ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«НОВОЧЕРКАССКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
| Утверждаю Заместитель начальника учебного отдела подполковник внутренней Е.В. Кривошеев «____» «______________» 2016 г. |
Рабочая программа
по предмету
«ЛИТЕРАТУРА»
для обучающихся 3 курсов
юридический профиль
Цикл гуманитарных и математических дисциплин
2018 г.
Планируемые предметные результаты
освоения учебного предмета
В результате изучения литературы ученик должен
знать /понимать:
образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков ХХ-ХХI вв., этапы их творческой эволюции; историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений; основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений; основные теоретико-литературные понятия; уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения; определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя; выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
составлять планы и тезисы статей на литературные темы; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
II. Содержание учебного предмета
Литература 20 века
Раздел І. Введение (1ч.) История XX века и судьбы искусства. Русская литература XX века в контексте мировой культуры. Острота постановки вопросов о роли искусства в начале века. Сложности периодизации русской литературы XX века. Русская литература после 1917 года: советская литература, литература, «возвращенная» читателю, и литература русского зарубежья. Их судьбы и пути объединения. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных проблем» бытия. Поиски путей формирования общего взгляда на сложны литературный процесс в современном литературоведении. Теория. Литературный процесс, сложности и противоречия.
Раздел II.Иван Алексеевич Бунин (7)часов. И. А.Бунин.«Вечер», «Крещенская ночь», «Ночь» («Ищу я в этом мире сочетанья...»), «Неустанувоспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Одиночество», «Песня», «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Темные аллеи» (рассказы из сборника по выбору преподавателя и обучающихся). Традиции XIX века в лирике Бунина. Кровная связь с природой: богатство «красочных и слуховых ощущений». Чувство всеобщности жизни, ее вечного круговорота. Элегическое восприятие действительности. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. «Господин из Сан-Франциско». Толстовские и чеховские традиции в прозе Бунина. Осуждение бездуховности существования. Изображение мирового зла в рассказе. Тесная связь мира человека и того, что его окружает: городского пейзажа и картин природы. «Чистый понедельник» — любимый рассказ Бунина.
Поэтизация мира ушедшей Москвы. Герои и их романтическое и трагическое чувство. Литературные реминисценции и их роль в рассказе. Неожиданность финала. Концентрированность повествования как характерная черта рассказов Бунина.
Теория. Психологизм.
Раздел III.Александр Иванович Куприн (3 часа) А. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Богатство типажей в рассказах Куприна. Динамичность сюжетов. «Гранатовый браслет». Романтическое изображение любви героя к Вере Николаевне. Сопоставление чувств героя с представлениями о любви других персонажей повести. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. Мастерство Куприна-реалиста.
Теория. Критический реализм.
Раздел IY. Алексей Максимович Горький (6 часов) М. Горький.«На дне», литературные портреты («Лев Толстой», «А.Чехов»), публицистика. Жизнь, творчество, личность. Раннее творчество.Суровая правда рассказов и романтический пафос революционных песен («Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике»). Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Горький-драматург. Популярность его пьес. Особая судьба пьесы «На дне». «На дне» как социально-философская драма. Спор о назначении человека. Три или две правды в пьесе? Трагическое столкновение правды факта (Бубнов), правды утешительной лжи (Лука) и правды веры в человека (Сатин). Герои пьесы и композиция пьесы. Авторская позиция и способы ее выражения. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга.
Литературный портрет как жанр. Проблема изображения исторической личности. Своеобразие литературных портретов, созданных Горьким. Лев Толстой в восприятии писателя: самобытность и противоречивость великого старца. Образ Чехова в восприятии и изображении писателя.
Публицистика. Памфлеты периода первой русской революции («Мои интервью», «Заметки о мещанстве», «Разрушение личности» и др.). Публицистика первых лет революции («Несвоевременные мысли»). Публицистика последних лет («О том, как я учился писать» и др.). Роль Горького в судьбах русской культуры.
Теория. Литературный портрет.
Раздел Y. Серебряный век русской поэзии (10 часов) Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс». Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве начала века. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе (романтическая поэзия Жуковского, философская лирика Тютчева, теория «чистого искусства», импрессионистическая лирика Фета).
Сущность модернизма и его просчеты. Отличие модернизма как литературного направления от декаданса как особого типа сознания. Символизм, акмеизм и футуризм как основные направления модернизма. Поэты, творившие вне литературных течений: Анненский, Цветаева.
Символизм. Истоки. Эстетические взгляды символистов. Пафос трагического миропонимания. Интерес к проблемам культурных традиций разных народов. «Старшие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус. «Младосимволисты»: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок, С. Соловьев. Кризис символизма (с 1910 года).
В.Я.Брюсов.«Юному поэту», «Сонет к форме» и др. Брюсов как теоретик символизма. Рационализм, нарочитая отточенность стиля. Культ формы в лирике Брюсова. Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика произведений.
К.Д. Бальмонт. «Я мечтою ловил уходящие тени», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтобы видеть солнце». Основные темы и мотивы лирики Бальмонта. Музыкальность стиха.
А. Белый. «Раздумье», «Русь», «Родине». Тема родины. Боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии. Акмеизм. Истоки акмеизма. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма (статья Н.С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»). Мужественный и твердый взгляд на жизнь. Поэты, относившие себя к этому направлению: Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, Г. И. Иванов, В. Н. Нарбут и др.
Н.С. Гумилев. «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны», «Андрей Рублев» и др. Героический и жизнеутверждающий пафос поэзии Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Россия и Африка. Трагическая судьба поэта.
Футуризм. Возникновение футуризма. Русский футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Отказ футуризма от старой культуры. Поиски новой формы выразительности: звукоподражание, словотворчество, приемы плаката, графический стих («лесенка» Маяковского). Не только новое, но новое и окончательное слово в искусстве — таковы установки футуризма. И. Северянин (эгофутурист), В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский (кубофутуристы), Б. Пастернак («Центрифуга»). Конец футуризма.
И. Северянин. «Интродукция», «Эпилог» («Я гений Игорь Северянин…»), «Двусмысленная слава» и др. Эмоциональная яркость стиха. Оригинальность словотворчества.
В.В. Хлебников. «Заклятие смехом», «Еще раз...» и др. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
Раздел YI. Александр Александрович Блок (6 часов) А.А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге». «Скифы». «Двенадцать». Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Поиски эстетического идеала. Неоромантизм «младосимволистов». Влияние философии Владимира Соловьева на Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Эволюция творчества. Тема России и основной пафос патриотических стихотворений. Трагедия поэта в «страшном мире».
«Двенадцать» — первая попытка осмыслить социальную революцию в поэтическом произведении. Сочетание конкретно-исторического и условно-символического планов в романе. Неоднозначность трактовки финала.
«Вечные образы» в поэме. Философская проблематика.
Теория. Символ в поэтике символизма.
Раздел YIII. Владимир Владимирович Маяковский (4 ч) В.В. Маяковский. «А вы могли бы?», «Нате!»,«Вам!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное», «Письмо Татьяне Яковлевой». Жизнь и творчество. Дух бунтарства в ранней лирике. Раннее творчество. «Вам!», «Послушайте!», «Владимир Маяковский», «Флейта-позвоночник», «Облако в штанах». Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта. Теория. Тоническое стихосложение.
Раздел YII. Сергей Александрович Есенин (6 часов) С.А. Есенин. Лирика. «Анна Снегина». Жизнь и творчество. Трагическая судьба поэта. Глубокое чувство родной природы. Любовь и сострадание «ко всему живому». Народно-песенная основа лирики поэта. «Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Лирика Есенина в музыке советских композиторов. Теория. Имажинизм.
Раздел IX. Литература 20-х годов (3 часа) Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. Трудности развития и богатство творчества. Три потока развития литературы, объединенные в последние десятилетия: советская литература, «возвращенная» литература и литература русского зарубежья.
Тема России и революции в творчестве писателей нового поколения: «Железный поток» А.Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Разгром» А. Фадеева и др.
Поиски нового героя эпохи. Д. Фурманов. «Чапаев», Б. Лавренев «Ветер» и др. Романтизация подвига и борьбы за новую жизнь в стихотворениях молодых поэтов (Н. Тихонов, М. Светлов, В. Луговской и др.).
Сатирическое изображение эпохи. Рассказы М. Зощенко. «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова.
Раздел X. Литература 30-х годов (1 час) Развитие жанра антиутопии как свидетельство тревоги за будущее (А. Платонов. «Чевенгур»).
А. А. Фадеев «Разгром». Тема гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.
Раздел XI. Михаил Афанасьевич Булгаков (6 часов)
М. А. Булгаков. «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (по выбору преподавателя и обучающихся). Жизнь, творчество, личность. Судьба произведений писателя. «Белая гвардия». Гражданская война и ее события в романе. «Дни Турбиных» — пьеса по роману «Белая гвардия». Судьба романа и пьесы. Проза и драматургия в творчестве писателя. Судьба пьесы. Новаторство Булгакова-драматурга. «Мастер и Маргарита». Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим.Человеческое и божественное в облике Иешуа. Образ Иуды и проблема предательства. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Мастер и его Маргарита. Масштаб изображения главных героев романа. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская «дьяволиада» в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
Теория. Разнообразие типов романа в русской литературе XX века.
Раздел XII. Андрей Платонович Платонов (2 часа)
А. П. Платонов. «Котлован», «Сокровенный человек», «Шарманка», «Впрок» и др. (по выбору преподавателя и обучающихся). Трудная судьба писателя. «Непростые» простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь его творчества с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.
Раздел XIII. Анна Андреевна Ахматова (4 часа)
А. А. Ахматова. «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно.», «Родная земля» и др. «Реквием». Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.
Поэма «Реквием». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема».
Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.
Раздел XIY. Марина Ивановна Цветаева (4 часа)
М. И. Цветаева.«Моим стихам, написаннымтак рано.», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня», «Тоска по родине! Давно», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной» и др. Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.
Раздел XY. Михаил Александрович Шолохов (7 часов) М. А. Шолохов. «Тихий Дон». Жизнь и творчество писателя. «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства.
Раздел XYI. Литература Великой Отечественной войны (4ч.) Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н. Тихонов, М. Исаковский, А. Сурков, К. Симонов, О. Бертгольц и др.). Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л. Соболева, К. Паустовского, повести и романы Б. Горбатова, А. Фадеева, Э. Казакевича, А. Бека, В. Некрасова и др. Пьесы: Л. Леонов. «Нашествие». Е. Шварц. «Дракон» и др.
Раздел XYII. Литература 50-90-х годов (4 часа) Литература 50-х — начала 60-х годов. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев: А. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»; П. Нилин. «Жестокость»; В. Дудинцев. «Не хлебом единым»; В.Шаламов. «Колымские рассказы» и др.
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева,
B.Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б.Васильева и др.
Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: Н. Рубцов, Ю. Друнина.
Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Окуджава, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский и др.). «Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Маканин и др. Нравственная проблематика и художественные особенности произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства: глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.
Раздел XYIII. Драматургия 50-90-х годов (1 час) Драматургия. Нравственная острота проблематики пьес. А. Володин. «Пять вечеров»; А. Арбузов. «Иркутская история», «Жестокие игры»; В. Розов. «В добрый час!», «Гнездо глухаря», «Кабанчик»; А. Вампилов. «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын» и др.
Раздел XIX. Александр Трифонович Твардовский (4 часа) А.Т. Твардовский. «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю, никакоймоейвины», «К обидам горьким собственной персоны» и др. «За далью — даль». Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»). Поэма «За далью — даль» —поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта. Твардовский — редактор журнала «Новый мир».
Раздел XX. Борис Леонидович Пастернак / 2 часа Б.Л. Пастернак. «Про эти стихи», «Любить иных — тяжелый крест», «Никого не будет в доме», «Сосны», «Иней», «На ранних поездах», «Июль», «Снег идет». «Доктор Живаго» (обзор), поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление «поймать живое». Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, о любви, о природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка. Роман «Доктор Живаго». Жанровое своеобразие романа. Соединение в нем эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.
Раздел XXI. Жизнь и творчество Александра Исаевича Солженицына (2 часа) А.И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Архипелаг ГУЛАГ», «Как нам обустроить Россию» и др. (по выбору преподавателя и обучающихся). Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.
Раздел XXII. В. Шаламов (1час) Исследование человеческой природы в прозе Варлама Шаламова.
Раздел XXIII. В.П. Астафьев (1 час) В.П. Астафьев. «Царь-рыба» — многоплановое произведение писателя. Мотивы трагического бессилия и оценка писателем «событий бытия». Природа и человек. Два типа взаимоотношений человека и природы.
Теория. Проблемы традиций и новаторства в литературе природы и ее возмездие за безнравственность в романе «Царь-рыба».
Раздел XXIY. В.Г. Распутин (2 часа) В. Г. Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой» (по выбору преподавателя и обучающихся). Трагическое решение проблемы отцов и детей («Последний срок»). Уважение к прошлому, историческая память народа в романе «Прощание с Матерой». Тема гражданской ответственности в романе «Живи и помни». Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.
Раздел XXY. Иосиф Александрович Бродский (1 час) Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины XX века. Развитие реалистических традиций. Литература постмодернизма. Проблемно-тематический диапазон поэзии Иосифа Александровича Бродского.
Раздел XXYI. Авторская песня (2 часа). Авторская песня в развитии литературного процесса и музыкальной культуры народа. Песенное творчество А. Галича, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, Ю. Кима, А. Дольского, И. Талькова, В. Цоя и др.
Раздел XXYII. Основные направления и темы русского зарубежья (2 часа)
Основные направления и темы русского зарубежья Национальное и общечеловеческое в творчестве Мустая Карима.
Раздел XXIX. Зарубежная литература (2 часа) Э. Хемингуэй. «Старик и море». Раздумья писателя о человеке и его жизненном пути. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Теория. Постмодернизм.
Раздел XXX. Повторение и обобщение изученного (1 час) Итоги судьбы русской литературы в драматическом процессе движения культуры и литературы конца тысячелетия. Связи и зависимости литератур и культур народов мира в XX веке. Многообразие направлений, обилие форм и неожиданность эстетических и этических решений. Литература века как форма отражения сложности окружающего нас мира.
III. Тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов |
Раздел І. Введение | 1 |
1 | Характеристика литературного процесса начала ХХ века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. | 1 |
Раздел II. Иван Алексеевич Бунин | 7 |
2 | Жизнь и творчество И.А. Бунина. | 1 |
3 | Лирическое мастерство, красота, гибкость поэзии И.А. Бунина. | 1 |
4-5 | Своеобразие лирического повествования в рассказе Бунина « Господин из Сан-Франциско» . | 2 |
6 | Подготовка к сочинению по творчеству Бунина | 1 |
7 | Р.Р. Сочинение по творчеству И.А. Бунина | 1 |
Раздел III.Александр Иванович Куприн | 3 |
8-9 | Этапы жизни и творчества А.И. Куприна. Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». | 2 |
10 | Тест по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна. | 1 |
Раздел IY. Алексей Максимович Горький | 6 |
11 | Жизнь и творчество Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова). | 1 |
12 | Герои ранних рассказов Горького | 1 |
13-14 | Социально-философская драма М. Горького «На дне». «Во что веришь – то и есть». Имя евангелиста Луки. | 2 |
15 | «Три правды» в пьесе Горького «На дне» | 1 |
16 | Подготовка к сочинению по творчеству М. Горького. Обучение анализу эпизода эпического произведения. | 1 |
17 | Сочинение по творчеству М. Горького. | 1 |
Раздел Y. Серебряный век русской поэзии | 10 |
18 | «Этот мир очарований, этот мир из серебра…». | 1 |
19-20 | Особенности русского символизма как модернистского течения. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. | 2 |
21 | Акмеизм как литературное течение. Истоки акмеизма. | 1 |
22 | Николай Степанович Гумилев и акмеизм. | 1 |
23 | Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. | 1 |
24-25 | Лирика поэтов Серебряного века. | 2 |
26-27 | Контрольное сочинение «Мой любимый поэт Серебряного века». | 2 |
Раздел YI. Александр Александрович Блок | 6 |
28 | Александр Блок: Судьба и творчество. «Стихи о Прекрасной Даме». | 1 |
29 | Тема «страшного мира» в лирике А.А. Блока. | 1 |
30-31 | Тема России в поэзии А.А. Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». | 2 |
32-33 | Поэт и революция. «Двенадцать»: проблематика и поэтика. Образ Христа и двенадцати апостолов в поэме | 2 |
Раздел YII. Сергей Александрович Есенин | 6 |
34 | Лирический роман Сергея Есенина. (Жизнь и творчество поэта). | 1 |
35 | Поэтика стихотворений Сергея Есенина | 1 |
36 | Лирика Есенина после революции | 1 |
37-38 | Поэма Сергея Есенина «Анна Снегина». Лирическое и эпическое в поэме. | 2 |
39 | Тест по творчеству С.А. Есенина | 1 |
Раздел YIII. Владимир Владимирович Маяковский | 4 |
40 | В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Ранняя лирика поэта | 1 |
41 | Маяковский и революция. | 1 |
42 | Своеобразие любовной лирики Маяковского. | 1 |
43 | Сатирическая лирика и драматургия Маяковского | 1 |
Раздел IX. Литература 20-х годов | 3 |
44 | Литература 20-х годов (обзор). | 1 |
45-46 | Революция и Гражданская война в литературе 20-х годов | 2 |
Раздел X. Литература 30-х годов | 1 |
47 | Литература 30-х годов | 1 |
Раздел XI. Михаил Афанасьевич Булгаков | 6 |
48-49 | Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: особенности композиции, проблематика. Понтий Пилат и Га-Ноцри в романе. Христианская проблематика в романе. Иисус Христос, взявший на себя все грехи человечества, и Иуда, продавший Христа за 30 монет. | 2 |
50 | Сатирический и фантастический пласты романа Булгакова «Мастер и Маргарита». | 1 |
51-52 | Тема любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита». | 2 |
53 | Р.Р. Сочинение-миниатюра «Проблема нравственного выбора в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | 1 |
Раздел XII. Андрей Платонович Платонов | 2 |
54-55 | Жизнь и творчество А.П. Платонова. Необычность языка и стиля повести «Котлован». | 2 |
Раздел XIII. Анна Андреевна Ахматова | 4 |
56-57 | Жизнь и творчество А.А. Ахматовой. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики Ахматовой. | 2 |
58-59 | Трагическое звучание «Реквиема» А.А. Ахматовой | 2 |
Раздел XIY. Марина Ивановна Цветаева. | 4 |
60-61 | Жизнь и творчество М.И. Цветаевой. Уникальность поэтического голоса | 2 |
62-63 | Сочинение по творчеству А. Ахматовой и М. Цветаевой. | 2 |
Раздел XY. Михаил Александрович Шолохов | 7 |
64-65 | Жизнь и творчество М.А. Шолохова. «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» как новеллистическая предыстория эпопеи «Тихий Дон». | 2 |
66 | «Мысль семейная» в романе Шолохова «Тихий Дон». Женщина как хранительница семейного тепла. | 1 |
67-68 | Картины Гражданской войны в романе Шолохова «Тихий Дон». | 2 |
69-70 | Судьба Григория Мелехова | 2 |
71-72 | Сочинение по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон» | 2 |
Раздел XYI. Литература Великой Отечественной войны | 4 |
73-74 | Литература Великой Отечественной войны. Поэзия | 2 |
75-76 | Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в военной прозе. Контрольная работа | 2 |
Раздел XYII. Литература 50-90-х годов | 4 |
77 | Николай Рубцов. | 1 |
78 | Стихи разных лет Беллы Ахмадулиной. | 1 |
79 | Нравственная проблематика и художественные особенности «деревенской прозы». | 1 |
80 | Городская проза в современной литературе. Ю.В. Трифонов. Вечные темы и нравственные проблемы в повести «Обмен». | 1 |
Раздел XYIII. Драматургия 50-90-х годов | 1 |
81 | Нравственная проблематика пьес Вампилова | 1 |
Раздел XIX. Александр Трифонович Твардовский | 4 |
82-83 | Жизнь и творчество А.Т. Твардовского. Своеобразие лирики. | 2 |
84 | Поэма А.Т. Твардовского «Страна Муравия». | 1 |
85 | Поэма А.Т. Твардовского «По праву памяти». | 1 |
Раздел XX. Борис Леонидович Пастернак | 2 |
86 | Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака. Глубина раздумий в лирике поэта. | 1 |
87 | Роман Пастернака «Доктор Живаго». | 1 |
Раздел XXI. Жизнь и творчество Александра Исаевича Солженицына | 2 |
88-89 | Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя | 2 |
Раздел XXII. В. Шаламов | 1 |
90 | Исследование человеческой природы в прозе Варлама Шаламова | 1 |
Раздел XXIII. В.П. Астафьев | 1 |
91 | «Сопричастный всему живому». Основные темы творчества Виктора Петровича Астафьева. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба». | 1 |
Раздел XXIY. В.Г. Распутин | 2 |
92-93 | Народ и его земля в повести Валентина Григорьевича Распутина «Пожар». | 2 |
Раздел XXY. Иосиф Александрович Бродский | 1 |
94 | Проблемно-тематический диапазон поэзии Иосифа Александровича Бродского. | 1 |
Раздел XXYI. Авторская песня | 2 |
95-96 | Особенности звучания современной авторской песни. | 2 |
Раздел XXYII. Основные направления и темы русского зарубежья | 2 |
97 | Основные направления и темы русского зарубежья | 1 |
98 | Национальное и общечеловеческое в творчестве Мустая Карима. | 1 |
Раздел XXYIII. Литература конца ХХ начала XXI в. | 2 |
99 | Литература конца ХХ начала XXI в. | 1 |
100 | Рецензия на прочитанную книгу | 1 |
Раздел XXIX. Зарубежная литература | 2 |
100-102 | Вечные темы мировой литературы. Особенности творчества Э. Хемингуэя. | 2 |
Раздел XXX. Повторение и обобщение изученного | 3 |
103 | Повторение и обобщение изученного | 1 |
104-105 | Резервные уроки | 2 |
IV. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности
Основная литература:
1)Ю.В. Лебедев. Русская литература XIX века. 10 кл.: Учебник, ч.1,ч.2. М.: «Просвещение», 2014.
2 В.А. Крутецкая. Разбор стихотворений школьной программы по литературе 8-11 классы. Санкт-Петербург «ЛИТЕРА», 2014.
Дополнительная литература:
1) Е.Л. Ерохина. ЕГЭ 2014. Литература. Типовые тестовые задания. М.: «Экзамен». 2014.
2)Литература. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Ю.В. Лебедева «Русская литература. XIXв.10 класс», ч.1, ч. 2. Волгоград: «Учитель», 2012.
3)Н.М. Скоркина. Литература. Поурочные планы для 10 класса. Волгоград: «Учитель – АСТ»,2013
4)Е.В. Иванова. Анализ произведений русской литературы XIX века. 10 класс. Ко всем современным учебникам по литературе для 10 класса. М.: «Экзамен», 2012.
5)Пособие для учителя к учебнику и хрестоматии Ю.В.Лебедева «Русская литератураXIX века. 10 класс»: ч.1,ч.2 М.: «Просвещение», 2014.
Интернет ресурсы:
Российский образовательный портал www.school.edu.ru
Федеральный институт педагогических измерений www.fipi.ru
Московский институт открытого образования www.mioo.ru
Интернет-поддержка учителей русского языка и литературы http://kykyshkina.semenovschool3-nn.edusite.ru/p11aa1.html
Сеть творческих учителей www.it-n.ru
Сайт журнала « Литература в школе» http://litervsh.ru
Единая коллекция образовательных ресурсов http: / school.collection.informatika.ru
Журнал «Литература» (приложение к газете «Первое сентября»)http://lit.1september.ru/index.php
Технические средства обучения:
Проектор
Компьютер
Видеомагнитофон
Комплект портретов писателей
Наглядные и раздаточные пособия по литературе
CD художественных фильмов программных произведений
Материальное обеспечение:
Учебная мебель.
Согласовано
Начальник учебного отдела
полковник внутренней службы
Е.В. Кривошеев
«____» « августа » 2018г.