Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Матвеево-Курганская СОШ № 3 имени Героя Советского Союза А.М. Ерошина.
«Рассмотрена» Рассмотрена. Протокол заседания ШМО учителей русского языка и литературы от «29 » августа 2017г. № 1 Руководитель ШМО ___________ /Хиврич Н.Г./ ФИО | Рекомендована к утверждению педагогическим советом школы от 30.08.17г. № 11 | «Утверждаю» Директор МБОУ Матвеево-Курганской СОШ № 3 Приказ № 256 от « 30 » августа 2017г. ________/Рудковская А.В./ ФИО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
(указать учебный предмет, курс)
основного общего образования, 10 класса «А»
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов – 120
Учитель Лебедь Лариса Владимировна
Ф.И.О.
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29 декабря 2012 №273- ФЗ (статьи 12, 13, 19, 28, 30, 47).
2.приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изм.);
3.приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изм.);
4. приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);
5.Основная образовательная программа МБОУ Матвеево-Курганской сош № 3 им. Героя Советского Союза А.М.Ерошина (утв. Приказом от 31.08.2015 № 277) (с изм.);
6.Учебный план МБОУ Матвеево-Курганской сош № 3 им. Героя Советского Союза А.М.Ерошина на 2017-2018 учебный год (утв. приказом от 30.08.2017 № 256);
7.Положение о рабочей программе МБОУ Матвеево-Курганской сош № 3 им. Героя Советского Союза А.М.Ерошина (утв. приказом от 30.08.2016 № 218);
8. Примерной программы курса литературы для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений под редакцией В.Я.Коровиной и др. Литература 10 класс, учебник для общеобразовательных организаций в 2-х частях, 5-е издание М., Просвещение, 2017 г.
9.Рабочей программы, ориентированной на учебник под редакцией В.Я.Коровиной и др. Литература 10 класс, учебник для общеобразовательных организаций в 2-х частях, 5-е издание М., Просвещение, 2017 г.
Согласно учебному плану, на изучение литературы отводится в 10 классе «А» 120 час. в год, из них: 21час – развитие речи, 10 часов - внеклассного чтения, 10 часов – регионального компонента.
Срок реализации программы – 1 год
Выбор данной программы мотивирован тем, что она рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации для общеобразовательных классов, соответствует социальному заказу родителей, предназначена для изучения литературы в 10 классе на базовом уровне и составлена из расчёта 3,5 часа в неделю (119 часов).
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России, Обязательного минимума содержания образования. Программа рассчитана на 102 часа, однако добавлено 0,5 часа за счёт части, формируемой участниками образовательного процесса, следовательно, за год получается 119 часов, но так как ни один урок литературы не выпал на праздничные дни, запланировано 120 часов, т.е. в 1 полугодии в неделю проводится по 3 часа литературы, а во втором полугодии – 4 часа в неделю
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса (в календарном планировании преподавателей) и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Принципы построения
рабочей программы базируются на актуальных в настоящее время компетентностном, личностно-ориентированном, деятельностном подходах обучения с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Планирование составлено на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (базовый уровень, а также учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией Лебедева Ю.В. Русская литература 19 века. 10 кл. в 2-х частях, 5-е издание М., Просвещение, 2017 г.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-лите-ратурных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. Учебный предмет «Литература» – один из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры
.
Уровень изучения базовый Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
К важнейшим личностным результатам изучения литературы в средней (полной) школе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как человека русской культуры, наследника классической гуманитарной традиции;
освоение нравственно - эстетических ценностей нации и человечества, гуманистических традиций родной литературы;
осмысление художественно-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своего отношения к идеалам автора, пониманию собственной и чужой позиции;
понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Цели обучения литературе:
осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
формирование и развитие умений грамотного владения устной и письменной речью;
формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений,
воспитание духовно развитой личности с гуманистическим мировоззрением, активной гражданской позицией, с развитым чувством патриотизма, с пониманием ценности духовного наследия России, в том числе русской литературы.
Основные задачи рабочей программы заключаются в следующем:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения художественных и
текстов, в том числе и чтения наизусть;
свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
навыки развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристики героя;
отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;
овладение способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций;
приобретение навыка по написанию сочинений по литературе в формате ЕГЭ .
В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный, интерактивный методы обучения.. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа предусматривает прочное усвоение материала, включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся.
Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Рабочей программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей
Материал планирования дан с некоторой избыточностью с учетом возможности его варьировать по усмотрению учителя в зависимости от степени подготовленности учащихся. Кроме того, лены часы внеклассного чтения и региональной литературы для расширения литературного кругозора при подготовке к ЕГЭ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в 10 классе «А».
обучающиеся должны знать:
логику развития историко-литературного процесса в xx веке;
важнейшие литературные направления xx века;
биографические сведения об изученных писателях;
содержание изученных произведений;
отчётливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе, а также его судьбу в читательской практике.
обучающиеся должны уметь:
владеть различными приёмами изучения художественного текста как при классном анализе, так и при самостоятельном чтении;
использовать биографические материалы, а также литературоведческую и критическую литературу;
давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;
свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы;
при необходимости обращаться к различным формам взаимодействия искусств, используя
эти материалы как при обращении к конкретному произведению, так и к определённым
этапам литературного процесса.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации метапредметной функции, которую литература выполняет в системе
школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой и интеллектуальной деятельности и предполагают развитие речемыслительных, аналитических и творческих способностей.
В процессе изучения литературы совершенствуются и развиваются следующие
общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования знаний по литературе в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ. 10 КЛАСС
Введение - 1час
Общая характеристика русской классической литературы XIX века: Золотой век русской поэзии (первая треть столетия); эпоха великих романов (нравственно-философская проблематика, психологизм, художественное своеобразие); роль литературы в духовной жизни русского общества. Общее понятие об историко-литературном процессе. Особенности литературного процесса второй половины Х1Х века. Литература и духовная мысль второй половины Х1Х века. Славянофильство и западничество. Пути развития русской литературы второй половины Х1Х века и ее особенности. Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богатство языка.
И.С.Тургенев- – 10 часов + РР - 3часа + Вн.чт. – 1час.
Для чтения и изучения: «Отцы и дети».
Для самостоятельного чтения: «Дворянское гнездо», «Записки охотника», «Рудин»
Духовный путь И.С.Тургенева: между западниками и славянофилами. Очерк жизни и творчества. Образы русских крестьян и помещиков в творчестве Тургенева
( «Записки охотника» - обзор). Статья «Гамлет и Дон Кихот» как исследование типов личности (преамбула к написанию романа «Отцы и дети»). Роман «Отцы и дети» в интерпретации критики Х1Х - ХХ вв. Базаров в системе действующих лиц. Ум, твердая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие композиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа. Две дуэли. Базаров - «лицо трагическое»… Любовь как испытание в жизни Базарова. Композиция романа «Отцы и дети». Анализ эпизода: Сцена соборования Базарова. Смысл финала романа «Отцы и дети».
Теория литературы: особенности эпоса как рода литературы, композиция, сюжет, поэтика, антитеза, контраст, «тайная психология», психологизм, система персонажей, художественный образ, художественное время и пространство, авторский замысел. .
РР. Подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети», учитывая части ЕГЭ по литературе.
РР. Письменный ответ на вопрос проблемного характера по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Вн.чт. Константин Паустовский «Телеграмма». Бессердечное отношение к своим родителям.
И.А.Гончаров - 4часов +РР – 4часа + Вн.чт. - 1час
Для чтения и изучения: «Обломов»
Для самостоятельного чтения: «Обрыв», «Обыкновенная история»
Творческий путь И.А.Гончарова. Три романа Гончарова. Особенности авторского замысла. Роман «Обломов» в контексте трилогии Гончарова. История создания. Илья Обломов и Андрей Штольц. «Свет» и «тени» в характере Обломова. Трагический колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство реализации авторского замысла писателя. Обломовщина: ее исторические и социальные корни, духовное содержание. «Восточное» и «западное» на страницах романа. Сон и пробуждение в жизни Обломова. Трагедия Обломова в интерпретации критики. Любовь и смерть Обломова. Особенности поэтики романа «Обломов» (роль художественной детали).
Теория литературы: художественная деталь, трилогия, колорит изображения, трагедия, трагическое, лирическое отступление, конфликт, автор- повествователь, рассказчик, персонаж, характер, тип, портрет, пейзаж, речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь
РР. Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов».
Вн.чт. Владимир Галактионович Короленко «Слепой музыкант». Нравственные проблемы в повести.
А.Н.Островский - 5 часов + РР - 4 часа.
Для чтения и изучения: «Гроза»
Для самостоятельного чтения: «Снегурочка», «Бесприданница».
Отец русского национального театра. Очерк жизни и творчества. «Певец Замоскворечья»: исследование физиологии купеческой жизни. Драма «Гроза» - анатомия страсти и греха. Трагедия Катерины в интерпретации критики ( Добролюбов, Ап.Григорьев, Д.Писарев, святоотеческая литература, современная критика ). Смысл названия произведения.
( Гроза – внешний фактор для страха или страх Божий?) Катерина и Кабаниха — два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством».
Теория литературы: форма и содержание художественного произведения, конфликт, литературные роды: эпос, лирика, драма, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
РР. Сочинение-рассуждение по драме А.Н.Островского «Гроза»
Ф.И.Тютчев - 3 часа
Для чтения и изучения: «Silentium!», «Цицерон», «О, как убийственно мы любим... «Не то, что мните вы, природа...», «Предопределение», «Она с дела на полу...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»), «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять... «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Слезы людские, слезы людские...», «Осенний вечер» (по выбору).
Духовный путь Ф.И.Тютчева. Особенности поэтики лирики Ф.И.Тютчева. Денисьевский цикл. Особенности поэтики любовной лирики Тютчева. Философская лирика Тютчева. Пророчества поэзии Тютчева. Тютчев — поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Пластическая точность образов, их символический смысл. Анализ поэтического текста.
Теория литературы: мотив, лейтмотив.
Н.А.Некрасов - 9 часов + РР – 1 час + Рег. комп.. – 1час.
Для чтения и изучения: «Кому на Руси жить хорошо», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»). «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Тишина», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О, Муза! Я у двери гроба!..».
Очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова. Журнал «Современник» в творческой биографии Некрасова. Образ революционера-демократа в лирике Некрасова. Гражданская лирика Некрасова. Панаевский цикл. Лирика Некрасова — воплощение страданий, дум и чаяний народа. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудовлетворенности собой, готовности к самопожертвованию. Некрасов о высоком назначении поэзии. Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических жанров с прозаическими; широкое v пользование фольклора. Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» - поэтическое завещание Н.А.Некрасова. Замысел и история создания поэмы. Народнопоэтическая основа поэмы. Ее композиция и стиль. Философия народной жизни («Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»).Христианский или социалистический идеал? /семинар по поэме-эпопее Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»/. Лики народной жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Народные «заступники» в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Теория литературы: эпопея
РР Подготовка к домашнему сочинению
Вн.чт. , Рег.комп. Виталий Закруткин «Матерь человеческая». Роль женщины в годы Великой Отечественной войны.
А.А.Фет» - 2 часа
Для чтения и изучения: «Шепот, робкое дыханье...»,»Учись у них: у дуба, у березы…», «Какая грусть! Конец аллеи... «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Это утро, радость эта... «Ласточки пропали...» (по выбору), «Еще майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом... «В лунном сиянии» (по выбору)
Очерк жизни и творчества. «Хороший поэт, но пишет пустяки» (Чернышевский).
Особенности поэтики лирики Фета. /+ Лирика как род литературы, ее особенности в аспекте образного восприятия действительности. Основные мотивы лирики Фета. Традиционные поэтические темы — природа, любовь, творчество — и «новое их освещение волшебным языком искусств! (А. А. Фет). Изображение мимолетных, изменяющихся состояний человеческой души и природы. Музыкальность лирики Фета.
Теория литературы: тропы, язык художественного произведения, риторический вопрос, афоризм, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, изобразительно-выразительные средства : сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия, гипербола, аллегория, звукопись: аллитерация, ассонанс.
М.Е.Салтыков-Щедрин - 2 часа + Вн.чт. – 1час.
Для чтения и изучения: «История одного города» ( в обзоре)
Очерк жизни и творчества. Обзор творчества Салтыкова-Щедрина.( «Господа Головлевы», «История одного города»). «История одного города» (обзор с чтением и разбором избранных страниц). Замысел, проблематика и жанр произведения. Гротеск, черты антиутопии в произведении. «Сказки для детей изрядного возраста»: особенности поэтики.
Теория литературы: «Эзопов язык», сатира, фигура умолчания, трагическое и комическое,
сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск.
Вн.чт. Георгий Владимов «Верный Руслан».
Л.Н.Толстой - 12 часов + РР - 4 часа + Вн.чт. – 1час.
Для чтения и изучения: «Война и мир»
Для самостоятельного и внеклассного чтения: «Анна Каренина», «Воскресение», «Севастопольские рассказы»
Жизнь Толстого. Духовный и художественный мир Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Народ и личность — одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толстого к жизни, чувство полноты бытия. «Мысль народная» в романе (вопрос о смысле исторического процесса, о границах человеческой воли). Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Кар тины природы в романе. Наполеон и Кутузов как два смысловые полюса произведения. «Мысль семейная» в романе: Болконские, Ростовы, Курагины. Духовные искания героев: Андрей Болконский и Пьер Безухов. Женские образы в романе «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Военные страницы произведения: философия истории. Героизм и патриотизм глазами Толстого в романе. Изображение войны 1812 года в романе / «дубина войны народной» /.«Диалектика души» героев Л.Н.Толстого. «Ум ума» и «ум сердца». Мировое значение творчества
JI. Н. Толстого.
РР Анализ эпизода «Петя Ростов в отряде Денисова»
РР Письменная работа. Самостоятельный анализ эпизода романа-эпопеи «Война и мир»: «Приезд Николая Ростова домой из армии» (т.2, ч.1, гл.1);
«Наташа в гостях у дядюшки» (т.2, ч.4, гл.7);
«Молитва Наташи» (т.3, ч.1, гл.18));
«Пьер в занятой французами Москве. Спасение девочки» (т.3, ч.3, гл.33)
Вн.чт. Василь Быков «Сотников». Нравственные конфликты и трагические ситуации в произведении. Проблема чести и предательства.
Ф.М.Достоевский - 9 часов + РР – 1час. + Вн.чт. – 2часа
Для чтения и изучения: «Преступление и наказание»
Для самостоятельного чтения: «Идиот», «Униженные и оскорбленные», «Бедные люди»
Духовная биография Достоевского. Концепция мира и человека в творчестве писателя. «Маленький человек» в творчестве Достоевского. «Кровь по совести». Арифметика преступления Раскольникова. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе.
Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. Социальные и духовные истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Трагическая постановка и решение проблемы личной ответственности человека за судьбы мира. «Воскрешение Лазаря и воскрешение Раскольникова. (Анализ эпизода.). Двойники Раскольникова. Евангельская символика в романе «Преступление и наказание». Гордая и смиренная жертвы (Сонечка и Дуня). Смысл эпилога романа «Преступление и наказание».
Теория литературы: интерьер как средство характеристики персонажа
РР Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Вн.чт. Виктор Петрович Астафьев «Людочка». Нравственные проблемы произведения и их разрешение.
Н.С.Лесков - 4 часа + Вн.чт. – 1час
Для чтения и изучения: «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»
Для самостоятельного и внеклассного чтения: «Левша».
Слово о Лескове. Шекспировские страсти в очерке Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» / Литературная реминисценция и ее роль в художественном произведении – теория литературы / Грешники и праведники Лескова / «Очарованный странник», обзор творчества
Теория литературы : литературная реминисценция ( аллюзия) и ее роль в художественном произведении.
Вн.чт. Борис Васильев «А зори здесь тихие…». Героизм русской женщины в годы Великой Отечественной войны.
А.П.Чехов – Рег. комп. - 9 часов + РР – 2 часа
Для чтения и изучения: «Ионыч», «Студент», «Человек в футляре», «Крыжовник»,
«О любви», «Дама с собачкой» и др. по выбору учителя, «Вишневый сад»
Для самостоятельного и внеклассного чтения: «Чайка».
Очерк жизни и творчества. Особенности малой прозы Чехова. Рассказ «Ионыч». Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа, отсутствие тенденциозности изображения. Особенности поэтики. Прошлое, настоящее и будущее в комедии «Вишневый сад». Символика названия комедии «Вишневый сад». К вопросу о жанре : «Вишневый сад» .Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Разлад их желаний и стремлений, с одной стороны, и реальностей жизни — с другой, как основа драматического конфликта. Лиризм и мягкий юмор Чехова. Смысл названия пьесы. Лирическая комедия или драма?
Новаторство Чехова-драматурга: обыденность изображаемых событий; психологический подтекст (роль пауз, лирических монологов, пейзажа, музыки). Пьесы Чехова на сцене.
РР Классное сочинение по творчеству А.П.Чехова. Письменный ответ на вопрос проблемного характера: Драмой или комедией вы могли бы назвать пьесу Чехова «Вишнёвый сад»?
Кто виновен в гибели вишнёвого сада? Что роднит и что отличает Раневскую, Гаева, Симеона-Пищикова? Кому из героев Чехова принадлежит будущее?
Зарубежная литература – 1 час + Вн. чт. – 2 часа
Вн.чт. Тема власти денег в повести Оноре де Бальзака «Гобсек». Жизнь и творчество Бальзака. История создания повести «Гобсек». Денежные отношения в буржуазном обществе и власть денег над душой человека. Образ ростовщика папаши Гобсека. Образы скупцов и накопителей в произведениях русской литературы.
Психологическая новелла Ги де Мопассана «Ожерелье». Жизнь и творчество писателя. Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Неожиданность развязки.
Повторение. Подготовка к итоговой аттестации по литературе – 10 часов +РР – 2 часа + Вн. чт. – 1 час
А.С. Грибоедов «Горе от ума». «Век нынешний и век минувший». Проблема ума в комедии «Горе от ума».
А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери»: два музыканта – две судьбы. «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству. «Евгений Онегин».»Татьяна, русская душою…». «Великое и малое» в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» - первый психологический роман. Драма незаурядной личности в романе.
Н.В.Гоголь «Мёртвые души». Эволюция Плюшкина в замысле поэмы. «Мёртвые души». Образ Чичикова в поэме. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи. Чичиков как антигерой.
РР Подготовка к домашнему сочинению по повторению.
Вн.чт. Н.В.Гоголь «Портрет». Тема творчества в повести.
Итоговая работа и резервные часы – 6 часов.
Содержание учебного предмета, курса
(литература 10 класс «А»)
Курс рассчитан на 120 час. (3,5 часа в неделю).
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Из них: |
Кол-во уроков развития речи | Кол-во уроков внекл. чтения | Кол-во уроков регионального компонента |
1. | Введение | 1 | - | - | - |
2. | «И.С.Тургенев» | 14 | 3 | 1 | - |
3 | «И.А.Гончаров» | 10 | 4 | 1 | - |
4. | «А.Н.Островский» | 9 | 4 | - | - |
5. | « Ф.И.Тютчев» | 3 | - | - | - |
6 | « Н.А.Некрасов» | 11 | 1 | - | 1 |
7. | «А.А.Фет» | 2 | - | - | - |
8. | «М.Е.Салтыков-Щедрин» | 3 | - | 1 | - |
9 | «Л.Н.Толстой» | 17 | 4 | 1 | - |
10 | « Ф.М.Достоевский» | 12 | 1 | 2 | - |
11 | «Н.С.Лесков» | 5 | - | 1 | - |
12 | «А.П.Чехов» | 11 | 2 | - | 9 |
14 | Зарубежная литература | 3 | - | 2 | - |
15 | Подготовка к итоговой аттестации. Повторение произведений Х1Х века | 13 | 2 | 1 | - |
16 | Итоговые уроки и резервные часы | 6 | | | |
| Итого: | 120 | 21 | 10 | 10 |
Лист корректировки
Календарно-тематического планирования
2017 – 2018 учебного года
Учитель Лебедь Лариса Владимировна
Предмет литература
Класс 10 «А»
_____четверть | По рабочей программе | Корректировка |
Количество уроков по плану | Количество уроков по факту | Дата урока | Тема урока | Дата | Причина коррекции | Способ коррекции |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |