СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе, 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе Примерной программы по литературе 5-11 классы (базовый уровень)  под редакцией В.Я. Коровиной и др. (Изд. Просвещение, 2020)  с учетом учебника  В.П. Журавлёва и др. «Литература, 11 класс», - М. «Просвещение», 2020 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе, 11 класс»






         Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе Примерной программы по литературе 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной и др. (Изд. Просвещение, 2020)  с учетом учебника В.П. Журавлёва и др. «Литература, 11 класс», - М. «Просвещение», 2020 и в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1577 от 31 декабря 2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»


Цели:

 Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.

Задачи:

  • приобщать обучающихся к богатствам отечественной и зарубежной художественной литературы;

  • развивать у обучающихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы, воплощённых в ней явлений жизни;

  • воспитывать высокий эстетический вкус и гражданскую идейно-нравственную позицию обучающихся;

  • формировать представления обучающихся о литературе как социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

  • воспитывать речевую культуру обучающихся.


В соответствии с учебным планом МБОУ «Тат-Пишленская СОШ» на изучение курса «Литература» в 11 классе отводится 102 ч. (3ч. в неделю)


1. Планируемые результаты:


Личностными результатами освоения курса, формируемыми при изучении предмета «Литература 11 класс», являются:

- совершенствование духовно-нравственных качеств, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)


- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

Метапредметные результаты проявляются:

- в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- в умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- в умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений

- понимание связи произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать произведение

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

- владение литературоведческой терминологией;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры и других народов

- формулирование собственного отношения к произведениям и их оценка

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать с использованием изобразительно-выразительных средств языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, классные и домашние творческие работы, рефераты;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов



2. Содержание учебного предмета

Введение

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Литература начала XX века

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха - основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.


Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество (Обзор.)

Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество».

Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Солнечный удар». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина. Своеобразие художественной манеры писателя.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повесть «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет». Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».

«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).


«Серебряный век» русской поэзии

Символизм

«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.

Стихотворения: «Творчество»! «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова - урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики. Музыкальность стиха. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…» Поэзия как выразительница «говора стихий». Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»)

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения «Раздумья», «Русь», «Родине». Тема родины. Боль и тревога за судьбу России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм

Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.

Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.

Футуризм

Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителям.


Игорь Северянин (И. В. Лотарев).

Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны». Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).

Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...».

Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...».

Всепроникающий лиризм - специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.

Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы

(углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).



Литература 20-х годов XX века

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).

Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).

Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения Конармия» И. Бабеля, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи Голый год» Б. Пильняка, «Чапаев» Д. Фурманова).

Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции; Тэффи «Ностальгия»).

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.

Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.


Литература 30-х годов XX века

(Обзор)

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. пастернака, О. Мандельштама и др.

Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы

А. Твардовского, И. Сельвинского.

Тема русской истории в литературе 30-х годов.

А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.

Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Роман «Мастер и Маргарита».

История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя - мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество (Обзор.)

Стихотворения: «Песня последней встречи...» «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет».

Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Notre Dате», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Silentiuт», «Мы живем, под собою не чуя страны...».

Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX - начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Тоска по родине! Давно...», «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия)

Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество Личность (Обзор.)

«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.

Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).


Литература периода Великой Отечественной войны

(Обзор)

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон»

Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.

Литература 40-90-х годов

(Обзор)

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.

«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, В. Шукшина и др.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).

Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина».

Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво…»

Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал Образы-символы и сквозные мотивы в романе Образ главного героя - Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака,

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)

Повесть «Один день Ивана Денисовича» Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказы «На представку», «Сентенция». Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.

Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»

Основные темы и мотивы лирики Рубцова - Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Виктор Петрович Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба».

Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок».

Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).

Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

Юрий Валентинович Трифонов. Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).

Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Литература конца XX - начала XXI века

Общий обзор произведений последнего десятилетия.

Проза: В. Белов, А. Битов, В. Макании, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.

Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.


Из зарубежной литературы

Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца».

«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П. Чехова на драматургию Д. Б. Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.

Теория литературы. Парадокс как художественный прием.

Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». (Обзорное изучение романа.) Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психологический подтекст).

Теория литературы. Внутренний монолог (закрепление понятия).

Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!»

Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя - старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).




3. Тематическое планирование.


Наименование разделов

Всего часов

На изучение теории

Развитие речи

Внеклассное чтение

Контрольные работы

Русская литература начала XX века.

17

15

1

0

1

«Серебряный век» как культурно-историческая эпоха.

19

18

1

0


Русская литература 20-х гг. XX в.

9

8

1

0


Русская литература 30-х гг. XX в.

26

22

1

1

2

Русская литература 40–90-х гг. XX в.

15

12

1

2


«Деревенская проза» в современной литературе

4

4

0

0


Городская проза и драматургия в современной русской литературе

2


0

2


Из литературы народов России.

2


1

1


Из зарубежной литературы

8

4

0

3

1

Итого

102

83

6

9

4


Форма контроля: тестирование


4. Календарно-тематическое планирование

урока


Тема урока

Количество часов

Дата

проведения

по плану

Дата

проведения

фактическая


Русская литература начала XX века.

17ч



1

Основные направления, темы и проблемы русской литературы начала 20 века

1



2

И.А. Бунин: жизнь, творчество и судьба. Философичность, лаконизм, изысканность лирики.

1



3

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»: история создания, смысл названия, символика.

1



4

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Социальное, философское, эстетическое осмысление жизни.

1



5

Тема любви в творчестве И.А. Бунина. «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования.

1



6

И.А. Бунин. «Чистый понедельник». Психологизм и особенности «внешней изобразительности».

1



7

Тема любви в творчестве И.А. Бунина. Рассказы «Темные аллеи», «Легкое дыхание».

1



8

А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Автобиографический и гуманистический характер повести «Поединок». Мир природы и человека в повести «Олеся»

1



9

А.И. Куприн. Художественный мир рассказа «Гранатовый браслет». Проблематика и поэтика рассказа.

1



10

А.И. Куприн. «Гранатовый браслет». Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека»

1



11

Р/р Сочинение (дом) по творчеству И.А. Бунина, А.И. Куприна.

1



12

М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Макар Чудра». Особенности изображения характеров и обстоятельств.

1



13

М. Горький. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.

1



14

М. Горький. «На дне» как социально - философская драма. Система образов.

1



15

Пьеса М. Горького «На дне». Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе и их трагическое столкновение.

1



16

М.Горький Своеобразие публицистики и мемуарных очерков.

1



17

Контрольная работа по творчеству М. Горького.

1




«Серебряный век» как культурно-историческая эпоха.

19ч



18

«Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций

1



19

В. Я. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова

1



20

Избранные страницы творчества поэтов-символистов

1



21

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

1



22

Н. С. Гумилёв: личность, судьба, творчество

1



23

Н. С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики

1



24

Футуризм как литературное направление. Поиски новых поэтических

форм в лирике Игоря Северянина

1



25

А. А. Блок: жизнь, творчество. Темы и образы ранней лирики.

«Стихи о Прекрасной Даме»

1



26

Тема «страшного мира» в лирике А. А. Блока. Развитие понятия

об образе-символе

1



27

Тема Родины в лирике А. А. Блока. Тема исторического пути России

в цикле «На поле Куликовом»

1



28

А. А. Блок. Поэма «Двенадцать»: жанр, стиль, композиция.

«Двенадцать» — принятие судьбы или вызов поэта времени?

1



29

А. А. Блок. Сложность художественного мира поэмы «Двенадцать»

1



30

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н. А. Клюев: судьба, творчество

1



31

Р/Р Сочинение (дом) по теме «“Серебряный век”

как культурно-историческая эпоха»

1



32

С. А. Есенин: жизнь, творчество, ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная…»,

«Письмо матери»

1



33

Тема Родины и природы в лирике С. А. Есенина

1



34

Тема любви в лирике С. А. Есенина

1



35

С. А. Есенин. Уникальность «Персидских мотивов»:

поэтика, активное использование напевного ритма восточного стиха

1



36

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике

С. А. Есенина

1




Русская литература 20-х гг. XX в.



37

Особенности русской литературы 20-х гг. XX в.

1



38

Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х гг. XX в. И. Э. Бабель.

«Конармия»: трагическая правда о Гражданской войне

1



39

Социальная антиутопия в прозе 20-х гг. XX в.

Роман-антиутопия Е. И. Замятина «Мы».

1



40

Поэзия 20-х годов XX в. Русская эмигрантская сатира.

1



41

В. В. Маяковский: жизнь, творчество. Художественный мир, характер

ранней лирики. Маяковский и футуризм.

1



42

В. В. Маяковский. Пафос революционного переустройства мира.

Сатирический пафос лирики.

1



43

В. В. Маяковский. Красота и сила чувства, выраженного в любовной лирике.

1



44

Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского.

1



45

Р/Р Классное сочинение по творчеству А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского .

1




Русская литература 30-х гг. XX в.

26ч



46

Русская литература 30-х гг. XX в. (обзор). Сложность творческих поисков

и писательских судеб.

1



47

М. А. Булгаков: жизнь, творчество, личность. Киев в жизни М. А. Булгакова. Мастерство Булгакова-сатирика, Булгакова-драматурга.

1



48

М. А. Булгаков. История создания, проблемы, жанр, композиция романа

«Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Москва и москвичи. Воланд и его свита .

1



49

М. А. Булгаков. «Люди как люди» в романе «Мастер и Маргарита».

Трагическая любовь героев романа в конфликте с окружающей пошлостью.

1



50

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести.

1



51

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Обобщающий урок. «Книга

для каждого освещает наше личное движение к истине» (М. М. Пришвин) .

1



52

Контрольная работа (тест) за I полугодие (по изученным произведениям).

1



53

Вн.чт. А. П. Платонов: личность, судьба, творчество. Повесть «Сокровенный человек» (обзор)

1



54

Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести А. П. Платонова «Котлован»

1



55

А. А. Ахматова: эпоха, творчество, судьба. Раннее творчество поэтессы.

1



56

А. А. Ахматова. Судьба России и судьба поэта в лирике поэтессы.

Ахматова и Пушкин

1



57

Послеоктябрьская лирика А. А. Ахматовой. Драма поэта и народа,

её отражение в поэме «Реквием».

1



58

А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества.

«Поэма без героя».

1



59

О. Э. Мандельштам: время, личность, творчество. Культурологические истоки

и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта.

1



60

О. Э. Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи.

1



61

М. И. Цветаева: время, личность, творчество. Тема творчества,

поэта и поэзии в лирике М. И. Цветаевой.

1



62

М. И. Цветаева. Любовная лирика. Тема Родины в лирике поэта.

1



63

Р/Р Сочинение (дом) по творчеству А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой

1



64

М. А. Шолохов: судьба, личность, творчество. Шолоховская концепция Гражданской войны в «Донских рассказах».

1



65

М. А. Шолохов. «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии

на стыке эпох.

1



66

М. А. Шолохов «Тихий Дон». Глубокое постижение автором

исторических процессов, правдивое изображение Гражданской войны.

1



67

М. А. Шолохов «Тихий Дон». Становление характера Григория Мелехова

через призму событий Гражданской войны.

1



68

М. А. Шолохов «Тихий Дон». Трагедия Григория Мелехова.

1



69

М. А. Шолохов «Тихий Дон». Женские судьбы в романе.

1



70

М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон» — широкое эпическое полотно о судьбе народа в эпоху революций и Гражданской войны (обобщающий урок) .

1



71

Р/Р. Контрольное сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»

1




Русская литература 40–90-х гг. XX в. (обзор)

15ч



72

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза,

драматургия (обзор)

1



73

Русская литература II половины XX в. (обзор)

1



74

Поэзия 1960-х гг. (обзор)

1



75

Новое осмысление военной темы в русской литературе 50–90-х гг.

XX в. (обзор). В. П. Астафьев. Роман «Прокляты и убиты»

1



76

А. Т. Твардовский: судьба, личность, творчество. Лирика: размышление

о настоящем и будущем Родины .

1



77

А. Т. Твардовский. Осмысление темы войны. Мысли и чувства поэта

о вечном долге перед павшими на полях сражений.

1



78

Б. Л. Пастернак: судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики.

1



79

Б. Л. Пастернак: судьба, творчество, личность. Философский характер лирики.

1



80

Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго»:

история создания, проблематика и художественное своеобразие романа

1



81

Вн.чт. Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго»:

соединение эпического и лирического начал. Тема интеллигенции в романе.

1



82

А. И. Солженицын: судьба, личность, творчество. Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича».

1



83

А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Характер героя

как способ выражения авторской позиции. Незыблемость нравственных основ человеческой жизни и преломление в условиях лагеря всего самого

важного для человека .

1



84

Вн/чт. А. И. Солженицын «Нобелевская лекция по литературе, 1972» .

1



85

Р/Р Классное сочинение по творчеству А. Т. Твардовского, Б. Л. Пастернака, А. И. Солженицына

1



86

Н. М. Рубцов. Судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики.

1




«Деревенская проза» в современной литературе



87

«Деревенская проза» в русской современной литературе: основные представители, проблематика, связь с национальными традициями русской литературы (обзор).

Человек и природа в повествовании в рассказах В. П. Астафьева «Царь-рыба».

1



88

В. Г. Распутин. Судьба народа и природы в произведениях

«Прощание с Матёрой», «Пожар».

1



89

И. А. Бродский. Судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики.

1



90

Авторская песня, её место в развитии литературного процесса

1950–1990-х гг. Поэзия Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого.

1




Городская проза и драматургия в современной русской литературе



91

Вн/чт. Внутренний мир личности и её взаимоотношения с различными аспектами реальности (по повести Ю. В. Трифонова «Обмен»)

1



92

Вн/чт. Темы и проблемы современной русской драматургии. Мотив духовного падения в пьесе А. В. Вампилова «Утиная охота»

1




Из литературы народов России.



93

Вн/чт. Из мировой литературы народов России.

«Отчизны и времени сын»: судьба, личность, творчество Мустая Карима.

1



94

Р/Р Сочинение по творчеству поэтов и писателей II половины XX в. (Н. М. Рубцова, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, И. А. Бродского, Ю. В.Трифонова, А. В. Вампилова)

1




Из зарубежной литературы

8



95

«Разгадать грядущее стремясь…»: русская литература на современном этапе.

Соотношение реалистических и постмодернистских тенденций

в современной русской литературе .

1



96

Вн/чт. Дж. Б. Шоу: жизнь, творчество.

Духовно-нравственные проблемы пьесы «Дом, где разбиваются сердца».

1



97

Вн/чт. Э. Миллер Хемингуэй: судьба, личность, творчество. «Старик и море». Символический смысл и глубокий

философский подтекст повести-притчи

1



98

Вн/чт. Э. М. Ремарк: судьба, личность, творчество.

Роман «Три товарища»: герои романа как представители «потерянного поколения»

1



99

Подготовка к контрольной работе за II полугодие (по изученным произведениям)

1



100

Контрольная работа (тест) за II полугодие (по изученным произведениям)

1



101

Урок-тренинг «Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь».

1



102

Итоговый урок. «Большое видится на расстоянии…»: проблемы и уроки

литературы XX в

1









































Календарно-тематическое планирование по литературе 11 класс (134 ч.)



Тема урока

Количество часов

Дата

проведения

по плану

Дата

фактическая


Русская литература начала XX века.

36



1

Основные направления, темы и проблемы русской литературы начала 20 века

1

1.09


2

И.А. Бунин: жизнь, творчество и судьба. Философичность, лаконизм, изысканность лирики.

1

4


3

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»: история создания, смысл названия, символика.


1

5


4

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Социальное, философское, эстетическое осмысление жизни.

1

7


5

Тема любви в творчестве И.А. Бунина. «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования.

1

8


6

И.А. Бунин. «Чистый понедельник». Психологизм и особенности «внешней изобразительности».




7

Тема любви в творчестве И.А. Бунина. Рассказы «Темные аллеи», «Легкое дыхание».




8

А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Автобиографический и гуманистический характер повести «Поединок». Мир природы и человека в повести «Олеся»

1

11


9

А.И. Куприн. Художественный мир рассказа «Гранатовый браслет». Проблематика и поэтика рассказа.

1

12


10

А.И. Куприн. «Гранатовый браслет». Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека»

1

14


11

Р/р Контрольное сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна.

1

19


12

М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Макар Чудра». Особенности изображения характеров и обстоятельств.

1

21


13

М. Горький. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.

1

22


14

М. Горький. «На дне» как социально - философская драма. Система образов.

1

25


15

Пьеса М. Горького «На дне». Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе и их трагическое столкновение.

1

26


16

М.Горький Своеобразие публицистики и мемуарных очерков.

1

29


18

Р./р Контрольная работа по творчеству М. Горького.

1

2.10


20

«Серебряный век» русской поэзии. Русский символизм и его истоки.

1

5


21

Вн.чт. «Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д. Бальмонта, А. Белого.

1

6


22

Поэзия В.Я. Брюсова. Проблематика и стиль произведений В.Я Брюсова.

1

9


23

Поэт-акмеист Н.С. Гумилёв. Мир образов Н. Гумилёва.

1

10


24

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина.

1

12


25

А. А. Блок. Личность и творчество. Блок и символизм. Романтический мир раннего А. Блока.

1

13


26

Тема страшного мира в лирике

А. Блока. «Незнакомка», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе.

1

16


27

Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась», «На железной дороге».

1

17


28

Поэма «Двенадцать», сложность её художественного мира.

1

19


29

Поэма «Двенадцать». Художественный мир поэмы

1

20


30

С.А. Есенин как национальный поэт. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная...», «Письмо матери».

1

23


31

Тема России в лирике С. Есенина. «Я покинул родимый дом…», «Русь Советская», «Спит ковыль.

Равнина дорогая...», «Возвращение на родину» и др.

1

24


32

Любовная тема в лирике С. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ» и др.

1

26


33

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Сорокоуст».

1

27


34

Вн.чт. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».

1

6.11


35

Сочинение «Тема Родины в творчестве А. Блока, С. Есенина».

1

7


36

Сочинение «Тема Родины в творчестве А. Блока, С. Есенина».

1

9



Литература 20-х годов XX века.

9



37

Литературный процесс 20-х годов. Обзор русской литературы 20-х

годов.

1

10


38

Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов.

1

13


39

Русская эмигрантская сатира.

1

14


40

В.В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство В. Маяковского.

1

16


41

Пафос революционного переустройства мира в лирике поэта. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др.

1

17


42

Своеобразие любовной лирики В. Маяковского.

1

20


43

Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского.

1

21


44

Творческая работа «Тема поэта и поэзии в творчестве русских поэтов»

1

23


45

Тестовый контроль «Серебряный век» русской поэзии»

1

24



Литературный процесс 30-х годов XX века.

32



46

Литература З0-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб 30-х годов.

1

27


47

М.А. Булгаков. Жизнь, творчество личность. Булгаков и театр.

1

28


48

Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия», пьесе «Дни Турбиных»

1

30


49

М. Булгаков «Дни Турбиных». Анализ пьесы.

1

1.12


50

История создания, проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита».

1

4


51

Герои романа «Мастер и Маргарита».

1

5


52

Сочетание фантастики и реальности. Композиция романа.

1

7


53

Анализ эпизода из романа «Мастер и Маргарита»

1

8


54

Сатира и глубокий психологизм романа.

1

11


55

Проблема творчества и судьбы художника. Три мира в романе «Мастер и Маргарита»

1

12


56

Сочинение по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»

1

14


57

Сочинение по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»

1

15


58

Вн.чт. А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Обзор повести «Котлован».

1

18


59

А.П. Платонов. Рассказ «Песчаная учительница».

1

19


60

А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Любовная лирика.

1

21


61

Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой.

1

22


62

Поэма А. Ахматовой «Реквием». Смысл названия поэмы.

1

25


63

Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

1

26


64

О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта.

1

9.01


65

М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой.

1

11


66

Тема Родины в лирике М. Цветаевой.

1

12


67


М.А. Шолохов. Жизнь творчество, личность. «Донские рассказы».

1

15


68


Картины мирной жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».

1

16


69

Проблематика и герои романа

1

18


70

Картины Гражданской войны в романе.

1

19


71

«Чудовищная нелепица войны в изображении Шолохова.


1

22


72

Трагедия народа в романе «Тихий Дон».

1

23


73

Судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

1

25


74

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

1

26


75

Григорий и Аксинья

1

29


76

Мастерство Шолохова в романе «Тихий Дон»

1

30


77

Письменная работа по творчеству М. Шолохова.

1

1.02



Литература периода Великой Отечественной войны.

8



78

Литература периода Великой Отечественной войны: проза, драматургия. Обзор.

1

2


79

Литература периода Великой Отечественной войны. Обзор.

1

5


80

Поэзия Великой Отечественной войны. Обзор.

1

6


81

Поэзия Великой Отечественной войны.

1

8


82

Великая Отечественной война в Мордовской литературе. Обзор.

1

9


83

Вн.чт. Обсуждение повести В. Кондратьева «Сашка»

1

12


84

Вн.чт.. Проблемы, герои повести В. Кондратьева «Сашка»

1

13


85

В.В. Набоков. Обзор творчества. Опыт медленного чтения рассказа «Круг»

1

15



Литература 50-90-х годов XX века

41



86

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов.

1

16


87

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов.

1

19


88

Вн.чт. К. Воробьёв. «Это мы, Господи». Тема положения советских военнопленных.

1

20


89

Вн.чт. К. Воробьёв. «Это мы, Господи». Анализ

1

22


90

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика поэта. Размышления о настоящем и будущем Родины.


1

26


91

А.Т. Твардовский. Осмысление темы войны в лирике поэта.


1

27


92

Поэма «По праву памяти». Настоящее и прошлое Родины. Уроки истории.

1

1.03


93

А.Т. Твардовский. Размышление о настоящем и будущем Родины. « Я знаю, никакой моей вины…» и другие стихотворения.

1

2


94

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество.. Философский характер лирики.

1

5


95

Б.Л. Пастернак. Основные темы и мотивы поэзии.

1

6


96

Вн.чт. Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Человек, история и природа.


1

9


97

Вн.чт. «Доктор Живаго». Проблематика, художественное своеобразие.

1

12


98

Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго».


1

13


99

А.И. Солженицын. Судьба и творчество.

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя.

1

15


100

Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича».

1

16


101

Вн.чт. В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».

1

19


102

Б. Екимов «Про чужбину». Тюремная тема в рассказе, отношение современников к несвободе.

1

20


103

Творческая работа по произведениям А. Солженицына, В. Шаламова, Б. Екимова.


1

22


104

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие.

1

23


105

«Деревенская» проза в современной литературе. В.П. Астафьев. «Царь-рыба».

1

3.04


106

Человек и природа в повести.

1

5


107

Нравственные проблемы романа «Печальный детектив».


6


108

В.Г. Распутин. Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой»

1

9


109

Анализ повести «Прощание с Матёрой»

1

10


110

Творческая работа «В чем смысл повести В. Распутина «Прощание с Матерой?»

1

12


111

Вн.чт. Б. Екимов. «Ночь проходит».

1

13


112

Вн.чт. Б. Екимов. Нравственная проблематика рассказа «Говори, мама, говори».

1

16


113

Вн.чт. Темы и проблемы современной драматургии. А.В. Вампилов «Утиная охота». Проблематика. Основной конфликт. Система образов.

1

17


114

Вн.чт. «Городская» проза в современной литературе. Ю. Трифонов. Вечные темы и нравственные проблемы в повести «Обмен»

1

19


115

Вн.чт. В. Дёгтев. «Крест». Тема памяти, греха и покаяния.

1

20


116

Вн.чт. В. Дёгтев. «Крест». Обсуждение.

1

23


117

Вн.чт. Л.Улицкая « Пиковая дама». Проблема отцов и детей.

1

24


118

Вн.чт. Л.Улицкая « Пиковая дама». Обсуждение

1

26


119

Проза Татьяны Толстой.

1

27


120

Сочинение по произведениям современных авторов.

1

30


121

Сочинение по произведениям современных авторов.

1

3.05


122

Поэзия Иосифа Бродского.

1

4


123

Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, Ю. Кима,

1

7


124

Б.Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта. Искренность и глубина поэзии.

1

8


125

В.Высоцкий. Особенности авторской песни как литературного жанра.

1

10



Литература конца XX - начала XXI века




126

Общий обзор произведений последнего десятилетия.


1

11



Из зарубежной литературы

8



127

Вн.чт. Д.Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Духовно-нравственные проблемы пьесы.

1

14


128

Вн.чт.

1

15


129

Вн.чт. Э.М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования.

1

17


130

Вн.чт. Э.М. Ремарк. Своеобразие стиля писателя.

1

18


131

Вн.чт. Э. Хемингуэй. Слово о писателе. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».

1

21


132

Вн.чт. «Старик и море». Анализ эпизода. Обсуждение.

1

22


133

Итоговая контрольная работа. Тестирование.

1

24


134

Итоговая контрольная работа. Тестирование.

1

25





20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!