Рассмотрена Утверждена
на заседании ШМО учителей приказом МАОУ
русского языка и литературы "Первомайская СШ"
Протокол от 31.08.2018 г. № 1 от 31.08.2018 г. №….
Председатель ШМО_______________
(И. Л. Гущина)
Согласована
Заместитель директора по УР_______________
(С. Ю. Минькова)
Рабочая программа
Литература
10 - 11 классы
Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5-11 классы под ред. В.Я.Коровиной. – М.: «Просвещение», 2010.
Рабочая программа по литературе. 10 класс ( по программе под ред. В.Я.Коровиной). Методическое пособие / Сост. Л.Н.Савина. – М.: Планета, 2013.
Рабочая программа по литературе. 11 класс ( по программе под ред. В.Я.Коровиной). Методическое пособие / Сост. Л.Н.Савина. – М.: Планета, 2014.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
• определять род и жанр произведения;
• сопоставлять литературные произведения;
• выявлять авторскую позицию;
• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
В школе с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:
• соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, находить сходные черты и национально обусловленную художественную специфику их воплощения;
• самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста, используя адекватные изобразительно-выразительные средства родного языка;
• создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• участия в диалоге или дискуссии;
• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
• определения своего круга чтения
2.Содержание учебного предмета
10 класс.
Литература XIX века
Введение.
Обзор русской литературы первой половины XIX века.
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.
Александр Сергеевич Пушкин
Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина – три принципа пушкинского творчества.
Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражание Корану», «Элегия («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…», «Поэт», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень». Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Романтическая лирика и романтические поэмы. Развитие реализма в лирике, поэмах и прозе Пушкина. «Медный всадник». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Образ Петра I как царя-преобразователя. Образ «маленького человека» в поэме.
«Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни» (обзор). Особенности прозаических произведений Пушкина («Повести Белкина», «Дубровский», «Капитанская дочка» - обзор)
Михаил Юрьевич Лермонтов
Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире.
Стихотворения: «Валерик», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Завещание».
Роман Лермонтова «Герой нашего времени» (Обзор)
Николай Васильевич Гоголь
Жизнь и творчество (обзор). «Петербургские повести».
«Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Общественно-политическая обстановка в стране. «Западники» и «славянофилы». Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Универсальность художественных образов. Идея нравственного самоусовершенствования. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Александр Николаевич Островский
Жизнь и творчество (обзор). Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Периодизация творчества.
Драма «Гроза». История создания. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Драма Островского в оценке Н.А.Добролюбова («Луч света в темном царстве»).
Иван Александрович Гончаров
Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики (Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина?», Д.И.Писарев «Обломов»)
Иван Сергеевич Тургенев
Жизнь и творчество (обзор). «Записки охотника» как обвинительный акт крепостничеству. Место «Записок охотника» в русской литературе (с обобщением ранее изученного).
«Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа. Критика о романе (Д.И.Писарев «Базаров»).
Федор Иванович Тютчев
Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева – слияние человека с Природой и Историей. Сочетание разномасштабных образов природы. Любовь как стихийная сила. Основной жанр – лирический фрагмент. Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Я встретил вас, и все былое…», «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Природа – сфинкс…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…»
Афанасий Афанасьевич Фет
Жизнь и творчество (обзор). Жизнеутверждающие начала в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Любовная лирика поэта. Импрессионизм поэзии Фета. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Певице», «На качелях», «Сияла ночь, луной был полон сад…»
Алексей Константинович Толстой
Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»
Николай Алексеевич Некрасов
Жизнь и творчество Некрасова (обзор с обобщением ранее изученного). Некрасов-журналист. Противоположность художественных взглядов Некрасова и поэтов «чистого искусства». Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестья и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка. Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «На улице», «О погоде», «Душно! Без счастья и воли…», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро…», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной…»
Николай Семенович Лесков
Жизнь и творчество (обзор). Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Жизнь и творчество (обзор). Проблематика и поэтика «Сказок для детей изрядного возраста». «История одного города» - ключевое произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как отрицательная национальная черта.
Федор Михайлович Достоевский
Жизнь и творчество (обзор). Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды Достоевского. «Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авнтюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. Петербург Достоевского. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. «Двойники» Раскольникова. Полифонизм романа и диалоги героев. Полемичность романа.
Лев Николаевич Толстой
Жизнь и творчество (обзор). Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя – просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. Человек и война в «Севастопольских рассказах» писателя.
«Война и мир» - вершина творчества Л.Н.Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» - просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Изображение войны 1812 года.партизанская война. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Всемирное значение Толстого и его влияние на русскую и мировую литературу.
Антон Павлович Чехов
Жизнь и творчество (общая характеристика). Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры – сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего – темы и проблемы рассказов Чехова («Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Случай из практики», «Черный монах»). А.П.Чехов как драматург. Особенности чеховской драматургии. «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Из зарубежной литературы
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. Основные тенденции в развитии литературы. Поздний романтизм. Символизм.
Ги де Мопасан. Слово о писателе. «Ожерелье» как новелла об обыкновенных и честных людях, оделенных земными благами. Психологическая острота сюжета. Неожиданность развязки.
Генрих Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом»(«Нора»). Проблема социального неравенства и права женщины. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.
Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закостенелым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.
Бернард Шоу «Пигмалион»
11 класс.
Введение
Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы Литература XX века, ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия.
Литература первой половины XX века
Обзор русской литературы первой половины XX века
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. «Социалистический реализм». Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема «художник и власть».
И. А. Бунин. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» (возможен выбор трех других стихотворений).
Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (указанные рассказы являются обязательными для изучения).
Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи»(возможен выбор двух других рассказов).
Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
Сочинение по творчеству И. А. Бунина.
А. И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого произведения).
Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
М. Горький
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения).
Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне».
Сотрудничество писателя с Художественным театром. «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Сочинение по творчеству М. Горького.
Обзор зарубежной литературы первой половины XX века
Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.
Б. Шоу (возможен выбор другого зарубежного прозаика)
Жизнь и творчество (обзор).
Пьеса «Пигмалион» (возможен выбор другого произведения).
Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.
Г. Аполлинер
(возможен выбор другого зарубежного поэта)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Мост Мирабо» (возможен выбор другого произведения).
Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии.
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. (8 часов)
И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич (стихотворения не менее трех авторов по выбору).
Обзор
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).
Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).
Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).
Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
В. В. Хлебников
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех других стихотворений).Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
Крестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» (возможен выбор трех других стихотворений).
Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в.
А. А. Блок. Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы» (возможен выбор трех других стихотворений).
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира». Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» и стихотворении «Скифы». Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Сочинение по творчеству А. А. Блока.
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся»(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор трех других стихотворений).
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
С. А. Есенин.Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина.
М. И. Цветаева
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений). Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
О. Э. Мандельштам
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia» (возможен выбор двух других стихотворений).
Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А. А. Ахматова
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля»(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор двух других стихотворений).
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
Б. Л. Пастернак
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…» (возможен выбор двух других стихотворений).
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
История создания и публикации романа. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа.
М. А. Булгаков
Жизнь и творчество.
Роман «Белая гвардия» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).
История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.
Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.
А. П. Платонов
Жизнь и творчество. Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения).Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в «Котловане». Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. «Непростые» простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.
М. А. Шолохов
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.
Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».
Литература второй половины XX века
Э. Хемингуэй
Жизнь и творчество (обзор).Повесть «Старик и море» (возможен выбор другого произведения). Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
Обзор русской литературы второй половины XX века
Великая Отечественная война и ее художественное осмыслениев русской литературеи литературах других народов России.Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературеи литературах других народов России.
Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).
А. Т. Твардовский
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
В. Т. Шаламов
Жизнь и творчество (обзор).Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов).История создания книги «Колымских рассказов». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Характер повествования.
А. И. Солженицын
Жизнь и творчество (обзор).Повесть «Один день Ивана Денисовича».Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
В. М. Шукшин
(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений).Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
В. В. Быков
(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)
Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения).Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две «точки зрения» в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.
В. Г. Распутин
(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)
Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения).Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.
Н. М. Рубцов
(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)
Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.
Р. Гамзатов
(возможен выбор другого писателя, представляющего литературу народов России)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений).Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.
И. А. Бродский
(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)
Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»)(возможен выбор других стихотворений).Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в «заселенном пространстве».
Б. Ш. Окуджава
(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)
Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений).Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.
А. В. Вампилов
(возможен выбор другого драматурга второй половины XX века)
Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения).Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Обзор литературы последнего десятилетия
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.
3. Тематическое планирование.
10 класс
№ | Наименование раздела, темы. | Количество часов |
Тема 1 | Введение. Литература первой четверти 19 века. (4ч.) | |
1 | Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. | 1 |
2 | Своеобразие пушкинской эпохи. Проблемы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». | 1 |
3 | Художественный мир М.Ю. Лермонтова. | 1 |
4 | Творчество Н.В. Гоголя и наше время. | 1 |
Тема 2 | Развитие русской литературы40 –70-х гг. ХIХ века. (26 ч.) | |
5 | А.Н. Островский – создатель русского театра. Этапы биографии и творчества. | 1 |
6 | Драма «Гроза». Идейно – художественное своеобразие. | 1 |
7 | Город Калинов и его обитатели. | 1 |
8 | Душевная трагедия Катерины. | 1 |
9 | Катерина в борьбе за свои человеческие права. Нравственная проблематика пьесы. | 1 |
10 | Обличие «хозяев» жизни в драме. «Гроза» в оценке русской критики. | 1 |
11 | Р.р. Выразительное чтение наизусть одного из монологов пьесы. | 1 |
12 | Р.р. Домашнее сочинение по пьесе А.Н. Островского. Тесты. | 1 |
13 | Жизнь и деяния И.А. Гончарова. | 1 |
14 | Роман Гончарова «Обломов» - классическое произведение русской литературы. | 1 |
15 | Понятие «обломовщина». Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика | 1 |
16 | «Обломов» как роман о любви. Любовь Обломова и Ольги Ильинской. | 1 |
17 | Роль второстепенных персонажей в романе. Художественное мастерство Гончарова в романе. | 1 |
18 | Роман «Обломов» в русской критике. Творческая работа. | 1 |
19 | И.С. Тургенев. Этапы биографии и творчества. | 1 |
20 | И.С. Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». | 1 |
21 | Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя. | 1 |
22 | «Отцы» и « дети» в романе. Взаимоотношения Базарова с Н.П. и П.П. Кирсановыми. | 1 |
23 | Нигилизм и его последствия. | 1 |
24 | Любовь в романе «Отцы и дети». Базаров и Одинцова. | 1 |
25 | «Мы прощаемся навсегда». Причины разрыва Базарова и Аркадия. | 1 |
26 | Базаров и его родители. Анализ эпизода «Смерть Базарова». | 1 |
27 | Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». | 1 |
28 | Смысл названия романа, его своеобразие. Тесты. | 1 |
29 30 | Р.р. Классное сочинение по роману «Отцы и дети» Тургенева. | 2 |
Тема 3 | Русская поэзия второй половины ХIХ в. (21ч.) | |
31 | Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и идеи его лирики. | 1 |
32 | Лирика природы, философская лирика Тютчева. | 1 |
33 | Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Анализ стихотворений поэта. | 1 |
34 | Р.р. Выразительное чтение наизусть стихов поэта. | 1 |
35 | А.А. Фет. Жизнь и творчество. | 1 |
36 | Основные мотивы творчества А.А. Фета. | 1 |
37 | Анализ стихов поэта. | 1 |
38 | Р.р. Выразительное чтение наизусть стихов А.А. Фета. | 1 |
39 | Жизнь и творчество Алексея Константиновича Толстого. Художественный мир поэта. | 1 |
40 | Н.А. Некрасов. Биографическая и творческая справка. | 1 |
41 | Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова. | 1 |
42 | Тема любви в лирике Н.А. Некрасова. | 1 |
43 | Р.р. Выразительное чтение наизусть стих. по выбору. | 1 |
44 | Н.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. | 1 |
45 | Душа народа русского в поэме. | 1 |
46 | Образы крестьян – правдоискателей в поэме Некрасова. | 1 |
47 | Доля русской крестьянки в поэме. | 1 |
48 | Русь помещичья. Идейный смысл рассказов о грешниках. | 1 |
49 | Образ Гриши Добросклонова в поэме. Народ в споре о счастье. | 1 |
50 | Художественные особенности поэмы. Тесты. | 1 |
51 | Р.р. Выразительное чтение наизусть фрагмента из поэмы | 1 |
Тема 4 | Русская проза 2 половины 19 века. (49 ч.) | |
52 | Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. | 1 |
53 | История создания романа «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. | 1 |
54 | Раскольников среди униженных и оскорблённых. | 1 |
55 | Идея Раскольникова о праве сильной личности. | 1 |
56 | Преступление Раскольникова, его сны. | 1 |
57 | «Двойники» Раскольникова. | 1 |
58 | Раскольников и «сильные мира сего». | 1 |
59 | «Солгал-то он бесподобно, а натуру-то и не сумел рассчитать». | 1 |
60 | Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. | 1 |
61 | Роль эпилога в романе. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. | 1 |
62 | Мастерство Достоевского – художника. Тесты. | 1 |
63 | Р.р. Сочинение по роману Ф.М. Достоевского | 1 |
64 | М.Е. Салтыков – Щедрин. Личность и творчество. | 1 |
65 | Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина. | 1 |
66 | Анализ сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина «Дикий помещик», «Премудрый пескарь». | 1 |
67 | Обзор романа «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. | 1 |
68 | По страницам великой жизни. Л.Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель. | 1 |
69 | История создания романа «Война и мир». | 1 |
70 | Эпизод «Вечер в салоне А.П. Шерер». Петербург, июль 1805г. | 1 |
71 | Именины у Ростовых. Лысые горы. | 1 |
72 73 | Изображение войны 1805 – 1807 г. | 2 |
74 | Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. | 1 |
75 76 | Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа. | 2 |
77 | Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе. | 1 |
78 79 | Изображение войны 1812 года. | 2 |
80 81 | Кутузов и Наполеон в романе. | 2 |
82 | Партизанская война. Бегство французов из России. | 1 |
83 | Последний период войны и её воздействие на героев. | 1 |
84 | «Мысль народная» в романе Л.Н.Толстого. | 1 |
85 | Эпилог романа «Война и мир». | 1 |
86 | Женские образы в романе. Образ Наташи Ростовой. | 1 |
87 | Духовные искания А.Болконского и П. Безухова. | 1 |
88 | Семья Ростовых и семья Болконских. | 1 |
89 | Художественное мастерство Л.Н.Толстого. | 1 |
90 | Исторические и философские взгляды Толстого. Тесты. | 1 |
91 92 | Р.р. Классное сочинение по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого. | 2 |
93 | Р.р. Выразительное чтение наизусть фрагмента из романа. | 1 |
94 | Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник». Идейно – художественное своеобразие. | 1 |
95 | Этапы биографии и творчества А.П.Чехова. | 1 |
96 | Маленькая трилогия. Идейно – художественное своеобразие рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». | 1 |
97 | Тема гибели человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч». | 1 |
98 | «Вишнёвый сад»: история создания, жанр произведения. | 1 |
99 | Система образов в пьесе. Своеобразие конфликта в пьесе. | 1 |
100 | Символ сада в пьесе. Своеобразие чеховского стиля. | 1 |
Тема 5 | Обзор зарубежной литературы 2 п. 19 века. | |
101 | «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Бернард Шоу «Пигмалион» | 1 |
102 | Русская литература XIX в. (обобщение).Литература на лето. | 1 |
| Итого | 102 |
11 класс.
№ | Наименование раздела, темы. | Количество часов |
Тема 1 | Введение.Писатели-реалисты начала 20 века. (15 ч.) | |
1 | Судьба России в 20 веке. Характеристика литературного процесса начала 20 века. | 1 |
2 | Жизнь и творчество И.А.Бунина. Лирика поэта. | 1 |
3 | И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско. Поэтика рассказа. | 1 |
4 | Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник». | 1 |
5 | Рассказы И.А.Бунина о любви. Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы. | 1 |
6 | Жизненный и творческий путь А.И.Куприна. | 1 |
7 | Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся». | 1 |
8 | Проблематика и поэтика повести «Гранатовый браслет». | 1 |
9 | Тесты по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна. | 1 |
10 | М.Горький. Очерк жизни и творчества. Ранние романтические рассказы. | 1 |
11 | «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа. | 1 |
12 | М.Горький-драматург. История создания пьесы «На дне». | 1 |
13 | Реалистическое изображение «дна». Образы пьесы: Лука и Сатин. | 1 |
14 | 3 правды в пьесе «На дне». Смысл названия пьесы. | 1 |
15 | Письменная работа по творчеству М.Горького. | 1 |
Тема 2 | Серебряный век русской поэзии.(19ч.) | |
16 | Русский символизм и его истоки. | 1 |
17 | В.Я.Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В.Я.Брюсова. | 1 |
18 | Лирика поэтов-символистов. К.Д.Бальмонт, А.Белый и другие. | 1 |
19 | Акмеисты и акмеизм. | 1 |
20 | Н.С.Гумилёв и его поэзия. | 1 |
21 | Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. | 1 |
22 | «Эгофутуризм» Игоря Северянина. | 1 |
23 | А.А.Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. | 1 |
24 | Тема страшного мира в лирике А.Блока. Стихотворение «Незнакомка». | 1 |
25 | Тема Родины в лирике А.Блока. Стихотворение «Россия». | 1 |
26 | Р.р. Выразительное чтение стихов поэта. | 1 |
27 | Поэма « 12» и сложность её художественного мира. | 1 |
28 | Образы-символы в поэме. Художественные особенности. | 1 |
29 | Жизнь и творчество Н.А. Клюева. | 1 |
30 | Жизнь и творчество С.А.Есенина. Ранняя лирика. | 1 |
31 | Тема России в лирике С.А.Есенина. | 1 |
32 | Любовная тема в лирике С.А.Есенина. | 1 |
33 | Тема быстротечности человеческого бытия в лирике поэта. Поэма «Анна Снегина». | 1 |
34 | Р.р. Выразительное чтение стихов поэта. | 1 |
Тема 3 | Литература 20 годов 20 века. (9 ч.) | |
35 | Обзор русской литературы 20 годов. | 1 |
36 | Тема революции и гражданской войны в творчестве А.Фадеева, И.Бабеля. | 1 |
37 | Гражданская война в изображении И.Бабеля. Роман «Конармия». | 1 |
38 | Русская эмигрантская сатира. А.Аверченко «Дюжина ножей в спину революции», Тэффи «Ностальгия». | 1 |
39 | Жизнь и творчество В.В.Маяковского. Художественный мир ранней лирики поэта. | 1 |
40 | Своеобразие любовной лирики поэта. | 1 |
41 | Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского. | 1 |
42 | Сатирический пафос лирики поэта. | 1 |
43 | В.В.Маяковский и революция. Тесты. | 1 |
Тема 4 | Литература 30 годов 20 века. (26ч.) | |
44 | Жизнь и творчество М.А. Булгакова. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия». | 1 |
45 | Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция. | 1 |
46 | Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Проблемы и герои романа. | 1 |
47 | Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита». | 1 |
48 | Художественные особенности романа. Тесты. | 1 |
49 | Жизнь и творчество А.П.Платонова. | 1 |
50 | Повесть А.П.Платонова «Котлован». | 1 |
51 | Е.Замятин. Роман-антиутопия «Мы». | 1 |
52 | Жизнь и творчество А.А.Ахматовой. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А.Ахматовой. | 1 |
53 | Судьба России и судьба поэта в лирике А.А.Ахматовой. | 1 |
54 | Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием». | 1 |
55 | Особенности жанра и композиции поэмы. | 1 |
56 | Р.р. Выразительное чтение стихов А.А.Ахматовой. | 1 |
57 | Жизнь и творчество О.Э.Мандельштама. Трагический конфликт поэта и эпохи. | 1 |
58 | Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. | 1 |
59 | Жизненный и творческий путь М.Цветаевой. | 1 |
60 | Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.И.Цветаевой. | 1 |
61 | Р.р. Выразительное чтение стихов. | 1 |
62 | М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы». | 1 |
63 | Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон». | 1 |
64 | «Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова. | 1 |
65 | Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа. | 1 |
66 | Трагедия народа и судьба Григория Мелехова. | 1 |
67 | Григорий и Аксинья. Женские судьбы в романе «Тихий Дон». | 1 |
68 | Мастерство М.А.Шолохова в романе «Тихий Дон». | 1 |
69 | Письменная работа по творчеству М.А.Шолохова. | 1 |
Тема 5 | Литература периода Великой Отечественной войны.(4ч.) | |
70 | Поэзия периода Великой Отечественной войны. | 1 |
71 | Обсуждение повести В. Кондратьева «Сашка». | 1 |
72 | Повесть В. Быкова «Сотников». | 1 |
73 | В.Распутин «Живи и помни». Долг человеческий и долг гражданский в повести. | 1 |
Тема 6 | Литература 50-90 годов. (22ч.) | |
74 | Жизнь и творчество А.Т.Твардовского. Лирика поэта. | 1 |
75 | Размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. | 1 |
76 | Поэмы А.Т.Твардовского «Страна Муравия», «По праву памяти»… | 1 |
77 | Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б.Пастернака. | 1 |
78 | Основные темы и мотивы лирики поэта. Р.Р. - наизусть | 1 |
79 | Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие. | 1 |
80 | Человек, история и природа в романе «Доктор Живаго». | 1 |
81 | Христианские мотивы в романе. Стихотворения Юрия Живаго, их роль в раскрытии идеи и проблематики романа. | 1 |
82 | А.И.Солженицын. Судьба и творчество писателя. | 1 |
83 | Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича». | 1 |
84 | В.Т.Шаламов. «Лагерная тема» в книге «Колымские рассказы» | 1 |
85 | Н.М.Рубцов, Н. Заболоцкий. Основные темы и мотивы лирики. | 1 |
86 | «Деревенская» проза в современной литературе. В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыба». | 1 |
87 | В.Г.Распутин. Нравственные проблемы в произведении «Прощание с Матёрой». | 1 |
88 | И.А.Бродский. Слово о поэте. Проблемно - тематический диапазон лирики поэта. | 1 |
89 | Б.Ш.Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта. Р.р.- выразительное чтение стихов. | 1 |
90 | «Городская « проза в современной литературе Ю. В.Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен». | 1 |
91 | «Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. Герои В. Шукшина. | 1 |
92 | Проблемы северной деревни в повестях Ф.Абрамова «Пелагея» и «Алька». | 1 |
93 | Ч. Айтматов. Проблемы экологии в романе «Плаха». | 1 |
94 | Темы и нравственные проблемы современной драматургии. Драматургия .В.Вампилова. Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын». | 1 |
95 | Литература русского зарубежья. Обзор творчества В.В.Набокова. Рассказы « Круг », «Облако, озеро, башня ». | 1 |
Тема 7 | Из зарубежной литературы. (7 ч.) | |
96 | Э.М.Хемингуэй. Слово о писателе. Роман «Прощай, оружие!». | 1 |
97 | Э.М.Хемингуэй. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море». | 1 |
98 | Э.М.Ремарк «Три товарища». | 1 |
99 | Э.М.Ремарк. Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя. | 1 |
100 | М. Карим. Психологизм башкирского поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков. | 1 |
101 | Т.С.Элиот. Слово о поэте. Лирика поэта. | 1 |
102 | Проблемы и уроки литературы 20 века. Подготовка к экзамену. | 1 |
| итого | 102 |