СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное планирование рассчитано на 105 часов. Полностью соответствует содержанию программыю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе, программой общеобразовательных учреждений по литературе в 5-11 классах (Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/под ред. В.Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2010), учебным планом МБОУ Трубчевская СОШ №1 на 2015-20146учебный год, календарным учебным графиком МБОУ Трубчевская СОШ №1 на 2015-2016 учебный год.

Данная программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю).

Учебник: В.И. Коровин. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 20011 г.

В 10-ом классе предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Программа предполагает изучение литературы на базовом уровне. Такое изучение сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При изучении произведений художественной литературы обращается внимание на вопросы традиций и новаторства в русской литературе, на историю создания произведений, на литературные и фольклорные истоки художественных образов, на вопросы теории литературы (от усвоения отдельных теоретико-литературных понятий к осмыслению литературных направлений, художественных систем). Предусматривается весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Важным принципом изучения литературы в 10-ом классе является рассмотрение творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом.

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

  • Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся.

  • Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.

  • Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

задач:

  • Изучение литературы в образовательных учреждениях реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

  • - формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

  • - обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

  • - формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

  • - совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.



Межпредметные связи

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Содержание учебного материала

Литература 19 века

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Введение (2)

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая 1. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли. Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.

Литература первой половины XIX века (19)

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество.

Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Ис-тина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «РазговорКнигопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность — основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.

Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы . Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

Николай Васильевич Гоголь.Жизнь и творчество.(Обзор.)

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское). «Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.

Литература второй половины XIX века (77)

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» H. А. Добролюбова, «Обломов»

Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развитии действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова).

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество.(Обзор.)

«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество.

Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божесковсемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров —героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество.(Обзор.)

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество.

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»,

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала, Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка. Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Над- рывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия),

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» —просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя, Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий, Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души», Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор,)

Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения, Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.

Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество.(Обзор.)

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа. «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость —основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по выбору.)

Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество.

Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» И др. «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.

Из литературы народов России (1)

Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)

Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Из зарубежной литературы (6)

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан. Слово о писателе.

«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Генрик Ибсен. Слово о писателе.

«Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. 06нажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.

Артюр Рембо. Слово о писателе.

«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу учебного года десятиклассники должны знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия.

уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Название раздела

Кол-во часов

Контроль результатов обучения


Литература 19 века.


Формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный.

Виды контроля: итоговый, тематический, текущий.

Методы контроля: анализ произведения (эпического, лирического), характеристика героя, творческие работы, выразительное чтение, чтение наизусть, тестирование, развёрнутый ответ на вопрос, конспект статьи, аннотация, зачёт.

1

Введение.

2

2

Литература 1 половины 19 века.

19

3

Литература 2 половины 19 века.

77

4

Из литературы народов России.

1

5

Из зарубежной литературы.

6


Итого

105



Календарно-тематическое планирование

п/п

Название раздела

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

Контроль знаний

По плану

Факт


Литература 19 века

2




1

Введение. Русская литература 19 века в контексте мировой культуры

1



Лекция

2

Основные темы и проблемы русской литературы 19 века

1



Конспект статьи

Литература первой половины 19 века

19




3

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика поэта, её гуманизм

1



Беседа

4

Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок

1



Анализ стихотворения

5

Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений в лирике А. С. Пушкина

1



Выразительное чтение

6

Слияние гражданских, философских и личных мотивов в творчестве поэта

1



Чтение наизусть

7

Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

1



Беседа

8

Социально – философские проблемы поэмы «Медный всадник»

1



Характеристика героя

9

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные настроения лирики поэта

1



Беседа

10

Чувство трагического одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

1



Анализ стихотворения

11

Тема жизни и смерти в лирике поэта

1



Выразительное чтение

12

Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире

1



Сообщения учащихся

13

Вн. чт. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова.

1



Чтение наизусть

14

Р.р. Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

1



Сочинение

15

Р.р. Написание сочинения по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

1



Сочинение

16

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Миргород»

1



Сообщения учащихся

17

Сатирическое и эпико-героическое начала сборника «Миргород»

1



Развёрнутый ответ на вопрос

18

«Петербургские повести». «Невский проспект». Петербург как мифический город обманного и бездушного города

1



Анализ повести

19

Трагическое и комическое, реальное и фантастическое в повести. Р.р. Обучение анализу эпизода

1



Анализ эпизода

20

Вн. чт. Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

1



Аннотация

21

Зачётная работа по русской литературе первой половины 19 века

1



Тестирование

Литература второй половины 19 века

77




22

Обзор русской литературы второй половины 19 века

1



Конспект статьи учебника

23

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов», его социальная и нравственная проблематика

1



Беседа

24

Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти

1



Характеристика героя

25

Герои романа и их отношение к Обломову

1



Беседа

26

«Обломовщина» как общественное явление

1



Тестирование

27

Роман «Обломов» в зеркале критики

1



Конспект статьи

28

А.Н. Островский. Жизнь и творчество. Драма «Гроза», её народные истоки

1



Лекция

29

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия в пьесе

1



Беседа

30

Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства»

1



Запись тезисов

31

Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния

1



Характеристика героя

32

А.Н. Островский в критике («Луч света в тёмном царстве» Н.А. Добролюбова)

1



Тезисы

Конспект статьи

33

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Отцы и дети». История создания романа

1



Сообщения учащихся

34

Духовный конфликт между поколениями, лёгший в основу романа

1



Анализ глав

35

Базаров. Трагическое одиночество героя

1



Характеристика героя

36

Сторонники и противники Базарова. Р.р. Анализ эпизода («Смерть Базарова»)

1



Анализ эпизода

37

Критика о Тургеневе

1



Конспект статьи

38

Р.р. Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

1



Сочинение

39

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Философский характер тютчевского романтизма

1



Сообщения учащихся

40

Слияние человека с природой и историей в лирике Тютчева

1



Чтение наизусть

41

Любовь как стихийная сила и «поединок роковой» в творчестве поэта

1



Выразительное чтение

42

А.А.Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало природы в лирике поэта

1



Сообщения учащихся

43

Гармония и музыкальность поэтической речи А. А. Фета

1



Чтение наизусть

44

Р.р. Анализ стихотворений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

1



Анализ стихотворения

45

Вн. чт. А. К. Толстой. Заочная экскурсия в Красный Рог

1



Экскурсия

46

А. К. Толстой. Основные темы, мотивы и образы поэзии

1



Анализ стихотворения

47

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне

1



Сообщения учащихся

48

Героическое и жертвенное в образе разночинца – народолюбца в творчестве поэта

1



Развёрнутый ответ на вопрос

49

Тема поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова

1



Выразительное чтение

50

Тема любви в лирике Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация

1



Чтение наизусть

51

Н. А. Некрасов. Замысел, история создания и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

1



Сообщения учащихся

52

Дореформенная и пореформенная Россия в поэме

1



Работа с текстом поэмы

53

Образы крестьян и «народных заступников» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

1



Характеристика героя

54

Тема народного бунта в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

1



Работа в группах

55

Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка

1



Тестирование

56

Р.р. Сочинение по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова

1



Сочинение

57

М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. «История одного города» - ключевое художественное произведение писателя

1



Сообщения учащихся

58

«История одного города» - сатирико-гротесковая хроника как намёк на смену царей в русской истории

1



Развёрнутый ответ на вопрос

59

Терпение народа как национальная отрицательная черта

1



Анализ глав

60

Вн. чт. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

1



Анализ сказок

61

Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»

1



Развёрнутый ответ на вопрос

62

Вн. чт. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого

1



Пересказ

63

Л. Н. Толстой. «Война и мир». Творческая история романа

1



Сообщения учащихся

64

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

1



Характеристика героя

65

Духовные искания Пьера Безухова

1



Характеристика героя

66

«Мысль семейная» в романе «Война и мир»

1



Анализ эпизодов

67

Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен

1



Характеристика героев

68

Женские образы в романе «Война и мир»

1



Беседа по тексту

69

Партизанская война. Бегство французов из России. Последний период войны и её воздействие на героев

1



Беседа

70

Народ и «мысль народная» в изображении писателя

1



Анализ эпизодов

71

Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий

1



Беседа по тексту

72

Значение Бородинской битвы в композиции романа

1



Анализ эпизода

73

Кутузов и Наполеон

1



Сравнительная характеристика героев

74

Значение противопоставления образов Кутузова и Наполеона

1



Сравнительная характеристика

75

Философский смысл образа Платона Каратаева. Р.р. Анализ эпизода

1



Анализ эпизода

76

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир»

1



Беседа

77

Художественные особенности романа.

1



Работа в группах

78

Р.р. Классное сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

1



Сочинение

79

Р. р. Написание классного сочинения по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»

1



Сочинение

80

Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. «Преступление и наказание». Творческая история романа

1



Сообщения учащихся

81

Противопоставление преступления и наказания в композиции романа

1



Анализ глав

82

История преступления Раскольникова

1



Характеристика героя

83

Смысл «теории» Раскольникова и причины её крушения

1



Беседа

84

«Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости

1



Характеристика персонажей

85

«Двойники» Раскольникова, их роль в романе

1



Характеристика персонажей

86

Образ Сони Мармеладовой. Р.р. Роль эпилога в романе

1



Характеристика образа

87

Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин

1



Сообщения учащихся

88

Талант и творческий дух человека из народа

1



Беседа

89

Вн. чт. Н.С. Лесков. «Тупейный художник». Любовь к жизни и к людям

1



Анализ пр-я

90

А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре»

1



Сообщения учащихся

91

Проблематика и поэтика в рассказах зрелого Чехова. «Дом с мезонином»

1



Анализ произведения

92

Проблематика рассказа «Студент»

1



Анализ рассказа

93

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

1



Беседа

94

«Вишневый сад» Чехова как прошлое, настоящее и будущее России

1



Лекция

95

Лирическое и трагическое начала в пьесе

1



Анализ пьесы

96

Символическая образность, «бесссобытийность», «подводное течение»

1



Сочинение- размышление

97

Зачётная работа по русской литературе второй половины 19 века

1



Тестирование

98

Нравственные уроки русской литературы 19 века

1



Беседа

Из литературы народов России

1




99

К. Хетагуров. Сборник «Осетинская лира»

1



Сочинение- размышление

Из зарубежной литературы

6




100

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины 19 века

1



Конспект статьи

101

Вн. чт. Ги де Мопассан. «Ожерелье». Психологическая острота сюжета

1



Анализ произведения

102

Вн. чт. Генрик Ибсен. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины

1



Беседа

103

Вн. Чт. Артюр Рембо. Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим

1



Беседа

104

Зачётная работа за курс 10 класса

1



Тестирование

105

Анализ зачётной работы. Обобщение изученного за курс 10 класса

1



Задания для летнего чтения



Литература

Учебник:

В.И. Коровин. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.

Учебно -методические пособия:

1.   Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2008.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2008.

3. Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008

4.Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Универсальные поурочные разработки по литературе. 10 класс..- М.: ВАКО, 2009

5.Калганова Т.А. Всероссийские олимпиады школьников по литературе: методическое пособие. 9-11 кл.- М.: Дрофа, 2003

6.Попова Е.Н., Зинченко Н.В. и др. литература, 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков.- Волгоград: Учитель, 2009

7.Смирнова Л.А., Кунарев А.А. и др. Русская литература 19 века: справочные материалы. Книга для учащихся старших классов.- М.: Просвещение, 2002

8. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!