СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе - 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе программы по литературе под ред. В.И.Сахарова. Издательство «Русское слово», Москва, 2004

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе - 10 класс»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

10 класс


срок реализации данной программы 2017-2018 учебный год

разработана на основе программы по литературе под ред. В.И.Сахарова. Издательство «Русское слово», Москва, 2004


Пояснительная записка.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

2)осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

3)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в

мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

5)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль- туре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

6) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах;

7)развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе

личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

8)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;

9)формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся

ситуацией;

3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;

4)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

5)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7)смысловое чтение;


Предметные результаты:

1)понимание ключевых проблем изученных произведений

2)понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

3)умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одно- го или

нескольких произведений;

4)определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

5)приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

6)формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

7)собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;


В результате изучения русского языка в 10 классе ученик должен:

знать/понимать


  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибо­едова, А.С. Пушкина,

М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;


уметь


  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, со­ставлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изу­ченного произведения;

  • давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературно­го произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изу­ченным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведе­ниях, сочинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).


использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для:


  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периоди­ка, телевидение, ресурсы Интернета).



II. Основное содержание курса

Базовый курс литературы для 10 класса рассчитан на 105 часа (3 часа в неделю).

Тематическое планирование составлено по примерной программе основного общего образования по литературе, по программе по литературе в двух частях для 10 класса В.И.Сахарова, С. Зинина « Русская литература», М., Русское слово, 2004 год

Содержание

Кол-во часов

Основные этапы развития русской литературы 19 века

1


Литература 1 половины 19 века


А.С .Пушкин

2

М.Ю .Лермонтов

2

Н.В. Гоголь

1

Повторение и обобщение по теме «Из литературы

1-й половины XIX века»

1

Литературы 2 половины 19 века


Основные этапы развития русской литературы 2 половины 19 века

1

А.Н .Островский

8

И.А. Гончаров

6

И.С. Тургенев

9

Н.Г .Чернышевский

4

Н.А. Некрасов

9

Ф.И. Тютчев

4

А.А. Фет

5

Н.С. Лесков

4

М.Е. Салтыков-Щедрин

4

А.К. Толстой

2

Ф.М. Достоевский

10

Л.Н. Толстой

20

А.П .Чехов

8

Зарубежная литература

3

Обобщение по курсу

2

Всего часов

105




По итогам изучения каждого раздела программы проводятся контрольные и тестовые работы


Форма контрольной работы

Количество часов

Тестирование по творчеству писателей

12

Сочинение по изученному произведению (в том числе домашние)

9

Итоговый тест в форме ЕГЭ

2

Всего часов

23


III. Календарно-тематическое планирование


урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока, раздел

Дом. задание




1 четверть. (24 часа)





Введение.


1.



Введение. «Прекрасное начало» (К истории рус­ской литературы XIX века)


Конспект статьи учебника с.10-14, отве­тить на вопросы с. 14




Литература 1 половины 19 века (6часов)





А.С.Пушкин (2 часов)


2.



А С. Пушкин. Основные этапы творчества писателя. Социально-историческая тема в лирике поэта.

с 15- 27, ответить на вопросы 2,3 стр.50

3.



Обращение к вечным вопросам че­ловеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина

С. 27-36, ответить на вопрос 4 с.50,




М.Ю. Лермонтов (2 часа)


4



М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира.

Глубина философской проблематики и драматизм звуча­ния лирики М.Ю. Лермонтова


с.53-61

5.



Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт»)

Анализ стихотворений;

статья учебника с.53-80




Н.В.Гоголь (1 час)


6



Художественный мир Н.В. Гоголя.

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.

с.81-107 (читать)

7



Повторение и обобщение по теме «Из литературы

1-й половины XIX века»

С 105-107, ответить на вопросы




Литература 2 половины 19 века (часов)


8



Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. Литература и журналистика 50-80х годов XIX века.

с.125-139 (читать), отвечать на вопрос 1 (устно), 2 (письменно)




А.Н. Островский (8 часов)


9



А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга

Читать “Гроза” ,инд зад 1) Творческая история грозы 2) Смысл названия

10.



Драма «Гроза». Изображение «затерянного мира » города Калинова в дра­ме «Гроза».

Сочинение-миниатюра «В городе Калинове»

Статья учебника с.158-162 (читать), ответить на воПРОСЫ с. 174

11



Катерина и Кабаниха как два нравственных полю­са народной жизни.

Наизусть отрывок

12



Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.

Читать «Луч света в темном царстве»

13.



Образ Катерины в свете критики.

«Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Статья учебника с 165-171 (читать), составить цитатную характеристику Катерины

14



Многозначность названия пьесы, символика деталей и специ­фика жанра.

Статья учебника с 171-173

15.



Р/Р Подготовка к сочине­нию по драме А.Н . Островского «Гроза»

составить план сочинения

16.



Р/Р Сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»

Сочинение дописать




И.А. Гончаров (6 часов)


17.



И.А. Гончаров. Личность и творчество.

Статья учебника с. 176-184 (конспект), читать роман “Обломов”

18



Роман «Обломов». .

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова.

Статья учебника с 184-186 (читать), соста­вить план одного дня из жизни И.И.Обломова» (письменно)

19.



Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа

Инд зад. 1гр – Ольга ,2 гр Захар

20



Любовная ис­тория как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины».

Образ Ольги Ильинской

21



Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.

Внутренняя противо­речивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характе­рами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.)

Характеристика Обломова и Штольца

22



Роман «Об­ломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Прочитать цикл рассказов И.С. Тургенева

«Записки охотника»




И.С.Тургенев (9 часов)


23.



Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника» (обзор). Яркость и многообразие народных типов в рассказах.

Статьи учебника с 211-214 (конспект), с.215-222 (читать), читать роман «Отцы и дети»

24



Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции

Дать характеристику героев - «отцов» (письменно)




2 четверть (24 часа)


25.



Мир «отцов» в романе.

Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых.

Статья учебника с.237-239 (читать), ответить на вопрос 4 с.254

26



Нигилизм База­рова, его социальные и нравственно-философские истоки.

Составить хронологическую таблицу жизни Базарова

27



Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения

Читать 13-27 главу,20-22,25-28,

28.



Смысл названия романа. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).


Систематизировать материал для сочинения; прочитать стихотворения в прозе

29



Гимн вечной жизни: поэтика стихотворений в прозе Тургенева.

Наизусть

30



Р/Р Подготовка к сочинению по творчеству И.С.Тургенева.

Составить план сочинения

31.



Р/Р Сочинение по творчеству И.С.Тургенева.

Н.Г.Чернышевский «Что делать'?»- читать




Н.Г. Чернышевский (4часа)


32



Личность Н.Г. Чернышевского. История создания романа «Что делать?»

Статья учебника с.256




Искания Веры Павловны

Характеристика Рахметова

33



«Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России.

Перечитать «Четвертый сон Веры Пав­ловны»

34



Глава «Четвер­тый сон Веры Павловны». Образное и сюжетное своеобразие «идеологическо­го» романа Н.Г. Чернышевского.

Статья учебника 269-280 (читать), под­готовить сообщение




Н.А. Некрасов (9 часов)


35



Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества.

Лирический эпос как фор­ма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта.

Со­ставить хронологическую таблицу жиз­ненного и творческого пути Н.А.Некрасова

36



Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.).

Выразительное чтение стихов

37.



Социальные и гражданские мотивы в лирике Не­красова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Пророк» и др.)

Выучить наизусть «Поэт и гражданин», прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо»

38



Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и про­блематика.

Составить маршрут поисков счастливого героями поэмы

39



Пред­ставители помещичьей Руси в поэме

Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.).

Читать “Крестьянка”

40



Тема женской доли, образ Матрены Корчагиной в поэме.

Выписать элементы УНТ, читать “Пир во весь мир”

41



Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Роль вставных сюжетов.

Характеристика Г. Добросклонова

42



Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Статья учебника с.322-325

43.



Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочине­ния по творчеству Н.А. Некрасова.

Написать сочинение по творчеству Н.А.Некрасова (на одну из предложен­ных тем)




Ф.И. Тютчев (4 часа)


44



Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество.

Составить хронологическую таблицу жизни и творчества поэта

45



Природа, человек,

(«Не то, что мните вы, природа...», «Полдень», «Тени сизые сме­сились» и др.).

Статья учебника с.7-17 (читать),выразительное чтение стихов

46



Драматизм зву­чания любовной лирики поэта.

( «Певучесть есть в морских волнах…» и др.).

Наи­зусть стихотворение по выбору учаще­гося

47



Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории.

Подго­товить сообщение о жизни и творчестве А.А.Фета




А.А. Фет (5 часов)


48



А.А. Фет. Жизнь и творчество.

Статья учебника с.33-39 (читать), ответить на вопросы 1-З с.50




3 четверть (30 часов)


49.



Природа и человек в лирике Фета («Заря прощает­ся с землею...», «Это утро, радость эта. », «Учись у них - у дуба, у березы...» и др.).

Наизусть

50




Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Я пришел к тебе с приве­том...» и др.).

Подготовиться к зачетной работе по творчеству

Ф. И.Тютчева и А.А.Фета

51.



Р/Р Зачетная работа по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

Составить план сочинения

52.



Р/Р Сочинение по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Читать «Очарованный странник»




Н.С. Лесков (4 часа)


53



Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь.

Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов.

Статья учебника с.52-57(читать)

54



Тема «очарованной души» в повести «Очарован­ный странник».


1)Характеристика Ивана Флягина,2) выписать ключевые слова из повести, раскрывающие образ героя

55



Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести.

Статья учебника с.63-70 (читать), ответить на вопросы 5-6 с.76,особенности языка повести

56



Сказовый характер повествования, стилистиче­ская и языковая яркость «Очарованного странника

Биография Салтыкова-Щедрина




М.Е. Салтыков-Щедрин (4 часов)


57.



М.Е.Салтыков-Щедрина. Жизнь и творчество великого сатирика

Статья учебника с.78-83 (читать)

58.



«История одного города». Образы градоначальни­ков и проблема народа и власти в романе-летописи.


Статья учебника с.83-97 (читать)

59



«Сказки для детей изрядного возраста»

Читать сказки

60




РР Подготовка к домашнему сочинению «Сказ­ка в традициях М.Е.Салтыкова-Щедрина»

Сочинение. Подготовить сообщение о жизни и твор­честве А.К.Толстого




А.К.Толстой (2 часа)


61



А.К.Толстой. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого

Стр. 110-119

62



Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. («Прозрач­ных облаков спокойное движениг» и др.).

Наизусть




Л.Н.Толстой (20 часов)


63



Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого.


Статья учебника с. 129-140, подгото­вить сообщение об истории создания романа «Война и мир»


64



История создания и авторский замысел романа- эпопеи «Война и мир».


Читать том1, ч.1,гл.1-25

65



Масштабность изображения исторических собы­тий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий.

Том1, ч.1-3

66



Художественно-философское осмысление сущ­ности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней».

мини-сочинение-размышление «Что такое патриотизм»

67



«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болкон­ских и Ростовых.

Статья учебника с. 156-159, соста­вить генеалогические списки семейств, упоминаемых в романе

68



Семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.)

Этапы духовного самосовершенствова­ния Андрея Болконского

69



Этапы духовного самосовершенствова­ния Андрея Болконского, сложность и противоречивость жизненного пути героя.

Статья учебника с.159-164, выучить отрывок наизусть (по желанию)

70



Этапы духовного самосовершенствова­ния Пьера Безухова.

Характеристика Элен

71



Женские образы в романе

Систематизировать материал по женским образам

72



Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской

Том3, ч1-3

73



Быт поместного дворянства

Систематизировать материал по образам Кутузова, Наполеона

74.



Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. .

Главы сражения «Бородино»

75



Уроки Бородина. Анализ сцен сражения.


Статья учебника с. 176-183, (читать)

76



«Мысль народная» как идейно-художественная основа тол­стовского эпоса.

С.171-176

77



Платон Каратаев: русская картина мира. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания.

Мини-сочинение «Почему Платона Каратаева можно считать народным мудрецом?»

78




Эпилог романа «Война и мир» и открытость толстовского эпоса

Статья учебника с. 183-186




4 четверть (27 часов)


79



Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.


Подготовиться к классному сочинению (составление тезисов, работа с источни­ками)

80



Р/Р Подготовка к сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

План сочинения

81



Р/Р Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Сочинение

82



Роман «Анна Карелина» (обзор)

Прочитать роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»




Ф.М. Достоевский (10 часов)


83



Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь.


Статья учебника с.203-214 (читать)

84



Роман «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства его воссоз­дания в романе.

С.215-227

85



Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.

Систематизировать материал о Раскольникове

86.



Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.

Перечитать сны героя

87



Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия.

Подготовиться к семинару «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова

88



Идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблема­тики романа

Перечитать главы знакомства с семьей Мармеладовых

89



Семья Мармеладовых

С.236-239

90.



Сонечка как нравственный идеал автора. Раскольников и «вечная Сонечка».

Подготовиться к семинару «Роман «Преступление и наказание»: за и про­тив»

91.



Нравственно-фило­софский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.


Подготовиться к сочинению (составле­ние тезисов, работа с источниками)

92



Р/Р. Сочине­ние по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Написать сочинение по роману «Пре­ступление и наказание»




А.П.Чехов (8 часов)


93



Жизнь и творчество А.П. Чехова. Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова.

Прочитать рассказы «Человек в футля­ре», «Крыжовник»

94



Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник»)

Прочитать рассказ «Ионыч»

96



Выбор доктора Старцева ( рассказ «Ионыч»).

С272-276

97



Новаторство Чехова-драматурга

Прочитать пьесу «Вишневый сад»

98



Своеобразие образной системы и конфликта коме­дии «Вишневый сад».

С.277-280

99



Фигуры героев - «недо­теп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепен­ных и внесценических персонажей в чеховской пьесе.

Читать «Чайку»

100



Чехов и театр

Прочитать Г. де Мопассан. «Ожерелье».




Зарубежная литература 2-й половины XIX века (3 часа)


101



Г. де Мопассан. Новелла «Ожерелье

А. Рембо. «Пьяный корабль».

102



А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль»

Г. Ибсен. «Кукольный дом».

103



Г. Ибсен. Драма «Кукольный дом».

Ответить на вопросы с.284-285

104-105.



Обобщение материала историко-литературного курса.

Зачетная работа по курсу русской литературы 2-й половины XIX века.

Программа летнего чтения


11