3-4 | 2 | Урок - практикум | Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Анализ стихотворения «К морю», «Погасло дневное светило…», «Вновь я посетил…», «Элегия». | Понять, что такое «философская лирика» и над какими проблемами размышляет поэт в своей философской лирике; увидеть в стихах подкупающую искренность поэта, глубину и силу его чувств; формировать навык публичного выступления; отрабатывать навык комплексного анализа текста | Философская лирика, послание, элегия, баллада, идиллия, романтическая поэма | Письменные ответы на вопросы С. 27-36, ответить на вопрос 4 с.50, анализ стихотворения | | | |
5-6 | 2 | Урок - практикум | «Я думал стихами...» Тема призвания поэта в лирике Пушкина («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии. | Сформировать навык сопоставительного анализа поэтического текста; ответить на вопрос: в чем видит Пушкин предназначение поэта? | Философская тема в поэзии | Анализ стихотворений С.36-40, выучить наизусть по выбору учащихся «Пророк» или «Поэт» | | | |
7 | 1 | Урок- исследование | Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории. | Познакомить учащихся с содержанием поэмы «Медный всадник»; формировать навык исследовательской работы над текстом Поэма как лироэпический жанр, повесть | | Читать «Медный всадник», статья учебника с 40-50, ответить на вопросы 6-7 с.51 | | | |
| | | | М.Ю. Лермонтов (4 часа) | Сообщение Статья учебника с.53-61, выделить основные темы творчества поэта (письменно), найти высказывания известных людей, характеризующих творчество поэта | | | |
8 | 1 | Лекция с элементами беседы | М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. | Продолжить знакомство с художественным миром М.Ю. Лермонтова, помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы; расширить знания учащихся о лирическом герое, понять, каков лирический герой в поэзии Лермонтова. | Байронизм, богоборческая тема, «кольцевая композиция» | |
9 | 1 | Урок- практикум | Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт») | Показать характерные особенности стихов о поэте и поэзии, помочь осознать причины трагического положения истинных поэтов в России 30-х годов 19 века; сформировать навык сопоставительного анализа поэтического текста | Лирическая исповедь | Анализ стихотворений; статья учебника с.53-61 | | | |
10 | 1 | Урок-беседа | Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта. «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва» и др. | Дать представление об особенностях любовной и патриотической лирики М.Ю.Лермонтова | «Интимный» патриотизм, духовная лирика | Статья учебника с.65-72, выучить наизусть стихотворение по выбору учащегося, прочитать поэму «Демон» | | | |
11 | 1 | Урок - практикум | Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона » с лирикой поэта. | Формировать навык комплексного анализа текста | Философская поэма, романтическая поэма | Статья учебника с.72 - 78 (читать), ответить на вопросы 6,7 с.78-79 | | | |
| | | | Н.В.Гоголь (3 часа) | | | | | |
12 | 1 | | Художественный мир Н.В. Гоголя. Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. | Продолжить знакомство с художественным миром Н.В.Гоголя; открыть учащимся своеобразие Гоголя как писателя и человека, понять, почему личность и творчество Гоголя неоднозначно воспринимались современниками; познакомить учащихся с «Петербургскими повестями» Гоголя | Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория. . | Сообщения Статья учебника с.81-84 (читать), прочитать повесть «Невский проспект» | | | |
13 | 1 | Урок-беседа | Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект». Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе | Познакомить учащихся с тематикой и проблематикой повести «Невский проспект»; развивать представления учащихся о художественной манере Гоголя | Трагикомедия | Статья учебника с.84- 89 (читать), ответить на вопросы 1,2 с. 106, прочитать повесть «Нос» | | | |
14 | 1 | Лекция | Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос». Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев. | Познакомить учеников с проблематикой и художественным своеобразием повести «Нос»; развивать понятие о комическом | Гротеск | Учебник, с.89-95, ответить на вопросы 3, 4, 7 с.106-107 Самостоятельно изучить повесть «Шинель» (текст, критика), | | | |
15 | 1 | Урок- обобщение | Повторение и обобщение по теме «Из литературы 1-й половины XIX века» | Обобщить знания учащихся по творчеству писателей 1-й половины XIX века | | Подготовиться к защите проектов «Быт русского дворянства начала Х1Х века» | | | |
16 | 1 | Урок-зачет, урок-проект | Зачетная работа по теме «Из литературы 1-й половины XIX века» | Способствовать развитию навыков публичного выступления; обобщить знания учащихся по творчеству писателей 1-й половины XIX века | | Подготовить сообщения «Социально- политическая ситуация в России 2-й половины XIX века». «Крестьянский вопрос». «Литература и журналистика 50-80х г.г. XIX века» | | | |
| | | | | | | | |
17 | 1 | Лекция | Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. «Крестьянский вопрос». Литература и журналистика 50-80х годов XIX века. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов | Создать условия для осуществления межпредметных связей; развивать представления учащихся о роли и месте журналистики в литературно-историческом процессе, формировать аналитические навыки мышления | Славянофильство и западничество; нигилизм, народничество, «почвенничество» «физиологический очерк», «чистое искусство», «антинигилистический роман», | Статьи учебника с.125-139 (читать), отвечать на вопрос 1 (устно), 2 (письменно) с. 139, прочитать комедию «Свои люди - сочтемся» А.Н.Островского | | | |
| | | | А.Н. Островский (9 часов) | Сочинение- | | | |
18 | 1 | Комбинированный урок | А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди - сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция. | Раскрыть роль Островского в развитии русской драматургии и театра; увлечь учащихся жизнью и творчеством драматурга; познакомить с содержанием пьесы «Свои люди – сочтемся!» | Традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя). А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского. | рассуждение (миниатюра) Статья учебника с. 141 - 146 (читать), с.153 – 157 (конспект), ответить на вопросы 3-5 с.173-174 | | | |
19 | 1 | Урок- практикум | Драма «Гроза». Изображение «затерянного мира » города Калинова в драме «Гроза». | Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы «Гроза», жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерины; развивать аналитические способности учащихся | Драма, система образов, семейно-бытовая драма, бытопись | Сочинение-миниатюра «В городе Калинове» Статья учебника с.158-162 (читать), ответить на вопрос 6 (письменно) с. 174 | | | |
20 | 1 | Урок-беседа | Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. | Формировать навык сопоставительного анализа | Нравственная коллизия, речевая характеристика | Статья учебника с. 162-165 (читать), выписать из текста высказывания героинь, характеризующие их | | | |
21 | 1 | Урок- исследование | Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. | Формировать навык решения исследовательских задач | Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест. | Изучить критику (Добролюбов, Писарев) об образе Катерины, подготовиться к семинару. Подготовить компьютерный эскиз театральной афиши | | | |
22 | 1 | Урок-семинар | Образ Катерины в свете критики. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев). | Формировать навык определения художественно-стилистических приемов создания образа героини | | Статья учебника с 165-171 (читать), составить цитатную характеристику Катерины | | | |
23 | 1 | Урок-беседа | Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза» | Формировать аналитические умения и навыки | | Сообщения | | | |
24 | 1 | Лабораторная работа | Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. | Развивать умения работы со словарем; формировать аналитические навыки | «Говорящие» фамилии, имена | Тестирование Статья учебника с 171-173 (читать), подготовиться к сочинению | | | |
25 | 1 | Урок развития речи | Р/Р Подготовка к написанию классного сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза» | Развивать навык написания сочинений разных жанров | | Прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов» | | | |
26 | 1 | Урок развития речи | Р/Р Написание классного сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза» | Развивать навык написания сочинений разных жанров | | Прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов» | | | |
| | | | И.А. Гончаров (6 часов) | | | | | |
27 | 1 | Урок- экскурсия | И.А. Гончаров. Личность и творчество. | Познакомить учащихся с жизнью и творчеством ИА. Гончарова | Опорные понятия: образная типизация, символика детали. | Статья учебника с. 176-184 (конспект) | | | |
28 | 1 | Урок-беседа | Роман «Обломов». Утро Обломова. Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. | Помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной; развивать навыки работы с критической литературой. | Социально- философский роман, типический характер, автобиографизм | Статья учебника с 184-186 (читать), составить сценарий «фильма» «Один день из жизни И.И.Обломова» (письменно) | | | |
29 | 1 | Урок-беседа | Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. | Выяснить идейно-композиционное значение главы «Сон Обломов»; показать роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. | Утопия И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова. | Статья учебника с. 187-190, ответить на вопросы 3, 4 с.208-209 | | | |
30 | 1 | Урок-беседа | Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». | Рассмотреть любовную историю героя как этап его внутренного самоопределения; Выяснить роль образа Захара в характеристике «обломовщины» | Музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (режиссер Н. Михалков). | Учебник, с.198-200,ответить на вопрос 5 с.209 | | | |
31 | 1 | Урок- практикум | Обломов и Штольц: два вектора русской жизни. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.) | Формировать навык сопоставительного анализа | | Статья учебника с.201 -202, ответить на вопрос 6 с.209 | | | |
32 | 1 | Урок-проект | Защита творческих проектов «Один день из жизни И.И.Обломова» Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин). | Развивать творческое мышление, формировать навык проектной деятельности | Говорящая деталь | Тестирование Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» | | | |
| | | | И.С.Тургенев (9 часов) | | | | | |
33 | 1 | Заочная экскурсия | Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника» (обзор). Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла. | Продолжить знакомство с творчеством И.С.Тургенева, показать его сложную, противоречивую натуру, русскую душу | Очерк | Статьи учебника с 211-214 (конспект), с.215-222 (читать) | | | |
34 | 1 | Лекция | Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. | Развивать представления учащихся об эпохе, проследить, как эпоха отражается в романе; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа; развивать навыки работы с текстом. | Нигилизм, социально- психологический роман. Историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе) | Статья учебника с.234-237, ответить на вопрос З с.253, дать характеристику героев - «отцов» (письменно) | | | |
35 | 1 | Урок - практикум | Мир «отцов» в романе. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. | Рассмотреть образ жизни русского дворянства на примере семьи Кирсановых | Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев. | Письменная работа Статья учебника с.237-239 (читать), ответить на вопрос 4 с.254 | | | |
36 | 1 | Урок- исследование | Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. | Познакомиться с понятием нигилизма, сопоставить понятие нигилизма и взгляды Базарова, подвести к мысли о его разрушительном воздействии на личность | Тайный психологизм | Составить таблицу Статья учебника с.240-247 (читать), ответить на вопрос 5 с.254, составить хронологическую таблицу жизни Базарова | | | |
37 | 1 | Урок- практикум | Евгений Базаров: протагонист или антигерой? Базаров и Аркадий. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения | Создать условия для выявления проблем внутреннего конфликта главного героя | Тайный психологизм | Статьи учебника с.240-247 (читать), ответить на вопросы 5-6 с.254, закончить составление хронологической таблицы жизни Базарова | | | |
38 | 1 | Урок- дискуссия | Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича). | Помочь учащимся сформировать представление об актуальном философском значении романа в наше время; подвести учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя | Вечные темы в литературе | Тестирование Статья учебника 247-249 (читать), выучить отрывок наизусть (по желанию) | | | |
39 | 1 | Урок внеклассного чтения | В/Ч Гимн вечной жизни: поэтика стихотворений в прозе Тургенева. Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений. Подготовка к сочинению. | Дать представление об особенностях жанра «стихотворения в прозе» | Стихотворение в прозе, лирическая проза | Статья учебника с.250-253 (читать), подготовиться к сочинению (подбор цитатного материала, изучение критики) | | | |
40 | 1 | Урок развития речи | Р/Р Работа над сочинением по творчеству И.С.Тургенева. | Развивать навык написания сочинения | | | | | |
41 | 1 | Урок развития речи | Р/Р Работа над сочинением по творчеству И.С.Тургенева. | Развивать навык написания сочинения | | Познакомиться (обзорно) с романом Н.Г.Чернышевского «Что делать'?» | | | |
| | | | Н.Г.Чернышевский (3 часа) | | | | | |
42 | 1 | Лекция | Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?» «Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». | Познакомить учащихся с основными положениями эстетической теории Чернышевского | Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия, идеологический роман, научная фантастика | Статья учебника с.256-263 (конспект), подготовиться к дискуссии | | | |
43 | 1 | Урок - дискуссия | Дискуссия «Разумна ли теория «разумного эгоизма»?» «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. | Развивать навык публичного выражения собственного мнения | Разумный эгоизм, пропагандистский пафос Традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?». | Перечитать «Четвертый сон Веры Павловны» | | | |
44 | 1 | Урок- практикум | Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского. | Формировать навык комплексного анализа | Литературная утопия Диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?». | Статья учебника 269-280 (читать), подготовить сообщение | | | |
| | | | Н.А. Некрасов (9 часов) | Статья учебника 283-287 (читать), составить хронологическую таблицу жизненного и творческого пути Н.А.Некрасова | | | |
45 | 1 | Заочная экскурсия | Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества. «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. | Познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта, с тематикой лирики Некрасова, ее своеобразием | Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка. | |
46 | 1 | Урок-беседа | Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.). | Формировать представление учащихся о народном характере поэзии Н.А.Некрасова | Рефрен, лирический пафос | Проверочная работа Анализ стихотворений Статья учебника 289-294 (читать) | | | |
| | |
47 | 1 | Урок - практикум | Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и др.) | Раскрыть социальные и гражданские мотивы лирики Некрасова | Гражданская лирика Образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова. | Статья учебника с.303-310 (читать), выучить наизусть «Поэт и гражданин», прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо» | | | |
48 | 1 | Урок-беседа | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика. Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо » коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. | Познакомить учащихся с творческой историей поэмы; выявить особенности жанра, композиции, проблематики; создать необходимый эмоциональный настрой, помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства | Лироэпическая поэма Некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова. | Статья учебника с.311 -313 (читать), составить маршрут поисков счастливого героями поэмы | | | |
49 | 1 | Урок-практикум | Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). | Раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства, зреющий в народе стихийный протест против угнетателей, глубину поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности. | | Закончить составление таблицы «В чем счастье и несчастье господ и мужиков» | | | |
50 | 1 | Лабораторная работа | Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. | Определить истоки сильного характера русской женщины | | Подготовить презентации «Народные песни в поэме», «Пословицы и поговорки на страницах поэмы», «Элементы сказки в поэме» | | | |
51 | 1 | Урок-проект | Защита творческих проектов на тему «Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). | Формировать навыки проектной деятельности | Фольклорный образ, фольклорный мотив, песенно-лирическая снова Связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией. | Написать мини-сочинение «Что мне понравилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | | | |
52 | 1 | Урок- обобщение | «Пел он воплощение счастия народного...»: философские итоги некрасовского эпоса. Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание. | Показать, как в поэме решается вопрос о путях выхода к свободе и счастью; как придает поэт смутному недовольству, зреющему в народе, остроту и силу социального звучания; определить значимость творчества Н.А.Некрасова для русской литературы | ' | Развернутый ответ на вопрос Статья учебника с.322-325 (читать), подготовиться к сочинению | | | |
53 | 1 | Урок развития речи | Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству Н.А. Некрасова. | Формировать навык написания сочинения | | Написать сочинение по творчеству Н.А.Некрасова (на одну из предложенных тем) | | | |
| | | | Ф.И. Тютчев (4 часа) | | | | | |
54 | 1 | Лекция | Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия. «Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. | Познакомить учащихся с биографией Ф.И.Тютчева | Философская лирика, афористичность стиха Роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева. | Сообщение Статья учебника (II) с.3-7 (читать), составить хронологическую таблицу жизни и творчества поэта | | | |
55 | 1 | Урок - практикум | Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. («Не то, что мните вы, природа...», «Полдень», «Тени сизые смесились» и др.). | Формировать у учащихся представления об особенностях пейзажной лирики; познакомить учащихся с особенностями философской лирики Тютчева; освоить навыки анализа философской лирики | Стихотворная миниатюра | Статья учебника (II) с.7-17 (читать), подготовить творческие проекты «Женщины в жизни Ф.И.Тютчева» | | | |
56 | 1 | Урок-проект | Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Драматизм звучания любовной лирики поэта. («Silentium!», «Певучесть есть в морских волнах…» и др.). Защита творческих проектов «Женщины в жизни Ф.И. Тютчева» | Познакомить учащихся с личной жизнью Тютчева и ее отражением в его поэтических произведениях; формировать навык проектной деятельности | Лирический цикл | Статья учебника (II) с.17-27 (читать), наизусть стихотворение по выбору учащегося, анализ стихотворения | | | |
57 | 1 | Урок - практикум | Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. | Формировать навык критического мышления; проверить знания учащихся о Тютчеве и навыки анализа стихотворения. | Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент. | Тест, письменный анализ стихотворения Статья учебника (II) с.28-30 (читать), подготовить сообщение о жизни и творчестве А.А.Фета | | | |
| | | | А.А. Фет (5 часов) | | | | | |
58 | 1 | Урок-беседа | А.А. Фет. Жизнь и творчество. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. | Познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества А.А. Фета; раскрыть основные темы и мотивы лирики Фета | Поэтическая «безглагольность» Традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета | Сообщение Статья учебника (II) с.33-39 (читать), ответить на вопросы 1-З с.50 | | | |
59 | 1 | Урок- практикум | Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта. », «Учись у них - у дуба, у березы...» и др.). Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника. | Сформировать у учащихся представление об основных темах поэзии Фета | Лирический этюд Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание. | Анализ стихов Статья учебника (II) с.40-50 (читать), ответить на вопросы 4-6 с.50 | | | |
60 | 1 | Урок-концерт | Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Я пришел к тебе с приветом...» и др.). | Формировать у учащихся представление об особенностях любовной лирики А.А.Фета | Лирический восторг, музыкальность стиха, романс. П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета. | Подготовиться к зачетной работе по творчеству Ф. И.Тютчева и А.А.Фета | | | |
61 | 1 | Зачетная работа | Р/Р Зачетная работа по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета | Формировать умения и навыки анализа поэтического текста | | | | | |
62 | 1 | Урок развития речи | Р/Р Работа над сочинением по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. | Развивать навык написания сочинений | | Познакомиться с творчеством К.Хетагурова | | | |
| | | | Н.С. Лесков (2 часа) | | | | | |
63 | 1 | Лекция | Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь. Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. | Формировать у учащихся представление о жизненном и творческом пути Н.С.Лескова | Национальный колорит, стилизация | Статья учебника (II) с.52-57(читать) | | | |
64 | 1 | Урок-обзор | Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник». Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника». | Раскрыть смысл названия повести, особенности изображения русского национального характера; формировать у учащихся навык комплексного анализа | Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия. Былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Язык и стиль лескоского сказа. | Тест Статья учебника (II) с.63-70 (читать), ответить на вопросы 5-6 с.76 | | | |
| | | | М.Е.Салтыков-Щедрин (5 часов) | Сообщение Статья учебника с.73-83 (читать), ответить на вопросы 6-8 с.76 | | | |
65 | 1 | Лекция | М.Е.Салтыков-Щедрин 0т Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика | Продолжить знакомство с творчеством великого сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина; раскрыть особенности художественного мира писателя-сатирика | Сатира, гротеск | |
66 | 1 | Урок- практикум | «История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи. | Дать учащимся представление о романе «История одного города»; формировать навык критического мышления | Сатирический роман - хроника | Письменный ответ на вопрос | | | |
67 | 1 | Урок- дискуссия | Урок-дискуссия. Судьба глуповцев и проблема финала романа. | Формировать навык ведения диалога | Аллегория, абсурд | Статья учебника (II) с.63-70 (читать), ответить на вопросы 6-8 с.76 | |
68 | 1 | Урок- практикум | «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина | Продолжить изучение «Сказок для детей изрядного возраста» с позиции взрослой личности, сравнить впечатления от прочтений; раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина | Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония. Фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина Произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.). | Статья учебника (II) с.97-105,105- 107 (читать), ответить на вопросы 8-10 с.107-108, придумать сюжет сказку на современную тему в традициях Салтыкова Щедрина | | | |
69 | 1 | Урок развития речи | РР Подготовка к домашнему сочинению «Сказка в традициях М.Е.Салтыкова-Щедрина» | Развивать навык творческого мышления | | Подготовить сообщение о жизни и творчестве А.К.Толстого | | | |
| | | | А.К.Толстой (2 часа) | | | | | |
70 | 1 | Урок-беседа | А.К.Толстой. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире. («Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...» и др.). | Познакомить учащихся с основными этапами творческого пути А.К.Толстого | Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня. Сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина. | Статья учебника (II) с. 110-127, ответить на вопросы 1-2, выучить наизусть стихотворение по выбору | | | |
71 | 1 | Урок-беседа | Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. («Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Когда природа вся трепещет и сияет...» и др.). | Познакомить учащихся с творчеством А.К.Толстого | Притча-присказка Исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого. | Читать роман Л.Н.Толстого «Война и мир» | | | |
| | | | Л.Н.Толстой (15 часов) | | | | | |
72 | 1 | Заочная экскурсия | Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. История создания и авторский замысел романа- эпопеи «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогероиность, переплетение различных сюжетных линий. | Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, его биографией и мировоззрением; познакомить учащихся с историей создания романа, раскрыть его своеобразие; формировать навык аналитической деятельности учащихся | Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция. Исторические источники романа «Война и мир» | Статья учебника (II) с. 129-140, подготовить сообщение об истории создания романа «Война и мир» | | | |
73 | 1 | Урок-беседа | Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». | Показать срывание всех и всяческих масок с великосветского общества; раскрыть конфликт Болконского и Безухова с этим обществом; выявить идейно-художественные особенности изображения войны; формировать у учащихся верные представления о патриотизме | | Проверочная работа Статья учебника (II) с. 146-151 (читать) мини-сочинение-размышление «Что такое патриотизм» | | | |
74 | 1 | Урок- практикум | «Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской. | Формировать у учащихся представление о романе «Война и мир» как о романе - семейной хронике; на примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни | | Статья учебника (II) с. 156-159, составить генеалогические списки семейств, упоминаемых в романе | | | |
75 | 1 | Урок- практикум | Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев. | Проследить исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиски смысла жизни; формировать у учащихся навык сопоставительного анализа | Внутренний монолог | Статья учебника (II) с.159-164, выучить отрывок наизусть (по желанию) | | | |
76 | | Семинар | Наташа Ростова и женские образы в романе. | Формировать у учащихся представление о роли женских образов в романе «Война и мир» | «Диалектика души», словесная пластика | Подготовить творческие проекты «Ах, этот бал» | | | |
77 | 1 | Урок- практикум | Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. | Формировать навык сопоставительного анализа | Антитеза | Закончить сопоставительный анализ образов Кутузова и Наполеона | | |
78 | 1 | Урок-практикум | Уроки Бородина. Анализ сцен сражения. | Формировать навык комплексного анализа эпизода; проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю, раскрыть их слабость и силу | Авторское отступление | Статья учебника (II) с. 176-183, (читать) | | | |
79 | 1 | Урок-беседа | «Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. | Формировать навык аспектного анализа; проследить изображение партизанской войны и изменений, происшедших с героями; обобщить роль народа в истории, отношение автора к народу | | Статья учебника (II) с.171-176, произвести анализ письменно | | | |
80 | 1 | Урок- практикум | Платон Каратаев: русская картина мира. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. | Формировать у учащихся представление о мудрости русского народа; проследить изображения народа как носителя лучших человеческих качеств, ведущую роль народа в истории | | Мини-сочинение «Почему Платона Каратаева можно считать народным мудрецом?» | | | |
81 | 1 | Урок- исследование | Философия вещей в романе «Война и мир» | Раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев; формировать исследовательские навыки учащихся | Деталь | Проверочная работа Подготовиться к семинару | | | |
82 | 1 | Семинар | Нравственно-философские итоги романа. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы. Подготовка к сочинению. | Познакомить учащихся с литературной критикой, отзывами о романе; формировать у них представление о значении романа для русской и мировой литературы; раскрыть композиционную роль философских глав, разъяснить основные положения историко-философских взглядов Толстого | | Статья учебника (II) с. 183-185, подготовиться к тестированию | | | |
83 | 1 | Урок контроля | Тестирование по творчеству Л.Н.Толстого | Выявить уровень усвоения программного материала | | Подготовиться к классному сочинению (составление тезисов, работа с источниками) | | | |
84 | 1 | Урок развития речи | Р/Р Написание сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | Формировать навыки творческого мышления учащихся | | | | | |
85 | 1 | Урок развития речи | Р/Р Написание классного сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | Развивать навык написания сочинения | | Подготовиться к защите проектов «Ах, этот бал...» | | | |
86 | 1 | Урок-проект | Защита творческих проектов «Ах, этот бал...» | Формировать навык проектной и исследовательской деятельности | | Прочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | | | |
| | | | Ф.М. Достоевский (8 часов) | | | | | |
87 | 1 | Лекция | Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь. | Познакомиться с биографией Ф.М.Достоевского, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества | Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея | Сообщения Статья учебника с.203-214 (читать) | | | |
88 | 1 | Урок-беседа | Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. | Показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; формировать представление у учащихся о своеобразии авторской идеи романа | Детективный роман, идеологический роман, философский роман | | | | |
89 | 1 | Урок- практикум | Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. | Показать, как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа - конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; формировать навык критического мышления | Полифония | Творческая работа | | |
90 | 1 | Урок- практикум | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. | Раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие; ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова; формировать навык аналитической деятельности | Идея «сверхчеловека» | Подготовиться к семинару «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова» | | | |
91 | 1 | Семинар | Урок-семинар. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. | Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления; показать, какую власть над человеком может иметь теория, подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую таит для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий; выяснить значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова; формировать навык публичного выступления | Герой-двойник Сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека») | Письменные ответы на вопросы Пересказ эпизодов | | | |
92 | 1 | Урок-портрет | Сонечка как нравственный идеал автора. Раскольников и «вечная Сонечка». | Показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок; формировать представление учащихся о нравственных идеалах автора | | Подготовиться к семинару «Роман «Преступление и наказание»: за и против» | | | |
93 | 1 | Семинар | Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе. | Выяснить, что же помешало Раскольникову жить по его теории, почему герой «сделал явку с повинной»; осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос: как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне | Евангельские мотивы | Тест Подготовиться к сочинению (составление тезисов, работа с источниками) | | | |
94 | 1 | Урок развития речи | Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | Формировать навык написания сочинений разных жанров | | Написать сочинение по роману «Преступление и наказание» | | | |
| | | | А.П.Чехов (7 часов) | | | | | |
95 | 1 | Лекция | Жизнь и творчество А.П. Чехова. Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Р/К Таганрог – родина А.П.Чехова, источник многих тем, сюжетов и образов его произведений. | Продолжить знакомство с творчеством А.П.Чехова | | Сообщения Прочитать рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник» | | | |
96 97 | 2 | Урок- практикум | Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник») Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. | Развивать представления учащихся о теме «маленького человека» в творчестве А.П.Чехова; рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказов | Чеховская деталь, лирическая проза, подтекст | Прочитать рассказ «Ионыч» | | | |
98 | 1 | Лабораторная работа | Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»). Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы. | Выявить смысл заглавия рассказа; раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе | | Прочитать комедию «Вишневый сад» | | | |
99 | 1 | Урок- практикум | Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад». Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. | Помочь учащимся уловить чеховское восприятие жизни, почувствовать художественное своеобразие пьесы; формировать навык комплексного анализа | Лирическая комедия, внутреннее действие, интрига | Подготовить презентации «Спектакль по Чехову» об историях прижизненных постановок по мотивам произведений Чехова | | | |
100-101 | 2 | Урок- практикум | Фигуры героев - «недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении. | Рассмотреть систему образов пьесы, выяснить способы создания образов; проанализировать художественную природу главного образа пьесы; формировать речеведческие компетенции учащихся | | Мини-сочинение «Что символизирует вишневый сад для каждого из главных героев?» | | | |
102 | 1 | Урок- проект | Чехов и театр. Защита творческих проектов «Спектакль по Чехову». | Выявить значение творчества Чехова для русского театра | | Прочитать Г. де Мопассан. «Ожерелье». Г. Ибсен. «Кукольный дом». А. Рембо. «Пьяный корабль». | | | |
| | | | | | | | |
103 104 | 2 | Урок внеклассного чтения | В/Ч Г. де Мопассан. Новелла «Ожерелье». Г. Ибсен. Драма «Кукольный дом». А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль». | Познакомить учащихся с лучшими образцами зарубежной литературы XIX века | Новелла | Повторить материал за весь курс литературы 10 класса, ответить на вопросы с.284-285 Подготовиться к зачетному уроку | | | |
| | | | Заключение (1 час) | | | | | |
105 | 1 | Урок контроля | Обобщение материала курса. Зачетная работа. | Повторить и обобщить материал за курс литературы 10 класса | | Программа летнего чтения | | | |