СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по литературе для 10 – 11 классов составлена на основе Программы МБОУ СОШ№ 3 и авторской программы Коровиной В.Я Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (Базовый уровень). -М.: Просвещение, 2014 г
В состав УМК входят:
Учебники: Лебедев Ю.В. и др. Литература, 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006
Журавлев В.П.Русская литература 20 века: учеб. Для 11 кл.: В 2 ч. М.: Просвещение, 2006
Количество часов в году: 136
Количество часов в неделю:4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
г. Вязьмы Смоленской области
Рабочая программа по литературе
Базовый уровень
10-11 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 – 11 классов составлена на основе Программы МБОУ СОШ№ 3 и авторской программы Коровиной В.Я Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (Базовый уровень). -М.: Просвещение, 2014 г
В состав УМК входят:
Учебники: Лебедев Ю.В. и др. Литература, 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006
Журавлев В.П.Русская литература 20 века: учеб. Для 11 кл.: В 2 ч. М.: Просвещение, 2006
Количество часов в году: 136
Количество часов в неделю:4
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Даннная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Содержание программы по литературе для 10 класса.
136 часов(4 часа в неделю)
Введение
Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики. Художественные открытия русских писателей-классиков.
Теория. Романтизм и реализм в русской литературе 19 века. Их развитие и взаимодействие.
Литература первой половины XIX века
Обзор русской литературы первой половины
XIX века
(Г.Р.Державин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков)
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.
Теория. Реализм и его становление.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…».
Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Поэма «Медный всадник».
Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.
Трагедия «Борис Годунов» Царь Борис. Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии. Композиция первой реалистической трагедии в русской литературе. Язык и особенности стиха трагедии.
Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы.
Теория. Народность литературы.
Развитие реализма в прозе Пушкина 30-х годов. «Повести Белкина» как прозаический цикл.
Роман «Евгений Онегин» История романа. Жанр: роман в стихах. Пушкинская Эпоха в романе. Автор в системе художественных образов романа. Лирические отступления. Роман как «энциклопедия русской жизни». «Онегинская строфа».
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Мой демон», «К» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).
Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Роман «Герой нашего времени». Необычность композиции романа. Сюжет и фабула произведения. Трагедия Печорина. Нравственные проблемы. Психологизм в первом психологическом романе русской литературы.
Теория. Реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова.
Н. В. ГогольЖизнь и творчество (обзор).
Повесть “Шинель ". Образ города в повести. Судьба «маленького человека» в джунглях города. Сатира на страницах трагической повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород».
«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Критика. В.В Набоков «Гоголь».
Поэма «Мертвые души». История создания. Идейный замысел и композиция поэмы. Сюжет и лирические отступления. Особая роль образа Чичикова в поэме: Чичиков как новый герой эпохи. Обобщающее значение образов поэмы, приемы их сатирической обрисовки. Портрет, интерьер, пейзаж, диалог. Пафос лирических отступлений. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал как воплощение авторского замысла.
Теория. Образ автора на страницах повести.
Контрольное сочинение по литературе 1п.19 века.
Литература второй половины
XIX века
Обзор русской литературы второй половины
XIX века Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.
Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Обломов».
История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.
Критика.Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина»; Д.И.Писарев «Обломов»; А.В.Дружинин. «Обломов»,роман Гончарова».
Теория. Нарицательные образы- герои художественных произведений.
Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.
А. Н. ОстровскийЖизнь и творчество (обзор).
Драма «Гроза».
Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.
А.А.Григорьев «После «Грозы» Островского.
Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”.
Жизнь и творчество.
«Записки охотника».Значение названия. Герои и их судьбы. Женские образы.
Роман «Отцы и дети».
Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Базаров в системе действующих лиц. Конфликт отцов и детей или конфликт жизненных позиций. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.
Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).
Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.
Теория. Философские позиции героев романа и автора. Социально- историческая обусловленность темы, идеи и образов романа.
Ф. И. ТютчевЖизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
Теория. Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.
Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
Теория. Теория «чистого искусства».
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
«Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Проблемы счастья и смысла жизни в поэме. Нравственная проблематика поэмы. Идейная позиция автора.Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.
Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
Теория. Народность творчества.
А. К. ТолстойЖизнь и творчество (обзор).
«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…» (возможен выбор трех других произведений).
Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.
Теория. Влияние фольклора на лирику 19 века.
Н. С. ЛесковЖизнь и творчество (обзор).
Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).
Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений.
Теория. Сказ в творчестве Лескова.
М. Е. Салтыков-ЩедринЖизнь и творчество (обзор).
«История одного города» (обзор).
Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
«Господа Головлевы» - общественный роман.
«Сказки для детей изрядного возраста».Злободневность, политическая острота сказок. Прием гротеска в сатирическом произведении.
Теория. Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск).
Ф.М.Достоевский
Жизнь и творчество.
Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.
Теория. Полифония романов Достоевского.
Л. Н. Толстой
Жизнь и творчество.
Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя-просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
«Севастопольские рассказы» как антитеза войны и мира.
Роман-эпопея «Война и мир».
История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.
Теория. Роман-эпопея. Исторические личности и вымышленные персонажи в их взаимодействии.
Жизнь и творчество.
Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Анна на шее», «Душечка». (указанные рассказы являются обязательными для изучения).
Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином»
Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Комедия «Вишневый сад».
Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Образ сада.Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Теория. Лирическая комедия. Своеобразие стиля Чехова.
Обзор зарубежной литературы второй половины
XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.
И.В.Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Фауст» как философская трагедия. Утверждение величия разума и права человека на дерзание. Роль Мефистофеля как злого начала в судьбе Фауста.
Теория. Философская трагедия.
О.де Бальзак. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Человеческая комедия». Краткий обзор цикла. Бальзак- писатель-реалист.
«Гобсек». Концепция человека в европейской литературе 19 века. Изображение в повести губительной силы и власти денег.
Содержание программы по литературе для 11 класса
Количество часов в году: 119
Количество часов в неделю:3,5
Количество сочинений: 6 (контрольных), 10 – развития речи
Литература XX века
Введение
Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.Теория. Литературный процесс, сложности и противоречия.
Литература первой половины XX века Обзор русской литературы первой половины XX векаТрадиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.
Реализм.
Развитие критического реализма. Традиции и поиски нового в творчестве писателей –реалистов в литературном процессе рубежа веков.
Теория. Традиции и новаторство.
И. А. БунинЖизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» (возможен выбор трех других стихотворений).
Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание»
Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» (возможен выбор двух других рассказов).
Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина
А. И. КупринЖизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет» , «Олеся», «Суламифь» и др
Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
Теория. Критический реализм.
Р/Р Сочинение по творчеству А.И Куприна и И.А.Бунина
Л.Андреев.
Жизнь и творчество.
«Иуда Искариот». История предательства.
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения).
Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне».
Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Литературный портрет как жанр. Проблема изображения исторической личности. Своеобразие литературных портретов, созданных Горьким. Лев Толстой в восприятии писателя: самобытность и противоречивость великого старца.
Р/Р Сочинение по творчеству М. Горького.
Теория. Литературный портрет.
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс». Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве начала века. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе.
И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич (стихотворения не менее трех авторов по выбору)
Обзор
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).
Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).
Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).
Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
В. В. Хлебников
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
Крестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...»
Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
Р/Р Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в.
А. А. БлокЖизнь и творчество.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы» (возможен выбор трех других стихотворений).
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Р/Р Сочинение по творчеству А. А. Блока.
Теория. Символ в поэтике символизма.
В. В. МаяковскийЖизнь и творчество.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой»
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
Сатирические пьесы “Клоп” и “Баня”
Пьеса “Клоп”. Замысел и основная тема и её освещение. Сюжет и герои.
Пьеса “Баня”. Обзор содержания. Сатирическое изображение негативных явлений действительности. Художественные особенности сатирических пьес.
Литература 20 годов.
Народ и революция в поэзии и прозе.
А.А.Фадеев
Жизнь и творчество.
Роман «Разгром». Особенности жанра и композиции. Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция. Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе «Разгром».
Е.И.Замятин
Жизнь и творчество.
Развитие жанра антиутопии в романе «Мы».
Судьба личности в тоталитарном государстве.
И.Э.Бабель
Жизнь и творчество.
Раннее творчество. «Конармия», «Одесские рассказы». Художественные особенности произведений Бабеля.
М.М.Зощенко
Жизнь и творчество.
Цикл рассказов «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова».
Зощенко-сатирик. Зощенковский герой. Стиль писателя.
С. А. ЕсенинЖизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…» (возможен выбор трех других стихотворений).
«Анна Снегина»- поэма о судьбе человека и Родины.
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
Р/Р Сочинение по творчеству С. А. Есенина.
Русская литература после 1917 года.
Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность ериодизации русской литературы послереволюционных лет. Трудности развития и богатство творчества. Три потока развития литературы, объединенные в последние десятилетия: советская литература, «возвращенная» литература и литература русского зарубежья.Тема России и революции в творчестве писателей нового поколения: «Железный поток» А. Серафимовича, «Разгром» А.Фадеева и др.
Поиски нового героя эпохи. Д.Фурманов. «Чапаев», Б.Лавренев «Ветерок» и др.Сатирическое изображение Эпохи. Рассказы М. Зощенко, «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» И.Ильфа и Е.Петрова.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений).
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.
О. Э. МандельштамЖизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia» (возможен выбор двух других стихотворений).
Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А. А. АхматоваЖизнь и творчество.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор двух других стихотворений).
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием».
История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
.
Б. Л. ПастернакЖизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…» (возможен выбор двух других стихотворений).
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.
Жизнь и творчество.
Повесть “Собачье сердце”
История создания. Анализ содержания. Какой рискованный эксперимент в основе повести? Расскажите об обстановке, в которой работал профессор Преображенский? С какой целью сделана операция Шарику? Проследить по дневнику доктора Борменталя превращение собаки в человека. Почему профессор Преображенский терпит поражение? Какова сатирическая направленность повести? Авторская позиция и способы её выражения. Заключительное слово о поэтике Булгакова -сатирика.
Роман «Белая гвардия» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).
История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.
Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).
История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
Р/Р Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.
Теория. Разнообразие типов романа в русской литературе 20 века.
А. П. ПлатоновЖизнь и творчество. Повесть «Сокровенный человек» (возможен выбор другого произведения).
Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира . Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.
М. А. ШолоховЖизнь и творчество.
Рассказ “Судьба человека”
Творческая история рассказа. Тема, идея. Главный герой А. Соколов. Беседа по содержанию. Как в биографии главного героя отразилась судьба страны? Каков путь главного героя на дорогах войны? Судьба Андрея Соколова после войны. В чём видит Шолохов истоки героизма и непреклонности
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.
Р/Р Сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”.
А.Н.Толстой. «Петр Первый»
Судьбы русского исторического романа в 20 веке. Картины петровской Руси в романе. Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).
Теория. Исторический роман 20 века.
Литература второй половины XX века Обзор русской литературы второй половины XX векаВеликая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н. Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, О.Берггольц и др.).Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, повести и романы Б.Горбатова, А.Фадеева, Э.Казакевича, А.Бека, В.Некрасова и др. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне).
А. Т. ТвардовскийЖизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).
Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта. Чувство сопричастности к судьбам Родины, желание понять истоки побед и потерь. Немногословность, емкость поэтической речи.
Теория. Проблемы традиций и новаторства в литературе.
В. Т. Шаламов
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов).История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.
А. И. СолженицынЖизнь и творчество (обзор).
Повесть «Один день Ивана Денисовича» «Архипелаг ГУЛАГ» и др.
Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.
В. М. Шукшин
(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений).
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
В. В. Быков Б. Васильев
(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)
Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения).
Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.
Б. Васильев “В списках не значился”, В. Распутин “Живи и помни”
Николай Плужников и его борьба с фашистско-немецкими захватчиками. (По роману Б. Васильева “В списках не значился”.)
Трагедия Настёны. (По роману В. Распутина “Живи и помни”.)
В. Г. Распутин
(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)
Повесть «Прощание с Матерой», «Последний срок» (возможен выбор другого произведения).
Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.
Поэт и время. (Поэзия на современном этапе)
Н. М. Рубцов, Р. Гамзатов, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Э. Асадов и др.)
(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)
Своеобразие художественного мира . Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России.
Р.Гамзатов
Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений).
Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.
И. А. Бродский
(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)
Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») (возможен выбор других стихотворений).
Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.
Б. Ш. Окуджава
(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)
Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений).
Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.Авторская песня в развитии литературнрго процесса и музыкальной культуры народа.
А.Галич, В.Высоцкий, Ю.Визбор, Ю.Ким, А.Дольский, И.Тальков, В.Цой и др.
А. В. Вампилов
(возможен выбор другого драматурга второй половины XX века)
Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения).
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Э. Хемингуэй
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Старик и море» (возможен выбор другого произведения).
Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
Р/Р Сочинение по русской литературе второй половины
Обзор литературы последнего десятилетия
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе
| Наименование раздела программы, тема | Вид контроля | Плановые сроки прохождения | |
План | Факт | |||
1 | Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления темы и проблемы русской литературы 20 века. | | | |
2 | Характеристика литературного процесса 20 века. | | | |
3 | И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика поэта, ее философичность, лаконизм и изысканность. | | | |
4 | « Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к социально- философским обобщениям. | | | |
5 | Психологизм бунинской прозы и особенности внешней изобразительности. | | | |
6 | Тема любви в рассказах И.А. Бунина. « Чистый понедельник». | | | |
7 | Поэтичность женских образов в рассказе « Легкое дыхание». | | | |
8 | Особенности внешней изобразительности бунинской прозы. | | | |
9 | Входная контрольная работа. | | | |
10 | А.И. Куприн. Жизнь и творчество. | | | |
11 | «Поединок» Автобиографический и гуманистический характер повести. | | | |
12 | Проблема самопознания личности в повести. Смысл названия. | | | |
13 | Трагизм любовной темы в повести «Олеся». | | | |
14 | Своеобразие изображения природы и духовного мира человека. | | | |
15РР | Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет» Контрольное домашнее сочинение. | | | |
16 | М. Горький. Жизнь и творчество. | | | |
17 | « Старуха Изергиль». Проблематика и композиция рассказа. Смысл противопоставления Данко и Ларры. | | | |
18 | « На дне» как социально- философская драма. Сценическая судьба пьесы. | | | |
19 | Три правды в пьесе на «На дне» и их трагическое столкновение. | | | |
20 РР | Контрольное сочинение. | | | |
21 | Русский символизм и его истоки. | | | |
22 | В.Я. Брюсов. Слово о поэте. Проблематика и стиль произведений « Творчество», «Юному поэту», «Работа», « Хвала человеку» и др. | | | |
23 | К.Д. Бальмонт. Слово о поэте. Художественный мир сборников « Будем как солнце», « Только любовь». Тема России в творчестве. | | | |
24 | Андрей Белый. Слово о поэте. Проблематика и поэтика сборников «Золото в лазури», « Пепел». | | | |
25 | Акмеизм Н.С. Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики поэта. | | | |
26 | Футуризм. Русские футуристы. | | | |
27 | Игорь Северянин. Поиск новых поэтических форм в лирике. | | | |
28 | Контрольное тестирование по поэзии серебряного века. | | | |
29 | А.А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы в цикле « Стихи о Прекрасной даме» | | | |
30 | Тема страшного мира в лирике: « Незнакомка», « Ночь, улица, фонарь, аптека..», « В ресторане», « Фабрика». Образ-символ. | | | |
31 | Идеал и действительность в стихотворениях « На железной дороге», «О подвигах, о доблестях, о славе». Ритмы и интонации лирики Блока. | | | |
32 | Тема Родины в лирике Блока. « Россия», « На поле Куликовом», « Скифы». | | | |
33 | Поэма « Двенадцать». Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. | | | |
34 | Герои поэмы, сюжет, композиция. Многозначность финала. | | | |
35 | С. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. « Гой ты, Русь моя родная», « Письмо матери». | | | |
36 | Тема Родины в лирике С. Есенина. « Я покинул родимый дом», « Русь Советская», « Возвращение на родину» и др. | | | |
37 | Тема любви в стих. « Не бродить, не мять в кустах багряных..», « Персидские мотивы» и др. | | | |
38 | Трагизм восприятия гибели русской деревни в цикле « Сорокоуст». | | | |
39 | «Анна Снегина»: лирическое и эпическое в поэме. | | | |
40 | Система образов в поэме. Своеобразие композиции. | | | |
41-42РР | Контрольное сочинение по творчеству А. Блока и С. Есенина. | | | |
43 | Тема революции и Гражданской войны в литературе 20 в. | | | |
44 | В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Ранняя лирика поэта. Пафос революционного переустройства мира. | | | |
45 | Сатирический пафос в стих. « Нате», « Прозаседавшиеся», « О дряни» и др. | | | |
46 | «Облако в штанах»: проблематика и поэтика. Своеобразие любовной лирики Маяковского. | | | |
47 | Тема поэта и поэзии в стих. « Юбилейное», « Разговор с фининспектором о поэзии» и др. | | | |
48 | Тестирование по творчеству В.В. Маяковского. | | | |
49 | Е.И. Замятин « Мы» как роман-антиутопия. | | | |
50 | Рубежная контрольная работа. | | | |
51 | Литература 20-х годов. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 20-е годы. | | | |
52 | М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. | | | |
53 | Судьбы людей в революции в романе» Белая гвардия». | | | |
54 | М.А. Булгаков « Мастер и Маргарита». История создания, проблематика. | | | |
55 | Герои романа. | | | |
56 | Жанр и композиция романа. | | | |
57РР | Домашнее сочинение по творчеству Булгакова (подготовка). | | | |
58 | А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Сокровенный человек». Тема дороги. | | | |
59 | А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики. | | | |
60 | Судьба России и поэта в лирике. | | | |
61 | Поэма «Реквием». Жанр и композиция. Единство трагедии народа и поэта. | | | |
62 | Тема суда времени и исторической памяти в поэме. | | | |
63 | О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. | | | |
64 | Трагический конфликт поэта и эпохи в лирике. | | | |
65 | М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества поэта и поэзии в лирике. | | | |
66 | Тема родины в стих «Тоска по Родине!», « Стихи о Москве» и др. Своеобразие поэтического стиля. | | | |
67 | Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Судьба и творчество. Человек и природа в натурфилософской лирике поэта. | | | |
68 | Философский характер поздней лирики. Анализ стихотворения. | | | |
69 | М.А. Шолохов: судьба и творчество. | | | |
70 | Тема гражданской войны в « Донских рассказах». | | | |
71 | Роман « Тихий Дон». История создания, проблематика. | | | |
72 | Картина гражданской войны в романе. | | | |
73 | Герои эпопеи. Система образов романа. | | | |
74 | Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе. | | | |
75 | Женские судьбы в романе «Тихий Дон». | | | |
76 | Особенности жанра и художественной формы романа «Тихий дон» | | | |
77-78РР | Сочинение по творчеству М.А. Шолохова. | | | |
79 | Литература периода Великой Отечественной войны. Военная лирика. | | | |
80 | Лирико-эпическая поэзия о Великой Отечественной войне.(по выбору). | | | |
81 | Жестокие реалии и романтическое восприятие мира в публицистике А. Толстого, В. Гросмана и др. | | | |
82 | Нравственные конфликты и трагические ситуации в военной драматургии (К.Симонов «Парень из нашего города», Л.Леонов «Нашествие») | | | |
83 | Реальность и фантастика в пьесе Е. Шварца «Дракон». | | | |
84 | Литература второй половины ХХ века. Темы и проблемы русской прозы. Возвращенные имена литературы Русского зарубежья. | | | |
85 | Новое осмысление военной темы в литературе 50-90х годов: Ю. Бондарев, В Некрасов, К. Воробьев, В. Быков, Б Васильев (по выбору). | | | |
86 | Поэзия периода «оттепели»: Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко( по выбору). | | | |
87 | Традиции русский классической поэзии в лирике Ю. Друниной, Б. Слуцкого, С. Орлова, и др. (по выбору). | | | |
88 | А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Темы лирики поэта. | | | |
89 | Осмысление темы войны в стихотворениях « Я знаю, никакой моей вины…..», « Письмо матери» и др. | | | |
90 | Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Основные мотивы и темы лирики. | | | |
91 | Человек и природа в поэзии Пастернака. Философская глубина раздумий в стих. « Февраль», « Гамлет» и др. | | | |
92 | А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. | | | |
93 | Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия лагерной темы. | | | |
94 | Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики. | | | |
95 | Природа, история, судьба народа в стих « Русский огонек», «Звезда полей», « В горнице» и др. | | | |
96 | «Деревенская» проза в современной литературе (обзор). | | | |
97 | В. П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в сборнике « Царь-рыба». | | | |
98 | Нравственные проблемы романа « Печальный детектив». | | | |
99 | В.Г. Распутин. Жизнь и творчество. « Прощание с Матерой»: проблематика, герои. | | | |
100 | Народ, его история, его земля в повести « Прощание с Матерой». | | | |
101 | Промежуточная аттестация. | | | |
102 | Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора , В. Высоцкого, Ю. Кима и др. | | | |
103 | Б.Ш. Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта. Искренность и глубина поэтических интонаций. | | | |
104 | «Городская» проза в современной литературе (обзор). | | | |
105 | Ю.В. Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы повести « Обмен». | | | |
106 | Темы и проблемы в современной драматургии (обзор). | | | |
107 | А.В. Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота»: проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы. | | | |
108 | Защита презентаций по теме « Литература 50-90-х годов. | | | |
109 | Основные направления и тенденции развития современной литературы. | | | |
110 | Общий обзор произведений последних десятилетий. | | | |
111 | Д.Б. Шоу « Пигмалион»: проблематика пьесы. | | | |
112 | « Дом, где разбиваются сердца»: духовно-нравственные проблемы пьесы. | | | |
113 | Т.С. Элиот. Слово о поэте. « Любовная песнь…» Многообразие мыслей и чувств в стихотворениях. Средства создания комического. | | | |
114 | Ф.Г. Лорка. Слово о поэте. « Песни», « Цыганское романсеро». | | | |
115 | Э.М. Хемингуэй. Слово о писателе. Обзор творчества. | | | |
116 | « Старик и море»: нравственно-философские проблемы повести. Единение человека и природы. | | | |
117 | Э.М. Ремарк « Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. | | | |
118 | Образы героев. Своеобразие художественного стиля писателя. | | | |
119 | Проблема и уроки литературы ХХ-ХХ1 веков. | | | |