет-ресуры

- www.referator.com.ua/free/referat/223763_plavanie

- www.xreferat.com/103/350-1-plavanie.html

- www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14636

- www.bestreferat.ru/referat-60068.html

- www.referatwork.ru/refs/source/ref-41415.html