Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе, программой общеобразовательных учреждений по литературе в 5-11 классах (Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/под ред. В.Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2010), учебным планом МБОУ Трубчевская СОШ №1 на 2015-20146учебный год, календарным учебным графиком МБОУ Трубчевская СОШ №1 на 2015-2016 учебный год.
Данная программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю).
Учебник: В.И. Коровин. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 20011 г.
В 10-ом классе предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Программа предполагает изучение литературы на базовом уровне. Такое изучение сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При изучении произведений художественной литературы обращается внимание на вопросы традиций и новаторства в русской литературе, на историю создания произведений, на литературные и фольклорные истоки художественных образов, на вопросы теории литературы (от усвоения отдельных теоретико-литературных понятий к осмыслению литературных направлений, художественных систем). Предусматривается весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Важным принципом изучения литературы в 10-ом классе является рассмотрение творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом.
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся.
Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.
Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
задач:
Изучение литературы в образовательных учреждениях реализует общие цели и способствует решению специфических задач:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;
- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;
- формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;
- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.
Межпредметные связи
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Содержание учебного материала
Литература 19 века
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
Введение (2)
Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая 1. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли. Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.
Литература первой половины XIX века (19)
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество.
Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Ис-тина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «РазговорКнигопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность — основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.
Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Теория литературы . Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.
Николай Васильевич Гоголь.Жизнь и творчество.(Обзор.)
Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское). «Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Литература второй половины XIX века (77)
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.
Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» H. А. Добролюбова, «Обломов»
Д. И. Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развитии действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество.(Обзор.)
«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество.
Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божесковсемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров —героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество.(Обзор.)
Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество.
Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»,
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала, Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка. Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Над- рывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия),
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» —просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя, Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий, Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души», Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор,)
Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения, Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.
Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество.(Обзор.)
Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа. «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость —основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по выбору.)
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество.
Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» И др. «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.
Из литературы народов России (1)
Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)
Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Из зарубежной литературы (6)
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан. Слово о писателе.
«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен. Слово о писателе.
«Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. 06нажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.
Артюр Рембо. Слово о писателе.
«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу учебного года десятиклассники должны знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Контроль результатов обучения |
| Литература 19 века. | | Формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный. Виды контроля: итоговый, тематический, текущий. Методы контроля: анализ произведения (эпического, лирического), характеристика героя, творческие работы, выразительное чтение, чтение наизусть, тестирование, развёрнутый ответ на вопрос, конспект статьи, аннотация, зачёт. |
1 | Введение. | 2 |
2 | Литература 1 половины 19 века. | 19 |
3 | Литература 2 половины 19 века. | 77 |
4 | Из литературы народов России. | 1 |
5 | Из зарубежной литературы. | 6 |
| Итого | 105 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание Контроль знаний |
По плану | Факт |
| Литература 19 века | 2 | | | |
1 | Введение. Русская литература 19 века в контексте мировой культуры | 1 | | | Лекция |
2 | Основные темы и проблемы русской литературы 19 века | 1 | | | Конспект статьи |
Литература первой половины 19 века | 19 | | | |
3 | А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика поэта, её гуманизм | 1 | | | Беседа |
4 | Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок | 1 | | | Анализ стихотворения |
5 | Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений в лирике А. С. Пушкина | 1 | | | Выразительное чтение |
6 | Слияние гражданских, философских и личных мотивов в творчестве поэта | 1 | | | Чтение наизусть |
7 | Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» | 1 | | | Беседа |
8 | Социально – философские проблемы поэмы «Медный всадник» | 1 | | | Характеристика героя |
9 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные настроения лирики поэта | 1 | | | Беседа |
10 | Чувство трагического одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова | 1 | | | Анализ стихотворения |
11 | Тема жизни и смерти в лирике поэта | 1 | | | Выразительное чтение |
12 | Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире | 1 | | | Сообщения учащихся |
13 | Вн. чт. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. | 1 | | | Чтение наизусть |
14 | Р.р. Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова | 1 | | | Сочинение |
15 | Р.р. Написание сочинения по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова | 1 | | | Сочинение |
16 | Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Миргород» | 1 | | | Сообщения учащихся |
17 | Сатирическое и эпико-героическое начала сборника «Миргород» | 1 | | | Развёрнутый ответ на вопрос |
18 | «Петербургские повести». «Невский проспект». Петербург как мифический город обманного и бездушного города | 1 | | | Анализ повести |
19 | Трагическое и комическое, реальное и фантастическое в повести. Р.р. Обучение анализу эпизода | 1 | | | Анализ эпизода |
20 | Вн. чт. Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести» | 1 | | | Аннотация |
21 | Зачётная работа по русской литературе первой половины 19 века | 1 | | | Тестирование |
Литература второй половины 19 века | 77 | | | |
22 | Обзор русской литературы второй половины 19 века | 1 | | | Конспект статьи учебника |
23 | И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов», его социальная и нравственная проблематика | 1 | | | Беседа |
24 | Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти | 1 | | | Характеристика героя |
25 | Герои романа и их отношение к Обломову | 1 | | | Беседа |
26 | «Обломовщина» как общественное явление | 1 | | | Тестирование |
27 | Роман «Обломов» в зеркале критики | 1 | | | Конспект статьи |
28 | А.Н. Островский. Жизнь и творчество. Драма «Гроза», её народные истоки | 1 | | | Лекция |
29 | Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия в пьесе | 1 | | | Беседа |
30 | Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства» | 1 | | | Запись тезисов |
31 | Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния | 1 | | | Характеристика героя |
32 | А.Н. Островский в критике («Луч света в тёмном царстве» Н.А. Добролюбова) | 1 | | | Тезисы Конспект статьи |
33 | И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Отцы и дети». История создания романа | 1 | | | Сообщения учащихся |
34 | Духовный конфликт между поколениями, лёгший в основу романа | 1 | | | Анализ глав |
35 | Базаров. Трагическое одиночество героя | 1 | | | Характеристика героя |
36 | Сторонники и противники Базарова. Р.р. Анализ эпизода («Смерть Базарова») | 1 | | | Анализ эпизода |
37 | Критика о Тургеневе | 1 | | | Конспект статьи |
38 | Р.р. Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» | 1 | | | Сочинение |
39 | Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Философский характер тютчевского романтизма | 1 | | | Сообщения учащихся |
40 | Слияние человека с природой и историей в лирике Тютчева | 1 | | | Чтение наизусть |
41 | Любовь как стихийная сила и «поединок роковой» в творчестве поэта | 1 | | | Выразительное чтение |
42 | А.А.Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало природы в лирике поэта | 1 | | | Сообщения учащихся |
43 | Гармония и музыкальность поэтической речи А. А. Фета | 1 | | | Чтение наизусть |
44 | Р.р. Анализ стихотворений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. | 1 | | | Анализ стихотворения |
45 | Вн. чт. А. К. Толстой. Заочная экскурсия в Красный Рог | 1 | | | Экскурсия |
46 | А. К. Толстой. Основные темы, мотивы и образы поэзии | 1 | | | Анализ стихотворения |
47 | Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне | 1 | | | Сообщения учащихся |
48 | Героическое и жертвенное в образе разночинца – народолюбца в творчестве поэта | 1 | | | Развёрнутый ответ на вопрос |
49 | Тема поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова | 1 | | | Выразительное чтение |
50 | Тема любви в лирике Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация | 1 | | | Чтение наизусть |
51 | Н. А. Некрасов. Замысел, история создания и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо» | 1 | | | Сообщения учащихся |
52 | Дореформенная и пореформенная Россия в поэме | 1 | | | Работа с текстом поэмы |
53 | Образы крестьян и «народных заступников» в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | 1 | | | Характеристика героя |
54 | Тема народного бунта в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | 1 | | | Работа в группах |
55 | Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка | 1 | | | Тестирование |
56 | Р.р. Сочинение по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова | 1 | | | Сочинение |
57 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. «История одного города» - ключевое художественное произведение писателя | 1 | | | Сообщения учащихся |
58 | «История одного города» - сатирико-гротесковая хроника как намёк на смену царей в русской истории | 1 | | | Развёрнутый ответ на вопрос |
59 | Терпение народа как национальная отрицательная черта | 1 | | | Анализ глав |
60 | Вн. чт. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | | | Анализ сказок |
61 | Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» | 1 | | | Развёрнутый ответ на вопрос |
62 | Вн. чт. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого | 1 | | | Пересказ |
63 | Л. Н. Толстой. «Война и мир». Творческая история романа | 1 | | | Сообщения учащихся |
64 | Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова | 1 | | | Характеристика героя |
65 | Духовные искания Пьера Безухова | 1 | | | Характеристика героя |
66 | «Мысль семейная» в романе «Война и мир» | 1 | | | Анализ эпизодов |
67 | Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен | 1 | | | Характеристика героев |
68 | Женские образы в романе «Война и мир» | 1 | | | Беседа по тексту |
69 | Партизанская война. Бегство французов из России. Последний период войны и её воздействие на героев | 1 | | | Беседа |
70 | Народ и «мысль народная» в изображении писателя | 1 | | | Анализ эпизодов |
71 | Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий | 1 | | | Беседа по тексту |
72 | Значение Бородинской битвы в композиции романа | 1 | | | Анализ эпизода |
73 | Кутузов и Наполеон | 1 | | | Сравнительная характеристика героев |
74 | Значение противопоставления образов Кутузова и Наполеона | 1 | | | Сравнительная характеристика |
75 | Философский смысл образа Платона Каратаева. Р.р. Анализ эпизода | 1 | | | Анализ эпизода |
76 | Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир» | 1 | | | Беседа |
77 | Художественные особенности романа. | 1 | | | Работа в группах |
78 | Р.р. Классное сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» | 1 | | | Сочинение |
79 | Р. р. Написание классного сочинения по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» | 1 | | | Сочинение |
80 | Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. «Преступление и наказание». Творческая история романа | 1 | | | Сообщения учащихся |
81 | Противопоставление преступления и наказания в композиции романа | 1 | | | Анализ глав |
82 | История преступления Раскольникова | 1 | | | Характеристика героя |
83 | Смысл «теории» Раскольникова и причины её крушения | 1 | | | Беседа |
84 | «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости | 1 | | | Характеристика персонажей |
85 | «Двойники» Раскольникова, их роль в романе | 1 | | | Характеристика персонажей |
86 | Образ Сони Мармеладовой. Р.р. Роль эпилога в романе | 1 | | | Характеристика образа |
87 | Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин | 1 | | | Сообщения учащихся |
88 | Талант и творческий дух человека из народа | 1 | | | Беседа |
89 | Вн. чт. Н.С. Лесков. «Тупейный художник». Любовь к жизни и к людям | 1 | | | Анализ пр-я |
90 | А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре» | 1 | | | Сообщения учащихся |
91 | Проблематика и поэтика в рассказах зрелого Чехова. «Дом с мезонином» | 1 | | | Анализ произведения |
92 | Проблематика рассказа «Студент» | 1 | | | Анализ рассказа |
93 | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч» | 1 | | | Беседа |
94 | «Вишневый сад» Чехова как прошлое, настоящее и будущее России | 1 | | | Лекция |
95 | Лирическое и трагическое начала в пьесе | 1 | | | Анализ пьесы |
96 | Символическая образность, «бесссобытийность», «подводное течение» | 1 | | | Сочинение- размышление |
97 | Зачётная работа по русской литературе второй половины 19 века | 1 | | | Тестирование |
98 | Нравственные уроки русской литературы 19 века | 1 | | | Беседа |
Из литературы народов России | 1 | | | |
99 | К. Хетагуров. Сборник «Осетинская лира» | 1 | | | Сочинение- размышление |
Из зарубежной литературы | 6 | | | |
100 | Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины 19 века | 1 | | | Конспект статьи |
101 | Вн. чт. Ги де Мопассан. «Ожерелье». Психологическая острота сюжета | 1 | | | Анализ произведения |
102 | Вн. чт. Генрик Ибсен. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины | 1 | | | Беседа |
103 | Вн. Чт. Артюр Рембо. Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим | 1 | | | Беседа |
104 | Зачётная работа за курс 10 класса | 1 | | | Тестирование |
105 | Анализ зачётной работы. Обобщение изученного за курс 10 класса | 1 | | | Задания для летнего чтения |
Литература
Учебник:
В.И. Коровин. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
Учебно -методические пособия:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2008.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2008.
3. Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008
4.Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Универсальные поурочные разработки по литературе. 10 класс..- М.: ВАКО, 2009
5.Калганова Т.А. Всероссийские олимпиады школьников по литературе: методическое пособие. 9-11 кл.- М.: Дрофа, 2003
6.Попова Е.Н., Зинченко Н.В. и др. литература, 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков.- Волгоград: Учитель, 2009
7.Смирнова Л.А., Кунарев А.А. и др. Русская литература 19 века: справочные материалы. Книга для учащихся старших классов.- М.: Просвещение, 2002
8. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4. http://www.openclass.ru/