Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
• ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
• готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
•принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
В сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
•российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
•уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
•формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
•воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
В сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
•гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
•признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
• готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
•принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
•способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
•формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
• развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
• экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
• эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
В сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
• положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
В сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
• уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;
• осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
• готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
• потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
• готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
В сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
• физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
выпускник научится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
об историко-культурном подходе в литературоведении;
об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Содержание курса
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (102 часа)
Из литературы первой половины XIX века (16ч.)
Введение (1 ч.)
А.С. Пушкин ( 6 ч.)
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
М.Ю. Лермонтов ( 4 ч.)
Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору.
Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.
Н.В. Гоголь ( 5 ч.)
Повесть: «Невский проспект».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» H.B. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Литература второй половины XIX века ( 82 ч.)
Введение ( 1 ч.)
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разность между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. Островский( 9 ч.)
Пьеса: «Гроза».
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
И.А. Гончаров( 6 ч.)
Роман «Обломов».
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
И.С. Тургенев ( 8 ч.)
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения.. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича)
Н.Г. Чернышевский ( 1 ч.)
Роман «Что делать?» (обзор).
«Что делать?» Н.Г.Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г.Чернышевского.
Н.А. Некрасов ( 11 ч.)
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта Оболдуева, Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Ф.И. Тютчев ( 4 ч.)
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentiuml», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
А.А. Фет ( 5 ч.)
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. ..», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Н.С. Лесков ( 1 ч.)
Повесть «Очарованный странник ».
Стремление Н. Лескова к созданию «монографий » народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
М.Е. Салтыков-Щедрин ( 4 ч.)
Роман-хроника «История одного города »
«История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
А.К. Толстой( 2 ч.)
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наги, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Л.Н. Толстой (15 ч.)
Роман «Война и мир».
Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная » как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Ф.М. Достоевский (8 ч.)
Роман «Преступление и наказание».
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольни-кова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
А.П. Чехов (7 ч.)
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века ( 4 ч.)
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.(1ч.)
Г. де Мопассан. (1 ч.)
Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.
Г. Ибсен. ( 1 ч.)
Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в “Кукольном доме”. Своеобразие “драм идей” Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.
А. Рембо ( 1 ч.)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль» Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в сихотворении. Особенности поэтического языка.
Обобщение по курсу ( 1 ч.)
Тематическое планирование
10 класс
№/п | Разделы темы | Кол-во часов |
10 класс |
Из литературы первой половины 19 века. | 16 |
1. | Введение. | 1 |
2 | А.С.Пушкин | 6 |
3. | М.Ю. Лермонтов | 4 |
4. | Н.В.Гоголь | 5 |
Из литературы второй половины 19 века. | 82 |
5 | Введение. | 1 |
6. | А.Н.Островский | 9 |
7. | И.А.Гончаров | 6 |
8. | И.С.Тургенев | 8 |
9. | Н.Г.Чернышевский | 1 |
10. | Н.А. Некрасов | 11 |
11. | Ф.И.Тютчев | 4 |
12. | А.А.Фет | 5 |
13. | Н.С.Лесков | 1 |
14. | М.Е. Салтыков-Щедрин | 4 |
15. | А.К.Толстой | 2 |
16. | Л.Н.Толстой | 15 |
17. | Ф.М. Достоевский | 8 |
18. | А.П.Чехов | 7 |
Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века. | 4 |
19 | Г.де Мопассан | 1 |
20. | Г.Ибсен | 1 |
21 | А.Рембо | 1 |
22 Обобщение по курсу | 1 |
| Итого по курсу: | 102 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(102 ЧАСОВ В ГОД)
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | дата |
1 | 1 | Введение |
2 | 1 | Особенности литературного процесса первой половины XIX века. | |
3 | 1 | Основные этапы творческой эволюции А. Пушкина. Тема свободы и власти в лирике поэта. Ода «Вольность». | |
4 | 1 | Лирика А. Пушкина южного и михайловского периодов. Стихотворение «К морю». | |
5 | 1 | Жребий русского поэта. Тема поэта и поэзии в стихотворениях А. Пушкина «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту». | |
6 | 1 | Столкновение личности с ходом истории в поэме А. Пушкина «Медный всадник». Образы Петра І и Евгения в поэме А. Пушкина «Медный всадник». Жанр произведения. | |
7-8 | 2 | Р.р. Классное контрольное сочинение по творчеству А. Пушкина. | |
9 | 1 | Особенности поэтического мира М. Лермонтова. | |
10 | 1 | Тема назначения поэта в лирике М. Лермонтова. Стихотворения «Пророк» и «Поэт». | |
11 | 1 | Интимная лирика М. Лермонтова. Два лика любви в стихотворениях «К*» («Я не унижусь пред тобою…») и «Молитва». | |
12 | 1 | Нравственно философская проблематика поэмы М. Лермонтова «Демон». | |
13 | 1 | Художественный мир Н. Гоголя. | |
14 | 1 | Призрачная жизнь в петербургских декорациях. Повесть Н. Гоголя «Невский проспект». | |
15 | 1 | Проблематика и художественное своеобразие повести Н. Гоголя «Нос». | |
16-17 | 2 | Р.р. Классное контрольное сочинение по творчеству Н. Гоголя. | |
18 | 1 | Контрольная работа по теме «Из литературы первой половины XIX века». | |
19 | 1 | Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. Литература и журналистика 60–90-х гг. XIX века. | |
20 | 1 | Жизненный и творческий путь А. Островского. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтёмся!». | |
21 | 1 | Мир города Калинова в драме А. Островского «Гроза». | |
22 | 1 | Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния в драме А. Островского «Гроза». | |
23 | 1 | Трагедия Катерины в драме А. Островского «Гроза». | |
24 | 1 | Образ Катерины в критике. | |
25 | 1 | Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме А. Островского «Гроза». | |
25 | 1 | Жанровое своеобразие пьесы А. Островского «Гроза». | |
26-27 | 2 | Р.р. Классное контрольное сочинение по пьесе А. Островского «Гроза». | |
28 | 1 | Жизнь и творчество И. Гончарова. Образ главного героя романа «Обломов». | |
29 | 1 | Истоки и суть обломовщины в романе И. Гончарова «Обломов». | |
30 | 1 | Женские образы в романе И. Гончарова «Обломов». Тема любви в произведении. | |
31 | 1 | Два вектора русской жизни в романе И. Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц. | |
32-33 | 2 | Р.р. Классное контрольное сочинение по пьесе И.Гончарова «Обломов». | |
34 | 1 | Жизненный и творческий путь И. Тургенева. Антикрепостническая направленности цикла «Записки охотника». | |
35 | 1 | История создания романа И. Тургенева «Отцы и дети». Конфликт поколений в произведении. | |
36 | 1 | Поколение «детей» в романе И. Тургенева «Отцы и дети». | |
37 | 1 | Поколение «отцов» в романе И. Тургенева «Отцы и дети». Идеологические споры «отцов» и «детей». | |
38 | 1 | Дружба и любовь в жизни героев романа И. Тургенева «Отцы и дети». | |
39 | 1 | Споры вокруг романа И. Тургенева «Отцы и дети». | |
40-41 | 2 | Р.р. Классное контрольное сочинение по роману И. Тургенева «Отцы и дети». | |
42 | 1 | Проповедь теории «разумного эгоизма» в романе Н. Чернышевского «Что делать?» | |
43 | 1 | Жизнь и творчество Н. Некрасова. Некрасов в воспоминаниях современников. | |
44 | 1 | Народные характеры и типы в лирике Н. Некрасова. Стихотворения «В дороге», «Огородник», «Тройка». | |
45 | 1 | Тема «писатель и общество» в лирике Н. Некрасова. Стихотворения «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин», «Памяти Добролюбова». | |
46 | 1 | История создания поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Проблематика, композиция произведения. | |
47 | 1 | Многообразие крестьянских типов в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | |
48 | 1 | Женские образы поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | |
49 | 1 | . Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | |
50 | 1 | Фольклорные мотивы и образы в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Поэтика произведения. | |
51-52 | 2 | Р.р. Классное контрольное сочинение по творчеству Н. Некрасова. | |
53 | 1 | Контрольная работа за вторую четверть. | |
54 | 1 | Жизнь и творчество Ф. Тютчева. | |
55 | 1 | Мир природы в лирике Ф. Тютчева. Стихотворения «Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились». | |
56 | 1 | Философская лирика Ф. Тютчева. Проблематика стихотворений «Певучесть есть в морских волнах…», «Silentium!». | |
57 | 1 | Интимная лирика Ф. Тютчева. Стихотворения «О, как убийственно мы любим…», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.», «Я встретил вас — и всё былое…». | |
58 | 1 | Жизнь и творчество А. Фета. Фет и Крым. | |
59 | 1 | Природа и человек в лирике А. Фета. Стихотворения «Заря прощается с землёю…», «Это утро, радость эта…», «Учись у них — у дуба, у берёзы…». | |
60 | 1 | Тема любви в лирике А. Фета. Стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Шёпот, робкое дыханье…», «Я пришёл к тебе с приветом…». | |
61-62 | 2 | Р.р. Классное контрольное сочинение по лирике Ф. Тютчева и А. Фета. | |
63 | 1 | Очерк жизни и творчества Н. Лескова. Праведники Н. Лескова. Повесть «Очарованный странник». | |
64 | 1 | Очерк жизни и творчества М. Салтыкова-Щедрина. | |
65 | 1 | Сказка «Дикий помещик» М. Салтыкова-Щедрина — беспощадная сатира на барство. | |
66 | 1 | Философская сказка М. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь». Политический подтекст сказки. Гипербола и ирония в произведении | |
67 | 1 | Мир социальных отношений в сказке М. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве». | |
68 | 1 | Жизнь и творчество А. Толстого. Интимная лирика поэта. Стихотворения «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», Не вер мне, друг, когда, в избытке горя…». | |
69 | 1 | Мир природы в лирике А. Толстого. Стихотворения «Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…», «Крымские очерки». А. Толстой и Крым | |
70 | 1 | Жизненный и творческий путь Л. Толстого. | |
71 | 1 | Авторский замысел и история создания и романа-эпопеи Л. Толстого «Война и мир». Жанровое своеобразие произведения.Понятие о романе-эпопее | |
72 | 1 | Высшее светское общество в романе-эпопее Л. Толстого «Война и мир». | |
73 | 1 | «Мысль семейная» в романе Л. Толстого «Война и мир». | |
74 | 1 | Война 1805 г. на страницах романа Л. Толстого «Война и мир». Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. | |
75 | 1 | Жизненный путь героя романа Л. Толстого «Война и мир» Андрея Болконского. | |
76 | 1 | Духовные искания героя романа Л. Толстого «Война и мир» Пьера Безухова. | |
77 | 1 | Образ Наташи Ростовой в романе Л. Толстого «Война и мир». | |
78 | 1 | Бородинское сражение — кульминация романа Л. Толстого «Война и мир». | |
79 | 1 | Проблема личности в истории. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л. Толстого «Война и мир». | |
80 | 1 | Тема. «Мысль народная» в романе Л. Толстого «Война и мир». Образ Платона Каратаева. | |
81 | 1 | Принципы изображения действительности в романе Л. Толстого «Война и мир». Смысл заглавия произведения. | |
82 | 1 | Р.р. подготовка к домашнему сочинению по роману-эпопее Л. Толстого «Война и мир». | |
83 | 1 | Жизненный и творческий путь Ф. Достоевского. | |
84 | 1 | Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание». История создания, жанр, композиция. Образ Петербурга в произведении. | |
85 | 1 | Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание». | |
86 | 1 | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание». | |
87 | 1 | Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя. Образы Лужина и Свидригайлова в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание». | |
88 | 1 | Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»: Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. | |
89 | 1 | Смысл эпилога романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Новаторство писателя в изображении человека. Символика фамилий героев | |
90 | 1 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». | |
91 | 1 | Жизнь и творчество А. Чехова. | |
92 | 1 | Рассказ А. Чехова «Ионыч». Крушение доктора Старцева. | |
93 | 1 | Рассказ А. Чехова «Крыжовник»: соотношение великого и малого в жизни человека. | |
94 | 1 | Театр А. Чехова. Пьеса «Вишнёвый сад». Сюжет и конфликт произведения. | |
95 | 1 | Система образов пьесы А. Чехова «Вишнёвый сад». | |
96 | 1 | Жанровое своеобразие пьесы А. Чехова «Вишнёвый сад». Символическое значение образа вишнёвого сада. | |
97 | 1 | Контрольная работа по теме «Из литературы второй половины XIX века». | |
98 | 1 | Зарубежная литература 19 века. Г.де Мопассан Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы | |
99 | 1 | Г.Ибсен. Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) Особенности конфликта. | |
100 | 1 | А. Рембо Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль» Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. | |
101 | 1 | Итоговая контрольная работа | |
102 | 1 | Анализ контрольной работы.Обобщение изученного. | |