СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с новыми требованиями (содержит:планируемы результаты учебного курса,содержание, тематическое планирование) и авторской программой Курдюмовой Т.Ф. "Литература" Программа для 10-11 класса "Литература" (базовый уровень)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10 класс»

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

• ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

• готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

• готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

•принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

В сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

•российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

•уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

•формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

•воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

В сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

•гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

•признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

• готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

•принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

•способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

•формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

• развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

• экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

• эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

В сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

• положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

В сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

• уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;

• осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

• готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

• потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

• готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

В сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

• физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные УУД:

  • выпускник научится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;

  • спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

  • в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

  • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

  • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

  • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

  • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

  • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

  • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

  • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

  • осуществлять следующую продуктивную деятельность:

  • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

  • выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

  • анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

  • анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

  • анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

  • Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

  • о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

  • о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

  • о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

  • об историко-культурном подходе в литературоведении;

  • об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

  • о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

  • имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

  • о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

  • Содержание курса

  • РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (102 часа)

  • Из литературы первой половины XIX века (16ч.)

  • Введение (1 ч.)

  • А.С. Пушкин ( 6 ч.)

  • Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бо­га роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».

  • Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.

  • Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

  • М.Ю. Лермонтов ( 4 ч.)

  • Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору.

  • Глубина философской проблематики и драматизм звуча­ния лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.

  • Н.В. Гоголь ( 5 ч.)

  • Повесть: «Невский проспект».

  • Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» H.B. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судь­бе гоголевских героев.

  • Литература второй половины XIX века ( 82 ч.)

  • Введение ( 1 ч.)

  • Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разность между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

  • А.Н. Островский( 9 ч.)

  • Пьеса: «Гроза».

  • Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

  • И.А. Гончаров( 6 ч.)

  • Роман «Обломов».

  • Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противо­речивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характе­рами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная ис­тория как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

  • И.С. Тургенев ( 8 ч.)

  • Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения.. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича)

  • Н.Г. Чернышевский ( 1 ч.)

  • Роман «Что делать?» (обзор).

  • «Что делать?» Н.Г.Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г.Чернышевского.

  • Н.А. Некрасов ( 11 ч.)

  • Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в ше­стом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

  • «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасо­ва-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как фор­ма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

  • Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта Оболдуева, Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказоч­но-мифологические приемы построения сюжета поэмы. князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

  • Ф.И. Тютчев ( 4 ч.)

  • Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentiuml», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

  • «Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глуби­на и образная насыщенность. Развитие традиций русской ро­мантической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния че­ловеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм зву­чания любовной лирики поэта.

  • А.А. Фет ( 5 ч.)

  • Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. ..», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

  • Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного на­строения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Кра­сота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.

  • Н.С. Лесков ( 1 ч.)

  • Повесть «Очарованный странник ».

  • Стремление Н. Лескова к созданию «монографий » народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистиче­ская и языковая яркость «Очарованного странника».

  • М.Е. Салтыков-Щедрин ( 4 ч.)

  • Роман-хроника «История одного города »

  • «История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

  • А.К. Толстой( 2 ч.)

  • Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наги, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

  • Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

  • Л.Н. Толстой (15 ч.)

  • Роман «Война и мир».

  • Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

  • «Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

  • «Мысль народная » как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народ­но-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

  • Ф.М. Достоевский (8 ч.)

  • Роман «Преступление и наказание».

  • Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольни-кова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

  • А.П. Чехов (7 ч.)

  • Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

  • Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чехов­ской прозы.

  • Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лириче­ское и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепен­ных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

  • Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века ( 4 ч.)

  • Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.(1ч.)

  • Г. де Мопассан. (1 ч.)

  • Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.

  • Г. Ибсен. ( 1 ч.)

  • Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в “Кукольном доме”. Своеобразие “драм идей” Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.

  • А. Рембо ( 1 ч.)

  • Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль» Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в сихотворении. Особенности поэтического языка.

  • Обобщение по курсу ( 1 ч.)



Тематическое планирование

10 класс

№/п

Разделы темы

Кол-во часов

10 класс

Из литературы первой половины 19 века.

16

1.

Введение.

1

2

А.С.Пушкин

6

3.

М.Ю. Лермонтов

4

4.

Н.В.Гоголь

5

Из литературы второй половины 19 века.

82

5

Введение.

1

6.

А.Н.Островский

9

7.

И.А.Гончаров

6

8.

И.С.Тургенев

8

9.

Н.Г.Чернышевский

1

10.

Н.А. Некрасов

11

11.

Ф.И.Тютчев

4

12.

А.А.Фет

5

13.

Н.С.Лесков

1

14.

М.Е. Салтыков-Щедрин

4

15.

А.К.Толстой

2

16.

Л.Н.Толстой

15

17.

Ф.М. Достоевский

8

18.

А.П.Чехов

7

Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века.

4

19

Г.де Мопассан

1

20.

Г.Ибсен

1

21

А.Рембо

1

22 Обобщение по курсу

1


Итого по курсу:

102

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(102 ЧАСОВ В ГОД)



п/п

Кол-во часов

Тема урока

дата

1

1

Введение

2

1

Особенности литературного процесса первой половины XIX века.


3

1

Основные этапы творческой эволюции А. Пушкина. Тема свободы и власти в лирике поэта. Ода «Вольность».


4

1

Лирика А. Пушкина южного и михайловского периодов. Стихотворение «К морю».


5

1

Жребий русского поэта. Тема поэта и поэзии в стихотворениях А. Пушкина «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту».


6

1

Столкновение личности с ходом истории в поэме А. Пушкина «Медный всадник». Образы Петра І и Евгения в поэме А. Пушкина «Медный всадник». Жанр произведения.


7-8

2

Р.р. Классное контрольное сочинение по творчеству А. Пушкина.


9

1

Особенности поэтического мира М. Лермонтова.


10

1

Тема назначения поэта в лирике М. Лермонтова. Стихотворения «Пророк» и «Поэт».


11

1

Интимная лирика М. Лермонтова. Два лика любви в стихотворениях «К*» («Я не унижусь пред тобою…») и «Молитва».


12

1

Нравственно философская проблематика поэмы М. Лермонтова «Демон».


13

1

Художественный мир Н. Гоголя.


14

1

Призрачная жизнь в петербургских декорациях. Повесть Н. Гоголя «Невский проспект».


15

1

Проблематика и художественное своеобразие повести Н. Гоголя «Нос».


16-17

2

Р.р. Классное контрольное сочинение по творчеству Н. Гоголя.


18

1

Контрольная работа по теме «Из литературы первой половины XIX века».


19

1

Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. Литература и журналистика 60–90-х гг. XIX века.


20

1

Жизненный и творческий путь А. Островского. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтёмся!».


21

1

Мир города Калинова в драме А. Островского «Гроза».


22

1

Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния в драме А. Островского «Гроза».


23

1

Трагедия Катерины в драме А. Островского «Гроза».


24

1

Образ Катерины в критике.


25

1

Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме А. Островского «Гроза».


25

1

Жанровое своеобразие пьесы А. Островского «Гроза».


26-27

2

Р.р. Классное контрольное сочинение по пьесе А. Островского «Гроза».


28

1

Жизнь и творчество И. Гончарова. Образ главного героя романа «Обломов».


29

1

Истоки и суть обломовщины в романе И. Гончарова «Обломов».


30

1

Женские образы в романе И. Гончарова «Обломов». Тема любви в произведении.


31

1

Два вектора русской жизни в романе И. Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц.


32-33

2

Р.р. Классное контрольное сочинение по пьесе И.Гончарова «Обломов».



34

1

Жизненный и творческий путь И. Тургенева. Антикрепостническая направленности цикла «Записки охотника».


35

1

История создания романа И. Тургенева «Отцы и дети». Конфликт поколений в произведении.


36

1

Поколение «детей» в романе И. Тургенева «Отцы и дети».


37

1

Поколение «отцов» в романе И. Тургенева «Отцы и дети». Идеологические споры «отцов» и «детей».


38

1

Дружба и любовь в жизни героев романа И. Тургенева «Отцы и дети».


39

1

Споры вокруг романа И. Тургенева «Отцы и дети».


40-41

2

Р.р. Классное контрольное сочинение по роману И. Тургенева «Отцы и дети».


42

1

Проповедь теории «разумного эгоизма» в романе Н. Чернышевского «Что делать?»


43

1

Жизнь и творчество Н. Некрасова. Некрасов в воспоминаниях современников.


44

1

Народные характеры и типы в лирике Н. Некрасова. Стихотворения «В дороге», «Огородник», «Тройка».


45

1

Тема «писатель и общество» в лирике Н. Некрасова. Стихотворения «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин», «Памяти Добролюбова».


46

1

История создания поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Проблематика, композиция произведения.


47

1

Многообразие крестьянских типов в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».


48

1

Женские образы поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».


49

1

. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».


50

1

Фольклорные мотивы и образы в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Поэтика произведения.


51-52

2

Р.р. Классное контрольное сочинение по творчеству Н. Некрасова.


53

1

Контрольная работа за вторую четверть.


54

1

Жизнь и творчество Ф. Тютчева.


55

1

Мир природы в лирике Ф. Тютчева. Стихотворения «Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились».


56

1

Философская лирика Ф. Тютчева. Проблематика стихотворений «Певучесть есть в морских волнах…», «Silentium!».


57

1

Интимная лирика Ф. Тютчева. Стихотворения «О, как убийственно мы любим…», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.», «Я встретил вас — и всё былое…».


58

1

Жизнь и творчество А. Фета. Фет и Крым.


59

1

Природа и человек в лирике А. Фета. Стихотворения «Заря прощается с землёю…», «Это утро, радость эта…», «Учись у них — у дуба, у берёзы…».


60

1

Тема любви в лирике А. Фета. Стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Шёпот, робкое дыханье…», «Я пришёл к тебе с приветом…».


61-62

2

Р.р. Классное контрольное сочинение по лирике Ф. Тютчева и А. Фета.


63

1

Очерк жизни и творчества Н. Лескова. Праведники Н. Лескова. Повесть «Очарованный странник».


64

1

Очерк жизни и творчества М. Салтыкова-Щедрина.


65

1

Сказка «Дикий помещик» М. Салтыкова-Щедрина — беспощадная сатира на барство.


66

1

Философская сказка М. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь».

Политический подтекст сказки. Гипербола и ирония в произведении


67

1

Мир социальных отношений в сказке М. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве».


68

1

Жизнь и творчество А. Толстого. Интимная лирика поэта. Стихотворения «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», Не вер мне, друг, когда, в избытке горя…».


69

1

Мир природы в лирике А. Толстого. Стихотворения «Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…», «Крымские очерки». А. Толстой и Крым


70

1

Жизненный и творческий путь Л. Толстого.


71

1

Авторский замысел и история создания и романа-эпопеи Л. Толстого «Война и мир». Жанровое своеобразие произведения.Понятие о романе-эпопее


72

1

Высшее светское общество в романе-эпопее Л. Толстого «Война и мир».


73

1

«Мысль семейная» в романе Л. Толстого «Война и мир».


74

1

Война 1805 г. на страницах романа Л. Толстого «Война и мир». Шенграбенское и Аустерлицкое сражения.


75

1

Жизненный путь героя романа Л. Толстого «Война и мир» Андрея Болконского.


76

1

Духовные искания героя романа Л. Толстого «Война и мир» Пьера Безухова.


77

1

Образ Наташи Ростовой в романе Л. Толстого «Война и мир».


78

1

Бородинское сражение — кульминация романа Л. Толстого «Война и мир».


79

1

Проблема личности в истории. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л. Толстого «Война и мир».


80

1

Тема. «Мысль народная» в романе Л. Толстого «Война и мир». Образ Платона Каратаева.


81

1

Принципы изображения действительности в романе Л. Толстого «Война и мир». Смысл заглавия произведения.


82

1

Р.р. подготовка к домашнему сочинению по роману-эпопее Л. Толстого «Война и мир».


83

1

Жизненный и творческий путь Ф. Достоевского.


84

1

Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание». История создания, жанр, композиция. Образ Петербурга в произведении.


85

1

Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание».


86

1

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание».


87

1

Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя. Образы Лужина и Свидригайлова в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание».


88

1

Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»: Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия.


89

1

Смысл эпилога романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Новаторство писателя в изображении человека.

Символика фамилий героев


90

1

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание».


91

1

Жизнь и творчество А. Чехова.


92

1

Рассказ А. Чехова «Ионыч». Крушение доктора Старцева.


93

1

Рассказ А. Чехова «Крыжовник»: соотношение великого и малого в жизни человека.


94

1

Театр А. Чехова. Пьеса «Вишнёвый сад». Сюжет и конфликт произведения.


95

1

Система образов пьесы А. Чехова «Вишнёвый сад».


96

1

Жанровое своеобразие пьесы А. Чехова «Вишнёвый сад». Символическое значение образа вишнёвого сада.


97

1

Контрольная работа по теме «Из литературы второй половины XIX века».


98

1

Зарубежная литература 19 века. Г.де Мопассан

Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы


99

1

Г.Ибсен. Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) Особенности конфликта.


100

1

А. Рембо Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль» Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия.


101

1

Итоговая контрольная работа


102

1

Анализ контрольной работы.Обобщение изученного.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!