«Бобровская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Протокол № 1 от 29.08.2018 г.
2018 г.
Настоящая рабочая программа по литературе для 10 класса (основное общее образование) КОУ ВО «Бобровская ШИ» составлена на основе:
Программа составлена на основе учебника: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательныхучреждений с приложением на электронном носителе. В 2ч./[В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С.Збарский]; под ред. В.Я. Коровиной.– 21-е изд. − М.: Просвещение, 2014.
в неделю – 4ч., всего за год – 136 ч. (из расчета 34 учебные недели)
Уровень обучения – базовый.
В связи с тем, что курс основной школы по всем предметам изучается слабослышащими детьми в пролонгированные сроки (5-10 классы), в авторскую программу по литературе внесены изменения:
1)учебный материал по литературе за 9 класс изучается два года (9 - 10 классы): 2 раздела в 9 классе, основная часть в 10 классе.
2) количество часов по каждому разделу увеличено.
Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Поэма в оценках Белинского.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Рассказ «Темные аллеи».Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования. Стихи о природе.
«Ветер принес издалека...», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, весна без конца и без краю..», «О, я хочу безумно жить».Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
«Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
«Послушайте!», «Люблю», «Прозаседавшиеся». Новаторство Маяковского. Сатира.
Повесть «Собачье сердце» - сатира на общество шариковых и швондеров.
Стихотворения: «Молитва», «Не с теми я, кто бросил землю», «И упало каменное слово». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Завещание», «Можжевеловый куст».Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Рассказ «Судьба человека».Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Философская глубина лирики Пастернака Б.Л. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво».
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом», «Я знаю.. ».Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Нравственный смысл рассказа.
«К Мельпомене».Поэтическое творчество в системе человеческого бытия.
«Гамлет»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя). Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Словарь |
По плану | Факт. |
| I четверть | 32 ч. | | | |
1 | Введение Значение литературы в развитии общества. | 1 | 03.09 | | Древнерусская литература, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм |
II | Шедевры русской литературы XIX века | | | | |
2 | Н.В. Гоголь. Жизненный и творческий путь писателя. | 1 | 04.09 | | Поклонник театра, критики, фантастика |
3 | Н.В. Гоголь. Петербург. Первые художественные произведения. | 1 | 05.09 | | Сословие, отзыв. кризис |
4 | Н.В. Гоголь. Сборник «Петербургские повести». Образ Петербурга. | 1 | 06.09 | | Оригинальный, проспект, пороки, типичный |
5 | Вн. чт. Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». | 1 | 10.09 | | Повесть,современный |
6 | Н.В. Гоголь «Мертвые души». Сюжет. Жанр. Композиция поэмы. | 1 | 11.09 | | Сюжет, композиция, жанр, поэма |
7 | Н.В. Гоголь «Мертвые души». Появление Чичикова в городе NN | 1 | 12.09 | | Трактир, слуга, лакей, чиновники |
8-9 | Н.В. Гоголь «Мертвые души». Образ Манилова. | 2 | 13.09 17.09 | | Экипаж, гостиница, мечтатель |
10 | Н.В. Гоголь«Мертвые души». Образ Коробочки. | 1 | 18.09 | | Поместье, «дубинноголовая», накопительство |
11-12 | Н.В. Гоголь «Мертвые души». Чичиков у Ноздрева. | 2 | 19.09 20.09 | | Скандалист, кутила, дебошир, «историческая» личность |
13 | Н.В. Гоголь «Мертвые души». Помещик Собакевич. | 1 | 24.09 | | Визит, неуклюжий, невежественный |
14 15 | Н.В. Гоголь «Мертвые души». Образ Плюшкина. | 2 | 25.09 26.09 | | Купчая, приобретатель, скряга, сгноил, ключница |
16 | РР Н.В.Гоголь «Мёртвые души». Сравнительная характеристика персонажей. | 1 | 27.09 | | Характеристика, сравнение, обвинительный акт |
17 18 | Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Образ Чичикова. | 2 | 01.10 02.10 | | Чиновник, низость, потребности, мошенник, плут, чиновники, бюрократы |
19 | Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Тема народа и Родины. Лирические отступления. | 1 | 03.10. | | Лирические отступления, реальность, прелюдия |
20 | Вн. чт. Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель». | 1 | 04.10 | | Бюрократизм, обездоленный, бездуховность |
21 | Ф. М. Достоевский. Страницы жизни и творчества. | 1 | 08.10 | | Пансион, департамент, цензура |
22 | Ф. М. Достоевский«Белые ночи». Тема одиночества человека. | 1 | 09.10 | | Сентиментальный роман, мечтатель |
23 | Ф. М. Достоевский «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя. | 1 | 10.10 | | Странный, уединение, неприкаянность |
24 | Ф.М. Достоевский «Белые ночи». Роль Настеньки в произведении. | 1 | 11.10 | | Образ, роль, сострадание, эпитет |
25 | РР Характеристика героев повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». | 1 | 15.10 | | Мечтатель, впечатление, увлёкся |
26 | А. Н. Островский. Страницы жизни и творчества. | 1 | 16.10 | | Драматург, сословие, театральный стиль |
27 | А. Н. Островский «Бедность−не порок». Особенности сюжета комедии. | 1 | 17.10 | | Порок, развязка, завязка, сюжет, кульминация, комедия |
28 | А. Н. Островский «Бедность - не порок». Основной конфликт комедии. | 1 | 18.10 | | Конфликт, действие, кульминация |
29 | А. Н. Островский «Бедность не порок». Любим Торцов – главный герой пьесы. | 1 | 22.10 | | Традиция, влияние, самодурство, монолог, порок, пьеса |
30 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Автобиографическая трилогия. | 1 | 23.10 | | Мыслитель, самовоспитание, трагические потери |
31 | Л.Н. Толстой «Юность». Глава «Мои занятия». | 1 | 24.10 | | Юность, занятие, намерение |
32 | Л.Н. Толстой «Юность». Глава «KOMMEILFAUT». Подлинные и мнимые ценности жизни. | 1 | 25.10 | | Подлинный, мнимый, комильфо, ценность |
| IIчетверть | 32 ч. | | | |
3334 | Л.Н. Толстой «Юность». Глава «Я проваливаюсь». Приемы психологического самоанализа героя. |
2 | 05.11 06.11 | | Хладнокровный, самоанализ, безнравственный, психологический |
35 | Вн. чт. Л.Н. Толстой. «Юность». Глава «Свет». | 1 | 07.11 | | Раскаяние, переживание |
36 | А. П. Чехов. Страницы жизни и творчества. | 1 | 08.11 | | Литературный дебют, лавка, разорение |
37 | А. П. Чехов «Тоска». Горе Ионы. | 1 | 12.11 | | Тоска, извозчик, сумерки |
38 | А. П. Чехов «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа. | 1 | 13.11 | | Трагедия, леший, кнут, горбач |
39 | РР А.П.Чехов. «Тоска». Почему Иона рассказывает о своем горе лошади? | 1 | 14.11 | | Церемониться, подзатыльник, господа |
III | Литература ХХ века | | | | |
40 | О литературе XX века. Обзор. | 1 | 15.11 | | Потрясение, публицистика, футуристы |
41 | И.А. Бунин. Жизненный и творческий путь писателя. | 1 | 19.11 | | Дворянский род, сдержанность, исследователь |
42 | И.А. Бунин. «Темные аллеи».Печальная история людей разных социальных слоёв. | 1 | 20.11 | | Аллея, ненастье, армяк, социальный.слой |
43 | И.А. Бунин. «Темные аллеи». Мотив несчастной любви в новелле. | 1 | 21.11 | | Приезжий, мундир, бессердечно, мотив, стремление |
44 | Вн. чт. И.А. Бунин. Стихи о природе. | 1 | 22.11 | | Ностальгия, эпитет, олицетворение |
45 | А.А. Блок. Творческий путь поэта. | 1 | 26.11 | | Филологический факультет, идеализм, сентиментальное воспитание |
46 | Особенности лирики А.А. Блока. | 1 | 27.11 | | Лирика, лирический герой, символы |
47 | Внутренний мир лирического героя поэзии А.А. Блока в стихотворении «Ветер принес издалека». | 1 | 28.11 | | Бездонная, лазурь, гиацинты, лирический, образ, эпитет |
48 | Любовная лирика А.А. Блока. Стихотворение «О, весна без конца и без краю…». | 1 | 29.11 | | Трагический, мечта, хмельная, принимаю |
49 | Лирический герой поэзии А.А. Блока в стихотворении«Как тяжело ходить среди людей». | 1 | 03.12 | | Увековечить, воплотить, грядущее |
50 | Лирический герой поэзии А.А. Блока в стихотворении «О, я хочу безумно жить…». | 1 | 04.12 | | Противоречие, тревога, проникнуть |
51 | С.А. Есенин. Жизнь и творчество поэта. | 1 | 05.12 | | Типография, потрясение, гражданская устремлённость |
52 | Тема Родины в лирике С.А. Есенина. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…». | 1 | 06.12 | | Хата, околица, край, приволье, гой ты… |
53 | Тема Родины в лирике С.А. Есенина.«Край ты мой заброшенный». | 1 | 10.12 | | Кров, край, пустырь, лирический герой |
54 | Лирический герой поэзии С.А. Есенина.«Разбуди меня завтра рано…». | 1 | 11.12 | | Курган, горница, пуща, авторская позиция |
55 | Лирический герой поэзии С.А. Есенина. «Отговорила роща золотая» | 1 | 12.12 | | Странник, грезит, разметая, полон дум, растраченный |
56 | Внутренний мир лирического героя поэзии С.А. Есенина. «Не жалею, не зову, не плачу…» | 1 | 13.12 | | Лирический герой, увяданье, заманит, буйство |
57 58 | Тема любви в лирикеС.А. Есенина. «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» | 2 | 17.12 18.12 | | Рязанский, раздолья, рожь, обращение |
59 | Вн. чт. С.А. Есенин. Стихи о животных. | 1 | 19.12 | | Олицетворение, эпитет |
60 | В.В. Маяковский. Страницы жизни и творчества поэта. | 1 | 20.12 | | Ораторская поэзия, речевые пласты, демократический |
61 | Словотворчество В.В. Маяковского. | 1 | 24.12 | | Стиль, неологизм, «словоновшество» |
62 | Поэтическая позиция В.В. Маяковского. «А вы могли бы? » «Послушайте». | 1 | 25.12 | | Скулы океана, плеснувши, флейта, вёрсты |
63 | Любовная лирика. В.В. Маяковский «Люблю» (отрывок). | 1 | 26.12 | | Вкопалась, ринется, укротительница |
64 | Размышления о жизни в стихотворениях Маяковского «Стихи о разнице вкусов», «Прощанье». | 1 | 27.12 | | Франк, Марсель, расквась, ублюдок, разница, вкус, недоразвитый |
| III четверть | 40 ч. | | | |
65 | М.А. Булгаков. Страницы жизни и творчества писателя. | 1 | 14.01 | | Миниатюра, судьба, финал, обличение |
6667 | Проблемы и художественные особенности повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». | 2 | 15.01 16.01 | | Разоблачение, примитивный, ограниченность, проблема, художественный приём |
6869 | М.А.Булгаков. Повесть «Собачье сердце». Эксперимент. | 2 | 17.01 21.01 | | Медицинский эксперимент, очеловечивание |
7071 | М.А. Булгаков «Собачье сердце». Сатира на общество «шариковых» и «швондеров». | 2 | 22.01 23.01 | | Рабская натура, уголовник, хам, свинья |
72 | М.А. Булгаков «Собачье сердце». Финал. | 1 | 24.01 | | «Шариковщина», очистка, протокол |
73 | М.И. Цветаева. Страницы жизни и творчества поэтессы. | 1 | 28.01 | | Интеллигенция, уверенность, бунтарь |
74 | Особенности поэтики Цветаевой. Стихотворения«Идешь, на меня похожий…», «Бабушке». | 1 | 29.01 | | Прохожий, угрюмо, смущает, стебель, могила |
75 | Тема любви в лирике Цветаевой. «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая нежность?» | 1 | 30.01 | | Нежность, кудри, ад, всуе, знавала, клеймо, каторжный, червонный |
76 | М.И. Цветаева. Образ Родиныв лирическом цикле «Стихи о Москве». Стихотворение «Родина». | 1 | 31.01 | | Плаха, гордыня, клеймо, аллилуя, целитель, доныне, завелось |
77 | Вн. чт. М.И. Цветаева «Стихи Блоку». | 1 | 04.02 | | Бубенец, курок, бубенец |
78 | А.А. Ахматова. Страницы жизни и творчества. | 1 | 05.02 | | Высшие женские курсы, запустение, символизм |
79 | Особенности поэтики А.А. Ахматовой. | 1 | 06.02 | | Культура, внутреннее состояние |
80 | А.А. Ахматова «Молитва», «Стихи о Петербурге», «Сразу стало тихо в доме…» | 1 | 07.02 | | Молитва, недуг, облаченье, литургия, пленница |
81 | А.А. Ахматова. «Не с теми я, кто бросил землю», «Я спросила у кукушки…», «Сказал, что у меня соперниц нет…», «Что ты бродишь неприкаянный…» | 1 | 11.02 | | Изгнанник, странник, неприкаянный, соперница, колорит, романтический |
82 | А.А. Ахматова. «И упало каменное слово», «Муза». | 1 | 12.02 | | Предчувствие, шелест, муза |
8384 | РР Сочинение – миниатюра «А.А. Ахматова. Слово о поэте». | 2 | 13.02 14.02 | | Миниатюра, высшие женские курсы, запустение, символизм |
85 | Н.А. Заболоцкий. Страницы жизни и творчества поэта. | 1 | 18.02 | | Переводчик, критика, эксперимент |
86 | Человек в поэзии Н.А. Заболоцкого. «О красоте человеческих лиц». | 1 | 19.02 | | Неказистый, подобие, ликующий |
87 | Тема отношений человека и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого. «Я не ищу гармонии в природе». | 1 | 20.02 | | Гармония, созвучие, объять, изнеможенья, соразмерность, немощный |
88 | Н.А. Заболоцкий «Где-то в поле возле Магадана». Трагизм человеческих судеб. | 1 | 21.02 | | Магадан, лагерь, преступник, бушлат |
89 | Философские размышления о смысле жизни в стихотворении Заболоцкого «Завещание». | 1 | 25.02 | | На склоне лет, иссякнет, прах, приют |
90 | Вн. чт. Н.А. Заболоцкий «Можжевеловый куст». | 1 | 26.02 | | Подобие, лачуга, сычуг, неказиста |
91 | М.А. Шолохов. Страницы жизни и творчества писателя. | 1 | 27.02 | | Станица, казаки, ликвидация, журналист |
92 | М.А. Шолохов. «Судьба человека». Мальчик и мужчина. | 1 | 28.02 | | Плетень, оплошность, на рысь переходит |
9394 | М.А. Шолохов. «Судьба человека». Довоенная жизнь Андрея Соколова. | 2 | 04.03 05.03 | | Авиазавод, упрёки, ишачить, фунт, лиха |
95 | М.А. Шолохов. «Судьба человека». Плен. | 1 | 06.03 | | Великая Отечественная война, очнулся |
96 97 | М.А. Шолохов. «Судьба человека». Жизнь русского солдата в плену. | 2 | 07.03 11.03 | | Концлагерь, фашисты, карьер, харчи |
98 99 | М.А. Шолохов. «Судьба человека». Побег. | 2 | 12.03 13.03 | | Барак, побег, блиндаж, традиция, авторота |
100 | М.А. Шолохов «Судьба человека». Встреча с Ванюшкой. | 1 | 14.03 | | Сирота, рейс, осечка, доброволец |
101102 | РР Сила духа русского человека. Рассказ об Андрее Соколове. | 2 | 18.03 19.03 | | Характеристика, сила духа, воля, герой |
103 | Тестовая работа по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека». | 1 | 20.03 | | Несгибаемая воля, комментарий |
104 | Вн. чт. М.А. Шолохов. Рассказ «Родинка». | 1 | 21.03 | | Гильза, казак, станица |
| IV четверть | 32 ч. | | | |
105 | Б.Л. Пастернак. Страницы жизни и творчества поэта. | 1 | 01.04 | | Интеллигент, академик, философия, христианство |
106 | Б.Л. Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и любви.«Красавица моя, вся стать…», «Весна в лесу». | 1 | 02.04 | | Гул, стать, таянье, амурится, проталина, современный |
107 | Б.Л. Пастернак. Философская глубина лирики Пастернака.«Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво». | 1 | 03.04 | | Суть, смута, сущность, впопыхах, притча, знаменитый |
108 | Б.Л. Пастернак. Философская глубина лирики Пастернака. «Перемена». | 1 | 04.04 | | Льнуть, помпа, парад, деликатный,порча, философский |
109 | А.Т. Твардовский. Страницы жизни и творчества поэта. | 1 | 08.04 | | Личность, достоинство, сопереживание |
110 | Тема Родины и природы в стихотворениях А.Т. Твардовского. «Весенние строчки», «Урожай». | 1 | 09.04 | | Бугор, проталина, жнивьё, скирд, цеп, пейзаж, позиция, запотелый, чуткий |
110 | А.Т. Твардовский. Военная лирика. «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины…». | 1 | 10.04 | | Разрыв, вспышка, налёт, ни дна ни покрышки, кара, залпы |
112 | Вн. чт. А.Т. Твардовский «О сущем». | 1 | 11.04 | | Тлен, страсть, сознанье |
113 | А.И. Солженицын. Жизнь и творчество писателя. | 1 | 15.04 | | Лагерь, преследование, самоопределение |
114115 | А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. | 2 | 16.04 17.04 | | Тамбур, облоно, кадры, торфпродукт, фасад, барак |
116117 | А.И. Солженицын «Матренин двор». Образ праведницы. | 2 | 18.04 22.04 | | Ходики, торф, праведница, колченогая, надоумили |
118 | А.И. Солженицын «Матренин двор». Нравственный смысл рассказа. | 1 | 23.04 | | Деверь, эгоизм, сруб, вздыбили, нравственность |
IV | Романсы и песни на слова русских писателей ХIХ – ХХ веков | | | | |
119 | Романс и песня. Понятие о жанре. | 1 | 24.04 | | Романс, песня, жанр |
120 | А.С. Пушкин «Певец». | 1 | 25.04 | | Свирель, печаль, взор |
121 | Е. А. Баратынский «Разуверение». | 1 | 29.04 | | Искушение, разуверение |
122 | Ф. И. Тютчев «К. Б.», М.Ю. Лермонтов «Отчего». | 1 | 30.04 | | Упоение, былое, гоненье |
123 | А. К. Толстой. «Средь шумного бала…» | 1 | 01.05 | | Суета, свирель, грёзы |
124 | А. А. Фет «Я тебе ничего не скажу». В. А. Соллогуб «Серенада». | 1 | 02.05 | | Намекнуть, влага,серенада, грех, серенада |
125 | А. А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь». | 1 | 06.05 | | Землянка, гармонь, заплутавший |
126 | К.М. Симонов. «Жди меня…» | 1 | 07.05 | | Ожидание, помин души, суждено |
127 | Н. А. Заболоцкий «Признание». | 1 | 08.05 | | Зацелована, околдована |
128 | М.Л. Матусовский «Подмосковные вечера». | | 09.05 | | Замерло, искоса, композитор |
129 130 | Б.Ш. Окуджава «Пожелание друзьям». В. С. Высоцкий «Песня о друге». | 2 | 13.05 14.05 | | Восхищаться, комплимент, современник |
131 | К. Я. Ваншенкин «Я люблю тебя, жизнь». | 1 | 15.05 | | Бескорыстная дружба, причал |
V | Из зарубежной литературы | | | | |
132 | Гай Валерий Катулл. Квинт Гораций Флакк. Обзор творчества. | 1 | 16.05 | | Знатные римляне, бронза, гармония, духовный |
133 | Данте Алигьери. Обзор творчества. | 1 | 20.05 | | Аллегория, чистилище, наставник |
134 | У. Шекспир. Трагедия «Гамлет». Выборочное чтение. | 1 | 21.05 | | Трагедия, отчаяние, месть, нравы |
135 136 | Иоганн Вольфганг Гете. Трагедия «Фауст». Противостояние добра и зла. | 2 | 22.05 23.05 | | Мефистофель, трагедия, символично |