Рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Областного закона от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);
приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609, от 07.06.2017 № 506);
приказа Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
Устава МБОУ гимназия г. Зернограда (утвержден приказом управления образования Администрации Зерноградского района Ростовской области от 17.12.2014 г., № 452, в редакции приказа от 23.07.2015г. №325);
основной образовательной программы МБОУ гимназии г. Зернограда (приказ от 22.08.2016 г. №217, в ред приказа от 29.08.2017 г. №250);
приказа МБОУ гимназия г. Зернограда от 29.08.2017 №248 «Об утверждении учебного плана на 2017-2018 учебный год»;
Изучение литературы в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 10 классе предполагается обучение в объёме 104 часов (3 часа в неделю)
.
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
Дата | № | Тема | Час |
план 01.09 | факт | 1 | Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы 19 века.) | 1 |
Из литературы первой половины 19 века |
05.09 | | 2 | А.С.Пушкин. Лирика.(«Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Вновь я посетил» и др.) Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. | 1 |
06.09 | | 3 | Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы). | 1 |
08.09 | | 4 | Историческая и «частная» темы в поэме А.С.Пушкина«Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». | 1 |
12.09 | | 5 | Образ стихии и его роль в авторской концепции истории. | 1 |
13.09 | | 6 | М.Ю.Лермонтов. Лирика.(«Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Молитва», «Я не унижусь пред тобою…», «Выхожу один я на дорогу»). Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики. | 1 |
15.09 | | 7 | Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовкой поэзии. | 1 |
19.09 | | 8 | Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта. | 1 |
20.09 | | 9 | Н.В.Гоголь. Повесть «Невский проспект».Реальное и фантастическое. Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»). | 1 |
22.09 | | 10 | Повесть «Нос».Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. | 1 |
26.09 | | 11 | Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. | 1 |
Из литературы второй половины 19 века |
27.09 | | 12 | Особенности литературы и журналистики второй половины 19 века. А.Н.Островский – «Колумб Замоскворечья» | 1 |
29.09 | | 13 | «Свои люди – сочтемся!». Конфликт между старшими и младшими, властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. | 1 |
03.10 | | 14 | Идейно-художественное своеобразие драмы Н.А. Островского «Гроза». | 1 |
04.10 | | 15 | Изображение «затерянного мира» города Калинова. | 1 |
06.10 | | 16 | Драма «Гроза». Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме. | 1 |
10.10 | | 17 | Сила и слабость характера Катерины. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. | 1 |
11.10 | | 18 | Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. | 1 |
13.10 | | 19 | «Гроза» в русской критике (Н.А.Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А.Григорьев) | 1 |
17.10 | | 20 | Роль монологов в пьесе «Гроза». Аналитическая работа с текстом. | |
18.10 | | 21 | Р/Р Сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза» | 1 |
20.10 | | 22 | И.А.Гончаров. Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». | 1 |
24.10 | | 23 | Быт и нравы Ильи Ильича Обломова. | 1 |
25.10 | | 24 | Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». | |
27.10 | | 25 | Обломов и Штольц (сравнительная характеристика) | 1 |
07.11 | | 26 | Женские образы романа. Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. | 1 |
08.11 | | 27 | Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. | 1 |
10.11 | | 28 | Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И.Писарев, А.В.Дружинин). | 1 |
14.11 | | 29 | Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И.Писарев, А.В.Дружинин). | 1 |
15.11 | | 30 | И.С.Тургенев. Цикл «Записки охотника». Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла. | 1 |
17.11 | | 31 | История и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе. | 1 |
21.11 | | 32 | Противостояние двух поколений русской интеллигенции. Базаров и Кирсановы. | 1 |
22.11 | | 33 | Дуэль Базарова и Кирсанова, её истинные причины. | 1 |
24.11 | | 34 | Любовная линия в романе, ее место в проблематике произведения. Базаров и Одинцова. | |
28.11 | | 35 | Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. | 1 |
29.11 | | 36 | Базаров перед лицом смерти. | 1 |
01.12 | | 37 | Аналитическая работа с текстом эпилога романа. | 1 |
05.12 | | 38 | Философские итоги романа, смысл его названия | 1 |
06.12 | | 39 | Р/Р. Изложение с творческим заданием: «В чем смысл финала романа Тургенева?» | 1 |
08.12 | | 40 | Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений. | 1 |
12.12 | | 41 | Н.А.Некрасов – «поэт мести и печали». | 1 |
13.12 | | 42 | Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике разных лет. | 1 |
15.12 | | 43 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо».Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | 1 |
19.12 | | 44 | Отражение коренных сдвигов в русской жизни. Душа народа русского… | 1 |
20.12 | | 45 | Народ в споре о счастье. Проблема счастья и ее решение в поэме. | 1 |
22.12 | | 46 | Женские образы в поэме Некрасова. | 1 |
26.12 | | 47 | Идейный смысл рассказов о грешниках. | 1 |
27.12 | | 48 | Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание. | 1 |
29.12 | | 49 | Р/Р. Сочинение на тему: «Как понимают счастье герои поэмы и автор?» | 1 |
10.01 | | 50 | Лирика Ф.И.Тютчева. Природа, человек, Вселенная как главные объекты тютчевской лирике. | 1 |
12.01 | | 51 | «Мыслящая поэзия», ее философская глубина и образная насыщенность. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. | 1 |
16.01 | | 52 | Драматизм звучания любовной лирики поэта. | 1 |
17.01 | | 53 | Лирика А.А. Фета. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики | 1 |
19.01 | | 54 | Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. | 1 |
23.01 | | 55 | «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. | 1 |
24.01 | | 56 | Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике. | 1 |
26.01 | | 57 | Сопоставительный анализ стихотворений Фета и Тютчева | 1 |
30.01 | | 58 | Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник». Стремление Лескова к созданию «монографий» народных типов. | 1 |
31.01 | | 59 | Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. Очарованность героя, его стремление к подвигам. | 1 |
02.02 | | 60 | Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника». | 2 |
06.02 | | 61 | Письменная работа по повести: «Каков нравственный идеал в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник?". | 1 |
07.02 | | 62 | Творчество М.Е.Салтыкова-Шедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. | 1 |
09.02 | | 63 | Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках «Медведь на воеводстве», «Богатырь». | 1 |
13.02 | | 64 | Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь». | 1 |
14.02 | | 65 | Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города. (обзорно) | 1 |
16.02 | | 66 | Р/Р Письменный анализ самостоятельно выбранной сказки. | 1 |
20.02 | | 67 | Л.Н.Толстой– человек, мыслитель, писатель. Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи«Война и мир» | 1 |
21.02 | | 68 | «Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир) | 1 |
27.02 | | 69 | Именины у Ростовых. Лысые Горы. | 1 |
28.02 | | 70 | Изображение войны 1805-1807гг. в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения | 1 |
02.03 | | 71 | Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. | 1 |
06.03 | | 72 | Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. | 1 |
07.03 | | 73 | Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».Философия войны в романе | 1 |
09.03 | | 74 | Изображение войны 1812 г. | 1 |
13.03 | | 75 | «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». (Образы Кутузова и Наполеона) | 1 |
14.03 | | 76 | «Дубина народной войны поднялась…» «Мысль народная» в романе. | 1 |
16.03 | | 77 | Решение главной мысли: предназначении человека(т.2 и эпилог). | 1 |
20.03 | | 78 | Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова | 1 |
21.03 | | 79 | «Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины). | 1 |
23.03 | | 80 | Обобщение и систематизация знаний по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» | 1 |
03.04 | | 81 | Спорные вопросы романа в современной критике. | 1 |
04.04 | | 82 | Р/Р Подготовка к сочинению по роману-эпопее «Война и мир» | 1 |
06.04 | | 83 | Р/Р Написание сочинения по роману-эпопее «Война и мир» | 1 |
10.04 | | 84 | Художественный мир Ф.М.Достоевского История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». | 1 |
11.04 | | 85 | Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе | 1 |
13.04 | | 86 | Мир «униженных и оскорбленных» в романе Достоевского Ф.М. | 1 |
17.04 | | 87 | Бунт личности против жестоких законов социума | 1 |
18.04 | | 88 | Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. | 1 |
20.04 | | 89 | Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. | 1 |
24.04 | | 90 | Возрождение души Раскольникова. | 1 |
25.04 | | 91 | Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе. | 1 |
27.04 | | 92 | Систематизация и обобщение знаний по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | 1 |
02.05 | | 93 | Р/Р Подготовка к сочинению по роману Достоевского «Преступление и наказание» | 1 |
04.05 | | 94 | Р/Р Написание сочинения по роману Достоевского «Преступление и наказание» | 1 |
08.05 | | 95 | Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч». | 1 |
11.05 | | 96 | А.П. Чехов Трилогия. «Человек в футляре» | 1 |
15.05 | | 97 | А.П. Чехов. Рассказ «О любви» | 1 |
16.05 | | 98 | Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. | 1 |
18.05 | | 99 | Р/Р Сочинение на тему: «Проблематика «маленькой трилогии Чехова» | 1 |
22.05 | | 100 | Итоговая контрольная работа за курс 10 класса. | 1 |
23.05 | | 101 | Анализ контрольной работы. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишнёвый сад». | 1 |
25.05 | | 102 | Фигуры героев-недотеп и символический образ сада. | 1 |
29.05 | | 103 | Функция ремарок, звука и цвета. Сложность и неоднозначность авторской позиции. | 1 |
30.05 | | 104 | Обобщение по пьесе Чехова А.П. «Вишневый сад» | 1 |