МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 47 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА ТУШЕВА
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31.08.2020 г. протокол №1
Председатель_________ Т.В. Легостаева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По легкой атлетике
Педагога дополнительного образования Клименко Александра Александровна
Возраст 10 – 12 лет
Количество часов 204
Рабочая программа разработана на основе: В.В. Белоусова «Обучение и совершенствование техники бега на короткие и длинные дистанции», Л.Л. Былеева «Прыжки. Метание», В.П. Филин «Воспитание физических качеств у юных спортсменов». Утверждена на педагогическом совете, протокол №1 от 31.08.2020г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Легкая атлетика – один из основных и наиболее массовых видов спорта. Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Занятия легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья детей. Популярность и массовость легкой атлетики объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях.
Занятия легкой атлетикой развивают силу, быстроту, выносливость, позволяют приобрести широкий круг двигательных навыков, воспитывают волевые качества. Они имеют также большое оздоровительное значение и способствуют достижению совершенства.
Разнообразие легкоатлетических упражнений и возможность варьировать нагрузку в ходьбе, беге, прыжках позволяют успешно использовать их в занятиях с детьми разного возраста и пола. Многие из этих упражнений не сложны по технике, просты для обучения и могут выполняться на простейших площадках и местности.
Легкая атлетика требуют от спортсмена развития физических качеств, специфических антропометрических особенностей, высокой психической устойчивости, умения качественно реализовывать эти потенциальные способности в конкретных и очень разнохарактерных видах спортивных упражнений.
Одним из необходимых условий роста спортивного мастерства является многолетняя планомерная тренировка. Причем в процессе этой подготовки следует, строго и последовательно ставить задачи, выбирать средства и методы тренировки в соответствии с возрастными особенностями и уровнем подготовленности детей
Содержание программы входит техника легкоатлетических видов, специальных упражнений, применяемых для обучения и для развития физических качеств. Подробно рассматривается методика обучения технике легкоатлетических упражнений. Немаловажное значение имеет изучение истории развития видов легкой атлетики и истории формирования техники упражнений. Изучение и практическое использование различных тестов, позволяющих оценить все стороны физического развития, физической подготовленности, динамики физических качеств, эффективности различных методик обучения и тренировки. На базе изучения курса «Легкая атлетика» создаются возможности для формирования гармонично развитой личности, умеющей не только выполнять физические упражнения, но и обладающей педагогическими способностями для того, чтобы привлечь и научить других людей легкоатлетическим видам спорта, тем самым, способствуя оздоровлению и развитию человеческого общества.
Актуальность обусловлена тем, что программа решает проблемы повышения мотивации здорового образа жизни, популяризации ценностей физической культуры и спорта среди подрастающего поколения, тем самым отвечает на запросы государства и общества. Поскольку традиционная система физического воспитания в общеобразовательных учреждениях на современном этапе все еще не обеспечивает необходимого уровня физического развития и подготовленности учащихся, реализация дополнительной общеразвивающей программы в системе дополнительного образования детей, позволяет увеличить двигательную активность детей, а также расширить внеурочную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу, позволяющую заложить фундамент крепкого здоровья молодого поколения нашей страны
Направленность: физкультурно – спортивная.
Новизна программы -данная программа включает в себя не только обучение технике бега и прыжков, но и является лучшим средством развития физических качеств, способствует воспитанию силы воли и физической выносливости, создаёт прекрасные условия для укрепления опорно– двигательного аппарата и сердечно – сосудистой системы средствами ОФП. Легкая атлетика при начальной подготовке позволяет выявить задатки и способности, привить интерес к тренировочным занятиям.
Педагогическая целесообразность программы. Можно считать, что программа по легкой атлетике является одним из «механизмов» реализации целей и задач по профилактике заболеваний, вредных привычек, а также укреплению здоровья, через всестороннее развитие двигательной активности школьника при занятиях легкой атлетикой.
Целью программы является закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего и гармоничного физического развития, через обучение детей школьного возраста легкой атлетики.
Задачи программы
I год обучения
Образовательные:
- обучить основным элементам техники бега на средние и длинные дистанции;
- обучить технике низкого и высокого старта;
- обучить прыжкам с места и прыжкам в длину с разбега
Развивающие:
- развить физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость);
- развить двигательную активность детей;
- способствовать развитию навыков личной гигиены;
- способствовать развитию костно-мышечного корсета;
- развить координационные возможности, умение владеть своим телом;
Воспитательные:
- воспитывать моральные и волевые качества, способствовать становлению спортивного характера;
- воспитывать у детей самостоятельность и организованность;
-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию;
- воспитывать интерес к занятиям физической культуры.
II год обучения
Образовательные:
- совершенствование основным элементам техники бега на средние и длинные дистанции;
- совершенствовать технику низкого и высокого старта;
- совершенствовать прыжки с места и прыжки в длину с разбега
- углубленное изучение основных элементов лёгкой атлетики;
- выявление задатков и способностей и спортивной одарённости;
- привитие интереса к тренировочным занятиям;
Развивающие:
- развить физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость);
- развить двигательную активность детей;
- раскрытия потенциала каждого ребенка;
- способствовать развитию костно-мышечного корсета;
- развить координационные возможности, умение владеть своим телом;
Воспитательные:
- воспитывать моральные и волевые качества, способствовать становлению спортивного характера;
- воспитывать у детей самостоятельность и организованность;
-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию;
- воспитывать интерес к занятиям физической культуры.
Отличительная особенность данной программы
В данной программе предусмотрены занятия с детьми разного уровня подготовленности и физического развития. Она представляет собой целостный комплекс воспитания, обучения и тренировки. Данная программа определяет оптимальное соотношение разносторонней спортивной подготовки юных спортсменов, обеспечивающей учебный и оздоровительный эффект. Данная программа создает условия массовости в городе, занимающимися легкой атлетикой.
Контингент обучаемых. В объединении «Легкая атлетика» обучаются дети возрастом 10-12 лет, в том числе учащиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Сроки реализации: программа рассчитана на два года: 204 часов.
Формы занятий: групповая
Наполняемость учебной группы: 15чел.
Характеристика деятельности по освоению предметного содержания образовательной программы по уровням
Название уровня | Стартовый | Базовый | Продвинутый |
Способ выполнения деятельности | Репродуктивный | Продуктивный | Творческий |
Метод исполнения деятельности | С подсказкой, по образцу | По памяти, по аналогии | Исследовательский |
Основные предметные умения и компетенции обучающегося | Овладение основам техники легкоатлетических упражнений. Выполнение контрольных нормативов. | Умение технически правильно осуществлять двигательные действия на конкретной дистанции. Выполнение контрольно-переводных нормативов по ОФП. | Выполнение техники бега на короткие, средние и длинные дистанции за минимальный отрезок времени. |
Деятельность учащегося | Выполнение элементарных двигательных действий, преодоление различных дистанций, освоение теоретического раздела программы. | Преодоление дистанций из низкого и высокого стартов; прыжков в длину. Выполнение техники бега по повороту. | Самостоятельное выполнение объемов тренировочных нагрузок. Самоконтроль в процессе выполнения и самопроверка его результатов. |
Деятельность педагога | Правильный показ выполнения техники бега и прыжков. Знакомство с правилами легкоатлетических дисциплин. Руководство и контроль за выполнением. | Постановка проблемы и реализация ее по этапам | Создание условий для совершенствования техники бега: коротких, средних и длинных дистанциях. Взаимопонимание между тренером и юным спортсменом. |
Планируемые результаты:
К концу обучения обучающийся будет иметь предметные результаты:
- знать основы техники безопасности на занятиях;
- иметь представление об основных приемах бега;
- способы укрепления и сохранения здоровья, повышения физической подготовленности;
- правила личной гигиены и закаливание, предупреждение и профилактика травматизма, обеспечение безопасности на воде.
Будут иметь метапредметные результаты :
- уметь пробегать дистанции 100 – 1000 м за максимально короткое время;
- выполнять старты, прыжки в длину с места и с разбега;
- прыжки в длину и высоту с разбега различными способами
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях;
- эффективно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.
Будут иметь личностные результаты:
- приобщить обучающихся к культуре здорового образа жизни;
- сформировать потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
К концу II года обучения обучающийся будет иметь предметные результаты:
- технику бега на короткие и длинные дистанции;
- правила поведения, технику безопасности;
значение легкой атлетики в системе оздоровления организма;
- основы техники легкоатлетических, специальных беговых упражнений и способность применять их на практике.
Будут иметь метапредметные результаты:
- преодолевать: дистанцию 100-3000м за минимально короткое время;
выполнять старты;
-бегать на скорость с преодолением препятствий высотой 30-40 см, преодолевать низкие барьеры;
- выполнять технику выполнения прыжка в длину с разбега;
- совершенствовать двигательные умения легкоатлета;
- самостоятельно осуществлять занятие по легкой атлетике;
- контролировать свое самочувствие.
Будут иметь личностные результаты:
- проявление волевых качеств, самоорганизации, самодисциплины, трудолюбия;
- проявление нравственных и ценностных ориентаций;
- установление доброжелательных межличностных отношений, овладение навыками межличностной коммуникации и работы в команде.
Способы определения результативности: соревнования, эстафеты, тестирования и контрольные старты.
Формы подведения итогов реализации программы: участие в соревнованиях внутришкольного, городского и районного уровней.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
I года обучения
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля |
всего | практика | Теория |
1 | Вводное занятие | 4 | 2 | 2 | беседа |
2 | Общеразвивающие и спец. беговые упражнения | 18 | 18 | - | тестирование |
3 | Обучение техники бега на короткие дистанции | 18 | 18 | - | тестирование |
4 | Обучение техники бега на средние дистанции | 16 | 16 | - | зачет |
5 | Обучение техники прыжка в длину с разбега | 14 | 14 | | тестирование |
6 | Эстафеты, спортивные игры | 18 | 18 | - | Результаты соревнований |
7 | Контрольные старты. | 14 | 14 | - | Промежуточная аттестация |
| Всего | 102 | 102 | 2 | |
II год обучения
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля |
всего | практика | Теория |
1 | Вводное занятие | 6 | 4 | 2 | беседа |
2 | Общефизическая подготовка | 20 | 20 | - | тестирование |
3 | Совершенствование техники бега на короткие дистанции | 30 | 30 | - | фронтальный опрос |
4 | Совершенствование техники бега на средние дистанции | 30 | 30 | - | тестирование |
5 | Совершенствование техники прыжков | 26 | 26 | - | тестирование |
6 | Совершенствование низкого и высокого стартов | 28 | 28 | - | практическая работа |
7 | Обучение техники эстафетного бега | 28 | 28 | - | тестирование |
8 | Эстафеты, спортивные игры | 26 | 26 | - | Игра Результаты соревнований |
9 | Контрольные старты. | 22 | 20 | - | Контрольные старты |
| Всего | 216 | 214 | 2 | |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I год обучения
Тема № 1 (4 часа)
Вводное занятие.
1. Основные вопросы.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Соблюдение мер безопасности на занятиях в спортивном зале и на спортивной площадке:
дисциплина, регулярные медицинские осмотры, предупреждение охлаждения и перегрева. Предупреждение травм несчастных случаев во время занятий легкой атлетикой. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам.
Гигиена, режим питания спортсмена; закаливание и укрепление здоровья.
ОФП и СФП.
2.Требования к знаниям и умениям:
- знать технику безопасности в спортивном зале и на улице;
- гигиена физических упражнений
- закаливание и укрепление здоровья
3.Самостоятельная работа
- общеразвивающие упражнения
- специальные и подготовительные упражнения
4. Тематика практических работ.
- первая помощь при несчастных.
- выполнение режима питания.
Тема № 2 (18часов)
Общеразвивающие и специально беговые упражнения
1.Основные вопросы.
Упражнения, способствующие наилучшему развитию скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег. Общеразвивающие упражнения. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с разбега, прыжки через препятствие. Гимнастические упражнения, упражнения с предметами и без предметов.
2.Требования к знаниям и умениям:
-знания правил ТБ на занятиях;
- ознакомление с отдельными элементами техники бега и ходьбы;
- уметь выполнять двигательные действия в движении и на месте;
- осуществлять индивидуальные и групповые действия;
- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости).
3.Самостоятельная работа
-гигиенические процедуры;
- специальные и подготовительные упражнения;
-выполнение подготовительных упражнений.
4.Практическая работа
Упражнения для развития скорости: гладкий бег, челночный бег, выполнение упражнений на развитие мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Прыжковые упражнения: прыжки через скакалку, прыжки через барьеры. Выполнение акробатических упражнений – перекаты, кувырки, стойки. Подвижные игры.
Тема № 3 (18 часов)
Обучение техники бега на короткие дистанции
1.Основные вопросы.
Техника бега на отрезках 30-60 м. Изучение движений ног и таза, изучение работы рук в сочетании с движениями ног. Низкий старт и стартовый разбег. Финиширование.
2.Требования к знаниям и умениям:
-знания правил ТБ в спортивном зале;
- уметь правильно пробегать отрезки длиной 30-60 м;
- выполнять упражнения на согласованность движений рук и ног в беге;
- использовать низкий старт при беге на отрезках 30-60 м;
- осуществлять индивидуальные и групповые действия;
3.Самостоятельная работа
Работа ног (маховые движение, бег на месте) у опоры, с опорой; согласованные движения рук и ног. Преодоление дистанции на 30 м и 60 м.
4. Тематика практических работ. Кросс в умеренном темпе, короткие ускорения по 60-100 м с выходом в поворот. Подвижные игры”.
Тема № 4 (18часов)
Обучение техники бега на средние дистанции
1.Основные вопросы. Техника бега на отрезках 800-1500 м. Работа рук, в сочетании с движениями ног, определение маховой и толчковой ноги. Техника бега по повороту. Финиширование.
2.Требования к знаниям и умениям:
-знания правил ТБ в спортивном зале;
- уметь правильно пробегать отрезки длиной 800-1500 м;
- выполнять упражнения на согласованность движений рук и ног в беге;
- определять маховую и толчковую ногу;
- пробегать повороты под углом 30.
- осуществлять индивидуальные и групповые действия;
3.Самостоятельная работа
Работа ног (маховые движение, бег на месте) у опоры, с опорой; согласованные движения рук и ног. Преодоление дистанции на 1500 м в повороты и на поворотах.
4. Тематика практических работ. Кросс в умеренном темпе, длинные свободные ускорения по 200-400 м. Спортивные игры.
Тема № 5 (16 часов)
Обучение техники прыжка в длину с разбега
1.Основные вопросы. Изучение специальных упражнений прыгунов, для совершенствования двигательных действий. Прыжки в длину с разбега изученными способами с повышенной точностью выполнения.
2.Требования к знаниям и умениям:
-знания правил ТБ при выполнении прыжков;
- знание техники выполнения разбега, отталкивания, полета и приземления;
- выполнять упражнения в целом;
- уметь выполнять двигательные действия на совершенствование;
3.Самостоятельная работа. Определение толчковой ноги на месте отталкивания. Работа рук и ног при отталкивании, выполнение прыжка в полной координации.
4. Тематика практических работ. Упражнения на развитие прыгучести, изучение техники отталкивания, полета и приземления. Эстафеты в прыжках.
Тема № 6 (20 часов)
Эстафеты. Спортивные игры
1.Основные вопросы. Развитие физических способностей в спортивных и подвижных играх с элементами легкой атлетики. Спортивные игры и эстафеты для группы начальной подготовки обучения.
2.Требования к знаниям и умениям:
-знания ТБ при проведение спортивных игр;
- знать технические особенности и правила спортивных игр.
- владеть навыками ведения мяча;
- осуществлять индивидуальные и групповые действия;
- уметь играть в команде.
3.Самостоятельная работа.
- специальные и подготовительные упражнения;
- выполнение контрольных упражнений на время.
4. Тематика практических работ. Спортивные игры: футбол, волейбол, пионербол, мини-футбол. Эстафеты: «Смена мест», «Передача мяча над головой», «Встречная эстафета», «Челнок», «Старт с выбыванием», «Подвижная цель»
Тема № 7 (14 часов)
Контрольные старты
1.Основные вопросы. Контрольные старты и нормативы для группы начальной подготовки обучения.
2.Требования к знаниям и умениям:
-знания правил ТБ в спортзале;
- прохождение практических контрольных испытаний по ОФП;
- уметь правильно выполнять прыжков в длину с разбега и прыжков с места;
- выполнять старты;
- уметь участвовать в соревнованиях.
3.Самостоятельная работа.
- специальные и подготовительные упражнения.
- выполнение контрольных упражнений.
4. Тематика практических работ. Преодоление дистанций от 100-1000м за максимально короткое время, выполнение прыжков в длину с разбега на результат. Выполнение стартов. Участие в городских и районных соревнованиях.
II год обучения
Тема № 1 (6 часов)
Вводное занятие.
1. Основные вопросы.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Соблюдение мер безопасности на занятиях в спортивном зале и на спортивной площадке:
дисциплина, регулярные медицинские осмотры, предупреждение охлаждения и перегрева на улице. Предупреждение травм, несчастных случаев во время занятий легкой атлетикой. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам.
Гигиена, режим питания спортсмена; закаливание и укрепление здоровья.
ОФП и СФП.
2.Требования к знаниям и умениям:
- знать технику безопасности в спортивном зале и на улице;
- гигиена физических упражнений
- закаливание и укрепление здоровья
3.Самостоятельная работа
- общеразвивающие упражнения
- специальные и подготовительные упражнения
4. Тематика практических работ.
- первая помощь при несчастных.
- выполнение режима питания.
Тема № 2 (20часов)
Общефизическая подготовка (ОФП)
1.Основные вопросы.
Комплексы ОРУ, направленные на развитие гибкости, силовой выносливости. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с разбега, прыжки через препятствие, направленные на совершенствование скоростно-силовых качеств.
2.Требования к знаниям и умениям:
-знания правил ТБ на занятиях;
- ознакомление с отдельными элементами техники бега и ходьбы;
- совершенствовать двигательные действия в движении и на месте;
- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для совершенствования основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости).
3.Самостоятельная работа
-гигиенические процедуры;
- специальные и подготовительные упражнения;
-выполнение подготовительных упражнений.
4.Практическая работа
Комплексы ОРУ, направленные на развитие гибкости, силовой выносливости. Упражнения для развития скорости: кроссовый бег, челночный бег, спортивная ходьба. Прыжковые упражнения: прыжки через скакалку, прыжки через барьеры. Выполнение акробатических упражнений – лазанье, кувырки, стойки. Подвижные игры.
Тема № 3 (30 часов)
Совершенствование техники бега на короткие дистанции
1.Основные вопросы.
Техника бега на отрезках 100-400 м. Совершенствование работы рук в сочетании с движениями ног. Финиширование.
2.Требования к знаниям и умениям:
-знания правил ТБ в спортивном зале;
- знать о правильной постановке стопы, выноса бедра и захлестывании голени;
- уметь правильно выполнять специальные беговые упражнения;
- уметь правильно пробегать отрезки длиной 100-400 м;
- совершенствовать технику на согласованность движений рук и ног в беге;
- совершенствование бега на виражах;
- осуществлять индивидуальные и групповые действия;
3.Самостоятельная работа
Ускорения на дистанциях на 100м, 200м и 400 м.
4. Тематика практических работ. Кросс в умеренном темпе, короткие ускорения по 60 м. Эстафеты.
Тема № 4 (30часов)
Совершенствование техники бега на средние дистанции
1.Основные вопросы. Совершенствование бега на отрезках 1500-3000 м. Совершенствование работы рук в сочетании с движениями ног. Финиширование.
2.Требования к знаниям и умениям:
-знания правил ТБ в спортивном зале;
- совершенствование бега на отрезках длиной 1500-3000 м;
- совершенствовать технику на согласованность движений рук и ног в беге;
- пробегать повороты под углом 30^.
- осуществлять индивидуальные и групповые действия;
3.Самостоятельная работа
Ускорения на дистанциях 400м, 600м, 800 м.
4. Тематика практических работ. Кросс в быстром темпе, длинные ускорения по 800 м. Подвижные игры с элементами бега.
Тема № 5 (26 часов)
Совершенствование техники прыжков
1.Основные вопросы. Совершенствование специальных упражнений прыгунов. Прыжки в длину с разбега изученными способами, тройной прыжок с места.
2.Требования к знаниям и умениям:
-знания правил ТБ при выполнении прыжков;
- совершенствовать технику прыжков;
- выполнять упражнения в целом;
- совершенствовать двигательные действия;
3.Самостоятельная работа. Специальные упражнения прыгунов, техника приземления. Движение рук и ног при отталкивании и выполнении прыжка в полной координации.
4. Тематика практических работ. Упражнения на развитие прыгучести, изучение техники отталкивания, полета и приземления. Эстафеты в прыжках.
Тема № 6 (28 часов)
Совершенствование низкого и высокого старта
1.Основные вопросы. Высокий старт на коротких дистанциях и высокий старт на средних дистанциях
2.Требования к знаниям и умениям:
- знать о ТБ при выполнении заданий;
- знать влияние стартов на быстроту;
- умение стартовать из различных исходных положений: низким, высоким стартом, из упора присев, из упора лежа.
3.Самостоятельная работа. Старты во время ходьбы в наклоне, старты падением из положения, стоя на носках. В парах – бег преодолевая сопротивление партнера на отрезке 20м.
4. Тематика практических работ. Упражнения для низкого старта: И.п.- стоя в наклоне вперед. Сильнейшая нога (толчковая) впереди, имитация активного выноса вперед сзади стоящей ноги от бедра в сочетании с работой рук. Упражнения для высокого старта: принятие высокого старта с опорой на одну руку, толчковая нога ставится на расстоянии 1-1,5 стопы от стартовой линии. Масса равномерно распределяется на обе ноги.
Тема № 7 (28 часов)
Обучение техники эстафетного бега
1.Основные вопросы. Эстафетный бег и передача эстафетной палочки «снизу» и «сверху».
2.Требования к знаниям и умениям:
- знание правил безопасности при передачи эстафетной палочки;
- знать технику передачи эстафетной палочки 2 способами;
- выполнять передачу эстафетной палочки стоя в шеренге, в шаге и в беге;
- выполнять стартовые положения принимающего эстафетную палку;
3.Самостоятельная работа. Повторные преодоления отрезков с невысокой и средней скоростью (60–100 м), держа в руках эстафетную палочку; передачи эстафетной палочки проводится в парах — вначале на месте, затем в ходьбе и в беге с небольшой скоростью вне зоны передачи.
4. Тематика практических работ. И.П. - занимающихся строятся в две разомкнутые шеренги на расстоянии 1—2 м друг от друга, уступами вправо или влево, в зависимости от того, какой рукой передается эстафетная палочка. По команде преподавателя стоящие в первой шеренге принимающие отводят выпрямленную левую (правую) руку назад, а стоящие во второй шеренге передающие, с небольшой паузой после команды, передают палочку.
И.П. - старт из положения с опорой на одну руку на прямой, затем на повороте перед выходом на прямую и на прямой при входе в поворот.
И.П.- стартующий ставит левую ногу вперед и опирается правой рукой о дорожку, левая рука отведена вверх — назад. Опустив голову вниз, бегун смотрит за подходом передающего партнера к контрольной отметке.
И.П. - стартующий держит палочку мизинцем и безымянным пальцем за нижний конец. Руку необходимо ставить у стартовой линии, опираясь о дорожку большим пальцем — с одной стороны, указательным и средним пальцами — с другой. После отрыва руки от дорожки эстафетную палочку нужно держать всеми пальцами.
Тема № 8(26 часов)
Эстафеты. Спортивные игры
1.Основные вопросы. Развитие физических способностей в спортивных и подвижных играх с элементами легкой атлетики. Спортивные игры и эстафеты для группы начальной подготовки обучения.
2.Требования к знаниям и умениям:
-знания правил ТБ при проведение спортивных игр;
- знать технические особенности и правила спортивных игр.
- владеть навыками ведения мяча (футбольный, волейбольный);
- осуществлять индивидуальные и групповые действия;
- уметь играть в команде.
3.Самостоятельная работа.
- специальные и подготовительные упражнения;
- выполнение контрольных упражнений на время.
4. Тематика практических работ. Спортивные игры: футбол, волейбол, пионербол, мини-футбол. Эстафеты: «Смена мест», «Передача мяча над головой», «Встречная эстафета», «Челнок», «Старт с выбыванием», «Подвижная цель»
Тема № 9 (22 часа)
Контрольные старты
1.Основные вопросы. Контрольные старты и нормативы для группы начальной подготовки обучения.
2.Требования к знаниям и умениям:
-знания правил ТБ в спортзале;
- прохождение практических контрольных испытаний по ОФП;
- уметь правильно выполнять прыжков в длину с разбега и прыжков с места;
- выполнять старты;
- уметь участвовать в соревнованиях.
3.Самостоятельная работа.
- специальные и подготовительные упражнения.
- выполнение контрольных упражнений.
4. Тематика практических работ. Преодоление дистанций от 100-1500м за максимально короткое время, выполнение прыжков в длину с разбега на результат. Выполнение стартов. Участие в соревнованиях.
IV.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Реализация данной программы включает в себя методы организации и проведения образовательного процесса:
Словесные методы:
- Объяснение
- Рассказ
- Разбор
- Указание
- Команды и распоряжения
- Подсчёт
Наглядные методы:
- Показ упражнений и техники плавания
- Использование учебных наглядных пособий
- Видеофильмы, DVD, слайды
Практические методы:
- Метод упражнений
- Метод разучивания по частям
- Метод разучивания в целом
- Соревновательный метод
- Игровой метод
- Индивидуальный.
Основные средства обучения:
- Подготовительные и специальные беговые упражнения;
-Упражнения для изучения техники бега на короткие и длинные дистанции
- Общефизические упражнения;
- Специальные физические упражнения;
- Спортивные игры и эстафеты.
Организация учебно-воспитательного процесса:
В спортивно-оздоровительную группу по легкой атлетике набираются дети в возрасте 10-12 лет, желающие заниматься независимо от их способности, уровня физического развития и подготовленности. Не имеющие медицинских противопоказаний. В процессе тренировок спортивно-оздоровительной группы чрезвычайно важна рациональная система применения тренировочных и соревновательных нагрузок на этапе начальной подготовки основное внимание нацелено на создание фундамента общей физической подготовки. Поэтому тренировочные занятия строятся с акцентом на развитие физических качеств, таких, как быстрота, гибкость, ловкость, скоростно-силовые качества. Параллельно с этим проводится обучение основам техники видов легкой атлетики и других видов спорта. Соотношение ОФП и СФП находится в пределах 75%-25%. Наряду с общей специальной физической подготовкой учебный план предусматривает такие важные разделы, как теоретическая подготовка, контрольные испытания и участие в соревнованиях. Деятельно спортивно-оздоровительной группы по легкой атлетике определяется по следующим критериям: стабильность состава занимающихся, динамикой развития физических качеств, уровнем усвоения и самоконтроль.
Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть проводится в виде легкого разминочного бега, либо в виде игровых упражнений для повышения работоспособности организма, предварительный разогрев, растягивание и увеличения эластичности мышц. На вводную часть отводится около 15-20% общего времени занятия.
В основной части решаются задачи ознакомление и овладения элементами техники легкой атлетики. Используются упражнения для овладения и совершенствования техники, а также развития физических качеств. На основную часть отводится 70-85% общего времени.
В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. Чтобы создать у занимающихся условия для перехода к другому виду деятельности, организм необходимо привести в более спокойному состоянию. Поэтому в заключительную часть включаются подвижные и спортивные игры. Заканчивается занятие подведением итогов, заданием на дом посильных упражнений и организованным уходом. Отводится 10% от общего времени.
Техническое оснащение занятий
Оборудование, спортивный инвентарь, необходимый для учебно-тренировочных занятий:
Спортивный зал с гладким покрытием;
- инвентарь (эстафетные палочки, мячи, барьеры, стойки, колодки);
- раздевалки для учащихся.
Пришкольный стадион:
- игровое поле для футбола;
- легкоатлетическая дорожка;
- гимнастическая стенка.
Дидактический материал:
- учебно-наглядные пособия
- видеоматериалы по легкой атлетике
- тематическая литература
Формы подведения итогов реализации программы: участие в соревнованиях внутришкольного, городского и районного уровней.
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I.Основной список
1. Волков А.Е. /Легкая атлетика/ Поурочная программа для детско – юношеских спортивных школ и специализированных детско – юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спот, 2011. – 279 с.
2. Ивочкин В.В., Ю.Г.Травин /Легкая атлетика (бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба)/ «Советский спорт» М.: 2014.-51 с.
3. Ильин И.С., В.П. Черкашин /Легкая атлетика (барьерный бег)/ М.: ТЦ Сфера, 2011.-57
4. Никитушкин В.Г., В.Б. Зеличенок /Легкая атлетика (бег на короткие дистанции) / «Советский спорт» М.: 2011.-75 с.
5. Селуянов В.Н. /Подготовка бегуна на средние дистанции/ ТВТ Дивизион М.: 2012. – 127 с.
II. Дополнительный список
1. Ильин И.С., В.П. Черкашин. Легкая атлетика (барьерный бег) Примерная программа
2. Лахов В.И., В.И.Коваль, В.Л.Сечкин. /Организация и судейство соревнований по легкой атлетике/ Учебно-методическое пособие. М.:
3. Локтев С.А., Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера «Советский спорт» Москва, 2007
4. Никитушкин В.Г., В.Б. Зеличенок и др. Легкая атлетика (бег на короткие дистанции) Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СЖЮШОР «Советский спорт» Москва, 2004
5. Пьянзин А.И. /Спортивная подготовка легкоатлетов-прыгунов/ Теория и практика физической культуры Москва, 2004
6. Селуянов В.Н. /Подготовка бегуна на средние дистанции/ ТВТ Дивизион М.: 2007. -
7. Слимейкер Роб, Рэй Браунинг /Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость/ Мурманск, 2007. – 89 с.
8. Ушаков А.А., И.Ю. Радчич /Легкая атлетика (многоборье)/ Примерная программа спортивной подготовки для спортивных школ «Советский спорт» М.:, 2005.- 56 с.
III.Интернет-ресуры
- www.referator.com.ua/free/referat/223763_plavanie
- www.xreferat.com/103/350-1-plavanie.html
- www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14636
- www.bestreferat.ru/referat-60068.html
- www.referatwork.ru/refs/source/ref-41415.html