Рабочая программа по литературе 10 класс

Категория: Литература

Рабочая программа по литературе 10 класс,3 часа в неделю,105 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10 класс»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004), примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю).



Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,включающий в себя следующие разделы:пояснительная записка,учебно-тематический план,содержание тем учебного курса,требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения,календарно-тематический план.

Учебник «Литература X1X века. 10 класс» (авторы В.И.Сахаров, С.А.Зинин) .



Общая характеристика учебного предмета.

Литература в старшей школе отражает принцип поступательности в своем развитии и, в частности, преемственности литературных явлений, различного рода художественных взаимодействий. Оптимальное соотношение обзорных и монографических тем позволяет на разных уровнях рассмотреть наиболее значительные явления того или иного историко-литературного периода.

Содержание курса литературы 10 класса наиболее полно и максимально объективно отражает литературный процесс второй половины X1X века. В содержательном отношении данный курс рассматривает, как заявлено в программе, «основные потоки русской литературы XIX - XX веков как высокое патриотическое и гуманистическое единство, в основе которого лежит любовь к России и человеку - главным и непререкаемым ценностям нашей культуры».

Литература первой половины XIX века представлена обзором творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, что позволяет расширить и углубить материал, изученный в 9 классе.

Литературный процесс второй половины XIX века представлен достаточно широко: творчеством А.Н. Островского, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Н.Г.Чернышевского, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского и др.

Согласно государственному образовательному стандарту,изучение литературы в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления, эстетических способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных жанров; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

В целом представленная программа литературного образования адресована ученику современной школы, человеку XXI века, наследующему духовный опыт великой русской культуры.




































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА


В результате изучения литературы ученик должен


знать/понимать


  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибо­едова, А.С. Пушкина,

М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;


уметь


  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, со­ставлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изу­ченного произведения;

  • давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

• сопоставлять эпизоды литературных произведений и
сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературно­го произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изу­ченным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведе­ниях, сочинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).


использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для:


  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периоди­ка, телевидение, ресурсы Интернета).




Учебно-тематический план


Содержание

Количество часов

1

Вводный урок

1

2

Творчество А.С.Пушкина

6

3

Творчество М.Ю.Лермонтова

4

4

Творчество Н.В.Гоголя

3

5

Повторение и обобщение по теме «Из литературы 1-й половины XIX века»

2

6

Литература и журналистика 50-80 годов XIX века

1

7

Творчество А.Н.Островского

9

8

Творчество И.А.Гончарова

6

9

Творчество И.С.Тургенева

9

10

Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»

3

11

Творчество Н.А.Некрасова

9

12

Творчество Ф.И.Тютчева

4

13

Творчество А.А.Фета

5

14

Творчество Н.С.Лескова

2

15

Творчество М.Е.Салтыкова - Щедрина

5

16

Лирика А.К.Толстого

2

17

Творчество Л.Н.Толстого

15

18

Творчество Ф.М.Достоевского

8

19

Творчество А.П.Чехова

8

20

Зарубежная литература

2

21

Обобщение по курсу

1


Итого

105 часов



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

А.С. ПУШКИН

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Воль­ность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустын­ный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бо­га роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбо­ру, поэма «Медный всадник».

Образно-тематическое богатство и художественное совер­шенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам че­ловеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность по­этического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.

Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».


М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Яне унижусь пред тобою...», «Сон» («В полднев­ный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».

Глубина философской проблематики и драматизм звуча­ния лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразде­ленной любви, невостребованности высокого поэтического да­ра в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонто­ва «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмо­циональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского роман­тизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермон­това; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).


Н.В. ГОГОЛЬ

Повести: «Невский проспект», «Нос».

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судь­бе гоголевских героев.

Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повес­тям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).

Литература второй половины XIX века

Введение

Социально-политическая ситуация в России второй полови­ны XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналисти­ке 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тур­генева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Не­красовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.


А.Н. ОСТРОВСКИЙ

Пьесы: «Свои люди сочтемся!», «Гроза».

Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои лю­ди — сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологи­ческой проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь ге­роев и ее характерологическая функция.

Изображение «затерянного мира » города Калинова в дра­ме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полю­са народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специ­фика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драма­тургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».


И.А. ГОНЧАРОВ

Роман «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противо­речивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характе­рами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная ис­тория как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова ». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в су­дьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Об­ломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обло­мов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная исто­рия».



И.С. ТУРГЕНЕВ

Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), ро­ман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памя­ти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского челове­ка как центральная тема цикла.

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм База­рова, его социальные и нравственно-философские истоки. Ба­заров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги рома­на, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского на­ционального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего ми­ра героев.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современ­ника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в ро­мане; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворян­ское гнездо».


Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

Роман «Что делать? » (обзор). «Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический от­клик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвер­тый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произ­ведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологическо­го» романа Н.Г. Чернышевского.

Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели де­мократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».

Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».


Н.А. НЕКРАСОВ

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в ше­стом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасо­ва-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как фор­ма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо » коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказоч­но-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Пред­ставители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Опорные понятия: народность художественного творче­ства; демократизация поэтического языка.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пуш­кина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».


Ф.И. ТЮТЧЕВ

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentiuml», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встре­тил вас...», «Природа сфинкс, и тем она верней...», «Певу­честь есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глуби­на и образная насыщенность. Развитие традиций русской ро­мантической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния че­ловеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм зву­чания любовной лирики поэта.

Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской ли­рике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).

А.А. ФЕТ

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще май­ская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к те­бе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

Эмоциональная глубина и образно-стилистическое бо­гатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного на­строения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Кра­сота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.

Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-пере­живание.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демо­кратического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.


Н.С. ЛЕСКОВ

Повесть «Очарованный странник ». Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и гре­ховности, наивности и душевной глубины в русском националь­ном характере. Сказовый характер повествования, стилистиче­ская и языковая яркость «Очарованного странника».

Опорные понятия: литературный сказ; жанр путеше­ствия.

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный худож­ник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».


М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премуд­рый пискарь».

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление про­блем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обы­вательской психологии, рабского начала в человеке («Премуд­рый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действи­тельности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гро­теск; авторская ирония.

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одно­го города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».


А.К. ТОЛСТОЙ

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Рос­сийского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной » лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историче­ская песня.

Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».


Л.Н. ТОЛСТОЙ

Роман «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие толстовского рома­на-эпопеи: масштабность изображения исторических собы­тий, многогероиность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущ­ности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» люби­мых героев автора. Этапы духовного самосовершенствова­ния Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болкон­ских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

«Мысль народная » как идейно-художественная основа тол­стовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Фено­мен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в рома­не. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; исто­рико-философская концепция.

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмы­сление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бона­партизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир »; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крам­ской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к ро­ману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рас­сказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».


Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоз­дания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблема­тики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-фило­софский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; по­лифония (многоголосие); герои-«двойники».

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толсто­го и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема ин­дивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и ки­но (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Ку­лиджанова, А. Сокурова и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».


А.П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и пробле­ма «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чехов­ской прозы.

Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лириче­ское и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недо­теп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепен­ных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и не­однозначность авторской позиции в произведении.

Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая ко­медия; символическая деталь.

Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня », «Три се­стры».








Кол-во

часов


Тип урока

Тема урока


ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Опорные понятия

Результаты освоения материала

Домашнее задание


Дата проведения

П

Ф





Введение (1 час)





1

1

Лекция

Введение. «Прекрасное начало» (К истории рус­ской литературы XIX века)


Познакомить учащихся со структурой учебника; дать представление об осо­бенностях русской литературы первой половины XIX века; на примерах показать значение русской литературы XIX века в развитии русского и мирового литературного процесса.

Классицизм сентимента­лизм, романтизм, реа­лизм

Составление тезисного плана

Конспект статьи учебника с.10-14, отве­тить на вопросы с. 14














А.С.Пушкин (6 часов)





2

1

Комбиниро­ванный урок

А С. Пушкин. Основные этапы творческой эволю­ции. Социально-историческая тема в лирике поэта. Ода «Вольность», стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Деревня».

Образно-тематическое богатство и художественное совер­шенство пушкинской лирики.

Продолжить знакомство с художест­венным миром А.С.Пушкина, раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, в которой происходило становление поэта.

Ода, композиция, сюжет, лироэпическое произве­дение, вольнолюбивая поэзия

Знать содержание статьи учебника с 15- 27 ответить на вопросы 2,3 стр.50, подготовить сообщения «Лирика «южного» периода творчества А.С.Пушкина», «Пушкин в Михайловском»






3-4

2

Урок - практикум

Обращение к вечным вопросам че­ловеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность по­этического творчества, свобода художника, тайны природы и др.).

Анализ стихотворения «К морю», «Погасло дневное светило…», «Вновь я посетил…», «Элегия».

Понять, что такое «философская лирика» и над какими проблемами размышляет поэт в своей философской лирике;

увидеть в стихах подкупающую искренность поэта, глубину и силу его чувств;

формировать навык публичного выступ­ления; отрабатывать навык комплекс­ного анализа текста

Философская лирика, послание, элегия, бал­лада, идиллия, романти­ческая поэма

Письменные ответы на вопросы

С. 27-36, ответить на вопрос 4 с.50, анализ стихотворения




5-6

2

Урок - практикум

«Я думал стихами...» Тема призвания поэта в лири­ке Пушкина («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.).

Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.

Сформировать навык сопоставительно­го анализа поэтического текста;

ответить на вопрос: в чем видит Пушкин предназначение поэта?

Философская тема в поэзии

Анализ стихотворений

С.36-40, выучить наизусть по выбору учащихся «Пророк» или «Поэт»




7

1

Урок-

исследование

Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.


Познакомить учащихся с содержанием поэмы «Медный всадник»;

формировать навык исследовательской работы над текстом

Поэма как лироэпический жанр, повесть



Читать «Медный всадник», статья учеб­ника с 40-50, ответить на вопросы 6-7 с.51








М.Ю. Лермонтов (4 часа)

Сообщение

Статья учебника с.53-61, выделить основные темы творчества поэта (письменно), найти высказывания известных людей, характеризующих творчество поэта




8

1

Лекция с элементами беседы

М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира.

Глубина философской проблематики и драматизм звуча­ния лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразде­ленной любви, невостребованности высокого поэтического да­ра в лермонтовской поэзии.

Продолжить знакомство с художест­венным миром М.Ю. Лермонтова, помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы;

расширить знания учащихся о лирическом герое, понять, каков лирический герой в поэзии Лермонтова.

Байронизм, богоборче­ская тема, «кольцевая композиция»



9

1

Урок- практикум

Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт»)

Показать характерные особенности стихов о поэте и поэзии, помочь осознать причины трагического положения истинных поэтов в России 30-х годов 19 века;

сформировать навык сопоставительно­го анализа поэтического текста

Лирическая исповедь


Анализ стихотворений;

статья учебника с.53-61




10

1

Урок-беседа

Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта. «Я не унижусь пред то­бою…», «Молитва» и др.

Дать представление об особенностях любовной и патриотической лирики М.Ю.Лермонтова

«Интимный» патриотизм, духовная лирика

Статья учебника с.65-72, выучить наи­зусть стихотворение по выбору учаще­гося, прочитать поэму «Демон»




11

1

Урок - практикум

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонто­ва «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмо­циональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона » с лирикой поэта.

Формировать навык комплексного ана­лиза текста

Философская поэма, романтическая поэма

Статья учебника с.72 - 78 (читать), ответить на вопросы 6,7 с.78-79








Н.В.Гоголь (3 часа)






12

1


Художественный мир Н.В. Гоголя.

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.

Продолжить знакомство с художест­венным миром Н.В.Гоголя;

открыть учащимся своеобразие Гоголя как писателя и человека, понять, почему личность и творчество Гоголя неоднозначно воспринимались современниками;

познакомить учащихся с «Петербургскими повестями» Гоголя

Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

.

Сообщения

Статья учебника с.81-84 (читать), прочи­тать повесть «Невский проспект»




13

1

Урок-беседа

Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект».

Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе

Познакомить учащихся с тематикой и проблематикой повести «Невский проспект»;

развивать представления учащихся о художественной манере Гоголя

Трагикомедия


Статья учебника с.84- 89 (читать), ответить на вопросы 1,2 с. 106, прочитать повесть «Нос»




14

1

Лекция

Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос». Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судь­бе гоголевских героев.

Познакомить учеников с проблематикой и художественным своеобразием повести «Нос»;

развивать понятие о комическом

Гротеск

Учебник, с.89-95, ответить на вопросы 3, 4, 7 с.106-107

Самостоятельно изучить повесть «Ши­нель» (текст, критика),




15

1

Урок-

обобщение

Повторение и обобщение по теме «Из литературы

1-й половины XIX века»

Обобщить знания учащихся по творче­ству писателей 1-й половины XIX века


Подготовиться к защите проектов «Быт русского дворянства начала Х1Х века»




16

1

Урок-зачет, урок-проект

Зачетная работа по теме «Из литературы 1-й поло­вины XIX века»

Способствовать развитию навыков публичного выступления;

обобщить знания учащихся по творчеству писате­лей 1-й половины XIX века


Подготовить сообщения «Социально- политическая ситуация в России 2-й половины XIX века». «Крестьянский вопрос». «Литерату­ра и журналистика 50-80х г.г. XIX века»













17

1

Лекция

Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. «Крестьянский вопрос». Литература и журналистика 50-80х годов XIX века. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналисти­ке 1850—1860-х годов

Создать условия для осуществления межпредметных связей;

развивать представления учащихся о роли и месте журналистики в литера­турно-историческом процессе, форми­ровать аналитические навыки мышле­ния

Славянофильство и западничество; ниги­лизм, народничество, «почвенничество» «физиологический очерк», «чистое искусст­во», «антинигилистиче­ский роман»,

Статьи учебника с.125-139 (читать), отвечать на вопрос 1 (устно), 2 (письменно) с. 139, прочитать комедию «Свои люди - со­чтемся» А.Н.Островского








А.Н. Островский (9 часов)

Сочинение-




18

1

Комбиниро­ванный урок

А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купече­ства в пьесе «Свои люди - сочтемся!».

Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологи­ческой проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь ге­роев и ее характерологическая функция.

Раскрыть роль Островского в развитии русской драматургии и театра;

увлечь учащихся жизнью и творчеством драматурга;

познакомить с содержанием пьесы «Свои люди – сочтемся!»

Традиции отечественной драма­тургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

рассуждение

(миниатюра)

Статья учебника

с. 141 - 146 (читать), с.153 – 157 (конспект), ответить на вопросы 3-5 с.173-174




19

1

Урок- практикум

Драма «Гроза». Изображение «затерянного мира » города Калинова в дра­ме «Гроза».

Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы «Гроза», жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерины;

развивать аналитические способности учащихся

Драма, система образов, семейно-бытовая драма, бытопись

Сочинение-миниатюра «В городе Калинове»

Статья учебника с.158-162 (читать), ответить на вопрос 6 (письменно) с. 174




20

1

Урок-беседа

Катерина и Кабаниха как два нравственных полю­са народной жизни.

Формировать навык сопоставительного анализа

Нравственная коллизия, речевая характеристика

Статья учебника с. 162-165 (читать), выпи­сать из текста высказывания героинь, характеризующие их




21

1

Урок-

исследование

Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.

Формировать навык решения исследовательских задач

Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.


Изучить критику (Добролюбов, Писарев) об образе Катерины, подготовиться к семинару. Подготовить компьютерный эскиз театральной афиши




22

1

Урок-семинар

Образ Катерины в свете критики.

«Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Формировать навык определения художественно-стилистических приемов создания образа героини


Статья учебника с 165-171 (читать), составить цитатную характеристику Катерины




23

1

Урок-беседа

Роль второстепенных и внесценических персона­жей в драме «Гроза»

Формировать аналитические умения и навыки


Сообщения




24

1

Лабораторная работа

Многозначность названия пьесы, символика деталей и специ­фика жанра.

Развивать умения работы со словарем; формировать аналитические навыки

«Говорящие» фамилии, имена

Тестирование

Статья учебника с 171-173 (читать), под­готовиться к сочинению




25

1

Урок разви­тия речи

Р/Р Подготовка к написанию классного сочине­ния по драме А.Н.Островского «Гроза»

Развивать навык написания сочинений разных жанров


Прочитать роман И.А.Гончарова «Об­ломов»




26

1

Урок разви­тия речи

Р/Р Написание классного сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза»

Развивать навык написания сочинений разных жанров


Прочитать роман И.А.Гончарова «Об­ломов»








И.А. Гончаров (6 часов)






27

1

Урок- экскурсия

И.А. Гончаров. Личность и творчество.

Познакомить учащихся с жизнью и твор­чеством ИА. Гончарова

Опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Статья учебника с. 176-184 (конспект)




28

1

Урок-беседа

Роман «Обломов». Утро Обломова.

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова.

Помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной;

развивать навыки работы с критической литературой.

Социально- философский роман, типический характер, автобиографизм

Статья учебника с 184-186 (читать), соста­вить сценарий «фильма» «Один день из жизни И.И.Обломова» (письменно)




29

1

Урок-беседа

Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в су­дьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни.

Выяснить идейно-композиционное значение главы «Сон Обломов»;

показать роль детали в раскрытии психологии персонажей романа.

Утопия

И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Статья учебника с. 187-190, ответить на вопросы 3, 4 с.208-209




30

1

Урок-беседа

Любовная ис­тория как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины».

Рассмотреть любовную историю героя как этап его внутренного самоопределения;

Выяснить роль образа Захара в характеристике «обломовщины»

Музыкальные темы в романе «Обло­мов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (режиссер Н. Михалков).

Учебник, с.198-200,ответить на вопрос 5 с.209




31

1

Урок- практикум

Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.

Внутренняя противо­речивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характе­рами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.)

Формировать навык сопоставительного анализа


Статья учебника с.201 -202, ответить на вопрос 6 с.209




32

1

Урок-проект

Защита творческих проектов «Один день из жизни И.И.Обломова»

Роман «Об­ломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Развивать творческое мышление, фор­мировать навык проектной деятельности

Говорящая деталь

Тестирование

Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»








И.С.Тургенев (9 часов)






33

1

Заочная экскурсия

Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника» (обзор). Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского челове­ка как центральная тема цикла.

Продолжить знакомство с творчест­вом И.С.Тургенева, показать его сложную, противоречивую натуру, русскую душу

Очерк

Статьи учебника с 211-214 (конспект), с.215-222 (читать)




34

1

Лекция

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования.

Развивать представления учащихся об эпохе, проследить, как эпоха отражается в романе;

раскрыть идейно-художественное своеобразие романа;

развивать навыки работы с текстом.

Нигилизм, социально- психологический роман.

Историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе)

Статья учебника с.234-237, ответить на вопрос З с.253, дать характеристику героев - «отцов» (письменно)




35

1

Урок - практикум

Мир «отцов» в романе.

Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых.

Рассмотреть образ жизни русского дво­рянства на примере семьи Кирсановых

Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего ми­ра героев.

Письменная работа

Статья учебника с.237-239 (читать), ответить на вопрос 4 с.254




36

1

Урок-

исследование

Нигилизм База­рова, его социальные и нравственно-философские истоки.


Познакомиться с понятием нигилизма, сопоставить понятие нигилизма и взгляды Базарова, подвести к мысли о его разрушительном воздействии на личность

Тайный психологизм

Составить таблицу

Статья учебника с.240-247 (читать), ответить на вопрос 5 с.254, составить хронологическую таблицу жизни Базарова




37

1

Урок- практикум

Евгений Базаров: протагонист или антигерой?

Ба­заров и Аркадий.

Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения

Создать условия для выявления про­блем внутреннего конфликта главного героя

Тайный психологизм

Статьи учебника с.240-247 (читать), ответить на вопросы 5-6 с.254, закончить составление хронологической таблицы жизни База­рова




38

1

Урок- дискуссия

Философские итоги рома­на, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).


Помочь учащимся сформировать пред­ставление об актуальном философском значении романа в наше время; подвести учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя

Вечные темы в литера­туре

Тестирование

Статья учебника 247-249 (читать), выучить отрывок наизусть (по желанию)




39

1

Урок вне­классного чтения

В/Ч Гимн вечной жизни: поэтика стихотворений в прозе Тургенева.

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского на­ционального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Подготовка к сочинению.

Дать представление об особенностях жанра «стихотворения в прозе»

Стихотворение в прозе, лирическая проза

Статья учебника с.250-253 (читать), подго­товиться к сочинению (подбор цитатного материала, изучение критики)




40

1

Урок разви­тия речи

Р/Р Работа над сочинением по творчеству И.С.Тургенева.

Развивать навык написания сочинения






41

1

Урок разви­тия речи

Р/Р Работа над сочинением по творчеству И.С.Тургенева.

Развивать навык написания сочинения


Познакомиться (обзорно) с романом Н.Г.Чернышевского «Что делать'?»








Н.Г.Чернышевский (3 часа)






42

1

Лекция

Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?»

«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический от­клик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Познакомить учащихся с основными положениями эстетической теории Чернышевского

Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия, идеологический роман, научная фантастика

Статья учебника с.256-263 (конспект), подготовиться к дискуссии




43

1

Урок - дискуссия

Дискуссия «Разумна ли теория «разумного эгоиз­ма»?»

«Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России.

Развивать навык публичного выражения собственного мнения

Разумный эгоизм, пропа­гандистский пафос

Традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».

Перечитать «Четвертый сон Веры Пав­ловны»




44

1

Урок- практикум

Глава «Четвер­тый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произ­ведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологическо­го» романа Н.Г. Чернышевского.


Формировать навык комплексного ана­лиза

Литературная утопия

Диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».

Статья учебника 269-280 (читать), под­готовить сообщение








Н.А. Некрасов (9 часов)

Статья учебника 283-287 (читать), со­ставить хронологическую таблицу жиз­ненного и творческого пути Н.А.Некрасова




45

1

Заочная экскурсия

Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества.

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасо­ва-лирика. Лирический эпос как фор­ма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта.

Познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта, с тематикой лирики Некрасова, ее своеобразием

Опорные понятия: народность художественного творче­ства; демократизация поэтического языка.



46

1

Урок-беседа

Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.).

Формировать представление учащихся о народном характере поэзии Н.А.Некрасова

Рефрен, лирический пафос

Проверочная работа

Анализ стихотворений

Статья учебника 289-294 (читать)







47

1

Урок - практикум

Социальные и гражданские мотивы в лирике Не­красова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Ры­царь на час», «Пророк» и др.)

Раскрыть социальные и гражданские мотивы лирики Некрасова

Гражданская лирика

Образ пророка в лирике А.С. Пуш­кина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова.

Статья учебника с.303-310 (читать), выучить наизусть «Поэт и гражданин», прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо»




48

1

Урок-беседа

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и про­блематика.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо » коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказоч­но-мифологические приемы построения сюжета поэмы.

Познакомить учащихся с творческой историей поэмы; выявить особенности жанра, композиции, проблематики;

создать необходимый эмоциональный настрой, помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства

Лироэпическая поэма

Некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Статья учебника с.311 -313 (читать), составить маршрут поисков счастливого героями поэмы




49

1

Урок-практикум

Пред­ставители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.).

Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.).

Раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства, зреющий в народе стихийный протест против угнетателей, глубину поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности.


Закончить составление таблицы «В чем счастье и несчастье господ и мужиков»




50

1

Лабораторная работа

Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме.

Определить истоки сильного характера русской женщины


Подготовить презентации «Народные песни в поэме», «Пословицы и поговор­ки на страницах поэмы», «Элементы сказки в поэме»




51

1

Урок-проект

Защита творческих проектов на тему «Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.).


Формировать навыки проектной дея­тельности

Фольклорный образ, фольклорный мотив, песенно-лирическая снова

Связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.


Написать мини-сочинение «Что мне понравилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо»




52

1

Урок-

обобщение

«Пел он воплощение счастия народного...»: фило­софские итоги некрасовского эпоса.

Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Показать, как в поэме решается вопрос о путях выхода к свободе и счастью; как придает поэт смутному недовольству, зреющему в народе, остроту и силу социального звучания;

определить значимость творчества Н.А.Некрасова для русской литературы

'

Развернутый ответ на вопрос

Статья учебника с.322-325 (читать), подготовиться к сочинению




53

1

Урок разви­тия речи

Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочине­ния по творчеству Н.А. Некрасова.

Формировать навык написания сочине­ния


Написать сочинение по творчеству Н.А.Некрасова (на одну из предложен­ных тем)








Ф.И. Тютчев (4 часа)






54

1

Лекция

Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия.

«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глуби­на и образная насыщенность. Развитие традиций русской ро­мантической лирики в творчестве поэта.

Познакомить учащихся с биографией Ф.И.Тютчева

Философская лирика, афористичность стиха

Роль архаизмов в тютчевской ли­рике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Сообщение

Статья учебника (II) с.3-7 (читать), составить хронологическую таблицу жизни и творчества поэта




55

1

Урок - практикум

Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике.

(«Не то, что мните вы, природа...», «Полдень», «Тени сизые сме­сились» и др.).

Формировать у учащихся представле­ния об особенностях пейзажной лирики;

познакомить учащихся с особенностями философской лирики Тютчева;

освоить навыки анализа философской лирики

Стихотворная миниатю­ра

Статья учебника (II) с.7-17 (читать), подготовить творческие проекты «Жен­щины в жизни Ф.И.Тютчева»




56

1

Урок-проект

Тема трагического противостояния че­ловеческого «я» и стихийных сил природы. Драматизм зву­чания любовной лирики поэта.

Silentium!», «Певучесть есть в морских волнах…» и др.). Защита творческих проектов «Женщины в жизни Ф.И. Тютчева»

Познакомить учащихся с личной жизнью Тютчева и ее отражением в его поэтических произведениях;

формировать навык проектной деятель­ности

Лирический цикл

Статья учебника (II) с.17-27 (читать), наи­зусть стихотворение по выбору учаще­гося, анализ стихотворения




57

1

Урок - практикум

Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории.

Формировать навык критического мыш­ления;

проверить знания учащихся о Тютчеве и навыки анализа стихотворения.

Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.


Тест, письменный анализ стихотворения

Статья учебника (II) с.28-30 (читать), подго­товить сообщение о жизни и творчестве А.А.Фета








А.А. Фет (5 часов)






58

1

Урок-беседа

А.А. Фет. Жизнь и творчество.

Эмоциональная глубина и образно-стилистическое бо­гатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного на­строения внутри и вовне человека.

Познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества А.А. Фета;

раскрыть основные темы и мотивы лирики Фета

Поэтическая «безглагольность»

Традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета

Сообщение

Статья учебника (II) с.33-39 (читать), ответить на вопросы 1-З с.50




59

1

Урок- практикум

Природа и человек в лирике Фета («Заря прощает­ся с землею...», «Это утро, радость эта. », «Учись у них - у дуба, у березы...» и др.).

Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.

Сформировать у учащихся представление об основных темах поэзии Фета

Лирический этюд

Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-пере­живание.


Анализ стихов

Статья учебника (II) с.40-50 (читать), ответить на вопросы 4-6 с.50




60

1

Урок-концерт

Кра­сота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта.

Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Я пришел к тебе с приве­том...» и др.).

Формировать у учащихся представле­ние об особенностях любовной лирики А.А.Фета

Лирический восторг, музыкальность стиха, романс.

П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.


Подготовиться к зачетной работе по творчеству

Ф. И.Тютчева и А.А.Фета




61

1

Зачетная работа

Р/Р Зачетная работа по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

Формировать умения и навыки анализа поэтического текста






62

1

Урок разви­тия речи

Р/Р Работа над сочинением по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Развивать навык написания сочинений


Познакомиться с творчеством К.Хетагурова








Н.С. Лесков (2 часа)






63

1

Лекция

Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь.

Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов.

Формировать у учащихся представ­ление о жизненном и творческом пути Н.С.Лескова

Национальный колорит, стилизация

Статья учебника (II) с.52-57(читать)




64

1

Урок-обзор

Тема «очарованной души» в повести «Очарован­ный странник».

Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и гре­ховности, наивности и душевной глубины в русском националь­ном характере. Сказовый характер повествования, стилистиче­ская и языковая яркость «Очарованного странника».

Раскрыть смысл названия повести, особенности изображения русского национального характера;

формировать у учащихся навык ком­плексного анализа

Опорные понятия: литературный сказ; жанр путеше­ствия.

Былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Язык и стиль лескоского сказа.

Тест

Статья учебника (II) с.63-70 (читать), ответить на вопросы 5-6 с.76








М.Е.Салтыков-Щедрин (5 часов)

Сообщение

Статья учебника с.73-83 (читать), ответить на

вопросы 6-8 с.76




65

1

Лекция

М.Е.Салтыков-Щедрин 0т Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика

Продолжить знакомство с творчест­вом великого сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина;

раскрыть особенности художественного мира писателя-сатирика

Сатира, гротеск


66

1

Урок- практикум

«История одного города». Образы градоначальни­ков и проблема народа и власти в романе-летописи.

Дать учащимся представление о романе «История одного города»;

формировать навык критического мыш­ления

Сатирический роман - хроника

Письменный ответ на вопрос




67

1

Урок- дискуссия

Урок-дискуссия. Судьба глуповцев и проблема финала романа.


Формировать навык ведения диалога

Аллегория, абсурд

Статья учебника (II) с.63-70 (читать), ответить на вопросы 6-8 с.76


68

1

Урок- практикум

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление про­блем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обы­вательской психологии, рабского начала в человеке («Премуд­рый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действи­тельности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина

Продолжить изучение «Сказок для де­тей изрядного возраста» с позиции взрослой личности, сравнить впечатле­ния от прочтений;

раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина

Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гро­теск; авторская ирония.

Фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

Произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Статья учебника (II) с.97-105,105- 107 (читать), ответить на вопросы 8-10 с.107-108, придумать сюжет сказку на современ­ную тему в традициях Салтыкова Щедрина




69

1

Урок разви­тия речи

РР Подготовка к домашнему сочинению «Сказ­ка в традициях М.Е.Салтыкова-Щедрина»

Развивать навык творческого мышления


Подготовить сообщение о жизни и твор­честве А.К.Толстого








А.К.Толстой (2 часа)






70

1

Урок-беседа

А.К.Толстой. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире. («Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревни­вом взоре...» и др.).

Познакомить учащихся с основными этапами творческого пути А.К.Толстого

Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историче­ская песня. Сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Статья учебника (II) с. 110-127, ответить на вопросы 1-2, выучить наизусть стихотворе­ние по выбору




71

1

Урок-беседа

Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. («Прозрач­ных облаков спокойное движенье...», «Когда при­рода вся трепещет и сияет...» и др.).

Познакомить учащихся с творчеством А.К.Толстого

Притча-присказка

Исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Читать роман Л.Н.Толстого «Война и мир»








Л.Н.Толстой (15 часов)






72

1

Заочная экскурсия

Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого.

История создания и авторский замысел романа- эпопеи «Война и мир».

Жанрово-тематическое своеобразие толстовского рома­на-эпопеи: масштабность изображения исторических собы­тий, многогероиность, переплетение различных сюжетных линий.

Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, его биографией и мировоззрением;

познакомить учащихся с историей создания романа, раскрыть его своеобразие;

формировать навык аналитической деятельности учащихся

Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; исто­рико-философская концепция.

Исторические источники романа «Война и мир»

Статья учебника (II) с. 129-140, подгото­вить сообщение об истории создания романа «Война и мир»




73

1

Урок-беседа

Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» люби­мых героев автора. Художественно-философское осмысление сущ­ности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней».

Показать срывание всех и всяческих масок с великосветского общества; раскрыть конфликт Болконского и Безухова с этим обществом;

выявить идейно-художественные особенности изображения войны;

формировать у учащихся верные пред­ставления о патриотизме


Проверочная работа

Статья учебника (II) с. 146-151 (читать) мини-сочинение-размышление «Что такое патриотизм»




74

1

Урок- практикум

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болкон­ских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

Формировать у учащихся представле­ние о романе «Война и мир» как о романе - семейной хронике;

на примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни


Статья учебника (II) с. 156-159, соста­вить генеалогические списки семейств, упоминаемых в романе




75

1

Урок- практикум

Этапы духовного самосовершенствова­ния Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

Проследить исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиски смысла жизни;

формировать у учащихся навык сопос­тавительного анализа

Внутренний монолог

Статья учебника (II) с.159-164, выучить отрывок наизусть (по желанию)




76


Семинар

Наташа Ростова и женские образы в романе.

Формировать у учащихся представле­ние о роли женских образов в романе «Война и мир»

«Диалектика души», словесная пластика

Подготовить творческие проекты «Ах, этот бал»




77

1

Урок- практикум

Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.

Формировать навык сопоставительного анализа

Антитеза

Закончить сопоставительный анализ образов Кутузова и Наполеона



78

1

Урок-практикум

Уроки Бородина. Анализ сцен сражения.


Формировать навык комплексного ана­лиза эпизода;

проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю, раскрыть их слабость и силу

Авторское отступление

Статья учебника (II) с. 176-183, (читать)




79

1

Урок-беседа

«Мысль народная» как идейно-художественная основа тол­стовского эпоса. Фено­мен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в рома­не.

Формировать навык аспектного анализа;

проследить изображение партизанской войны и изменений, происшедших с героями;

обобщить роль народа в истории, отношение автора к народу


Статья учебника (II) с.171-176, произве­сти анализ письменно




80

1

Урок- практикум

Платон Каратаев: русская картина мира. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания.

Формировать у учащихся представле­ние о мудрости русского народа; проследить изображения народа как носителя лучших человеческих качеств, ведущую роль народа в истории


Мини-сочинение «Почему Платона Каратаева можно считать народным мудрецом?»




81

1

Урок-

исследование

Философия вещей в романе «Война и мир»

Раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев;

формировать исследовательские навы­ки учащихся

Деталь

Проверочная работа

Подготовиться к семинару




82

1

Семинар

Нравственно-философские итоги романа. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

Подго­товка к сочинению.

Познакомить учащихся с литературной критикой, отзывами о романе; формиро­вать у них представление о значении романа для русской и мировой литера­туры;

раскрыть композиционную роль философских глав, разъяснить основные положения историко-философских взглядов Толстого


Статья учебника (II) с. 183-185, подгото­виться к тестированию




83

1

Урок контроля

Тестирование по творчеству Л.Н.Толстого

Выявить уровень усвоения программно­го материала


Подготовиться к классному сочинению (составление тезисов, работа с источни­ками)




84

1

Урок разви­тия речи

Р/Р Написание сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Формировать навыки творческого мыш­ления учащихся






85

1

Урок разви­тия речи

Р/Р Написание классного сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Развивать навык написания сочинения


Подготовиться к защите проектов «Ах, этот бал...»




86

1

Урок-проект

Защита творческих проектов «Ах, этот бал...»

Формировать навык проектной и иссле­довательской деятельности


Прочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»








Ф.М. Достоевский (8 часов)






87

1

Лекция

Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь.


Познакомиться с биографией Ф.М.Достоевского, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества

Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея

Сообщения

Статья учебника с.203-214 (читать)




88

1

Урок-беседа

Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоз­дания в романе.

Показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои;

формировать представление у учащих­ся о своеобразии авторской идеи рома­на

Детективный роман, идеологический роман, философский роман





89

1

Урок- практикум

Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.

Показать, как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа - конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;

формировать навык критического мыш­ления

Полифония

Творческая работа



90

1

Урок- практикум

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия.

Раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие; ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова;

формировать навык аналитической деятельности

Идея «сверхчеловека»

Подготовиться к семинару «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова»




91

1

Семинар

Урок-семинар. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблема­тики романа.

Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления; показать, какую власть над человеком может иметь теория, подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую таит для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий;

выяснить значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова;

формировать навык публичного выступ­ления

Герой-двойник

Сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека»)

Письменные ответы на вопросы

Пересказ эпизодов




92

1

Урок-портрет

Сонечка как нравственный идеал автора. Раскольников и «вечная Сонечка».

Показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок; формировать представление учащихся о нравственных идеалах автора


Подготовиться к семинару «Роман «Преступление и наказание»: за и про­тив»




93

1

Семинар

Нравственно-фило­софский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.


Выяснить, что же помешало Раскольникову жить по его теории, почему герой «сделал явку с повинной»; осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос: как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне

Евангельские мотивы

Тест

Подготовиться к сочинению (составле­ние тезисов, работа с источниками)




94

1

Урок разви­тия речи

Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочине­ния по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Формировать навык написания сочине­ний разных жанров


Написать сочинение по роману «Пре­ступление и наказание»








А.П.Чехов (7 часов)






95

1

Лекция

Жизнь и творчество А.П. Чехова. Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова.

Р/К Таганрог – родина А.П.Чехова, источник многих тем, сюжетов и образов его произведений.

Продолжить знакомство с творчеством А.П.Чехова


Сообщения

Прочитать рассказы «Человек в футля­ре», «Крыжовник»




96

97

2

Урок- практикум

Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник»)

Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и пробле­ма «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости.

Развивать представления учащихся о теме «маленького человека» в творчест­ве А.П.Чехова;

рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказов

Чеховская деталь, лири­ческая проза, подтекст

Прочитать рассказ «Ионыч»




98

1

Лабораторная работа

Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»). Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чехов­ской прозы.

Выявить смысл заглавия рассказа; раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе


Прочитать комедию «Вишневый сад»




99

1

Урок- практикум

Своеобразие образной системы и конфликта коме­дии «Вишневый сад».

Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лириче­ское и драматическое начала в пьесе.

Помочь учащимся уловить чеховское восприятие жизни, почувствовать художественное своеобразие пьесы;

формировать навык комплексного ана­лиза

Лирическая комедия, внутреннее действие, интрига

Подготовить презентации «Спектакль по Чехову» об историях прижизненных постановок по мотивам произведений Чехова




100-101

2

Урок- практикум

Фигуры героев - «недо­теп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепен­ных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и не­однозначность авторской позиции в произведении.

Рассмотреть систему образов пьесы, выяснить способы создания образов; проанализировать художественную природу главного образа пьесы;

формировать речеведческие компетенции учащихся


Мини-сочинение «Что символизирует вишневый сад для каждого из главных героев?»




102

1

Урок- проект

Чехов и театр. Защита творческих проектов «Спек­такль по Чехову».

Выявить значение творчества Чехова для русского театра


Прочитать Г. де Мопассан. «Ожерелье». Г. Ибсен. «Кукольный дом». А. Рембо. «Пьяный корабль».













103

104

2

Урок вне­классного чтения

В/Ч Г. де Мопассан. Новелла «Ожерелье». Г. Ибсен. Драма «Кукольный дом». А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль».

Познакомить учащихся с лучшими об­разцами зарубежной литературы XIX века

Новелла

Повторить материал за весь курс лите­ратуры 10 класса, ответить на вопросы с.284-285

Подготовиться к зачетному уроку








Заключение (1 час)






105

1

Урок контроля

Обобщение материала курса.

Зачетная работа.

Повторить и обобщить материал за курс литературы 10 класса


Программа летнего чтения





ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Авторы

Название

Год
издания

Издательство

1

Сахаров В.И.

Литература. 10 класс: учеб.

2012

Москва:


Зинин С.А.

для общеобр. учр. В 2 ч. вв


Русское слово

2

Сахаров В.И.

Литература. 10 класс: хрест.

2012

Москва:


Зинин С.А.

В 2 частях


Русское слово

3

Меркин Г.С

Литература. Программа по

2008

Москва:


Зинин С.А.

литературе для 5-11 классов


Русское слово


Чалмаев В.А.

общеобраз. школы



4

Виноградова Е.А

Информационно-методич.

2006

Москва:


Князева Е.А.

материалы по использованию


Русское слово


Кузнецова Т.А.

нию УМК «Литература»





изд-ва «Русское слово»






Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас